Сам государь, в сопровождении вельмож, шел вслед за гробом, и вместе с певчими с умилением пел «днесь благодать Св. Духа нас собра...» Гроб Никона поставлен был в церкви Успения Божьей Матери, под Голгофою. Началась заупокойная литургия. Совершал ее митрополит Корнилий со всем освященным собором. С пением «придите, поклонимся...» гроб почившего патриарха внесен был по церковному обычаю того времени, в алтарь и Никон, уже мертвый, как бы опять служил престолу, от которого некогда живой в последний раз в сане святителя принял святое напутствие, когда отправлялся на суд и ожидавшее его заключение. При последнем целовании, государь извлек из под схимы святительскую руку Никона, и со слезами облобызал ее. Примеру его последовал весь двор, духовенство и народ. Когда закрыт был гроб, наверх его положены были загашенные свечи, как бы в знак того, что всякая вражда погашается. Литургия с отпеванием совершалась 8 с половиной часов. Феодор Алексеевич, убедившись, что Иоаким не переменит своего отношения к почившему, собственноручно написал грамоту к четырем восточным патриархам, убедительно испрашивая у них Никону прощения, разрешения возвращения первосвятительского достоинства и приписанная к лику всероссийских патриархов. Ревностный почитатель Никона «пережил великого первосвятителя только 8 месяцами, 27 апреля 1682 г. царь Федор Алексеевич скончался. Разрешение от Восточных патриархов пришло уже в сентябре 1682 г . по нему патриарх Никон в виду великих качеств, добродетелей и подвигов Никона на пастве, страданий и высокого смирения в заключении – он разрешался от всего, чем был связан их предшественниками и приобщён к лику всероссийских патриархов. Сказанное рисует нам патриарха Никона одинаковым во всех положениях мирянина, пресвитера инока, митрополита и верховного пастыря Церкви, и осуждённого страдальца; он везде был себе равен, ни в чем себе не изменил. Ревнитель порядка и благокрасия во всем, не терпел нарушения его в церковном чине и жизни духовенства, а надменное невежество наказывал без зазрения совести, не обращая внимания на знатность, родовитость или заслуженность, громко возвышал свой голос против несправедливости, запрещал, наказывал, отлучал и был непоколебим, как адамант.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

За богослужением молились: архимандрит Венедикт (Пеньков), наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь; игумения Иулиания (Каледа) , настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря , заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству; игумения Викторина (Перминова), настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря г. Москвы; игумения Сергия (Щербакова), настоятельница Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни в Шамордино; игумения Ангелина (Нестерова), настоятельница Спасо-Богородицкого Одигитриевского женского монастыря Вяземской епархии ; игумения Фаина (Кулешова), настоятельница Троице-Одигитриевского ставропигиального женского монастыря Зосимова пустынь; игумения Серафима (Старых), настоятельница Благовещенского женского монастыря г. Вязники Владимирской области; насельницы Казанской Амвросиевской обители, благотворители, многочисленные паломники. Богослужебные песнопения исполняли хор сестер Казанской Амвросиевской пустыни, регент — монахиня Магдалина (Родина), и хор Сретенской духовной семинарии, регент — А.В. Амерханов. После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Владыка рукоположил во иеромонаха иеродиакона Илию (Руднева), насельника Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря . Проповедь перед причастием произнес иеромонах Назарий (Рыпин), насельник Оптиной пустыни. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к епископу Егорьевскому Тихону со словом напутствия и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. Предстоятеля Русской Церкви приветствовала настоятельница Казанской пустыни в Шамордино игумения Сергия (Щербакова), которая преподнесла Его Святейшеству икону Божией Матери «Утоли моя печали», написанную сестрами обители. Затем Святейший Владыка обратился к верующим с Первосвятительским словом .

http://patriarchia.ru/db/text/4253064.ht...

В семидесятых годах прошлого века большая часть построек была передана в аренду Московскому архитектурному институту. В остальных домах на монастырской территории размещались жилые квартиры и государственные учреждения. В конце 80-х — начале 90-х годов некоторые помещения заняли различные фирмы и арендаторы. Современное состояние [ править править код ] Собор Рождества Пресвятой Богородицы был возвращен церкви в 1992 году, богослужения в нем возобновились 14 мая 1992 года. Обители предоставлена ставропигия. 19 июля 1993 года, в день празднования Собора Радонежских святых, Священный Синод принял постановление о возрождении монашеской жизни в древней московской обители. Первыми насельницами стали сестры Пюхтицкого монастыря. В монастыре ведутся реставрационные работы. При монастыре существует воскресная школа для детей 4-17 лет. В 2010 году в монастыре открылась бесплатная женская трехгодичная церковно-певческая школа. В ее учебную программу входит изучение катехизиса, литургики, Богослужебного устава, сольфеджио, обихода церковного пения и хоровой класс. В 2011 году при школах в монастыре была создана своя библиотека. С 1999 года подворьем монастыря является Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», расположенный в селе Фёдоровское Волоколамского района Московской области. С начала возобновления Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря деятельное участие в его возрождении принимал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Не оставляет свою ставропигиальную обитель отеческой заботой и нынешний Первосвятитель – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, ежегодно посещая монастырь, совершая в стенах его храмов богослужения, поддерживая насельниц обители советом, первосвятительским благословением и напутствием, добрым словом назидания и утешения. Священноначалие Игумения Викторина (Перминова). Священство протоиерей Серафим Хайруллин иерей Дмитрий Комаров иерей Роман Чистяков иерей Роман Яковлев диакон Георгий Курекерь Храмы [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Богородице-Рож...

—583— Ниже приводятся выдержки из отчета за 2002/2003 г., составленного секретарем Совета Академии священником Павлом Великановым, а также из доклада по итогам истекшего учебного года проректора по учебной части профессора М.С. Иванова. Милостью Божией в Московской духовной академии и семинарии успешно завершился 2002/2003 учебный год. В день празднования иконы Божией Матери «Споручница грешных», 11 июня 2003 года, в Академии состоялся традиционный Выпускной акт. На служение Святой Православной Церкви вышли пастыри, богословы, регенты церковных хоров, иконописцы и реставраторы 55-го выпуска Московской духовной академии, 28-го выпуска Регентской школы и юбилейного 10-го выпуска Иконописной школы. Нынешний 56-й выпуск Московской духовной семинарии стал первым выпуском реформированной пятигодичной Духовной семинарии. Почти все выпускники успешно защитили дипломные работы и показали хороший уровень богословских знаний во время проведения выпускных экзаменов. В минувшем учебном году Московская духовная академия, как и прежде, пребывала под высоким первосвятительским омофором Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Святейший Патриарх Алексий преподал свое патриаршее благословение на вступление Академии и Семинарии в 2002/2003 учебный год, а в конце года направил выпускникам —584— первосвятительское слово-напутствие ко дню Выпускного Академического акта 11 июня 2003, которое было оглашено Преосвященным Алексием, епископом Орехово-Зуевским. В течение учебного года Святейший Патриарх уделял постоянное благосклонное внимание жизни и деятельности Академии и Семинарии, его резолюциями утверждались Журналы заседаний Совета и рапорты ректора Академии и Семинарии архиепископа Верейского Евгения. На протяжении учебного года ректор Академии и Семинарии архиепископ Верейский Евгений, будучи Председателем Учебного Комитета при Священном Синоде, вел большую работу, связанную с организацией учебного процесса в Духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви, проводил заседания Совета Академии, совещания административного состава, на которых обсуждались и решались все важнейшие вопросы и повседневные задачи жизни и деятельности Академии и Семинарии. В праздничные и воскресные дни ректор совершал богослужения в Покровском храме Академии и в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—766— Ниже приводятся выдержки из отчёта за 2003/2004 уч. г., составленного секретарём Совета Академии священником Павлом Великановым, а также из доклада по итогам истекшего учебного года проректора по учебной части профессора М. С. Иванова. В день празднования Всех святых, в земле Российской просиявших, 13 июня 2004 г. в Московской духовной академии и семинарии состоялся выпускной акт, которым завершился 2003/2004 учебный год. На служение святой Православной Церкви вышли пастыри, богословы, регенты церковных хоров, иконописцы и реставраторы 56-го выпуска Московской духовной академии, 57-го выпуска Московской духовной семинарии, 29-го выпуска Регентской школы и 11-го выпуска Иконописной школы. В минувшем учебном году Московская духовая академия, как и прежде, пребывала под первосвятительским омофором Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Святейший Патриарх Алексий преподал своё патриаршее благословение на вступление Академии и Семинарии в 2003/2004 учебный год и направил первосвятительское слово-напутствие выпускникам ко дню выпускного академического акта 13 июня 2004 г., оглашённое высокопреосвященным Климентом, митрополитом Калужским и Боровским, управляющим делами Московской Патриархии. Ярким и радостным событием в жизни духовных школ стало возглавление Святейшим Патриархом Алексием торжественного годичного акта 14 октября 2003 г., на котором Его Святейшество обратился к наставникам и уча- —767— щимся Академии и Семинарии с отеческим словом назидания 1754 . В течение учебного года Святейший Патриарх уделял постоянное внимание жизни и деятельности Академии и Семинарии, его резолюциями утверждались журналы заседаний Совета и рапорты ректора Академии и Семинарии архиепископа Верейского Евгения. Главной задачей деятельности Академии, Семинарии, Регентской и Иконописной школ была подготовка глубоко образованных и ревностных пастырей и служителей Святой Церкви, способных дать достойный ответ всякому вопрошающему о вере христианской не только словом, но и самой жизнью. Особое внимание в прошедшем году уделялось организации деятельности кафедр как основных единиц учебной и научной деятельности Академии, налаживании связей с богословскими высшими учебными заведениями Греции и Германии. Как и в прошлые годы, в Академии велась научно-богословская, учебно-методическая, миссионерская и представительская работа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ну пути к Рождеству: слово о.Сергия (Рыбко) Портал «Правмир» продолжает готовиться ко встрече Рождества с пастырями Русской Православной Церкви. Сегодня с предрождественскими пожеланиями и напутствиями обращается к читателям игумен (Сергий Рыбко) 4 января, 2011 Портал «Правмир» продолжает готовиться ко встрече Рождества с пастырями Русской Православной Церкви. Сегодня с предрождественскими пожеланиями и напутствиями обращается к читателям игумен (Сергий Рыбко) Портал « Правмир » продолжает готовиться ко встрече Рождества с пастырями Русской Православной Церкви. Сегодня c предрождественскими пожеланиями и напутствиями обращается к читателям игумен (Сергий Рыбко) . В первую очередь хочу пожелать сайту « Правмир » оставаться таким же популярным  среди людей ищущих Бога, отвечая на их насущные вопросы. Благодаря сайту все больше людей просвещаются словом Божиим. У читателей же пусть искорка богоискательства разгорается в сердце больше и больше, и в конечном итоге как Вифлеемская звезда приведет в Небесное Царствие. Всем, кому небезразлично христианство, Христос, я хочу пожелать стать ближе к Богу. Кто за церковной оградой – пусть войдет в нее и в радости встретит Рождение Христа в своем сердце. Чтобы эта радость была постоянной. Те, кто совсем далеко стоят, кому вообще ничего не интересно, хочу, чтобы эти люди зажглись верой, интересом к богоискательству, проявили внимание к тому, что Господь сказал: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». У верующих пусть вера умножится. Желаю им больше ревности. Ревность может угасать, если человек допускает грехи, но может умножаться, что должно быть на самом деле. Цель нашей жизни – приблизиться ко Христу как можно более, как можно теснее. Мы должны по слову святого Игнатия Брянчанинова «усвоить в себе Христа», чтобы Он стал нашим другом. И окружающим нас людям мы должны нести эту благую весть о том, что есть Господь, есть Его Церковь, есть прекрасная христианская вера. И умирая на этой земле, мы должны знать, что есть другие люди, которые воодушевившись когда-то, следуют за нами в Небесное Царство . Доброго Рождества!

http://pravmir.ru/stat-blizhe-k-bogu/

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Письма келейные и др. творения В пятый том полного собрания сочинений святителя Тихона Задонского вошли: «Письма келейные», «Наставление христианское», «Краткие нравоучительные слова», «Исповедание и благодарение Христу, Сыну Божию, Спасителю мира», «Об истине Евангельского учения», «Размышления и замечания из текстов», «Примечай!», «Плач покаянный», «Канон покаянный», «Молитвы из псалмов», «Христос грешную душу к Себе призывает», «Воздыхания грешной души ко Христу, Сыну Божию», «Напутствие обратившемуся от сего суетного мира ко Христу и начавшему каяться», «Напутствие новоначальному иноку», «Увешание к монашествующей братии», «Наставление монашествующему, как поступать по обетам, данным при Крещении и пострижении», «Совет как в монастыре жить», «В пользу и утешение искушаемым от сатаны», «Различные собрания на пользу», «Письма», «О грехе», «Письма посланные», «Последнее слово святителя Тихона (Из его духовного завещания)».   Святитель Тихон Задонский Собрание сочинений Том 5 Письма. Наставления. Размышления. Молитвы Письма келейные   Письма 1 – 10   Письмо первое В нынешний день великий, не имея с чем еще тебя поздравить, как только по поводу всемирной радости, – с нею тебя поздравляю. Какова она? – Сын Божий пришел грешников спасти. Радуйтесь, грешники! Бог и Господь наш пришел ради нас в мир, чтобы спасти нас. Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти (1 Тим 3:16)! Царь Небесный на земле явился, и Неприступный Херувимам с людьми пожил. О, благость и человеколюбие несказанное явившегося Господа! О, блаженство тех, ради которых их Бог и Господь пришел и явился им! Блаженны очи, видевшие Бога во плоти, и уши, слышавшие Божественные слова Его, чего многие пророки хотели видеть, и не видели, и слышать, и не слышали (Мф 13:17)! Блаженны и мы, хотя этими грешными глазами не видим Его и этими ушами не слышим пресладкого голоса Его, но веруем пришествию Его. Особенно же блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин 20:29). Блаженны мы, так как ради нас Бог наш к нам пришел, Бог, уподобившись людям, к людям пришел, и пришел ради людей. Он пришел грешников спасти, значит, и нас, ибо и мы в числе грешников. Он пришел взыскать погибших, значит, и нас, поскольку и мы были в числе погибших. Благословен Бог, Который пришел грешников спасти и погибших взыскать!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Слово архимандрита Мелетия (Павлюченкова) при наречении во епископа Рославльского и Десногорского 3 июня 2017 г. 21:00 3 июня 2017 года в Тронном зале Патриарших покоев  Троице-Сергиевой лавры  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  возглавил чин наречения архимандрита Мелетия (Павлюченкова) , клирика Смоленской епархии , во епископа Рославльского и Десногорского. При наречении архимандрит Мелетий обратился к Предстоятелю Русской Православной Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка, милостивый Первосвятитель и отец! Богомудрые архипастыри! Благоизволением Вашего Святейшества и избранием Священного Синода Русской Православной Церкви мне определено быть епископом Рославльским и Десногорским. В сей день, с упованием на милосердие Божие и ваши святые молитвы, предстою я пред Богом и вами. С искренним признанием своей немощи и недостоинства, с осознанием высоты и великой ответственности предстоящего призвания, всецело вверяю себя водительству непостижимого и всеблагого Божественного Промысла. Принимаю мое избрание как свершение воли Божией: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам». (Ин. 15:16), однако памятую о напутствии святого Иоанна Златоуста «…получивший епископство, сколько на высшую взошел он степень, столько же строжайший даст и отчет, не только в учении и предстательстве за бедных, но и в испытании рукополагаемых и в бесчисленном множестве других дел» (Творения, том 3, книга 1, толкование на Мф. 18:23). Слово при наречении во епископа сродни исповеди духовнику и ставленнической присяге. И сегодня я здесь для того, чтобы открыть вам свое сердце, горящее любовью ко Господу, поблагодарить за доверие, за открывающуюся возможность служения Церкви в архиерейском звании. Ваше Святейшество! Почитаю за милость Божию выпавшую мне возможность более двадцати лет служить под Вашим святительским омофором. Все эти годы я видел в Вас пример молитвенного стояния пред Престолом Божиим и истинного самоотверженного архипастырского служения, которое Вы совершали по слову апостола Петра: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Пет. 5:2-3).

http://patriarchia.ru/db/text/4921954.ht...

В день отдания праздника Вознесения публикуем проповедь митрополита Флоринского Августина (Кандиотиса; 1907–2010), известного архипастыря и духовного писателя, посвященную этому празднику, которую владыка произнес в храме святого Афанасия селения Аминтэу (Греция) 12 июня 1986 года.      Сегодня, мои возлюбленные, мы отмечаем Вознесение Господне. Этот праздник называется «Господским», потому что в этот день мы с особенной торжественностью прославляем Господа нашего Иисуса Христа. Святой Косма Этолийский называл Его «сладчайший Господин и Владыка» – какие прекрасные слова ! Он держит в Своих руках ключи жизни и смерти. Это «Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 21: 6). Наш Господь Вседержитель, Владыка Христос. Наступил Господский праздник. После Рождества, Обрезания Господня, Сретения, Распятия и Воскресения Христова мы встречаем Вознесение. Что такое Вознесение? Христос после Своего Воскресения пробыл на земле сорок дней, а затем вознесся на Небо. Накануне мы празднуем Отдание Пасхи и в последний раз слышим пасхальный тропарь «Христос воскресе», которым когда-то христиане приветствовали друг друга каждый день от Пасхи до Вознесения. Теперь, к сожалению, прекрасные обычаи наших предков забываются и уходят в прошлое. По прошествии сорока дней после Воскресения Христос повелел Своим ученикам взойти на гору, которую называли Елеонская, или Масл и чная, гора, потому что вся она была засажена маслинами. Там Он назначил им место для встречи. В этот святой день на вершине горы собралось 120 верующих. Их было так мало, но какие это были люди! Каждого из них не стоит сегодня весь мир. Первой среди них была Пресвятая Богородица, затем – одиннадцать апостолов (Иуда покончил жизнь самоубийством), потом – жены-мироносицы и, наконец, все остальные, всего 120. Это была первая Церковь, дражайшие души, которым нет цены. Там с ними встретился Христос. Он сказал им Свои последние напутствия и благословил их. Если бы вы знали, что представляет собой благословение Христово! Какая это великая вещь! Никогда не пренебрегайте благословением священника. Во время службы это уже не просто батюшка Георгий, батюшка Ставрос, батюшка Петр или отец Августин – все мы тоже грешные люди. Когда священник служит в храме в богослужебных облачениях, через него действует Сам Христос! Возьми антидор, получи благословение у священника – и Господь будет с тобою, где бы ты ни был: на реке, в пустыне, в дремучем лесу, на морях или посреди бескрайнего океана.

http://pravoslavie.ru/139976.html

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Никифору (Хотееву), епископу Отрадненскому и Похвистневскому 1 апреля 2012 г. 15:40 1 апреля, в неделю 5-ю Великого поста, за Божественной литургией в храме свт. Николая в Кузнецах Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Никифора (Хотеева) во епископа Отрадненского и Похвистневского. По окончании Литургии Предстоятель напутствовал епископа Никифора на служение и вручил ему архиерейский жезл.  Преосвященный епископ Никифор! Промыслом Божиим, явленным в определении Священного Синода, ныне наитием Святаго Духа, «духа не боязни, но силы и любви и целомудрия»  (2 Тим. 1:7), чрез возложение архиерейских рук ты сопричислен сонму епископов. По уставу и чину церковному, прежде чем принять архипастырский жезл, тебе надлежит услышать и твердо запечатлеть в памяти и в сердце слово напутствия, призванное помочь в ответственном и многотрудном служении, которое предстоит тебе совершать в богоспасаемой Отрадненской епархии . В сегодняшнем Евангелии повествуется о том, что два возлюбленных ученика и апостола просили у Спасителя даровать им престолы славы в грядущем Царстве (см. Мк. 10:37; Мф. 19:28). Господь ответил им: «Не знаете, чего просите… Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» (Мк. 10:38-39). Исполняя их прошение, Он сподобил их участия в Своих страданиях, которыми уготовляются обители вечные. Он указал путь, следуя по которому, великое множество святых с тех пор достигли Царства Небесного: «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк. 10:43-45). Не убойся и ты идти по этому пути, взирая на «начальника и совершителя нашей веры»  (Евр. 12:2) Господа Иисуса Христа и подражая Ему в попечениях о пастве. Благодать, которую ты ныне восприял в таинстве хиротонии, соделала тебя звеном в непрерывной цепи епископского преемства. Внемли поучению апостола языков, обращенному к ученику его Тимофею и в его лице — к каждому вновь избранному архипастырю: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден» (1 Тим. 4:14-15).

http://patriarchia.ru/db/text/2130673.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010