По устроению в новосозидаемом храме кивота для мощей святителя был совершен и навсегда установлен праздник перенесения честных мощей иже во святых отца нашего Петра, митрополита и чудотворца всея России. По случаю же падения новосозидаемого храма, в котором мощи святителя находились, они вторично перенесены были в 1475 году на время в церковь Иоанна Лествичника и по совершенном сооружении Успенского собора, в 1479 году, в третий раз перенесены сюда и положены под спудом. После этого перенесения мощей святителя Петра праздник перенесения их установлен в 24 день августа. По установлении сего праздника Пахомий Сербянин, инок Троицкого Сергиева монастыря, по поручению начальства в конце XV века написал два канона на перенесение мощей святителя Петра. В 1547 году, после пожара, истребившего в Москве почти все кремлевские здания и разрушившего кровли и паперти Успенского собора, мощи святителя Петра перенесены были в Чудов монастырь и по возобновлении собора положены там в новую золотую раку, устроенную Иоанном Васильевичем IV в 1555 году по случаю рождения у него царевича Иоанна. В святцах наших, напечатанных в Москве (1648 г.), под 4 числом августа замечено: «Святитель Петр митрополит явился благочестивой царице Анастасии, не повелевая никому же гроб свой раскрывати никогда, и повеле ей своею печатию раку свою запечатлети, и того дня установиша праздник сей праздновати». Во время обладания Москвы поляками золотая рака святого Петра митрополита рассечена была на части, которые разделены между святотатцами. Мощи положены были под спудом в новую деревянную раку, окованную серебром. Из патриаршего устава видно, что на праздник святителя Петра 1679–1684 годов приносили в Успенский собор часть мощей его от патриарха и клали на налой или на гробницу святителя. До 1812 года они лежали под спудом запечатанные и запертые. Наполеон расторгнул гробницу, вероятно, с таким же святотатственным умыслом, как и Тохтамыш. С дозволения Святейшего Синода преосвященный Августин Московский торжественно открыл святые мощи Петра митрополита при освящении первой придельной церкви Успенского собора, где они почивают. Церковь в своих песнопениях день перенесения мощей святителя Петра называет всечестным праздником, веселящим императора и люди. «Яко врача преизрядна и источника чудесам обильна, днесь сошедшеся любовию духовныя твоя чада в перенесение честных мощей твоих, архиерея Петра, молим тя: моли Христа Бога, даровати честным твоим перенесением императору нашему на враги победительная».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ибо иначе как мог так дерзновенно противоречить ему в Антиохии апостол Павел и даже бросить ему упрек в лицемерии? Святой Иларий Пиктавийский выводит отсюда заключение о равенстве по достоинству Петра и Павла: «Кто же осмелился бы противостать святому Петру, главе апостолов, как не иной, подобный ему, который с верою в свое избрание, сознавая, что он и сам не неравен ему, мог твердо порицать первого за его неблагоразумный поступок?». Далее, как могли апостолы послать Петра вместе с Иоанном в Самарию? Зачем нужен был тогда собор Апостольский? Как могло произойти (пускай временное и фактически не вполне соблюдавшееся) разграничение поля деятельности между Петром и Павлом (разумеется, братская связь апостола Павла и основанных им Церквей с изначальной Церковью, Иерусалимской, не порывается и не ослабляется, но остается живой и деятельной, и апостол Павел чувствует себя единым с прочими апостолами: Я ли, они ли – мы так проповедали, вы так уверовали 85 ); как мог бы Павел так подчеркивать, что источник его веры – не авторитет Петра и других столпов, а откровение Иисуса Христа 86 и что поэтому он всецело равен по достоинству другим апостолам? Если бы апостол Петр был единодержавным руководителем Древней Церкви, наподобие нынешнего папы в католичестве, то как могли бы быть рядом с ним и другие столпы – Иоанн, любимый ученик, и Иаков, брат Господень, первый предстоятель (после Петра, которого он заменил в этой руководящей роли) матери Церквей – Церкви Иерусалимской? Итак, Петр обладал неким преимущественным авторитетом среди апостолов, ему принадлежала руководящая роль, но о владычестве Петра, но о господстве Петра (совершенно иначе звучат слова самого Петра: Пастырей ваших умоляю я, сопастыръ и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться, – 1Пет.5:1 ), но о непогрешимости Петра мы ничего не знаем ни из Писания, ни из Предания Церкви. То, чего он не имел, не мог он передать и своему «преемнику». И еще раз ставится тут вопрос: кто его «преемник»? Почему только епископ Римский, а не в равной степени епископ Церкви Антиохийской и епископ Церкви Иерусалимской? Ибо до Иакова, брата Господня, руководящая, предводительствующая роль в матери Церквей – Церкви Иерусалимской принадлежала, несомненно, Петру, а по древнему преданию, засвидетельствованному уже у Оригена , в Антиохии (где первые верующие стали называться христианами – см.: Деян.11:26 ), первым епископом был Петр («Игнатий – второй епископ после Петра»).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Помяни Господи князей младенец: Георгия, Андрея, Ивана. Помяни Господи княгинь младенец: Анну, Евдокию, Анастасию, Фетинию, Аксению, Евфимию, Ирину, Марию, Василиссу. Помяни Господи князей младенец: Наума, Ивана, Прова, княгинь младенец: Ульяну, Аксению, Анну, Евфросинию. Род Дмитрия Китаева. Помяни Господи: Василия, (жена его) Евпраксию, (сын его) Димитрия, (жена его) Аксению. Помяни Господи князя Александра (Черкасской) младенца княжну (дочь его) Парасковию. Помяни Господи инока князя Василия, князя Феодора (Алабышев), кн. Михаила (Репнин), кн. Георгия (Гепнин), кн. Андрея (Стригин), кн. Ивана (Бельский), кн. Димитрия (Немой). Род князя Михаила Глинскаго. Помяни Господи кн. Лазаря, (сын его) младенца кн. Петра, кн. Василия (Глинской). Род Льва Салтыкова. Помяни Господи: инока Леванида, (жена его) Анну, (сына его) Михаила, (сына его) Василия, (дочерь его) Генадию, Якова (Салтыкова), (жену его) Анну, (дочерь его) Марию. Помяни Господи кн. Петра, Ивана, Ивана, кн. Василия во иноцех Варлаама (Серебрякова), (жену его) кн. Аксению во инокинях Евпраксию, (сына его) кн. Бориса, кн. Петра (Серебрякова), Даниила (Романов), кн. Алексея, Василия. Помяни Господи князя Владимира, (жену его) кн. Агрипину, (сына его) кн. Василия, инока Сергия, ин. Иосифа, Якова, Ивана, Ирину, Агрипину, Елену. Помяни Господи архимандритов: Якима, Максима. Помяни Господи иереев: Симеона, Павла, Феофана, Давида, Герасима. Помяни Господи инока Иону, Алексея; инокини: Евфросинию, Агрипину, Татьяну, Улиту. Иноков: Даниила, Петра, Алексея, Деомида; инокинь: Марфу, Ирину, Агрипину, Варвару, Марину, Анисию (Павла Губастаго), инокиню Маремьяну, Татьяну; иноков: Георгия, Артемия (Савина), Василия (Баба), Бориса, Петра (Губастой), Георгия, Феодора (Лобанщика), Марью, Андрея, Василия, Никиту, (жену его) Феодору, Димитрия, Ивана, Иосифа, Петра (Петеля), Максима, Илию, Давида (Голодной) Григория, Исаия (меньшей), (сын его) Бориса, Пантелеймона (Фомина), Афанасия, инока Боголепа (Перепечин), инока Козьму (Баграков), Самоила, Артемия (Гневаш), Стефана, инока Давида, инока Захарии (Чертов), Мартирия (Чертов), инока Романа (Басалаев), Ивана (Сыдавной), (сына его) Василия, Наума (Суетин), Ульяну, Василия, Никиту, Никиту, Василия (Часовников), Петра, Ивана, Феодора, Ананию, Михаила, Ивана (Донской). Евфимию (сваю), Анну, Исаия (Губа), Аксению, Евфимию, Прокопия, Парасковию, Пелагию, Ивана, Макария, Георгия (Донской), Бориса, (заяд), Василия, Михаила, Олеферия Феодора (Максимов), Ананию (Пятой), Ирину, Александру, Ферапонта (Фара), Григория (Голодной) Михаила, млад. Ивана, млад. Григория, млад. Василиссу, Петра, Ивана, Феодора, инока Евфимия, Ивана, (Сахаров), Ивана, Феодора, Олеферия (Перепечин), Василия (Гомтюков), Симеона, Ивана инока. Онуфрия, Ивана, Аникия, Алексея, Симеона, Симеона (водовоз), Дея, Льва (Рылов), Петра, Ивана, Ивана (Рылов), Священноинока Варлаама, Ивана (Шемякина), Федора, Василия, Гавриила, Григория (Зыков).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В таком заключении Господней речи, обращенной главным образом к Петру, едва ли можно видеть поставление Петра в князя и главу прочих апостолов. Не скорее ли здесь видеть надобно чувствительное замечание человеку, который, по человеческой немощи, позволил себе несколько выказать себя перед другими и которого смиряют; а сверх того – выражение надежды или прямое предсказание, что Петр, заплатив за свое более глубокое падение более глубоким и плодотворным покаянием, станет опять наравне с прочими апостолами, на месте, которое занимал прежде? Таким образом, это место Евангелия в пользу главенства не говорит ничего: гораздо естественнее понимать это евангельское сказание в смысле апостольства (т. е., что речь идет здесь о ниспадении св. Петра и восстановлении в звание апостольства), и много – что в смысле Петрова первенства (т. е., что Петр, глубже других ниспавши, и сам восстанет прежде своих братий, и им своим примером восстать поможет, не приобретая через это, однако же, никаких прав преобладания над ними). Такое толкование тем достовернее, что оно предложено древними великими отцами Церкви 79 . б) В словах св. апостола Петра ( 2Петр 3, 14–16 ): темже, возлюбленнии, сих чающе, потщитеся нескверни и непорочны тому обрестися в мире, и Господа нашего долготерпение спасение непщуйте: якоже и возлюбленный наш брат Павел, по данней ему премудрости, написа вам, якоже и во всех своих посланиих, глаголя в них о сих, в нихже суть неудобь разумна некая, яже ненаучени и неутверждени развращают, якоже и прочая писания, к своей погибели им, – в словах этих римские богословы 80 хотят видеть канонизацию Павловых посланий Петром, как главой Церкви и Павла. Но из слов св. Петра ясно видно, что он вовсе не имел намерения канонизовать послания Павловы, – что он сделал одобрительный отзыв о них только мимоходом, в виду вводной мысли в речи. Если же потому, что Петр случайно сделал одобрительный отзыв о посланиях Павловых, нужно признать Петра главой Павла: то не скорее ли следует главой Петра признать Павла, который намеренно и торжественно не одобрил Петра, но в лице ему противустал, яко зазорен бе, – который, когда увидел, яко Петр и бывшие с ним не право ходят ко истине благовествования, и в Антиохии рек Петру перед всеми: аще ты, иудей сый, язычески, а не иудейски живеши, почто языки нудиши иудейски жительствовати, – и написал обо всем этом в послании к Галатам; а это то же самое, что – обнародовал поступки Петра по всей Церкви? Вообще эти вышеприведенные слова св. Петра в пользу его главенства не говорят ничего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

После краткого пребывания в доме матери Иоанна Марка Петр отправляется «в другое место». Это может означать как другой дом в Иерусалиме, так и место за пределами города. Поскольку Петр был беглым арестантом, он должен был искать себе прибежище вне пределов юрисдикции Ирода Агриппы I. Вероятным местом называют Антиохию 270 , Рим 271 или один из городов Галилеи 272 (не забудем, что в галилейском Капернауме у Петра был дом). Реакция Ирода Агриппы на исчезновение Петра, к которому была приставлена усиленная охрана, была предсказуемой и соответствовала порядкам, царившим в Римской империи того времени: солдаты в подобных случаях подвергались самому суровому наказанию. К тому же Агриппа, по-видимому, заранее пообещал иудеям казнить Петра (об этом свидетельствуют слова «намереваясь после Пасхи вывести его к народу» в начале рассказа). Так как сделать это не удалось, Агриппа по крайней мере посчитал нужным казнить виновников его исчезновения 273 . 6. Миссионерские путешествия Петра по книге Деяний В отличие от миссионерских путешествий Павла, описанных в Деяниях подробно и последовательно, путешествия Петра упоминаются в них лишь эпизодически, и восстановить полную картину его маршрутов на основании этих упоминаний невозможно. Дополнительный свет на передвижения Петра проливают послания Павла, однако и они дают весьма отрывочную информацию. Павел упоминает о пребывании Петра в Антиохии ( Гал. 2:11–14 ) и о наличии партии его последователей в Коринфе ( 1Кор. 1:10–17, 21–23 ). Присутствие Петра на Апостольском Соборе в Иерусалиме, где апостол рассказал об итогах своей миссии, зафиксировано и в 15-й главе Деяний, и у Павла ( Гал. 2:1–10 ). В настоящем разделе мы остановимся на миссионерской деятельности Петра вне Иерусалима, как она отражена в Деяниях. Сведения из других источников будут рассмотрены в 3-й главе нашей книги. Миссия среди самарян Действие первых семи глав Деяний разворачивается в Иерусалиме. При этом вторая половина 6-й главы и вся 7-я глава посвящены проповеди Стефана, его аресту и побиению камнями. Убийство Стефана стало лишь частью того «великого гонения на церковь в Иерусалиме», в результате которого «все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии» ( Деян. 8:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Так в общественном сознании, сначала жителей Советского Союза, а потом и России, начал формироваться новый имидж Карелии. Это край тысячи озер, от Онежского до маленьких безымянных, гранитных скал, загадочных валунов, водопадов, байдарочных и пеших походов. Не говоря уже о религиозных и архитектурных точках притяжения — Валаам, Кижи. С каждым десятилетием такое отношение к Карелии выходит на первое место. Теперь это не земля войн и принудительного труда, а туристические маршруты, экологические и исторические. За одно путешествие можно проплыть по самому большому озеру Европы, увидеть знаменитый водопад, побывать в старинной каменоломне, отведать минеральные воды, которые пил Петр I. Даже Петрозаводск, никогда не входивший в Великое княжество Финляндское, понемногу принимает облик усредненного северного города, с зелеными экологическими тропами в самом центре. Мир пришел в эту часть Русского Севера навсегда. Викторина Карелия: что ты знаешь о крае белых ночей и тысячи озер? Кроме лесов, скал и чистой воды, которыми так славится этот край, Карелия — это еще и целебные курорты, и национальные парки, и древняя история, связанная с финнами, шведами, карелами, новгородцами, и наскальные рисунки, и уникальная этнография, и интересный Петрозаводск, и драматичный Беломорканал… Проверьте себя: так ли хорошо вы знакомы с Карелией? Начать викторину В названии какого города увековечено имя царя Петра I? Петропавловск-Камчатский Санкт-Петербург Петрозаводск В названии Петропавловск-Камчатский — имена апостолов Петра и Павла. А вот в названии Петрозаводск увековечено имя создателя оружейного завода, вокруг которого потом возник город, — российского императора Петра I. Название Санкт-Петербург в прямом переводе — «город святого Петра», то есть апостола Петра. А вот в названии Петрозаводск увековечено имя создателя оружейного завода, вокруг которого потом возник город, — российского императора Петра I. Название древнего город Петра в Иордании происходит от греческого «πετρα», что означает «камень». Петра действительно была городом из камня, подобного ей города в Римской империи не было. А вот в названии Петрозаводск увековечено имя основателя города — российского императора Петра I.

http://sever.foma.ru/karelija-nerusskij-...

Таким образом, память прп. Петра почиталась лишь монахами, и этот местный культ не имел серьезных приверженцев за пределами афонских обителей. Можно также отметить, что с XI в. почитание Петра все больше приходило в забвение 13 и было восстановлено только с возрождением отшельничества и развитием исихазма к конце XIII и в XIV вв. Первым значимым свидетельством пробудившегося интереса к личности первого афонского исихаста следует считать увеличение числа списков Жития, составленного Николаем 14 . Афонские предания, в сочетании с иными доступными нам сведениями, позволяют сделать вывод, что прп. Петра особенно почитали в Лавре св. Афанасия. Из Жития Николая мы узнаем, что пещера, где Петр провел в одиночестве пятьдесят лет, находилась в самой пустынной части Афона, состоящей в ведении Лавры. До наших дней местные предания (вероятно, воспроизводящие рассказ письменного Жития) указывают на существование в этом месте скита прп. Петра 15 . Житие Нифонта, афонского отшельника середины XIV в., подтверждает и уточняет эти данные. Нифонт со своим учителем Феогностом обитал недалеко от Лавры ( πρς τ μρη τς Λαρας) – там же, добавляет агиограф, некогда жил Петр Афонит ( νθα πρν Πτρος θωντης ρετς τ θεμλιον κατεβλετο) 16 . К этим первым сообщениям можно добавить и владельческую заметку одной из лаврских рукописей (ныне cod. Coisl . 109): «(...) книга сия из часовни нашей Святейшей Владычицы Богородицы и святого отца нашего Петра Афонского» 17 . Эта рукописная заметка XIII/XIV в., с учетом того, что кодекс принадлежал Лавре, наводит нас на мысль, что церковь , посвященная Богородице и прп. Петру, находилась непосредственно на территории Лавры 18 . И наконец, последнее свидетельство. Из Жития славнейшего афонского насельника XIV в. Максима Кавсокалива 19 , которое было составлено Феофаном, в то время уже игуменом монастыря Ватопед и митрополитом Перифеорийским 20 , мы узнаем, что по прибытии на Святую гору прп. Максим Кавсокалив остановился в Лавре. Там он прочел Жития св. Афанасия, основателя монастыря, и прп. Петра: первое из них представляло образец общежительного монашества, второе – жизни в исихии 21 , первый святой был духовным отцом иноков, подвизавшихся в крупных монастырях, второй – отшельников, избравших уединение в скиту. По словам агиографа, прп. Максим таким образом сравнивал двух «отцов основателей» монашества на Святой горе, то есть прп. Петра Афонита и св. Афанасия 22 . В то же время первый биограф Кавсокалива, его ученик Нифонт Кавсокаливит, изображает святого как второго Онуфрия и второго Петра Афонского 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Государственные и церковные преобразования Петра сломили силу русского монашества. Этот, так сказать, жизненный нерв древнерусского общества убит новыми понятиями и новыми взглядами на самую жизнь и цель жизни. «Свет инокам ангелы, свет миряном иноки» говорили старорусские люди, считая монастырь местом воплощения христианского идеала. Монашество считалось даже «выше царской державы», когда монастырь жил полною жизнью, сосредоточивая интересы церковной, общественной и государственной жизни, когда монашество в лице иерархов, игуменов и аскетов-подвижников стояло во главе полуцерковного государственного строя до-петровской Руси. Но, как замечено, вследствие разных обстоятельств монашество к концу XVII в. почти утратило свои идеальные свойства и добрые старцы перевелись. Их заменили такие старцы, о которых Петр говаривал, что «они многому злу корень». Петр был человеком не без крайностей, особенно когда его мысли сосредоточивались на политическом и экономическом могуществе Русского Государства, которому должно было служить все до забвения собственных интересов. Царь с такими понятиями и взглядами не видел прямой пользы от современного ему монашества, а монашество, заключившись в узко монастырских интересах, не понимало Петра, называя его стремления ослабить силу монашества «кознями врага рода человеческого». Раздраженные монахи обозвали Петра «антихристом». Петр со своей стороны в каждом монахе видел бесполезного члена общества, в то время как каждый крестьянин являлся троеданником: государству, помещику и дому своему. 37 Петр думал, что большинство пострижеников бегут в монастырь по лености от податей, дабы даром хлеб есть. Взгляды Петра на монашество были общими с взглядами знаменитого Феофана Прокоповича – этого второго «я» Петра в церковных преобразованьях. Мрачные взгляды на монашество разделяли многие из современников Петра, напр. известный крестьянин-публицист Иван Посошков. 38 Крайний взгляд Петра на монашество проникает все указы и все распоряжения его относительно монастырей, причем не полагается различия между монахом и монастырем. Идеи Петра нигде не проведены так последовательно и так резко, как в распоряжениях о монашестве. Монашество всюду и во всем стеснено. С первых годов царствования Петра идут указ за указом, распоряжение за распоряжением касательно внешней и внутренней жизни черного духовенства и средств содержания его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Милосердный же Спаситель простил Своего ревностного ученика, более того – наградил его без меры. Троекратно вопрошал Воскресший Иисус Петра: Любишь литы Меня? ( Ин.21:15–17 ) – и каждый раз, получая утвердительный ответ, словно бы омывал его от предшествовавшего отречения. Именно апостолу Петру рек Господь: Дам тебе ключи Царства Небесного ( Мф.16:19 ). Но почему изо всех апостолов Спаситель так почтил святого Петра? Почему ключи от врат райских были вручены не пламеневшему любовью Иоанну, не благочестивому Иакову, не кроткому Андрею? Здесь есть определенная проблема. Так, Римская церковь, в своей неумеренности доходящая до ереси, назвала святого Петра «князем апостолов» на основании слов Господа о камне Церкви, и, поскольку апостол Петр, будучи вождем христиан в Риме, там же мученически скончался, назвала Петра первым епископом Рима (в чем пока нет ничего неправомысленного), и далее, возводя к Петру преемство Римских епископов, по традиции называемых папами, распространила превосходство апостола Петра и на всех его преемников – пап, вплоть до наших дней, утвердив ложный догмат о «примате» (то есть первенстве) Римского папы над всеми христианами и всеми прочими Церквами, а в позапрошлом веке и вовсе объявила папу автоматически непогрешимым. Это учение вкупе с догматом о предвечном исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына («филиокве») является двумя главными причинами отделения Римской церкви от Вселенского Православия и уклонения в ересь католицизма. Но данный ложный догмат католицизма опровергается с разных сторон. Во-первых, по поводу самого святого апостола Петра: по мысли святых отцов Православной Церкви наименование камнем святого Петра относится не к его личности как таковой, ибо некоторое время спустя последовало известное отпадение апостола во время ареста Господа в Гефсимании, но к его первому среди остальных апостолов исповеданию Иисуса Христа Сыном Божиим. Но это не совсем заслуга самого Петра, ибо Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах ( Мф.16:17 ), то есть за добродетельность и веру Петра Бог Отец открыл ему истину о Божестве Христовом, во что, впрочем, веровали и другие апостолы, но Петр, как старший среди них по возрасту, высказал это не только от своего лица, но и от лица всех остальных апостолов.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Скончался митрополит Петр с 20 на 21 декабря 1326 года и был погребен в приготовленной им самим гробнице в стене Успенского собора Московского Кремля, с левой стороны жертвенника. Канонизирован сначала в 1327 году на Соборе во Владимире, где епископ Ростовский Прохор прочел записанные по инициативе Ивана Даниловича Калиты посмертные чудеса митрополита Петра. В 1339 году, при митрополите Феогносте († 1353; память 14/27 марта), по благословению патриарха Константинопольского Uoahha XIV , митрополит Петр был причислен к лику святых. С тех пор ни одно значительное государственное событие в истории России не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра. Святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. У раки святого целовали крест на верность великому князю Московскому. При гробе его нарекались и избирались русские первосвятители. В связи с перестройкой Успенского собора дважды совершилось перенесение мощей святителя Петра – в 1472 и 1479 годах, в память чего установлено празднование 24 августа/6 сентября. Святые мощи митрополита Петра находятся в Успенском соборе между северным предалтарем главного престола и приделом святых апостолов Петра и Павла. Чтобы понять, каким сокровищем для паствы был митрополит Петр, достаточно вспомнить о дне его рукоположения Константинопольским патриархом Афанасием в храме Святой Софии в Царьграде. Когда Петр явился в храм Святой Софии, храм наполнился благоуханием, и патриарх пророчески сказал тогда: «Повелением Божиим притек к нам дивный муж, который благодатию Божией упасет вверенное ему стадо». Кротость и милосердие митрополита Петра были беспредельны. Он отдавал бедным все, что имел, до убогой своей власяницы. Святитель Петр утверждал на Руси православную веру, ниспровергая ереси, подвергая церковному прещению еретиков. Для духовного назидания своей паствы митрополит Петр неоднократно писал послания. До наших дней сохранилось шесть посланий, связанных с именем митрополита Петра. Выдающаяся церковно-государственная деятельность святителя Петра уже современникам давала основание сравнивать его со святителями Василием Великим , Григорием Богословом и Иоанном Златоустом . Главный подвиг святителя Петра – борьба за единство Русского государства и благословение Москвы как собирательницы Русской земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010