Митрополит Иларион: Апостолы и ныне являются нашими учителями, нашими небесными заступниками 13 июля, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Церковь заповедует нам всегда обращаться к апостольским посланиям, и не только слышать их в храме, но и дома обращаться к этой части Нового Завета. 12 июля 2014 года, в праздник святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион возглавил Божественную литургию на московском Подворье Сербской Православной Церкви – Петропавловском храме на Яузе. Затем председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион обратился к присутствующим, — сообщает Служба коммуникации ОВЦС : «Ваше Преосвященство, дорогой владыка Антоний! Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка митрополит Нифон! Дорогие отцы, братья и сестры! Хочу передать всем вам благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, по поручению которого я сегодня совершил Божественную литургию здесь, в  храме святых апостолов Петра и Павла, который является Подворьем Сербской Православной Церкви. Праздник первоверховных апостолов Петра и Павла – торжество всей Православной Церкви. И неслучайно ему предшествует пост, который начинается через неделю после Пятидесятницы, а заканчивается сегодня, в этот торжественный день. Установив сей постный период, Церковь особым образом почтила тех, кто вместе с остальными апостолами потрудился для того, чтобы продолжить на земле дело Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, пошел вслед за Христом и претерпел мученическую кончину. По свидетельству слова Божия, все апостолы занимают особое место в Церкви, но только Петра и Павла Церковь и святые отцы называют первоверховными, ибо Петр является недвижимым камнем в основании Церкви, а Павел – движущей силой; апостол Петр возглавлял проповедь христианства среди иудеев, а Павел – среди язычников. День памяти святых первоверховных апостолов является особым праздником для Антиохийской Православной Церкви. И Петр, и Павел посещали священные пределы Антиохии и являются основателями этой Церкви. Поэтому я особенно рад сегодня Вашему присутствию здесь, дорогой владыка Нифон, и пользуюсь возможностью еще раз поздравить Вас с возведением в сан митрополита, что является красноречивым свидетельством для всего православного мира о том, что Вас любят и почитают не только в Русской Православной Церкви, с которой Вы сроднились за долгие годы служения, но и в родной для Вас основанной святыми апостолами Антиохийской Православной Церкви, которую Вы на протяжении уже нескольких десятилетий достойно представляете здесь, в граде Москве, и во всем мире.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-apo...

Мониторинг СМИ Сошедшие с Престола святого Петра c древних времен до сегодняшнего дня: обо всех случаях, когда Папа отрекся (или был вынужден отречься) от своего служения 20.02.2013 23:10 Ответ Бенедикта XVI в книге-интервью «Свет мира» был ясным. На вопрос журналиста Петера Зеевальда («То есть, Вы считаете, что вполне возможна ситуация, в которой Папа может заявить об отречении от престола?») он ответил: «Да. Когда Папа приходит к четкому осознанию, что больше не может физически, ментально и духовно исполнять вверенную ему должность, он имеет право, – а в некоторых обстоятельствах даже обязан – сложить с себя полномочия». Истины ради следует отметить, что историческая реконструкция случаев, когда понтификат прерывался до смерти Папы, показывает, что таких фигур было мало и ни в одном из этих случаев ситуация не была такой, какая возникла в связи с решением Бенедикта XVI. На заре Церкви, когда проповедь апостолов была еще живой реальностью и о ней имелись прямые свидетельства, возникает фигура Папы Климента: в списке Епископов Рима, составленном Иренеем Лионским, он указан третьим преемником Петра, после Лина и Анаклета. Источники не единодушны в восстановлении точных дат его понтификата: согласно Евсевию Кесарийскому Климент наследовал Анаклету в двенадцатом году правления Домициана, т, в 92-м году (Historia Ecclesiastica, III, 15). Однако Иероним, кроме этой даты, приводит также предание, согласно которому Климент является прямым преемником Петра. Епифаний из Саламины удивлялся: как это современник апостолов так поздно вошел в число римских епископов, и предполагает, что апостолы распорядились, кто заменит их в правлении римской Церкви в то время, как они занимаются апостольским служением. На основании Послания Церкви римлян к Церкви коринфян (ср. 54, 2) — традиционно приписываемого Клименту, хотя это документально не подтверждается, и в котором благородных и исполненных любви призывают удалиться и не вызывать раздоров и разделений — Епифаний предполагает, что в этом отрывке отражается личная ситуация автора, который, чтобы не вызывать проблем внутри общины, отошел от исполнения епископских функций.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Россия накануне перемен Петр, десятилетний царь России 1682 год Наконец-то, на троне России появляется государь, самой судьбой которому было предназначено произвести в нашем Отечестве великий переворот, неслыханный ни у каких народов. Все они, начиная с самых древнейших народов, просвещались постепенно; Русские же сделали это вдруг, как будто по велению какой-то волшебной силы. Эту волшебную силу Бог вложил в душу своего любимца, Петра. И вправду, этот великий государь мог назваться любимцем Бога. Чудесно его младенчество, чудесны детские годы! Даже само его рождение было чудесно предсказано за несколько месяцев. Прежде чем он родился, два монаха, один — Симеон Полоцкий, и другой, бывший потом митрополитом в Ростове, — святитель Димитрий сказали царю Алексею Михайловичу, что у него родится сын Петр, что он наследует его престол и будет таким героем, с которым не сравнится никто из современников. Они говорили, что увидели это по расположению звезд на небе. Предсказание о Петре было сделано не в одной России. В библиотеке Императорской Академии Наук имеется переписка двух иностранных ученых — Николая Гейнзиуса и Иоанна Гревиуса. Первый в 1672 году был Нидерландским посланником в Москве и писал к Гревиусу о рождении царевича Петра и о тех предсказаниях, которые были даны о нем, а Гревиус отвечал на это из Голландии, что — и у них ученые-предсказатели отметили то же самое по звездам и согласны с предсказаниями Русских о новорожденном царевиче. Что же должны были думать наши предки об этом младенце, удивившем мир еще до своего рождения? Начнем наши рассказы с самых первых лет Петра: великие люди бывают интересны даже в то время, когда только начинают говорить. В день святых апостолов Петра и Павла, 21 июня, праздновались именины царственного малютки. Кроме дорогих вещей, полученных Петром в подарок в этот день от его нежных родителей и других лиц царского семейства, множество подарков от верных подданных ожидало маленького именинника в одной из комнат Кремлевского дворца.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Смоленск. Вознесенский монастырь. Собор Вознесения Господня. Карта и ближайшие объекты Собор Вознесенского монастыря построен в 1697 г. " по личному указу Петра I " (так на мемориальной доске), а по легенде - и по его чертежам. Сейчас в соборе располагается выставочный зал. В начале XVIII столетия благоустройству монастыря особенно содействовала игуменья Марфа Рыдванская. Во время пребывания Петра Великого в Смоленске в 1695 г. игуменья просила Петра пощадить преступников, приговоренных к смертной казни. Государь приказал Измайлову объявить осужденным, что Бог и государь дают им прощение. Толпа обратилась к окнам квартиры царя и огласила воздух криками восторга и благодарности. Петр I, тронутый таким оборотом дела, предложил игуменье просить у него, чего она желает. Тогда в знак милости, она просила его соорудить вместо деревянной, клонящейся к разрушению церкви, каменную. Государь начертал собственноручно план для двухэтажной церкви и велел выдать как сумму, так и материал, необходимый для этого. В 1697 г. 10 августа необыкновенная буря причинила много повреждений городским зданиям, в том числе Авраамиевскому, Троицкому и Вознесенскому монастырям. Петр Великий, получив об этом донесение от воеводы Салтыкова, приказал прежде других зданий, немедленно сделать поправки в крепостных башнях, хлебных магазинах и в Воснесенском монастыре, оставив прочие казенные здания до другого времени. В 1712 г. по царскому указу снова отпущены материалы, нужные для церковного строения. Указ был послан на имя наместника Головина, где говорилось о построении в Вознесенском монастыре каменной церкви с трапезною. По смерти Петра Великого в 1728 г. царицей Евдокией Федоровной отпущены новые суммы на достройку церкви. Во время путешествия императрицы Екатерины II в 1787 г. было пожертвовано этому монастырю 1000 руб., и на эту сумму устроен, в память благотворительницы, другой престол в нижней церкви во имя вмчц. Екатерины. Впоследствии, иждивением одной смоленской помещицы устроен в той же церкви третий престол во имя Сретения, перенесенный сюда из больничной церкви, за ветхостью ее. В 1812 г. монастырь был разграблен и опустошен, деревянные здания его – больничная церковь и кельи были преданы пламени, а в каменной ее церкви дорогие оклады с икон, ризница, напрестольная одежда были похищены.

http://sobory.ru/article/?object=05779

(статья из Православной богословской энциклопедии). Игнатий Богоносец , св. епископ Антиохийский. Сведения о жизни св. И. очень скудны и отрывочны. Наиболее ранния свидетельства о нем восходят к концу второго века. Так Ориген (Hom. 6 in Lucam) пишет: «И., святой мученик, второй после Петра епископ Антиохии, боролся со зверями в Риме во время гонения, написал послание к Римлянам и сборник еще нескольких посланий». Ириней (Adv. haer. V, 28) говорит очевидно об И., не упоминая его имени: «некто из наших, за исповедание Бога присужденный к зверям, сказал: я – пшеница Божия, которую измелют зубы зверей, чтобы сделаться ей чистым хлебом». Поликарп Смирнский (Ad Philipp. IX, XIII) удостоверяет факт пришествия И. из Сирии в Рим и написание им в это время нескольких посланий, как современник-очевидец, не успевший еще получить из Рима известий о кончине И. Ничего больше о жизни св. И. не знает и Евсевий, и все остальные сообщаемые им сведения заимствуются из посланий И. По Евсевию, И. был по антиохийской кафедре преемником Еводия, первого после апостола Петра епископа здесь. Но так как об Еводие ничего неизвестно, то впоследствии память о нем утратилась, и Златоуст и Феодорит называют И. непосредственным преемником ап. Петра. Апостольские Постановления (VII, 46) пытаются примирить оба предания тем, что Еводия ставят раньше ап. Петра. Хронологические данные о поставлении И. епископом и смерти его у Евсевия недостоверны (см. Harnack, «Die Zeid d. J.», Leipz. 1878). Мученические акты св. И. (M. Colbertinum, M. Vaticanum), составленные не ранее IV века и наполненные противоречиями, также заимствуют сведения о жизни И. из посланий. По посланиям (в их подлинной краткой редакции) И. является епископом Антиохии Сирийской, уже осужденным (вероятно проконсулом, а не императором) во время частного гонения на христиан в Антиохии на растерзание зверями и пересылаемым под стражею десяти солдат в Рим для исполнения там казни. Путь его идет отчасти морем, но главным образом по сухопутной дороге на Смирну чрез Филадельфию и другие города, в которых местные жители-христиане приветствуют его и заботятся облегчить по возможности его положение. В Филадельфии он вступал в спор с иудействующими и принимал участие в собраниях тамошних христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

(Титов Амвросий Васильевич; 1667 г., с. Михайловское Костромской губ.- 17.09.1750, Рязань), архиеп. Рязанский и Муромский. Происходил из рода бояр Титовых. В документах не сохранилось сведений о жизни А. до 1708 г. Под этим годом А. впервые упоминается как архимандрит московского муж. мон-ря в честь иконы Божией Матери «Знамение» . 9 нояб. 1713 г. А. был хиротонисан во епископа Тверского. Поскольку Тверская кафедра была архиепископской, А. получил право носить архиепископские зеленые скрижали (см. Мантия ), хотя архиепископия в Твери в тот же день была упразднена. 21 янв. 1714 г. перемещен на Сарскую и Подонскую кафедру. 14 окт. 1714 г. присутствовал на Соборе в Патриаршей крестовой палате, осудившем Фому Иванова и Д. Е. Тверитинова. В период пребывания на Сарской кафедре А. пользовался расположением Петра I Алексеевича . Участвовал в погребении царевича Алексея Петровича и служил по распоряжению Петра заупокойные молебны. В 1718 г., накануне отъезда в С.-Петербург, где А. должен был принимать участие в хиротониях новых архиереев, к нему были направлены послания Местоблюстителя Патриаршего престола митр. Рязанского Стефана (Яворского) и архиеп. Тверского Варлаама с наставлением, как поступить в случае, если к посвящению в архиереи будет представлен иером. Феофан (Прокопович). В том же году в расследовании по делу освидетельствования мощей, открытых в Иосифовом волоколамском мон-ре , на А. был сделан донос архимандритом мон-ря Германом. Указом от 25 янв. 1719 г. А. был определен на Вятскую и Великопермскую кафедру с умалением чина и степени. Существуют упоминания о том, что в 1723 г. в Вятке им была открыта первая школа, однако ее существование не было долгим. На Вятской кафедре А. получил разрешение Синода на возобновление миссионерской деятельности среди вотяков, но из-за нехватки священнослужителей, знавших вотяцкий язык, первоначальный успех миссии был незначителен: крещено было 57 чел. В 1724 г. А. вызывался в С.-Петербург на чреду священнослужений. В 1725 г. участвовал в церемонии погребения имп. Петра I. В 1726 г. А. получил поручение Святейшего Синода расследовать дела по жалобе бывш. игум. Невьянского мон-ря Пермской губ. Евсевия (Левонова) на наместника и казначея Далматова Исетского мон-ря Тобольской епархии. 25 февр. 1727 г. А. присутствовал при коронации имп. Петра II в Москве. В 1729 г. приказной архиерейского дома Исаия Богданов на допросе в Синоде показал, что неоднократно подвергался побоям и заточению со стороны А. В процессе начавшегося расследования обнаружилась лживость этих показаний. В период пребывания на Вятской кафедре А. построил много храмов, привлекая для этого (с разрешения Синода) ту часть доходов кафедры, к-рая ежегодно должна была отсылаться в С.-Петербург. По распоряжению А. был реконструирован кафедральный Троицкий собор, пристроена каменная колокольня, построены неск. каменных храмов в самой Вятке и в окрестных мон-рях, восстановлен архиерейский дом.

http://pravenc.ru/text/64686.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Послание апостола Петра... к пастве апостола Павла 11.07.2018 863 Время на чтение 5 минут 1-е Послание апостола Петра... Посмотрим внимательно, кому пишет святой Петр ? «Пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии» (1 Пет. 1: 1). Перечислены места, где были основаны многолюдные христианские Церкви. Основаны не Петром, а Павлом. О перечисленных общинах по-отечески заботился апостол Павел . Поэтому среди книг Нового Завета мы читаем Павловы Послания к галатам, к ефесянам (Ефес находился в упомянутой Асии). Апостол Павел и в посланиях из тюрьмы наставлял свою паству, переживал за нее. И вот наступил момент, когда Павла больше нет с ефесянами, с галатами... Он принял мученический венец в Риме - за проповедь о Христе. Его паства тяжко печалилась, потеряв духоносного наставника. Паству смущали речистые завистники апостола, которые доказывали, что Павел не вполне правильно учил, да по большому счету и не апостол он. Во время этих искушений паству апостола Павла очень поддержал апостол Петр. Он подтвердил апостольское достоинство Павла и то, что учение Павла - от Христа. Святой Петр укрепил сердца людей, напомнил, что за страданиями Христовыми последовала слава (см.: 1 Пет. 1: 11). Сходным образом будет и с каждым христианином: с апостолом Павлом и с теми, кто ему поверил. Сначала скорбь, а потом радость (см.: 1 Пет. 1: 6). Господь всегда дает мученикам и исповедникам войти в небесную радость. Так апостол Петр утешил своих братьев во Христе. И слова утешения они получили из того самого города, где пострадал за Евангелие Павел. На ветхозаветном языке апостол Петр обозначил этот город как Вавилон (см.: 1 Пет. 5: 13). Для знакомых с Писанием название - хорошо известное. Столица древней империи, место пленения народа Божия, территория страданий, откуда был совершен «второй исход» в Землю Обетованную. А задолго до того на земле Вавилона богоборческий порыв воздвигал пресловутую башню. Господь не позволил ей вырасти «до неба», Он смешал языки строителей башни. Строители перестали понимать друг друга, и амбициозный проект обвалился.

http://ruskline.ru/opp/2018/iyul/12/posl...

Г. И. Беневич Триадологические и христологические споры IV века Св. Александр Александрийский (Д. С. Бирюков) Значение свт. Александра Александрийского в истории арианских споров очень велико и в определенном смысле является решающим. Свт. Александр является первым значительным оппонентом Ария; он в немалой степени сформулировал основные идеи антиарианской полемики, перенятые у него свт. Афанасием Александрийским и другими православными богословами; важно также, что свт. Александр играл значительную роль на I Вселенском соборе, на котором было осуждено учение Ария. Свт. Александр родился около 250 г. Он был любимым учеником св. Петра, патриарха Александрийского 153 , который стал мучеником в 311 г. Известно, что свт. Александр установил день памяти Петра 154 ; сохранился панегирик свщмч. Петру, приписываемый свт. Александру 155 , дошедший на коптском языке 156 . После смерти св. Петра Александрийская кафедра какое-то время оставалась вдовствующей, и затем, после недолгого правления свт. Ахиллы, в 312 г. патриархом Александрийским стал свт. Александр. Почти ничего не известно о деятельности свт. Александра до возникновения арианских споров. Когда споры об учении Ария стали охватывать народ Александрии, свт. Александру Александрийскому был сделан донос на Ария 157 . Сначала свт. Александр не воспринял это обвинение всерьез и занял нейтральную позицию, посчитав данный вопрос одним из тех, которые могут обсуждаться в Церкви и относительно которых возможны публичные диспуты 158 . Затем, когда Арий обвинил свт. Александра в савеллианстве из-за слов, произнесенных последним: «Святая Троица есть в Троице Единица», утверждая, в противовес свт. Александру, что было, когда не было Сына, – Александр окончательно встал на сторону осуждающих учение Ария и запретил ему проповедовать свое учение 159 . Однако Арий, который был весьма популярен в александрийской среде, не внял запрещениям свт. Александра. Испробовав все возможности устного и письменного убеждения ариан, свг. Александр созвал собор с участием около ста епископов Египта, Ливии и Пентаполя (320–321 гг.) и отлучил от Церкви Ария и его сторонников (двух епископов, шесть пресвитеров и шесть диаконов), а также в окружном послании объявил об этом всем Церквам 160 . В этом послании свт. Александр пишет об осуждении Ария и его последователей и просит не принимать их в церковное общение. Он кратко излагает учение Ария и кратко опровергает его. Это отлучение послужило распространению споров по всему христианскому Востоку и допустило придание арнанским спорам общецерковного значения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Е Вопр. Что есть Евангелие ? Отв. Евангелие есть слово греческое и значит весть добрую, благоприятную и утешительную. Евангелие Иисус-Христа открывает нам, что Он от Отца Небесного в мир сей послан грешники спасти, как сам Он рек: прииде Сын человеческий взыскати и спасти погибшаго ( Лк. 19:10 ). Тоже и Апостол благовествует: верно слово и всякаго приятия достойно, яко Христос Иисус прииде в мир грешников спасти ( 1Тим. 1:15 ). Слава пославшему Отцу! Слава и пришедшему Сыну спасти грешников! Поклонимся убо радостным и благодарным духом Пришедшему спасти нас и Благоволившему послать Его. Благословен Бог, хотяй всем человекам спастися и в разум истины приити! Приимем сию радостную весть в сердца наши и дадим славу Богу, благоволившему о нас. Вопр. Сколько св. Евангелистов ? Отв. Четыре: Матфей, Марк, Лука, и Иоанн Богослов. 1) Св. Матфей есть один из дванадесяти апостолов, иначе называемый Леввием. Он писал прежде прочих Евангелистов, именно чрез восемь лет по вознесении Господа. Существующий до ныне греческий текст сея книги есть перевод с еврейского, или сирского, но он, по своей апостольской древности, имеет для христиан достоинство – равное подлиннику. 2) Св. Марк был сопутником ап. Петра и причисляется к 70 апостолам, а к вере во Христа обращен Петром. Будучи послан от Петра во Египет, епископскую там отправлял должность и первый христианское училище в Александрии основал. Отвержение от Христа Петрово пространнее, нежели прочие Апостолы, описал, потому что, конечно, от самого Петра сию плачевную историю лично услышал. 3) Св. Лука, антиохиянин, искусством врач, сотрудник ап. Павла. Он отличается полнотою, которая объемлет происшествия нового Завета от рождения Предтечи до вознесения Иисуса Христа на небо. Имя его Лука от lux – свет; он не был самовидец, но Евангельскую историю от Апостолов слышал. Написал он Евангелие свое в 66 или 67 лето по вознесении Господа, потому что Деяния Апостольские написал он в лето по Р. X. 68. Феофил, для которого писано его Евангелие, был, без сомнения, муж чиновный, и, может быть, градоначальник.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Изданный в 1958–1964 гг. в Тюбингене коллективный двухтомный труд «Новозаветные апокрифы» (Э. фон Хеннеке и др.) безусловно может представлять немалый интерес для нашего читателя. В книге публикуется комментированный перевод на немецкий язык ряда текстов ранне-христианских апокрифов. Если содержащиеся в первом томе апокрифические Евангелия нам уже в основном известны, то приведенные во втором томе псевдо-апостольские писания, апокрифические Деяния и Апокалипсисы все еще не переведены на русский язык в полном объеме. В данном издании публикуются и комментируются: «Керигма Петра», «Керигмы Петра», «Послание (Павла) к Лаодикийцам», «Переписка апостола Павла с Сенекой», «Послание Тита», «Деяния Иоанна», «Деяния Петра», «Деяния Павла», «Деяния Андрея», «Деяния Фомы», «Псевдо-Климентины», «Вознесение Исайи», «5 и 6 книги Ездры», «Христианские Сивиллы», «Книга Эльхасаи», «Апокалипсис Павла», «Апокалипсис Фомы», «Псалом Наасенов», «Соломоновы оды». Долгое время в среде исследователей раннего периода церковной истории бытовало мнение, что новозаветное апостольское служение имело свой прототип и прообраз в ветхозаветном понятии Шалиах, основные принципы которого и переняли первохристиане, дав движению нового провозвестничества греческое название aphanóstoloV. Однако, по убеждению авторов книги, ветхозаветная параллель понятию апостольства сложилась несколько позже, чем считалось до сих пор. Кроме того, апостол Павел, самый первый по времени из авторов, свидетельствующих об апостольском служении, о такой преемственности ничего не говорит. Авторы считают, что в христианской среде изначально существовали некоторые различия в понимании самого смысла апостольского служения. Так, апостол Павел утверждает, что апостолы прежде всего – вестники Евангелия; служение апостолов таким образом носит «богословский» характер. Павел же говорит и о том, что апостол, хотя и призывается на проповедь непосредственно Спасителем, не обязательно должен быть свидетелем всего периода служения Иисуса. Апостол Лука ( Деян 1:21–22 ), в отличие от Павла, говорит, что апостол – в первую очередь именно свидетель жизни Иисуса от Его Крещения и до Вознесения.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/pe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010