Разделы портала «Азбука веры» Тропарь, глас 3 Апостолом совсельник/и страстотерпцем первострадалец,/Христов служитель, прехвальне Стефане ,/первее бо совершив мучения течение,/безчисленныя роды человек равно Подвигоположнику Христу приведе./Темже яко апостола и страдальца верховнаго/чтуще тя, молим:/моли Христа Бога//даровати нам велию милость. Перевод: Поселившийся вместе с апостолами и первый мученик из страстотерпцев, Христов служитель, прославляемый Стефан, прежде чем совершил мученический подвиг, ты привел Подвигоположнику Христу бесчисленные народы. Потому тебя как апостола и мученика верховного почитая, молим: «Моли Христа Бога даровать нам великую милость». Кондак, глас 6 Первый сеялся еси на земли Небесным делателем,/всехвальне Стефане,/первый на земли за Христа кровь излиял еси, блаженне,/первый от Него победы венцем увязлся еси на Небесех,/страдальцев начало,//венечниче, мучеников первострадальне. Перевод: Первый ты сеялся на земле Небесным Творцом, прославляемый всеми Стефан, первый на земле ты пролил кровь за Христа, блаженный, первый от Него увенчался венцом победы на Небесах, исповедников начало, венценосец, первый пострадавший из мучеников. Молитва 1я О, святый первомучениче, апостоле архидиаконе Стефане! Преклоньше колена души и сердца нашего, тя молим: воздежи руце твои ко Господу и сподвижи всему роду человеческому Предстательницу и Ходатаицу к Сыну Своему, Пресвятую Матерь Деву, и о нас (имена) , присно прогневляющих грехом и леностию, моли Благаго Спаса нашего, да подаст нам благодать во благовременную помощь к покаянию, и твоим предстательством и заступлением Пресвятыя Матере Своея, в день он страшный и праведный, да не поставит пред нами грехи наша, но по щедротам Своим, тобою умолен быв, да речет душе нашей: спасение ваше есмь Аз во веки веков. Аминь. Молитва 2я Первый во диаконех, первый и в мученицех показался еси, святый Стефане, апостоле, исполнь бо веры и силы во учении и в знамениих велик явился еси, и никтоже возможе противустати премудрости и духу, имиже глаголал еси, лице же Твое на сонмищи видено бысть, яко лице Ангела.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-per...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Стефан архидиакон, первомч., ап. Описания иконы Стефан архидиакон, первомч., ап. - житие Первомученик Стефан Дни памяти: Январь 4 (70 ап.), Август 2 (Перенесение мощей), Сентябрь 15 (Обретение мощей), Декабрь 27 Святой Стефан происходил из евреев, живших за границей, т. е. вне Святой Земли. Такие евреи назывались эллинистами, так как в них чувствовалось влияние греческой культуры, доминировавшей в Римской империи. После сошествия Святого Духа на апостолов Церковь стала быстро расти, и возникла необходимость заботиться о сиротах, вдовах и бедных вообще, принявших крещение. Апостолы предложили христианам выделить семь достойных мужей для опеки нуждающихся. Посвятив этих семь человек в диаконы (что значит помощники, служители), апостолы сделали их своими ближайшими помощниками. Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, т. е. первым диаконом. В скором времени диаконы, кроме помощи бедным, стали принимать ближайшее участие в молитвах и богослужениях. Стефан проповедовал в Иерусалиме слово Божие, подкрепляя истин[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Стефан архидиакон, первомч., ап. Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 4 января, 40 (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 10277.jpg:   Размер: 446x1188, 0.53 MPix, 93 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (185) , (7) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Декабрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 10280.jpg:   Размер: 300x1200, 0.36 MPix, 78 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (209) , (7) .

http://pravicon.com/icon-2949

Он был христианским первомучеником и пострадал за Христа в возрасте около 30 лет 9 января. ПРАВМИР. Православная Церковь вспоминает архидиакона Стефанапервого мученика за Христа. Святой Стефан происходил из евреев, живших за границей, т. е. вне Святой Земли. Такие евреи назывались эллинистами, так как в них чувствовалось влияние греческой культуры, доминировавшей в Римской империи. После сошествия Святого Духа на апостолов Церковь стала быстро расти, и возникла необходимость заботиться о сиротах, вдовах и бедных вообще, принявших крещение. Апостолы предложили христианам выделить семь достойных мужей для опеки нуждающихся. Посвятив этих семь человек в диаконы (что значит помощники, служители), апостолы сделали их своими ближайшими помощниками. Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, т. е. первым диаконом. В скором времени диаконы, кроме помощи бедным, стали принимать ближайшее участие в молитвах и богослужениях. Стефан проповедовал в Иерусалиме слово Божие, подкрепляя истинность своих слов знамениями и чудесами. Успех его был очень большой, и это возбудило против него ненависть ревнителей закона Моисея — фарисеев. Они схватили его и повлекли в синедрион — высшее судилище у евреев. Здесь фарисеи представили ложных свидетелей, которые утверждали, что он в своих проповедях оскорбляет Бога и пророка Моисея. В свое оправдание святой Стефан изложил перед синедрионом историю еврейского народа, показывая на ярких примерах, как евреи всегда противились Богу и убивали посланных Им пророков. Члены синедриона слушая его, все более разгорались гневом. В это время Стефан увидел, как над ним раскрылось Небо, и он воскликнул: «Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7, 56). Услышав это, члены синедриона пришли в великую ярость. Затыкая свои уши, они бросились на Стефана и повлекли его за город. Здесь, как закон повелевал, свидетели, первые обвинившие Стефана, первыми стали побивать его камнями. При этом присутствовал юноша, именем Савл, которому было поручено стеречь одежды побивающих камнями. Он одобрял убиение Стефана. Падая под градом камней, Стефан воскликнул: «Господи Иисусе! Не вмени им греха сего и прими дух мой». Событие это и речь Стефана в синедрионе описал Евангелист Лука в книге Деяний Апостолов, главы 6-8.

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-tserkov-...

Стефан, преподобный, епископ Владимиро-Волынский, игумен Печерский † 1094, память 27 апреля/10 мая, 10/23 октября в Соборе Волынских святых Родился около 1040 года в семье богатых родителей. После их смерти он раздал всё имущество и решил посвятить себя служению Богу. С юных лет подвизался в Киево-Печерской лавре под руководством преподобного Феодосия (1074; память 3/16 мая, 14/27 августа). Занимал должность доместика (начальника хора) и уставщика обители. В 1074 году преподобный Феодосий назначил Стефана исполнять обязанности игумена Киево-Печерского монастыря, заповедав неукоснительно блюсти строгий монастырский устав, заботиться о странниках и молиться о благодетелях святой обители. Стефан стал достойным преемником своего учителя и после смерти преподобного Феодосия занял его место по просьбе братии монастыря. Первым делом нового игумена было окончание строительства соборного Печерского храма, начатое ещё при жизни преподобного Феодосия. Игумен Стефан основал поблизости новый монастырь, куда перевёл почти всю братию старой обители, оставив лишь несколько послушников, которым вменил в обязанность погребение умиравших иноков и ежедневное совершение Божественной литургии в память усопших братий. Старания игумена Стефана на ниве монастырского строительства были весьма многополезными и послужили укреплению духовной жизни обители. «Бог же вся на потребу его неоскудно подаваше, и тако умножашеся место то благодатию Божиею». При виде благочестивых забот о святой обители Божией враг рода человеческого сумел хитроумными своими кознями посеять смуту среди отдельных насельников монастыря, которая привела не только к низложению Стефана с игуменского поста, но и его изгнанию из Печерского монастыря. Смиренно неся скорбь незаслуженно причинённых ему обид, святой подвижник Божий, в подражание святому первомученику Стефану и во исполнение наказа преподобного Феодосия о любви к братии, продолжал усердно молиться о своих гонителях: «Господи, не постави им греха сего». После изгнания из обители Стефан приступил к строительству неподалёку от неё, на реке Клове, нового монастыря на средства, щедро ему предоставленные многими боярами и вельможами, являвшимися его духовными сыновьями. По желанию Стефана новый монастырь был освящён в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Скачать epub pdf 7. Первомученик Стефан (3-й день Рождества Христова. Небо открыто). (Деян. 6:8–15; 7:1–5; 47–60) «Я вижу небеса отверсты »( Деян. 7:56 ). Чтобы спасти нас, братия и сестры, Сыну Божьему нужно было сойти с неба и, воплотившись, сделаться Сыном Человеческим, совершить дело нашего спасения и вновь уйти, «вознестись» на небо. С тех пор небо и открыто для нас. Ещё в первые дни своего служения на земле при избрании апостолов Иисус Христос сказал Нафанаилу и другим слушателям: Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому ( Ин. 1:51 ). Ангелы Божии не раз сходили на Сына Человеческого (Мф. 4и др.). При крещении Спасителя небо было открытым, и Дух Святой низошёл на Него, и был с неба голос Отца ( Лк. 3:21–22 ). По отшествии Христа на небо был послан Им с неба Утешитель – Дух Святой. Между небом и землёй в христианскую эпоху установилось самое тесное взаимообщение. На небе – Престол Божий ( Деян. 7:49 ). Там – Церковь торжествующая, Царство Славы с ангелами и праведниками. Это Царство Славы непрерывно пополняется праведными и очищенными душами из Церкви земной, страждущей и взыскующей помощи Божией. И все мы, живущие на земле, лишь странники и пришельцы, взыскующие Бога и отечества Небесного. Живя на земле, мы явно и тайно тяготеем к небу, «тоскуем» по нему. Тяготение это настолько сильно и непреодолимо, что некоторые святые, будучи ещё на земле, восторгались духом своим на небо. Так, апостол Павел восхищен был до третьего неба и слышал неизреченные слова ( 2Кор. 12:2–4 ); а также святой Андрей, Христа ради юродивый и другие. Христиане – граждане не только своей страны, но, по запросам и устремлениям своего духа, – граждане и всей вселенной. Они призваны уподобляться Богу и быть духом своим везде с Ним, как Владыкой всего мироздания, всей вселенной. В часы духовных подъёмов, ощущения связи с Богом и умиротворения духа не только у подвижников, а и у обыкновенных людей стираются грани между небом и землёй, и в небесах они видят Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

архим. Мефодий (Алексиу) Проповедь, произнесённая на святой праздник Богоявления В Евангелии, которое читалось сегодня, все мы слышали, что крестившись, Иисус немедленно вышел из воды. В это мгновение окрылись небеса и Иоанн увидел, как Дух Божий спускается в виде голубя и опускается на Иисуса. И одновременно с неба послышался голос, говорящий: «Это Мой любимый Сын, Которого Я избрал» ( Мф. 3:17 ). Велико и высоко, братья мои, таинство Крещения Христова, о котором повествуется в тех немногих словах, которые только что прозвучали. Несмотря на то, что истолковать и постигнуть это таинство трудно, давайте последуем призыву Того, кто побуждает нас исследовать Писания и постараемся, насколько это возможно, постичь смысл празднуемого сегодня евангельского события. Дух Святой, Явившийся в этом событии схождением с Небес, а также услышанный голос Отца открыли тайну Святой Троицы. Иисус был крещён не тремя погружениями, как мы, а лишь одним погружением. Погружение Христа в воду предызображало Его схождение в ад. Когда Он только выходил, но ещё не вышел из воды, открылись Ему небеса. Они отверзлись для того, чтобы показать нам, что и над небесами, в горнем мире, нет ничего выше, чем открывшийся ныне в Крещении Христос. Мы должны уразуметь и то, что одно лишь Естество и Господство Святой Троицы наполняет Собой всё, не оставляя ничего вне Себя. Оно всё сдерживает, всем владеет и всё животворит. Небеса, словно всемирные уста, отверзлись только над Иисусом, дабы возвестить всем, что Сын Божий обладает тем же Естеством и Господством, что Отец и Дух Святой. Святой первомученик и архидиакон Стефан во время своего мученичества, преклонив колени в молитве и воздев очи вверх, увидел отверстые небеса и Иисуса в славе Отца Своего. Святой первомученик смог увидеть это таинственное зрелище, потому что Иисус Сам привлёк его к Себе, и первый диакон удостоился стать Его первым мучеником. А Святой Дух, Который сходит в виде голубя, хочет явить чистоту Того, на Кого Он сходит. Голос же, услышанный всеми, возвещает, что Тот, Кого крестит во Иордане Иоанн, есть Возлюбленный Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Котлас. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты На этом месте еще в XIV веке проповедник Стефан Пермский на месте языческой кумирницы поселян Пыраса построил деревянную православную часовню. Через некоторое время ее разобрали и возвели храм с двумя престолами: Никольский и в честь святого первомученика и архидиакона Стефана. Храм стали именовать Стефанониколаевский. В XVII веке там обнаружили икону Владимирской Божьей Матери Троеручницы. На этом месте был поставлен деревянный храм, а позже каменный. Приход получи название котласского Стефановского. В 1682 г. приписан к Великоустюгской епархии. По территориально-административному делению он относился к Двинской трети Великоустюгского уезда. После того как сгорел деревянный храм в честь иконы Владимирской Богоматери, службы вновь стали проходить в Стефанониколаевской церкви. Когда в 1785 году было закончено строительство каменного храма иконы Владимирской Богоматери с Никольским приделом и имя святого первомученика и архидиакона Стефана, ветхий Стефанониколаевский храм был разобран. В 1825 году на месте разобранного храма прихожане под руководством местного крестьянина Льва Трофимовича Беляева начали строить каменную холодную церковь под колокольней. 8 декабря 1829 года состоялось освящение храма в честь Стефана Великопермского. В 1830 году территория храмового комплекса была обнесена деревянной оградой. В начале XX века по предложению церковного старосты Михаила Терюкова, решетки были выполнены местными кузнецами. Во владениях причта по планам и межевым книгам рубежа веков находилась 144 десятины 2123 кв. сажени земли. Сюда включались приусадебная земля с церковным погостом, пахотная земля. Она сдавалась в аренду крестьянам. На приусадебной земле для священнослужителей прихожане построили в 1895 году дом для священника, в 1902 – для диакона и в 1908 году - для псаломщика. Также церкви принадлежали дом с квартирой для просфорни, дом церковных сторожей и две стаи, занимаемые скотом священника и псаломщика.

http://sobory.ru/article/?object=12544

Славяносербск. Церковь Стефана архидиакона. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Храм был заложен в 1761 году, освящен в 1762 году в честь Апостола и Первомученика Архидиакона Стефана.История Свято-Архидиаконо-Стефановского храма, как и история многих храмов бывшего Славяносербского уезда, связана с заселением земель «Дикого поля». Славяносербск именовался тогда – село Подгорное. В нем поселилась 8 рота, которой командовал ротный командир Стефан Сабов. В 1762 году он построил в селе Подгорное маленькую деревянную церковь в честь святого апостола первомученика Архидиакона Стефана. Уже через 20 лет своего существования она обветшала и в 1784 году была перестроена с тремя малыми приделами. В 1805 году, когда с. Подгорное было переименовано в г. Донецк, церковь была наименована Соборно-Стефановской. Каменная Соборно-Стефановская церковь была построена стараниями настоятеля прот. Феодора Ермоленко, собиравшего пожертвования лично не только в Славяносербском, но и в близлежащих уездах. Соборно-Стефановская церковь закончена постройкой и освящена была в 1874 году. Построена в византийском стиле, о пяти куполах, покрыта листовым железом, в одном из малых куполов – северо-западном – помещена колокольня. Церковная летопись обрывается 1916 годом. В 1923 году Донецкая губернская ликвидационная комиссия закрыла общину и передала церковное здание под культурно-просветительское учреждение. Богослужение в храме было запрещено, священнослужители изгнаны, храм кощунственно изувечен – разрушена колокольня, сброшены наземь колокола, церковное имущество разграблено. Во время Великой Отечественной войны храм был сильно изрешечен пулями и осколками снаружи и внутри. После войны в церковном здании находились склады зерна и фуража. В церковной сторожке размещался радиоузел, инкубатор. Община возродилась в 1990 году, когда ей было передано полуразрушенное церковное здание, после чего и началась его реконструкция. В храме сразу возобновились богослужения. Приходским священником с 1991 по 2006 год был протоиерей Олег Завгородний. На его плечи выпало заново формировать приход. Начатое о. Олегом в 2006 году продолжил иерей Анатолий Давыдов. В 2007 году настоятелем Свято-Архидиакона-Стефановского храма стал протоиерей Николай Мисяйло. В то время в храме не было не только куполов, но и крыши. Настоятель в первую очередь занялся ремонтом крыши. Заново были отстроены башни и колокольня, проложен асфальт к фасадной части храма. Милостью Божией с помощью прихожан о. Николай произвёл внутреннее и внешнее обустройство храма.

http://sobory.ru/article/?object=59577

Дата росписи храма, 1296 г., засвидетельствована в надписи в кольце под барабаном. Согласно греч. акростиху (девиз сторонников Михаила VIII Палеолога), оставленному мастерами, они были выходцами из Салоник; надписи на слав. языке были сделаны сербами. Программа росписи традиционна: в барабане купола - пророки, на парусах - евангелисты; в алтаре - «Евхаристия» и «Поклонение жертве»; в подкупольном пространстве - цикл «Великие праздники» и «Страсти Христовы»; в зап. части нефа - сцены из жизни Богородицы; в нартексе - «Древо Иессеево», Вселенские Соборы, «Жертвоприношение Авраама»; в диаконнике - сцены жития свт. Николая. Роспись купола, конхи алтарной апсиды и сводов певниц пострадала во время тур. завоевания. Образ покровителя храма св. Ахиллия наряду со святыми особо чтимыми ктиторами представлен в юж. певнице, там же образ св. Иоанна Предтечи с крылами, с усеченной главой в руках. В сев. певнице - изображение святых воинов и св. Стефана Первомученика, покровителя династии Неманичей, возможно, здесь находился посвященный ему придел. Особая тема росписи связана с историей Сербской Православной Церкви, представленной портретами исторических деятелей средневек. Сербии и отдельными композициями. В нижней зоне на зап. стене наоса изображены серб. архиепископы (от Саввы I до современников росписи Евстафия II и еп. Моравичского Евсевия) и преподобные из рода Неманичей (святые Стефан Первовенчанный (см. Симон монах ), Стефан Неманя (см. Симеон Мироточивый ), Стефан Урош V , Елена , серб. королева). В притворе - ктиторы Милутин и Драгутин (с моделью храма в руках) с женой Кателиной и сыновьями Владиславом и св. Стефаном Урошицем; преставление свт. Меркурия, еп. Моравичского; наряду с Всел. Соборами - Собор Стефана Немани, осудивший полуверцев (римокатоликов). Стиль живописи отличается монументальностью, характерной для 60-х гг. XIII в., к традициям более раннего периода тяготеет и система росписи. Однако в отличие от росписи Сопочан (1265) в художественном стиле А. преобладает статичность и нек-рая тяжеловесность, в композициях, плотно заполненных фигурами и архитектурой, практически отсутствует свободное пространство. Крупные фигуры с широкими плечами, как правило, поставлены фронтально, драпировки лежат широкими складками, подчеркивая мощные обобщенные объемы. Несмотря на обилие белого цвета в одеяниях, колорит росписи темный. Вертикальные линии архитектурных форм выявлены полосами орнамента в виде вьющегося стебля, тонкий ажурный рисунок к-рого подчеркивает живописную монументальность изображений.

http://pravenc.ru/text/75946.html

О Вознесении Господа на небо ( Мк. 16:19–20 ) Св. Григорий Двоеслов . «Христианское чтение», 1846 Ст. 19. Господь же убо по глаголании Его к ним вознесеся на небо и седе одесную Бога. В Ветхом Завете Илия был восхищен на небо, но на воздушное, которое отлично от эфирного, ибо оно ближе к земле (почему птиц, летающих по воздуху, мы называем небесными), так что он был отведен в сокровенную область земную, где должен обитать в телесном и душевном успокоении дотоле, пока при кончине мира паки явится на земле заплатить долг смерти, потому что Бог, по премудрым судьбам Своим, только отсрочил ему время смерти, но не избавил его вовсе от оной; между тем как Спаситель победил смерть и Своим славным Воскресением истребил ее, а в Вознесении явил славу Воскресения Своего. Здесь нужно заметить и то, что Илия вознесся на небо на колеснице в доказательство того, что он, яко человек, не мог быть без внешних пособий. Это пособие сделали ему ангелы, когда он восходил на воздушное небо, ибо он сам собою не мог вознестись и туда, потому что естественная слабость не позволяла ему отделяться от земли; между тем как Спасителю не нужна была колесница, не нужны были ангелы, ибо Творец Своею Божественною силою вознесся на небо, потому что Он возвратился туда, откуда сошел; вошел туда, где от века имел пребывание; ибо хотя по человечеству Он возносился, но по Божеству обладал и небом, и землею. При сем не излишне обратить внимание и на то, почему Марк сказал о Господе, что Он седе одесную Бога; а первомученик Стефан видел Его одесную Бога стояща ( Деян. 7:56 ); то есть почему евангелист Марк говорит, что Он сидит, а Стефан, что Он стоит? Для разрешения сего предварительно заметьте, что сидение принадлежит судье, а стояние помощнику; посему евангелист Марк потому описывает Господа сидящим, что Он после Вознесения Своего явится во всей славе Своей яко Судия, ибо Спаситель, вознесшись на небо, восприял над всем суд; а Стефан потому видел Его во время мученического своего подвига стоящим, что Он помогал, ибо, чтобы победить неверие мучителей, Спаситель Сам ратовал за Стефана Своею благодатию.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010