Что и царь, и простолюдин, грешник и праведный, сильный и немощный будут питаться одной верой, говорит пророк Исайя, а именно – по Пришествии Христовом: Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок и молодой лев, и вол будут вместе ( Ис. 11:6 ). Также пророк говорит и о том, что людьми простодушными, младенцами на злое, людьми незлобивыми и блаженными из-за их деятельной, но свободной от житейских забот жизни и по причине непрестанной молитвы преодолеваются супротивные силы: И младенец будет играть над норой аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда, на всей святой горе Моей ( Ис. 11:8–9 ). Под горой же следует понимать Церковь Христову по высоте веры. 24. Грамматику Асклепию Не стоит прежде добрых дел заниматься исследованием бесполезных и неразрешимых вопросов, подобно скудоумным, подвергающимся заблуждениям и дьявольским козням. Ибо время каждого коротко, и судят нас по делам, а не по знанию непознанного. Поэтому, не переставая, следует искать знаний о том, что должно делать, чтобы наследовать вечную жизнь. Если же мы употребим все дни настоящей жизни, занимаясь неразрешимыми и бесполезными вопросами, то, запутавшись в них, отойдём отсюда с пустыми руками – справедливо скажет о нас пророк: Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов! Как сновидение при пробуждении ( Пс. 72:19–20 ). И прежде чем можно будет эту плачевную песнь приложить к тебе, оставь безумные вопросы, подобающие забавляющимся отрокам, послушай великого истинного Учителя, призывающего: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его ( Мф. 6:33 ). Ибо всему своё время: здесь время – совершать праведные дела, а в будущей жизни – принять воздаяние за них. Поэтому, чтобы не запутаться в дьявольских кознях, будем исследовать и творить правду, чтобы, уподобившись путешественникам, неся с собой напутствие добрых дел, как в город войти нам в Царствие Божие. Не давай же себя обмануть, сделавшись чуждым вечной жизни и забыв Бога, Его заповеди и Суд, занимаясь маловажными вопросами и бесполезными речами, как чем-то великим и важным. 25. Филумению

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Молитва 1-я пред Святым Причащением Василия Великого : «Владыка, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, источник жизни и бессмертия, всего творения видимого и невидимого Создатель, Сын безначального Отца, также вечный и безначальный, по преизбытку благости в последние дни облекшийся плотью, и распятый, и погребенный, за нас, неблагодарных и неразумных, и Своею собственною Кровью воссоздавший растленную грехом природу нашу! Ты Сам, бессмертный Царю, прими покаяние и меня, грешника, и приклони ухо Твоё ко мне и услышь слова мои 343 . Ибо согрешил я, Господи, согрешил против неба и пред Тобою и недостоин взглянуть на высоту славы Твоей, ибо прогневал благость Твою, преступив Твои заповеди и не послушав Твоих повелений 344 . Но Ты, Господи, незлобивый, долготерпеливый и многомилостивый, не допустил мне погибнуть среди беззаконий моих, терпеливо ожидая моего обращения. Ибо сказал Ты, Человеколюбец, через пророка Твоего: «Я совсем не хочу смерти грешника, но чтобы он обратился и жил» 345 . Ведь не хочешь Ты, Владыка, чтобы погибло создание рук Твоих, и не находишь удовлетворения в гибели людей, но желаешь, чтобы все спаслись и достигли познания истины 346 . Потому и я, хотя и недостоин неба и земли и даже этой кратковременной жизни, всего себя подчинив греху, и поработив удовольствиям, и помрачив в себе Твой образ, но, будучи творением и созданием Твоим, не отчаиваюсь в собственном спасении, несчастный, и к безмерному милосердию Твоему дерзновенно прихожу. Прими же и меня, Человеколюбец Господи, как блудницу, как разбойника, как мытаря и как блудного сына 347 , и сними с меня тяжкое бремя грехов, подъемлющий грех мира 348 и немощи человеческие исцеляющий, труждающихся и обремененных к Себе призывающий и дающий им покой 349 , пришедший призвать не праведных, но грешных к покаянию 350 , – очисти и меня от всякой скверны плоти и духа и научи меня проводить святую жизнь в страхе пред Тобою, чтобы я, с чистым свидетельством совести моей принимая часть святынь Твоих, соединился со святым Твоим Телом и Кровью и имел Тебя во мне обитающим и пребывающим, со Отцом и Святым Духом. Так, Господи, Иисусе Христе, Боже мой, и да не в осуждение мне будет причащение пречистых и животворящих Таинств Твоих, и да не соделаюсь я немощным душою и телом от недостойного их причащения 351 , но дай мне до последнего моего вздоха не в осуждение принимать часть святынь Твоих, но во общение с Духом Святым, в напутствие в жизнь вечную и в благоприемлемый ответ на страшном суде Твоём, чтобы и я со всеми избранными Твоими сделался участником нетленных Твоих благ, которые Ты приготовил для любящих Тебя, Господи, в которых Ты прославлен вовеки. Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

5. Иконы Христа и Богоматери После совершения Таинства супругам вручают иконы Христа и Богоматери как образы любви, которой был искуплен весь мир и которую они должны хранить и оберегать всю свою жизнь. 9.3. Елеосвящение Таинством Елеосвящения, или Соборованием, называется священнодействие, совершаемое над тяжелобольными людьми. В Послании апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:14–15 ). В соответствии с этими словами, отражающими практику древней Церкви, Таинство Елеосвящения предполагает участие нескольких священников (по церковному уставу – семи). Они приходят к больному, молятся о его исцелении и помазывают его освященным елеем. При этом читаются отрывки из апостольских посланий и из Евангелий. Во многих приходах существует практика «общего Соборования», которое совершается в храме несколькими священниками над всеми желающими (не обязательно тяжелобольными). В Таинстве Соборования священники просят не только об исцелении больного, но и о прощении его грехов. Существует мнение о том, что в Соборовании прощаются забытые грехи и что оно, таким образом, является неким восполнением Исповеди. Это ошибочное мнение. Исповедь и Соборование – два разных Таинства: целью первого является исцеление от духовных болезней (грехов), целью второго – исцеление от физического недуга. В то же время, поскольку одно с другим тесно связано и телесное исцеление не может произойти без исцеления духовного, чин Соборования включает молитвы не только о выздоровлении, но и о прощении грехов. Распространенный в прошлом взгляд на соборование как некий предсмертный ритуал тоже следует признать ошибочным. Таинство может быть совершено и над человеком, находящимся при смерти, в надежде на то, что Бог совершит чудо и вернет его к жизни. Но оно не является «последним напутствием», каковым для умирающего христианина являются исповедь и причастие. 9.4. Священство

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Добро не может скрываться И из письма, недавно написанного тобою, возлюбленное чадо, узнал я доверенность и любовь твою к нам, смиренным, что служит признаком истинного послушания, хотя мы и грешны, и ничтожны. Да пребываешь ты в этом и впредь, благоугождая Господу и сияя добродетелью в братстве своем и между другими многими. Ибо добро по природе своей не может скрываться, но когда кажется наиболее сокрытым, тогда и делает явным того, кто совершает его, так что он становится как бы градом Божиим, по Писанию ( Пс.47:9 ). Хлеб еретический не есть Тело Христово. Впрочем, об этом довольно. О том же предмете, о котором ты упомянул, то есть о поминовении такого-то, ты должен сам по себе знать, что если имевший прежде общение с ересью по страху человеческому покается при смерти, (795) приняв, например, епитимию [Col. 1597] от кого-нибудь и таким образов вступив в общение с православными 1432 , и в этом состоянии скончается, то естественно поместить его в помянниках православных, так как Благой Бог наш, по великому человеколюбию, принимает кающегося и в самый последний час и там судит его. Поэтому, если так было, то не запрещается совершать литургию по нем пред Богом. Если же не было ничего такого, но, находясь в общении с ересью, он не успел причаститься Тела и Крови Господней (тот же хлеб еретический и не есть Тело Христово), то нельзя дерзнуть сказать, чтобы можно было делать [Евхаристическое] собрание (σναξιν) по нем (ибо божественное не может быть обращаемо в шутку), дабы молящийся о нем не услышал: просите, и не получаете, потому что просите не на добро ( Иак.4:3 ). Другого ничего не имею сказать, сколько могу понимать истину. Что общего у света с тьмою? ( 2Кор.6:14 ). Не может быть помещаем между православными не имевший общения с Православием, по крайней мере, в последний час. Ибо где он застигнут, там и будет судим 1433 , и с каким напутствием отошел в жизнь вечную, так и будет считаться. Важность Причастия в последний час Молись же обо мне. Приветствует тебя господин архиепископ и братия твои.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

и смотреть на притеснение Ты не можешь; для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его? Аввакум сам смущался беззакониями иудеев, даже негодовал. Аввакум недоумевал, почему Бог попускает это, и явно не чужд был мысли о нака­зании беззаконных и нечестивых. Знал ли Аввакум мудрость, выраженную японцами в пословице: «Бойтесь своих мыслей – они иногда имеют свой­ство сбываться». Взывание пророка было услышано Богом. Быстрее барсов и прытче вечерних волков примчались конницы халдейские. Иудея разорена. Божий народ полонен идолопоклонниками. Всюду торжество еще большего злодеяния и еще больших нечестивцев! Гос­поди, разве этого искала душа моя?... Да, Господи, Ты ответил на мой первый вопрос, но душа моя не успокоена, а еще более возмущена. Твой ответ порождает только новый вопрос. Тебе Самому, Господи, нравится то, что произошло? И пророк вновь обращается к Богу, взывая к Его чистоте и святости: Чис­тым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на при­теснение Ты не можешь! Это очевидно! Не свойственно Тебе, Боже, смот­реть на злодеяния халдейские и на притеснения народа Твоего. Развалины Иерусалима и понуждаемые к идолопоклонству в Вавилоне иудеи – это мер­зость! Разве могут такими быть деяния Твоей святости? Сколько воплей, сколько вопросов унеслось к небу из многочисленных островов Архипелага ГУЛага? Ответ пришел. Бомбы мессершмидтов, кровопролитная война и нацистские концлагеря. Разве свойственно чистым очам Твоим, Господи, взирать на эти злодеяния? Давно заметили русские: «Хрен редьки не слаще!» Человек имеет свои представления о Боге, и Бог не должен быть иным! Очи Бога чисты, им не свойственно глядеть на злодеяния. На берегу реки происходил казачий круг. Священник совершил молебен и сказал напутствие казакам. А за его спиной в это время казаки начали пороть посторонних купальщиков, только что маячивших в плавках перед священ­ником во время молитвы. На замечание казаков они ответили дерзостью, вот и началась порка. Священник оглянулся, желая увидеть происходящее. Сот­ник, стоявший рядом с ним, сказал: «Батюшка, не надо смотреть!» Сотнику стало неприятно. Чистые глаза священника, – а иными казаки не могли их себе представить, – не должны были видеть ни неблагочестивых купальщи­ков, ни, тем более, последовавшую потом порку. Священнику стало неловко, он понял, что ему не следовало оглядываться.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

После посещения Успенского храма мы проходили мимо полуразрушенных городских стен, держа путь к Живоносному Источнику. Укрепления говорили о некогда величественной греческой столице – славной Византии, а главное о непрочности могущества человека. Придет праведный гнев Божий, и в прах рассыплются все его изобретения и физическая сила. Происхождение Живоносного Источника относят к V веку и связывают его с именем Императора Льва I Маркелла, явившегося здесь свидетелем одного поразительного чуда. В VI веке тут же получил исцеление Царь Иустиниан, построивший в благодарность храм и при нем мужскую обитель. По сказанию Синаксаря, «на этом месте совершалось такое обилие благодатных знамений», что их «ни описать, ни изрещи невозможно». Св. Православная Церковь отмечает сие, когда в пятницу на Пасхальной неделе поет особо положенную службу Пресвятой Богородице в честь Ее Живоносного Источника. И до сих пор он привлекает множество молящихся. Внутри, где находится св. кладенец, всегда можно застать дежурного иеромонаха, отправляющего желающим молебны: тот же священнослужитель при отпуске, полагая на голову каждого епитрахиль и руку, кроме формулы благословения «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», произносит еще молитву благопожелания. Образец ее дан в Ветхом Завете: «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: тако благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир» ( Числ. 6, 22–26 ). В наших св. обителях, церквах и часовнях около чтимых святынь также стоят очередные пастыри, но они, благословляя приходящих, к сожалению, опускают напутствие, так утешительно действующее на сердца верующих. Приятно было бы, если бы греческий порядок и у нас получил распространение. Далее мы посетили Влахерну, некогда величайший и славнейший храм Царьграда; здесь покоилась риза Богоматери и пояс Ее. Здесь было явление Преблагословенной «на воздусе» Андрею Христа ради юродивому в дни нашествия варваров, отраженных по предстательству Владычицы мipa. Здесь совершилось сверхъестественное призвание четырех храмоздателей Киево-Печерской Лавры, которым Царица Небесная вручила чудотворную икону Успения. Здесь стоял образ «Одигитрии», писанный евангелистом Лукою, источавший множество чудес. Отсюда, наконец, во время тяжких испытаний и народных бедствий выходили крестные ходы, направляясь на городские стены и к морю. История при этом гласит, что Матерь Божия после подобного рода молений неоднократно спасала Константинополь от врагов, например, скифов, в память чего Церковию установлено акафистное пение в субботу пятой недели Великого Поста (Похвала Пресвятой Богородицы).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Если посчитать по московским храмам число молящихся на воскресной службе, получится примерно 1% населения (а в провинции и того меньше). А если посмотреть данные опросов, проводившихся Центром изучения общественного мнения, то увидим, что 46-48% называют себя православными (при этом Священное Писание читают регулярно лишь 3%). Вот к этим 46% и посылает нас Господь. Отправляя учеников на проповедь, Господь напутствует: «Не берите с собой ни золота, на серебра, ни меди в поясы свои» (Мф 10:9). Эта рекомендация станет понятнее, если мы откроем один из талмудических трактатов, где написано: «Никто не должен входить в храм с посохом, в башмаках, с поясом с деньгами и с пыльными ногами». Входя в храм, человек должен оставить за порогом все мирские дела. А Христос посылает нас в мир как в храм. Во время Литургии мы поём; «Всякое ныне житейское отложим попечение», — это то самое напутствие Христа, которым Он напоминает нам, что для христианина весь мир — храм. Для иудея храм — не только место, где совершаются ритуалы, обряды, это место пребывания Бога и потому — место для молитвы. А для христианина место пребывания Бога и место Для молитвы — весь мир. Об этом прямо говорится и в Ветхом Завете: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря — и там рука Твоя поведёт меня, и удержит меня Десница Твоя» (Пс 138:7-10). Господь посылает апостолов, «как овец среди волков», и просит быть мудрыми, как змеи, и чистыми, как голуби. Думается, обнажённая, незащищённая мудрость — одна из важнейших христианских черт. Во Второзаконии сказано: «…и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» (Втор 6:5). А в ряде рукописей Септуагинты, греческого перевода Библии, находим ещё и слово диано " йас — «умом». Так в ветхозаветном тексте вместо слова «сердце» появляется «ум», а новозаветный (Мк 12:29-30) называет и то и другое — и сердце и ум. Таким образом, христианин должен иметь не только сердце горящее, но и ум, иначе любая деятельность может свестись на нет. Конечно, Иисус — Бог нашего сердца, об этом прекрасно сказано в акафисте ко причащению Святых Христовых Тайн: «Иисусе, Боже сердца моего, прииди и соедини мя с Тобою во веки». Однако не только сердцем, но и умом до " лжно любить Господа. Но это должен быть ум беззащитный.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Но надежды не оправдались, проснулся я на кольце, где дорога на Иркутск идет прямо, а на Черемхово, куда на самом деле направлялись мои попутчики, - идет налево. На улице совсем темно и, судя по лобовому стеклу, капает дождик. «Надеюсь, ты что-нибудь тут поймаешь», - услышал я доброжелательное напутствие. Как все в мире относительно! Очень необъективно было лобовое стекло теплой машины, выдавая за легкий дождик сильный ливень, к тому же с ветром! Тем не менее, я решил попробовать уехать дальше… несколько фар осветили меня, но брать не стали… через полчаса, окончательно промокнув, пошел в лесок ставить палатку, поскольку стоять дальше не было особого смысла. Мокну еще сильней и узнаю, что спальник тоже пострадал, потому что прохудился пакет. Слава Богу, палатка хорошая, внутри сухо и пока тепло. Все мокрые вещи набил газетами, чтобы хоть немного их до утра подсушить. И лег спать на пенку , накрывшись спальником. Холодный, мокрый и несчастный, как мало нужно человеку, чтобы смалодушничать – всего лишь дождь… Пенка (тур.) – тонкий коврик из поликакого-то материала, позволяет комфортно спать на холодных поверхностях. Владение вещами вызывает у человека неоправданную гордыню, надежду на самостоятельность, на каплю всемогущества, и вместе с тем основательно разрушают его дух, обещая помощь и защиту. Не привязывайтесь к вещам, они имеют склонность портиться или исчезать, учитесь обходиться без излишеств. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».  (Матф. 5:19-21) А до Иркутска осталось всего лишь 130 км… День восьмой. 7.07 Ночь прошла кое-как, хорошо хоть деревья немного защищали от дождя. Буря рвала и метала, упругие капли с каждым порывом все сильнее стучали по тенту, иногда казалось, что ветер уже подхватил палатку и тащит ее за собой… Джинсы за ночь, конечно же, не высохли, только стали холодными, как и все остальное. В палатке упаковал все вещи, потом вылез, по-спринтерски собрал ее, прицепив сверху на рюкзак, и вышел на трассу. Дождь немного утих, но порывы ветра так и норовили сломать зонтик, он гнулся, спицы трещали, рука уже устала сдерживать стихию. Через десять минут меня вместе с рюкзаком уже можно снова было выжимать. И вроде бы ураганом назвать это было нельзя, и «ливень» сказать мало.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Что может быть ужаснее такого состояния, когда человек с открытыми глазами бросается в такую бездну нравственной погибели, откуда нет возврата? Нет греха, учит наша Святая Церковь , который превышал бы милосердие Бога, и как бы глубоко ни пал человек, он всегда может получить прощение в случае покаяния; но когда он не хочет принести этого покаяния и до последнего издыхания остается нераскаянным, тогда для него уже нет спасения. Ибо по ту сторону гроба наступает уже ночь, когда никто не может делать (добро) ( Ин.9:4 ). Так далеко может зайти человек в своем ожесточении, если он перестает слушать голос Святого Духа. Священное Писание немало предоставляет нам примеров смерти грешников в состоянии нераскаянности. Жертва Каина не была так приятна Богу, как жертва его брата Авеля. Это породило в душе Каина зависть; зависть повлекла его к ненависти, ненависть к убийству; убийство – к отчаянию; отчаяние – к ожесточению и нераскаянности. Бог вразумлял, обличал и предупреждал его, но он не послушал Его; в душевной тоске скитался он по миру, бросался всюду, но нигде не находил мира и покоя. И это потому, что он за свое ожесточение и нераскаянность был отвергнут Богом. Можно ли думать, что этого греха нельзя встречать и в наши дни? – Можно встречать, но, благодарение Богу, не очень часто. Если умирающий и уклоняется иногда от напутствия Святыми Тайнами, то это не потому, что он желает умерен, без покаяния, чаще всего потому, что надеется на выздоровление. Но бывают, к несчастью, и такие случаи, когда грешник и в предсмертные часы остается таким же закоснелым, каким был и ранее. Такому от всего сердца хотелось бы словами Священного Писания сказать: ужели ты не знаешь, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянном у сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога ( Рим.2:4 ). Какое безграничное бедствие для человека, если он настолько закоснел в грехах своих, что ни благость, ни гнев Божий – ничто не может подвинуть его к покаянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Елеосвящение – одно из таинств Православной Церкви. По ее учению таинство Елеосвящения (или Соборование) служит духовным врачевством для телесных недугов, а также дарует болящему оставление тех грехов, в которых он не успел раскаяться. Таинство св. елея установлено еще в дни земной жизни Иисуса Христа. У ап. Марка сказано: «Апостолы проповедовали покаяние; изгоняли бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (6, 13). О существовании таинства св. елея говорит и ап. Иаков: «Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне, и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (5, 14–15). О таинстве св. елея свидетельствуют св. Ириней Лионский , Ориген , св. Василий Великий и св. Иоанн Златоуст (составившие молитвы, и ныне читаемые при совершении таинства), св. Амвросий Медиоланский и др. По правилам Православной Церкви Елеопомазание (Соборование) может совершаться только над больными, еще не лишившимися сознания. Удостоившемуся соборования отпускаются грехи: а) происшедшие без его воли и помимо его ведома об их греховности; б) те, которые, возможно, были причиной его болезни – но больной не знал о сем и не считал их грехами; в) те грехи, которые больной считал маловажными, а посему их не исповедал; г) грехи в помыслах, словах или чувствах, исповеданные, но докучающие и после исповеди и Св. Причастия. В Соборовании подается больному сила переносить страдания, излечиваются «душевные корни болезней», т.е. грехи, вызывающие болезни; от Соборования всегда бывает облегчение, а очень часто и полное исцеление. Конечно, как и всё в Православной Церкви, эти благодатные дары подаются не механически, а исходят из св. молитв таинства, из молитвенного подвига болящего и его окружающих, из их веры и желания получить облегчение. Римо-Католическая Церковь также признает это таинство, но по их учению, начиная с XII века, Соборование служит лишь успокоительным напутствием для умирающих, почему и называется у них «экстрема унктио» – «последнее помазание». В этом Римо-Католическая Церковь грешит против апостольского понимания этого таинства. «В доме Отца Моего обителей много». (Ин. 14,2)

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010