М. В. Шкаровский Влияние кампании изъятия церковных ценностей и обновленческого раскола 1922 г. на деятельность Петроградского Богословского института   Петроградский Богословский институт просуществовал всего три года, но его деятельность была яркой страницей в истории духовного образования Русской Православной Церкви. Институт был создан вскоре после закрытия Петроградской духовной академии и в значительной степени успешно заменил ее. Однако кампании изъятия церковных ценностей и обновленческого раскола 1922 г. стали причиной прекращения существования и этого учебного заведения. Поскольку здание Петроградской духовной академии было еще в 1918 г. реквизировано советскими властями, Богословский институт разместился на подворье Троице-Сергиевой лавры (набережная Фонтанки, ныне Центральная городская библиотека имени В. В. Маяковского). 23 января 1920 г. сщмч. митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский) совершил в помещении Богословского института молебен и открыл под своим председательством первое заседание Совета. В этот день Совет организовал правление, ректором был избран протоиерей Николай Чуков, а проректором – заведующий Богословско-пастырским училищем Иван Павлович Щербов . В институт принимались лица православного исповедания, желающие послужить Церкви Христовой, старше 18 лет и имевшие законченное среднее образование, в том числе женщины – случай очень редкий в истории русского православия. Зачисление абитуриентов началось 31 марта 1920 г., и к моменту открытия института на первый курс приняли 60 человек – 35 мужчин и 25 женщин. Обучение было бесплатным, занятия проводились по вечерам, чтобы их могли посещать работающие люди . В институте преподавали 29 предметов. Практически полностью были введены преподававшиеся ранее в духовных академиях богословские, философские и церковно-исторические дисциплины. Появились и новые: история религии, религиозная мистика, агиология, христианская мистика, христианское обществоведение, христианская педагогика, христианское искусство и история русского религиозного самосознания, знакомившая с общим ходом и направлением умственных исканий русского общества в религиозно-нравственной области .

http://sedmitza.ru/lib/text/10312287/

Закрыть itemscope itemtype="" > «Се восходим в Иерусалим»: к готовящемуся изданию иерусалимских дневников (1928-1930) отца Киприана (Керна) 13.05.2012 438 Время на чтение 23 минут Вниманию читателей портала предлагаются отрывки из иерусалимских дневников одного из виднейших представителей парижской школы русского богословия, профессора Свято-Сергиевского богословского института архимандрита Киприана (Керна), которые в полном объеме ожидаются к публикации в конце этого года. Эти записи проливают свет на жизнь русской общины в Палестине в период Британского мандата, а также на внутренний мир молодого начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме. Отец Киприан (Керн) (1899-1960) известен русскому читателю как один из виднейших представителей так называемой парижской школы русского богословия, профессор Свято-Сергиевского богословского института, замечательный педагог и духовник. Его учениками и духовными чадами были о.Александр Шмеман, о. Иоанн Мейендорф, о. Борис Бобринский. К осени этого года автором данной статьи, совместно со Свято-Сергиевским богословским институтом в Париже, будут изданы Иерусалимские дневники о.Киприана (Керна) (около 300 страниц), которые он вел в 1928-1930 гг., будучи начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме. Константин Керн (будущий о. Киприан) родился в 1899 г. в Туле в старой дворянской семье. Был выпускником Императорского Александровского лицея. Став священником, он ежегодно 19 октября служил панихиду по А.С. Пушкину и всем другим почившим лицеистам. В 1917 г. поступил на юридический факультет Петроградского университета, но завершил юридическое образование уже в эмиграции: в 1921 г. Константин Керн окончил юридический факультет Белградского университета. А в 1925 г. - еще и богословский. Духовным примером был для него в те годы митрополит Антоний (Храповицкий). Константин видел его неоднократно во время Московского собора 1917-1918 гг., а затем в эмиграции, в Константинополе и Сербии. Керн стал одним из множества молодых людей, которые под влиянием митрополита Антония приняли монашество и священный сан и начали заниматься богословием. Именно он навсегда остался для архимандрита Киприана «великим аввой» . Так через своих учеников митрополит Антоний (Храповицкий) опосредованно влиял и на русскую православную молодежь во Франции, не принадлежавшую к «зарубежной» юрисдикции.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

О языке богослужения (Речь на акте Богословского института 11/24 мая 1921 года) От публикатора История нормированного языка это, с одной стороны, история нормы, а с другой – история общественных дискуссий об этом языке. Для истории церковнославянского языка нового времени огромный интерес представляют периодически возникающие споры о соотношении в богослужебной практике церковнославянского и русского языка. Всплеск интереса к этой теме наблюдается в 1905 г., когда после указа Николая II «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка» Русская православная церковь , ранее занимавшая господствующее положение, оказывается в ситуации конкурентной борьбы. В результате начинается активное обсуждение реформ в различных областях церковной жизни. Одной из тем этих дискуссий становится вопрос о языке богослужения. Пик дискуссий приходится на 1905–1907гг. Исследовавшему материалы дискуссии свящ. Н. Балашову известно 92 публикации, посвященных вопросу о языке богослужения [Балашов 1998: 259; о лингвистических аспектах этой дискуссии см. Плетнева 1998]. После 1917г широкая дискуссия прекращается. Это связано с тем, что текущие политические события отодвигают вопрос о языке на второй план, а также с прекращением выхода практически всех церковных изданий. Эти проблемы возникают лишь на заседаниях различных религиозных, философских или научных обществ. Тексты подобных выступлений в печать не попадали и, как правило, оказывались утраченными. Тем более интересным является речь П.П. Мироносицкого «О языке богослужения», произнесенная в мае 1921 года на акте Петроградского Богословского института. Для исследователя истории богослужебного языка личность П.П. Мироносицкого 1 представляет исключительный интерес. Учитель, составитель учебных пособий по русскому и церковнославянскому языку, автор поэтических переводов богослужебных песнопений с греческого языка на русский, П.П. Мироносицкий активно интересовался вопросами языка и строя православного богослужения. Значительный интерес представляет печатная полемика между П.П. Мироносицким и товарищем обер-прокурора Синода Н.Ч. Зайончковским [биографическую справку см. ПЦР VII: 341], выпускавшим переводы богослужебных текстов под псевдонимом Н. Нахимов. Эта дискуссия демонстрирует два подхода к переводу церковнославянских богослужебных текстов на русский язык. Если Н. Ч. Зайончковский ставил перед собой задачу сделать текст максимально понятным для читателя, то П.П. Мироносицкий считал, что чрезвычайно важно при этом не утратить эстетических особенностей оригинала. Он резко критиковал переводы Н. Ч. Зайончковского за отказ от славянского синтаксиса, что приводило, по его мнению, к разрушению риторической структуры богослужебных текстов. Дискуссия П.П. Мироносицкого и Н.Ч. Зайончковского остается уникальным образцом дискуссии о принципах переводческой техники с церковнославянского на русский.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Л.К. Александрова-Чукова, протоирей Сергий Звонарев Проблематика высшего управления Русской Православной Церкви по дневникам протоиерея Н. К. Чукова 1925–1930 гг. Источник Скачать epub pdf Содержание Нестроения в Петроградской (Ленинградской) епархии после процесса 1922 г. и позиция протоиерея Н. К. Чукова Высшее церковное управление после кончины Святейшего Патриарха Тихона 1925–1930 гг. – Из Дневника протоиерея Н. К. Чукова     В последние десятилетия свет увидели несколько публикаций дневников протоиерея Н. К. Чукова (митрополита Григория) 1 , относящихся к разным аспектам его многосторонней деятельности. Настоящая подборка дневников посвящена вопросам канонической преемственности высшей церковной власти в 1925–1930 гг.Она начинается днем кончины свт. Тихона, Патриарха Московского и всея России(† 7 апреля 1925 г.), после которой уже имевшиеся ранее нестроения в Церкви, связанные с революцией, «большевицким походом на Церковь » и обновленческим расколом, усугубились вынужденной необходимостью передачи высшей церковной власти на основании актов и завещаний, поскольку Поместного собора Всероссийской Церкви, намеченного на 1921 г., советская власть провести не разрешила. Дневник охватывает период жизни и служения протоиерея Николая между третьим и четвертым его арестами.     Нестроения в Петроградской (Ленинградской) епархии после процесса 1922 г. и позиция протоиерея Н. К. Чукова 30 ноября 1923 г. настоятель Казанского собора и бывший ректор Богословского института в Петрограде протоиерей Н. К. Чуков вместе с другими осужденными на Петроградском процессе 1922 г. был освобожден и оказался без места, так как собор захватили живоцерковники, а корпорация института во избежание подобного же захвата в мае 1923 г. приняла решение о его закрытии. В 1924 г. протоиерей был назначен настоятелем Николо-Богоявленского собора, а в 1925 г. возглавил Высшие богословские курсы в Ленинграде 2 . После расстрела митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) в 1922 г. северная кафедра вдовствовала четыре года. За это время Петроградской (Ленинградской) епархией временно управляли викарии, в частности, в мае-июне 1922 г. 3 епископ Ямбургский Алексий (Симанский) 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

прот. Владимир Сорокин Часть VII. 1919–1922. Петроградский Богословский институт Инициатором учреждения Богословского института был уже упоминавшийся неутомимый труженик духовного просвещения, заведующий Богословско-Пастырским училищем И. П. Щербов. А непосредственным воплотителем этой идеи в жизнь стал о. Николай Чуков. Предыстория Богословского института во многом примечательна. 9 апреля/27 марта 1919 года И. П. Щербов подал митрополиту Петроградскому и Гдовскому Вениамину докладную записку, в которой изложил «некоторые соображения касательно организации в Петрограде высшей церковной школы и курсов с новой постановкой в них богословского образования» 289 . Подводя итог существовавшей до революции системы церковного образования, И. П. Щербов показал, что она должна быть признана ныне неудовлетворительной как со стороны состава учащихся, так и со стороны постановки дела. Учащиеся, большей частью дети необеспеченного сельского духовенства и крестьянства, шли в духовные учебные заведения, чтобы на наиболее льготных условиях получить среднее или высшее образование. При первом удобном случае некоторые из них переходили в светские учебные заведения. Сама постановка образования, почти исключительно теоретическая, мало располагала и подготавливала к церковному служению, иногда расхолаживала порывы будущих пастырей и делала первые годы их служения на приходе малопродуктивными. К тому же кандидаты священства вследствие юного возраста (21–23 года) были еще недостаточно зрелыми духовно, а это неблагоприятно отражалось на приходском служении. Иван Павлович был не одинок в такой оценке старой школы. Характеризуя духовно-учебные заведения дореволюционного периода, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I говорил: «Прежняя духовная школа была школой серьезной, глубокой, строгой, а в иных случаях и суровой школой. Добрая ей память, честь и слава!.. Но, как и все в этом земном мире, и духовная школа при всех своих огромных достоинствах имела и слабые стороны; слабой стороной прежней духовной школы было то, что она имела двойственную задачу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А.К. Галкин, А.А. Бовкало В сонме святых новомученников Смертные приговоры, вынесенные Петроградским ревтрибуналом 5 июля 1922 года, предусмотрительно включали пункт о конфискации имущества осужденных. На этом основании 12 июля 1922 года два следователя трибунала «произвели опись вещей, находящихся в покоях, лично занимаемых гр. Казанским (б. Митрополитом)» 1159 . «Покои» состояли всего из двух маленьких комнат – столовой и спальни (совсем как в Домике Петра Великого!), причем за столом могло поместиться лишь семь человек. Среди имущества митрополита наибольшую духовно-историческую ценность составляли иконы, которых было около 40, и 22 настенных фотографии в рамках. Одновременно с захватом для собственных нужд накопленных веками церковных драгоценностей большевистский режим не брезговал поживиться и по мелочи. Вскоре после расстрела митрополита Вениамина в Лавру явились представители властей и предъявили выписку из описи имущества казненного. На бумаге была издевательская резолюция губернского прокурора: «Если внесут миллиард рублей – имущество оставляется, в противном случае будет конфисковано». При этом «самую выписку приехавший представитель не нашел возможным оставить». Встречавший его монах смог лишь снять копию для доклада Духовному собору лавры. Изъятие мебели и прочих вещей из комнат митрополита «товарищи» произвели 3 ноября 1160 , накануне празднования пятой годовщины своего прихода к власти. Несколько ранее, 10 октября 1922 года, Малый президиум губисполкома отклонил ходатайство верующих об открытии мощей св. Александра Невского для поклонения, и они были конфискованы из алтаря лаврского Троицкого собора 1161 . Режим мог торжествовать победу. Но вся его победа над религией оставалась ограниченной – во времени и пространстве – «пределами действия советской власти» с ее репрессивными органами. Хранительницей памяти о новомучениках стала многомиллионная российская эмиграция. Еще в 1930 году братство при Сергиевском Богословском институте в Париже с благословения своего почетного главы митрополита Евлогия (Георгиевского) приступило к сбору сведений о жизни и подвиге Российских мучеников и исповедников для их последующей публикации. Объявление об этом, с просьбой присылать материалы, обошло всю эмигрантскую прессу 1162 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В.Алексеев, студент СПбДС Скачать epub pdf В декабре 2003 года в Санкт-Петербурге отмечалась знаменательная дата – 140-летие со дня рождения профессора Санкт-Петербургской Духовной академии, Санкт-Петербургского университета и академика Софийской Академии наук, доктора богословия Николая Никаноровича Глубоковского (1863–1937). Н. Н. Глубоковский родился 6/19 декабря 1863 года в селе Кичменгский Городок Вологодской губернии, в бедной многодетной семье священника. В двухлетнем возрасте он лишился отца. Начальное образование получил в Кобыльской церковноприходской школе (1870–1873), затем учился в Никольском Духовном училище (1873–1878), в Вологодской Духовной семинарии (1878–1884) и в Московской Духовной академии (1884–1889), которую окончил с исключительным успехом и был оставлен при ней профессорским стипендиатом по кафедре общей церковной истории. Его научными занятиями руководил известный историк Церкви профессор А. П. Лебедев , под руководством которого Н. Н. Глубоковский писал свое магистерское сочинение о блаженном Феодорите, епископе Кирском. В 1891 году Н. Н. Глубоковский представил в Ученый Совет Московской Духовной академии сочинение «Блаженный Феодорит , епископ Киррский» и был удостоен степени магистра богословия. С 1890 года преподавал в Воронежской Духовной семинарии, а в 1891 году переведен в Санкт-Петербургскую Духовную академию, на кафедру Священного Писания Нового Завета, со званием доцента. В 1897 году молодой ученый защитил в Московской Духовной академии докторскую диссертацию «Благовестие Апостола Павла по его происхождению и существу». В 1898 году Н. Н. Глубоковский был избран ординарным профессором Санкт-Петербургской Духовной академии. После закрытия Академии в 1918 году преподавал в Петроградском Богословском институте. В 1921 году эмигрировал в Финляндию, затем в Германию, в 1922 году – в Чехословакию, через год – в Сербию. С 1923 года вплоть до своей кончины 18 марта 1937 года известный и уважаемый ученый трудился на кафедре Священного Писания Нового Завета Софийского университета Болгарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения церкви Божией. Часть 2 Воспоминания, дневник, документы, речи и статьи. 1917-1923 гг. 06.05.2010 958 Время на чтение 68 минут Часть 1 16 апреля 1920 г. - день открытия Петроградского Богословского института. С этого дня прошло 90 лет. Автор Л.К. Александрова-Чукова посвящает статью, в которой пишет об основании и тяжелых годах существования этого учебного заведения, памяти всех учивших и учившихся. Борьба прот. Н. Чукова за духовно-учебные заведения Олонецкой епархии Официальный отдел первого номера Олонецких Епархиальных Ведомостей за 1917 год открывал указ Его Императорского Величества Самодержца Российского, присланный из Святейшего Правительствующего Синода на имя преосвященного Иоанникия: «...предоставить епархиальным преосвященным благословить приходское духовенство в проповедях и частных беседах внушать жителям о необходимости братских, полных христианской любви отношений к пострадавшим от войны беженцам, поручив... архипастырскому попечению Преосвященных устройство тех из них, кои принадлежат к церковному Мужское население страны находилось либо на передовой, либо в госпиталях, либо на заработках. При возросшей дороговизне продуктов вдовы с трудом могли прокормить своих осиротевших детей, и при существовавшей напряженности недовольство беженцами, которыми после отступления 1915 года наполнились все губернии России, местами грозило погромами. «В феврале 1917 г. произошла революция. К нам, в Петрозаводск, известие об отречении Государя пришло только 4 марта. С поздним вечерним поездом приехали из Петрограда матросы, обезоружили полицию, объявили о свержении царизма, устроили в театре митинг, на котором, кажется, был избран временный совет управления. Впоследствии был избран Комиссаром Временного Правительства Иерон. Феликс. Кучевский. В Петрозаводске не было пролетариата в собственном и строгом смысле слова: подавляющее число рабочих Александровского сталелитейного завода были мещане города, почти все имевшие свою оседлость, домики, огороды и т.п. Настроения революционного здесь особенно не чувствовалось. Наоборот, в первые дни, скорее, чувствовалась растерянность. Даже и потом, после октябрьской революции, происшедшей в Петрограде, у нас все шло по-старому, и только 5-го января 1918 г. вся власть перешла к Совету рабочих и красноармейских депутатов» - писал прот.Н.Чуков в IV части «Мои

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Слово пред панихидой по Федоре Михайловиче Достоевском по случаю 100-летней годовщины со дня его рождения 31 октября (13 ноября) 1921 г. (в Казанском соборе г. Петрограда) 14.11.2016 1026 Время на чтение 3 минуты В день 195-летия со дня рождения Федора Михайловича Достоевского публикуется слово, сказанное 95 лет назад ректором Петроградского Богословского института, настоятелем Казанского собора протоиереем Николаем Чуковым (впоследствии ставшим митрополитом Григорием) перед панихидой по великому русскому писателю. Вчера исполнилось 100 лет со дня рождения великого русского писателя Ф.М.Достоевского, и мы сегодня собрались помянуть его, помолиться о нем . В суете и мраке сегодняшней жизни особенно отрадно и важно останавливаться мыслью на великих людях, некогда светивших человечеству. Это не только поднимает дух, обращает взор от низменных интересов в сторону высокого и идеального, но и освещает путь жизни. А Ф.М. Достоевский был именно одним из таких людей, гений которых бросил лучи, руководящие в пути жизни. Великий проникновенный ум, широкое всеобъемлющее сердце через тяжкие испытания жизни привели Достоевского к пониманию и раскрытию глубоких тайников души человеческой, к уяснению вековечных вопросов, волнующих мир, к постижению безысходных пучин горя людского, к прозрению путей, по которым движется жизнь народная. Всю свою жизнь Достоевский томился мукой религиозной жажды, всю жизнь он отдал страстному, напряженному, бесстрашному исканию правды истинной веры, весь горел в огне всю жизнь зовущего его света Христовой правды. «Неотвязные вопросы о смысле жизни, о страшном зле жизни, о том, кто виноват в нем, как спастись от него», томят Достоевского. Он ищет правды жизни, все разрешающей и от всего спасающей. И эту правду ему открыло Евангелие: «...эту правду, всю правду, полную и все разрешающую, он нашел во Христе, Спасителе мира, - во Христе, как истинном Богочеловеке, пришедшем, распятом, воскресшем и грядущем судить живых и мертвых. Здесь, во Христе, он нашел спасение, в Его кресте - искупление, в Его суде - разрешение»...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/n...

П. Уржумцев В 1975 году исполняется 75 лет со дня рождения и 50 лет научной деятельности видного литургиста современности, историка Церкви, музыковеда-медиевиста, ученого с мировой известностью, доктора Церковной истории и кандидата искусствоведения, профессора Ленинградской духовной академии, Николая Дмитриевича Успенского . Мы постараемся здесь, в связи с этим юбилеем, насколько это возможно в статье, показать пути становления Николая Дмитриевича Успенского , как ученого, рассказать о его научном кредо, принципах и направлении его научной работы, и преподавательской деятельности в духовной школе. Николай Дмитриевич Успенский родился 3 января (ст. ст.) 1900 года в семье священника погоста Поля Новгородской губернии. Здесь впечатления детства уже определяют его будущие интересы. Так, именно здесь, в сельском храме, где истово, благоговейно и проникновенно служил его отец, у него зарождается любовь к службам церковным. Здесь же начинает проявляться у него и наследственная любовь к церковной музыке и пению. Его родители и дедушка, певец новгородского Софийского собора, были музыкально одаренными людьми. Отец его организовал из крестьян церковный хор и столь умело направлял его рост, что этот хор исполнял произведения Д. Бортнянского, протоиерея П. Турчанинова, А. Архангельского . В 1909 году, Николай Успенский поступает в духовное училище в г. Старая Русса, по окончании которого учится в Новгородской духовной семинарии. Во время обучения в духовном училище, он был ведущим в партии дисканта в училищном церковном хоре. Годы гражданской войны Николай Дмитриевич провел в рядах Красной Армии, а по демобилизации продолжал богословское образование в Петроградском Богословском институте. По окончании института он пишет кандидатское сочинение «Происхождение чина агрипнии или всенощного бдения, и его составные части». По получении степени кандидата богословия Николай Дмитриевич, по ходатайству его руководителя профессора Алексея Афанасьевича Дмитриевского , был оставлен при кафедре литургики для научной специализации.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010