10. Преображение Господне Свидетелями Преображения Господа Иисуса Христа были три любимейших Его ученика – Петр, Иоанн и Иаков. Петр – первый по вере, Иоанн – первый по любви и Иаков – первый по терпению и мученическому венцу. Но, как известно, они не оставили нам собственноручных описаний этого величайшего события в земной жизни Спасителя. Апостол Петр упоминает только в послании своем, что он и другие ученики были на св. горе со Христом, когда принесся к Нему глас Отца Небесного ( 2Пет.1:16–18 ). Подробно повествуют св. апостолы Матфей, Марк и Лука, хотя они не всходили вместе с Учителем на Фаворскую гору, не созерцали славы Сына Божия и могли только впоследствии слышать о произошедшем от любимейших учеников, которым Христос запретил рассказывать виденное, до Его воскресения. Не удивительно ли это? И чем можно объяснить такое явление? Чтобы никто не сомневался в Преображении Иисуса Христа на Фаворе, об этом пишут не один, а три Евангелиста, но вместе с тем все они не были очевидцами события! Исследуем же, возлюбленные, почему и ради кого Божественный Промысл избрал для засвидетельствования истины тех провозвестников силы и славы Преображения Господня, которые сами не были очевидцами этой славы. По вере нашей мы не можем сомневаться, что если Промысл Божий избрал сперва трех любимейших апостолов свидетелями, a затем трех Евангелистов благовестителями того же события, то на это имелась особая необходимость. На причину избрания любимейших учеников свидетелями славы Преображения указывает нам св. Евангелист Лука. Он так начинает свое повествование: Бысть же по словесех сих яко дний осмь и поем Петра, и Иоанна, и Иакова, взыде на гору помолитися, т.е. после сих слов дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться ( Лк.9:28 ). Какие это были слова, после которых Господь взошел на Фавор? Что произошло за 8 дней до Преображения? Не без причины св. Евангелист обозначает время, когда совершилось это великое событие, а именно через восемь дней после другого события; следовательно, между ними есть тесная, внутренняя связь.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

12 марта в 19.42 по римскому времени из трубы на крыше Сикстинской капеллы пошел черный дым. Это означает, что нового Папу пока не выбрали. Результатов кардинальского голосования, несмотря на холодную и дождливую погоду, на площади Св. Петра ожидали тысячи людей. Началу конклава предшествовала утренняя Месса Pro eligendo Romano Pontifice, которую возглавил декан Коллегии кардиналов Анджело Содано (не избиратель). «Боже, вечный Пастырь, управляющий Своим народом с отеческой заботой, даруй Церкви Твоей Папу, угодного Тебе святостью жизни, который полностью посвятит себя Твоему народу» - так молились сослужившие кардиналы вместе с верными, для которых вход в базилику был свободным. В своей проповеди кардинал Содано вознес благодарение Господу за понтификат Бенедикта XVI. Затем он подчеркнул, что исполнение ветхозаветного пророчества Исаии – это «Иисус, пришедший в мир явить любовь Отца к людям». «Эта любовь, — подчеркнул кардинал, — особенно заметна, когда мы соприкасаемся со страданием, несправедливостью, бедностью, со всеми слабостями человека – как физическими, так и моральными». Глава Кардинальской коллегии сослался на энциклику Иоанна Павла II «Dives in misericordia», отметив, что именно «милосердие» – это ключевое слово для понимания сущности любви. Именно миссия милосердия и вверена пастырям Церкви. Это относится ко всем священникам и епископам, но еще в большей мере – к Верховному Пастырю Церкви, Римскому Епископу. Не случайно Иисус спросил у Петра: «Любишь ли ты Меня больше, нежели они?» Кардинал Содано процитировал и послание Бенедикта XVI на Великий Пост этого года, в котором также дается определение слову «милосердие»: оно не сводится к простой солидарности или гуманитарной помощи, поскольку наивысшей формой милосердия является евангелизация. Второе чтение Мессы Pro eligendo Romano Pontifice было взято из Послания Св. Апостола Павла к Ефесянам. Оно содержит призыв к единству: «Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

342. Беседа по освящении храма святых Первопрестольных Апостолов Петра и Павла, при московской Мариинской больнице (Говорена декабря 15-го; напечатана в Твор. Св. Отц. в 1857 г. и в собр. 1861 г.) 1857 год Церковь и больница теперь у нас в глазах, а потому, естественно, и в мыслях, они сближены так, что находятся под одним общим кровом: и разделены только так, чтобы святыня сохраняла подобающую ей неприкосновенность. Нет ли в сем вещественном сближении умственного? – Конечно есть; потому что такое устроение произошло не от безотчетного произвола, но от рассуждения основательного и благонамеренного. Мне кажется, самое сие здание говорит, если бы не сказал я, что больнице нужен союз с церковью, что больным нужны не только врач, но и священнослужитель, не только врачевства, но и молитвы и таинства. Все ли признают сии потребности? – В какой мере должно признавать их? – Не отсылайте сих вопросов к больным: среди болезненных страданий, при изнемогающих силах телесных и душевных, им едва ли удобно обдумывать правила для своего настоящего положения, если такие правила не приготовлены ранее; болезнь и смерть не согласятся ждать, пока больной составит себе любомудрие болезни, которому он не учился благовременнее. И никому из здравствующих невидимая судьба не дала обязательства, что болезнь не будет ему послана ныне или завтра, и что она не нападет на него внезапно и сильно. В мире думает о войне желающий получить победу: в здравии должен здраво размышлять о болезни желающий победить ее, или сохранить дух свой непобежденным от нее. Есть люди, которые колеблются допустить врачевание человеческое, или даже решительно готовы совсем устранить оное. С углубленным вниманием слышат они слово Господа: «Аз убию и жити сотворю; поражу, и Аз исцелю» (Второз. XXXII. 39); и желают ответствовать на сие словом Давидовым: «да впаду убо в руце Господни, яко многи суть щедроты Его зело; в руце же человечи да не впаду» ( 2Цap. XXIV. 14 ). Что на сие скажем? – Похвалим имеющих такую веру и такую преданность воле Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

II. В XIV в. К оглавлению С началом XIV в. у нас выступают на поприще литературы люди, которые и родились, и получили образование уже в период монгольский. Мы не упоминаем о двух наших тогдашних митрополитах — греках Максиме и Феогносте, так как и Правило первого и грамота последнего на Червленый Яр, единственные их писания , суть содержания юридического и нами рассмотрены в другом месте. Самый главный отдел литературных памятников русских XIV в. составляют сочинения, касающиеся учения веры и нравственности и изложенные в форме посланий и поучений. Некоторые из этих сочинений принадлежат лицам известным, каковы были: святой Петр митрополит, святой Василий, архиепископ Новгородский, святой Алексий митрополит и Матфий, епископ Сарайский. Большая же часть — лицам неизвестным. От святителя Петра сохранилось одно только окружное послание к духовенству, или «Поучение игуменом, попом и диаконом» . Поучение это имеет немало сходства с «Поучением к попом» митрополита Кирилла II и также излагает мысли о важности священного сана и обязанностях пастырей к самим себе и к пастве. Сходство, естественно, могло произойти от одинаковости предмета, а частию и от того, что, может быть, святитель Петр знал и читал сочинение своего предшественника. Впрочем, поучение святителя Петра отличается большею краткостию, простотою и тем, что почти каждую мысль подтверждает словами Священного Писания. Представляем отрывки из этого поучения в последовательном порядке по списку более полному, нежели тот, с какого оно напечатано. «Разумейте, дети, в какое достоинство вы призваны Богом, как пишет апостол Павел: Кийждо в звании, в немже призван бысть, в том да пребывает (1 Кор. 7. 20). Вы, дети, называетесь стражами Церкви, пастырями словесных овец, за которых Христос пролил Свою спасительную Кровь. Будьте же, дети, истинными пастырями, а не наемниками, которые млеко ядят и волною одеваются, а об овцах не пекутся (Иез. 34. 3). Будьте, дети, образцом для своего стада, по слову Спасителя, как Он говорил своим апостолам: Вы есте свет мира, вы есте соль земли. Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесах (Мф. 5. 13, 14, 16). Прежде всего вам должно просветиться сими добродетелями: кротостию и смирением; также блюстись от всех дел непристойных, которыми мир соблазняется, ибо горе человеку тому, сказал Спаситель, имже соблазн приходит (Мф. 18. 7). Оградившись страхом Божиим, отсеките, дети, от сердец ваших всякую отрасль пагубную для души: гнев, ярость, зависть, ненависть, пьянство, которое есть корень всякому злу, и смехотворство. Ибо сказано: Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших (Еф. 4. 29)... Упражняйтесь, дети, в чтении святых книг и в учении день и ночь, по слову пророка: В законе Господни поучится день и нощь, и прочее (Пс. 1. 2).

http://sedmitza.ru/lib/text/435927/

Б.Г. Деревенский IV. АНТИХРИСТ В ВОСТОЧНОХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ ОТ ЕФРЕМА СИРИНА ДО АНДРЕЯ КЕСАРИЙСКОГО Представление о пришествии в «конце дней» особенного врага Церкви оформилось в раннехристианскую эпоху, главным образом благодаря Иринею Лионскому  и  Ипполиту Римскому , оставившим на этот счет обстоятельные описания. Церковная экзегетика твердо следовала по пути, проложенному этими учителями. Пришествие Антихриста неизменно обсуждалось в комментариях к Книге пророка Даниила, Второму посланию к Фессалоникийцам апостола Павла и Откровению Иоанна Богослова. Наиболее известны в этом плане труды Иоанна Златоуста (347–407), Феодорита Кирского (393–457) и  Андрея Кесарийского (кон. IX – нач. X в.), отрывки из которых публикуются в настоящем сборнике. Помимо экзегетических работ продолжали появляться специальные сочинения, посвященные Антихристу. Несмотря на то что таких произведений гораздо меньше, чем комментариев к священным текстам, каждое из них заслуживает особого внимания. В «Поучениях» Кирилла Иерусалимского (325– 386) Антихрист предстает как маг и колдун, «весьма опытный в обманчивом и злом искусстве чародейства и волшебства», которому удается воцариться в Римской империи. Кирилл подчеркивает, что Антихрист «получит царство не от предков, но похитит власть посредством волшебства», то есть будет не наследственным правителем, но узурпатором. Такая фигура мало напоминает Нерона, но весьма походит на того же Симона Мага, каким он предстает в христианских преданиях. Называя Антихриста магом, Кирилл недвусмысленно указывает, с кого именно он пишет портрет. В Самарии Симон прославился как искусный чародей-целитель, «великая сила Божия» ( Деян. 8:10 ). Некоторое время он состоял в рядах христиан, но потом откололся от общины и организовал собственную группу («симониане»), в которой почитался как Мессия или даже сам Господь. Раннехристианские писатели Иустин Мученик , Ириней Лионский , Ипполит Римский , Епифаний Кипрский  и другие рассказывают о противоборстве Симона Мага и апостола Петра, начавшемся в Самарии и перекинувшемся затем в Рим. В столице империи ловкий маг изумлял народ различными чудесами и, наконец, для вящего эффекта взлетел в воздух. Однако по молитве Петра он лишился своей магической силы, рухнул на землю и разбился насмерть. Подробным образом описываются прения между Петром и Симоном Магом в апокрифических «Деяниях апостолов Петра и Павла», появившихся на рубеже IV-V вв. Здесь Симон противопоставляется самому Христу: «Во Христе явилось полное единство Бога и человека, обладавшего той непостижимой славой, которой через человеческую природу надлежало прийти на помощь людям. Но в этом Симоне тоже имеются две сущности – человека и диавола, который через человека пытается уловить в сети людей». Именно таким и мыслился Антихрист.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

В.Л. Задворный (католик) Заключение I. Духовный примат и юрисдикция Римской Церкви Римская Церковь была основана св. Петром, и в ее основание лег апостольский камень. В глазах преходящего мира Петр был всего лишь безвестным рыбаком; безвестной и тайной была история первых епископов Рима. Церковь в то время, в большей степени, была духовной общиной, чем организацией, ибо, мало связанная с миром земным, она мало имела нужды и в земных институтах. Не проведены были еще границы епископий, не закреплена юрисдикция постановлениями соборов; но духовный авторитет епископа Рима как наследника апостола Петра с самого начала был признан всеми христианами мира. В I веке об этом свидетельствует «Послание св. Климента к коринфянам», читавшееся в древней Церкви на богослужениях. Во II веке авторитетом Римского епископа утвердилась традиция празднования христианской Пасхи в воскресенье, а не в любой день недели, в соответствии с Пасхой еврейской, как это было принято на Востоке. В III веке, когда формировалась догматика, с учением, проповедуемым епископом Рима, сверяли свои теологические размышления другие Святые Отцы. Изложением веры св. папы Дионисия подтверждал правильность своих суждений св. Афанасий Великий , св. Кирилл Александрийский цитировал св. папу Феликса I. В IV веке Рим был оплотом и прибежищем борцов против арианской ереси. Отстаивая вселенскую веру, папы мужественно выступили и против несторианства, и монофизитства в V веке, а теологический трактат св. Льва лег в основу догматов Халкидонского Собора. Но Церковь , как и человек, представляющий собой онтологическое целое двух основных частей – бессмертной души и бренного тела, врастая в человеческую историю, также обретала две основные части: Церковь небесную, торжествующую с Богом и всеми святыми, и Церковь земную, воинствующую с грехом и несправедливостью мира сего. Земное тело Церкви формировалось по мере формирования институтов ее земной организации, поэтому юрисдикция и ее распространение, будучи явлением историческим, естественно оказались неразрывно связаны с развитием человеческой истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Введение в чтение Евангелия (Мк 1–4) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 6, 1995 22 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 6, 1995 Мы публикуем краткое введение митрополита Антония к циклу его бесед на первые главы Евангелия от Марка. Весь цикл будет опубликован издательством “Зачатьевский монастырь”. …Можно поставить вопрос, почему я выбрал именно это Евангелие. Выбрал я его по очень личной причине. Я стал верующим, встретившись именно с этим Евангелием; и это не случайно. Если бы я взялся читать Евангелие от Матфея, которое было обращено к иудеям, верующим евреям того времени, или Евангелие от Иоанна, которое очень глубоко погружено и в философскую, и в богословскую мысль, я, вероятно, не понял бы их, когда мне было четырнадцать лет. Евангелие от Марка было написано учеником апостола Петра именно для таких молодых людей, молодых дикарей, каким я был в то вре-мя, написано для того, чтобы дать представление об учении Христа и о Его личности тем молодым людям, которым больше всего это было нужно. И поэтому я выбрал сейчас это Евангелие. Оно написано коротко, сильно и, надеюсь, дойдет до души других людей, так же как оно перевернуло мою душу и преобразило мою жизнь. Раньше чем приступить к самому Евангелию, я хочу, во-первых, сказать кое-что о евангелисте Марке, потому что прежде чем беседовать с живым человеком, конечно, хочется узнать, кто он, что он говорит, почему его слушают; а во-вторых, сказать, как читать Евангелие и как его изучать сообща. Евангелие от Марка является, насколько известно, самым ранним из четырех Евангелий и было, по всей вероятности, написано в Риме около 70-го г. по Р. Х. Из Посланий (к Колоссянам — 4:10, и к Филимону — 1:24) известно, что Марк писал его для христиан из язычников. Это видно из того, что в нем мало ссылок на еврейский закон и на Ветхий Завет, зато даются пояснения о значении еврейских слов и обычаев. Слог евангелиста Марка замечательно живой и выразительный. У него, например, часто встречается выражение “тотчас” или “немедленно”. Интересно заметить массу мелких деталей, сообщенных этим евангелистом. Это ясно показывает, что Марк получал сведения из первых рук, от очевидца, по всей вероятности — от апостола Петра. Трудно допустить, чтобы можно было сочинить такой детальный, трезвый, чистосердечный рассказ; он носит на себе печать правдивости, в чем все больше и больше убеждаешься по мере изучения его.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-chtenie-eva...

" Винегрет " с раскольником По поводу письма Петра Винцукевича Святейшему Патриарху Кириллу Источник: " РЕЛИГИЯ и СМИ " Как русской, так и украинской кухне хорошо знакомо такое блюдо, как винегрет. Однако в русском языке понятие " винегрет " , кроме популярного салата, означает еще смесь разных предметов или понятий, всякую всячину. Именно ощущение винегрета, бессмысленной гремучей смеси различных ингредиентов, возникает при прочтении открытого письма П. Винцукевича Патриарху Кириллу, которое было опубликовано на официальном сайте " Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата " вскоре после недавнего визита Святейшего Патриарха на Украину. Автор послания то пытается представить свои мысли в академичном тоне, то переходит на просторечье. При этом рецепт винегрета Винцукевича подразумевает использование одного единственного соуса. Впрочем, об этом позже. Давайте вчитаемся в некоторые заявления человека, который считает себя специалистом по истории, каноническому праву и этике. Основную историческую несправедливость Петр Винцукевич усматривает в различии украинского и русского народов и их этническом несходстве. Согласно Винцукевичу, в этом нас убеждают карты века. При том, что первые известные ученым картографические реконструкции появились гораздо позже, во времена Речи Посполитой! Автор письма Патриарху считает, что русский и украинский народы изначально не имели никакого родства. Но тогда возникает вопрос о национальности уроженки Пскова святой княгини Ольги, о том, как допустили новгородцы, чтобы ими правил " иностранный " князь Ярослав Мудрый, имя которого до сих пор носит им же основанный российский город Ярославль. А кем по национальности был князь Аскольд? Наверняка, подобные вопросы меньше всего занимали наших общих предков. Напротив, христианизация, миграции русичей на север, обширная сеть торговых путей, межплеменные брачные союзы – все это свидетельствует о единстве духовном и культурном, кровном и этническом славянских племен. Винцукевич прав лишь в том, что России действительно тогда не существовало, это наименование принадлежит Петру Великому. Собственно Киевской Русью ни одна держава не называлась, это, скорее, эпический термин.

http://pravoslavie.ru/39206.html

Во имя Отца и Сына и Святого духа. Аминь. Глаголю вам: немудрствовати паче еже подобает мудрствовати. Рим.12:3 . Благоразумному Господину, так и самому Богу, что может быть приятнее, как когда Ему веруют? Вера в силе Божией совершаемая, есть непорочнейшее приношение за все небесной благодати, за все то, что единородный Сын Превечного сделался за нас жертвой, что открыл глубину спасительной премудрости, что оправдал, умиротворил, освятил, усыновил Богу и Небу. Блажени есте аще веруете, яко Иисус Христос есть Сын Божий. Нет во всем свете такой вещи, которая бы, при исследовании ее начала, естества и действия, не возбудила благолюбопытный дух к удивлению и славе Творца всех Бога. Нет во всем откровении такой истинны, которая бы не убедила верующего, что он верует для высочайшего своего блага. Впрочем, ежели мы почитаем подражательно слова разумных людей, то не паче-ли торжественной верой и духом усердия ублажать обязаны тех, которые изрекли, во спасение наше, тайну Божественной воли? Святые их имена, не столько-ли должны быть нам любезны и память с похвалами, сколько любезна для нас вера и спасение наше? Прославим убо тех, их же Бог прославил. Прославим ревностнейших из посланников Петра и Павла, коих богомудрым учением, церковь приведена в сие благоучрежденное состояние; коих проповедью столь ясно открыт свет истинны и до толикого совершенства вознесен таинственный Догмат Богопочитания. Прославим тех, кои спасительно изъявили и конец всех наших дел с намерениями и образ благодушия в обстоятельствах, подвиги в расслабление проводящих; и пример, беспорочного должностей прохождения; и все, наконец способы, как смирять себя при отличных совершенствах; быть кротким при исправлении согрешающих, быть благоразумным при обращении других; как не возноситься на закон, не мудрствовать паче закона; но мудрствовать, коемуждо по благочестию, яко же Бог разделил есть веру меры. Ах, сему внимать есть совершенная премудрость; по сему располагать житие есть совершенная добродетель и следовательно, истинное блаженство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Zabolot...

Глава 10 Корнилий сотник, явление ему Ангела и посольство к Петру (1–8). Видение Петрово и встреча с посланными Корнилия (9–22). Путешествие Петра к Корнилию, проповедь в доме его, сошествие Св. Духа на слушателей и крещение (23–48) Деян.10:1 .  В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из по­лка, называемого Италийским, «В Кесарии» – см. Деян.8:40 , прим. «Из полка, называемом Италийским», т.е. полка из природных италийцев, в отличие от воинов, набиравшихся на службу из туземцев. Кесария была резиденцией римских прокураторов Палестины, почему при них и состоял особый полк из природных римлян или италийцев, как людей более надежных и искусных. Вероятно, и Корнилий, сотник этого полка, был тоже природный римлянин или италиец. И во всяком случае, он не был даже иудейским прозелитом, а был просто язычник доброй души и природно-благочестивой настроенности (ср. Деян.10:28, 34 и до Деян.10:11, 1, 18, 15:7 ). Приобщение такого человека к Церкви Христовой, притом непосредственно, без всякого посредства иудейства, хотя бы в виде прозелитизма врат, было событием великой важности, эпохою в истории апостольской Церкви. На эту особую важность события первого обращения ко Христу язычника указывает и то, что оно совершается при посредстве первого Апостола Христова – Петра, нарочито призываемого Богом из другого города, хотя в Кесарии находился в это время известный благовестник и креститель эфиопского вельможи – Филипп. Деян.10:2 .  благо­честивый и боящийся Бога со всем домом сво­им, творив­ший много милостыни народу и всегда молив­шийся Богу. «Боящийся Бога... молившийся Богу». Эти выражения показывают, что Корнилий был почитателем Единого истинного Бога, о Котором, вероятно, узнал из соприкосновения с иудеями и их Богопочтением, но чтил по-своему, как подсказывало ему набожное сердце, самостоятельно и независимо от форм еврейского Богопочитания. Деян.10:3 .  Он в виде­нии ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий! «В видении ясно видел...» – εδεν εν ορματι φανερς... – «виде в видении яве...» – очевидно, в бодрственном состоянии, а не во сне (Златоуст). Это было около девятого часа дня (­3 час. пополудни), обычного у евреев часа молитвы, когда и Корнилий молился, постившись до сего часа ( Деян.10:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010