А. Титов). Фигура святителя написана на юж. стене слева в трапезной части ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских Киево-Печерской лавры (нач. XX в., худож. И. С. Ижакевич) - в архиерейской мантии, омофоре и митре с опушкой, с крестом на груди, с благословляющей десницей и жезлом с навершием в виде посоха в левой руке, у него седые волосы и окладистая борода, надпись: «Преп. Ефремъ Enickonъ Переясл.» (форма митры и жезла свидетельствует о стремлении автора воспроизвести древние образцы). Предположительно Е.- один из святителей в 1-м ряду в композиции Собора чудотворцев Ближних пещер в стенописи 1900-1902 гг. иконописца В. Сонина у входа в лавру. В составе Соборов русских святых Е. представлен на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) - 1-й во 2-м ряду правой группы преподобных, в монашеском одеянии, с непокрытой головой и округлой бородой с проседью (возможно, это прп. Ефрем, пресв. Киево-Печерский). Преподобный изображен также (рядом со сщмч. Макарием Каневским) на созданных мон. Иулианией (Соколовой) иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. и нач. 50-х гг. (обе в ризнице ТСЛ), кон. 50-х гг. XX в. (СДМ), на иконах «Собор святителей, в земле Российстей просиявших», «Святые первосвятители всея Руси» сер. XX в. (обе в митрополичьих палатах ТСЛ) - в виде средовека с короткой бородой, в крещатой фелони, омофоре и митре, с иконой свт. Николая Чудотворца и развернутым вверх свитком в руках ( Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 223, 230-239). Его фигура помещена и в совр. композициях Собора русских святых, написанных на основе извода иконы работы мон. Иулиании, напр. 1997 г. письма Н. Е. Алдошиной, 2002 г. работы М. В. Пыжова из московских храмов свт. Николая Чудотворца в Клённиках, Воскресения Христова в Сокольниках. Лит.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 621-633. 1505-1520; Т. 4. С. 761-763. 1505а, 1517; Рус. мон-ри: Искусство и традиции: Альбом/ГРМ. СПб., 1997. С. 169; Маркелов.

http://pravenc.ru/text/182085.html

Рум. муз. 160. Л. 1 (40); Новг. Соф. библ. 503. Л. 360 об. (10); моей библ. 50. Л. 53 (28)). В списках четвертой, и последней, редакции, из которых один напечатан в Прологе под 23 числом мая и преставляет собою только сокращение третьей редакции со всеми ее особенностями, сделано еще прибавление о святом Леонтии в самом начале: «Российский и греческий язык добре разумеяше, книгам же российским и греческим вельми хитрословесен и сказатель от юности бысть». Согласно с житием святого Леонтия говорит о нем и Степенная книга (1. 153 (156)). Чтобы примирить сказание жития святого Леонтия с сказанием о нем Симона, епископа Владимирского, необходимо исключить некоторые особенности третьей редакции жития, например касательно патриарха Фотия и под., и тогда мы согласим оба сказания, если допустим, что Леонтий мог быть родом грек, но потом пришел в Россию, жил в Киеве, принял здесь пострижение в пещере Антониевой и, когда сделался Ростовским епископом, много пострадав от неверных, просветил их крещением и с миром отошел к Богу. 2 Сказание о зачале Печерского монастыря (К прим. 81) Сказание «О зачале Печерскаго монастыря», приписываемое преподобному Нестору, и вместе о преподобном Антонии известно в двояком виде: кратком и обширном. Краткое сказание находится в летописных сборниках XIII–XIV вв. (П. собр. р. лет. 1. 167 (228); летоп. Переясл. Суздальск. 44 (174)) и в рукописных Киево-Печерских Патериках Феодосиевской и Акакиевской реакции XV в.; обширное встречается в рукописных Патериках Кассиановской редакции XV в. и вошло в состав Патерика печатного (Обз. редакц. Киево-Печер. Патерика в Изв. II Отд. Ак. наук. Т. 5. 138, 148, 153 (180)). По краткому сказанию, Антоний ходил на Афон однажды и, возвратившись оттуда в Киев при великом князе Ярославе, поселился на Берестовском холму в 1051 г. вскоре после того, как Иларион был возведен в сан митрополита. По сказанию обширному Антоний ходил на Афон дважды: в первый раз еще при святом Владимире, когда, возвратившись в Киев, поселился было в пещере Варяжской; в другой – по смерти Владимира, когда начались в России кровопролития от Святополка.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

(Опис. рук. Рум. муз. 597 и есть та самая, которая ныне печатается в Минее месячной за июль под 11-м числом Но в некоторых стихирах есть намеки на древнейшее их происхождение. Например: «Духовно возвеселитеся российстии концы, память чтуще Ольги богомудрыя: молится бо выну ко Христу с чудотворцами и мучениками, помощницу имущи святую Богородицу, избавитися от бед и печалей, верою поющым ю, и кланяющымся раце нетленнаго ея тела. Оумилосердися, Владыко, на новопросвещенныя люди твоя, не предаждь нас в руки поганых, за множество беззаконий наших, но молитвами наставницы нашея Ольги, избави ны от всякия напасти». Акт. Археограф. комис. 1. С. 258 П. собр. р. лет. 1. 65 Нестор в житии святых Бориса и Глеба говорит о крещении Владимира, его вельмож и киевлян; о рукоположении священников и диаконов для вышгородской церкви; о бракосочетании святого Бориса по воле отца; об освящении вышгородской Борисоглебской церкви; о крестном ходе в Вышгород из Киева и проч. (рук. Рум. муз. 152 Подобное и в П. собр. р. лет. 1. 50–51, 66 Нестор. Житие преп. Феодосия, в Русск. истор. сборн. 4. 447 Об обычае крестить младенцев в сороковой день по рождении их в первый раз, сколько известно, упоминается в Арабском собрании правил Никейского Собора — прав. 10 (apud Labbe. Concil. T. 2 Так, в 311 г. мученик Валсам на вопрос мучителя об нем отвечал: «Nomine paterno Balsamus dicor; spirituali vero nomine, quod in baptismo accepi, Petrus dicor [По отцу я зовусь Валсам; духовное же мое имя, которое я принял при крещении,— Петр» (лат.)] (Ruinart. Acta martyr. sincer. P. 502, ed. 2 М. Евгения — о личных собствен. именах у славяноруссов, в Труд. Общ. истор. и древн. росс. 3. Кн. 1. С. 65–77 В некоторых списках летописи сказано: «И крестиша кости ею и положиша я в церкви св. Богородица в Володимери» (Ипат. и Хлебник. в Собр. р. лет. 1. 67 прим. или даже: в Володимере (Собр. р. лет. 2. 268; 5. 138 Лет. Переясл. Сузд. 44 Ник. лет. 1. 138 Но это, без сомнения, значит только, что кости князей положены были в церкви святой Богородицы Владимировой, или построенной Владимиром, а не то, будто они погребены по крещении во Владимире и были нарочито перенесены туда из Киева, где прежде лежали.

http://sedmitza.ru/lib/text/435792/

42 О чудесных исцелениях по молитвенным ходатайствам св. Феодосия под 1, 2, 3, 4 и 5 повествует иерей Шипиков в своей записке, найденной после его кончины между его бумагами. 44 Отец несчастной больной, протоиерей Стефановский, описывая те же самые припадки, говорит, что одни медики называли болезнь его дочери пляскою нервов (saltus nervorum), другие – morbus medullae dorsi spinalis, также детинцем, или родимчиком. 45 Теперешняя широкая и удобная лестница в пещеру, где почивают мощи святителя, сделана после; а прежняя была узкая, винтообразная и вела извнутри самого храма. 46 Черниг. Епарх. Изв. 1863 г. «Преосвященный Феодосий (Углицкий), Архиеп. Черниговский», А.И. Ханенко; изд. 1888 г. «Блажен. свят. Феодосий Углидкий» протоиерея Платонова. 47 Высокопреосвященный Павел, по фамилии Подлинский, был архипастырем Черниговским с 26 сент. 1836 г. по 18 апреля 1859 г., умер 27 ноября 1861 г. в Переясл. Даниил. мон., где и погребен. 51 Перенесение св. мощей разрешено было Святейшим Синодом на время ремонта пещеры, где почивают честные мощи святителя Феодосия. 53 Мощи святого благоверного князя Михаила Черниг. и боярина Феодора, убиенных в Орде за то, что не захотели поклониться идолу. 55 Новая серебряная рака сооружена на средства д. с. с. Η.А. Терещенкии и его супруги. Рака по наружному виду напоминает древний саркофаг, утвержденный на бронзовой подставе, имеющей в длину более сажени, а в ширину и в вышину – более аршина; длина же самой раки – 3 арш. 16 вершк., гаирина – 1 арш. 26 вершк., вышина–1 1/15 в арш. Вся рака вызолочена, за исключением орнаментов. По всем четырем сторонам идет серебряный, чеканной работы, орнамент в виде продолговатых выпуклых щитов. Внизу на бортах подставы начертана следующая надпись: «Сия честная рака святым многоцелебным мощам преподобнаго Феодосия Углицкаго, архиепископа Черниговскаго, сооружена в благополучиое царствование Государя Императора, всея России Самодержца Николая Александровича, при епископе Черниговском и Нежинском Антонии, д. с. с. Николаем Артемьевичем Терещенко и супругой ею Пелагией Георгиевною в 1896 г. ко дню открытия святых мощей». На боку раки в клейме славянскими буквами написано, что здесь почивают мощи св. Феодосия, указан год его посвящения в архиерейский сан –1692 и день его кончины – 5 февр. 1696 г. Массивная серебряная крышка раки украшена сверхи большим серебряным восьмиконечным крестом, с внутренней же стороны – гравированным видом Чернигова. Подставка раки бронзовая, вызолоченная, длиною больше сажени, шириною и вышиною – больше аршина. Кругом подставки резная решетка. С южной стороны к раке ведет чугунная лесенка. Общая стоимость раки – 35,000 р. Работана она на фабрике Овчинникова по рисункам проф. Прахова.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Принят Ткачев Кирилл Туник Петр кр-н м. Янполя Принят Фурсей Георгий кр-н с. Журавки, Глухов. у. Черниг. г. Принят Хоба Терентий кр-н м. Янполя Хохол Петр кр-н м. Любеча, Чернигов г. Принят Черненко Семен кр-н с. Гремячки Принят Шевченко Феодор кр-н м. Дубовичи Янко Евфим казак м. Янполя Папка Макар казак с. Ярославца Богдан Павел казак м. Новых Млинов, Сосницк. у. Принят во II приг. класс Шулик Матвей казак с. Шатрищ, Новгород.-Север. у. Котляров Иосиф Дети, подвергавшиеся конкурсному испытанию 1 августа 1892 года Фамилии и имена Который раз подвер­гаются испытанию Возраст Звание Примечания Афромеев Андрей мещан. м. Воронежа, Глуховск. у. Баглей Михаил кр-н м. Любеча, Городниц. у. Черн. г. Принят Барнацкий Филимон сын цер. причетника Бойко Григорий кр-н с. Ярославца, Глухов. у. Ващенко Павел кр-н с. Банич, Глухов. у. Чернигов. г. Давидченко Григорий сын крестьян. м. Воронежа, Глухов. у. Денисенко Александр кр-н м. Янполя Дмитриев Григорий мещан. г. Глухова Емельяненко Александр кр-н с. Своркова, Глухов. у. Чернигов. г. Караулов Захар сын отставн. рядового Принят Кистень Исаак кр-н с. Палеевки, Глуховск. у. Кононенко Николай кр-н м. Янполя Котляров Иосиф мещан. г. Глухова, Черниг. г. Кресанов Николай мещан. м. Воронежа, Глухов у. Кучеровский Констант. сын священника Принят Леляков Тимофей мещ. м. Воронежа Принят Малышев Василий сын Московск. мещ Маслюк Иван Мужило Иван кр-н дер. Имшаной, Глухов. у. Черниг. г. Принят Набока Даниил кр-н м. Янполя Принят Немцев Павел мещан. г. Глухова Петров Митрофан сын унтер-офицера Приходько Николай кр-н м. Любеча, Чернигов. г. Принят Пурис Феодор казак с. Орловки, Глухов. у. Черн. г. Принят Розанов Афанасий кр-н Севского уез. Орловской г. Розанов Василий кр-н Севского уез. Орловской г. Савич Николай дворянин Сеница Павел кр-н с. Демянцы, Переясл. у. Полтав. г. Принят Сергеенко Григорий кр-н с. Березки, Нов.-Север. у. Черниг. г. Соломка Авраам кр-н м. Янполя Соломка Петр кр-н м. Янполя Принят Супрун Андрей мещанин Принят Фашевский Козьма

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Щербаков Николай мещанин Принят Кизименко Иосиф кр-не Кролев. у. Черниговск. губ. Принят Кизименко Иван Пушка Михаил кр-н с. Гремячки Пушенко Василий кр-н с. Дубович Принят Шамрай Трофим кр-н м. Янполя Принят Чайковский Феодор дворянин сын полковника Принят Ивахно Никита кр-н из Полтав. г. Принят Ребенко Моисей казак с. Слоута Петров Иван сын солдата Принят Прилуцкий Николай дворянин Фурсей Дионисий крестьянин Дети, подвергавшиеся конкурсному испытанию 1 августа 1890 года Фамилии и имена Который раз подвер­гаются испытанию Возраст Звание Примечания Богачев Феодор мещ. из Курской губ. Путивльск. у. Бондаревский Семен мещ. г. Глухова Принят Вересоцкий Григорий дворянин Чернигов. губ. Глух. у. Горбачев Федот мещ. м. Янполя Принят Деркачев Алексей сын псаломщика Тимченко Иван кр-н м. Янполя Принят Ивановский Афанасий сын псаломщика Караулов Захарий сын солдата, из м. Шостки Глух. у. Кизименко Иван кр-н с. Рождественного, Кролев. у. Чер. г. Кикот Дмитрий кр-н с. Чеплеевки, Кролевецк. у. Чер. г. Ключка Феодор казак м. Янполя Принят Коновец Михаил казак с. Чеплеевки, Кролевецк. у. Котляренко Михаил кр-н с. Есмань, Черниг. губ. Глухов. у. Принят Крашенинников Борис мещ. г. Севска, Орловск. губ. Марченко Прокоп кр-н с. Гремячки, Глуховск. у. Музалевский Михаил Дети почетного гражд. Черниг. г. Новг.-сев. у. с. Шатрищи Музалевский Яков Набока Григорий кр-н м. Янполя Принят Набока Иван кр-н м. Янполя Принят Новик Иван кр-н м. Янполя Новиченко Андрей сын унт.-офиц. Поздняк Петр кр-н м. Янполя Принят Приходько Николай кр-н м. Любеч, Черниг. г. Процко Дмитрий кр-н м. Любеча Пустовойтов Афанасий Противень Алексей кр-н с. Дубовичи, Черниг. г. Глухов. у. Ребенко Лев мещ. м. Янполя Рябуха Архип казак м. Янполя Туник Иосиф кр-н м. Янполя Фурсей Егор кр-н с. Журавки, Черниг. г. Глухов. у. Федоренко Василий сын мещ. м. Янполя Принят Худяков Владимир кр-н с. Крупец, Черниг. г. Путивльск. у. Яковченко Николай мещанин Ребенко Моисей казак с. Слоута Барабаш Андрей казак с. Корнеевки Полтав. губ. Переясл. у.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Наместник опять посылает о.Алипия. Тот приходит в милицию без книги. Стоит, молчит. На него давай кричать, угрожать. Он повернулся лицом к стене и видел по тени, как размахивали руками. Потом стали толкать в спину, но не били. Опять отправили: иди за книгой. Он опять не приходит. Тогда они все поняли... И когда в тот же день о.Алипий выходил из просфорни, в коридоре увидел милицейский наряд человек 200, на каждого монаха по 23 милиционера! Увидели о.Алипия взять его! Завели в келию: «Вы сейчас же должны уехать из Лавры домой, устраивайтесь работать, как все граждане, хватит лодыря гонять». Насильно вытащили монахов из келий, погрузили иноков в машины. Об этом узнал местный народ, паломники, они легли на дороге и готовы были умереть, но не пропустить машины. Власти вызвали пожарных, те разогнали народ водой из шлангов, и монахов увезли. Привезли в г. Хмельницк, высадили: «Берите билеты до дома»... Стоит о.Алипий, не знает, что делать. Вдруг к нему подходит паренек: «Батюшка, что Вы стоите? Билет трудно взять? Вам куда?» «... В Почаев». Так и вернулся о.Алипий в Лавру. Многие тогда вернулись, как милиция поразъехалась. Правда, многим из них пришлось по году и в тюрьме отсидеть за нарушение паспортного режима, но лавру отстояли. Архимандрит Алипий (ныне покойный), монах Нестор и другие из братии были стойкими, Матерь Божия помогала. 5 августа праздник «Почаевской» Божией Матери. В лавру съезжается до 30 тысяч человек. Пройдешь по лавре везде народ. Смотришь группа паломников у стены: кто-то сидит, играет на баяне, а вокруг него кто слепой, кто без ног. Играют и поют духовные песнопения. Многие плачут... А то соберутся одни слепые, жалостно запоют... Для кого этот день праздник, а для монашествующих подвиг. На исповедь стоят тысячи, как начнешь в 5 утра исповедовать, так до 11 вечера. Спрашиваю: «Какие у тебя грехи?» «Грехив нема». Начнешь подсказывать, называть грехи. «Нет, нет, нет». И такие «святые» одна за другой идут. Приходится отправлять без исповеди (хотя бы и весь день в очереди стояли): «Вспомнишь грехи, подойдешь». Вот для таких «православных» и решили составить книжечку об исповеди, подсказать, как и в чем каяться, как готовиться к исповеди, причащению.

http://radonezh.ru/2020/05/07/prizvanie

Киевский – Николаев. – Иорданский, II, 982. Киевский-Петропавл.-Подольск., I, 357. Киевский-Пустынно-Николаев., I, 399. Киевский-Софийский, I, 438. Киевский-Фроловский или Флоровский-Вознес., II, 1339. Кийостровский-Крестн., Арх. г., II, 891. Клабуков-Кашинский, II, 985. Климентовская-Казан., Олон. г., 846. Клименцы или Клименский, Олон. г., I, 249. Клинская-Зосим.-Сестринская, II, 820. Клинский-Успен., II, 1316. Клопский, Новг. г., II, 872. Княгинина-Капитоновская., Волог. г., II, 859. Княгининский-Архангельск., II, 626. Княгининский-Троиц., II, 1244. Княгинин-Ростовский, II, 1195. Княгинин-Усп.-Владимирск., II, 1317. Княжая или Княжева-Успен., Костр. г., II, 1294. Княжицкий-Никол., Пск. г., II, 873. Князь-Андреевск.-Переясл., II, 986. Кобылкин-Вологодский, II, 874. Ковалев-Спасск., Новг. г., II, 875. Когуева-Преображ. у Старцева угла, Симб. г., II, 1083. Кодемская-Троиц., Арх. г., II, 1228. Кодинский-Троиц., Тоболь. г., II, 1269. Кодлозерская-Богоявл., Олон. г., II, 663. Коже-Озерский-Богоявлен., Арх. г., I, 250. Кожирова-Никол., Костр. г., II, 876. Козелецкий-Богосл., I, 66. Козелецкий-Богоявл., I, 70. Козелецкий-Георг. или Юрьев., II, 759. Козелецкий-Троиц., II, 1256. Козельский-Вознесенский, II, 719. Козловский-Ильин., II, 826. Козловский-Троиц., II, 1268. Козмин-Успен.-Яхромский, Влад. г., II, 877. Козмодемьян.-Галичский, II, 878. Козмодемьян. на Гремячей горе-Псковский, I, 253. Козмодемьян. на поле-Новгородский, II, 880. Козмодемьян.-Старорусский, II, 879. Козорский-Спасский, Волог. г., II, 1172. Козьеручьевский, Арх. г., II, 1194. Койгужская-Пятн., Новг. г., II, 907. Кокуев, Арх. г., II, 858. Колесникова или Колясникова, Яросл. г., II, 1229. Колмовский-Новгородский, II, 1318. Коломенский-Брусенский-Успен., Моск. г., II, 681. Коломенский-Спасский или Спас-Ядринский, I, 473. Колоцкий, Колочевский или Кольчицкий-Успен., Смол. г., II, 881. Кольский-Троиц.-Печенегск., II, 1284. Колюбацкий, Псков. г., II, 1319. Комельский-Арсениев., Волог. г., II, 621. Комельский-Иннокентиев, Волог. г., II, 833.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В.В. Виноградов Поборник, поборствовать, побороть, побарать Поборник, поборствовать, побороть, побарать. [Слово поборник] зарегистрировано уже в «Материалах для словаря древнерусского языка» И. И. Срезневского (2, с. 987–988). Здесь помещается следующее гнездо слов: «Побарати, побараю– сражаться, биться за кого-нибудь. – Ярослав утер пота, побараа по братьи своей, и сде в Киеве. Переясл. л. 41» (с. 984). «Поборение – помощь, сотрудничество: Noбopehuie любляаше (συμμαχα). Гр. Наз. XI в. 52». «Побороти, поборю – сразиться за кого-нибудь, защитить: Г(оспо)дь б(ог)ъ вашь побореть по васъ (πολεμσει περ μ ν, pugnabit). Втз. III. 22 по сп. XIV в. – Поборосте по нихъ (συμμαχσετε α τος, commilitabitis eis). Иис.  Нав. 1. 15 по сп. XIV в. Г(оспо)дь б(ог)ъ побореть по теб. Сб. 1076 г. 134. Вложи бог в с(ь)рдце Довмонтоу бл(а)г(о)д(а)ть свою побороти по с(вя)тои Софии и по с(вя)тои Тр(ои)ци. Новг. 1 л. 6774 г.» «Поборьникъ – помощник: – Научающю на нь Изяслава и своя поборники, не може ему успти ничто же. Ип. л. 6664 г. Мы вамь поборники на всякъ благъ совтъ. Псков. 1 л. 6977 г. – защитник: – Троица поборнице Bacuлuie. Стихир XII в. 20. Бяшеть бо добрыии поборникъ о(ть)чьства своего. Ип. л. 6655 г. Бяше у Миндовга кн(я)зя Литовьского сынъ, имя ему Воишелъ; того избра г(о)с(под)ь поборника по правой вр. Новг. 1лет. 6773 г. На всякиа роды восставляа своя поборникы, ради оружиа, учениа и наказаниа и благочестиа ополчивши. Поуч. Митр. Фот. ок. 1410 г. – Защитник на суде:–Тяжася наялъ поборника ( τορα). Пчел. XV в. – Наставник, настоятель: – Подобаеть ц(ь)рквьныимъ поборьникомъ въ всякъ д(е)нь...вьсь клиросъ и люди учити (προεστ τας, qui praesunt). Ефр. Крм. Трул. 19». «Поборьница – помощница: – Живодавьца врьныя поборьница. Мин. 1096 г. (сент.) л. 66. –Защитница, покровительница: – Поборница грху, засада спасению (злая жена). Слово Дан. Зат.». «Поборьныи – защищающий: – Богатьно излияся Прс(вя)т(а)го Д(у)ха бл(а)годать въ устьнти, бл(а)ж(ен)не, поборьна въ истину. Мин. 1097 г. л. 32».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

743 АСС., 1789 г., 112, л. 35 . – КЕВ., 1861 г., 143. 218. «Виктор, еп. переясл.», св. П. Л-ва. 748 Правда после арестования преосвященного Виктора подверглось аресту немалое число духовных и светских православных. – АСС., 1789 г., 112, лл. 56. 63.177. – Но эти аресты имели уже другую причину, большая их часть была вызвана личными сношениями арестованных с находившимися уже под арестом преосвященным, некоторые же были арестованы по частному, личному делу. Все арестованные, как оказавшиеся совершенно невинными в деле фантастического возмущения, были в последствии освобождены, получив от польского правительства извинения. 759 АСС., 1789 г., 112, лл. 7374. – «Церк. Вед.», 1892 г., 10231024. «Памяти преосв. Виктора», С Рункевича. 766 АМДК., 280, лл.1. 6. Распоряжение преосвященного Виктора 8 января 1787. Форма «Пресветлого и великодушного государя короля нашего Станислава Августа благочестивейшую самодержавнейшеую, великую государыню нашу императрицу Екатерину Алексеевну всея России – – –»; далее св. синод и пр. Любопытно, что архиерейское постановление и поминовение за богослужением польского короля существовало давно, но не было выполняемо. Ещё преосвященный Иов переяславский писал 1774 году «Известно нам учинилось, что в заграничных украинских православных, до епархии нашей належащих монастырях и церквах не возносится имя его величества, короля польского, в церковном служении». Преосвященный пишет, что «возносить» королевское имя за богослужением – «это долг живущих в его пределах». Преосвященный разослал тогда по церквам и форму поминовения несколько отличного от теперешней. По ней, вначале возносилось имя самодержицы всероссийской, наследника её, его супруги, и уже после них имя короля, при чём поминовение на великом выходе формулировалось так: «Великодержавному нашему королю польскому Станиславу Августу да дарует Господь Бог догоденственное мирное житие, здравие и спасение и во всех благих поспешение – всегда, ныне и присно и во веки веков». Затем следовало поминовение св.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010