Разделы портала «Азбука веры» Протодиакон (от греч. πρτος (протос) – первый, и διακονος (диаконос) – слуга, служитель – перводиакон) – 1) правительственная степень диакона , принадлежащего к белому духовенству; 2) лицо, обладающее этой степенью. Степень протодиакона дают за личные заслуги перед Церковью или за долголетнюю безукоризненную службу. Возведение в это звание совершается через церковный обряд – хиротесию , основными литургическими элементами которого являются благословение, руковозложение, молитва и наречение. Знак отличия протодиакона – двойной орарь. Протодиакона принято отделять от архидиакона как перводиакона из монашествующих. Схема хиротесии в чин протодиакона С древнейших времен за выдающиеся личные заслуги перед Церковью или за многолетнюю безупречную службу некоторые священнослужители удостаивались особых почетных званий, дающих им право первенства и преимуществ среди других. Возведение в эти звания совершалось через церковный обряд – хиротесию, основными литургическими элементами которого были благословение, руковозложение, молитва и наречение. Диаконы возводились в чин «протодиакона» – «перводиакона» – либо «архидиакона». По преданию, среди диаконов, рукоположенных апостолами, архидиаконом был наречен первомученик Стефан. Упоминание о звании перводиакона встречается во многих церковных памятниках. В III веке архидиаконом был святой Лаврентий. Об архидиаконах говорят блаженный Иероним, Григорий Нисский , Иоанн Златоуст и другие. Возведение в чины протодиаконов, по объяснению святого Симеона Солунского , совершается не «просто и как случилось», но получая благодать Духа, дабы чрез благодать иметь и благословение иераршее, и освящение, и дарование, и силу для действования, потому что и это – от апостолов, как написано о Варнаве и Павле, что «апостолы, помолившись, возложили на них руки и послали на дело» ( Деян.13:3 ) Обряд возведения в эти церковные чины совершается вне алтаря, так как это «суть рукоположения в различные внешние служения» (Симеон Солунский), во время малого входа с Евангелием на Литургии.

http://azbyka.ru/protodiakon

Скачать epub pdf Житие святого Апостола Филиппа, Память 11 октября Святой Апостол Филипп был родом из Кесарии Палестинской 6519 . По вступлении в брак, он имел четырех дочерей, которые пророчествовали ( Деян.2:19 ). Впоследствии он был избран святыми Апостолами во диакона и, по рукоположении одновременно со святым первомучеником архидиаконом Стефаном, стал со всем усердием служить верующим, имея попечение об убогих и вдовах 6520 . После того как во время бывшего на иерусалимскую церковь гонения, святой Стефан был убит, и все христиане, за исключением двенадцати Апостолов, рассеялись по областям иудейским и самарийским, в Самарию 6521 прибыл в то же время и святой Филипп. Здесь он проповедовал Христа, и все жители Самарии единодушно внимали его проповеди. Проповедь свою святой Филипп подтверждал многими чудесами, исцеляя всякие болезни и изгоняя лукавых духов, кои, выходя из людей, вопили громким голосом. И была тогда радость великая в том городе, потому что принимавшие проповедь Филиппа и уверовавшие в истинного Мессию исцелялись не только от телесных, но и от душевных недугов. Находился же там и некоторый весьма знаменитый и прославленный волхв, по имени Симон, который удивлял всю Самарию своими волшебствами, и все считали его за кого-то весьма великого. Видя великие знамения и чудеса, совершаемые руками Филиппа, и слыша благовествование святого Апостола о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, Симон уверовал и крестился вместе с другими ( Деян.8:5–13 ). Однажды Апостолу Филиппу явился ангел Господень, повелевая ему идти на юг, на дорогу, ведущую из Иерусалима в Газу 6522 . Идя по сей дороге, святой Филипп встретил Ефиоплянина, евнуха Кандакии, царицы Ефиопской 6523 , возвращавшегося из Иерусалима, куда он ездил на поклонение, в Газу, которая находилась под его управлением. Сидя на колеснице, евнух читал пророческие книги. Апостол научил его вере в Господа нашего Иисуса Христа и, продолжая с ним путь, тут же на пути крестил его 6524 . После крещения евнуха, Апостол Филипп был восхищен ангелом и перенесен в Азот 6525 и, проходя, проповедовал слово Божие по всем городам, пока не пришел в Кесарию. Здесь он имел собственный дом, в котором и прожил некоторое время вместе со своими четырьмя дочерьми, девами – пророчицами. После сего он снова возвратился в Иерусалим. Будучи здесь поставлен святыми Апостолами во епископа, он послан был затем на проповедь в Малую Азию в город Траллию 6526 . Обратив там многих ко Христу и сотворив великие чудеса, Апостол Филипп отошел ко Господу в глубокой старости. Кондак, глас 4:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Нелегко отрешиться от чувства грусти, когда только что совершено «отдание» праздника Пасхи и перестали петь «Христос воскресе». А между тем, в праздник Вознесения Церковь зовет к радости: не потому ли только, чтобы утешить нас подобно тому, как мать старается своей улыбкой вызвать улыбку на лице огорченного дитяти? Но призыв Церкви уверенный, громкий, твердый. Видно, Церковь имеет ясное знание о чем то новом, что дано Вознесением. И апостолы быстро победили чувство разлуки и вернулись с горы Елеонской «с радостью великою» . Что случилось такое благодетельное, что в нем разсеялась возможность личной грусти? Ряд великих благодеяний, связанных с Вознесением Христовым, открывается нам в писаниях апостолов. Первая истина: Господь вознесся, чтобы ходатайствовать за нас пред Отцем Своим во имя Своей крестной жертвы. Он есть Агнец закланный за нас, стоящий перед престолом Божиим, и вместе Он Сам Первосвященник – Ходатай, возносящий жертву. «Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником», поясняет апостол, ибо здешния жертвы только образы и тени небесного. Но Он, как «Ходатай нового завета» вошел «в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр. III и IX гл.). И Отец, любящий Сына, не только принимает Его жертву, как искупление за весь мир, но и отдает Ему власть над миром и суд над миром. Сын Божий взял на Себя весь ответ за нас. «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он ходатайствует за нас». «Если Бог за нас, кто против нас?» Вот первая наша радость Вознесения. Раскрывается, далее, перед нами новая истина. Своим Вознесением Господь соединил небо с землей и открыл людям двери неба и путь в небо . Небо стало для человечества доступным, желанным, своим. «Я вижу небеса отверстыя, и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога», воскликнул во время своей проповеди св. первомученик Стефан. «Знаю», говорит о себе ап. Павел, «человека, который был восхищен до третьего неба и... слышал неизреченные глаголы, которых невозможно человеку пересказать». Нет преграды, нет средостения, открыт свободный вход в Царство Небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Скачать epub pdf Святые Апостолы (из семидесяти) Прохор, Никанор, Тимон и Пармен Память 28 июля После Вознесения Господня и по ниспослании Святого Духа на Апостолов, число верующих в Иерусалиме значительно увеличилось; посему, по совету Апостолов, пребывавших в то время в Иерусалиме, избраны были семь мужей, исполненных Духа Святого и премудрости ( Деян.6:5 ), на служение диаконское. Имена сих мужей были следующие: Стефан, Филипп, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен и Николай антиохиянин. О самом избрании их книга Деяний апостольских повествует так: «В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать [Апостолов], созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и [сии], помолившись, возложили на них руки. И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме» ( Деян.6:1–7 ). Из числа всех сих избранных память святого первомученика Стефана почитается в двадцать седьмой день декабря месяца; память святого Филиппа чтится в одиннадцатый день месяца октября; память же прочих диаконов, за исключением Николая, – не причтенного к лику святых 4906 , святая Церковь почитает одновременно в нынешний день, несмотря на то, что они скончались в разные времена и в разных местах, проповедуя имя Христово и запечатлев свою проповедь мученическою смертью. Святой Прохор первоначально сопутствовал святому верховному Апостолу Петру (еще до Успения Матери Божией) вместе с прочими учениками; сим же Апостолом Петром святой Прохор был поставлен в епископы вифинского города Никомидии, как об этом повествует блаженный Симеон Метафраст 4907 в сказании о житии и подвигах святого Апостола Петра (под 29 июня). После же Успения Матери Божией Прохор был спутником и сотрудником святого Апостола Иоанна Богослова ; вместе с ним Прохор прошел по многим странам, принимая везде страдания от язычников за благовествование имени Христова; вместе с Иоанном Богословом Прохор был заточен на остров Патмос; здесь он записывал всё, что слышал от святого Иоанна Богослова, изрекавшего по откровению Божию 4908 ; после сего святой Прохор опять потрудился в Никомидии, где он был первым епископом; здесь он обращал ко Христу язычников, умножая новособранную церковь . Скончался святой Прохор мученически, будучи убит язычниками за благовествование имени Христова в городе Антиохии 4909 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Троицк. Церковь Димитрия Солунского. Дмитриевская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь великомученика Димитрия Солунского была приписная к собору, кладбищенс­кая, построена на городском кладбище на сред­ства собора и освящена в 1873 г. Изначально церковь была каменной, с де­ревянной отдельно стоящей колокольней, каменная колокольня пристроена в 1889 г. В начале XX в. усердием жертвователей были пристроены два придела: южный – во имя первомученика и архидиакона Стефана, северный – равноапостольной княгини Ольги. Предположительно, Стефан был внуком первостроителя церкви Димитрия Ярославцева, а Ольга – женой Стефана. В ограде Димитрисвской церкви находится надгробие могилы Стефана и Ольги. Церковь кораблевидного типа, основные объемы отягчены пристроенными позднее приделами. Световой барабан венчает устрем­ленный вверх купол, окруженный четырьмя малыми главками. Над теплой папертью с за­пада находится изящная восьмигранная коло­кольня, завершенная сферическим куполом с крестом. В оформлении второго яруса коло­кольни, в декоративных фронтонах использо­ваны прямоугольные ширинки (неглубокие пиши). Внешний декор храма сдержанный, подчеркивающий скорбное назначение церк­ви. Оконные проемы обрамлены строгими на­личниками, карнизы церкви оформлены по­ясом лопаток. Храм довлеет к классическому типу с барочными элементами. Сначала богослужение отправлялось пооче­редно соборным причтом по воскресным, праздничным и субботним дням, позднее служ­бы совершались ежедневно. В советский период истории священство и прихожане остались верными патриарху Ти­хону, а затем его местоблюстителю митропо­литу Сергию. В противовес обновленческому епископу Челябинскому и Троицкому «тихоновцы» приглашали на богослужения «старо-церковнических» епископов, например, епис­копа Николая (Амасийского) из Кустаная в но­ябре 1925 г. В эти годы Димитриевская цер­ковь становится независимой от собора – цен­тра обновленчества в г. Троицке. Одним из священников церкви в это время стал бывший соборный свя­щенник Виктор Федорович Петропавловский (I860 г. р.), сын диакона. По окончании Уфимской семинарии в 1883 г. он был определен псалом­щиком в Свято-Троицкий собор г. Троицка. В 1894 г. В. Петропавловский был руко­положен в сан священника и направлен в приход стани­цы Великопетровской, по­зднее по прошению возвра­щен в Троицкий собор. В 1907 г. попечителем Орен­бургского учебного округа о. Виктор был назначен за­коноучителем 2-го город­ского 4-х классного училища, заведующим шко­лой грамоты пос. 6. Священник был награж­ден наперсным крестом, серебряной медалью в память царствования императора Александра III. С июня 1920 г. до закрытия о. Виктор свя­щенствовал в Димитриевской церкви, после чего перешел в Александро-Невскую церковь.

http://sobory.ru/article/?object=08394

Церковь Святого Первомученика Стефана (Крушевац) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Святого Первомученика Стефана или Лазарица (серб. Црква Светог првомученика Стефана) — храм Крушевацкой епархии Сербской Православной Церкви в городе Крушевац в Сербии. Памятник культуры Сербии исключительного значения. Содержание История [ править править код ] Город Крушевац известен своей древней историей. Он был основан князем Лазарем в 1371 г. и стал торговым и культурным центром Сербии. Первые упоминания о нем относятся к 1387 г. После Косовской битвы , Крушевац остался столицей Сербии, в нем правила княгиня Милица (супруга убитого князя Лазаря), а затем их сын - Стефан, который позже перенес столицу в Белград. Храм был возведён между 1377 и 1380 годами князем Лазарем Хребеляновичем как придворная церковь в недавно построенном городе Крушеваце в честь рождения своего первого своего сына, деспота Стефана, наследника престола. Храм построен в моравском стиле. Церковь с момента основания ни разу не разрушалась и ее архитектура считается настолько правильной и гармоничной, что стала образцом для других церквей в Сербии, построенных позже. Горизонтальные ряды тесаного камня чередуются с тремя рядами кирпича. Над притвором надстроена колокольня. Церковь расписана Андрой Андреевичем в 1737-1740 годах. В XIX веке после освобождения Крушеваца от турок храм был реставрирован и перестроен. Фрески из-за поджогов церкви турками не сохранились. Фрагменты, которые сохранились, находятся в музее в Белграде. Иконостас был написан в 1844 году художником Живко Павловичем и сохранен полностью. Первоначальный вид церкви был восстановлен Пере Поповичем в 1904-1908 годах. Рядом с храмом находятся руины средневекового города князя Лазаря – Крушевацкая крепость или Шарен-Град. Напротив храма находится памятник основателю города – князю Лазарю. Перед Косовской битвой в Лазарице причастились все войско князя Лазаря. 28 июня 1389 года произошло знаменитое сражение на Косовом поле и пострадало множество людей с обеих сторон. Через 9 лет после Косовской битвы княгиней Милицей в Лазарицу были принесены мощи святой Параскевы (в настоящее время находятся в Румынии в Яссах).

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Святог...

Разделы портала «Азбука веры» Аудио: О распенших Тя моливыйся, любодушне Господи,/и рабом Твоим о вразех молитися повелевый,/ненавидящих и обидящих нас пpости,/и от всякаго зла и лукавства к братолюбному и добродетельному настави жительству,/смиренно мольбу Тебе пpиносим,/да в согласном единомыслии славим Тя,//Единаго Человеколюбца. Перевод: О распявших Тебя молившийся, любящий души человеческие Господь, и рабам Твоим о врагах молиться повелевший, ненавидящих и обижающих нас прости, и от всякого зла и хитрости к братолюбивой и добродетельной направь жизни, смиренно мольбу Тебе приносим, да в согласном единомыслии прославляем Тебя, Одного Человеколюбца. Кондак, глас 5 1 Аудио: Якоже первомученик Твой Стефан,/о убивающих его моляше Тя, Господи,/и мы припадающе молим:/ненавидящих всех и обидящих нас прости,/во еже ни единому от них нас ради погибнути,/но всем спастися благодатию Твоею,//Боже Всещедрый. Перевод: Так же, как первомученик Твой Стефан об убивающих его молил Тебя, Господи, и мы, припадая, молим: ненавидящих всех и обижающих нас прости, чтобы ни одному из них из-за нас не погибнуть, но всем спастись по благодати Твоей, Боже Щедрый ко всем. Молитва пред иконой Божией Матери “Умягчение злых сердец” Аудио: О, многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Иного бо прибежища и теплаго предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущая ко Иже из Тебе рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице Единому Богу ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Перевод: О многострадальная Матерь Божия, Превысшая всех дочерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земле перенесённых, прими многострадальные стенания наши и сохрани нас под кровом Твоей милости. Потому что другого прибежища и горячего заступничества кроме Тебя не знаем, но, как имеющая право свободно обращаться к Тому, Который от Тебя рожден, помоги и спаси нас молитвами Своими, да беспрепятственно достигнем Царства Небесного, где со всеми святыми будем воспевать в Троице Единому Богу сейчас и всегда, и вовеки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/molitvoslov/o-nenavidya...

27-е Св. первомученика и архидиакона Стефана Апостолы, желая иметь более времени для молитв и поучений, через полгода по вознесении Спасителя избрали семь одобренных ( Деян.6:3 ) мужей и рукоположили их в диаконы. Им поручено было управление и распоряжение общим имением и призрением вдов и сирот, а у алтаря раздавали они тело и кровь Господню (Игнатия посл. к Траллианам). Первым из семи диаконов был Стефан, который потому и называется архидиаконом. Он отличался особенной силой веры и красноречием, ревностно проповедовал слово Божие и указывал на конец закона Моисеева во Христе. Его обвинили перед синедрионом в хуле на Бога и Моисея. «Мы слышали», говорили лжесвидетели, «как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей» ( Деян.6:14 ). И спросил первосвященник: так ли это? Стефан в оправдание своё произнёс речь, в которой изложил историю благодеяний Божиих к Израильскому народу и обличил не верность народа Богу. – «Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались теперь вы, – вы, которые приняли закон при служении ангелов, и не сохранили». Слыша это, присутствовавшие в синедрионе рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. Стефан же, исполненный Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и сказал: «вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога». Тогда толпой устремились на него, вывели за город и стали побивать камнями. Стефан молился и говорил: «Господи Иисусе, приими дух мой!» И преклонив колена, воскликнул громким голосом: «Господи, не вмени им греха сего!» И сказав сие, почил. Тело его в следующую же ночь взято Еврейским законоучителем Гамалиилом и похоронено в двадцати верстах от Иерусалима (см. 2-го авг. перенесение мощей его, 4-го янв. в соборе 70-ти). Св. преподобно-мученика и исповедника Феодора Начертанного Брат св. Феофана (память которого – 11-го октября), Феодор, также бывший иноком в лавре св. Саввы Освящённого, пострадал вместе с ним, явясь твёрдым защитником почитания святых икон.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Женский монастырь Копорин Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Копорин (серб. Манастир Копорин) — женский монастырь XV века, расположенный близ города Велика Плана и тесно связанный с сербским правителем Стефаном Лазаревичем, который считается его основателем. Содержание История [ править править код ] Монастырь Копорин основан деспотом сербским Стефаном Лазаревичем , сыном кня­зя Ла­за­ря Серб­ско­го , который погиб в битве на Косовом поле. После смерти князя Лазаря страной управляла его жена Милица , мать Стефана. Когда сын повзрослел, то признал верховную власть турецкого султана и принял участие во многих сражениях, в том числе в битве при Ангоре. После этого сражения Стефан получил титул деспота, который был одним из наиболее почитаемых. Стефан Лазаревич приказал построить монастырь Копорин в знак благодарности за выживание в битве при Ангоре. Главная церковь монастырского комплекса посвящена святому первомученику Стефану. Предполагается, что она была построена в 1415 году. У монастыря довольно богатая и сложная история. В один из периодов он был даже убежищем. Монастырь несколько раз разрушался и сыграл важную роль в восстаниях 1788 года (Кочина Краина) и 1804 года (первое сербское восстание), предоставив убежище повстанцам, поэтому турки сожгли его. Реставрация монастыря началась впервые в 1830 году, однако из-за нестабильности на Балканах восстановление монастыря было приостановлено. С 1958 года монастырь стал женским. С 1951 года монастырь находится под охраной государства, а с 1979 года признан памятником культуры Сербии исключительного значения. После признания статуса святыни, монастырь был отреставрирован. В семидесятых годах прошлого века в Копоринском монастыре были обнаружены мощи деспота Стефана Лазаревича, что стало сенсацией, потому что до этого считалось, что он был похоронен в монастыре Манасия . Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Могила с мощами была обнаружена под портретом основателя монастыря деспота Стефана Лазаревича. С тех пор и по сегодняшний день мощи открываются для поклонения дважды в год 1 и 15 августа.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Икона и акафист святому первомученику архидиакону Стефану   Икона Первомученика Стефана Афон    Икона Первомученика Стефана. Афон. Костамонит   Икона Первомученика Стефана Это древнейшая Афон ская икона в монастыре Костамонит. Помещена в юго-восточном киоте монастырского собора. По преданию, икона была привезена в конце XI века из Иерусалима императором Алексеем Комниным и монахом Илларионом.   Размеры иконы 1,20 на 0,70 метра. Глаз святого на иконе проколот, а края иконы обожжены во времена иконоборчества. В правой руке святой держит кадило, а в левой - подобие храма. Серебряное с золотом покрытие иконы было сделано на Афон е в 1864 году.       Святой Стефан (греч. Πρωτομρτυρας Στφανος) — первый христианский мученик, происходивший из евреев диаспоры; был привлечён к суду Синедриона и побит камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме около 33—36 года. Святой Стефан почитается христианской церковью как первомученик, архидиакон и апостол от 70-ти Память  — 27 декабря по (юлианскому календарю); в западной традиции — 26 декабря.   Акафист святому первомученику архидиакону Стефану   Кондак 1 Избранный от множества ученик Господа и Спаса нашего, яко исполненный веры, Духа Свята и премудрости, на служение вдовицам молитвою и возложением рук апостольских, явился еси первый во диаконех, и тако в сем чину Господу даже до смерти мученическия послужил еси, яко имеяй велие дерзновение ко Господу, от всяких нас смертоносных бед и скорбей свобождай, да с любовию зовем ти: Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане. Икос 1 Ангелоподобная чистота твоя, серафимская любовь и вера в Господа Вседержителя соделаша тя, святе Стефане, сосудом избранным и жилищем Духа Всесвятаго; сего ради вси в Господа Иисуса Христа верующии дивляхуся святому житию твоему и возглашаху тебе со умилением сицевая: Радуйся, истинный учениче Христов. Радуйся, апостолом единонравный. Радуйся, Духа Святаго исполненный. Радуйся, благодатными дарованиями сияющий. Радуйся, паче всего мирскаго Господа возлюбивый. Радуйся, вся красная мира сего ради Господа оставивый. Радуйся, Небесное Отечество взыскавый. Радуйся, Ангелом собеседниче. Радуйся, добрый воине Царя Небеснаго. Радуйся, не обязавыйся куплями житейскими. Радуйся, истинный Христов служителю. Радуйся, от юности добрый и верный рабе Христов. Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане.

http://isihazm.ru/?id=651

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010