Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЭЛИНЕШТИ [румын. Blineti], село в коммуне Грэмешти, жудеце Сучава (Румыния; историческая обл. Буковина), известное ц. свт. Николая Чудотворца. Построена в 1494-1498 гг. логофетом Йоном Тэуту, служившим в течение 30 лет сначала господарю св. Стефану III Великому , а затем его преемнику Богдану III. Храм в Б. стал домовой церковью и родовой усыпальницей семьи логофета, здесь были погребены четверо его рано умерших детей Петру и Теодор (1494), Василика (1495), Магда (1500) и сам Тэуту (1511). Храм в основном сохранил первоначальный вид. Прямоугольный в плане, перекрытый сводом на двойных арках, с притвором. Боковые апсиды отсутствуют, вост. апсида пятигранная снаружи и полукруглая внутри. В юго-зап. части храма у входа в притвор расположена низкая двухъярусная колокольня. Притвор окружает с 3 сторон каменная баллюстрада, украшенная скульптурной резьбой. Церковь выложена из кирпича, цоколь, наличники, нервюры сводов - из блоков тесаного камня. Снаружи, в верхней части стен, по всему периметру расположены друг над другом 2 ряда арочных ниш, под карнизом проходит пояс из 3 рядов частично сохранившихся глазурованных керамических дисков желтого, зеленого и красного цвета. Интерьер был расписан после постройки храма в кон. XV в. артелью иконописцев во главе с иеромон. Гавриилом , фрески представляют особенную ценность. Внешняя роспись стен, относящаяся к эпохе молдав. господаря Петру Рареша (20-40-е гг. XVI в.), сохранилась фрагментарно, просматриваются отдельные фигуры святых и сцена Страшного Суда. Лит.: Ghica-Bude ti N. Biserica logoftului Tutul din Blineti//Bul. Comisiei Monumentelor Istorice. 1911. 4; Iorga N. Familia Tutului în legtur cu biserica din Blineti//Neamul românesc literar. 1912; Repertoriul monumentelor i obiectelor de art din timpul lui tefan cel Mare. Bucureti, 1958. Свящ. Ене Ионел Рубрики: Ключевые слова: АРОНЯНУ церковь средневековой молдавской архитектуры 1594 г., изначально входившая в монастырский комплекс

http://pravenc.ru/text/153761.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ III (Мовилэ; ок. 1540 - янв./февр. 1605, мон-рь Сучевица), митр. Молдавский (1588-1591; 1595 - май 1600 и сент. 1600 - 1605). Принадлежал к известному молдав. боярскому роду Мовилэ (в рус. источниках Могила). Род. в семье логофета Йона Мовилэ. Мать Г. Мария, по мнению мн. исследователей, была дочерью молдав. господаря Петру Рареша. Братья Г.- чашник Иеремия и ворник Симеон - стали впосл. молдав. господарями. В юном возрасте Г. был пострижен в монашество в мон-ре Пробота , затем стал игуменом мон-ря Сучевица . В кон. 1577 г. выбран епископом Рэдэуцким. Будучи епископом, Г. приступил к возведению в мон-ре Сучевица соборного храма Воскресения Господня. Тираническое правление Янку Сасула (1579-1582) вынудило его в 1581-1582 гг. переехать в Польшу. Вернувшись из изгнания, Г. продолжал управлять епархией вплоть до 1588 г., когда был поддержан господарем Петру Хромым и возведен на престол Молдавской митрополии. Вслед. народного восстания, вызванного налоговым гнетом, Петру в авг. 1591 г. покинул Молдавию. Г., как и ряд преданных бывш. господарю бояр, вынужден был отправиться в изгнание: сначала в Австрию (Тироль), а затем, после смерти господаря, в 1594 г. в Польшу. В авг. 1595 г., когда Иеремия Мовилэ стал правителем Молдавского княжества, Г. вернулся на митрополичью кафедру. В 1600 г., со вступлением в страну войск валашского господаря Михая Храброго, Г. вновь нашел себе убежище в Польше. После потери Михаем в сент. 1600 г. трона Г. вернул себе Молдавскую кафедру и занимал ее до своей кончины. Г. состоял в переписке с видными правосл. иерархами и принимал в резиденции в Сучаве патриархов К-польских Иеремию II и Феолипта II, Иерусалимского Софрония (будучи епископом Рэдэуцким, встречался также с патриархом Антиохийским Иоакимом V), вел переписку с патриархом Александрийским Мелетием Пигасом, с офиц. католич. кругами в Польше. В 1598 г., при предстоятельстве Г., была образована Хушская епископия . На сев.-зап. стене наоса соборного храма мон-ря Сучевица сохранился образ Г. (коленопреклоненный, с крестом в руке, в саккосе и митре). Лит.: P curariu. IBOR. Vol. 1. P. 454-456. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/164323.html

1940. P. 123-125). Память сщмч. Петра Капитолийского в визант. традиции совершалась в т. ч. 4 окт. (SynCP. Col. 105-106). Издатели нового Римского Мартиролога, заметив сходство сведений о двух мучениках, совсем убрали упоминание о П. 21 февр.; оставили только память 4 окт., заменив фразу: «...в Амасии у Меотидского озера, святого Петра, пресвитера» на фразу: «...в Дамаске святого Петра епископа». Петерс считал, что память пресв. Петра 4 окт. относится на самом деле к сщмч. Петру Капитолийскому. Амасия - город на севере М. Азии, к-рый не мог находиться возле Азовского м.,- это измененное Эмеса, а Меотидское оз.- неправильно понятое название монастыря Дейр-Мимас на р. Оронт, близ Эмесы ( Peeters. 1940. P. 123-125). В совр. редакции Римского Мартиролога (2001) дни памяти П. 21 февр. и 4 окт. отсутствуют. Палестино-груз. календарь (Sinait. iber. 34, X в.) содержит память 23 нояб. «Петра, епископа Капитолийского». По мнению Ж. Гаритта, этот день памяти, как и наименование Петра епископом, каким-то образом связан с днем памяти сщмч. Петра I , еп. Александрийского, к-рый отмечают 25 нояб. Согласно этому же календарю, на 28 янв. приходится память «Петра, архиепископа Дамаска», как считает Гаритт,- Петра Капитолийского ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 144, 393). Последний день памяти близок к дню памяти 9 февр. «святого священномученика Петра Дамаскина», к-рый значится в визант. стишном Синаксаре XIV в. (Paris. gr. 1582 - SynCP. Col. 453). Прп. Никодим Святогорец в «Синаксаристе» приводит память «святого священномученика Петра Дамаскина», скончавшегося от усечения мечом (элемент, заимствованный из сообщения прп. Феофана о смерти Петра Маюмского, т. е. Капитолийского), отмечая при этом, что нек-рые различают Петра, еп. Дамаска, скончавшегося в Счастливой Аравии, и Петра - автора аскетических сочинений. Прп. Никодим считает, что 9 февр. совершается память Петра, иеромонаха и мученика, автора сочинений, вошедших в состав «Добротолюбия» ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3.

http://pravenc.ru/text/2580354.html

Уже довольно долго идут споры о том, может ли Марков нелицеприятный портрет Петра как неразумного и самонадеянного ученика, не понимающего Иисуса и отрекающегося от него, вытекать из самохарактеристик самого Петра 454 . С одной стороны, можно сказать, что никто в древней церкви, кроме самого Петра, не осмелился, да и не захотел бы описывать слабости и падения всеми почитаемого апостола с такой беспощадной ясностью, какая отражена у Марка 455 . С другой стороны, Фема Перкинс считает, что «нелицеприятные подробности, связанные с именем Петра у Марка, едва ли могли основываться на свидетельстве самого Петра» 456 , а Джоэл Маркус развивает эту мысль, указывая, что, поскольку Петр в древней церкви участвовал в некоторых жарких спорах, он «едва ли стал бы… ослаблять свои позиции, рассказывая о себе то, что выставляло его в дурном свете» 457 . Здесь можно сделать три замечания. Во-первых, несмотря на многочисленные попытки ученых изобразить Петра «неоднозначной» фигурой в древней церкви, действительность этого не подтверждает 458 . Единственный случай осуждения действий Петра у Павла мы находим в Гал 2:11–14 . В других местах Павел говорит о Петре исключительно с уважением. 1Кор 11не имеет отношения к спорам с участием Петра – здесь говорится лишь о том, что одна из фракций верующих, желая поднять свой социальный престиж в Коринфской церкви, начала называть своим покровителем наиболее «респектабельного», по их мнению, апостола. Похоже, что фигура Петра пользовалась уважением во всех течениях раннехристианского движения. Во-вторых, если история отречения Петра имеет под собой историческую основу 459 , только Петр мог рассказать ее и ввести в повествование о Страстях 460 . Наконец, в-третьих, перед нами редкий случай эпизода, имеющего параллели во всех четырех канонических Евангелиях, – что заставляет думать, что ни авторы, ни читатели не усматривали в этом рассказе исключительно дискредитацию и очернение Петра. Вообще дискуссия о том, мог ли рассказать эту историю сам Петр, слишком сосредоточена на ее чисто негативной стороне, на изображении слабости Петра, без внимания к преображающему характеру этого опыта и к его следствию – самопознанию Петра, необходимому для его будущего ученичества.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

Тимофеев Григорий, из Киева, Зенборовский, выб. в 1687 г. Хибовский Глеб, Подвинский Иван, Ивашка, 1686–1689 г. 1687 год Андреев Тимофей, Арамецкий Димитрий Степанов, Дубровский Федор, Деев Никита Павлов, 1687 г.; в 1701 г. певчий Петра Иванов Спиридон, 1687 г.: в 170 г. певчий Петра 1-го, Любицкий Захарко, Маленков Прокопий Григорьев, 1687 г.; Воскрес. Соб. 1689 г. Назаров Иван, 1687 и 1688 г. Никитин Алексей, 1687 г.; в 1701 г. певчий Петра Семенов Максим, Тимофеев Василий, Холмогоров (Колмогор) Михаил Никитин, 1687 г.; в 1701 г. певч. Петра был с ним в походе на Воронеж, Хоминский (Фоминский) Василий, Васька, 1687 г.; Воскрес. Соб. 1689 г. Яблонский Степан 1687 г.; с 1688 г. крестов. Дьяк, Яковлев Кондрат, Федосеев Яков. 1690 год Инехов Алексей, Леонтьев Илья, Петров Илья. 1691 год Васильев Андрей Нижегородец, 1691–1699 г.; в 1701 г. певч. Петра был с ним в походе на Воронеж, Дубнецкой Григорий. Матвеев Иван, 1691 г.; в 1701 г. наречного пения писец при певчих Петра 1692 год Беляев, Беляй Иван Тереньтев, 1692 г.; Сп. Соб. 1694 г.; в 1701 г. певч. Петра 1-го; был с ним в походе на Воронеж, Григорьев Иван, 1692 г. Димитриев Степан, 1692 г.. в 1701 г. наречного пения писец при певчих Петра 1-го. 1693 год Беляев Степан Иванов, певч. и Уставщ. Петра 1-го, в 1701 в пох. Воронеж. и в 1702 г. Соловецк Григорьев Федор, Федка, Казанец, певч. Петра I-ro, был с ним в походе на Воронеж 1701 г. Протопопов Иван Семен Ростовец, Протопопов Роман Семенов Ростовец, певч. Петра I-ro Шиловский Иван, Ивашко, Ширяев Иван Ивашко. 1694 год Степанов Иван, Уставщик Сп. Соб. 1699 год Беляев Петр, Беляев Иосиф, Беляев Сила, Васильев Прокопий, Иванов Никита (Аника), певчие Петра I-ro; были с ним в 1701 г. в походе на Воронеж. Резанец Никита, певчий Петра упом. 1701 г. 1701 год Тихонов Алексей, новоприверстанный певчий. Д. Ч. Прот. Дим. Разумовский 1 Он вполне знал церковный знаменный распев на безлинейных нотах и в Александровой слободе занимал своих певчих дьяков положением на ноты таких стихир, которые, по новости составления, не имели еще нотного положения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

1) Николая Чудотворца; 2) Александра Невского; 3) Великомученицы Екатерины; 4) Иоанна Воина. Близ сей церкви был в древности Моисеевский женский монастырь, упразднён в 1764 году. Параскевы мученицы Пятницы, на Божедомской улице, построена в 1694 году. Главный храм в честь Нерукотворенного Образа Спасова. Приделы: 1) Мученицы Параскевы Пятницы; 2) Николая Чудотворца. Параскевы мученицы Пятницы, на Пятницкой улице, построена в 1744 году. Храмы: Живоначальной Троицы и пророка Илии. Приделы: 1) Мученицы Параскевы Пятницы; 2) Артемия Веркольского. В этом храме находится чудотворная икона мученицы Параскевы. Близ этой церкви был в древности Введенский мужской монастырь. Петра и Павла, двухэтажная, в Новобасманной улице, построена в 1719 году, вверху апостолов Петра и Павла, а внизу во имя святого Николая Чудотворца. Приделы: 1) Владимирской иконы, Божией Матери; 2) В честь иконы же Богоматери «Утоли моя Печали». В сем храме находится особо чтимая икона Божией Матери «Утоли Моя Печали». Петра и Павла, на большой Якиманской улице, построена в 1649 году. Приделы: 1) Николая Чудотворца; 2) Кирика и Иулиты; 3) Алексия человека Божия. Петра и Павла, в Лефортово, построена в 1711 году. Приделы: 1) Иоанна Богослова; 2) Сергия Радонежского. Петра и Павла, у Яузских ворот, построена в 1632 году, а перестроена в 1700 году. Главный храм в честь Знамения Пресвятой Богородицы. Приделы: 1) Апостолов Петра и Павла; 2) Казанской иконы Божией Матери. Петра и Павла, В Земледельческой Петровской академии, построена в 1865 году. Придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Петра и Павла, В Мещанском училище, на Калужской улице. Петра и Павла, в Мариинской больнице, на Божедомской улице, построена в 1806 году. При ней в 1858 году устроена другая церковь , в честь Успения святой Анны. Петра и Павла, в Военном госпитале. Петра и Павла, в Первой Военной гимназии, в Лефортове. Петра и Павла, в заведении Куманина, в Кожевниках, построена в 1868 году. Петра и Павла, в Перновском гренадерском полку, в Хамовнических казармах.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Это литературное построение «точки зрения Петра» в исследованиях Евангелия до сих пор оставалось незамеченным. Марк не только сознательно выстраивает позицию Петра, но и подчиняет ее общим задачам и целям своего Евангелия – его основной теме – сущности Иисуса и сути ученичества. Таким образом, сохраняя на протяжении большей части Евангелия точку зрения очевидца, Марк, тем не менее, становится реальным автором – создает свое Евангелие на основе преданий, услышанных от Петра (и, возможно, кого-то еще). Петр постоянно показывается в группе учеников, не только Двенадцати в целом, но и во «внутреннем круге» из трех или четырех человек. Точка зрения «мы» – Петра, Петра как члена группы учеников, используется чаще, чем точка зрения «я» – Петра, действующего индивидуально и без отсылок к остальным. (Лишь в рассказе об отречении Петра точка зрения «мы» сужается до «я», – но и Петр не выходит из своей композиционной роли «одного из учеников».) Поэтому здесь нет «личных» воспоминаний об Иисусе, каких могли бы ожидать от книги, основанной на свидетельстве Петра, современные читатели. Подобные ожидания неверны – в основе Евангелия лежат не личные воспоминания Петра, но его учение. В Евангелии отражается проповедь Благой вести, предпринятая Петром, то, каким образом он сообщал людям корпус преданий, отобранных и сформированных двенадцатью апостолами, в том числе и им самим. Даже рассказ об отречении Петра – хотя он, очевидно, исходил от самого Петра – был частью этой «официальной» традиции. Без сомнения, Петр варьировал элементы традиции, приспосабливал их к аудитории, мог что-то сокращать или добавлять, опираясь на собственные воспоминания, – но не превращал проповедь в автобиографию. Чисто личные воспоминания об Иисусе – даже если Петр сообщал их в частных беседах – были бы неуместны в публичной апостольской проповеди Петра, на которой основано Евангелие от Марка. В Евангелии от Марка Петр всегда так или иначе связан с другими учениками. Однако он – не просто «типичный ученик» или их представитель.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

Николая de Fico, в Италии Николая de Nuda, в Южной Италии Николая de Pellerea, в Сицилии Николая de Peratico, в пределах Колюбрария Николая de Usa, в Сицилии Николая Казолы, близ Отранто Николая Calamachi, в Катанской епархии Николая Касульского, в Константинополе Николая Моливотон, в Константинополе Николая Рувадон, на Афоне Николая το φλκωνος, в Редесто Николая το Κοφιν, в Урзуле Николая Хрисокамаха, на Афоне Никона Метаноите, в Лакедемоне Ниматорейский, близ Понта Ниси, на Крите Нисийский Новая обитель, в Константинополе Новой Одигитрии το Πατρς, или de le Patire, или de Patirio, около Россано Новый Монастырь ( Να Μον), на острове Хиосе Новый Сион, или Св. Троицы, на Халки Носсиев, в Константинополе О дигов, или во имя Богоматери Одигитрии, в Константинополе Олимп вифинский Олимп фессалийский Онуфрия, на Афоне Онуфрия da Calatabiet, в Калабрии Онуфрия, в Нижней Калабрии Онуфрия, у реки Колюмны Онуфрия, близ крепости Нои Орфогматский, на Афоне П авла, в Антиохии Павла, в Константинополе Павла, на Афоне Павла, или Стилá, на Латре Павла Апостола, на Афоне Палеомонастирион, на Афоне Παναγ α τν Βλαχρνων, близ Афин Παναγ α, на острове Проте Παναγ ου, в Константинополе Панагия Рувадон, на Афоне Панкратия, близ Реджио Панкратия, близ Филадельфа в Сицилии Панкратия, в Сицилии Панкратия de Briatico, в Калабрии Пантанасский, или Владычицы, в Константинополе Пантелеимона, близ Мессаны Пантелеимона, в Константинополе Пантелеимона, на Афоне Пантократор, в Константинополе Пантепонта, в Константинополе Папикий (гора), в Македонии Параскевы, в Локрской митрополии Параскевы de Vanella, в Сицилии Перивлепт, в Константинополе Петра, в Италии Петра, в Ное Петра, на Афоне Петра, на Широкой реке в Сицилии Петра Алипа, на Афоне Петра de Agro, в Сицилии Петра de Deca, в Сицилии Петра το Βαρυχλλα, у гор. Урсула Петра и Павла, близ Елеона Петра и Павла, близ Семинары Петра и Павла, в Таренте Петра и Павла de Itala, в Сицилии Петра и Павла de Spanopetro, в Италии Пиламийский, близ Константинополя

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Иоакимом, находящийся в Успенском соборе и стоящий у патриаршего места; 7) его богослужебная шапка, находящаяся в том же соборе при его мощах (в духовных грамотах великих князей Василья Васильевича и Ивана Васильевича, – Собр. госудд. грамм, и договв. 1:206 и 398, и в одной грамоте о смерти царя Бориса Федоровича Годунова, – Акт. эксп. II, 86 fin., упоминается, как принадлежавший названным государям, крест чудотворца Петра: но в настоящее время крест этот неизвестен). Е. Голубинский —67— Содержание: Жития св. Петра – не вполне удовлетворительный источник сведений об его жизни – стр. 18. Посылка в Константинополь после смерти митр. Максима – великим князем Владимирским, удельным князем Тверским, Михайлов Ярославичем игумена Геронтия для поставления в митрополиты всея России и одновременно с этим посылка в Константинополь великим князем Галичским Юрием Львовичем игумена св. Петра для поставления в митрополиты Галичские – 20. Биографические сведения о св. Петре – 22. Устранение патриархом Геронтия и поставление в митрополиты всея России св. Петра – 24. Нежелание великого князя Михайла Ярославича принять св. Петра и притворное примирение с ним – 26. Донос на св. Петра патриарху, с целию удалить его с кафедры, сделанный великим князем чрез Тверского епископа Андрея, и Переяславский собор на Петра под председательством патриаршего клирика или чиновника – 27. Вопрос о неизвестных нам положительным образом обвинениях, взведенных великим князем на св. Петра – 29. Вторичная попытка великого князя удалить св. Петра с кафедры митрополичьей – 34. Скудость известий о церковно-правительственной деятельности св. Петра – 38; его законоположение о вдовых священниках – 39; его учительные послания – 40. Поездка св. Петра в Орду к хану и полученный им от хана ярлык – 43 fin. Поднявшийся у нас протест против взимания епископами платы за поставления в церковные степени – 45 fin. Отделение Литвы и Галиции в особую митрополию – 48. Еретик Сеит – 50. Сношения с папою Галичского великого князя Юрия Львовича – 52. Перенесение св. Петром (не собственно так называемое) кафедры митрополии из Владимира в Москву – 53 fin. Кончина св. Петра, его причисление к лику святых и остающиеся после него до настоящего времени священные предметы и вещи – 65. Мартынов А.В. Разбор и опровержение догматических заблуждений пашковцев 88 : (По поводу ст.: Пашковец)//Богословский вестник 1893. Т. 1. 1. С. 68–84 (1-я пагин.). (Начало.) —68— «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» (Мф.22:29).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Главным центром почитания апостола считается город Рим, который иногда называют «городом апостола Петра». Кроме того, в Средневековье еще одним центром почитания апостола была Антиохия – недаром апостол Петр считается первым епископом Антиохийским. Культ апостола Петра тесно связан с культом апостола Павла. Этим святым с античных времен и до наших дней посвящается множество храмов и обителей. Кроме того им установлено совместное празднование. Наибольшим почитанием апостол Петр пользуется в Католической Церкви, предстоятель которой называет себя преемником апостола Петра. Иконография Иконописные изображения апостола Петра известны с III–IV веков. Уже тогда они отличались ярко выраженными портретными чертами. Апостол Петр изображался старцем с короткими седыми волосами и бородой. Обычно он был облачен в синий хитон и охристый гиматий. На древнейших памятниках Петр обычно изображался в числе двенадцати апостолов. Впоследствии появились единоличные изображения апостола Петра. С середины IV века появились изображения апостола Петра с ключами. Этот отличительный атрибут апостола восходит к евангельскому тексту (см. Мф. 16, 19). Примерно в это же время появляются парные изображения апостола Петра совместно с апостолом Павлом. На одной из самых древних сохранившихся русских икон, датируемой XI веком и происходящей из новгородского Софийского собора, они представлены слегка повернувшимися друг к другу, обращающими взор к образу Нерукотворенного Спаса. Существовал и иной тип их изображения, когда апостолов писали стоящими фронтально, но тип этот не получил широкого распространения. Апостола Петра часто изображают во многих иконах на евангельские сюжеты: это и «Преображение», и «Вход Господень в Иерусалим», и «Тайная Вечеря», и «Вознесение», и «Сошествие Святого Духа», и другие. Изображения апостола Петра присутствуют в деисусном чине. Традиционно икона апостола Петра находится с левой стороны, после иконы Архангела. Помимо единоличных изображений и иллюстраций евангельских эпизодов, с VIII–IX веков появляются циклы деяний и страданий апостола Петра.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010