рублей. В сентябре 1921 г. было принято решение увеличить оба фонда на 500 тыс. рублей каждый . Исчисленный в ноябре 1921 г. проект сметы на институт и училище на первые 3 месяца 1922 г. составил уже 19 млн рублей. Общество приходов приняло решение отчислять на институт по 2 тыс. рублей с продажи экземпляра Православного церковного календаря на 1922 г. При тираже 40 тыс. экземпляров это давало институту 80 млн рублей. Сборы на институт и училище в Рождественские праздники 1922 г. дали 50 млн рублей . Таким образом, средствами на конец второго и начало третьего года институт и Пастырское училище были вполне обеспечены. Однако с конца 1921 г. атмосфера над Церковью в очередной раз стала сгущаться. В Петрограде обсуждались новые запреты и ограничения, которые собирались ввести власти. А с февраля–марта 1922 г. постепенно набирала скорость кампания изъятия церковных ценностей, и начались первые публичные заявления «прогрессивого духовенства» (обновленцев). В апреле 1922 г. комиссии по изъятию церковных ценностей пошли по храмам Петроградской епархии с описями. Начались столкновения с ними верующих, а митрополита власти вызывали для объяснений в Смольный . В это время у деятелей Богословско-пастырского училища, лаврских монахов и некоторых бывших профессоров Санкт-Петербургской духовной академии возникла идея о «возрождении духовной академии». Однако время для обсуждения этого вопроса оказалось совсем неподходящим. В городе было неспокойно, начались аресты духовенства. Настоятель Казанского собора протоиерей Н. К. Чуков неустанно призывал верующих жертвовать своими ценностями, чтобы выкупить соборные, и бился за сохранение иконостаса собора. В ночь на 30 апреля были арестованы Ю. П. Новицкий и большинство членов Правления Общества приходов. Ждал ареста и ректор института. Возможно, впрочем, что некоторых раздражало то, что прибывшего из провинции протоиерея народ в столице называл «ректор духовной академии». В связи с разговорами об этом «возрождении» Совет Богословского института в спешном порядке провел проекты об Академии богословских наук и о присуждении ученых степеней.

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЯВДИН Анатолий Павлович (3.12.1885, дер. Нов. Усад Инсарского у. Пензенской губ.-19.08.1965, Ленинград), семитолог, специалист по истории сир. языка и лит-ры. Окончил историко-филологический (1912) и вост. (1916) фак-ты С.-Петербургского ун-та, ученик акад. П. К. Коковцева . В 1911-1929 гг. работал на кафедре сир. языка, гебраистики и арам. наречий С.-Петербургского (Петроградского, Ленинградского) ун-та. Преподавал в Пастырско-богословском уч-ще в Петрограде, в 1921-1923 гг.- греч. язык в Петроградском Богословском ин-те . В 1921-1929 гг. научный сотрудник НИИ сравнительной истории языков и лит-р Запада и Востока им. А. Н. Веселовского (ИЛЯЗВ), в 1924-1929 гг. научный сотрудник, хранитель сир. рукописей Азиатского музея АН. Участвовал в религиозно-философских кружках, преподавал на благовестническо-богословских курсах, вел занятия с детьми. В янв. 1928 г. уклонился в иосифлянство (см. Иосиф (Петровых) ). В 1929 г. арестован, приговорен к 5 годам лагерей. После освобождения в 1933 г. работал в Гос. академии истории материальной культуры. В 1942 г. эвакуирован в Дагестан, где преподавал в школе. В 1945 г. вновь арестован, приговорен к 10 годам лагерей, освобожден в 1954 г. Работал в архиве АН в Ленинграде. Научные работы А. не сохранились, известны только по названиям: «Сирийские апокрифы и сказания», «Сирийский философ Бардесан и его трактат «О законах стран»», «Очерки истории сирийской литературы», «Биография Ябалахи III - памятник истории сирийцев монгольской эпохи». Основной труд А.- «Грамматика сирийского языка с хрестоматией» - сохранился, не издан. Лит.: Анциферов Н. П. Из дум о былом. М., 1992; Васильков Я. В. Судьба русского сириолога: Анатолий Павлович Алявдин (1885-1965)//Атра. 1993. 5; Бовкало А. А. Последний год существования Петроградского Богословского института//Минувшее: Ист. альманах. СПб., 1998. Вып. 24. С. 484-549. А. А. Бовкало Рубрики: Ключевые слова: ГРАФФЕН Франсуа (1905 - 2002), франц. ориенталист, исследователь сир. лит-ры, директор издательской серии «Восточная патрология»

http://pravenc.ru/text/114206.html

103, 123, 126, 128, 129, 135, 142, 146, 147, 148,150, 151, 392 Никитин Арсений . 59 Никитина Нина Александровна; (15 августа 1903 – ?). Окончила советскую трудовую школу 2-й ступени (б. гимназия Мушниковой) в Петрограде (1920), одновременно занималась на курсах по дошкольному воспитанию и в институте Физического образования им. П. Ф. Лесгафта. Зимой 1920 работала по ликвидации неграмотности в Красной Армии. В 1920 поступила на историческое отделение Петроградского университета, после третьего курса перевелась на географический факультет по специальности этнография, который и окончила в 1926 году. Будучи студенткой, была курсовым представителем, секретарем этнографического кружка. Одновременно окончила Богословский институт (1923). Активная участница Вознесенского братства. Арестована 22 июня 1925 по «делу студентов». Вскоре освобождена. В 1925–1927 – регистратор в отделе этнической антропологии Российской Академии Истории материальной культуры. В 1926 была избрана младшим ассистентом при кафедре этнографии восточных славян, но в связи с сокращением штатов не была утверждена. Постепенно отошла от религии. «Среди всех отчетов только Никитиной видно стремление не только отчитаться в марксистском минимуме, но и работать по существу (участие в работах Института марксизма и в обществе воинствующих материалистов-диалектиков)», – отзыв Кривцова 15 ноября 1929. Впоследствии работала в Историко-лингвистическом институте. С ок. 1933 – научный сотрудник Государственного музея социалистической реконструкции сельского хозяйства. Соч.: К вопросу о русских колдунах (оттиск из Сборника Музея антропологии и этнографии. Т. VII. 1928. С. 299–325); Можно ли верить гадалкам и знахарям. [Л.] 1930 (Против попов и церкви); Методическое письмо по организации антирелигиозной работы среди народов Севера. Под рук. проф. В.Т. Богораз-Тана. М. 1934 (Центральный Совет Союза воинствующих безбожников СССР). См.: Бовкало А. А. Высшее женское образование в России в 1910 – 1920-х годах.//Духовное просвещение в России. Материалы международной конференции. Смоленск. 1995. С. 28–37; Бовкало А. А. Последний год существования Петроградского Богословского института//Минувшее. Исторический альманах. Вып. 24. СПб. 1998; Чуков Н., прот. Один год моей жизни. Публ. В. Антонова//Минувшее. Исторический альманах. 15. М.-СПб. 1994. С. 521–618.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

было принято определение о женских учебных заведениях духовного ведомства, которое предполагало введение обязательного семилетнего обучения, а учебные планы должны были быть согласованы с планами аналогичных заведений духовного ведомства и Министерства народного просвещения – планами восьмиклассных гимназий. О востребованности женщинами богословского образования свидетельствует тот факт, что в единственном выпуске Петроградского богословского института, который состоялся в 1923 г., из 26 человек выпускников было 9 женщин: Ассанович Екатерина Львовна, Васильева Мария Васильевна, Дубова Мария Павловна, Кузьмина-Караваева Анна Дмитриевна (впоследствии мать Мария), Копреева Наталия Николаевна, Лазаревич-Шапелевич Анна Алексеевна, Никитина Нина Александровна, Померанцева Екатерина Васильевна, Соболева Валентина Владимировна 68 . Октябрьская революция надолго прервала попытки получения богословского образования женщинами. В православных церквах, где традиция не была искусственно прервана, необходимость предоставления женщинам права на получение высшего богословского образования вполне осознавалась 69 . Во второй пол. XX в. некоторые поместные церкви Греции, и особенно диаспоры Франции и США стали допускать женщин к учебе в духовных семинариях и на богословских факультетах и к преподаванию в них 70 . 3. Женщины в миссиях и на приходах Опыт Алтайской миссии Наиболее успешной миссией русской церкви можно с уверенностью назвать Алтайскую. Основатель этой миссии, известный архимандрит преп. Макарий Глухарев, осознавал острую необходимость в помощи женщин при миссионерской деятельности. Уже в 1830-е гг. у него возникла идея организации на Алтае «женской общины миссионерок-диаконисс». В подготовленном им проекте реформы миссионерского дела в России значительное внимание уделялось участию в миссии женщин – жен миссионеров и собственно диаконисс, которые могли бы помогать миссионерам при подготовке оглашаемых к крещению и «в наставлении новокрещенных», а также исполнять в походных церквах дела чтеца, звонаря, просфорни, помогать при обучении девочек и «в содержании деревенских школ», принимать «новокрещенных сирот женского пола на воспитание», обучать их грамоте, рукоделию 71 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В положении о Богословском институте сказано: « § 1 . Богословский институт есть высшее церковное училище, имеющее своей целью подготовку просвещенных духовно-настроенных пастырей и деятелей Православной Церкви в Петроградской епархии. § 2 . В круг деятельности Богословского института входит: 1. Преподавание богословских наук и ведение практических занятий, необходимых для основательного изучения православного богословия и успешного служения Церкви в современных условиях. 2. Разработка богословских и церковно-практических вопросов, выдвигаемых современной жизнью и проведение правильного решения их в сознание общества. § 3. Для распространения в обществе христианских понятий и для объединения религиозных людей вокруг Православной Церкви Богословский институт открывает церковно-просветительные братства, кабинеты, музеи и другие ученые и учебно-воспитательные учреждения, организует богословские курсы и разного рода кружки, библейские, апологетические, миссионерские, церковного пения и т. п. § 4. Богословский институт находится в ведении Святейшего Патриарха под руководством Петроградского Митрополита и на попечении епархии и приходских общин Петрограда. §... § 9. Богословский институт содержится на средства Петроградской епархии, отпускаемые ежегодно епархиальным собранием, на отчисления приходскими общинами из храмовых и приходских сумм, на пожертвования отдельных лиц, учреждений, братств, монастырей, обществ и т. п., на кружечные и тарелочные сборы по церквам епархии, на денежные поступления за отдельные курсы, лекции, беседы и проч., устрояемые институтом. §... § 28. В Богословском институте преподаются и изучаются всеми студентами следующие предметы: 1. Священное Писание Ветхого Завета, 2. Священное Писание Нового Завета, 3. История Вселенской Церкви, 4. История Русской Церкви, 5. Богословие: Догматическое, 6. Нравственное, 7. Пастырское, 8. Сравнительное, 9. Патрология, 10. Агиология, 11. Христианская мистика, 12. Религиозная метафизика, 13. История религии, 14. Христианская апологетика, 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1923 году все система богословского образования в Петрограде переживала радикальные изменения. С одной стороны шел натиск государственного атеистического направления, с другой стороны обновленцы пытались закрепиться на своих позициях, а с третьей, традиционные, так называемые «тихоновцы» предпринимали все меры к тому, чтобы сохранить то, что уже было создано и по возможности развиваться дальше. Если посмотреть на официальные данные по справочнику «Весь Петербург», то складывается довольно туманная и нерадостная картина. 1923. Курсы Богословские учебные заведения (с. 39) Петроградский Богословский институт – Троицкая, 3, кв. 55. И. о. ректора проректор Щербов И. П., секр. проф. Зарин; Петроградское Богословско-Пастырское училище – Троицкая, 3, кв. 55. Зав. Щербов И.П.; Богословские курсы 2-го Благочиннического округа в Петрограде – Екатерингофский, 24. Зав. свящ. Эльб К. К., секр. Депп Е. С. 1924. Именной указатель ЗАРИН Сергей Михайлович, научн. сотр. – Пушкинская, 12; ЩЕРБОВ Иван Павлович, архив. – Пр. 25 Октября, 163 (то же – 1925). 1924. Общества, не преследующие цели извлечения прибыли Религиозные Богословские курсы Центр. Ленингр. района – Екатерингофский, 24 (с. 189); Ленинградский Богословский институт – ул. Халтурина (б. Миллионная), 31. Ректор Раевский П. В., секр. проф. Стефанович Д. (С. 190); Ленинградское Богословско-Пастырское училище – Екатерингофский, 24. Зав. Пакляр А. В. (С. 190); именной указатель СТЕФАНОВИЧ Дм. Феоф., служ. рел. культа – Красная, 6. 1925. Высшие учебные заведения Институты Ленинградский Высший Богословский институт – ул. Халтурина (б. Миллионная), 31, кв. 4. Ректор Раевский П.В., проректор проф. Титлинов Б.В. (С. 52). Курсы (в ведении Ленинградпрофобра) 10. Разные Высшие Богословские курсы – Екатерингофский пр., 24. Рект. проф. Чуков Н. К., секр. Успенский Н. Д. именной указатель РАЕВСКИЙ Пав. Вас., проф. – Тихвинская, 9. УСПЕНСКИЙ Никл. Дм. «Богословские курсы» 7-я Советская, 29. ЧУКОВ Никл. Кирилл., проф., рект. Богосл. Курсов – пр. 25 Окт., 11 (то же – 1926, 1928, 1929 – только проф.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Председателем Отдела по заведованию Центральным церковным книжным фондом института стал протоиерей Н. Чуков. Ко дню тезоименитства Святейшего Патриарха Тихона от института ему был послан адрес, подписанный ректором прот. Н. Чуковым, проректором И. П. Щербовым, членами Правления Ф. К. Андреевым, Ю. П. Новицким и секретарем прот. Н. Чепуриным. Адрес, составленный проф. Ф. К. Андреевым, гласил: «Ваше Святейшество! В день празднования Ангелу Вашего Святейшества, основанный при Вашем участии и Архипастырском благословении Петроградский Богословский Институт, закончивший ныне первый свой учебный семестр, просит Ваше Святейшество принять горячее его приветствие и пожелание Вас здравия и долгоденствия. Богословский институт молит Бога, чтобы последние скорби, постигшие Ваше Святейшество, не подействовали разрушительно на телесное Ваше здравие, уверенный, что Ваши силы душевные только закаляются в подвиге терпения, который Вы несете вместе со всею Русскою церковью. Для Вас, как главы Ее, этот подвиг терпения является сугубым, но мы надеемся, что Господь подаст Вам к тому и помощь сугубую, на благо всей нашей Церкви Поместной. Приступая, после краткого перерыва, посвященного сдаче студенческих зачетов по пройденному курсу, к продолжению своего учебного года, профессора и студенты Богословского Института снова испрашивают Вашего Архипастырского благословения на предстоящие им учебно-воспитательные труды». В ответ св. Патриарх Тихон направил следующее письмо о. Ректору: «Многоуважаемый о. Протоиерей! Приношу Вам, профессорам и студентам Петроградского Богословского института благодарность за поздравления и молитвы в день Моего Ангела. Господь да благословит деятельность Института на пользу Св. Церкви и поможет душам, жаждущим Христовой истины, возгревать богословским ведением и приложением его к жизни благодатный огонь, принесенный на землю Спасителем. Патриарх Тихон. 24 авг./6 сен. 1920» 323 . Занятия наставников состояли в чтении лекций по программам, представленным в начале учебного года и утвержденным Советом, ведении практических занятий, рассмотрении студенческих докладов, рефератов и проповедей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Митрополит сочувственно отнесся к соображениям Щербова и предложил ему детально разработать изложенные в докладной записке начала устройства новых духовно-просветительных учреждений, в частности Богословского института. Действительно, с закрытием духовной академии в обществе и в церковных кругах Петрограда возникла потребность в подобном учебном заведении. Это также давало бы возможность всем ищущим разрешения религиозных и церковно-практических вопросов получать таковые в научно-обоснованном виде из вполне компетентного духовно-учебного заведения. В июле 1919 г. Щербов представил митрополиту Вениамину выработанные им проекты «Положений»: о Богословском институте, о Богословских курсах и о Богословском кружке. Проектировалась стройная система религиозного образования. Богословские кружки и Богословские курсы – низшие ступени духовного образования, Богословско-пастырское училище – средняя, Богословский институт – высшая ступень. Богословские кружки планировалось организовать при местных приходских церквах. Их цель заключалась в ознакомлении с учением православной Церкви. Богословские курсы предполагалось открыть в каждом благочинническом округе. Богословско-пастырское училище имело специальную цель подготовки священнослужителей для Петроградской епархии. Богословский институт должен был давать высшее богословское образование, разрабатывать богословские и церковно-практические вопросы, выдвигаемые жизнью, и, не замыкаясь в стенах одного учебного заведения, развивать широкую просветительную деятельность, устраивая публичные лекции, кружки, курсы, братства, издавая журнал, брошюры и т. п.   Подготовка к открытию Богословского института   Представленные Щербовым проекты были одобрены митрополитом, и 1 августа 1919 г. на проекте «Положение о Богословском Институте в Петрограде» он написал: «Проект одобряю. Ввиду большой нужды в богословски-просвещенных людях для служения Церкви и обнаруживаемого внимания к богословскому просвещению со стороны общества, необходимо поспешить с открытием института. На составителя проекта возлагаю дальнейшую работу по организации и учреждению института, как то: составление сметы, сношение с разными учреждениями и лицами и т. д.» . Проекты «Положений» были опубликованы в «Петроградском церковном вестнике» . Приходские общины Петрограда заинтересовались поднятым вопросом, и некоторые из них (например, Покровско-Коломенский приход во главе с настоятелем протоиереем В. А. Акимовым), стали обсуждать его на своих приходских собраниях.

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

Весь строй Богословского Института создан на строго церковных началах: с одной стороны тесное каноническое единение с Высокопреосвященным Владыкой, как Епархиальным Архиереем, с другой – живая непосредственная связь с православным народом – приходскими общинами Петрограда и епархии. [...] К Вашему Высокопреосвященству Богословский Институт считает своим долгом обратиться с особенным словом почтительной сыновней признательности: Вы – вдохновитель всего этого дела, Вашей любовью Институт начал свое бытие, Вашими попечениями он имеет возможность жить и свободно дышать, отдаваясь всецело – ничем не стесняемый – осуществлению своих прямых задач; в Вас он видит и в дальнейшем своего любящего отца, покровителя и руководителя. [...]» 992 . В конце заседания с глубокой напутственной речью выступил митрополит Вениамин. Владыка особенно подчеркнул, что ему «хотелось бы видеть в институте не столько учебное заведение, сколько школу, похожую на школы древности – александрийскую, антиохийскую, куда обращались все за удовлетворением своих религиозных запросов, и которые широко влияли и вне своих стен. Также и здесь институт должен широко нести религиозное просвещение за свои стены» 993 . С открытием Богословского института в него были приняты многие студенты II курса Богословско-Пастырского училища. Само же училище, которым продолжал заведовать И.П. Щербов, вошло в тесную административно-педагогическую связь с Богословским институтом, а в конце 1920 года было объединено с ним и в экономическом отношении. Программа училища существенно сократилась и приобрела ярко выраженный практический характер. Наибольшим по объему курсом стала литургика, большое внимание уделялось также миссионерству, церковному проповедничеству и дидактике Закона Божия. Средства на содержание института поступали от целевых сборов, которые производились по всем приходам епархии четыре раза в год. Неоднократно ему материально помогал и митрополит Вениамин. Однажды за литургией в храме Троицкого подворья святитель получил от одной девушки запечатанный конверт с надписью «На Богословский Институт». По вскрытии конверта в нем оказалось 100 тысяч рублей 994 . Сам митрополит Вениамин пожертвовал в пользу студенческого фонда институтаБогословско-Пастырского училища) 600 тысяч рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Руководство Богословско-пастырского училища уклонилось от предложенного ректором Высших Богословских курсов протоиереем Н. К. Чуковым обсуждения вопроса о совместной (как ранее с Богословским институтом) деятельности, и контакты между находившимися три года в одном помещении учреждениями практически отсутствовали. Вместо этого имели место конфликты из-за помещений и библиотеки Богословского института, которой пользовалось училище после закрытия института в 1923 г., и уже считало своей. 28 мая 1927 г. по «делу Богословско-пастырского училища» были арестованы архимандриты Гурий и Лев (Егоровы), протоиерей Ф. К. Андреев и другие преподаватели и учащиеся, однако дело развалилось. 19 ноября 1927 г. всех освободили под подписку о невыезде, а через несколько дней на квартире Андреева состоялось первое собрание «влиятельных представителей клира и мирян – противников компромисса с советской властью», которое стало началом организационного оформления нового церковного раскола – «иосифлянского движения» . В результате в августе 1928 г. власти закрыли не только Богословско-пастырское училище, которое за 10 лет дало духовное образование нескольким сотням будущих пастырей и мирян, но и Высшие Богословские курсы. Совет курсов предупреждал своих студентов о недопустимости их участия в агитации в пользу «иосифлянского движения», однако несколько человек все же в ней участвовали, за что подверглись репрессиям гражданских властей. Скорее всего, это и послужило поводом к закрытию курсов: «И эти Богословско-пастырские курсы, во главе которых я также оставался ректором, тоже просуществовали только 3 года и, сделав один выпуск, были закрыты (в августе 1928 г.) опять-таки вследствие внутрицерковных неблагоприятных условий (появления иосифлянского раскола)», – говорил митрополит Григорий 14 октября 1946 г. в своей речи на торжественном акте открытия Ленинградской духовной академии . Библиотека Петроградского Богословского института, сданная в Книжную палату, была отправлена в Москву. В Ленинграде остались только простейшие богословские курсы .

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010