О церковной иерархии Часть 1 В 1-м послании к коринфянам ап. Павел развивает мысль, что Церковь есть тело Христово, состоящее из разных членов ( 1Кор.12:12–27 ), причем, хотя все члены являются равноценными как члены одного тела, однако они имеют между собой различия по своему месту в теле, потому и дары различны, при единстве Духа, различны и служения. Здесь установляется общий принцип иерархического церковного строения общества, как вытекающий из высшей целесообразности строения духовного организма и изволения Божия. Иерархическое начало, не отрицающее, но осуществляющее всеобщее равенство при различии природном и духовном, свойственно всякому обществу, имеющему духовную основу и цель, и тем более оно присуще церковному обществу. Иерархична – в разных направлениях – была ветхозаветная церковь , и начало новозаветной иерархии положено самим Господом, призвавшим 12 апостолов и сделавшим их таинниками Его учения и свидетелями Его жизни. Каждый из апостолов был лично призван Господом к апостольскому служению и чрез то принял звание апостольское, но при этом и вся двенадцатерица апостольская составляла некоторое замкнутое единство, апостольский собор, который после падения Иуды был восполнен до 12 новым избранием ( Деян.1:15–26 ). В пределах 12-рицы Господь делал иногда различия, избирая трех или четырех (Петра, Иакова, Иоанна, а иногда еще Андрея), для присутствия на горе Преображения, или к месту моления в саду Гефсиманском. Из них Он выделил лично двух: апостола Петра, который является как бы первостоятелем апостольского собора, ибо он отвечает от имени всех апостолов в исповедании на пути в Кесарию Галилейскую и вообще является как бы старшиной апостольским, и «возлюбленного ученика», который – на основании личной близости своей – имеет наибольший доступ к Господу на Тайной Вечери и усыновляется Им на кресте Деве Марии 5 . Конечно, этим выделением не устраняется их равноапостольность, как это делает католическая доктрина относительно апостола Петра в учении о примате, но этим вносится начало организованности в пределах взаимоотношений апостольского лика, иерархическое строение даже в апостольской иерархии, предобразующей иерархические взаимоотношения равного в себе епископата (и эту черту можно видеть в выделении «Иакова, Кифы и Иоанна, почитаемых столпами» ( Гал.2:9 ) у апостола Павла).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

П.В. Коряков В русской патрологии епископ Равеннский Петр II Хрисолог с. 984] совершенно незаслуженно оказался обойденным вниманием исследователей. Со времени перевода епископом Иринеем (Клементьевским) проповедей Хрисолога на церковнославянский язык в 1794 году ни одной серьезной работы в России об архипастыре Равенны так и не вышло 1 . С тех пор имя епископа Петра остается совершенно неизвестным читателю. Цель данной статьи заключается в том, чтобы восполнить этот досадный пробел. Епископ Петр, получивший титул «Хрисолог» («Chrysologus») за свой талант проповедника, жил в эпоху христологических споров, был сподвижником папы Льва Великого и выдающимся латинским гомилетом. Его литературно-богословское наследие состоит из 175 проповедей, а также послания к ересиарху Евтихию. Проповеди Хрисолога, риторически совершенные и глубокие по смыслу, посвящены толкованию Священного Писания , Символа веры , памятным церковным датам и отдельным святым. Основным источником сведений о жизни епископа Петра являются, прежде всего, его проповеди (наиболее ценными из них в этом плане являются 151, 165 и 175). Вторым источником является сочинение, написанное в IX веке клириком Равеннской церкви Агнеллом под названием «Liber Pontificalis Ecclesiae Ravennatis». Сочинение Агнелла напоминает хронику и посвящается церковной истории Равенны. Жизнеописание Петр Хрисолога (XXI епископа Равенны в епископском списке Агнелло) в этой хронике представляется по образцу римских «Liber Pontificalis». Сочинение Агнелла уникально в своем роде, но в аспекте исторической достоверности не выдерживает никакой критики. Автор допускает анахронизмы и ошибки; использует сомнительный легендарный материал. К примеру, Агнелл путает епископа Равеннского Петра II Хрисолога с другим епископом Равенны, Петром III (494–519). Автор жизнеописаний относит епископство Uoahha III Ангелопта Равеннского (477–494) 2 ко времени понтификата папы Льва Великого (440–461). Поэтому пользоваться сочинением Агнелла следует с большой осторожностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Hrisolog/...

Первое соборное послание святого апостола Петра в изданиях Нового Завета на русском языке находится после соборного Послания апостола Иакова. Святой апостол Петр — это пример решимости, мужества и любви ко Христу. Имя Петр означает «камень» (см.: Мф. 16, 18). Но одновременно в образе апостола Петра мы видим всю реальность того, что сила Божия совершается в немощи (см.: 2 Кор. 12, 9). Апостол Петр трижды отрекся от Христа во дворе первосвященника (см.: Мф. 26, 69–75; Мк. 14, 66–72; Лк. 22, 55–62; Ин. 18, 15–18, 18, 25–27) и не сразу поверил в то, что Господь воскрес из мертвых (см.: Лк. 24, 12). Апостол Петр от лица всех апостолов исповедует Христа Сыном Бога Живого (см.: Мф. 16, 16), но и в страхе произносит отречение. Личный опыт апостола Петра нашел сильное отражение в этом Послании, цель которого — укрепить веру во время гонений. Кто такие христиане? Конечно, этого вопроса в тексте Послания нет. Но практически вся первая глава и часть второй главы являются ответом на этот вопрос. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых (1 Пет. 1, 3),— пишет апостол Петр. До Воскресения Христова все мы были мертвыми, и только когда гроб, в котором лежало тело Иисуса (Ин.20, 12), оказался пуст, мы обрели жизнь. И живем мы для приобщения к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас (1 Пет. 1, 3–4). Поэтому мы должны радоваться: О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа (1 Пет. 1, 6–7). Добродетельная жизнь между язычниками Свет добрых дел Жизнь христианина — это пример для других. Поэтому христианам следует провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения (1 Пет.

http://pravoslavie.ru/70327.html

Петров пост Календарь и основные сведения Петров пост в 2024 году: 1-11 июля. Петров (апостольский) пост первоначально был введен как компенсация для тех кто по тем или иным причинам не постился в Великий пост (при этом компенсационный пост был разделен на две половины, которое потом стали Петровым и Успенским постами).  Петров пост начинается через неделю после праздника Святой Троицы. Перед Петровым Постом празднуется Неделя всех святых, кончается пост праздником Петра и Павла.  Петров пост — перед праздником святых апостолов Петра и Павла. Начинается со Дня всех святых (воскресенье после Троицына дня) и продолжается до 12 июля нового стиля. Этот пост меняет свою продолжительность в разные годы, ибо зависит от дня празднования Пасхи. Этот пост — наименее строгий,  обычный . Петров пост не такой строгий касательно пищевых запретов как Великий. Во время Петрова поста исключается мясная и молочная пища. Рыба разрешается по субботним, воскресным и праздничным дням. Красовицкая «Литургика» Память Петра и Павла (в 2018 году— 12 июля)  особо отмечена тем, что это единственный праздник святых, которому предшествует пост; все прочие посты завершаются Господским или Богородичным праздником. У этого поста нет фиксированного начала, поэтому продолжительность его каждый год разная: иногда он бывает почти равен Четыредесятнице, а иногда совсем короткий — всего восемь дней; это зависит от Триоди, от того, когда была Пятидесятница. Память Петра и Павла празднуется в один день, потому что, по церковному преданию, они умерли в Риме, пострадали за Христа в один и тот же день, хотя с исторической точки зрения это неверно. Церковь стремится явить нам единство их подвига, единство их жития и мученической кончины, хотя в Св. Писании мы находим следы их разногласий. Судя по тексту Посланий, они иногда отпускали довольно острые замечания в адрес друг друга: один — про невразумительный язык другого (2 Пет. 3:16), второй — про какое-то непоследовательное поведение первого (Гал. 2:11-14). Но все это преодолевается, все это превозмогается любовью ко Христу, прославлением Господа, к Которому было направлено житие каждого из них, и не случайно Церковь установила им совместное празднование.

http://predanie.ru/tema/petrov-post/

протоиерей Николай Зефиров Первое соборное послание святого апостола Петра Апостол Петр, иначе Симон, был брат Андрея Первозванного, жил в небольшом городе Вифсаиде на берегу Галилейского озера, занимался вместе с отцом и братом рыбною ловлею. До призвания к апостольскому служению он назывался Симон, по призвании же Господь назвал его Кифою, что значить: камень (Петр) ( Ин.1:42 ). Этим новым именем Господь предуказывал твердость его веры. За свою ревностную любовь к Господу он удостоился быть в числе самых приближеннейших учеников Его и был свидетелем самых важнейших моментов в жизни Господа и величайших чудес Его ( Мф.17 ; Мф.26 ; Лк.8:45–51 ). По воскресении Господа, Петр, раскаявшийся и оплакавший свое отречение, был восстановлен в апостольском достоинстве. По сошествии св. Духа на апостолов, он первый выступает с воодушевленною проповедью к собравшемуся народу о Христе – Сыне Божием, которого иудеи распяли и который воскрес ( Деян.2:22–24 ); затем, по исцелении хромого у дверей храма, дерзновенно проповедует о Христе пред Синедрионом. Сила проповеди ап. Петра была так действенна, что многие уверовали во Христа, а слава о чудесах его была так велика, что многие выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них ( Деян.5:15 ). Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись ( Деян.5:16 ). Он первый из апостолов обращает ко Христу язычника Корнилия Сотника и тем полагает начало Церкви христиан из язычников. Будучи главным образом проповедником учения Господа среди иудеев, он проповедует в Антиохии, в Малой Азии, в Вавилоне, и потом переносит дело проповеди в Грецию ( Гал.2:11 ; 1Пет.1:1; 5:13 ; 1Кор.1:12 ), и наконец в Рим, где в царствование Нерона в 66–67 году принял мученическую смерть. По его желанию его распяли вниз головою; он не хотел в образе смерти уподобиться Господу, считал себя недостойным. Читатели послания Читателями послания, как мы видим из 1-го ст. первой главы, были избранные пришельцы, рассеянные в северо-восточных областях Малой Азии. Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии,       Асии и Вифинии, избранным. Под этими пришельцами разумеются не только христиане из иудеев, но и христиане из язычников. Прилагает же к тем и другим название „пришельцев“ не в собственном смысле, а в переносном, потому, что желает этим сказать, что христиане здесь на земле должны почитать себя только странниками и пришельцами, что настоящее наше отечество небо, туда и должны быть направлены все помыслы христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Сведения о писателе. Петр, Апостол Иисуса Христа, был сын рыбаря Ионы, из города Вифсаиды, находившегося при озере Геннисаретском. Апостол Андрей Первозванный был братом Петра. Его звали прежде Симоном. При первом воззрении на этого простого рыбаря Небесный Учитель предсказал, что он наречется Кифа, что значит камень (по-Гречески Петр, ( Ин.1:42 )). По призвании своем в Апостольство, Петр действительно многократно показал твердую преданность Господу ( Ин.6:68 ); ( Мф.16:16 ); и потому он был одним из приближеннейших учеников Господа. Он был свидетелем славы Христовой на Фаворе и уничижения в саду Гефсиманском. Ревность по Боге у Апостола Петра была пылкая, пламенно-стремительная. Он вдруг высказывал все, что чувствовал, за что нередко получал от Господа одобрение, но не раз слышал от Него и упреки. Например, когда Иисус объявил Себя хлебом, сошедшим с небес и дарующим вечную жизнь, и многие слушатели отошли от Него, то Петр, на вопрос Иисуса Христа, обращенный к Апостолам, не желают ли и они оставить Его, с живою уверенностью ответил: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго» ( Ин.6:68–69 ). Это исповедание он повторил потом в Кесарии Филипповой, когда Господь спрашивал, за кого люди почитают Его? «Ты еси Христос, Сын Бога живаго», ответил Ему Петр. На это Иисус Христос сказал: «Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. И Аз тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей. И дам ти ключи Царства Небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех; и еже аще разрешити на земли, будет разрешено на небесех» ( Мф.16:15–19 ) 650 . Когда же потом Иисус Христос стал говорить об ожидающих Его страданиях, то Петр стал прекословить Ему, так что Христос сказал ему: «отойди от Меня, сатана! Ты мне соблазн; потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое», ст.21–23; срвн. ( Мф.14:28; 16:23 ). В саду Гефсиманском Петр один вооружился против целого полчища врагов ( Ин.18:10 ), а после устрашился одной рабыни: троекратно отрекся от Христа и затем горько оплакивал это отречение. Для восстановления его в Апостольском достоинстве, Иисус Христос удостоил Петра особенного явления по Своем воскресении ( 1Кор.15:5 ). Первый начав проповедовать Воскресшего, Апостол Петр обратил ко Христу тысячи Иудеев и положил начало веры между язычниками через обращение ко Христу сотника Корнилия. Он исцелил хромого: изрек суд Анании и Сапфире ( Деян.5:10 ); обличил коварство Симона волхва ( Деян.8:20 ): в Лидде исцелил Енея; в Иоппии воскресил Тавифу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

А. Г. Дунаев Симеон Евхаитский От Симеона Евхаитского (митрополичья кафедра в понтийском городе к западу от Амасии) дошло только одно послание 472 , хотя его перу принадлежало по меньшей мере несколько писем (см. гл. 19). Автор жил в начале XI в. 473 . Послание пользовалось популярностью в византийских монашеских кругах, о чём говорят, как количество дошедших рукописей, так и цитирование отрывка из письма Симеона у прп. Петра Дамаскина (XII в.). Письмо впервые было издано К. Мицакисом 474 по двум рукописям: Meteorensis 548 и Monacensis 498 (чтения последнего кодекса сильно отличаются от первого, не будучи при этом надёжными; в нашем переводе разночтения опущены). Всего издателю было известно 11 рукописей. А. Риго перевёл послание на итальянский язык с привлечением ещё двух рукописей (Vat. gr. 730 и 737) 475 , снабдив при этом перевод ссылками на Писание (мы несколько дополнили эти ссылки, исправив отдельные опечатки) и другие источники, отсутствующими в издании Мицакиса. Деление на главы в издании Мицакиса и в переводе Риго совпадает. Наш перевод, публикуемый впервые, выполнен по изданию Мицакиса с использованием сносок Риго. Славянский перевод послания был выполнен прп. Паисием Величковским 476 . При публикации издатели сличили текст с греческой рукописью Московской патриаршей библиотеки 312 (ныне – ГИМ, Синод. греч., 438 по каталогу архим. Владимира, XVI в.), л. 188 слл., и отметили в сносках все многочисленные расхождения её со славянским переводом. Как правило, эти расхождения связаны с лакунами в славянском переводе и не дают новых чтений сравнительно с греческим текстом, изданным Мицакисом. Очень редко отдельные варианты рукописи ГИМ 438 не имеют соответствий в тексте Мицакиса, встречаются и пропуски, порой значительные; в нашем переводе все эти разночтения не оговорены. Послание Симеона, митрополита Евхаитского, Иоанну, монаху и затворнику Мы получили от тебя, отче духовный, сие боголюбезное послание и признали твоё смирение по Бозе, почтенные твоим [желанием] выслушать полезное слово от меня, не имеющего ничего доброго. Я же, если бы не боялся наказания за прослушание, пожалуй, ослушался бы тебя, зная, что не сотворивший и учащий как лицемер малейшим наречётся подвизающимися в достижении Царствия Небесного 477 . Но поскольку и послушание не [останется] без воздаяния, и вера твоя велика 478 , ради неё дерзая и твоей молитвы, насколько смогу и просвещусь ими, пишу по твоему увещеванию.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ПЕТРА ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПОСЛАНИЯ О святости жизни и взаимной любви О духовном возрастании и устроении О покорности властям Наставления женам и мужьям Введение 1. Писатель послания Что послание, известное под именем первого соборного послания Петрова, написано первоверховным апостолом Петром, об этом есть свидетельства древнейшего христианского предания, восходящего до самого апостольского века; с другой же стороны, это подтверждается и внутренними признаками, заключающимися в самом послании. Что касается внешних свидетельств древнейшего христианского предания, то (не говоря о свидетельстве второго послания Петрова, в котором есть прямое указание на первое послание; 2Пет.3:1 ) еще святой Поликарп, муж апостольский и ученик святого апостола Иоанна Богослова, указывает на первое послание Петрово и пользуется им в своих писаниях, как видно сие из прямого свидетельства Евсевия, и из сравнения Поликарпова послания к Филиппийцам с первым посланием Петровым. Далее, знал и пользовался этим посланием Папий Иерапольски 10 , по свидетельству того же Евсевия. Потом, ясные свидетельства находятся у святого Иринея Лионского , который приводит места из этого послания (1, 8, 2, 16) со словами: «Петр говорит в своем послании» и «Петр говорит»; подобные свидетельства у Тертуллиана , Климента Александрийского и Оригена , который называет это послание непререкаемо подлинным. Оно находится в древнем сирском переводе (Пешит ). Таким образом, в первых двух веках и на Востоке, и на Западе Церковь признавала это послание за Петрово и после сего в следующих веках оно признавалось всюду Петровым. Рассматривая самое послание, нельзя не заметить, что: 1) тон речи во многих местах, особенно в увещаниях и предостережениях, соответствует так свойственной апостолу Петру горячности, которая особенно характеризует его, которая так часто проявлялась в ранний период его жизни и которая, естественно, в старости выражалась в более спокойном виде. Петр слишком хорошо знал по собственному опыту слабости сердца человеческого; отсюда и увещания его проникнуты такою любовию к людям и такою теплотою, так сильны и так мягки; отсюда его настойчивые убеждения хранить постоянство в вере, в терпении и смирении, взирая на образ и славу Христа; отсюда его строгое увещание к тем более неусыпному бодрствованию и трезвенности, чем выше звание верующих; отсюда, по преимуществу, его трогательные увещания к смирению.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Послание митрополита Киприана игуменам Сергию и Феодору Подготовка текста, перевод и комментарии Г. М. Прохорова Публикуемое здесь послание митрополита Киприана игуменам Сергию и Феодору от июня 1378 г. является вторым его κ ним посланием. Первое, краткое, он написал на двадцать дней раньше, 3 июня, находясь на пути в Москву и извещая об этом своих корреспондентов. Их встреча не состоялась. Великий князь Дмитрий Иванович перехватил митрополита и выдворил его из Москвы. Послание от 23 июня написано сразу после этнх событий. Из него мы и знаем, чем обернулась для Киприана его попытка утвердиться в Москве вопреки воле князя. Β 1375 г. Киприан был поставлен в митрополиты Киевские и всея Руси Константинопольским и вселенским патриархом Филофеем, стремившимся κ тому, чтобы сохранилось церковное единство Великой и Малой Руси, бывшее в то время под угрозой (Великой Русью владели татары, а Малая находилась во власти Литвы и Польши). Еще жив был митрополит Алексей, и Киприан должен был до его смерти пребывать в подвластном Литве Киеве, а затем переехать в Москву и тем самым объединить западную и восточную части митрополии всея Руси. Но великий князь московский и владимирский Дмитрий Иванович видел в Киприане сторонника своих врагов, литовских князей. После смерти митрополита Алексея (февраль 1378 г.) князь сделал наместником митрополичьего престола своего духовного отца и печатника попа Митяя, получившего в монашестве имя Михаила. Игумены Сергий и Феодор были сторонниками Киприана. И Киприан, направляясь летом 1378 г. из Киева в Москву, рассчитывал с их помощью овладеть занятым Митяем-Михаилом престолом. Неудача не сломила воли Киприана, ο чем свидетельствует публикуемое здесь послание. Киприан прибег κ перу как κ средству борьбы за свои права. Это послание – уже не частное письмо, но публицистическое произведеиие, рассчитанное на прочтение – наряду с его непосредственными получателями – широким кругом заинтересованных читателей. Главная его цель – разоблачение незаконности действий Митяя и защита собственных прав. Для обоснования своей правоты Киприан привлекает и цитирует целый ряд церковно-канонических правил. Β его послании много также живых эмоциональных описаний того, что он сам только что претерпел; элементы автобиографии, описания перенесенных страданий встречаются также в Киприановской редакции Жития митрополита Петра, в этом Киприан выступает прямым предшественником протопопа Аввакума.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

30-е Свв. Апп. от 70: Силы (Силоса), Силуана, Крискента, Епфнета и Андроника Сила вместе с Ап. Павлом проповедовал слово Божие; посланный Апостолами из Иерусалима в Антиохию для прекращения спора, возникшего между верующими относительно обрядового Моисеева закона, он с того времени не отлучался от Ап. Павла до прибытия в Коринф; вместе с ним претерпел многие страдания и заключение в темницу. В Деяниях Апостольских так упоминается о нём: «а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией. И проходил Сирию и Киликию, утверждая Церкви» ( Деян.15:40–41 ). – По прибытии же в Коринф, был поставлен епископом и много потрудился для насаждения веры, подкрепляя проповедь свою знамениями и чудесами. Силуан был сотрудником в благовествовании свв. Апп. Петра и Павла: «Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мной, и Силуаном, и Тимофеем», – воспоминает о нём св. Ап. Павел во втором своём послании к Коринфянам ( 2Кор.1:19 ). – «Сие кратко написал я вам через Силуана, верного, как думаю, вашего брата», – пишет о нём Ап. Пётр в своём первом соборном послании ( 1Пет.5:12 ). Впоследствии Силуан был епископом в Македонском городе Солуне, где много пострадал за веру Христову и мученически скончался. О Крискенте говорит Ап. Павел во втором послании к Тимофею ( 2Тим.4:10 ), что «он пошёл в Галатию», где по поручению Апостола Павла и наслаждал Церковь Божию, быв поставлен епископом; также проповедовал в Галлии, нынешней Франции, основал там Церковь Виенскую и другие и, поставив епископом в городе Виенне ученика своего Захария, возвратился в Галатию, где мученически скончался в царствование императора Траяна. О св. Епенете, бывшем родом из Ахаии и обращённом к вере Христовой св. Ап. Павлом, Ап. Павел воспоминает в своём послании к Римлянам: «приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа» ( Рим.16:6 ). Он епископствовал в Карфагене. О св. Андронике, бывшем епископом в Паннонии, св. Апостол воспоминает также в своём послании к Римлянам: «приветствуйте Андроника и Юнию – сродников моих и узников со мной, прославившихся между Апостолами и прежде меня ещё уверовавших во Христа» ( Рим.16:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010