По его поручению Романский еп. Макарий составил летопись, охватившую историю М. к. за 1504-1556 гг. Также по распоряжению господаря были отреставрированы монастыри Молдовица и Бистрица, перестроен монастырь Кэприана ( E anu. 2003. P. 13-14). В период правления Петру IV Рареша наблюдался расцвет наружной церковной настенной живописи, которая стала известна далеко за пределами страны (фрески мон-ря Пробота, ц. вмч. Георгия в Сучаве, мон-рей Хумор, Воронец, Молдовица, ц. вмч. Димитрия в Сучаве, церкви в Кошуле и др.). Внешняя живопись не только была носительницей художественных и духовных ценностей, но и имела патриотическую направленность в борьбе за преодоление османского сюзеренитета ( Ulea. 1963. Vol. 10. N 1. P. 57-92; 1972. Vol. 19. N 1. P. 37-53). Петру IV Рареш умер 3 сент. 1546 г. и был похоронен в мон-ре Пробота. После него правили его дети Ильяш II (1546-1551) и Штефан VI (1551-1552). Первый окончательно отказался от претензий на Покутье. Покинув престол, он принял мусульманство и стал силистрийским пашой ( Grigore Ureche. 1958. Р. 168). Штефан VI Рареш безуспешно пытался вернуть трансильванские владения своего отца, выступил против пропаганды идей Реформации в М. к., защитив правосл. Церковь. Однако конфискация имущества арм. купцов и преследование боярских группировок привели к заговору против него великих бояр и к убийству господаря (1552) (Cronicile slavo-române. 1959. Р. 129, 139-140). Внутриполитическая неустойчивость была характерна для М. к. и в период правления Александру III Лэпушняну (1552-1561, 1563-1568) и Деспота Водэ (1561-1563). Первый добился престола при помощи Польши, но вскоре, обеспокоенный возросшими претензиями польск. короля в качестве сюзерена, сменил курс в сторону отношений с Портой. Его авторитарное правление привело к заговору бояр, к-рые при помощи Польши и Габсбургской монархии отстранили его от власти и возвели на престол Деспота Водэ - грека-авантюриста и сторонника Реформации. Он покровительствовал протестантам, нашедшим убежище в М.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Николая Чудотворца (Маламуч), о передаче его в качестве подворья К. со всеми доходами и с правом назначать игумена подворья. Братия К. в благодарность должна была поминать на службах господаря и основателей подворья. 13 мая 1588 г. Михня II передал Никольскому скиту мельницу в Бузэу ( Nsturel. 1986. P. 282-283). Грамота господаря Раду IX Михня от 12 мая 1612 г. давала К. право ежегодно получать 5 тыс. аспр и 500 аспр на дорожные издержки и подтверждала владение скитом Маламуч как подворьем. За это пожалование и за обещанную при жизни правителя материальную помощь мон-рю кастамонитские монахи назвали Раду Михню своим новым ктитором и должны были вписать имена господаря, его родителей (в т. ч. и принявшего ислам Михни Турчитула), супруги Аргиры и сына Александра в свой помянник (Ibid. P. 283). В грамоте господаря Григория I Гики 1663 г. размер ежегодного пожалования К. от валашских правителей снова обозначен суммой в 6 тыс. аспр ( Moldoveanu. 2002. P. 426). В 1667 г. монахи кастамонитского подворья обратились с жалобой к валашскому господарю Раду XII Леону на Серафима, еп. Бузэу, к-рый отобрал у них грамоты, подтверждающие владельческие права К. на мон-рь Винтилэ-Водэ. Братия утверждала, что в 1657 г. получила этот мон-рь в качестве подворья от Константина I Шербана Басараба. Однако свидетели признали, что господарь не передал этот мон-рь К., а, наоборот, изгнал из него греков, вернув прежние монастырские власти, и жалоба монахов не была удовлетворена ( Hurmuzaki E., de. Documente privitoare la Istoria Românilor/Publ. N. Iorga. Bucur., 1915. Vol. 14: Documente Greceti privitoare la Istoria Românilor. Pt. 1: 1320-1716. P. 203. N 287; Moldoveanu. 2002. P. 426). Известия, приводимые Н. Йоргой и Т. Бодогэ, о пожалованиях К. от молдав. господарей Стефана III Великого в 1493-1497 гг. и Петру IV Рареша в наст. время считаются лишенными документальных оснований. Первым молдав. правителем, предоставившим грамоту К., которая сохранилась в монастырском архиве, был Петру VI Скиопул.

http://pravenc.ru/text/1681303.html

В период его предстоятельства господарь больше вмешивался в дела Церкви. При нем св. Стефан III вывел владения мон-ря Путна из непосредственной юрисдикции М. м., в 1490 г. он определил границы Рэдэуцкой епископии. Митр. Георгий I упоминается в грамоте от 17 нояб. 1502 г. (о мон-ре Путна), в 1503 г. в афонском мон-ре Зограф он заказал ученику митр. Феоктиста I мон. Висариону переписать славянскую рукопись «Толкования на книгу Иова» (Bucur. Acad. Româna. slav. 96; Pelin. 2007. P. 294), в 1504 г. он отпел св. Стефана III и помазал на царство его сына Богдана III. В конце жизни митр. Георгий I удалился в Нямецкий мон-рь, принял схиму с именем Давид; скончался 1 апр. 1508 г. К этому времени юрисдикция М. м. распостранялась на уезды Верхней страны: Сучавский, Нямецкий, Дорохойский, Хырлэуский, Кырлигатурский, Ясский, Хотинский, Сорокский, Орхейский и Лэпушненский. Уезды Нижней страны (Тигечский, Тигинский и Килийский) в составе Романской епископии также входили в М. м. ( P curariu. 1992. Vol. 1. P. 354). О Молдавском митр. Феоктисте II известно в основном из летописи его ученика, еп. Романского Макария II (Cronicile slavo-române. 1959. Р. 81, 95, 96). В молодости буд. иерарх принял постриг в Нямецком мон-ре, там же он получил хорошее образование. Благодаря своим духовным качествам был избран настоятелем Нямецкого мон-ря и руководил обителью 17 лет. При нем св. Стефан III воздвиг в обители ц. в честь Вознесения Господня. В 1500-1508 гг. Феоктист стал епископом Романским, в апр. 1508 г. поставлен митрополитом Молдавским. Помазал на царство господарей Штефана IV (1517) и Петру IV Рареша (1527). В 1522 г. было закончено строительство митрополичьего кафедрального собора во имя вмч. Георгия в Сучаве (начато при Богдане III в 1514): на юго-вост. пилястре нартекса храма сохранилось изображение митр. Феоктиста II в черном клобуке, крещатых ризах (полиставрионе) и с архиерейским посохом в правой руке. Летописец еп. Макарий II называл его учителем Молдовы. Сведений о его лит. деятельности мало, сохранились Типикон и Псалтирь 1523 г.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН [серб. Jobah] (Бранкович; 1462 - 10.12.1502), св. (пам. 10 дек.), серб. деспот на службе венг. короля, сын деспота св. Стефана Слепого и прп. Ангелины (см. ст. Бранковичи ). Род. на территории совр. Албании, детство провел на северо-востоке Италии в замке близ г. Удине. После смерти отца (1476) семья И. переехала в замок Вайтерсфельд в Каринтии, а в 1486 г.- во владения в Среме, полученные его старшим братом Георгием (см. Максим (Бранкович) , св., митр. Белградский и Сремский) после смерти их двоюродного брата Вука Огненный Змей. Ок. 1493 г. разделил с братом титул деспота, а после того как последний ок. 1498 г. постригся в монашество, И. стал единоличным деспотом. В начале венгерско-турецкой войны 1501-1503 гг. вторгся в Боснию и близ Зворника нанес туркам поражение. Вместе с матерью и братом был ктитором мон-рей Привина-Глава, Шишатовац, Фенек, а также Хиландар, св. Павла и св. Пантелеимона на Афоне, основал, согласно легенде, монастыри Дивша и Язак. . Был женат на дочери серб. воеводы Стефана Якшича Елене († после 1529), родной сестре матери Елены Глинской, 2-й жены вел. кн. Московского и всея Руси Василия III Иоанновича . Наследников муж. пола не оставил, имел 5 дочерей, к-рые вышли замуж за валашских и молдав. правителей, а также за представителей знатных хорват., западно- и южнорус. родов: Деспину Милицу († 1554; жена валашского воеводы Нягое Басараба , после смерти мужа приняла монашество с именем Платонида), Марию († 1540; жена хорват. гр. Фердинанда Франкопана), Елену († ок. 1552; жена господаря Молдавии Петру Рареша ), Анну († 1578; 1-й муж - Федор Сангушко, маршалок Волыни, 2-й - кн. Николай Збаражский), Марию Магдалину († после 1571; 1-й муж - кн. Иван Вишневецкий, староста Пропойска (ныне Славгород, Белоруссия) и Чечерска; 2-й - кн. Александр Чарторыйский, воевода Волыни). На ранней стадии подготовки брака вел. кн. Василия III московским княжеским домом обсуждался, в частности в переписке с кор. польской и вел. кнг. Литовской Еленой Иоанновной, вопрос о кандидатуре в его жены одной из старших дочерей И., однако из-за их малолетства этот вариант был отвергнут. Почитание

http://pravenc.ru/text/468971.html

В 1551 г. Минас Тохатии упоминает о преследовании армян со стороны молдав. господаря Штефана VI Рареша (1551-1552) ( Tokati. 1895). В 1676 г., после многочисленных конфликтов с боярами и преследований со стороны господарей, община из 3 тыс. армян во главе с еп. Минасом Зилихдаром переселилась из Молдавского княжества в Трансильванию. В 1686 г. в результате проповеди еп. Аксинтия (Оскендия) Варзаряна (Вэрзэреску) из Ботошани, учившегося в Риме, арм. диаспора Трансильвании приняла унию с Римско-католической Церковью. Резиденция Церкви находилась в Герле (также - Арменополис). После кончины еп. Оскендия (1715) иезуиты препятствовали избранию др. армянского епископа, и епархия была упразднена. С принятием унии Армянская католическая Церковь сохранила за богослужением язык и традиции арм. богослужения. В XIX в. армянские католики постепенно были мадьяризированы. 5 июня 1930 г. для армяно-католиков был учрежден ординариат, апостольским администратором к-рого является католич. архиепископ Алба-Юлии. Часть армян, которая осталась в Молдавском княжестве, по-прежнему имела окормление своего архиерея. К 1745 г. относится последнее упоминание о епископе Сучавском - Игнатии из Арарата. В дальнейшем, во время русско-тур. войн, территория Дунайских княжеств находилась в юрисдикции архиеп. Армянской Апостольской Церкви Иосифа ( Аргутинского-Долгорукого; 1773-1801). После взятия Измаила рус. войсками (11 дек. 1790) 320 арм. семей (1650 чел.) остались без крова. Благодаря усилиям архиеп. Иосифа для них в 1792 г. был основан г. Григориополь (ныне в составе Приднестровья, Республика Молдова). В 1803 г. в Молдавском княжестве проживало более 5 тыс. армян (в Яссах - 103 семьи, в Романе - 145, в Ботошани - 328, в Фокшани - 83, в Галаце - 22, в Тыргу-Окне - 29, в Хотине - 16, в Кишинёве - 113, в Орхее - 34, в Тигине - 6, в Килии - 4, в Аккермане - 116, в Измаиле - 32) ( Popovici. 1930. P. 295). В 1813 г., после кончины архиеп. Иосифа (1801) и Бухарестского мира (1812), из Эчмиадзина был прислан местоблюститель - еп. Григор Захарян. Он перенес центр епархии в Кишинёв, позже она называлась епархия Нахичевани (по наименованию г. Нахичевань-на-Дону (ныне в черте г. Ростов-на-Дону), где существовала большая арм. диаспора) и Бессарабии, ее юрисдикция распространялась на всю европ. часть Российской империи. В 1813 г. армяне Дунайских княжеств вошли в юрисдикцию арм. архиепископа К-поля.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

обр. близлежащего Кутлумуша, которые были лучше укреплены. Архив Свящ. Кинота за 1821-1822 гг. был обнаружен И. Мамалакисом в мон-ре Хиландар. Часть архива Протата, в основном за первые десятилетия XIX в., осела в Великой Лавре. В отличие от предыдущих периодов архив Протата за XIX-XX вв. значителен по объему. Он систематизирован в 1993 г. сотрудниками Византийского ин-та Национального ин-та исследований, непереплетенные документы разложены в 270 папок. Османский архив насчитывает 2267 единиц хранения, из них 1842 написаны на тур. языке араб. алфавитом, 423 - на греч. языке, 2 - на арм. языке. Древнейшие из сохранившихся тур. документов датируются сер. XVI в. (напр., фирман султана Сулеймана I (1520-1566)). Румынский архив состоит из румын. и греч. частей. Он начал формироваться после передачи Протату в 1641 г. господарем Василием Лупу монастыря Трех святителей в Яссах. Один из древнейших актов - грамота Валашского господаря Раду Льва 1665 г. Документы румынской части архива (на румын., греч., слав. и др. языках) насчитывают 1169 единиц хранения (7 относится к XVI в., 165 - к XVII в., 501 - к XVIII в., остальные - к XIX в.) и 27 карт и чертежей владений в Валахии и Молдавии. Из древнейших документов этой части архива 33 написано на слав. языке (самый ранний документ - грамота 1547 г. молдав. господаря Стефана Рареша). Первый документ на румын. языке датируется 1756 г. На греч. языке написано 69 документов, на французском - 5, на итальянском и русском - по 1 документу. Греч. часть румын. архива насчитывает 2122 единицы хранения, которые в основном датируются XIX в. и включают экономические документы, описи и переписку между мон-рями Котрочени, Трех святителей и Протатом. Лит.: Lampros S. P. Catalogue of the Greek Manuscripts on Mount Athos. Camb., 1895. T. 1. P. 1-10; Θησαυρο το Αγου Ορους: Εκονογραφημνα χειργραφα. Αθναι, 1973. Τ. 1. Σ. 22-29, 389-391; Pavlikjanov C. The Slavic Lingual Presence in the Athonite Capital of Karyai: The Slavic Manuscripts of the Protaton Library//Palaeobulgarica.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

Хрисовул молдав. господаря Александра Лэпушняну. 1568 г. (Протат) Хрисовул молдав. господаря Александра Лэпушняну. 1568 г. (Протат) В XVI в. афонским мон-рям покровительствовали господари Петру Рареш (1527-1538; 1541-1546), Александру Лэпушняну (1552-1561; 1564-1568), Петру Хромой (1574-1579; 1582-1591) и Иеремия Могила (1595-1606). Петру Рареш даровал значительные денежные суммы мон-рю Хиландар, с его помощью в 1535 г. началось переустройство мон-ря Каракал, была восстановлена и расписана большая церковь мон-ря Дионисиат. В 1533 г. он же дал вкладом в Зограф водяную мельницу в местности Каламария на Халкидике. В ближайшем окружении Петру Рареша находились сановные бояре, снискавшие известность как монастырские ктиторы. Так, великий логофет Гавриил Тротушан, одно время бывший советником господаря, в 1536-1537 гг. в мон-ре Пантократор построил новые келлии и устроил колодец. Господарь Александру Лэпушняну даровал Ватопедскому мон-рю значительные доходы от таможенных сборов в Салониках. После его смерти супруга Руксандра подарила мон-рю неск. сел, а в мон-ре Дионисиат, в храме к-рого еще при жизни валашского правителя на его средства был написан иконостас, она возвела трапезную и больничный корпус. Мон-рь Дохиар, разграбленный и разрушенный турками, был полностью восстановлен и расписан на средства Александру Лэпушняну и его супруги, о чем сообщает сохранившаяся настенная надпись. Султан Селим II (1566-1574) выставил на торги имущество тех афонских мон-рей, к-рые не могли уплатить подати. Тогда госпожа Руксандра вместе с сыном Богданом Лэпушняну (1568-1572) выкупила мон-рь Дохиар, выплатив 165 тыс. аспр. В этот мон-рь удалился на покой, оставив в 1587 г. кафедру, митр. Молдовы Феофан II. Здесь в 1598 г. в нартексе большой церкви митрополит был похоронен. Руксандра помогла также мон-рям Зографскому и Каракалу выкупить их имущество у турок, соответственно за 52 тыс. и 35 тыс. аспр. Хрисовул молдав. господаря Иеремии Могилы. 1606 г. (мон-рь Ватопед) Хрисовул молдав. господаря Иеремии Могилы. 1606 г. (мон-рь Ватопед) В XVII в. в княжестве Молдова, как и в Валахии, большую роль в связях с А. играли мон-ри, пожалованные св. местам правосл. Востока. Ватопедскому мон-рю были «преклонены» мон-ри Голия и Бэрбой в г. Яссы, ц. Пречиста в Галаце; храму в Карее - мон-рь Трех Святителей в Яссах, его ктитором был господарь Василе Лупу (1634-1653). Зографскому мон-рю были пожалованы Константином Кантемиром (1685-1693) доходы мон-ря Кэприана, расположенного на Левобережье Прута, к к-рому были приписаны 25 сел с обширными земельными угодьями.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ ИЗМАИЛЬСКИЙ КРЕПОСТНОЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. 1841 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. 1841 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. (Одесской епархии УПЦ), находится в г. Измаиле Одесской обл. (Украина). Точное время основания неизвестно, упоминается с сер. XVII в. как метох. Вероятно, на месте буд. обители в XVI в., при молдав. правителе Петру IV Рареше, был выстроен храм во имя свт. Николая Чудотворца ( Nistor. 2002. Р. 29). Поскольку 1-е известное в истории упоминание г. Измаила датируется 1542 г. (ранее на его месте находилась средневек. генуэзская крепость), церковь могла быть сооружена во 2-й период правления Рареша, между 1541 и 1546 гг. По грамоте патриарха К-польского Иоанникия II Линдиоса от 2 июня 1648 г. приходскому Николаевскому храму, на тот момент относившемуся к юрисдикции Проилавской и Измаильской митрополии, разрешалось перейти в ставропигию К-польского Патриархата со статусом метоха (в подчинение афонскому мон-рю Каракал ). При этом было поставлено условие, что святогорская обитель направит в этот храм иеромонаха и иеродиакона. За это К-польский Патриархат ежегодно получал 40 литров икры и 100 яиц от общины храма (Actele bisericii Sfântul Nicolae din Ismail// Melchisedec ( tef ã nescu), ep. Chronica Huilor i a Episcopiei cu aseminea numire dupre documentele Episcopiei i alte monumente ale terei. Bucur., 1869. P. 152-156; Documente privitoare la istoria românilor. 1915. Vol. 14/1. P. 193-194). В нояб. 1643 г. соседний с Николаевской ц. храм в честь Успения Пресв. Богородицы Иерусалимского Патриархата получил ставропигиальный статус, к-рый утвердил патриарх К-польский Парфений I (Actele bisericii Sfântul Nicolae din Ismail// Melchisedec ( tef ã nescu), ep. Chronica Huilor i a Episcopiei cu aseminea numire dupre documentele Episcopiei i alte monumente ale terei. Bucur., 1869. P. 170-173). В документе упоминается, что Успенская ц. состоит под патронатом «великого чашника» Георге Лупу - брата Василе Лупу, господаря Молдавского княжества в 1634-1653 гг. В мае 1651 г. Измаил посетил келарь Троице-Сергиева мон-ря иером. Арсений (Суханов) , упомянувший о каменной церкви в Измаиле, построенной воеводой Василе Лупу. Известно, что правитель Лупу стремился перенести резиденцию митрополита Проилавского и Измаильского из Брэилы (Проилавы) в Измаил. Он же построил в 1640 г. храм в соседнем г. Килия.

http://pravenc.ru/text/2566172.html

За монастырской стеной, напротив башни, устроена водосвятная купель под сенью (1801), украшенная барочным рельефом. Рядом находится парекклисион великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона, за ним построены дома работников. К северо-западу от К. расположена кафизма с кладбищенским храмом Всех святых (1768), украшенным фресками (в т. ч. с изображением имп. Каракаллы), к юго-западу от мон-ря, за ручьем,- полуразрушенная кафизма с парекклисионом св. Параскевы (в 1986 начаты первые реставрационные работы). Комплекс арсанаса (пристани) включает башню высотой 21,6 м, построенную в 1533/34 г. на средства господаря Петру Рареша и мон. Иоасафа мастером Хаджи-Дионисием Сиропулосом. О. В. Л., Л. К. Масиель Санчес Библиотека В б-ке хранятся 279 манускриптов (из к-рых 42 написаны на пергамене) и 2500 печатных книг. Древнейшие рукописи датируются IX в.- это написанные унциалом Евангелие (Ath. Karakal. 11) и «Рай отцов» (Ath. Karakal. 251 (41)). Два кодекса относятся к Х в.- «Лествица» (Ath. Karakal. 29, 958 г.), и Сборник изречений св. отцов и античных авторов (Ath. Karakal. 255 (42)). Евангелист Лука. Миниатюра из Евангелия-тетр. XIII в. (Ath. Karakal. 37. Fol. 99) Евангелист Лука. Миниатюра из Евангелия-тетр. XIII в. (Ath. Karakal. 37. Fol. 99) Рукописное собрание К. насчитывает 5 манускриптов XI в., 3 - XII в., 22 - XIII в., 33 - XIV в., 39 - XV в., остальные относятся к поствизантийскому периоду. Под номером Ath. Karakal. 245 числится конверт с фрагментами рукописей, древнейший из к-рых написан в Х в. В качестве переплетных листов кодекса Ath. Karakal. 64, XV в., использованы пергаменные листы Х в. с текстом Хроники Георгия Амартола. В б-ке К. также хранится Хроника Константина Манассии (Ath. Karakal. 67, XIV в.). Рукописное собрание помимо книг включает 2 литургических свитка - Ath. Karakal. 246, XIII в., и 274 (31), 1431 г. ( Lampros S. Catalogue of the Greek Manuscripts on Mount Athos. Camb., 1895. T. 1. P. 130-150; 1900. T. 2. P. 472-475). Из лицевых рукописей особый интерес представляют украшенные миниатюрами 2 Евангелия-тетр (Ath. Karakal. 31 и 37, XIII в.), Евангелие-лекционарий с заставками (Ath. Karakal. 252, XIII в.); из рукописей поствизант. периода - Сборник молитв и канонов (Ath. Karakal. 106, XVII в.) и Литургиконы (Ath. Karakal. 248 и 149, XVIII в. и 1614 г.) с инициалами и заставками (Θησαυρο το Αγου Ορους. 1979. Σ. 178-180, 182-187, 297-303).

http://pravenc.ru/text/1470397.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФИМИЙ [румын. Eftimie] (нач. XVI в.- после 1561), еп., летописец. В нач. 1556 г. стал игуменом мон-ря Хумор . В 1558 г. избран епископом Рэдэуцким, окормлял епархию до 1561 г., когда ушел на покой (или же был смещен). Нек-рые исследователи, в частности российский ученый П. А. Сырку и румын. П. Панайтеску, утверждали, что Е. был не епископом, а только игуменом мон-ря Кэприана; в то время как другие, напр. Н. Йорга, придерживались т. зр., что Е. был игуменом Нямецкого мон-ря, а затем был хиротонисан во епископа Трансильванского. Наиболее убедительно предположение румын. слависта Й. Богдана, что летописец и епископ Рэдэуцкий по имени Евфимий - это одно лицо. О Е. как о епископе упоминает надпись 30 июня 1559 г. в ц. свт. Николая в Рэдэуци, Е. назван среди др. иерархов в грамоте молдав. господаря Александру Лэпушняну от 20 авг. 1560 г. о даровании афонскому мон-рю Ватопед таможни в Фессалонике. Как епископ Рэдэуцкий последний раз (?) Е. упоминается в летописной записи 1 янв. 1561 г., сообщающей о приезде в Молдавское княжество К-польского патриарха Иоасафа (Сборник Почаевской лавры. 116. Л. 504). Е. является автором Хроники (летописи) на слав. языке, к-рая излагает события, имевшие место в Молдавском княжестве в 1541-1553 гг. Летопись написана (как сообщается во вступлении) по повелению еп. Романского Макария II в бытность Е. иеромонахом и игуменом непоименованного мон-ря. Эта историческая летопись является продолжением 1-й редакции Хроники Макария. Центральная фигура летописи Е.- молдав. господарь Александру Лэпушняну, по повелению к-рого она и была написана. Это скорее панегирик правлению господаря. В начале Хроники упоминаются нек-рые факты 2-го правления Петру Рареша, затем его сыновей - Илиаша и Штефана Молодого. Гос. деятельность последних представлена искаженно и негативно. Хроника завершается повествованием о строительстве Александром мон-ря Слатина. Летопись Е. сохранилась в составе славяно-молдавского сборника-конволюта смешанного содержания XVI в. Института рукописей НБ Украины им. В. И. Вернадского (Киев) (собр. Почаевской лавры. 116). Могила Е. без даты смерти находится в мон-ре Хумор. Ист.: Cronicile slavo-române din sec. XV-XVI/Ed. rev. i compl. de P. P. Panaitescu. Bucur., 1959; Славяно-молдавские летописи XV-XVII вв./Сост.: Ф. А. Грекул. М., 1976. С. 16-18, 20 [археогр. введ.], 94-104. Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/187696.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010