Апостол же Петр ответил Симону волхву: «Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия» ( Деян. 8, 20–21 ). И, как бы откликаясь на эту заповедь апостолам, святой апостол Павел пишет коринфянам, которые стали приписывать своим апостолам и духовным руководителям большее значение, чем самой христианской идее: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог... Насаждающий же и поливающий суть одно... ибо мы соработники у Бога» ( 1Кор. 3, 6, 8, 9 ). Господь предупредил апостолов о тяжести и опасности их подвига. Посылая их на проповедь , Господь говорит: «Будьте, как агнцы среди волков» ( Мф. 10, 16 ). В первой главе второго Послания к коринфянам святого Климента, епископа Римского, современника святых апостолов Петра и Павла, и, по преданию, ученика апостола Петра вероятно, с его слов рассказывается несколько подробнее, чем в Евангелии, об этой беседе Господа с апостолами. «Петр же в ответ на это (эти слова Спасителя) говорит: «А если волки растерзают агнцев?» Иисус сказал Петру: «Агнцы не должны бояться волков после смерти своей. И вы не бойтесь убивающих вас и не могущих ничего более сделать, но бойтесь Того, Кто после смерти вашей имеет власть над душою и телом, власть ввергнуть их в геенну огненную» (срав. Мф. 10, 28 ; Лк. 12, 4, 5 ) 1 . Таким образом, последние слова Спасителя, являясь ответом на вопрос апостола Петра, указывают еще на одно условие апостольства: на готовность умереть за свое служение, на земное бесстрашие и единственный страх – страх Божий. Христос сказал двенадцати апостолам: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать, ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» ( Мф. 10, 19–20 ). В этом напутствии Христовом апостольство открывается в силе чудотворений, вплоть до воскрешения умерших, что мы видим в воскрешении апостолом Петром Тавифы, и в силе слова, когда говорит не сам человек, а Святой Дух, обитающий в нем, ибо, только подобными дарами наделенные, могли эти люди пройти до края земли (а они прошли и до скифских степей, и до Индии, не говоря о Риме, Греции, Македонии, Африке) и обратить ко Христу тысячи людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Далее участники молитвенного шествия посетили могилу основателя клуба « Бодрствование » и первого председателя Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Русской Православной Церкви В.А. Михайлова, находящуюся неподалеку. Здесь также была отслужена лития. Проповедь после литии произнес иерей Евфимий Добрянский: «Дорогие мои! Когда наступает Новый год, и я себе говорю, что Господь дал нам еще один год. Еще один год – для того чтобы что-то сделать, исправить, доделать. И за это мы благодарим Бога. Он нам дает еще один шанс. Мы здесь собрались с нашими усопшими трезвенниками, которые потрудились на ниве трезвенного просвещения. Это показывает нам, что Церковь земная и Небесная – неразделимы. Мы молимся, мы просим, мы благодарим. Да, был год тяжелый. Мы надеемся, что следующий год будет легче. Конечно, легче – кто бы говорил! Потому что мы – православные христиане, живем верой и, естественно, мы надеемся на лучшее. И это правильно, потому что вера дает нам силу. Апостол Павел в этой связи так и говорит: " Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом " (Евр. 11: 1). И мы должны осуществлять ожидаемое. Этот год, который нам дарован Свыше, должен стать осуществлением ожидаемого. Чего мы пока не можем видеть? Мы не видим Царствия Небесного. Поэтому помоги нам всем Господи! Апостол Павел в Послании к Ефесянам так и говорит: " Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное " (Ефес. 5: 1,2). Вот такое напутствие, дорогие мои! Я всех вас рад видеть в новом году, будем трудиться, молиться и благословлять Бога, чтобы Он нас благословил. Будем укрепляться в любви, потому что Бог есть любовь: " Любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь " (1 Ин. 4: 7–8)». Затем, как и в прошлые годы (эта традиция была установлена в свое время еще В.А. Михайловым), все участники крестного хода встали у стены, где в свое время большевики расстреливали насельников Лавры. Здесь были сделаны общие фотографии на память.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/05/na...

В твоем же лице пусть духовенство видит не своенравного господина, один грозный вид которого повергает в трепет, а доброго, внимательного наставника, который с отеческой любовью и заботой, а если необходимо — и с мудрой строгостью надзирает за вверенной ему паствой, вразумляя заблудших. Всем нам предстоит еще много потрудиться для развития христианского просвещения, которое не может ограничиваться лишь проповедью с амвона. Различные образовательные проекты, деятельность воскресных школ, катехизическая работа должны стать органичной и неотъемлемой частью приходской жизни. Наша главная задача состоит в том, чтобы воспитать в людях сознательное отношение к своей вере. Твердое знание истин Православия убережет пасомых от суеверий, от ложного понимания церковного учения, будет способствовать их духовному возрастанию, укреплению в добродетели. Не забывай о служении милосердия. Поддержка немощных, страждущих, обездоленных, тех, кто нуждается в заботе, да будет одним из важных направлений епархиальной работы. Должное устроение новообразованной Алатырской епархии потребует от тебя всех твоих сил, способностей и самоотречения. Но не думай, что, опираясь лишь на самого себя, на свои знания, умения, опыт, ты сможешь осуществить задуманное. Возложи твое упование на Бога, в горячей молитве испрашивай у Него все необходимое, и Промыслитель всяческих не посрамит твоей надежды. Итак, на пути к Царствию Небесному, куда тебе надлежит вести клир и паству, будь тверд и мужествен, не бойся и не страшись, ибо Господь Бог Сам пойдет с тобою и не отступит от тебя, и не оставит тебя (см. Втор. 31:6). Он не оставил Свой народ избранный в странствовании к Земле обетованной, не оставит и тебя с твоим народом. С таким напутствием прими видимый знак епископской власти и «жезл сей возьми в руку твою» (Исх. 4:17). А теперь преподай благословение предстоящим людям, принявшим молитвенное соучастие в твоей хиротонии. Аминь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 3 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2627436.ht...

– О приближении конца света речь идет еще с апостольских времен. И сравнительно недавно на воскресной проповеди (10.02.2019) Святейший Патриарх-Католикос Илия II упомянул, что, согласно свидетельствам отцов, сейчас не то что «последние времена», а даже последние дни. Как вы можете это прокомментировать? – После вочеловечения Господа человечество находится в периоде последних времен. Субъективно переживание конца света периодически усиливается – так было, например, в житии святителя Иоанна Златоустого. Вообще же истинная христианская жизнь эсхатологична, что хорошо видно в словах святого апостола Павла о том, что, несмотря на загруженность духовной и церковной жизнью тут, на земле, главный акцент делается всё же на будущей встрече со Христом: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2: 11–13). И это состояние, то есть ожидание встречи с Господом, у нас должно быть всегда. Ожидание встречи с Господом у нас должно быть всегда То есть мы всегда должны смотреть вперед и с радостью готовиться к будущей славной встрече со Христом: «Ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22: 20). – Какой совет, какое напутствие вы могли бы дать православному человеку, живущему в наши дни? – Пусть всегда дышат наши легкие, сердце бьется, кровь движется, мысль формируется, чувства живут, язык говорит, воля закаляется, личность реализуется вместе с Иисусом Христом, аминь!   Иерофей (Влахос),  митрополит. Святитель Григорий Палама как святогорец. СТСЛ, 2011. С. 377. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталья 10 июля 2019, 18:35 Допустимо ли заменять часть богослужения (часы) введением Иисусовой молитвы? Владислав 10 июля 2019, 15:06 В эти непростые времена очень кстати статья о хороших верующих людях в Грузии, для контраста, чтоб не отчаиваться и не навешивать ярлыки на народы. Дай Бог, Грузия переживет эти времена, а те, кто заблуждаются, образумятся.

http://pravoslavie.ru/122301.html

На вопрос многих, – почему Христос, единым словом исцелявший множество болезней, в данном случае не сделал этого, а «вложил персты», плюнул, коснулся языка – можно ответить, что это был «язык жестов», единственно доступный к пониманию глухого и не говорящего человека. ИСЦЕЛЕНИЕ ДВУХ СЛЕПЫХ В ИЕРИХОНЕ ( Мф.20:29–34 ; Мк. 10:46–52 ; Лк.18:35–43 ) Это событие описано тремя евангелистами, причем только Матфей говорит об двух слепцах, тогда как два других синоптика упоминают об одном. Есть и другая разница в повествовании: по Матфею и по Марку, чудо исцеления произошло на дороге, «когда выходили они из Иерихона», а по Луке – «когда входили они в Иерихон». Некоторые исследователи Евангелия находят здесь «противоречия» и придают им большое значение. На самом же деле, здесь может идти речь только лишь о разночтении, и о том, что Евангелисты, как авторы, будучи совершенно согласны «в главном», т.е. в описании самого чуда, различаются в деталях; каждый из них обращает внимание и отмечает то, что ему больше бросается в глаза. Евангелист Матфей пишет так: «Когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа. И вот, двое слепых, сидевших у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Иисус остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня? Они говорят Ему: Господи! Чтобы открылись глаза наши. Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним». Евангелист Марк к этому добавляет, что слепец или один из слепцов, на которого Он обратил исключительное внимание, был «Вартимей, сын Тимеев», вероятно всем известный нищий, который «сидел у дороги, прося милостыни». Он-то, вероятно, и кричал громче и настойчивее другого; он первый и пошел, «сбросив с себя верхнюю одежду», ко Христу, по зову Его. Но вопрос Христа: «Чего ты хочешь от Меня?» относился к обоим слепцам. И оба они ответили: «Господи! чтобы открылись глаза наши». И оба, по милосердию Христа, получив исцеление от слепоты, пошли за Христом. В напутствие Господь сказал Вартимею: «иди, вера твоя спасла тебя».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

Священные книги евреев начинаются бытописанием о сотворении мира, где, между прочим, повествуется, что Бог сотворил человека по образу своему и по подобию, создал ему помощницу – жену, привел ее к нему и благословил их, т. е. Сам сочетал их браком, дав им благословение расти, множиться и наполнять землю ( Быm. I, 28 ). Эта идея непосредственного Божьего бракосочетания с чрезвычайною силою выражена в разных священных книгах Ветхого Завета. Авраам, который, по Божьему повелению, оставил свою родину и поселился в земле ханаанской, когда пришло время женить сына Исаака, отправил своего раба-домоправителя за невестой для своего сына, взял с него при этом торжественную клятву не ходить к обитателям ханаанской земли, а идти на оставленную им родину, и в напутствие сказал ему следующее: «Иегова, Бог неба, который взял меня из дома Отца моего и из земли местожительства моего, – Бог, который говорил со мною и поклялся мне, что страна эта будет дана моим потомкам, пошлет ангела своего пред тобою, чтобы оттуда ты взял жену моему сыну». Когда посланный достиг родины Авраама, первым делом его была следующая молитва Иегове: «Бог Авраама, господина моего, исполни желание мое и окажи милость господину моему. Вот я стою у колодца; в это время девицы выходят сюда из города черпать воду. Пусть та, которая, по моей просьбе, даст мне напиться и кроме того сама предложит напоить и моих верблюдов, – пусть это и будет та самая, которую Ты предназначил рабу Твоему Исааку». Когда все случилось именно так, как желательно было, посланный Авраама пал на землю и сказал: «да будет благословен Иегова, Бог господина моего Авраама, не оставивший его своею милостию, поставивший меня на надлежащую дорогу и приведший меня в дом родственников господина моего, чтобы взять жену для его сына» ( Быm. XXIV ). Ветхозаветный пророк, объясняя, почему Бог не принимает благосклонно, а отвергает жертвы и приношения из рук своего народа, говорить: «потому, что Иегова был свидетелем между тобой и женою юности твоей, против которой ты поступаешь вероломно и безчестно, хотя она – товарищ тебе и сопряженная жена» ( Maлax. II, 14 ). Или напр. Соломон, когда ему нужно указать на жену, нарушающую свой супружеский союз, говорить о ней, что она забывает о союзе Бога своего ( Npumч. II, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

11 . Другой род веры есть тот, который по благодати даруется Христом. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений ( 1Кор.12:8–9 ). Итак, эта по благодати Духом Святым даруемая вера есть не только научающая, но и действующая выше сил человеческих. Ибо кто имеет эту веру и скажет горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет ( Мф.17:20 ). Если кто по вере скажет это, будучи уверен, что будет так, и не усомнится в сердце своем ( Мк.11:23 ), тот получит благодать. Об этой вере сказано: если вы будете иметь веру с горчичное зерно ( Мф.17:20 ). Ибо как горчичное зерно, малое по величине своей, сильно по действию, и, быв посеяно на малом пространстве, много пускает отраслей, а возросши, и птиц укрывать может, так и вера в душе весьма скоро творит дела величайшие. Ибо душа к Богу возносится мыслью и, будучи озарена верой Бога, сколько возможно ей, созерцает, обтекает пределы мира и прежде скончания века сего уже видит суд и мздовоздаяние обетованное. Итак, имей ты со своей стороны веру в Него, чтобы и от Него получить веру, действующую выше сил человеческих. 12 . Веру же как в учении, так и в исповедании старайся иметь и держать ту только, которая ныне сообщается тебе Церковью и которая утверждена всем Писанием. Поскольку же не все могут читать Писания, но одним неумение, а другим какие-либо занятия препятствуют познать их, то, чтобы неведением не погубить души, мы в немногих стихах заключаем все учение веры, и желательно, чтобы вы при самом чтении запомнили его и сами по себе со всем тщанием повторили, не начертывая его на бумаге, но воспоминанием напечатлевая его на сердце и при изучении его остерегаясь того, чтобы оглашенный как-либо не выслушал сообщенного тебе. Желательно, чтобы имели вы учение это напутствием во все время жизни и кроме него не принимали никакого, даже если бы сами мы, изменившись, стали говорить противное тому, чему теперь учим, или если бы враждебный ангел, преобразившись в Ангела Света, хотел обольстить тебя. Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что приняли вы ныне, да будет анафема ( Гал.1:8–9 ) у вас. Теперь пока от настоящего чтения начертай в памяти истины веры, а в свое время на каждую из них извлеки доказательство из Божественного Писания, ибо истины веры не так составлены, как бы хотелось людям, но приличнейшие места, будучи собраны из всего Священного Писания, составляют учение веры. И как семя горчичное из малого зерна много пускает отраслей, так и эти истины веры в кратких словах вмещают все ведение благочестия, содержащегося в Ветхом Завете и Новом. Итак, смотрите, братья, держитесь преданий, которые принимаете теперь, и напишите их на сердцах своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

2 . После смерти родителей Антоний остался с одной малолетней сестрою; ему было приблизительно всего лишь восемнадцать или двадцать лет, а он сам заботился и о доме, и о сестре. Не прошло еще и шести месяцев со дня смерти родителей, как однажды Антоний, отправившись по обыкновению в храм Божий и собравшись с мыслями, задумался дорогою о том, каким образом апостолы, оставив все, пошли за спасителем? На какое воздание на небесах уповали те, о ком говорится в Деяниях, что они, продавая свое имущество, приносили и складывали его к ногам апостолов, чтобы раздать нуждающимся? С такими мыслями вошел Антоний в храм и услыхал в читавшемся в это время Евангелии слова господа к богатому: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и приходи, следуй за мною, и будешь иметь сокровище на небесах» 5 . Антоний же, приняв это за божественное напоминание свыше, словно ради него было такое чтение, сразу же, выйдя из храма, подарил жителям своей деревни доставшиеся ему от предков владения, чтобы ничего не тяготило ни его, ни сестру (а было у него триста арур 6 очень плодородной, хорошей земли). Что же касается остального имевшегося у них движимого имущества, то Антоний, все распродав и собрав достаточно денег, отдал их нищим, немного оставив для сестры. 3 . Но снова войдя в храм, услышал Антоний слова господа, сказанные в Евангелии: «Не заботьтесь о завтрашнем дне» 7 . Не в силах более медлить, он, выйдя из храма, и те деньги отдал нуждающимся. Поручив сестру известным ему и верным девственницам, отдал ее на воспитание в их обитель, а сам невдалеке от дома своего стал, наконец, предаваться жизни аскета, оставаясь наедине с самим собою и изнуряя себя терпением. Ведь в Египте монастырей еще было немного и не было ни одного монаха, который бы знал великую пустыню 8 ; а всякий, кто желал одиночества, становился аскетом, уединяясь недалеко от своего селения. Вот почему в то время жил в ближнем селении один старец, смолоду проводивший дни свои в уединении. Увидев его, Антоний стал подражать ему в добром деле и прежде всего начал сам уединяться в местах, расположенных близ селения. И если слышал там, что гдето есть какой–нибудь человек не от мира сего, то, словно мудрая пчела, отправлялся его искать; Антоний не возвращался на свое место до тех пор, пока не видел его, и уходил, получив нечто вроде напутствия на стезю добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Посылая апостолов на проповедь, Господь сразу сказал о всемирном ее значении. То, что во всех народах должно быть проповедано Евангелие, и указано Христом как один из признаков приближения второго пришествия и Страшного суда ( Мф. 13, 10 ); не сказано, что все народы примут Евангелие, но что всем оно будет открыто, чтобы люди могли сделать свободный выбор: принять или отвергнуть его. Посылая же на проповедь 70 апостолов, преподав им почти аналогичное первому напутствие, Господь подчеркнул еще одно: всем людям, принимающим благовестие и равно не принимающим, говорить, что «приблизилось к вам Царствие Божие» ( Лк. 10, 9 ). Эта весть о приближении Царствия Божиего должна быть провозглашена даже тем недостойным городам, прах которых должен быть отрясен с ног апостолов. Из области благовестия не исключается ни один народ, ни один город, ни один дом, ни один человек, хорош он или плох. Так дана заповедь о всемирности апостольства. Апостол Павел говорит, что через Господа Иисуса Христа получены благодать и апостольство, чтобы «во имя Его покорять вере все народы» ( Рим. 1, 5 ), т. е. всемирность проповеди есть назначение апостольства. Но деятельность апостолов не ограничивалась проповедью, они основывали и устрояли церкви, они, как «мудрые строители», клали твердое основание, и «никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос » ( 1Кор. 3, 11 ). «Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным» ( 1Кор. 4, 1–2 ). Проповедь и домостроительство церковное есть совокупность апостольского делания, которое не прервалось в Церкви до сего дня – все две тысячи лет. Если последующие периоды церковной истории в основном были посвящены усвоению Евангелия уже уверовавшими людьми и вопросам личной святости, преподобию людей, т. е. устремлению к богоподобию и возрастанию нового человека, то и апостольство не угасало, так как еще не все народы слышали евангельскую проповедь, или пребывая в национальной изоляции, или в духовном первобытном младенчестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Твердость в вере «Твердыя» (мн.ч. от «твердый») — «крепкие, неизменные» и «боговещанныя проповедатели», то есть апостолы являются твердыми в своей проповеди, они ни при каких обстоятельствах не готовы отказаться от своего намерения проповедовать евангельскую истину. Ученики Христовы, услышав призыв Господа, смело и неукоснительно следуют ему: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9: 62). «Проповедатель» (греч. «κρυκας» от «κρυξ») — «глашатай, проповедник» . Перед Своим Вознесением Спаситель дал важное напутствие ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28: 19-20). Следовательно, проповедь является важной частью церковной жизни. В кондаке вновь подчеркивается особые проповеднические труды святых Петра и Павла, их первенствующее положение в апостольской среде. Для этого гимнограф использует существительное «верх» — «голова, темя, глава, первенствующий» . В греческом тексте используется «κορυφν» (от κορυφ — «глава, верхняя часть головы») . Стояние в вере, отсутствие страха перед какими-либо испытаниями являются для Творца главным проявлением любви человека к Нему. В церковнославянском тексте используется существительное «всеплодие» — «всесожжение» . В греческом стоит λοκρπωσιν («принесение такой жертвы» ). Данное слово фиксируется в некоторых библейских фрагментах. Например, в книге Бытия, когда речь идет о повелении Бога принести Аврааму в жертву своего сына Исаака: «Принеси его (Исаака. — Л.М, П.С. ) во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт. 22: 2). Следовательно, в кондаке труды апостолов Петра и Павла называются жертвой, которую они приносят ради Бога. Таким образом, в тропаре и кондаке, как и ином гимнографическом произведении, прославляются апостолы Петр и Павел, труды которых до сих пор вдохновляют и помогают ищущим истину, Бога. Несмотря на небольшой объем выбранных текстов, в них содержится широкая характеристика деятельности святых. Последняя стала удачной лишь благодаря их твердой готовности последовать за Учителем, Которому они полностью доверились. Они проповедовали воскресшего Христа не только словом, но и своей жизнью, потому что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13).

http://pravoslavie.ru/140436.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010