С открытия Владимирской епархии и отделения от Ростовской епископы Ростовские начали называться Ростовскими, Ярославскими и Угличскими, а Владимирские — Суздальскими, Владимирскими и Переяславскими (П. собр. р. лет. 1. 185, 190; 2. 176 Летописец пишет: «Данилови княжащу во Володимере, созда град Угореск и постави в нем пискупа...» (2. 196 Но Угореск упоминается еще под 1213 г. (2. 160 Единственным епископом там был какой-то Иоасаф, который незаконно вступил было или, по выражению летописи, «скочи на стол митрополичь и за то свержен бысть стола своего», а епископия переведена в Холм, основанный уже после нашествия монголов (2. 163, 196 . П. собр. р. лет. 3. 13, 125, 215 Никон. лет. 2. 195 Татищ. 3. 145 Здесь Татищев, вопреки новгородским летописям, называет епископа Новгородского, получившего титул архиепископа, не Илиею, а Лукою и прибавляет, будто он сам ездил для этого в Киев. Нельзя не заметить, что и после 1165 г. владыки Новгородские, хотя у новгородских летописцев постоянно называются архиепископами (П. собр. р. лет. 3. 19, 21, 25, 36, 37, 42 и др.), в других летописях называются епископами (1. 177; 2. 120, 121 П. собр. р. лет. 2. 30, 79; 3. 6–12, 124, 125, 214, 215 Житие Нифонта в Памятн. старин. русс. литер. 4 Там же. 3. 13–19, 125–126, 215–216; Житие святого Иоанна, архиепископа Новгородского, встречается во многих рукописях и напечат. в Прологе и Чети-Мин. под 7 числом сентября П. собр. р. лет. 1. 165, 185, 195 См. выше прим. 44 и печ. Пролог под 28 апреля Святой Кирилл писал послание к игумену киево-печерскому Василию, при поставлении которого во игумена в 1182 г. находился преемник Кирилла Лаврентий (2. 126 Следовательно, писал после 1182 г. , когда сам уже не занимал епископской кафедры. П. собр. р. лет. 1. 185, 190; 7. 119 Лет. Переясл. Сузд. 107, 108, 112 Чудеса преподобного Герасима Вологодского, рукоп. сборн. библ. СПб. Дух. Академ. 270. Т. 2. Ст. 12 Здесь в предисловии сказано, что житие преподобного Герасима, равно как и канон ему, во время разорения города Вологды затерялись, а излагаемые теперь некоторые сведения о его пришествии на Вологду заимствуются только из вологодских летописцев.

http://sedmitza.ru/lib/text/435831/

«От того, отвечал Феодосий, что здесь все готовят с молитвою и благословением, а твои рабы ссорятся.» Братья Святослав и Всеволод изгнали законного князя и старшего брата Изяслава. Феодосий свободно обличал Святослава «от святых книг.» «Еще же в октении веля того (Изяслава) поминати, яко столному тому князю и старейщю всех; сего же (Святослава) яко, рече, чрез закон седшю на столе том, не веляше поминати в своем монастыри. О сем же едва умолен быв от брата, повеле того с ним поминати, и обаче же первое христолюбца, тогда сего благого.» Близ монастыря построил он двор и на нем храм святого первомученика Стефана; сюда собирал нищих, слепых, хромых, больных, и всех питал. Кроме того, каждую субботу посылал воз хлебов «в погребы» (в темницы). На великий пост обыкновенно уходил он в пещеру; а из нее тайно удалялся «един на село Монастырское.» Так жил " един до вербные недели.» Выше сего Нестор говорит: «друзии же и села давахут им на попечение.» Пред кончиною преподобный Феодосий созвал «всю братию, еже в селех или на иную требу шли; вся сбрав, нача казати тивуны, приставы, слугы, еже пребывати комуждо в порученной ему службе с великим прилежанием и страхом Божьим.» Таково Несторово описание жития Феодосиева. «Нестор написа летописец, – блаженный Нестор в летописце написа о блаженных отцах», так писал Печерский инок Поликарп в начале XIII века. Летопись Нестора (изд. в Ит. Собр. летоп.) писана по местам с увлекательным красноречием, с одушевлением живого благочестия; а на сколько она дорожит истиною, показывает уже то, что о древних временах говорит она кратко, ограничиваясь выписками сведений из летописи Малалы и Георгия Амартола, – по переводу болгарскому (кн. Оболенского предисл. к летоп. Переясл. стр. 6, 19, 85); сведения о времени Владимира подвергает критике. Рассказы долголетнего воеводы Яна († 1106 г.), рассказы русских торговцев, воинов, путешественников, дополняли для него предания и письменные заметки прежнего времени. Теперь, когда известно такое число славянских писателей, предшествовавших Нестору, скептицизм против летописи Нестора был бы смешон.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

280). П. собр. р. лет. 1. 56 «Дивно есть се, колико добра створил Русьтей земли, крестив ю»,— восклицает летописец (1. 57). Снес.: Иларион. в Приб. к Тв. св. отц. 2. 277, 280 П. собр. р. лет. 1. 65–66 Иларион. в Приб. к Твор. св. отц. 2. 279 Карамз. 2. Прим. 34 Востоков. Опис. рук. Рум. муз. 598 Впрочем, есть сказание, что еще прежде Ирины постриглась в инокини Рогнеда, одна из бывших жен Владимира (Собр. р. лет. 2. 258 Карамз. 1. Прим. 462 Щербатов. Истор. росс. 1. 273 П. собр. р. лет. 1. 54, 56, 65–66; 3. 179 Летоп. Переясл. Сузд. С. 33 Соловьев. Истор. России. 1. С. 181–182 В Никоновой летописи (1. 112 Степенной книге (1. 167 и в отдельных рукописях (Опис. рукоп. графа Толстова. С. 595 сохранилось сказание о некоем славном разбойнике времен Владимировых, по имени Могуте, покаявшемся и спасшемся. Комментарии Это чтение Супрасльской летописи (вернее, Супрасльского списка так называемой летописи Авраамки кон. XV в.) сомнительно. В других списках вместо «манастырь» во фразе: «Свершиша манастырь святую Богородицю» (Супр.) — читается: «мастеры», что еще А. А. Шахматов признавал более исправным (Разыскания о древнейших русских летописных сводах. С. 256–257 и прим. 1). Ссылка на свидетельство Титмара Мерзебургского в данном случае не имеет силы, так как употребленный им термин «monasterium» мог обозначать не только монастырь, но и кафедральный собор (ср., например, соврем. нем. Mьnsmer в этом значении) (Poppe A. The Building of the Church of St. Sophia in Kiev//Journal of Medieval History. 1981. Vol. 7. P. 16–17; Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные источники. С. 187–189. Коммент. 95). Тем самым, Титмар мог иметь в виду деревянный Софийский собор — предшественник каменной Софии времен Ярослава Мудрого. См. коммент. Сохранившееся житие прп. Ефрема Новоторжского создано в последней четв. XVI в. в связи с перенесением мощей святого. Древнее житие, о существовании которого впервые упоминается в 1305 г., впоследствии было утрачено (Дробленкова Н. Ф. Житие Ефрема Новоторжского//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987. Вып. 1. С. 148–150). Поэтому точные даты, приводимые в житии XVI в. (1038 г.— основание Борисо-Глебского монастыря «архимандритом» (!) Ефремом, 1053 г.— преставление прп. Ефрема) нельзя считать вполне достоверными. См. коммент. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/435801/

1509 . Вознесенский – Киево – Печерский, женский, совсем уничтожен­ный, в гор. Киеве, где ныне арсенал, против св. врат Лаврских. Основан в 1566 г.; в 1707 г. по причине уст­ройства крепости инокини переведены в Фроловский мон. на Подоле. Церковь , построенная в 1705 г. матерью гетмана Мазепы, Мариею, бывшею здесь игуменьею, разобрана в царствование Импер. Екатерины II. “Ист. Росс. Иер.”, III, 581; Ратшин, 132; Закревский, “Летоп. и опис. гор. Киева”, 232; “Акты истор.”, V, 164 (Жалов. грам. 1688 г. на отчины и угодья и на приписный к нему Глуховский-Преображенский мон.); “Матер. для стат. России”, 1841 г., Отд. I, 19; “Пут. по св. мест. Русск.”, II, 185; Протоиер. Н. Думитрашко, “Ист. стат. очерк Золотонош. Красногор. Богослов. жен. м-ря”, 44 (грамоты на поместья); А. Муравьев, “Киев и его свят.”, 1864 г., 180; И. М., “Паломн. Киев.”, 1849 г., 45; Строев, “Список иерар. и настоят.”, 29, 12; “Акты к истор. Ю. и З. Р.”, VIII, 32 (Письмо 1669 г. к царице Марье Ильин. игумении Афанасии Салтановны с просьб. о милостыне), 43 (Челобит. 1669 г. архим. Иннок. Гизеля, см. пункты 5 и 13; список с челобит.: II, 1 об отказе от имущества в пользу Печерск. м-ря), 82 (Ц. гр. 1669 г. об утверждении имущ. за Печер. м-рем); IX, 87 (Письмо 1671 г. игум. Афанасии Матвееву о по­собии по случаю быв. пожара); “Дополн. к Акт. истор.”, X, 72 (Ц. гр. 1683 г. о даче игуменье Марье-Магдалине Мазепиной 100 руб. на постр. теплой церкви); XII, 46 (Разн. документы 1687 г., относящ. до м-ря; в 1665 г. игуменья Афанасия Андаховская; в 1687 г. игум. Мария Магдалина, мать Мазепы); “Акты Зап. Р.”, V, 25 (Послушн. гр. 1648 г. крестьян. села Подгорцев об отправл. монастыр. работ и повинн.; игум. Магда­лина Белецкая), 175 (Универсал 1687 г. на влад. прежнею отчин. с придачею к ней села Бугаевки с приселк. Берковым; игум. Магдал. Мария Мазепина), 181 (Универсал 1688 г. Переясл. полку не вступаться в село Иванково, принадлежащ. м-рю); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1885 г., II, Отд. 2, 65 (Опись Киеву 1682 г.); “Сборник летоп. южн. и зап. Руси”, 46 (о построении крепости и переводе м-ря в Флоролавр. м-рь, в 1707 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Кормчею книгою назван свод церковных правил, потому что эти правила служат как бы кормилом, которым управляется Церковь, издревле уподобляемая кораблю (подробнее см. там же у Розенкампфа. С. 67–70 Достойны замечания слова, находящиеся в церковном уставе новгородского князя Всеволода—Гавриила (1117–1136): «Аз всмотрех в Фотия, патриарха Цареградскаго, граматы, что принесл на Русь князь великий Владимир, нареченный во св. крещении Василий, сын Святославль... аже стоит в грамоте: торговая вся весы, мерила и... епископу блюсти без пакости...» (см. нашей «Истории» т. 2. Приложен. 14). Под грамотами Фотия здесь, конечно, разумеется Фотиев Номоканон. Восток. Опис. рук. Румянц. муз. 230. С. 283–289 Розенкампф. Обозр. Кормч. кн. С. 114–130 Зиновий — в 52-м Слове своем на ересь Феодосия Косого П. собр. р. лет. 1. 65 Розенкампф. Обозр. Кормчей кн. С. 51 См. в печатн. Кормчей. Ч. 2. Гл. 42 От свитка (codex) новых заповедей благочестивого Иустиниана царя — и гл. 44: От различных граней Иустиниана царя новых заповедей (Novellae) главы избранны. М. Иларион. Похв. кн. Владимиру в Прибавл. к Твор. св. отц. 2. 277 О церковном уставе Владимировом, в том или другом отношении, говорили уже многие из наших писателей и ученых, например: Карамзин (Ист. гос. Росс. 1. 238 и прим. 506. Изд. 2-е Митр. Евгений (Опис. К.-Соф. соб., в прибавл. 2. С. 5–10 Погодин (Исслед. о русс. ист. 1. 263–272 Калачев (Исслед. о Русск. Правде. 1. 151–153 о Кормч. кн. в Чт. Моск. истор. общ. 1847. 3. Отд. 1. С. 63–121; 4. Отд. 1. С. 14, 15 и с особенною обстоятельностию Неволин (О простр. церк. суда в России до Петра В., напеч. в ЖМНП. 1847. 8, а в отдельных оттиск. С. 28–69 и Мысовский (Прав. собесед. 1862. 2. 139, 260 См. также Хр. чт. 1851. 2. 422–445 1 напечатан в Летоп. Переясл. Суздал., изд. кн. Оболенским. С. 34 Летопись эта, по свидетельству издателя, взята из сборника, писанного во 2-й половине XV в. с рукописи, переписанной в 1261 г. (Предисл. С. LIX). Соображения о времени составления летописи см. в том же Предисл. С. II–VI. Список 2 напечатан в Прав. собеседн. 1861. 2. 426 Список 3 издан И. Лепехиным в Дневн. записках его путешествия. Ч. 3. С. 351–352. СПб., 1780 и потом в Полн. собр. ученых путеш. по России. Т. 5. С. 336–337. СПб., 1822 По малодоступности этого последнего списка мы перепечатаем его сполна в прилож. 8.

http://sedmitza.ru/lib/text/435798/

2936 Пархоменко В., «Очерк истории Переясл.-Борисп. еп.», изд. 2-е, Полтава, 1910 г., стр. 41–44. – Опатович С, свящ., «Истории Спб. еп.», – «Ист.-ст. свед. о Спб. еп.» V, I, 123–124. 2938 Опатович С, свящ., «Исторт Спб. епархии», – «Ист.-ст. свд. о Спб. еп.» V, 125–126.– Архангельский М. , свящ., «Преосв. Феодосий», – «Странник», 1869 г. 1,53 – 100. – АСС., Отд. ркп. 1776, л. 59. – Богданов А., «Опис. СПБ.:, 473. Указан день хиротонии. – Книга высочайших повелений 1745 г., л. 2: «Указ Святейшему Синоду. На место Никодима, епископа бывшего Санкт-Петербургского и архимандрита Александро-Невского, который по нашему указу отпущен в Переяславль, повелвает посвятить епископом Санкт-Петербургским Троицкой Сергиевой Лавры наместника Феодосия (Янковского), и при том быть ему архимандритом в Троицком Александро-Невском Монастыри. (И далге приписано Императрицею собственноручно А для почтения резиденции быть архиепископом. Елисавет». 2941 Опатович С. свящ., «История Спб. епархии», – «Ист.-ст. сведения о Спб. сп.» VI, I, 1–4. – Богданов А., «Опис. СПБ.», 473. Перевод в Петербург указан 25-го апреля, «переименование» архиепископом 4-го июля 1750-го года – Родосский А. С, «К не изданным памятникам Русского церковного проповедничества в XVIII-м веке», –  ХЧ. 1898 г. II, 913–927. Здесь приведена речь преосвященного Сильвестра «в благодарение высокомонаршей милости», сказанная 29-го июня и принимаемая за сказанную «по поводу перевода на С.-Петербургскую епархию» – Залеский П., «Сильвестр Кулябка, архиепископ С.-Петербургский, как духовный писатель», – ТКДА. 1883 г. III, 36–82, и 1884 г. I, 197–256. – Архангельский М. , свящ., «Член Свят. Правит. Синода, преосвящ. Сильвестр, архиепископ Санктпетербургский», – «Странник» 1875 г. I, 3–36. 77–111. 149–164, – Книга высочайших повелний 1750 г., 17. 2948 Опатович С, свящ., «История Спб. епархии», – Ист.-ст. сведения о Спб. еп.» VI, I, 71–72. – ААНЛ. 1761 г. 86, лл. 1–60: опись имущества и книг; 1761 г. 187, л. 1. 2949 «Святейшему Правительствующему Синоду предложение. Всепресветлейшему, Державнейшая, Великая Государыня Императрица Елисавета Петровна, Самодержица Всероссийская, сего сентября 14 дня, присутствуя в летнем своем доме, изустно мне повелеть соизволила Святейшему Правительствующему Синоду объявить высочайший Ее Императорского Величества указ, чтобы в праздносостоящую ныне Санкт-Петербургскую епархию перевесть синодального члена, преосвященного Вениамина, епископа Псковского, во архиепископа и Троицкого Александро-Невского Монастыря во архимандрита и присутствовать ему в Святейшем Синоде. О чем Святейшему Правительствующему Синоду чрез сие для надлежашего исполнения и предлагаю. Святейшества вашего послушник и Богомолец, духовник, протоиерей Феодор Дубянский. Сентября 15 дня 1761 года». – Книга высоч. повелний 1761 г., 23.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

120. Вознесенский , мужской, ныне церковь в гор. Переяславе, Полтавской губ. Основан в 1703 г. по указу Имп. Петра I при церкви во имя Вознесения, построенной в 1700 г. гетманом Мазепою. С самого учреждения и до 1785 года состоял кафедральным Переяславских епископов, администраторов и викариев Киевской митрополии; с 1785 по 1786 г. состоял под управлением кафедрального наместника; по издании штатов в 1786 г. возведен на степень 2-го класса; в 1799 г., при учреждении Переяславской епархии, снова сделан кафедральным епископов Переяславских; в 1803 году учреждена Полтавская епархия с наименованием Полтавскими и Переяславскими, епископы которой пребывали в Вознесенском мон. до 1847 г. В соборе Вознесения покоятся мощи преп. Макария, архим. Овруцкого-Каневского мон., замученнаго татарами в 1678 г. сент. 7 и перенесенного сюда в 1786 г. из упраздненного Михаиловского мон., тоже в гор. Переяславе. Архиеп. Нафанаила, “Житие св. Макария”, брошюра, изд. 1848 г.; “Опис. жития св. преп. Макария, архим. Овручского”, Киев, изд. 2-ое, 1853 г.; “Ист. Росс. Иер.”, III, 595; Ратшин, 443; “Матер. для стат. России”, 1841 г., Отд. I, 194; Проценко, “М-ри в России”, 17; “Памят. кн. Полтав. губ.”, 1865 г., Отд. I, 66, 104; “Опис. монаст.”, 1817 г., 25; Теодорович, “Ист. стат. опис. Волын. епар.”, I, 315; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 930 (Полтав. Вознесен., архим. Пахомий 1777 г.), 933 (Переясл. Вознес., архим. Димитрий Устимович 1785–1793 г., архим. Иоиль 1786 г.); “Известия Археол. Общ.”, 1861 г., II, 57 (Плащаница 1561 г., вклад воевод Молдавских); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1870 г., II, Отд. 2, 67 в примеч. (архим. Макарий); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, II, ч. I, 902 (реестр 1722 г. обретающихся в кафедральной обители монахов), “Архив юго.-зап. России”, ч. I, т. II, 401, (в 1766 г. в церкви, за левым клиросом, перед киотом Богородицы епископ. Гервасием положена голова Даниила Кушнира, замученного униатами), 581, (дело 1762 г. по жалобе монахов м-ря о причинении им обид и побоев).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

кр-н м. Батурина, Конотоп. у. Черниг. г. Пешке Александр дворянин Савченко Григорий кр-н с. Белицы, Глуховск. у. Короза Афанасий сын солдата, житель м. Янполя Принят Даровский Алексей дворянин Лапицкий Александр дворянин, житель м. Поворищи Соломка Елисей кр-н м. Янполя Нарбут Сергей сын губ. секр., жит. м. Шостки, Глух. у. Петров Митрофан сын унт.-офиц., жит. с. Гамалеев. Глух. у. Принят Чвертка Яков кр-н слоб. Свеса, Глуховск. у. Черниг. г. Принят Бурдукало Федот казак м. Березны, Чернигов. г. и уезда Принят Гуев Григорий кр-н м. Березны, Чернигов. г. и уезда Яковлев Яков сын солдата, житель г. Чернигова Турлаев Павел крестьян. Курской г., Рыльского у. Добровольский Павел сын дворянина из г. Гомеля Алексеенко Никифор казак г. Сосницы Кравченко Григорий к-н Глуховского у. Принят Черный Исаак мещан. г. Городни Бирин Иван казак Кролевецкого у. Рыбкин Василий кр-н с. Пустогорода, Глуховск. у. Бурнос Андрей кр-н с. Имшаной Яценко Дмитрий казак с. Лукаши, Полтавск. г. Переясл у. Принят Моргун Михаил кр-н с. Своркова, Глуховск. у. Овчаренко Нестор казак с. Каменя Принят Овчаренко Денис казак с. Каменя Принят Сердюк Филипп казак м. Дубович, Глухов. у. Принят Таморка Трофим кр-н м. Дубович, Глухов. у. Принят Павлов Георгий мещан. г. Новг.-Север. Поправка Василий кр-н м. Велик. Хутор, Полтав. г. Золотон. у. Принят Пархоменко Яков кр-н м. Драбова, Полтав. г. Золотон. у. Принят Кудряшев Семен кр-н с. Тростенец, Харьк. г. Ахтырск. у. Принят Юдицкий Сергей дворянин г. Чернигова Принят Бонько Дмитрий казак с. Ивота, Новгород.-Север. у. Шинкаренко-Новохатько Зиновий кр-н м. Велик.-Хутора, Полт. г. Золот. у. Принят Харченко Михаил кр-н Харьков. г. Ахтырского у. Ключка Андрей казак м. Янполя Усенко Григорий сын фельдфеб., с. Реутинец, Кролевец. у. Савченко Андрей кр-н с. Белицы, Глуховск. у. Кравченко Василий кр-н с. Гремячки, Глуховск. у. Кожевников Виктор От 1887 по 1894 г. годы явилось на конкурс в 1-й раз во 2-й раз в 3-й раз принято Устав Воздвиженской низшей сельскохозяйственной школы 1-го разряда

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

– ЧОНЛ, I, 210. «Очерки из истории Киевской епархии в XIII столетии, на основании документов синодального архива», Ф. А. Терновского (стр 181229). 522 АСС., 1785 г., 99, л. 133. – КЕВ, 1861 г., 81. «Виктор, еписк. переясл.», свящ. П. Л-ва. – «Annexa», 156. 158. 173. – ТКДА, 1877 г., II, 337. «Самуил Миславский, митр. киевский», Ф. Рождественского – В хиротонии Виктора участвовали, кроме двух митрополитов, епископ Новгородский и Глуховский Илларион, бывший викарный Севский епископ Кирилл и архиепископ Реондашский Никодим. 523 КЕВ., 1872 г., 347349. «Увещательное поучение, сказанное синодальным членом, преосвященным Самуилом, митрополитом киевским и галицким, преосвященному Виктору, епископу переяславскому и бориспольскому, коадъютору митрополии киевской и святотроицкого слуцкого благочестивого, в Польше состоящего монастыря архимандриту, по хиротонисании его в епископа, при вручении ему пастырского жезла, в кафедральной соборной церкви 1785 года июня 9 дня, в самый праздник сошествия Св. Духа». 524 КЕВ., 1872 г., 347349. «Увещательное поучение, сказанное синодальным членом, преосвященным Самуилом, митрополитом Киевским и Галицким, преосвященному Виктору, епископу Переяславскому и Бориспольскому, коадъютору митрополии Киевской и Святотроицкого Слуцкого благочестивого, в Польше состоящего монастыря архимандриту, по хиротонисании его в епископа, при вручении ему пастырского жезла, в кафедральной соборной церкви 1785 года июня 9 дня, в самый праздник сошествия Св. Духа». 532 «Annexa», 157162. – ТКДА, 1877 года, II, 337339. «Самуил Миславский, митр. киевский», Ф. Рождественского. 537 АМДК., 120, л. 2. Ходатайство Виктора об отпуске на исправление монастырей так называемой сборной кошельковой суммы. – АСС., 1776 г., 99, II, л. 176. 544 «Annexa», 243. 15 ноября. – В КС., 1892 г., III, 2526, в статье протоиерея Петра Орловского: «Преосвященный Виктор Садковский, архиепископ Минский, Изяславский и Брацлавский, управлявший с 17831796 год всеим православными церквами и монастырями в пределах бывшего царства польского» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

книги Москвы», 1665–76 г., 25 (подворье монастырское Корнильева м-ря, за Белым город. от Стретен. ул. по правую стор. до Благовещ. ул., что на Воронцов. поле); “Церковн. ведом.», 1889 г., 45, прибавл., 1364 (краткая ист. м-ря, опис. минеральн. источников и открытие монаст. приходской школы игумен. Анатолием); “Русск. истор. Библиот.», II, 596, 164 (в 1635 г. Корнильевские вогчины с Грязливиц Рожественской поп Афанасий назначен со своим семейством в распоряж. архиеп. Тоболь. Макария); III, 908 (в описи 1630 г. значится рукопись: “Книга в четверть, в досках, в красной коже, писмяная, житие Корнилия чудотв.»); IV, 853 (Палинодия 1621 г.; 19 мая память преп. Корнилия, создавшего обитель на Комелском лесу и на Вологде); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.», 1880 г., т. VIII, исследов., 31 (в 1632 г. упоминается игум. м-ря Маркелл). 885. Корсунский – Онуфриевский – Гуляницкий, мужской, заштатный (с 1786 г.), Киевской губ, Каневского у., в 53 вер. к юго-зап. от Канева и в 7 вер. к вост. от мест. Корсуни, на острове р. Роси, называемом Волковским. Основан в половине XVII ст. полковником Григорием Гуляницким. В соборе преп. Онуфрия находится икона Спасителя, писанная, по преданию, иконописцем Киево-Печерской лавры Алимпием; тут же в особом ковчеге положены части мощей муч. Арефы и Меркурия, завещанных монастырю скончавшимся здесь на пути из Иерусалима в Россию греч. архим. Никифором, который здесь и погребен. В монастыре также погребен Киевский митроп. Дионисий Балабан, скончавшийся в 1663 г. в Корсуни. “Ист. Росс. Иер.», III, 760; IV, 777; Ратшин, 131; Похилевич, “Сказ. о насел. мест. Киев. губ.». 577; “Опис. монаст.», 1817 г., 82; “Ист. стат. опис. Чернигов. епар., общий обзор», 46; “Акты к истор. Ю. и З. Р.», VII, 31 (Показание 1668 г. игум. Выдубец. м-ря по обвин. еписк. Мефодием); “Архив юго-зап. России», ч. 1, т. III, 528, LXXXIII (донесение строит. м-ря монаха Дионисия Гервасию, еписк. Переясл., о причинении ему обид униат. инструктором и о разграблении им монаст. имущества в 1768 г.), 531, LXXXIV (прошение того же Дионисия о принятии м-ря в ведом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010