Посмотрел на нас и продолжил: – «Монашество – не привилегия, а путь в вечность. Один из путей». Многие думают, что если монах, то к нему какие-то внешние требования прилагаются – и в этом будто бы монашество заключается. Но монах сам к себе требования предъявляет, он же один на один с Богом. Вот фильм «Остров», очень его люблю. Там отец Анатолий умирать собрался, ему и ящик принесли. А Иов – благочинный, видимо, да? – загорюнился: «Я ведь тоже хотел, как ты, помогать людям. Но вот дара-то нет. Ты вот сейчас уйдёшь, а мне как жить?!» Отец Анатолий ответил: «Слушай, живи, как живёшь... Живи, как живёшь, только сильно не греши». Вот напутствие старца. Мне так это место понравилось! Живи, как живёшь, ты же не можешь по-другому. Но что ты можешь – так это не грешить. В Евангелии от Луки, 14-я глава, 28-й стих, говорится: «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения её, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?» Там, в общем-то, не написано, что это будет грех, если ты основание заложишь, но не построишь. Просто люди будут смеяться. Но всё же... Это, думаю, в любом деле так – хоть работа, хоть семья. Я к чему это... Вот приходишь крещение принимать – это пока что основание, ещё не башня. А башня-то – высокое сооружение, тут не с кондачка, а рассчитывать надо, с мыслью: смогу ли я завершить? А иначе получается номинальный христианин. – Есть ощущение, что всё завершено? – спрашивает Игорь. – Ты знаешь, про себя я не могу сказать, что не завершил. Есть такое чувство, что не о чем заботиться сейчас. Заботиться не о чем абсолютно. Видишь... болезнь – это же и фавор. На Фаворе не живут и не заботятся. Хорошо нам здесь? Побыли? Вот и хватит, пора... И Голгофа – там тоже не живут. Это всё одно и то же. Понимаете, братья, для меня по минимуму было – довести Антошку до конца. Крест этот взять было очень тяжело, даже сам не знаю, как решился. Это я сделал. Больше ничего и не хочу... Знаешь, для дружбы нужны какие-то обстоятельства или ещё что-то. А для любви – не надо ничего, каких-то условностей, привязанностей. Ничего не надо – только любить. Любовь возникает, когда мы нуждаемся друг в друге. Он без меня никак, и я без него никак. Понимаешь, тут рождается такая любовь, за которую ты пойдёшь на всё. И так получилось, в общем-то.

http://pravoslavie.ru/58589.html

Господь – гавань отдохновения И в самом деле. Христос как единственный сильный и могущественный Бог должен был «помочь», чтобы узкие врата превратились в широкие и легкие. «Шествуя Духом узкими как широкими». 68 Так должно было произойти, чтобы «помощь свыше», деятельные молитвы и огненные моления Батюшки, горение сердца ко Христу, крепкая вера, многотрудная молитва, сверхчеловеческое терпение и рассудительное молчание, а прежде всего мое сознательное самоукорение сделало все легким. «И все это делает простым», по св. Златоусту, и возможным Христос! И радостным, потому что Он есть поистине «истинная радость и веселие». 69 И только Христос как любящий отец, бесценный, верный и настоящий друг и утешающий брат мог стать объятием божественного с высоты утешения, гаванью отдохновения и надежным пристанищем. Стать благим ярмом и легким бременем. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». 70 Премудрый и глубокий знаток души, наш Батюшка еще тогда знал, что эти евангельские речения для меня были колыбелью, подушкой, отдыхом, пристанью, напутствием, чтобы все было «по Богу, с Богом и ради Бога, но и совершалось по Богу». «Жизнь – говорил Батюшка – это обуреваемое море, а человек путешествует по этому обуреваемому морю, а Господь есть гавань отдохновения». Таким образом, ты не выбиваешься из сил и не разочаровываешься от богоненавистного зла, от бесовской ревности и от душегубительной людской зависти, потому что ты волнуешься, стараешься, воодушевляешься, радуешься молчаливой, сострадающей уникальной творческой силой любви и человеколюбия Божьего, которое в изобилии предлагается нашему недостоинству, часто превосходит наши ожидания и не смотрит на наши прегрешения и преступления. «Презираяй яко благий прегрешения наши». И дарует надежду радости и мира. «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира». 71 А еще Господь «освящает верующих, дарует просящим и отверзает стучащим».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

Да хранит же нас Господь от соблазнов сектантских и поможет нам быть верными сынами св. Православной Церкви! Но кто-нибудь спросил о том, что делать, если я не всегда имею возможность быть близко около пастыря Церкви и слушать его наставления? Ответ такому дает св. апостол Павел: «Кто,– говорит он,– не разумеет, пусть не разумеет» ( 1Кор.14:38 ). Это значит, что если кто не разумеет какого-нибудь места в Писании, пусть на некоторое время останется без разумения его, пока не встретится с пастырем, и тот не даст ему необходимого разъяснения. Только в одном случае можно верить изъяснению мирского человека; это когда он говорит, что научился от пастыря и учит с его благословения, когда он подобно Спасителю, может сказать: «мое учение – не мое, но пославшего меня». О Христовом священстве Когда тебя, христианин, постигает какое-либо горе, и ты в бессилии опускаешь руки, не зная, что предпринять и куда обратиться, иди к своему приходскому батюшке – православному пастырю. Он любовно выслушает тебя, поплачет вместе с тобою, даст совет и помолится, да пошлет тебе Господь успокоения в постигшей тебя напасти. Когда Господь посетит тебя Своею милостью и пошлет радость тебе и дому твоему, иди со своею радостью к приходскому батюшке. Он порадуется вместе с тобою и возблагодарит Господа, щедрого в милостях Своих. Когда содеянные тобою согрешения станут томить и угнетать душу твою и тяжелым камнем лягут на сердце твое, иди к своему приходскому батюшке. Он примет твое покаяние, благим словом облегчит совесть твою и властью, полученною им от Бога, простит и разрешит тебя от всех согрешений твоих. Когда придет для тебя последний смертный час, и в ожидании скорого суда Владычного ты станешь томиться и тосковать на своем одре смертном, призови своего приходского батюшку. Он даст тебе в напутствие святые тайны Тела и Крови Христовых, утешит спасительным словом евангельским и с молитвою примет дух твой. Когда, предстоя страшному суду Владычному, ты будешь содрогаться, припоминая свою греховную жизнь на земле, твой отец духовный, приходской батюшка, будет молиться в церкви о душе твоей и испрашивать для нее у Царя небесного Божественного милосердия. И молитва его будет услышана и принята Богом, ибо он Сам сказал православным пастырям: «что разрешите на земле, будет разрешено на небесах» ( Мф.18:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

42-я, 49, 50, 52-53 и 61 главы книги пророка Исаии настолько точно свидетельствуют о Христе, Его Распятии, Воскресении и грядущем Втором Пришествии, что их называют пятым Страстным Евангелием. Предсказал Исаия и приход Предтечи Господня Иоанна — «гласа вопиющего в пустыне» (Ис. 40, 3). Согласно церковному преданию, пророк Исаия окончил свою жизнь мученически — был казнён за свою проповедь в годы правления преемника Езекии — нечестивого царя Манассии. Погребох образ Твой и растлих заповедь Твою, вся помрачися доброта, и страстьми угасися, Спасе, свеща. Но ущедрив, воздаждь ми, якоже поет Давид, радование. Обратися, покайся, открый сокровенная, глаголи Богу, вся ведущему: Ты веси моя тайная, Едине Спасе. Но Сам мя помилуй, якоже поет Давид, по милости Твоей. Якоже поет Давид — приводятся слова 50 псалма царя и псалмопевца Давида, который он написал как покаянную молитву после своего грехопадения, когда он послал воина Урию на верную смерть, чтобы отнять его жену Вирсавию: «Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня» (Пс. 50:14), «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои» (Пс. 50:3). Этот псалом читается ежедневно за богослужением и в домашних утренних молитвах как образец покаянной молитвы. Песнь 8 Чудо ново видев, ужасашеся божественный в тебе воистинну, мати, Зосима: ангела бо зряше во плоти и ужасом весь исполняшеся, Христа поя во веки. Зосима — преподобный, палестинский отшельник, который стал свидетелем чудесного перехода реки Иордан как по суху преподобной Марией Египетской и преподал ей христианское напутствие. Яко от оброщения червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева внутрь во чреве Твоем плоть исткася. Темже Богородицу воистинну Тя почитаем. Еммануил («с нами Бог») — иносказательное имя Сына Божия, которое встречается у пророка Исаии: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14). Поскольку вы здесь...

http://pravmir.ru/kto-est-kto-v-kanone-a...

О душе 18 . После того как познал ты чистую и славную и всесвятую веру эту, познай и себя самого, что ты такое, познай, что ты – из двух частей состоящий человек, из души и тела, и что, как недавно сказано, тот же Бог есть Творец души и тела. Знай, что ты имеешь душу свободную, творение Божие прекрасное, сотворенное по образу Создателя, бессмертное по благодати Бога, Который делает его бессмертным, творение живое, разумное, нетленное по благодати Того, Который даровал это, творение, имеющее власть делать, что хочет. Ибо ты не потому грешишь, что родился в то или другое время, не судьба заставляет тебя любодействовать, не положение звезд, как некоторые пустословят, принуждает тебя предаваться любострастию. Для чего, не желая признаться в собственном зле, приписываешь невинным звездам его причину? Не внимай же звездочетам. Ибо Божественное Писание говорит о них: пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты, – и далее: Вот они, как солома: огонь сожег их, – не избавили души своей от пламени ( Ис.47:13–14 ). 19 . Познай и то, что душа нисколько не грешила до того, как явилась в мир сей; придя в него безгрешными, грешим мы ныне по произволению. Нисколько не слушай худо изъясняющего место следующее: делаю то, чего не хочу ( Рим.7:16 ), но вспомни слова: Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас ( Ис.1:19–20 ) и т. д.; и в другом месте: Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые ( Рим.6:19 ); вспомни также и следующие слова Писания: не заботились иметь Бога в разуме ( Рим.1:28 ); и еще: что можно знать о Боге, явно для них ( Рим.1:19 ); и сии: глаза свои сомкнули ( Мф.13:15 ), и в другом месте слова Самого Бога: Я насадил тебя, как благородную лозу... как же ты превратилась... в дикую отрасль чужой лозы? ( Иер.2:21 ). 20 . Душа бессмертна, и души мужчин и женщин подобны; различны только члены тела. Не так устроены души, чтобы одни по природе грешили, а другие по природе делали добро; но то и другое зависит от произволения, а существо душ во всех одинаково и подобно. О многом мог бы я говорить с вами, но времени прошло уже много; впрочем, о чем еще говорить нам, как не о спасении? Неужели не желаешь ты принять напутствия для подвига с еретиками? Неужели не желаешь узнать поворотов пути сего, чтобы по неведению не упасть со стремнины? Если наставники видят немалую пользу в том, что ты познаешь это, то ты, наставляемый, не должен ли с удовольствием принимать все, что говорят тебе?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Она сжалилась над несчастным молодым человеком и после долгих просьб ей удалось смягчить гнев супруга, и тот освободил Цинну от наказания. А теперь мы снова вернемся назад: «Сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса». Вот, христиане, Бог разгневался на вас за то, что вы преступаете заповеди и злоумышляете против Него своими прегрешениями и восстаете на Него, покушаясь отобрать у Него божественное достоинство и причинить Ему много зла. И сказал Бог: «Ибо огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада преисподнего» ( Втор.32:22 ). И продолжал Он: «Упою стрелы Мои кровью, и меч Мой насытится плотью» ( Втор.22:42 ). Скажу прямо. Ад – вот место вашего изгнания. И вот такое напутствие вам: «Да обратятся грешники в ад» ( Пс. 9:18 ). Слышите? Все святые молчат. Их обуял страх. Никто не дерзает просить Бога за вас. О, несчастные и жалкие грешники, достойные плача! Есть ли на свете хоть кто-нибудь, кто мог бы избавить вас от этого приговора? И найдется ли ходатай, чтобы умолить Бога смягчить Свой гнев? Да, к счастью, есть. Это Дева Мария. Где Ты, Владычица? Где Ты, Матерь Божия и Матерь всех христиан? Явись! Просим Тебя, предстань перед лицом Сына Твоего единородного! Умоли Его смягчить Свой гнев! Поспеши остановить исполнение приговора, который Он вынес жалким грешникам. И Дева слышит нас. Преисполненная человеколюбия и сострадания, Она предстает перед Своим Сыном и со слезами на очах начинает горячо умолять Его: «Сын Мой, Сын мой желаннейший, Сын Мой сладчайший, Сын Мой и Бог Мой! Услышь смиренную молитву Матери Твоей возлюбленной! Да, я знаю, Чадо Мое, что эти христиане преступили Твои заповеди, обесчестили Твое Величество, восстали против высоты державы Твоей и вызвали великий гнев в человеколюбивом сердце Твоем. Да, с одной стороны, праведно возмущение Твое и справедлив гнев Твой на них и справедлив приговор, вынесенный им. Но, с другой стороны, вспомни, Сын Мой, безбрежное море милосердия Твоего и бескрайние океаны доброты Твоей, вспомни, что ради любви к грешникам Ты сошел с небес и стал совершенным человеком в не знавшем семени и девственном чреве Моем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Исаак удивился, что добыча досталась Исаву так быстро, да и голос выдавал Иакова. Но когда он ощупал его и обонял запах от одежды, подобный аромату рая, он благословил его: – Вот запах от сына моего, как запах от поля полного, которое благословил Господь. Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина. Да послужат тебе народы, да поклонятся тебе племена: будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыновья матери твоей. Проклинающие тебя – прокляты, благословляющие тебя – благословенны! Когда Иаков вышел от отца, то пришел Исав. Исаак был в ужасе, но отказался отнять благословение от Иакова, потому что увидел в этом волю Бога. Тогда Исав со слезами просил хотя бы как-то благословить его. И Исаак сказал: – Вот от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; и ты будешь жить мечом твоим, и будешь служить брату своему, будет же, когда воспротивишься и свергнешь иго с шеи твоей. После этого Исав возненавидел своего брата своего и сказал: – Скоро отец мой умрет, и тогда я убью брата своего. Тогда Ревекка испугалась за жизнь своих детей и решила отправить Иакова к своему брату. Исаак поддержал ее решение. Глава тринадцатая. Иаков в Харране Подчиняясь решению своих родителей, Иаков отправляется в Харран. Исаак в качестве напутствия снова благословил его и велел взять в жены одну из дочерей Лавана. Когда он шел из Беэр-Шевы в Харран, то остановился в одном месте. Там его застала ночь, и он отправился спать. В эту ночь Бог показал ему видение лестницы, уводящей в небо, по которой поднимались и опускались ангелы. Бог, стоящий на ее вершине, пообещал возвратить Иакова в Святую Землю и всегда быть с ним. Он обещал сохранять его везде, и да благословлятся в его Семени все народы земли. Лестница символизировала собой Богородицу, благодаря Которой Бог стал человекам. (Поэтому этот отрывок и читает накануне праздников в честь Богоматери). А Семя Иакова – Христос, в Котором все люди получают вечное счастье. Проснувшись от сна, Иаков воскликнул:

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

переводе Евангелия Иоанна), омоченный в блюдо, и подал Иуде. Смущенный тайным разговором Иисуса с Иоанном, Иуда и сам с наглостью спросил: не я ли? Господь отвечал: ты сказал. – После этого им надлежало ожидать, что совесть Иуды пробудится и удержит его от исполнения его адского намерения; или он должен был скорее оставить сие общество и сделать последний шаг к преступлению. Он поднялся с своего места и Господь только сказал ему в напутствие: что делаешь, делай скорее. Эти слова не были повелением, напротив они могли произвести в душе, способной к принятию лучших впечатлений, благодетельный переворот. Но так как Иуда однажды решился на дело, так как это дело постоянно занимало его и в намерении его уже было почти совершено, то Господь этим обнаружил только то, что Сам Он уже готов с своей стороны на все, чему надлежит быть. Когда Иуда удалился, чтобы объявить Синедриону, как он придумал предать Иисуса в его руки, смерть Иисуса уже была решена. В этом то смысле Иисус по удалении Иуды 54 с торжественностью произнес: «Ныне прославился Сын Человеческий и Бог прославился о Нем». Теперь приносит Свою жизнь Сын Человеческий в славу Бога Отца и Бог Отец не оставит Его, прославит Его. Если Бог прославился в Нем; то Бог прославит и Его в Себе (у Себя ν αυτ) и вскоре прославит Его» (Иоанн. 13:31–32). Установление таинства Евхаристии Заключая эту пасхальную вечерю, Господь снова заметил, что Он сильно желал совершить с учениками Своими эту последнюю пасхальную вечерю, – и теперь уже не будет более пить от плода виноградного, доколе не будет пить нового вина в царствии Отца Своего. Потом залог установления Нового Завета, который должен был заключиться пролитием собственной крови Искупителя, в залог Его всегдашнего общения с Своими учениками и со всеми верующими, Господь предложил новую чудную вечерю. Он взял круглый хлеб, совершил над ним благодарение Отцу и, разломив его на части, роздал сии частицы ученикам, говоря: приимите, ядите: сие есть тело Мое. Потом также благословив, подал чашу с вином, говоря: пийте от нея вси, сия есть кровь Моя Новаго Завета, яже за многия изливаемая во оставление грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Исаак удивился, что добыча досталась Исаву так быстро, да и голос выдавал Иакова. Но когда он ощупал его и обонял запах от одежды, он благословил его: «Вот, запах от сына моего, как запах от поля [полного], которое благословил Господь; да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя – прокляты; благословляющие тебя – благословенны!» ( Быт. 27, 27–29 ). Когда Иаков вышел от отца, то пришел Исав. Исаак был в ужасе, но отказался отнять благословение от Иакова, потому что увидел в этом волю Бога. Тогда Исав со слезами просил хотя бы как-то благословить его. И Исаак сказал: «Вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей» ( Быт. 27, 39–40 ). После этого Исав возненавидел своего брата и сказал: «Скоро отец мой умрет, и тогда я убью брата!» Тогда Ревекка испугалась за жизнь своих детей и решила отправить Иакова к своему брату. Исаак поддержал ее решение. Иаков в Харране (Быт. 28–30) Подчиняясь решению своих родителей, Иаков отправляется в Харран. Исаак, в качестве напутствия, снова благословил его и велел взять в жены одну из дочерей Лавана. Когда он шел из Беэр-Шевы в Харран, то остановился в одном месте. Там его застала ночь, и он отправился спать. В эту ночь Бог показал ему видение лестницы, уходящей в небо, по которой поднимались и спускались Ангелы. Бог, стоящий на ее вершине, пообещал возвратить Иакова в Святую Землю и всегда быть с ним. Он обещал сохранять его везде и благословил в нем и в его семени все народы земли. Лестница символизировала собой Богородицу, благодаря Которой Бог стал Человеком (поэтому этот отрывок и читается в Церкви накануне праздников в честь Богоматери), а семя Иакова – Христа, в Котором все люди получают вечное счастье. Проснувшись от сна, Иаков воскликнул: «Истинно Господь есть на этом месте. А я не знал! Как страшно место это! Это дом Божий, это врата Неба!»

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И весь народ Твой помяни, Господи Боже наш, и на всех излей богатую Твою милость, подавая всем просимое ко спасению, и тех, которых мы не помянули по неведению или забвению или множеству имен, Сам помяни, Боже, Знающий возраст и название каждого, Знающий каждого от чрева матери его. Ибо Ты, Господи, Помощь беспомощных, Надежда безнадежных, Спаситель обуреваемых, Пристанище плавающих, Врач больных; Сам будь всем для всех, зная каждого и прошения его, дом и нужду его. Избавь, Господи, этот город и всякий город и страну от голода, заразы, землетрясения, потопа, огня, меча, нападения иноплеменников и междоусобной войны 307 . Священник 308 тайно Помяни, Господи, всякое епископство православных 309 , верно преподающих слово Твоей истины. Помяни, Господи, по множеству щедрот Твоих и мое недостоинство, прости мне всякое согрешение вольное и невольное, и за мои грехи не отклони благодати Святого Твоего Духа от предлежащих Даров. Помяни, Господи, пресвитерство, во Христе диаконство и весь священнослужительский сонм и не посрами никого из нас, окружающих святой жертвенник Твой; призри на нас по благости Твоей, Господи, явись нам богатыми щедротами Твоими; даруй нам благорастворенные и полезные воздухи; подай тихие дожди земле для плодородия, благослови венцом год благости Твоей, Господи 310 ; прекрати разделения церквей, останови смятения народов, разрушь 311 восстания ересей силой Святого Твоего Духа; прими всех нас в Царство 312 света и, показав сынами дня, даруй нам мир Твой и любовь Твою, Господи Боже наш; ибо Ты всё дал нам. Гласно: И дай нам одними устами и одним сердцем прославлять и воспевать всечтимое и великолепное имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне, и всегда, и во веки веков. Народ 313 Аминь. Священник 314 И будут ( σται) милости великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа со всеми вами. Народ 315 И с духом твоим. И когда диакон совершает среднюю 316 молитву, священник молится 317 : Боже наш, Боже спасения, Ты научи нас благодарить Тебя достойно благодеяний Твоих, которые Ты совершил и совершаешь для нас; Ты 318 – Бог наш, принявший эти Дары; очисти нас от всякой скверны плоти и духа и научи нас 319 совершать Святыню в страхе Твоем, чтобы, с чистым свидетельством совести нашей принимая часть Святынь Твоих, мы соединились со святым Телом и Кровью Христа Твоего и, достойно приняв их, имели Христа живущим в сердцах наших и сделались храмом Святого Твоего Духа. Ей, Боже наш, сделай, чтобы никто из нас не был виновным против этих страшных Твоих и небесных Таин и немощным душой и телом от недостойного причащения их, но дай нам до последнего нашего дыхания достойно принимать надежду Святынь Твоих в напутствие к жизни вечной, в благоприятный ответ на страшном суде Христа Твоего, чтобы и нам со всеми святыми, от веков 320 благоугодившими Тебе, быть причастниками вечных Твоих благ, которые Ты приготовил любящим Тебя, Господи 321 , и сподоби нас, Владыка, с дерзновением неосужденно иметь смелость призывать Тебя, небесного Бога Отца, и говорить:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010