Владимир Русак Скачать epub pdf Церковная письменность Усиление духовного образования сопровождалось усилением духовной письменности. В Великороссии воссиял святитель Димитрий Ростовский . Его проповеди , послания к иереям, духовные песни, “Зерцало православного исповедания веры”, Четьи Минеи, Летопись келейная (свод библейской истории параллельно с гражданской), Хронограф о начале славянского народа, “Руно орошенное”, Краткий мартиролог, Летописание царей и патриархов, Каталог российских митрополитов пришлись весьма по душе русскому православному народу. Главными представителями двух направлений в русском богословии в начале XVIII века были владыки Стефан Яворский и Феофан Прокопович . Митроп. Стефан был представителем старого латинско-схоластического типа богословов киевской школы. Феофан был богословом новатором и в богословии, и в проповедничестве, горячим врагом схоластики, риторства и латинства, почитателем преимущественно протестантских богословов. Писал владыка Феофан очень много и большей частью по поручению Петра I. Кроме Регламента он написал: 1) ряд трактатов о начале патриаршества, 2) увещания к раскольникам, 3) о браках с иноверцами, 4) о достоинстве поливательного крещения, 5) первое учение отрокам (Букварь), 6) о блаженствах против ханжей, 7) родословную запись князей и царей, 8) трактат об Амазонках, 9) повесть о свв. Кирилле и Мефодие, 10) предисловие к морскому Регламенту, 11) “Правда воли монаршей” о новом порядке наследования престола. После смерти имп. Петра I он описал его кончину. Им написана апология книги Песнь песней, “Показание великого антихриста”, которого он видел в папе Римском. Проповеди его имели практический, жизненный характер, касались современных событий и животрепещущих вопросов. Оба упомянутых иерарха имели ревностных приверженцев и подражателей, так что около них образовалось две своего рода школы. При Петре I направление Феофана было господствующим. О расхождении между русскими богословами было известно за границей. Католики рассчитывали на владыку Стефана, протестанты – на архиеп. Феофана. В 1716 году, во время пребывания Петра I в Париже, католические богословы возбудили вопрос о соединении Церквей. По поручению царя ответы писали владыка Стефан и Феофан. В Сорбонну был отправлен ответ Феофана и католики неудачу инициативы приписывали именно ему. Аналогичный результат был и с попыткой к воссоединению с Англиканской Церковью .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ЦАРСТВОВАНИЕ ПЕТРА I АЛЕКСЕЕВИЧА Строение судов для Балтийского моря. – Борьба с шведами за Петербург. – Отобрание у шведов старых русских городов. – Опустошение Эстонии. – Взятие Дерпта и Нарвы. – Шведы отражены от Петербурга. – Сношения с Польшею. – Паткуль в русской службе; его деятельность. – Русские вспомогательные войска под начальством Паткуля. – Отношения Паткуля к малороссийским козакам. – Окончание деятельности Палея. – Сношения с венским двором. – Паткуль в Вене. – Деятельность Матвеева в Голландии. – Постников в Париже. – Французский посланник Балюз в России. – Матвеев в Париже. – Сношения с Турциею. – Деятельность Петра Толстого в Константинополе. В невских устьях спешили строить городок – морское пристанище для иностранных судов, но строитель не хотел, чтоб этот новый городок, его тезка, похож был на старый Архангельск, где виднелись только иностранные корабли: на берегах Свири кипела сильная работа, в нетронутых до сих пор лесах ронили громадные деревья и на новой верфи, в Лодейном Поле, строили морские военные суда. Но враги не отдадут без боя Балтийского моря. На невских устьях строят русский городок, а подле них все лето 1703 года стоят 9 шведских кораблей, и нечем отразить их: русские корабли еще только строятся на Свири. Другое дело на сухом пути: здесь можно померяться с шведом, который покинут своим королем и может выставлять для борьбы только небольшие отряды. К реке Сестре подошел шведский генерал Кронгиорт; сам Петр в начале июля пошел на него с четырьмя конными полками: «Бой начат и счастливо совершен, неприятель прогнан, и зело много его порубили, понеже солдаты брать живьем его не хотели». С берегов Сестры Петр отправился в Лодейное Поле спускать суда. А между тем наступила осень. Меншиков с русскими людьми впервые познакомился тут с петербургским октябрем: солнца давно уже нет, страшный ветер и дождь целый день. Тяжко стало Меншикову; он зовет Петра, пишет ему с обычными шутками: «Но ведаем, для чего так замешкались; разве за тем медление чинится, что ренского у вас, ведаем, есть бочек с десять и больше, и потому мним, что, бочки испраздня, хотели сюда приехать, или которые из них рассохлись, замачиваете и размачиваете. О сем сожалеем, что нас при том не случилось». Но после шуток Меншиков сообщает важное известие: шведские корабли, за осенним временем, отошли от невского устья.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Двадцать девятый день. Поучение 5-ое. Св. апп. Петр и Павел. (Жизнь и труды св. ап. Петра и уроки из его жизни). I. Свв. апостолы Петр и Павел называются «первоверховными» из всех апостолов, и им двоим установлен особый праздник, потому что они трудились в деле евангельской проповеди более всех прочих апостолов и пострадали в один день. Ныне побеседуем о жизни св. ап. Петра. Св. апостол Петр, до призвания ко Христу, назывался Симоном и занимался вместе с братом своим Андреем рыбною ловлею. Происходили они из небольшего городка, Вифсаиды галилейской. Андрей уверовал во Христа прежде и, пришед домой, сказал Симону: «мы нашли Мессию». Симон сам пошел, чтобы видеть Христа. Иисус Христос, увидев Симона, наименовал его «Кифою» или «Петром», что значит камень, в знак твердости его веры, и с этого времени он сделался учеником Христовым. Апостол Петр, как простой иудей, не получил образования. Он был женат на племяннице апостола Варнавы , дочери Аристовула, одного из 70-ти апостолов. Апостол Петр имел характер живой, пылкий и потому при каких-либо вопросах со стороны Иисуса Христа отвечал первый. Он был в числе 3-х любимых учеников Иисуса Христа и посему присутствовал при особенно важных случаях жизни Иисуса Христа, например, при преображении, в саду Гефсиманском пред страданиями и др. случаях. Ему на тайной вечери указан был И. Христом через Иоанна Богослова предатель. Здесь на вечери ап. Петр обещал стоять за своего Учителя до смерти, но Господь предрек ему троекратное отречение, и он отрекся, но загладил свое отречение глубоким раскаянием, и Господь возвратил ему апостольское звание. Ап. Петр первый начал проповедь о И. Христе в день сошествия Св. Духа и этою проповедию обратил ко Христу около 3000 человек. Он первый начал крестить язычников, крестив, по внушению свыше, сотника Корнилия с его семейством. Он действовал на апостольском соборе. Правитель Палестины Ирод Агриппа заключил ап. Петра в темницу и хотел умертвить его, но ангел ночью вывел апостола из темницы. Ап. Петр проповедывал во многих местах не только Азии, но и Европы и Африки. Он написал два послания, или письма, о христианской вере и жизни. Окончил жизнь свою в Риме, где обратил ко Христу многих придворных. Когда император Нерон воздвиг гонение на христиан, то ап. Петр хотел удалиться из Рима, но встретил в воротах Господа, идущего в город, и на вопрос: «куда идешь, Господи?» сказавшаго: «в Рим, чтобы снова быть распятым». Тогда ап. Петр понял из этого, что настало для него время прославить Бога своею смертию, и возвратился в Рим. Нерон осудил его на крестную смерть. Апостол просил распять себя головою вниз, потому что считал недостойным умереть на кресте так, как умер Сам Господь. Это было в 67 году по Р. Христ.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть itemscope itemtype="" > Юбилей, вызывающий грусть и радость В Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре прошли мероприятия, посвященные 100-летию Александро-Невского братства 01.02.2018 724 Время на чтение 5 минут Сегодня, 1 февраля, в день памяти священномученика Петра Скипетрова, в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре прошли юбилейные мероприятия, посвященные 100-летию Александро-Невского братства, сообщает корреспондент «Русской народной линии», принимающий участие в торжествах. Протоиерей Петр Скипетров - один из первых петербургских новомучеников. День его мученической кончины – 1 февраля 1918 года – считается днем основания Александро-Невского братства. В Свято-Троицком соборе обители была совершена Божественная литургия. Богослужение возглавил благочинный обители архимандрит Никита (Марков) в сослужении насельников монастыря и сонма духовенства. Председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской митрополии, председатель Совета православных общественных объединений Санкт-Петербурга митрофорный протоиерей Александр Пелин огласил поздравительное послание митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия наместнику Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, викарию Санкт-Петербургской епархии епископу Кронштадтскому Назарию и членам Александро-Невского братства в связи со столетием со дня основания братства. По завершении Литургии прошёл крестный ход к могиле священномученика Петра на Тихвинском кладбище Лавры, где был совершён благодарственный молебен. Затем у памятника «За Веру Христову пострадавшим» была отслужена лития по всем безвинно убиенным в богоборческие времена. Крестное шествие завершилось у Митрополичьего корпуса Александро-Невской лавры на месте смертельного ранения священномученика Петра Скипетрова. Священнослужители возложили цветы к мемориальной доске . Торжества завершились праздничной трапезой и экскурсией по Александро-Невской лавре. Члены Александро-Невского братства молитвенно помянули новопреставленного протоиерея Александра Ивановича Половинкина , заслуженного деятеля науки России, доктора технических наук, профессора. Сегодня состоялось его отпевание и погребение.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/01/yu...

Закрыть «Памяти предков будем достойны» В Полоцке установлена мемориальная табличка в честь героя войны 1812 года Петра Христиановича Витгенштейна Андрей Буховецкий   12:18 03.06.2023 3423 Время на чтение 7 минут Фото: Предоставлены автором 2 июня 2023 года в Беларуси впервые была установлена мемориальная табличка в честь героя войны 1812 года Петра Христиановича Витгенштейна, идея установить доску за собственные деньги пришла Андрею и Алексею Буховецким, членам Российского патриотического проекта «Памяти предков будем достойны», членам Союза краеведов России. Для того, чтобы установить табличку, краеведы получили согласие жителя дома 33, настоящего патриота отечественной истории Мирослава Романовича Плавинского. Высота таблички семьдесят сантиметров, ширина – пятьдесят, внизу надпись «Пётр Христианович Витгенштейн (1768–1843). Генерал-фельдмаршал светлейший князь Герой Отечественной войны 1812 года». Рядом с Витгенштейном находится табличка в честь Якова Петровича Кульнева, которая была установлена братьями Буховецкими в прошлом году. Именно Яков Петрович состоял при графе П.Х. Витгенштейне и постоянно находился в передовых войсках, теперь два полководца будут рядом, как и в 1812 году. Было решено установить таблички в честь этих полководцев на известной улице в честь героя Отечественной войны 1812 года Кульнева. Кстати, первую табличку в 2017 года полоцкие краеведы Андрей Геннадьевич и Алексей Геннадьевич Буховецкие установили в Клястицах на здании школы с именем героя войны 1812 года генерал-лейтенанта Петра Христиановича Витгенштейна. На табличке также есть исторический портрет самого Витгенштейна. Историческая справка. Петр Христианович Витгенштейн. 6 (17) января 1769 г. в Переяславле Полтавской губернии в семье генерал-поручика русской службы родился Пётр Христианович Витгенштейн, русский военачальник, граф, генерал-фельдмаршал (1826), светлейший князь (1834). Витгенштейн начал службу в гвардии и в 22 года был произведён в первый офицерский чин корнета, а в 1793 г. с чином премьер-майора перешёл в армию, в Украинский легкоконный полк. В следующем году он стал участвовать в военных действиях в Польше волонтёром, получив тогда за сражение у Остроленки свою первую боевую награду – Орден Святого Георгия 4-й степени: командуя эскадроном, он атаковал батарею противника и отбил у него орудие. Затем Витгенштейн участвовал в штурме предместья Варшавы Праги под командованием русского полководца А. В. Суворова, а после окончания военных действий в Польше перевёлся на Кавказ, где шла война с Персией. Здесь в 1796 г. молодой офицер отличился при взятии Дербента и был послан в Петербург с известием о победе и с ключами от крепости.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/03/pa...

Закрыть Первоверховный апостол Петр Память 12 июля Мария Тоболова   01:11 14.07.2023 857 Время на чтение 7 минут ( ? – около 67 года) Когда люди отошли от Бога, замкнувшись в своей греховности, то единственная сила, которая могла согреть окаменевшие сердца, - это не знающая границ любовь Бога Отца, выразившаяся в послании на землю Своего Сына служить людям в их спасении. В первые же дни Своего пребывания в приморском городе Капернауме Господь Иисус призвал на апостольское служение четырех рыбаков: Петра и Андрея, Иакова и Иоанна: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4,19). И они тотчас оставили лодку и рыболовные сети и с любовью последовали за Божественным Учителем. Первоверховный Апостол Петр – самый известный из учеников Спасителя и глава апостольской общины, посвятивший свою жизнь распространению христианской веры. При рождении будущий апостол получил имя Симон, которое представляет собой сокращенный вариант еврейского имени Симеон, точнее, Шимон. А имя Петр является переводом арамейского слова «кифа», означающего «камень», «скала». Христос назвал Симона Петром, увидев в нем камень – один из первых в величественном здании Церкви. Петр был сыном рыбака Ионы из Галилейского селения Вифсаиды и сам по роду занятий рыбак, как и его младший брат Андрей. Петр – человек простой и необразованный, всё достоинство которого заключалось в его чистой душе и непорочном сердце. Пламенный духом, он и до обращения стремился к Богу, слушал проповеди св. Иоанна Крестителя и ждал прихода Мессии. С самого начала призвания Петр стал старшим среди апостолов, самым ревностным и безгранично преданным из учеников Христа; он ни перед чем не останавливался, чтобы проявить свою любовь к Учителю. Из Евангелия известно, что апостол Петр был женат: однажды Господь исцелил его тещу, лежавшую в горячке (Лк. 4,32). Святитель Златоуст говорит: «И здесь заметь Петрово почтение к Нему. Ибо, имея тещу, лежащую дома в сильной горячке, не привел Его в дом свой, но ожидал, пока будет окончено учение и исцелятся все прочие; и тогда уже, когда Он вошел в дом, начал просить Его…. И Господь, желая яснее показать Свое расположение к смиренному апостолу, прошел к постели больной, стал над нею, и коснулся руки ее… и горячка оставила ее». Теща Петра являлась женой Аристовула, апостола из числа 70-ти. Предание гласит, что жена Петра сопровождала его в его миссионерских путешествиях (1Кор. 9,5) и помогала супругу в проповеди веры.

http://ruskline.ru/analitika/2023/07/13/...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Петр Цетиньский, свт. - житие Будущий святитель родился в сентябре 1748 года (по другим данным - в апреле 1747) в Негушах, от набожных родителей Марка Петровича и Ангелины (Андьюши), урождённой Мартинович. Брат его деда Дамиана - знаменитый владыка Даниил - первым из семьи Петровичей-Негошей стал черногорским митрополитом. После смерти Даниила в 1735 году его преемником стал дядя св. Петра - Савва, и с тех пор митрополичий, а затем княжеский престол стал наследственным в семье Петровичей, переходя от дяди к племяннику.В 1758 году владыка Савва выбрал себе в преемники своего десятилетнего племянника, прозрев в нем будущего святителя и народного вождя. Призвав его к себе, он сказал: " Прииди сыне ко мне, благодать Всевышнего да почиет на тебе, яко быти тебе народу и отечеству твоему во всем полезну. Со мною же и народ наш возлагает отсель на тя надежду ради своего благополучия. Преблагий Господь да поможет ти быти крин украшаящий горы сия " .Живя в Цетиньском монастыре, будущий Святитель учился книжной премудрости под руководством митрополита Саввы и своего наставника инока Даниила. В двенадцать лет он был пострижен в монахи с именем Петр (мирское имя его осталось неизвестным), а в семнадцать - рукоположен в иеродиакона.В 1765 году соправитель и двоюродный брат владыки Саввы митрополит Василий отправился в третий раз в Россию за помощью для Черногории и взял с собой иеродиакона Петра для продолжения образования. Но учение продолжалось недолго. 10 марта 1766 года митрополит Василий умер в Петербурге и его племянник был вынужден вернуться домой.Здесь он стал ближайшим помощником митрополита Саввы, который рукоположил его в иеромонаха, а вскоре сделал его архимандритом.В 1768 году в Черногории появился самозванец Степан Малый, выдававший себя за чудом спасшегося русского царя Петра III. Князь Долгорукий, посланный из Петербурга его разоблачить, посчитал полезным для интересов России утвердить Степана Малого правителем Черногории.

http://pravicon.com/info-3208

Москва. Домовая церковь Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, святителей Московских, при б. Епархиальном училище. Карта и ближайшие объекты Недалеко от станции метро «Бауманская», в Посланниковом переулке, стоит здание под с псевдорусскими деталями фасада и пятью высокими арочными окнами. Это храм, освященный в 1899 г. во имя святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. Еще в 80-е годы 18 в. в Посланниковом переулке, где находилось владение английского купца и банкира Якова Рованда, обосновался Английский клуб, членство в котором означало принадлежность к высшему кругу общества. Добиться избрания в этот клуб было вопросом престижа в глазах дворянской Москвы. Предполагают, что название переулка было связано именно с Английским клубом. Хотя есть и иное мнение: сам переулок стал называться Посланниковым после того, как в нем поселился прусский посланник барон Аксель фон Мардефельд. 30 мая 1799 г. Рованд продал этот участок капитану Николаю Лугинину и статскому советнику Александру Юни. Пожар 1812 г. уничтожил не только каменные палаты Рованда, но и усадьбу Орлова, где на углу с Посланниковым переулком стоял большой дворец с парадным входом и полукруглыми флигелями. Эти строения больше не возобновлялись. Участок надолго переходит в руки купцов. В 1830-1860 гг. здесь были построены небольшие жилые дома. В одном из них, в одноэтажном особняке жил знаменитый органист А.Ф.Гедике. В 1880г в переулке возводится еще одно каменное строение. 1 апреля 1881 г. Московский Кафедральный Собор Христа Спасителя покупает этот участок земли по Посланникову переулку (По документам: Лефортовская часть 1 участок под 1089, полицейский 9 по Посланникову переулку - Фонд Мосгордумы. «Об оценке владения, принадлежащего Московскому Кафедральному Собору Христа Спасителя по Посланникову переулку, д.9». По окладным книгам Городской управы владение числится за Московским Кафедральным Собором Христа Спасителя согласно купчей от 1 апреля 1881 г.). До покупки земли участка составляли 870 квадратных саженей (Опись 1874 г. Составлена 19 июня 1900 г.). Но уже по крепостным документам земли владения Московского Кафедрального Собора Христа Спасителя составляли 922 квадратные сажени (Опись утверждена 31 декабря 1914 г.).

http://sobory.ru/article/?object=02181

Начало террора и казанская ссылка Флоря Б.Н. Иван Грозный (Оглавление) Даже человек, слабо и поверхностно знакомый с литературой об опричнине, хорошо знает, что важнейшим признаком опричного режима был террор. Созданный царем особый двор и особое опричное войско должны были стать опорой царя в борьбе с «изменниками». Дело не только в том, что царь намеревался жестоко наказывать подданных за «измену» и «непослушание», видя в этом единственный надежный путь к укреплению государства. Иван IV и его окружение, как представляется, понимали, что избранная ими политика, наносившая ущерб интересам многих сотен людей, которым приходилось покидать насиженные места, не пользуется поддержкой широких кругов дворянства и может натолкнуться на сопротивление. Террор должен был устрашить несогласных и лишить их воли к сопротивлению. Царь не случайно требовал и добился того, что Боярская дума и церковь отказались от всякого «печалования» за опальных, судьба которых теперь должна была определяться всецело волей царя. Первые казни начались вскоре после возвращения царя из Слободы в Москву. Как отмечено в официальной летописи, в феврале 1565 года «повеле царь и великий князь казнити смертною казнью за великие их изменные дела боярина князя Олександра Борисовича Горбатово да сына его, князя Петра, да околничево Петра Петрова сына Головина да князя Ивана княже Иванова сына Сухово-Кашина да князя Дмитрея княже Ондреева сына Шевырева». Наиболее видной фигурой среди казненных был князь Александр Борисович Горбатый, один из героев взятия Казани и первый русский наместник в завоеванном городе. Выдающийся полководец, видимо, давно был в немилости у царя, так как с начала Ливонской войны не получал никаких военных назначений. О том, какие «великие изменные дела» инкриминировались Горбатому, позволяет судить одно место в «Послании» Таубе и Крузе. Здесь среди обвинений царя в адрес бояр встречаем утверждение, что они «хотели сделать своим государем выходца из рода Garbatta» (Горбатых). Правдоподобие этим обвинениям придавало то, что род суздальских князей, одним из старших представителей которого был князь Александр, среди княжеских родов потомков Рюрика занимал почетное первое место. Курбский, рассказывая в своей «Истории о великом князе Московском» о казни Горбатого, отметил, что «княжата суздальские влекомы от роду великого Владимера и была на них власть старшая руская между всеми княжаты боле двусот лет». В 1547 году князь Александр Горбатый выдал дочь Ирину за князя Ивана Федоровича Мстиславского и, следовательно, находился в родстве с царским домом. После казни князя Александра и его сына Петра род Горбатых пресекся, их родовые вотчины отошли к царю, который позднее распорядился ими в своем завещании. 12 февраля он прислал в Троице-Сергиев монастырь 200 рублей — заупокойный вклад по князе Александре.

http://sedmitza.ru/lib/text/438944/

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Афонские встречи Петра Севастьянова: ученые архимандриты П.Успенский и А.Капустин - 2 часть    Афонские встречи Петра Севастьянова: ученые архимандриты  П.Успенский и А.Капустин     Публикуем фрагмент статьи из журнала " Странник " с небольшими изменениями и дополнениями. - Афон О том, как высоко ценил Петр Севастьянов помощь архимандрита, свидетельствуют два его письма посланнику АЛ.Озерову.   «Благодарю за награду, которую Вы мне дали [в лице] достойного сочлена Вашей миссии, -писал он 19 сентября в Афины. - На Афоне меня встретили заботы и хлопоты не совсем приятные, у меня оказались 7 сотрудников, принадлежащих к пяти различным нациям, надо было... согласовать их между собою, а между делом ладить с 20 монашествующими, которые смотрели на меня как на обладающего двумя предметами: калифорнийским кошельком и бланками на проезд в Россию за сбором.   Одно утешение в беде я нахожу - отца Антонина, которого и здесь оценили по достоинству. Его пребывание оказало мне большую пользу. Мы объездили 20 монастырей на расстояние 300 верст, и его советы, суждения и замечания останутся лучшим руководством в продолжении работ. С дозволения Вашего, о содействии отца архимандрита буду свидетельствовать перед св.Синодом».   Во втором письме, написанном в канун отъезда о.Антонина, говорится: «С архимандритом расстаюсь с большою горестию, но покоряюсь необходимости присутствия его при Вас, когда Вы на служебном своем поприще постоянно окружены завистью, лукавством и предательством. Здесь я имел случаи лучше узнать греков и чувствую всю тяжесть креста, который Вы несете».   В письме обер-прокурору св.Синода А Л.Толстому, говоря о чрезмерной загруженности П.Успенского работой, Севастьянов добавил: «По счастливому случаю, вместе со мной выехал на Св.гору из Греции о. архимандрит Антонин и остановился в том же скиту Андрея Первозванного, где и я. Мы осмотрели большую часть монастырей, и я постоянно пользуюсь его знаниями и советами при оценке догматического значения византийских древностей».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2899

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010