Библия, изложенная для семейного чтения. Откровение святого Иоанна Богослова Гонения на Церковь Иоанн Богослов на Патмосе. Дионисий Со всех сторон восстала вражда на тех, которые были посланы Спасителем завоевать мир. Их преследовали повсюду. Многие из них ценою жизни поплатились за одержанную победу. В их числе были: святой первомученик архидиакон Стефан, святой апостол Иаков, брат Господень, святой апостол и евангелист Марк; апостол Павел в цепях отправлен в Рим. Та же участь постигла и апостола Петра. Над кораблем Церкви разразилась страшная буря: язычество Рима свирепствовало против обличавшего и осуждавшего его Евангелия. Кровавая оргия Нерона была первым в Риме гонением на христиан. Императорский сад осветился вместо факелов горевшими телами мучеников, привязанными к столбам и покрытыми смолой. Павел был обезглавлен, Петр распят головою вниз. Один за другим умирали, исповедуя Христа, прочие апостолы. Апостольский век приближался к концу. Но Божественное отмщение уже решило поразить первым великим и грозным ударом первых гонителей веры Христовой за их вопиющие преступления: в Иерусалиме возникает безумный мятеж, вследствие которого город обращен в пепел, от самого храма остаются лишь дымящиеся развалины. В царствование Веспасиана и Тита Церковь пользуется относительным, ненадежным спокойствием, но это лишь кратковременный отдых. При Домициане с новой силой разражается свирепая ненависть язычества над верой Христовой. Из апостолов дожил до этого времени лишь один; это был Иоанн Богослов, любимый ученик Господа, пользовавшийся большим влиянием на дела Церкви. Утверждая христианство в избранном им городе Ефесе, Иоанн в то же время заботился и об утверждении в вере соседних Церквей: Пергамской, Смирнской, Фиатирской, Сардийской, Филадельфийской, Лаодикийской, о которых упоминается в Откровении. Во время вновь наступившего гонения Иоанн прибыл в Рим, где тогда потоками проливалась кровь мучеников. Заключенный сперва, подобно апостолу Павлу, в темницу, он затем, по приказанию Домициана, был ввержен в котел с кипящей смолой; но как и прежде ни жестокие побои не сокрушили исповедника веры, ни ядовитое питье не отравило его, так и теперь, вверженный в кипящую смолу, он остался невредим. Его видимо сохраняла чудодейственная сила свыше.

http://pravoslavie.ru/3271.html

Болгарская церковь святого Стефана (Стамбул) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь святого Стефана (болг. Свети Стефан, тур. Aya Stefan или тур. Bulgar Kilisesi — Болгарская церковь) — православный храм в честь первомученика Стефана, принадлежащий болгарской общине Стамбула (в юрисдикции Константинопольского Патриархата). Расположенная на берегу Золотого Рога церковь полностью изготовлена из чугуна. Один из немногих оставшихся в мире храмов из этого материала. Содержание История [ править править код ] Деревянная церковь [ править править код ] Первоначальная деревянная церковь Болгары в Османской империи после 1766 года подчинялись в церковном отношении Вселенскому патриархату, однако в XIX веке, в связи с ростом национального сознания, встал вопрос о возрождении национальной Православной Церкви, равно как о строительстве церковных зданий, где служба велась бы на церковнославянском языке. В 1849 году, во 2-е патриаршество Анфима IV, на нужды болгарской общины в Константинополе молдавским фанариотом болгарского происхождения князем Стефаном Богориди (греч. Στφανος Βογορδης; также известен как Стойко Богоров; 1775—1859) было пожертвовано деревянное здание между площадями Фенер и Балат, недалеко от резиденции Вселенского Патриарха. Церковь была освящена 9 октября 1849 года и стала одним из очагов болгарского национального возрождения. Здесь 28 февраля 1870 года был зачитан фирман султана Абдул-Азиза, в котором болгары признавалась отдельным этносом с правом на автономную Церковь под именем «Болгарский экзархат». До 1912 года церковь (сперва деревянная, затем железная) была главным кафедральным собором экзархата. Железная церковь [ править править код ] После того, как первоначальное деревянное строение пострадало от пожара, было решено построить на том же месте здание больших размеров. Указом турецкого султана от 25 июня 1890 года было разрешено строительство нового храма на месте Деревянной церкви. Основной камень нового храма заложил 27 апреля 1892 года экзарх Иосиф I.

http://azbyka.ru/palomnik/Болгарская_цер...

В Екатеринбургскую епархию прибывает чудотворная икона Пресвятой Богородицы " Почаевская " Екатеринбург, 2 августа 2005 г . Прихожан Екатеринбургской епархии ожидает великая духовная радость – уральскую столицу посетит великая всеправославная святыня – чудотворная икона Пресвятой Богородицы " Почаевская " . Почаевский чудотворный образ пребывает в Свято-Успенской Почаевской Лавре на Украине, в городе Тернополе. Согласно старинным описаниям, икона имеет " 6 вершков с четвертью в высоту и 5 с осьмушкой в ширину. Писана темперой, древним византийским письмом на липовой доске, подбитой снизу (чтобы не гнулась) двумя дубовыми перекладинами " . Первоначально икона была покрыта тонким серебряным покрытием, сделанным наподобие ризы. Но со временем эта риза обветшала и впоследствии была заменена новой, сделанной из жемчуга, а затем – золотой, украшенной драгоценными камнями, после пожара 1869 года, повредившего прежнюю ризу, но не коснувшегося самого образа. Икона изображает Матерь Божию с Предвечным Младенцем на правой руке. В левой руке Богоматерь держит плат, которым прикрыты ноги и спина Младенца. Иисус положил левую руку на плечо Матери, а правую поднял для благословения; Она же преклонила лик к главе Сына. На иконе есть еще семь миниатюрных изображений святых на клеймах. Справа, как гласит надпись по-русски, изображен пророк Илия, под ним мученик Мина; слева – первомученик Стефан, под ним – преподобный Авраамий; внизу же образа – лики трех святых жен: великомученицы Екатерины и преподобных Параскевы и Ирины. Славянские письмена на иконе свидетельствуют о том, что, возможно, " образ Почаевский писан рукою русскою " . Считается, что образ был первоначально заказан семьей, члены которой носили имена перечисленных святых. Икона получила название " Почаевской " от местечка Почаева, где она прославилась. От этого же местечка получила название и гора, и лавра, находящаяся на этой горе. В 1559 году митрополит Неофит благословил владелицу Почаева Анну Гойскую, в благодарность за гостеприимство, иконою Пресвятой Богородицы. Скоро в доме Гойской икона стала ознаменовывать себя чудесными явлениями. Брат Анны, слепой от рождения, получил зрение по молитве пред иконою. После того Гойская сочла себя недостойной иметь икону в доме и пожертвовала ее инокам на Почаевской горе, где поставили церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С этого времени потекли от иконы чудеса " как бы рекою " . По молитве перед ней ко исцелялись многие болезни; чудеса совершались не только для православных, но и для католиков, и даже иудеев.

http://pravoslavie.ru/14142.html

Женский монастырь Дульево Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Дульево (серб. Манастир построен в XIV веке, во времена царя Душана, на живописном плоскогорье, на северо-востоке от монастыря Прасквица . Находится на горном плато примерно в 3 км от Святого Стефана на высоте около 400 метров за Паштровичами. Относится к Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] По преданию монастырь, был основан в середине XIV века в память о воинах царя Стефана Душана, которые водой из источника св. Саввы были исцелены от брюшного тифа. Тогда царь Стефан в благодарность Богу построил здесь храм в честь св. первомученика Стефана, архидиакона («крестная слава» Неманичей). Монастырь долгое время являлся метохом монастыря Дечаны , в котором послушники Дечанского монастыря принимали монашский постриг. Монастырь также служил связующим звеном между монастырем Дечаны и Святой горой Афон . Первое письменное упоминание о Дульеве относится к 1677 году, когда в монастыре состоялся собор представителей рода Паштровичей (покровителей обители) для избрания игумена монастыря. В середине XVII века в Дульево принял постриг первый сербский Патриарх Арсений III Черноевич . Многие монахи, убегая от турецкого беззакония находили убежище в этом монастыре. Существуют письменные свидетельства о том, как в 1699 году герцеговинский владыка Савватий Любибратич послал несколько монахов из монастыря Савина в Дульево. Игумен монастыря Гавриил (Куляч) был противником союза с Австрией, за что неоднократно подвергался физическому нападению и арестам во время путешествий вне Паштровичей. У него были большие стада овец и он бесплатно раздавал молоко, сыр и хлеб всем путникам, которые проезжали, через Дульево на пути к Святой Горе и обратно. До сих пор здесь растёт шелковица, у которой оделял едой бедняков и путников. Монастырь Дульево, как и остальные Паштровские монастыри, неоднократно подвергался разрушениям в прошлом. Самые тяжёлые испытания монастырь перенёс во время нашествия скадарского паши Махмуда Бушатлии, в результате которого в 1785 г. монастырь Дульево был сожжён турками.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Новомученики: за веру — или за царя и Отечество? Многие из новомучеников и исповедников Российских были монархистами, открыто поддерживали Белое движение. Как понять, погиб тот или иной священник за Христа или за свои политические взгляды? Отвечает иерей Александр МАЗЫРИН. 11 февраля, 2011 Многие из новомучеников и исповедников Российских были монархистами, открыто поддерживали Белое движение. Как понять, погиб тот или иной священник за Христа или за свои политические взгляды? Отвечает иерей Александр МАЗЫРИН. Первомученик Стефан, когда его побивали камнями, молился о прощении своих врагов: «Господи! Не вмени им греха сего» (Деян. 7: 60). Святой патриарх Тихон во время Гражданской войны призвал верующих воздерживаться от политической борьбы, а духовенство — стоять выше политических интересов. Однако многие из новомучеников и исповедников Российских были монархистами, открыто поддерживали Белое движение. Как понять, погиб тот или иной священник за Христа или за свои политические взгляды? Иерей Александр МАЗЫРИН, заместитель заведующего отделом новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ. Отвечает иерей Александр МАЗЫРИН, заместитель заведующего отделом новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ. — Вопрос о том, где в реалиях того времени проходила граница между политическими взглядами и религиозными убеждениями, не столь прост. Большевики не скрывали, что их цель — не просто социальная революция и перераспределение богатства, но и воспитание «нового человека», совершенно чуждого любой религии (если не считать религией сам большевизм). Поэтому всякое проявление веры в Бога, с их точки зрения, уже было контрреволюцией. Чтобы стать для большевиков политическим врагом, необязательно было призывать к борьбе с ними, как это делал, например, митрополит Антоний (Храповицкий), или обличать их злодеяния, как патриарх Тихон. Достаточно было просто не разделять их богоборческой идеологии. Большевики не проводили грани между политическим и религиозным противостоянием своему мировоззрению, называя контрреволюционерами и боевых белых офицеров, и далеких от политики служителей Церкви.

http://pravmir.ru/novomucheniki-za-veru-...

Свято-Симеоновский собор Челябинска отмечает свое 125-летие 5 сентября 2008 г. 12:02 В столице Южного Урала проходят торжества по случаю 125-летия Свято-Симеоновского кафедрального собора — ныне главного храма Челябинской и Златоустовской епархии Русской Православной Церкви. Одним из центральных мероприятий празднования станет открытие специальной экспозиции в областной краеведческом музее. Выставка «125 лет служения», которая будет работать до 12 ноября, представит настоящие раритеты православной культуры из хранилищ самого собора-юбиляра, а также музейных запасников Челябинска.   Большинство предметов будут экспонироваться впервые. Среди таких экспонатов — православная святыня, хранившаяся в фондах музея с довоенных времен. Это крест-мощевик с мощами семи православных святых, среди которых — первомученик архидиакон Стефан. На выставке также можно будет увидеть старинные плащаницы и иконы, богослужебные книги и утварь, облачения священнослужителей, архиерейские одеяние и митру. Кроме того, будут представлены современные работы иконописной и золотошвейной мастерских Свято-Симеоновского собора.   Празднование 125-летия главного храма епархии станет предтечей торжеств по случаю 90-летия самой православной кафедры в Челябинске. Между тем, центральным мероприятием юбилея епархии будет возвращение в столицу Южного Урала некогда утерянных мощей святого апостола Андрея Первозванного. Накануне в Троице-Сергиевой лавре, где были обнаружены мощи после десятилетий безвестности, прошла церемония их передачи представителям челябинской епархии, после чего начался перенос мощей на Южный Урал. Ранее сообщалось, что в Челябинск заново изготовленный ковчег с частицей мощей прибудет 24 сентября, где его торжественно встретят молебном и крестным ходом, с которым перенесут на вечное хранение в кафедральный собор. Кроме того, на открытии выставки в честь храма-юбиляра пройдет передача краеведческому музею старинного ковчега для мощей апостола Андрея, который до этого хранился в музее епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/455592.htm...

Свято-Стефановский храм (Котлас) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Стефановский храм освящен 8 декабря 1829 года во имя святителя Стефана епископа Пермского. Вместе с Никольским храмом составляет единый комплекс. В период 1932-1937 годов в храмах разместили мельницу и маслозавод. После войны в связи многочисленными просьбами передать храм верующим было принято решение о передаче храмов общине. Содержание История [ править править код ] История Свято-Стефановского храма берет свое начало с XIV века, когда на месте языческой кумирницы поселян Пыраса проповедник Стефан Пермский выстроил православную деревянную часовню. С увеличением числа поселян маловместимую часовню разобрали, а на ее месте возвели деревянную церковь. В ней устроили два престола. Один — во имя святителя Николая Чудотворца, а второй — во имя архидиакона Стефана. Храм именовали Святониколаевским. В середине XVII века рядом со Святонико­лаевской церковью прихожане обнаружили яв­ленную икону Владимирской Божьей Матери . На месте находки поставили дере­вянную шатровую церковь во имя явленной иконы Владимирской Божьей Матери, а прирубленный к церкви придел освятили во имя Святого Стефана Великопермского. Образовав­шийся приход получил название Котласского Стефановского. 3 августа 1776 года после вечернего богослужения во время грозы церковь загорелась от попадания молнии. Из горящего помещения удалось вы­нести только часть икон. В первую очередь явленную икону Владимирской Божьей Матери. В 1785 году было закончено строительство каменного храма в честь Владимирской иконы Божией Матери с Никольским приделом и имя Святого Первомученика и архидиакона Стефана, а ветхий Стефанониколаевский храм был разобран. В 1825 году на месте разобранного Свято-Николаевского храма прихожане под руководст­вом местного крестьянина Льва Трофимовича Беляева начали строить каменную холодную цер­ковь, «оканчившуюся кверху колокольней». Ее освятили 8 декабря 1829 года во имя святителя Стефана епископа Пермского.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Стефанов...

Святой Праведный Иоанн Кронштадтский. Слово в день Вознесения Господня. 8 июня 2005 г. 14:37 Святая Церковь всех земнородных возбуждает ныне к веселию и говорит: «вси языцы восплещите руками, яко взыде Христос, идеже бе первее» т. е. все народы восплещите от радости руками, потому что Христос восшел туда, где был прежде, т. е. на небо. И так в праздник Вознесения Господня нужно радоваться всем христианам. Чему же радоваться? Казалось бы, скорее надобно было печалиться и скорбеть, потому что сладчайший Спаситель наш Иисус Христос оставил нас видимым Своим присутствием и вознесся на небеса, откуда придет опять, но придет уже грозным Судиею всех земнородных. Нет, в день воспоминания вознесения Господня больше причин к радости, чем к печали. Рассмотрим только, почему Господь от нас вознесся на небо. Господь вознесся от нас на небо не для того, чтобы опечалить нас Своим отшествием, но чтобы устроить нам полезнейшее. Вся жизнь Его, все дела Его были на пользу нашу, во спасение наше; точно также и вознесение Его было для нашего блага. Как любя нас, Он сошел к нам с небес и, пожив с человеками, положил за них душу Свою на кресте, так любя нас и на небо вознесся, нам же благодетельствуя. Так Он Сам говорил ученикам Своим: «лучше для вас, чтобы Я пошел, ибо если Я не пойду, то Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Иоан. 16, 7). Итак, Господь вознесся на небо для того, чтобы вместо Себя послать равного Себе — Утешителя Духа Святого, Который утешил бы св. апостолов и всех истинных христиан в их скорбях, бедах и гонениях. — Вот первая причина радости. Гряди же, гряди, Господи Иисусе, и посли нам Утешителя! Далее — вознесся от нас Господь на небо, чтобы Ему с высоты призирать на нас, как Отцу на чад, как пастырю на овец, как Орлу на птенцов, как Вождю на свое воинство, чтобы всякого видеть и у каждого из нас рассматривать нужду и потребности, и каждому подать помощь. Как какой-нибудь царь, собрав на войну многочисленные войска свои и желая видеть все свои полки, восходит для того на высокое место, — на гору или на какое-нибудь здание, и с высоты смотрит и устрояет их, и, когда видит, что они одолевают, радуется о них; а если замечает, что их одолевают, посылает им скорую помощь: так Господь наш, Царь царям, имея воинствующую на земле Церковь Свою, т. е. верных христиан Своих, восшел на небо, как бы на гору, чтоб с высоты видеть подвиг каждого и подвизающимся сплетать венцы, а изнемогающим подавать руку помощи, — чтобы падших восстановлять и делать их сильнейшими против врагов, а гонящим нас полагать препятствие. Святый первомученик Стефан подвизается в страдальческом подвиге, его побивают иудеи камнями, а Господь наш, отверзши небо, с высоты славы Своей смотрит на него, — так что страдалец, видя это, восклицает: «вижу небеса отверста, и Сына человеча одесную стояща Бога»  (Деян. 7, 56).

http://patriarchia.ru/db/text/22744.html

Спасо-Преображенский храм (Иркутск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Преображенский храм (также Церковь Преображения Господня, Преображенская церковь) — православный храм, расположенный в Правобережном округе города Иркутска в переулке Волконского. Один из старейших православных храмов Иркутска. Содержание История [ править править код ] Каменный храм Преображения Господня заложен в 1795 году. Иркутские купцы Стефан Яковлевич Игнатьев и Иван Анкитич Сухих, жертвовавшие на строительство первый 6000 рублей, второй 3000 рублей, обратились с прошением о создании Преображенской церкви к Высокопреосвященнейшему Вениамину (Багрянскому), епископу Иркутскому и Нерчинскому, который в свою очередь обратился к иркутскому губернатору Иллариону Тимофеевичу Нагелю и отправил прошение в Святейший Синод о получении разрешения на создание прихода. Ответ был получен незамедлительно, и в том же году было отведено место под постройку. Считается, что архитектором, которому было поручено выполнение проекта, являлся Антон Иванович Лосев. Как велось строительство неизвестно, но можно предполагать, что при ближайшем участии кузнецов и мастеров Рабочедомской слободы, так как они пожелали сделать все, что нужно будет железного к церкви, из своего материла. 10 августа 1798 года был освящен правый Ильинский придел храма и образован новый Преображенский приход, для которого отделено от Крестовоздвиженского прихода 41 двор, из Владимирского – 70 дворов и Благовещенского – 84 двора – всего 195 дворов, что составило около 800 прихожан. Левый придел во имя первомученика и архидиакона Стефана был освящен 8 сентября 1802 года. 6 августа 1811 года был освящен главный храм в честь Преображения Господня. Церковная ограда, ризница и крыльцо с северной стороны храма, а также железная крыша вместо первоначальной деревянной устроены в 1849 году на средства иркутского почетного гражданина статского советника Евфимия Андреевича Кузнецова. Храм часто посещал живший рядом генерал-губернатор Сибири Михаил Михайлович Сперанский, а также декабристы, находившиеся на поселении в Иркутске.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАМАЛИИЛ I [евр.  ,  ] ( ок. 50), прав. (пам. 2 авг.), евр. законоучитель, фарисей (Деян 5. 34). Г. является единственным христ. святым, упомянутым в НЗ, к-рый также обладает авторитетом в иудаизме. Согласно раввинистическому преданию (Шаббат. 15 а), Г. был сыном Симона и внуком фарисейского учителя Гиллеля , а также их преемником в сане «наси» (букв.- князь). Кроме сына по имени Авив, наследовавшего сан Г. и бывшего одним из вождей восстания против Рима, упоминается также дочь Г., к-рую он выдал замуж за свящ. Симона бен Натаниеля (Авода Зара. 3. 10). Во 2-й трети I в. до Р. Х. Г., будучи членом (затем председателем) Великого иерусалимского синедриона , получил звание «газакен» (евр.- старец). Г. первым из евр. учителей удостоился титула «раббан» (арам.- наш учитель), к-рый в то время носили только представители высшего религ. совета. Имя Г. редко упоминается в Галахе , поскольку школа Гиллеля, главой к-рой после смерти деда стал Г., представляла умеренное направление раввинистического богословия и обычно выступала в диспутах с более радикальной школой Шаммая как замкнутая коллегия (ср.: Авот. 1. 2). Евр. традиция, вероятно, содержит немало изречений Гиллеля, ошибочно приписываемых его внуку. Побиение камнями архидиак. Стефана, Гамалиила, Авива и Никодима. Клеймо иконы «Первомученик архидиакон Стефан с житием». 2-я пол. XVII в. (СИХМ) Побиение камнями архидиак. Стефана, Гамалиила, Авива и Никодима. Клеймо иконы «Первомученик архидиакон Стефан с житием». 2-я пол. XVII в. (СИХМ) Г. был автором мн. законодательных положений в Талмуде о «благоустройстве мира» (евр.- тиккун га-олам - Гиттин. 4. 1-3; ср.: Иевамот. 16. 7; Рош Ха Шана. 2. 3). Как глава синедриона, он написал 3 послания, (Санхедрин. 18d; Маасрот. 56с): 2 посвящены вопросу о десятине, в 3-м, адресованном евреям диаспоры, сообщалось о необходимости сделать год високосным путем прибавления 13-го месяца. Г. разрешил женщинам повторно выходить замуж, если у них имеется 1 свидетельство о смерти мужа (Иевамот 16. 7), он приказал уничтожить Таргум к Книге Иова (Шаббат. 115а), потому что, согласно учению раввинов, таргум в отличие от Торы и Мишны должно проповедовать только устно (Мегилла. 4. 4). Из рассказов Талмуда (Песахим. 88b) известно, что к нему обращались с вопросами ритуального характера «царь и царица», т. е. Агриппа I Ирод и его жена Кипра.

http://pravenc.ru/text/Гамалиила I.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010