219. По случаю мученической кончины Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича, 1-го марта 1881 года Боже мой! Боже мой! Какое горе, какое несчастье постигло нас! Почто ты, Боже, так разгневался на нас, что так тяжко наказал нас? Почто отнял у нас нашего доброго Царя? Почто поразил нас в самое сердце? Шесть раз посягали, шесть раз эти злодеи разновременно простирали святотатственную руку свою на драгоценную жизнь сего Помазанника Божия. Наконец убили этого неоцененного, этого благочестивейшего и благолюбивейшего Царя и архитектона России, сего всемирного миротворца, сего всеобщего благодетеля, любовью которого, как солнечными лучами, был озарен весь мир, убили сего кротчайшего и милосерднейшего Царя-Освободителя, разбившего вековые оковы рабства, тяготевшие на выях наших и чужих. Убили сего Верховного нашего Вождя и Пастыря, который столько любил нас, что, по слову Евангелия, «душу свою положил за нас» 223 . Плачь, Россия, осиротевшая мать! Плачь! Потеря твоя невозвратима! Не спрашивайте, христиане: кто убил Его? Убийцы – это исчадия самого ада, а учились они искусству убивать, кажется, на дне преисподней. Учителем же их был сам «князь бесовский, миродержитель тьмы века сего, дух злобы поднебесный» 224 . Мы веруем, что такая горькая, такая мученическая кончина сего Венценосного страдальца есть, с одной стороны, величайшая жертва, принесенная за благо России, с другой – драгоценнейший камень в его терновом венце, дарованный ему Самим Богом для большего украшения его, венца небесного. Вспомните: разве не так умирали все величайшие друзья Божии: Иоанн Креститель, первомученик Стефан, все апостолы и все мученики, пострадавшие за веру Христову? Не так ли умер из любви к роду человеческому и Сам Подвигоположник Христос, Господь от рук злодеев? Но, христиане, Господь сказал: «не бойтесь от убивающих тело, души же не могущих убити» 225 . Пусть тело по непреложному закону Божию земля есть и в землю отходит, но душа его, его добрые дела, его дух живы и пребудут вечно между нами, вечно, как и Сам Бог вечен. Камни правды, добра, любви и милосердия, положенные им в недра нашего отечества, на все последующие века пребудут несокрушимым основанием нашего государства, которого отселе и «врата адовы не одолеют» 226 . Мы ожидали, мы желали от Него еще чего-то большего, но... злодеи и безбожники, нигилисты и социалисты, цареубийцы, очевидно, сего не пожелали: они убили Царя нашего Царя Русского народа. Но не Царя только они убили, нет, эти неумолимые, эти неукротимые злодеи! не ему только они сделали зло: Его душа теперь в руках Божиих. Наши души убили, наши сердца и утробы растерзали эти злодеи, эти антихристы, эти воспитанники, эти западные бесы во образе человеческом, бросившие на Царя смертельные бомбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

27/9 Апостола первомученика и архидиакона Стефана (34). Преподобного Феодора Начертанного, исповедника (ок. 840). Обретение мощей преподобного Ферапонта Можайского, Лужецкого чудотворца (1514). Иконы Божией Матери, именуемой «Милостивая». Тропарь апостолу, первомученику и архидиакону Стефану, глас 4 Подвигом добрым подвизался еси,/первомучениче Христов и апостоле, и архидиаконе Стефане,/и мучителей обличил еси нечестие./Камением бо побиен от рук беззаконных,/венец от яже свыше Десницы приял еси,/и к Богу взывал еси, вопия:/Господи, не постави им греха сего. Ин тропарь, глас 3 Апостолом совсельник/и страстотерпцем первострадалец,/Христов служитель, прехвальне Стефане,/первее бо совершив мучения течение,/безчисленныя роды человек равно Подвигоположнику Христу приведе./Темже яко апостола и страдальца верховнаго/чтуще тя, молим:/моли Христа Бога/даровати нам велию милость. Ин тропарь, глас 4 Царским венцем/венчася твой верх от страданий,/яже претерпел еси по Христе Бозе,/мучеников первострадальче Стефане:/ты бо иудейское обличивый неистовство,/видел еси твоего Спаса одесную Отца,/Того убо моли о душах наших. Кондак, глас 3 Владыка вчера нам плотию прихождаше,/и раб днесь от плоти исхождаше;/вчера Царствуяй плотию родися,/ днесь раб камением побивается./Того ради и скончавается первомученик и божественный Стефан. Ин кондак, глас 6 Первый сеялся еси на земли Небесным Делателем,/всехвальне Стефане,/первый на земли за Христа кровь излиял еси, блаженне,/первый от Него победы венцем увязлся еси на небесех,/страдальцев начало,/венечниче мучеников, первострадальне. Величание Величаем тя,/первомучениче архидиаконе Стефане,/и чтим честная страдания твоя,/яже за Христа/претерпел еси. Тропарь преподобному Феодору Начертанному, исповеднику, глас 8 Православия наставниче,/благочестия учителю и чистоты,/вселенныя светильниче,/монашествующих Богодохновенное удобрение,/Феодоре премудре,/ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная;/моли Христа Бога спастися душам нашим. Тропарь преподобному Ферапонту Можайскому, Белоезерскому, Лужецкому чудотворцу, глас 4

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1667 году на этом месте был построен доминиканский костел. В 1857 он был отдан православным – в стенах здания начала действовать Соборная церковь Святого Феодора Тирона, мужского покровителя Пинска (собор известен также как Свято-Феодоровский православный собор в Пинске). И ста лет он не простоял на своем месте – советские власти в 1950-х сравняли его с землей, расчищая площадку под строительство кинотеатра “Дружба”. Кинотеатр “Дружба” в Пинске строился по проекту Зои Брод. Это был типовой проект, по которому было построено еще порядка 100 кинотеатров по всему СССР. По этому же проекту построен Молодежный театр в Минске. Вокруг кинотеатра остались архиепископа Пинского и Полесского, монастырские постройки и здание консистории. Когда в 1994 году кинотеатр передали Православной церкви, в здании консистории разместились администрация Пинско-Лунинецкой православной епархии и домовая церковь Святого первомученика Стефана. Сегодня купола церкви Воскресения Словущего пристроены на месте вывшей кабины киномеханика, церковная лавка находится в бывших кинокассах, а на месте экрана проделан вход в новый молельный зал. Церковь Воскресения Словущего в Пинске является Собором Пинско-Лунинецкой епархии. Источник: Сегодня в центре Пинска, там, где раньше была консистория, располагается Пинско-Лунинецкая православная епархия. В домовой церкви красуется изумительный алтарь. Рядом – здание Свято-Варваринского женского монастыря. Освящение храма Воскресения Словущего произошло в 1995 г. Его настоятель – архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан. Это главная церковь православных христиан в городе, в выходные и праздничные дни колокольный звон волнует пинчан, наполняя их души светом и счастьем. Архитектура храма также радует глаз квадратными башнями и накладными фасадами, большим центральным куполом. Крыши собора – четырехскатные, окна и карнизы – стрельчатые. В 2010 г. накануне Рождества была завершена роспись купола внутри церкви. В центре композиции – изображение Спаса Нерукотворного, а вокруг него размещены двенадцать апостолов. Обновлен иконостас, иконы. Конечно, в главном городском храме и в будние, и в праздничные дни не прекращается работа книжной лавки, воскресной школы, клубов по интересам.

http://sobory.ru/article/?object=45548

В.А. Юлин Список духовно-музыкальных сочинений митрополита Серафима (Чичагова) 173 Литургическая музыка В нотографии, составленной E. М. Левашевым, указано 10 сочинений преосвященного Серафима (Чичагова) : Духовно-музыкальные произведения: 1 «Достойно есть»; 2 «Святый Боже». М.: Изд. авт., б. г. «Благослови, душе моя, Господа», «Милость мира», «Тебе поем». М.: П. Юргенсон, б. г. «Святый Боже», Херувимская. М.: П. Юргенсон, б. г. Херувимская. М.: П. Юргенсон, 1911. Херувимская. М., б. г. Херувимская. М.: П. Юргенсон, 1916. В «Своде сочинений и напевов Православной Церкви» указано 9 сочинений: «Благослови, душе моя, Господа» (на литургии): Три хора. М.: П. Юргенсон, после 1912. «Достойно есть»: Дух.-муз. перелож. М.: Изд. авт., 1912. «Иже Херувимы» («Херувимская песнь»). 4 напева. 1-й – М.: П. Юргенсон, 1911; 2-й – М., б. г.; 3-й (Два хора) – М.: П. Юргенсон, после 1912; 5-й – М.: П. Юргенсон, 1916. «Милость мира». М.: П. Юргенсон, после 1912. «Святый Боже». 2. М.: Изд. авт., после 1912. «Тебе поем». М.: П. Юргенсон, после 1912. В отделе нотных изданий Российской государственной библиотеки хранятся 5 духовных песнопений преосвященного Серафима. Приведем описание этих изданий: «Достойно есть» 2 и «Святый Боже». М., б. г. (1911). «Херувимская песнь». М.: Нотопечатня П. Юргенсона, 1911. «Херувимская песнь» 2 и «Великая ектения». М.: Нотопечатня П. Юргенсона (1911). Вокальные сочинения, расположенные в хронологическом порядке их издания. 1911 «Зачем сомненье в любви святой Христовой». «Ты Бог мой» (дуэт тенора и баса). «Первомученик архидиакон Стефан» (Поев. Михаилу Алексеевичу Соколову). 1912 «О Мати Божия» (дуэт для сопрано и баритона). «Когда на небе заря зажжется» (дуэт женских голосов). «Святая любовь» (квартет). 1914 «Тайна». «Скорбная повесть». «Душа изнемогла». «О солнце, засвети мне огонек» (Поев. Елене Григорьевне Сушковой-Белоусовой). «Радость там, счастье и прощенье». 1915 «Моя молитва» (дуэт тенора и баса в сопровождении фисгармонии и мужского хора закрытым звуком); второй вариант: «Хочу молиться».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Котлас. Храмовый комплекс. Церкви Стефана Пермского и Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты История Свято-Стефановского храма берет свое начало с XIV века, когда на месте языческой кумирницы поселян Пыраса проповедник Стефан Пермский выстроил православную деревянную часовню. С увеличением числа поселян маловместимую часовню разобрали, а на ее месте возвели деревянную церковь. В ней устроили два престола. Один — во имя святителя Николая Чудотворца, а второй — во имя архидиакона Стефана. Храм именовали Святониколаевским. В середине XVII века рядом со Святониколаевской церковью прихожане обнаружили явленную икону Владимирской Божьей Матери. На месте находки поставили деревянную шатровую церковь во имя явленной иконы Владимирской Божьей Матери, а прирубленный к церкви придел освятили во имя Святого Стефана Великопермского. Образовавшийся приход получил название Котласского Стефановского. 3 августа 1776 года после вечернего богослужения во время грозы церковь загорелась от попадания молнии. Из горящего помещения удалось вынести только часть икон. В первую очередь явленную икону Владимирской Божьей Матери. В 1785 году было закончено строительство каменного храма в честь Владимирской иконы Божией Матери с Никольским приделом и во имя святого первомученика и архидиакона Стефана, а ветхий Стефанониколаевский храм был разобран. В 1825 году на месте разобранного Свято-Николаевского храма прихожане под руководством местного крестьянина Льва Трофимовича Беляева начали строить каменную холодную церковь, «оканчившуюся кверху колокольней». Ее освятили 8 декабря 1829 года во имя святителя Стефана епископа Пермского. 5 сентября 1920 года Котласский совет заключил с общиной верующих договор, на основании которого общине от государства передавались по описи церковное имущество и утварь. В июне 1928 года были попытки разобрать ограду на кирпич, а в начале 1931 года горисполком обратился к общине верующих с требованием освободить один из действующих храмов и три угловых флигеля в ограде.

http://sobory.ru/article/?object=28766

Котлас. Церковь Стефана Пермского. Карта и ближайшие объекты История Свято-Стефановского храма берет свое начало с XIV века, когда на месте языческой кумирницы поселян Пыраса проповедник Стефан Пермский выстроил православную деревянную часовню. С увеличением числа поселян маловместимую часовню разобрали, а на ее месте возвели деревянную церковь. В ней устроили два престола. Один — во имя святителя Николая Чудотворца, а второй — во имя архидиакона Стефана. Храм именовали Святониколаевским. В середине XVII века рядом со Святониколаевской церковью прихожане обнаружили явленную икону Владимирской Божьей Матери. На месте находки поставили деревянную шатровую церковь во имя явленной иконы Владимирской Божьей Матери, а прирубленный к церкви придел освятили во имя Святого Стефана Великопермского. Образовавшийся приход получил название Котласского Стефановского. 3 августа 1776 года после вечернего богослужения во время грозы церковь загорелась от попадания молнии. Из горящего помещения удалось вынести только часть икон. В первую очередь явленную икону Владимирской Божьей Матери. В 1785 году было закончено строительство каменного храма в честь Владимирской иконы Божией Матери с Никольским приделом и во имя святого первомученика и архидиакона Стефана, а ветхий Стефанониколаевский храм был разобран. В 1825 году на месте разобранного Свято-Николаевского храма прихожане под руководством местного крестьянина Льва Трофимовича Беляева начали строить каменную холодную церковь, «оканчившуюся кверху колокольней». Ее освятили 8 декабря 1829 года во имя святителя Стефана епископа Пермского. 5 сентября 1920 года Котласский совет заключил с общиной верующих договор, на основании которого общине от государства передавались по описи церковное имущество и утварь. В июне 1928 года были попытки разобрать ограду на кирпич, а в начале 1931 года горисполком обратился к общине верующих с требованием освободить один из действующих храмов и три угловых флигеля в ограде. В период 1932-1937 гг. в храмах разместили мельницу и маслозавод. Священников выслали из Котласа. 6 ноября 1937 диакон Иван Трубачев был расстрелян. После войны в связи многочисленными просьбами передать храм верующим было принято решение о передаче храмов общине. 14 сентября 1947 года на должность настоятеля Котласского Стефановского прихода епископ Архангельский и Холмогорский Леонтий назначил священника Владимира Жохова. Было решено сначала отреставрировать Стефановский храм. В 1948 году из закрытой Вондокурской церкви в Свято-Стефановский храм был привезен иконостас (собственный иконостас был уничтожен еще в 1931 г.). Начались богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=28765

О святых людях На иконах мы изображаем также и святых людей или угодников Божиих . Так мы их называем потому, что они, живя на земле, угодили Богу своею праведною жизнью. А теперь, пребывая на небе с Богом, они молятся о нас Богу, помогая нам, живущим на земле. Святые имеют разные названия: пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, бессребренники, блаженные и праведные . Пророками мы называем тех святых Божиих, которые по внушению Святого Духа предсказывали будущее и преимущественно о Спасителе; они жили до пришествия Спасителя на землю. Апостолы – это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь ; а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали по всем странам христианскую веру. Их было сначала двенадцать, а потом еще семьдесят. Двое из апостолов, Петр и Павел , называются Первоверховными , так как они больше других потрудились в проповеди Христовой веры. Четыре Апостола: Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов , написавшие Евангелие, называются Евангелистами . Святые, которые подобно Апостолам распространяли веру Христову в разных местах, называются равноапостольными, как например: Мария Магдалина , первомученица Фекла , благоверные цари Константин и Елена , благоверный князь Российский Владимир , св. Нина , просветительница Грузии и др. Мученики – те христиане, которые за веру в Иисуса Христа приняли жестокие мучения и даже смерть. Если же после перенесенных ими мучений, они скончались мирно, то их мы называем исповедниками . Первые, пострадавшие за Христову веру были: архидиакон Стефан и св. Фекла , и потому, они называются первомучениками . Умершие за святую веру после особенно тяжелых (великих) страданий, каким подвергались не все мученики, называются великомучениками , как например: св. великомученик Георгий ; святые великомученицы Варвара и Екатерина и другие. Исповедники, которым мучители писали на лице хульные слова, называются начертанными . Святители – епископы или архиереи, угодившие Богу своею праведною жизнью, как например; святой Николай чудотворец, св. Алексий , митрополит московский и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Каждый из нас может приобщиться радости Рождества. Для каждого из нас родился Христос. Но небо и земля еще до конца не соединились. И сегодня звезда Вифлеема по-прежнему горит в глубокой ночи. На третий день Рождества Церковь сменит белые облачения на кроваво-красные, и архидиакон Стефан, первомученик, последует за Господом на смерть. И безжалостно убиенные святые младенцы Вифлеема окружат Младенца в яслях. Что это значит? Где ликование небесных воинств и исполненное покоя торжество святой ночи? Где мир на земле? «Слава в вышних Богу и на земле мир в человецех благоволение». Но не у всех благоволение. Сын Отца Превечного оставил славу небес, потому что тайна зла окутала мир, лежащий во тьме. Ночь покрыла землю, и Он приходит как Свет, Который во тьме светит, и тьма не может Его объять. Тем, кто принял Его, Он принес мир и свет: мир с Отцом Небесным, мир со всеми, кто, как они, сыны света и чада Отца, и глубокий мир сердца. Но не мир с чадами тьмы. Для них Начальник Мира приносит не мир, но меч. Для них — Он — камень преткновения, о который они споткнулись и упали, и разбились. Эту трудную и скорбную правду кротость Младенца в яслях не может сокрыть. Тайна Воплощения и «тайна беззакония» тесно связаны друг с другом. На свет, сходящий с небес, надвигается самая темная ночь греха. Богомладенец в яслях протягивает ко всем Свои руки, и Его улыбка, кажется, уже выражает то, что Он скажет позднее: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененнии» (Мф. 12, 28). Первые, кто последует на Его зов, — нищие пастухи Вифлеемских полей, которым голос ангелов и сияние небес возвещают благую весть. Они говорят: «Идем в Вифлеем», — и отправляются в путь. И с ними — волхвы, пришедшие с далекого Востока, которые с такой же простой верой идут за звездой. Их благословляет двумя руками Младенец Христос, и они исполняются радостью великой. Господь бесконечно милостив и одновременно требователен. Мудрецы, оставьте вашу мудрость и станьте простыми как дети! Цари, снимите ваши короны, отдайте ваши сокровища и поклонитесь Царю царей! Не колеблясь, примите вашу часть трудов и скорбей, которых требует служение Ему. И вы, дети, хотя вам нечего еще предложить, принесите в жертву Господу вашу нежную жизнь, потому что нет у жизни более высокой цели. Так поступили многие мудрецы — от великомученика Пантелеимона до исповедника святителя Луки Войно-Ясенецкого. Так поступили страстотерпцы царь Николай и царица Александра, и их святые дети.

http://moral.ru/archdeacon_stefan/

Разделы портала «Азбука веры» Благополучие — 1) спокойное, счастливое состояние; 2) жизнь в достатке. Если в монашестве отказ от стяжательства материальных благ признаётся в как одно из условий духовного преуспеяния, то не значит ли это, что материальное благополучие препятствует и духовному преуспеянию мирян? Монашеский путь почитается Церковью как путь особого служения Богу . В отличие от христиан, живущих в миру и долженствующих, в силу специфики мирской жизни, заботиться о решении многих мирских, житейских задач, монах, в данном отношении, является более свободным и независимым. В соответствии с обетом нестяжания, он независим и от собственнической привязанности к материальному имуществу, материальным благам. При правильной организации жизни это даёт ему возможность уделять больше внимания духовному совершенствованию совершенство , общению с Богом. Сказанное, конечно, не означает, будто каждый искренне стремящийся к Богу христианин должен принять монашество . Множество прославленных святых угодили Богу жизнью в миру. Причём, многие из них жили в достатке. Примеры такого рода встречаются как в истории Ветхого, так и в истории Нового Завета (Авраам и Сарра, Иосиф, Иов, царь Давид, царь Константин, князь Александр Невский и др.) Забота о благополучии не противоречит Евангелию априори. Так, муж вправе заботится о благополучии семьи, родители — о благополучии детей, дети — о благополучии престарелых родителей, государь — о благополучии государства. Тот же монах, исполняя послушание на монастырском хозяйстве, способствует благополучию монастыря. Вспомним, что во времена апостолов на должность «заботиться о столах», то есть трудиться на ниве хозяйствования, были избраны одни из лучших представителей общины, «изведанные, исполненные Святого Духа и мудрости» ( Деян.6:1-3 ), и среди них — будущий первомученик Стефан. Другое дело, что чрезмерное помышление о благополучии может вредить душе, отвлекать верующего от исполнения христианского долга, от Бога. В этом случае он рискует стать жертвой таких греховных пороков , как сребролюбие , тщеславие ,  эгоизм , зависть ) и т. п. Наконец, в погоне за благополучием он может и вовсе отпасть от Церкви . Цитаты о благополучии

http://azbyka.ru/blagopoluchie

Разделы портала «Азбука веры» Мы видим в Новом Завете противоречивые желания святых. Первомученик Стефан молится о прощении своих убийц, а мученики из Откровения просят Бога: “ Д околе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу” (6:10). Как совмещается здесь христианское прощение и желание мести? Похожие вопросы 4 Ответа Прповедь первомученика Стефана происходила в среде Иудеев. Это сплоченные единоверцы, часто близкие родственники. Многие, если не все гонители, были для Стефана друзьями, знакомыми, и скорее, что и родственниками. Он просил за вразумление близких, просил за погибающих членов своей семьи, как и Св.Апостол Павел, готов был отдать всё, чтоб его верующие в Бога родные спаслись. Мученики из Откровения уже в настоящей Семье, в Церкви, где Глава Христос. Они просят мстить за убитых родственников, разобраться  с теми, кто вне Семьи, вне Церкви, с теми кто против Бога. Желание, чтобы совершилось Божие правосудие и зло, терзающее Его творение было обуздано, не является жаждой мести. Месть — это желание лично воздать врагам за свою обиду, и она твердо запрещена Христианам. Но не потому, что зло не заслуживает наказания, а потому, что суд принадлежит Богу. Как пишет Апостол, «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» ( Рим.12:19 ) Как говорит псалмопевец, «Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя! Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым. Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут? Они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие; попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твое; вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют и говорят: “не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев”.» ( Пс.93:1–7 ) Зло которое совершается в мире, бросает вызов Богу и побуждает людей говорить, что Его и вовсе нет, или Его не беспокоит, что « вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют». Псалмопевец просит не о мести своим обидчикам — а о том. чтобы Бог явил свою праведность.

http://azbyka.ru/vopros/kak-sovmeshhaets...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010