По мысли Ягича, синонимические замены происходили при переписке текста в новой диалектной среде, потому что писцы стремились заменить незнакомое знакомым, свое – чужим. Ягич разделил синонимические слова на ранние (первичные в тексте Евангелия) и поздние (вторичные в тексте) и частично разместил их по диалектным зонам средневекового славянского мира. Благодаря этому у церковнославянского языка в исследовании Ягича появилась историческая перспектива. Вероятно, какая-то часть синонимических замен была действительно вызвана теми причинами, на которые указал Ягич, однако неизвестно, какая именно. Большая часть материала не может быть истолкована ни в диалектном, ни в хронологическом аспекте. Очевидно, что вовсе не коммуникативные трудности вызывали эти замены, ибо произведены они совершенно правильно, с полным пониманием значения заменяемого слова. Поэтому, согласно другим истолкованиям, эти замены имеют стилистические (Кульбакин 1930; Weingart 1939) или семантические (Львов 1966) причины, они отражают природу литературного языка, имеющего набор синонимически варьируемых средств (Верещагин 1971). Для объяснения лексического варьирования в Евангелии были выдвинуты также гипотезы культурно-исторического характера. Шоберг (1980) высказал мнение, что перевод осуществлялся в скриптории под диктовку, выбор вариантов был оставлен на усмотрение писцов. Добрев (1981) предположил, что первоначальный перевод Евангелия был утрачен, так что его пришлось восстанавливать по памяти с колебаниями в отдельных случаях. Не вдаваясь в разбор этих мнений по существу, нужно сказать, что их общим недостатком является игнорирование текстологической природы этого материала. Из всех возможных перестроек текста они принимают во внимание только замены (substitutio), да и те только в области лексики. Методика, избранная Ягичем для изучения истории церковнославянского языка, а точнее, истории лексики, нашла применение даже в текстологии. Почти Исключительно с опорой только на синонимические замены была разработана текстологическая история славянского Евангелия и Апостола Ольгой Неделькович 1970; Nedeljkovi 1972), что вызвало обоснованную критику Л.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

  Наум Коржавин : Все мы несчастные сукины дети. Байки и истории про Эмку Манделя, собранные Лешей Перским. – М.: 2017. – 328 с.: ил./Представляет Виталий Каплан //Фома. - – май 2018. – С.89. – (раздел « Культура », рубрика « Что читать »). Это необычная книга. Составлена она из воспоминаний поэта и мыслителя Наума Коржавина (род. 1925), воспоминаний о нем и множества фотографий – как связанных с ним, так и просто показывающих те или иные моменты жизни советской эпохи. Фотографий тут, в общем-то, даже больше, чем текста. Наверное, надо хотя бы пояснить, кто такой Наум Коржавин (настоящая фамилия Мандель). В советское время его имя было известно всякому интеллигентному человеку – потому что помимо самих стихов за именем звучала биография. Студент Литинститута, в 1947 году он был арестован,          восемь месяцев сидел в тюрьме МГБ и затем, как «социально-опасный элемент»,  был отправлен в ссылку – сперва в Сибирь, потом в Казахстан, и только в 1954 году смог вернуться в Москву. У него были поэтические публикации в журналах, в 1963 году вышла книжка его стихов, но гораздо   известнее он был теми стихами, которые ходили в самиздате. С 1966 года – когда он подписал письмо в защиту Синявского и Даниэля – его произведения было запрещено публиковать. Коржавину «перекрывали кислород» сами          разными способами, и в итоге в 1973 году пришлось эмигрировать. Обосновался в США, в Бостоне. За рубежом у него выходили сборники стихов. В 1989 году в разгар перестройки приехал в Москву, где его ждала        триумфальная встреча. А в 1991 году в Москве же, Наум Моисеевич принял православное крещение. По его словам он шел к этому долго, решение было           продуманным и осознанным. Ныне поэт живет в США с дочерью. Он       практически полностью ослеп, но сохраняет ясность ума. Книгу, о которой     идет речь, составил литератор Леша Перский, чья жена с детства знала «дядю          Эму», кто стал Коржавину близким другом. Сам о своей книге он говорит, что          это «не исследовательская монография, а просто книжка с картинками». Стихи Коржавина для этой книги выбрал известный поэт Олег Чухонцев.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-181-...

Впрочем, большим достижением было уже то, что Ковалев перестал считать нехристианские свидетельства об Иисусе подделкой. Другой советский историк, А.Каждан, чьи рассуждения о «боге Иисусе» мы приводили выше, в 1966 году писал: «История евангельской традиции не противоречит тому, чтобы составители евангелий могли донести какие-то скудные элементы действительной истории Мессии, человека, носящего имя «Иисус» 85 . В этом же духе высказывается М.Кубланов, по словам которого «формирующееся христианство могло группироваться вокруг личности некоего проповедника, одного из многих «пророков» и «чудотворцев» эпохи» 86 . А как же быть с пресловутым «молчанием века»? На это историк отвечает: «Тезис о «молчании века», единодушном будто бы молчании нехристианских авторов, утратил значение, которое ему придавалось, равно как и разнообразные выводы, которые на этом основании делались» 87 . Яснее, кажется, выразиться трудно. Но, признав историчность Христа, сторонники умеренного критицизма стараются теперь умалить Его значение как Основателя христианства. Сама «проблема Иисуса» объявляется несущественной. «Для марксистской науки, — пишет один из таких авторов, — не имеет принципиального значения вопрос о том, жил или не жил в царствование Августа и Тиберия в Иудее человек по имени Иисус, который был казнен при прокураторе Понтии Пилате и впоследствии обожествлен своими суеверными последователями. Христианская религия, как и все значительные религиозные движения, создавалась постепенно массами верующих» 88 . Однако если этот вопрос в самом деле не имеет значения, то какой смысл уделять ему столько места в атеистической пропаганде? Почему так долго и ожесточенно стремились доказать, что Христа «не было», если Его существование — второстепенный факт? Кроме того, вызывают недоумение анонимные «массы верующих» в роли творцов христианства. Любая эпоха показывает, что «массы», как правило, были или консервативной средой, сохраняющей старые верования, или горючим материалом, вспыхивающим от поднесенного пламени.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вопрос журналистки: «Но ведь часто священники говорят: радуйся своей болезни, Господь даёт тебе шанс возрасти духовно...» «Я считаю, что таким священникам надо пройти курс у психоаналитика на предмет скрытого садомазохизма», - заявил священник. 3. «Помимо этого, отметил о.Георгий, сегодня многие приходят в православный храм не «духовной жаждою томимы», а в поисках разрешения своих житейских проблем, и разговор с хорошим психотерапевтом или работником социальных служб избавил бы их от необходимости отнимать время у священника». 4. Полковник ГРУ, агент трех разведок. Был высокоэрудированным человеком и грамотным офицером разведки. Сотрудничество со спецслужбами США и Великобритании начал в 1961 году. К сотрудничеству подтолкнуло идеологические неприятие реалий СССР и доктрины социализма. Объемы и важность переданных им материалов не имели аналогов за всю предыдущую историю разведывательной деятельности Запада против СССР. Арестован 22 октября 1962 года, 11 мая 1963 года Военной коллегией Верховного суда СССР признан виновным в измене Родине и приговорён к расстрелу. 16 мая 1963 года расстрелян. 5. 6 сентября 1976 г. в истребительном авиационном полку войск ПВО в Приморье взлетел на перехватчике МиГ-25П и вовремя на аэродром не вернулся. Машину новейшей модели перегнал в Японию, Хакодате. Сдался спецслужбам США, был перевезен в Америку, давал показания по секретным системам вооружений, чем нанес огромный ущерб системе ПВО СССР. Впоследствии в США обзавелся семьей, печатал книги об обстоятельствах своей жизни «под коммунизмом» и перелета. 6. В 1966 - 1970 годах был заместителем резидента в Вашингтоне, с 1970-го - заместителем начальника управления " К " ПГУ КГБ, а с 1973-го возглавляет управление «К». В 1985 году зафиксированы его контакты с сотрудниками ЦРУ, Калугин чудом избегает наказания. С подачи «прораба перестройки» А. Яковлева с 1988 г. начинает разоблачительную кампанию против КГБ, сдает Западу данные о советской конспиративной сети. В 1990 году указом Президента СССР лишен государственных наград и звания генерал-майора запаса. С 1990 по 1992 год народный депутат СССР. Далее эмигрирует в США.

http://ruskline.ru/analitika/2009/09/03/...

авг. 1965 г. ЕУ переехало на новое место. В нач. 1966 г. архиеп. Мстислав обратился к властям с просьбой предоставить компенсацию за отчужденные Горьковским горсоветом под снос постройки и за отобранный сад. 14 мая 1966 г. архиеп. Мстислав был уволен на покой по болезни. 7 июля 1966 г. на Горьковскую кафедру был перемещен Свердловский еп. Флавиан (Дмитриюк ; с 25 февр. 1968 архиепископ). После его кончины 3 марта 1977 г. Горьковскую кафедру 11 июня того же года занял архиеп. Николай (Кутепов; с 25 февр. 1991 митрополит). В 1967 г. была зарегистрирована община в с. Б. Туманово Арзамасского р-на, переставшая действовать из-за аварийного состояния церковного здания в нач. 60-х гг. XX в. (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 74. Л. 57). В регистрации общин в Выксе и в с. Николо-Погост Городецкого р-на в 1967 г. было отказано. В 1969 г. большетумановская община снята с регистрации. В 70-х гг. XX в. продолжалась борьба с паломничеством к почитаемым верующими источникам. Уполномоченный Совета по делам религий по Горьковской обл. М. И. Юров в 1973 г. направил в Москву отчет о принятых им мерах по прекращению паломничества. Церкви продолжали закрывать до сер. 80-х гг. XX в. Так, 24 июля 1974 г. была снята с регистрации община и закрыт храм в с. Дрюкове Борского р-на (Там же. Д. 623. Л. 33). 30 мая 1984 г. была закрыта церковь в с. Жайск Вачского р-на (Там же. Д. 2731. Л. 93). К сер. 80-х гг. XX в. в Горьковской епархии было зарегистрировано 44 прихода. В. Г. Пидгайко Горьковская (Нижегородская) епархия в 1988-2017 гг. В связи с изменением отношения гос. власти к Церкви число приходов епархии в 1988 г. стало увеличиваться. 31 марта 1988 г. была зарегистрирована Христорождественская община в Выксе, где долгое время существовало несколько неофициально действовавших общин. Вскоре верующим был передан выксунский Христорождественский собор. 30 авг. того же года получили регистрацию община в г. Сергач, к-рой вернули здание кладбищенской ц. во имя свт. Иоанна Милостивого, а также общины в пос.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИМЕНТ (Перестюк Андрей Адамович, 15.10.1904, с. Астраханка Южно-Уссурийского у. Приморской обл.- 14.05.1986, Свердловск (ныне Екатеринбург)), архиеп. Свердловский и Курганский. Род. в многодетной крестьянской семье, переселившейся на Дальн. Восток из Киевской губ. В 1916 г. окончил церковноприходскую школу. В янв. 1917 г. поступил послушником в Уссурийский во имя Св. Троицы и свт. Николая Чудотворца муж. мон-рь (близ ст. Шмаковка). После закрытия обители в 1924 г., служил с дек. 1925 по 1929 г. псаломщиком в церкви с. Воздвиженка (ныне в Уссурийском городском окр. Приморского края). Затем до 1931 г. нес послушание иподиакона Хабаровского еп. Пантелеимона (Максунова) и служил псаломщиком при кафедральном храме г. Хабаровска. Климент (Перестюк), еп. Свердловский и Курганский. Фотография. 1966 г. Климент (Перестюк), еп. Свердловский и Курганский. Фотография. 1966 г. После выезда в Китай, 19 дек. 1931 г. Камчатским еп. Нестором (Анисимовым ; впосл. митрополит) в Харбине был пострижен в монашество с именем в честь сщмч. Климента, еп. Анкирского, а 27 дек. рукоположен во диакона к Скорбященской ц. харбинского Камчатского подворья и назначен ризничим. 25 мая 1933 г. рукоположен архиеп. Нестором во иерея, назначен благочинным храма и монашествующей братии Обители милосердия при Камчатском подворье. В 1934 г. с отличием окончил 3-годичные богословские курсы в Харбине. 31 мая 1937 г. причислен к братии Казанско-Богородицкого мон-ря в Харбине с временным командированием к Введенской ц. на железнодорожной ст. Фуляэрди (Маньчжурия). 14 окт. того же года командирован на ст. Барим для устройства церкви и организации прихода. 16 сент. 1939 г. переведен на должность настоятеля ц. во имя св. Александра Невского на ст. Бухэду. 14 апр. 1941 г. назначен настоятелем ц. во имя св. ап. Иоанна Богослова при приюте-училище «Русский дом» в Харбине и преподавателем Закона Божия в этом же уч-ще. Одновременно состоял преподавателем церковного устава и церковнослав. языка Харбинской ДС. Прослушал полный курс Богословского ин-та св. Владимира в Харбине (1941-1944). 8 июня 1945 г. назначен священником к молитвенному дому на ст. Ламадянцзы. В 1946 г. возведен в сан игумена. 14 сент. 1948 г. переведен на ст. Ананси временно исполняющим обязанности настоятеля ц. во имя св. апостолов Петра и Павла. 7 марта 1949 г. перемещен на должность настоятеля ц. во имя прп. Сергия Радонежского на ст. Барим. В окт. 1951 г. назначен настоятелем харбинского Богородице-Казанского мон-ря. 26 окт. того же года возведен в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/1841365.html

Погребение состоялось на 4-й день по преставлении — 12 января 1902 г. Кипарисовый гроб, который почивший старец изготовил собственноручно еще в 1888 году, был положен в склепе под Троицким храмом. Испытания ХХ века В 1918 г. монастырь чудом уцелел при гигантском взрыве расположенных на Зверинце складов боеприпасов. Как выяснилось потом, и саму трагедию, и спасение обители Преподобный предсказывал еще в годы своей земной жизни. В 1934 г. монастырь был закрыт органами советской власти, монахи — разогнаны или репрессированы, а на территории монастыря создан ботанический сад. В 1940-х гг. обитель возродилась, но вскоре была повторно упразднена. Большинство монахов вместе с настоятелем были переведены в Киево-Печерскую Лавру, а некоторым из них пришлось скрываться в миру. Иеромонаху Димитриану удалось устроиться дворником в ботанический сад, организованный на месте монастыря, и поселиться в ветхой часовой башне, в которой он тайно служил Литургию. Так, исполняя данный при постриге обет пробыть в родной обители даже до смерти, он мирно отошел ко Господу в 1970 году. В 1966 г., ввиду опасности капитальной перестройки обезображенного Троицкого храма, превращенного в склад, мощи преп. Ионы перенесли на Зверинецкое кладбище. Мученик после смерти Создавая свою обитель, преподобный Иона пережил немало скорбей. И ему говорили: «Вы, батюшка, мученик». А он отвечал: «Нет, я после смерти буду мучеником». И действительно, его предсказание сбылось. В 1966 году в Свято-Троицком храме планировалось устроить музей ботаники. В связи с этим поступило распоряжение перенести находящиеся в храме захоронения на городское кладбище. Не дождавшись представителей духовенства, начали работы в храме. Могилы разграбили, взяв все, что могло представлять антикварную ценность. Мощи же преподобного Ионы обезглавили. Святотатцев не остановили ни чудо нетления мощей, ни седины старца. А о том, что мощи действительно были нетленны, свидетельствуют очень многие, в том числе и сотрудники ботанического  сада, которые тогда были молодыми людьми — они видели мощи сразу после их поднятия из склепа в Свято-Троицком храме.

http://radonezh.ru/analytics/prepodobny-...

Пияла. Церковь Вознесения Господня. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Высота Вознесенской церкви - 45 метров, это самая высокая из сохранившихся в России деревянных церквей, и вторая по высоте из вообще существовавших, чья высота подтверждена документально. Выше (примерно 50 метров) была лишь сгоревшая в начале 1970-х Вознесенская церковь в Типиницах (Медвежьегорский р-н респ. Карелия). Сгоревшая в 1962 г. Владимирская церковь в Белой Слуде была также высотой 45 метров. Из ныне существующих к пияльской церкви по высоте приближаются церковь Димитрия Солунского в Верхней Уфтюге (43 метра) и Успенская в Кондопоге (42 метра). Ансамбль Пияльского погоста до 1966 года представлял из себя тройник, включавший кубоватую Климентовскую церковь (1685, перестроена в 1890, сгорела 1 августа 1966 от попадания в алтарь шаровой молнии), шатровую Вознесенскую церковь (1651) и отдельно стоящую колокольню 1700 года. Решение колокольни уникально - в основании шестерик с повалом, на него в два яруса поставлены еще два шестерика с резными карнизами (верхний шестерик - ярус звона), повернутые относительно основания на 30 градусов. Венчает колокольню округлый шестискатный купол со шпилем на шестигранном барабане. Вознесенская церковь - ажурный восьмерик на четверике, с прямоугольными прирубами по сторонам света, увенчанными ярусными бочками сложной конфигурации с главками на высоких барабанах. По карнизам с юго-восточной и северо-восточной сторон - храмосдатные надписи. Барабаны и главки крыты лемехом, а западный и восточный барабаны в основании украшены еще и бочкообразными кокошниками. Западный прируб опоясывает клеть трапезной с притвором под двускатным покрытием, в плане имеющая ступенчатую форму. Превосходные пропорции, игра граней и объемов делает пияльский ансамбль даже в редуцированном виде одним из красивейших памятников России. Большое село Пияла, из семи деревень, входивших в один приход, вытянулось тремя порядками домов вдоль ровного правого берега Онеги. Погост расположен на обширной площади на северной окраине села. До пожара 1967 года погост занимал центральное положение в застройке села. Комплекс погоста Пияла сложился в середине XVII - начале XVIII веков. Наиболее ранним сооружением погоста является холодная шатровая Вознесенская церковь, построенная в 1651 году. Позднее в 1685 году рядом с ней была сооружена теплая пятиглавая с кубоватым покрытием церковь св. Климента, а в 1700 году возведена отдельно стоящая колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=17601

881 Христианство не только не «дематериализует» материю, но наоборот оно предельно материалистично. Оно изначала не только реабилитирует тело, но утверждает его спасительность, утверждает преображение человеческого естества и его воскресение в теле, в материи. «Я не поклоняюсь веществу, – пишет св. Иоанн Дамаскин , – но поклоняюсь Творцу вещества, сделавшемуся веществом ради меня [...] и через посредство вещества соделавшему мое спасение и не перестану почитать вещество, через которое произошло мое спасение» (Первое слово в защиту святых икон, гл. XVI и Второе слово гл. XIV). 883 VII Вселенский Собор//Деяния Вселенских Соборов. Изд. Казанской Духовной Академии. Казань, 1873, т. 7, с. 538. 886 Meyendorff J. Philosophy, Theology, Palamism and “Secular Christianity”//St. Vladimir’s Seminary Quarterly, 4, 1966, Crestvood N.Y., p. 205. 891 Конситуция о богослужении II Ватиканского Собора. Гл. VII Священное искусство и предметы культа, параграф 123. Франц.изд.: Париж, 1966, с. 100. 892 Комментарий к «Конституции о богослужении» см. в: Maison Dieu, 77, Париж, 1964, с. 214. Вместе с усвоением западного искусства в Православии оказалась усвоенной и эта установка. 897 Huyghe R. Nous vivons l’époque du pount zéro de 20–26 décembre 1961. В результате, в порядке возврата к первохристианской «простоте» и обязательной «бедности», проявляются крайности. Так, например, храмы вообще опустошаются до полного уподобления протестантским. «Достойная сожаления путаница, – пишет Д. фон Хильдебранд, – упраздняющая все основные различия между предметами, выражается также в привычке – в США и во Франции – заменять писаные изображения святых и Самого Христа фотографиями страдающих мужчин, женщин и детей, жертв войн, нищеты или социальной несправедливости» (D. von Hildebrand La Vigne ravagée. Paris, 1974, p. 109, note). И наконец, сам храм приспосабливается к различным употреблениям: лекциям, танцам, театральным представлениям. 899 Отсюда трудность научного анализа этого языка. Объяснить икону чисто эстетически или рационально невозможно потому, что христианское Откровение, которое есть ее содержание, явленный человеку опыт Божественной жизни, научному анализу недоступен. Науке доступна и ей подвластна, так сказать, периферийная область, то есть, как мы уже отмечали, художественная сторона произведения, его социальный исторический контекст, построение образа, влияния, заимствования и т.д. Поэтому наука и ограничивается проведением параллелей между иконой и фольклором, литературой житийной и внецерковной. Попытки же науки объяснить суть церковного искусства, оставаясь в свойственных ей категориях, приводят к таким представлениям о нем, как «благочестивое воображение художника», «отвлеченность», «дематериализация видимого мира и человеческого тела» и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspensk...

В 1930 г. глава была разобрана и заменена небольшим куполом. Произведенными в 1955 г. архитектором Ф.М. Тольцинером исследованиями установлено, что первоначально основной храм имел плоское деревянное перекрытие. Церковь состоит из вытянутых в линию трапезной, храмовой части и тройной апсиды с окнами в каждом полукружии. Оконные проемы с коробовыми перемычками без обрамления, углы трапезной фланкированы гладкими лопатками. По фризу трапезной и апсиды выполнены пояски из поребрика и зубчиков. В местах соединения окружностей апсиды полуколонны с кубоватыми капителями. Храмовая часть вдвое выше трапезной, поле стен раскреповано гладкими лопатками на три вертикальные части с окнами в каждой. Фриз с поясом из квадратных нишек и двойного пояса зубчиков поддерживает ярус из трех декоративных закомар. Храм перекрыт на четыре ската тесовой кровлей и увенчан луковичной главой. Глава и шейка покрыты лемехом. В 1765 г. монастырь был упразднён, церковь переведена в приходскую. В 1930 г. здание церкви перестало использоваться как культовое. До 1941 г. его эксплуатировали различные организации, в т. ч. и Соликамское отделение межрайторга под гараж. В годы Великой Отечественной войны в здании размещалось танковое училище. С 1944 по 1956 г.г. здание находилось в аренде Соликамского Горпромкомбината и использовалось под пимокатное производство. С 1956 по 1966 г.г. использовалось Соликамским Горпромкомбинатом под мебельный цех. С 1966 по 1984 г. – типография Управления п/я АМ-244 УООП, с 1984 – Соликамское межрайонное отделение конторы по прокату фильмов (хранилище учебной фильмотеки). В 1952-1958 г.г. и 1963-1964 г.г. ПСНРПМ проводила реставрационные работы под руководством Ф.М. Тольцинера: разборка позднейшего придела, понижение крыши апсиды, воссоздание крытой лемехом главы и прочие работы. А.Б. Киселёв, Энциклопедия " Пермский край " Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект

http://sobory.ru/article/?object=02984

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010