Они, кроме того, обвиняли (Павла) и в лицемерии, говоря, что и сам он, отвергая обрезание, в других случаях, несомненно, исполняет иудейские обряды; и что он иначе проповедует им, и иначе – другим. Вот почему, увидав, что весь народ воспламенился и в Церкви галатийской возгорелся опасный пожар, что здание ее колеблется и угрожает падением, (апостол), объятый справедливым гневом, а также и скорбью (он ведь объявил и это, сказав: «Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой» ( «хотел... бых приити к вам ныне и изменити глас мой») ( Гал.4:20 ), пишет послание, отвечая на все обвинения. И прежде всего, в самом начале, он возражает на то, что говорили унижавшие его достоинства, а именно, что прочие апостолы были учениками Христа, а он – ученик апостолов. Вот почему он и начал послание так: «Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека» ( «Павел, апостол ни от человек, ни человеком») ( Гал.1:1 ). Как я сказал выше, те лжеучители утверждали, что Павел – последний из всех апостолов и что он от них уже научился вере. Петр же, Иаков и Иоанн и призваны были прежде, и занимают первое место между учениками, и догматы веры приняли от самого Христа, а потому и верить следует более им, чем первому. Названные же апостолы не воспрещают ни обрезываться, ни соблюдать закон (Моисеев). 2. Говоря это и подобное этому и тем унижая Павла и возвышая достоинство тех (апостолов), впрочем, не с целью прославления их, а для того, чтобы обольстить галатян, они несвоевременно уже внушали им соблюдать закон. Итак, (апостол) вполне справедливо начал (послание) подобным образом. В самом деле, так как они унижали учение его, говоря, что оно от человек, тогда как учение Петра от Христа, то (апостол) в самом начале тотчас же и опровергает это, говоря, что он апостол (избранный) «не человеками и не чрез человеков». Правда, его крестил Анания ( Деян. 9:17 ), но не он вывел его из заблуждения и привел к вере, а сам Христос воззвал к нему свыше тем чудесным гласом и таким образом уловил его, Петра и брата его, а равно и Иоанна с братом – последнего Господь призвал, ходя при море, Павла же – после вознесения на небеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

________________________ 2 (вторн. 1 нед. по пятид.). 5. 8. 14. ба оца га нашего ис ха А 2 (суб. 1). 3. ба ца ( оп.) ншего ис ха А 6. 12. 31. отъ ба оца спса (приб.) А 15. б) 2 редакции. 2. еже иреже възвщено бы прркы къ писаннихъ стхъ Б 2. 3. племени (κ σπρματος). Пхема вм. сма (σπρμα) употр. в. Мст. Ев., Изб. 1073 г. и друг. древнерус. пПам.. смене Б 2. 4. заповданаго Б2 по духу стму Б 2. 5. егоже дл (δ ο). Предлог δι перев. дла в Мст. Ев., Изб. 1073 г. И друг. древнерус. имъ же прихомъ блгодать и посланье Б2. 6. званн Б2 хмъ Б2. 7. възлюбльшнмъ бье знаменье Б 2 ба и оца га нашего ха Б2. Примечания. Ст. 7–12 чит. В суб. 1 по пятидес. – Б6. 11 по сп. 1 ред. – 1 ) Б дла 2 ) Б къ послание 3 ) звание в В оп. 4 ) Г и Г1. 7 в мир (ν μ). А. Толк. Апост. 1220 г. 8. же хвалю ба моего хсъмь за всхъ васъ ко вра ваша въ всемь мир. 9. съвдитель бо ми бъ. сложю дхмь моимь въ еванглии ко 2) памть вамъ твор. 10. всегда въ млтвахъ монхъ молс аще како оубо къгда поспшенъ боудоу волею прити къ вамъ. 11. възлюблю бо видти вы 4). да етеро подамь вамъ оутвьрдитис вамъ. Б. Толст. Апост. XIV в. 8. первое же хвалю ба моего хмь за всхъ васъ. ко вра ваша повдаеть вь всемь мир. 9. послухъ бо мн есть бъ емуже служю дхмь моимь. вь блговщении сна его. ко беспрестани 3) памть вашю творю. 10. всегда въ молитвахъ моихъ молс аще како когда блгоспшенъ буду волею биею прити къ вамъ. 11. люблю бо видти васъ. да нкын подамъ даръ вамъ дхвныи оутвердитис вамъ. Разночтения а) 1 редакции А9 преже хвалю (εχαριστ) – все списки 1 и 2ред. (А Т εχαριστεν перев. блгодаритн) хвалю ба моего ха и вс ва А 31 всхъ васъ А 1. 2. 7–9. 12. 13–20. 27 . ва всхъ А 3 А 14 А 15. А 11. 19. емоуже слоужж боу моем (приб.) А 2 дхмъ стымъ А 1. 2. 3. 14. дхомъ моимъ стыимъ А 8. 15 по А 10. въ бълаговстьствовании А 9 А и А 22. 29. не замодно А 1. незамоудно А 9. 10. 28. (глагол моудити в значении медлить с производными от него словами встречается в Остромировом, Мстиславовом и других списках Евангелия, равно в Супрасльской рукописи XI в., в Шестодневе Иоанна Экз. Болг. И других южнославянских памятниках). Некосно А 2. Незакъсно А 8 14. 15. 17–21. 27. незакьсньио А 7. 13 (А 6 незакснние А 12 не закьсне ). Скоро А 3. не замдьлено А 11. 16. незабыно А 31.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Примечания Первое Соборное послание св. Ап. Иоанна Богослова (2:16). - Из бесед Иоанна Златоуста. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 7. Re: Размышления во время Великого Поста воля Бога в том, чтобы материя (земля) не только содержалась Духом Святым, но была соединена с Ним существенным образом, и точка этого соединения - человек Лучше было бы сказать не " человек " , а " Богочеловек " - Иисус Христос. Только в Нем Творец с тварью соединились по существу нераздельно и неслиянно. 6. Re: Размышления во время Великого Поста ВОССТАНИ, СПЯЩИЙ ! - СКОРО УЖ ГОСПОДЬ НАШ ЯВИТЬСЯ ВТОРИЧНО ВЕРШИТЬ РАСПРАВУ НАШИХ ДУШ И ОБЛИЧИТЬ ЗА ПУБЛИЧНО НИЧТО НЕ СКРОЕТСЯ ПРЕД НИМ НИ ТАЙНА, НИ КАКОЕ СЛОВО, ВЕДЬ ЗНАЕТ СЛОВО - БОЖИЙ СЫН ОБО ВСЕХ, ВСЕГДА И СНОВА. ГОСПОДЬ - ПРЕМУДРЫЙ НАШ ОТЕЦ, ЗАСТУПНИК СЛАВНЫЙ И СПАСИТЕЛЬ НЕВИДИМЫЙ ОЧАМ ТВОРЕЦ И ЕСЛИ НУЖНО - ПОВЕЛИТЕЛЬ ! КТО Ж МЫ ТАКИЕ? - ПРАХ И ТЛЕН ЗАБЛУДШИЕ СЛЕПЫЕ ДЕТИ В ЭТОТ АДСКИЙ ПЛЕН, ЧТОБЫ ТОМИТЬСЯ ТАМ ВОВЕКИ НЕУЖТО МНОГОЕ ГОСПОДЬ ОТ НАС ЖЕЛАЕТ ДЛЯ СПАСЕНЬЯ ? ... И ДОЛГОТЕРПЕЛИВ ОН ХОТЬ, НО НЕ ПОТЕРПИТ САМОМНЕНЬЯ ЛЕГКО СМИРЯТЬСЯ ПЕРЕД НИМ, ЛЕГКО СКАЗАТЬ СЕБЕ - " Я ГРЕШЕН " И ЕСЛИ ТОЛЬКО ЧТО - ТО МНИМ, ТО ПУТЬ НАШ БУДЕТ БЕЗУСПЕШЕН. ГОСПОДЬ СПАСАЕТ НАС ОПЯТЬ, ВОЗВОДИТ ОТ ГРЕХОПАДЕНЬЯ, ЧТОБЫ СЕБЯ НАМ СОРАСПЯТЬ ХРИСТУ КРЕСТОНОШЕНЬЯ ТЕРПИ И ИСКРЕННО НЕСИ ЧТО ВЛАДЫКА ПОПУСКАЕТ И ИСЦЕЛЕНИЯ ПРОСИ, А ВРАЧ - ИСКУССТВО ЗНАЕТ НЕ ДАСТ ОН БОЛЬШЕГО ТЕБЕ, ЧТО МОЖЕШЬ ПОНЕСТИ ДУШОЮ И СОИЗМЕРИТ, ЧТО И ГДЕ ТЕБЕ УСТРОИТЬ САТАНОЮ А ТЫ СКАЖИ СЕБЕ : " Я РАД ВСЕМУ, ЧТО БЫ НЕ ПРИКЛЮЧИЛОСЬ, ПОСКОЛЬКУ - НЕДОСТОЙНЫЙ РАБ И УПОВАЮ ЛИШЬ НА МИЛОСТЬ ВЕДЬ ЗНАЮ - СКОРБИ ДЛЯ МЕНЯ, КАК СОВЕРШЕННЫЕ ЛЕКАРСТВА СПАСТИ ОТ ВЕЧНОГО ОГНЯ ЗА ПРОШЛОГОДНИЕ БУНТАРСТВА " , - И БОГ ГОСПОДЬ ТЕБЯ ПРИЗРИТ, СОЙДЯ С ВЕРШИНЫ НЕДОСТУПНОЙ И НЕПРЕМЕННО ИСЦЕЛИТ ОТ ГРЕХОЯЗВЫ ЦЕЛОКУПНОЙ ОН ВЕДЬ И ХОЧЕТ НАС СПАСАТЬ ГОРАЗДО БОЛЕЕ, ЧЕМ ЛЮДИ СПАСЕНИЕ ЖЕЛАЮТ ЗНАТЬ, КОТОРОЕ ЛЕЖИТ НА БЛЮДЕ, ЛИШЬ ТОЛЬКО РУКУ ПРОТЯНУТЬ И ПОДТВЕРДИТЬ ЖЕЛАНЬЕ ПРОЙТИ ЗА ГОСПОДОМ ВЕСЬ ПУТЬ В ПОСТЕ, МОЛИТВЕ, ПОКАЯНЬИ ВЕДЬ СЧАСТЬЕ НАШЕ - ТОЛЬКО В КАК БЫ ПО ЖИЗНИ НИ БРОСАЛО, ЛИШЬ СЛЕДУЙ ПРАВЕДНЫМ КУДА БЫ ИСТИНА НИ ЗВАЛА И РАДОСТНО БЛАГОДАРИ ВЛАДЫКУ ГОСПОДА ВОВЕКИ ЗА СЛАДКИЕ ПЛОДЫ ЛЮБВИ И НЕСКАЗАННЫЕ УТЕХИ ! ГОСПОДИ, СПАСИ ЗАБЛУДШИХ ! АМИНЬ.

http://ruskline.ru/analitika/2015/03/16/...

Евангелист не говорит, где была произнесена молитва – в комнате, где совершалась Тайная Вечеря, или уже на пути к Гефсиманскому саду. Возможен и тот и другой варианты. Первый подкрепляется тем, что лишь после окончания молитвы Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его ( Ин.18:1 ). Второй вариант основывается на предположении, что та часть беседы с учениками, которая следует за словами – Встаньте, пойдем отсюда ( Ин.14:31 ), – была произнесена на пути в Гефсиманию. 1. Молитва о славе Лейтмотивом прощальной беседы Иисуса с учениками была мысль о Его восхождении к Отцу. Это восхождение, отмечает известный богослов, не может быть сведено к какому-либо конкретному событию, произошедшему во времени и пространстве, будь то смерть Иисуса на кресте, Его воскресение или Его вознесение на небеса 487 . Восхождение Сына к Отцу начинается после того, как от беседы с учениками Он обращается к беседе с Отцом: После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! Пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира ( Ин.17:1–5 ). Начало молитвы созвучно словам, которые Иисус обратил к Отцу, когда душа Его возмутилась при мысли о предстоящем «часе» страданий и смерти: Отче! Прославь имя Твое ( Ин.12:27–28 ). Оно также напоминает о первых словах беседы с учениками: Ныне прославился Сын Человеческий ( Ин.13:31 ). Как мы помним, термин «слава» в языке Иисуса и евангелиста Иоанна обладал богатым богословским смыслом. Славой евангелист называет то, что присуще Иисусу как Единородному Сыну Божию и что было явлено людям в Его пришествии в мир, Его земном служении ( Ин.1:14 ) и Его страданиях ( Ин.12:41 ). Первое чудо – претворение воды в вино в Кане Галилейской – интерпретируется как явление славы Иисуса ( Ин.2:11 ). Сам Иисус говорит о том, что не принимает славы от человеков ( Ин.5:41 ) и ищет славы не Себе, а Пославшему Его ( Ин.7:18 ). Он не славит Себя – Его прославляет Отец ( Ин.7:54 ). Своих противников Иисус обвиняет в том, что не ищут славы, которая от единого Бога ( Ин.5:44 ), ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию ( Ин.12:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Далее, ясные указания на собрание новозаветных книг 1283 заключают в себе писания мужей апостольских (тех церковных писателей, которые были непосредственными учениками апостолов, хотя и не сообщили апостольского авторитета своим Писаниям, подобно Марку и Луке); еще более ясные указания заключаются у них там, где прямо приводятся ими те или другие канонические писания новозаветные (напр. первое послание Павла к Кор. у Климента Римского Ер. 1. с. 47; послание Павла к Ефесеям у Игнатия Ер. ad Ephes. с. 12; послание к Филип. у Поликарпа с. 3. 1284 , всего же чаще, и в значительном числе, делаются ими несомненные ссылки 1285 на те или другие письменные произведения апостольские 1286 (у Варнавы на Ев. от Матфея, у Климента Римского на Ев. от Матфея и Луки, послание к Римлянам, первое послание Петрово и послание к Евреям; у Игнатия на Ев. от Матфея, Иоанна, первое и второе послание к Каринфянам, Галатам, Ефесеям, Филиппийцам; у Поликарпа на Ев. от Матфея, Луки, Деяния Апостольские, послания к Римлянам, первое к Коринфянам, Галатам, Ефесеям, 1-е к Тимофею, 1-е Петра и 1-е Иоанна) 1287 . Из церковных писателей, ближайших к мужам апостольским, свидетельствует о евангелиях – в частности о евангелиях от Матфея и Марка – Папий в начале второго века в своем сочинении «Λογων υριαν ξγησις» (Евс. Hist, eccles. 111:39), хотя он следовал большею частью устным преданиям 1288 . Вскоре после него ссылается на Евангелие от Матфея Клавдий Аполлинарий 1289 , одновременно ему Афинагор в своей апологии (IX, XI, XXVII) приводит места из Евв. от Матфея и Иоанна 1290 , после них упоминает о Евангелии от Иоанна и других. Феофил Антиохийский (Ad Autol. lib 3. с 12, 13; lib. 2:22). πομνημονεματα τν ποςλων, в сочинениях Иустина Мученика (в полов. 2-го века), которые он называет вообще источником своих повествований, в особенности о жизни Иисуса, может быть признано, на основании беспристрастных исследований 1291 , за свод четырех канонических евангелий 1292 ; εαγγλιον δι τεσσρων ученика его Тациана составляет, без сомнения, гармонию четырех Евангелий (труд хотя самостоятельный, но содержащий в себе извлечения из евангелий канонических 1293 ; что же касается до появившаяся во 2-м веке, так называемого, Евангелия от Евреев: то, сколько можно судить по отрывкам из него и свидетельствам древних, оно в главных чертах сходно с каноническим Евангелием от Матфея 1294 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

XIV. Против иудеев. XV. Слово о проклятии. XVI. Слово на Новый год. XVII. О Лазаре. Т. 2: I. Беседы к антиохийскому народу о статуях. II. Слова огласительные. III. Беседы о бессилии диавола. IV. Беседы о покаянии. V-XIII. Похвальные беседы на праздники Господа нашего Иисуса Христа и Его святых. XIV. Беседы о святом апостоле Павле. XV-XLI. Похвальные беседы и слова о святых мучениках. XLII. О судьбе и провидении. XLIII. О молитве. Т. 3: Беседа на притчу о должнике. - О расслабленном. - О надписании книги Деяний. - О перемене имен. - О Прискилле и Акиле. - О браке. - О вдовстве. - Беседы на Евтропия. - Письма к разным лицам. Т. 4: Беседы на книгу Бытия. - Пять слов об Анне. - О Давиде и Сауле. Т. 5: Беседы на Псалмы. - На слова пророка Давида. - На великую седмицу. - О Давиде царе и Павле апостоле. Т. 6: Толкование на пророка Исаию. - Беседы на слова пророка Исаии. - Толкование на книгу пророка Даниила. - Беседа о воздержании. - Об утешении при смерти. - Обозрение книг Ветхого Завета. - О творении мира. Т. 7: Толкование на святого Матфея Евангелиста. Т. 8: Беседы на Евангелие от святого Иоанна. Т. 9: Беседы на Деяния Апостольские. - Беседы на Послание к Римлянам. Т. 10: Беседы на первое Послание к Коринфянам. - Толкование на второе Послание к Коринфянам. - Толкование на Послание к Галатам. Т. 11: Беседы на Послание к Ефесянам. - Беседы на Послание к Филиппийцам. - Толкование на Послание к Колоссянам. - Толкование на первое Послание к Фессалоникийцам. - Толкование на второе Послание к Фессалоникийцам. - Толкование на первое и второе Послания к Тимофею. - Толкование на Послание к Титу. - Толкование на Послание к Филимону. Т. 12: Дополнения к творениям святого Иоанна Златоуста. (К беседам. - К письмам. - К толкованиям на Священное Писание. - К Литургии святого Иконописный подлинник Византия. XIV. Вселенские учители. Икона. Византия. XIV в. Византийский музей. Афины. Константинополь. 985. Перенесение мощей Иоанна Златоуста в Константинополь в храм святых Апостолов. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим.

http://patriarchia.ru/db/text/912599.htm...

По сведениям, дошедшим до нас [они двойственны], некоторые приписывали его Клименту, епископу Римскому, а другие – Луке, который написал Евангелие и Деяния». 3. Канон Евсевия Кесарийского (265–340) Из Церковной истории Евсевия (III. 25, 1–7). Рассуждения о нем см. в гл. VIII. 2. Здесь кажется уместным перечислить книги Нового Завета, которые мы уже упоминали. На первое место следует поставить святую четверицу Евангелий, за которыми следуют Деяния апостолов. (2) После них стоит назвать Послания Павла, непосредственно за ним известное Первое Иоанна и также признанное Послание Петра. После них должен располагаться, если считать его подлинным, Апокалипсис Иоанна, о котором мы еще приведем в свое время разные мнения. (3) Эти [следует поместить] среди признаваемых книг. Из оспариваемых, но тем не менее принимаемых большинством, Послание Иакова, как его называют, и Послание Иуды, и Второе послание Петра, и те, что называют Первым и Вторым посланием Иоанна, если они действительно принадлежат евангелисту или другому лицу с этим именем. (4) К подложным книгам следует отнести Деяния Павла и так называемого Пастыря, и апокалипсис Петра, и в дополнение к ним известное послание Варнавы, и, как его называют, Учение апостолов, и, если я не ошибаюсь, Апокалипсис Иоанна. (Эта последняя книга некоторыми отвергается, но другие числят ее среди признаваемых книг). (5) Среди последних некоторые числят и Евангелие евреев, которое больше всего любят евреи, принявшие Христа. (6) Все они относятся к книгам спорным; но сочли необходимым составить их список, чтобы различать между теми писаниями, которые согласно преданию Церкви истинны, подлинны и признаны, и теми, что отличаются от первых тем, что неканоничны [букв, «исключены из завета»] и спорны, хотя и известны большинству церковных писателей. [И это мы сделали] для того, чтобы мы могли знать и их, и те писания, которые еретики выдвигают под именем апостолов; это, например, такие книги, как Евангелие Петра, Фомы, Матфия или даже другие, сверх этих, Деяния Андрея и Иоанна и других апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

III, ff. 449–453, пергамен XI–XII вв., фрагмент лекционария 19 , содержащий Первое соборное послание Иоанна Богослова как чтение на крестный ход в память Ипапанта (2 февраля). Рукопись I содержала в себе три различных части: 1-я часть — ff. 1–51, 8 огласительных гомилий, пронумерованные 1–8. 2-я часть — ff. 51–146, собрание 15 гомилий, пронумерованные 9–23 20 . 3-я часть — ff. 146–339, 17 различных гомилий, пронумерованные 24–41. Все эти гомилии известны и опубликованы. Первая гомилия этой рукописи имела неизвестный incipit, вторая тоже. Третья представляла собой редчайший текст, известный в древней латинской версии, греческий оригинал которого ученые искали долго, но безуспешно. Совершенно новыми оказались incipim’ы 4–8 гомилий. “Беглое прочтение первой гомилии быстро убедило меня, что это подлинный Златоуст” 21 . Странно, как замечает А. Ванже, что этот кодекс не привлек внимания выдающихся ученых, путешествовавших по афонским монастырям в поисках неизданных текстов святителя Иоанна Златоуста. Ни Баур, выдающийся исследователь святителя Иоанна Златоуста, ни Эммануэль Аман де Мендиета, исследователь святителя Василия Великого, не упоминают об этом тексте в записках, которые они оставили о своих путешествиях по Афону. Нужно думать, что они просто не видели этого текста. Ошибка Ламброса, составившего каталог греческих рукописей на Афоне, заключалась в том, что он считал, что этот кодекс состоит только из одного тома. По его каталогу кодекс содержал 24 гомилии. Цифру 23 он относил к последней речи второй части кодекса, а 24-й речью считал Первое соборное послание Иоанна Богослова, хотя в действительности кодекс содержал три рукописи. Место и время произнесения 8 огласительных бесед Эти гомилии могли быть произнесены святителем Иоанном Златоустом в Константинополе или в Антиохии. В столице, конечно, святитель Иоанн из-за большого числа дел не мог посвящать себя проповедническому служению так, как в Антиохии. В 401 г. он не был в столице во время пасхальных праздников, и многие оглашенные этого года сетовали на то, что они не могут принять крещение от рук епископа. Мы знаем об этом из речи святителя Иоанна Златоуста, произнесенной по его возвращении из Азии 22 . В 404 г. епископ оставался в своей резиденции, и пасхальные праздники были омрачены кровавыми событиями, о которых мы детально знаем от Палладия 23 . Если гомилии были произнесены в Константинополе, то только в промежутке 398–400, в 402 или 403 годах.

http://pravmir.ru/iz-oglasitelnyih-besed...

Кроме того, еретики всякою лестью отклоняли христиан от общения с Апостолами ( 1Ин.1:1–4 ); учили, что и они (еретики) говорят от Духа Святого ( 1Ин.4:1–3 ), что грехи не лишают людей общения с Богом, и что грехи – не преступления, а необходимое переходное состояние на пути развития ( 1Ин.1:8–10; 3:4–5:17 ). Слыша это, некоторые из христиан приходили в сомнение, другие вовсе отпадали от Христа ( 1Ин.5:16–17 ), а иные делались двоедушными, думая, что можно любить и Бога и мир, враждебный Богу ( 1Ин.2:15–17 ). Некоторые же считали неважным принимать участие в идолослужении ( 1Ин.5:18–21 ). Вот сколь сильны были побуждения к написанию Иоанном послания! К тому же еще, это было время, когда уже никого не было из ближайших самовидцев и слуг Божественного Слова, а именно: примерно около 90 года по Рождестве Христовом. Наконец, город Ефес, где имел преимущественное пребывание Апостол Иоанн, как один из важнейших городов Малой Азии, был средоточным пунктом распространения ересей. Отсюда же посему должно было возвеститься и истинное учение о Христе и жизни по Христе, в опровержение ложных учений. В некоторых древних рукописях даже прямо и указывается Ефес, как место написания послания. Назначение послания и первые свидетельства о нем Как написанное в городе Ефесе, первое послание Иоанна прежде всего передано было Ефесским христианам, но оно предназначалось не для них одних только, но и для всех христиан, как послание соборное, не имеющее местного назначения, почему оно могло вскоре быть передано христианам в соседний город Смирну и рассылаться к Парфянам 730 и в Александрию, откуда идут древнейшие известия о сем послании. О сем послании находятся свидетельства в писаниях учеников Иоанна, а именно: у святого Поликарпа, епископа Смирнского, у Папия, епископа Иерапольского; а святой Ириней, епископ Лионский, ученик святого Поликарпа, приводит из него многие места. Далее идет ряд свидетельств о сем послании в творениях святого Киприана, епископа Карфагенского, Дионисия Александрийского , Оригена и других. По словам церковного историка IV века, Евсевия Кесарийского , «первое послание Иоанна, как у современных ему, так и у древних бесспорно признавалось подлинным и принадлежащим именно Иоанну, возлюбленному ученику Господа». Кроме того, Евсевий утверждает, что название его соборным известно было всему христианскому миру с глубокой древности. А святой Иоанн Златоуст , подготовляя своих слушателей к истолкованию сего послания, говорил: «будем внимать не рыбарю, не сыну Зеведееву, но тому, кто ведает глубины Божия, т. е. Духу, движущему эту лиру». Содержание послания и его отличительный характер

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

«Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну…» (Св. Евангелие от Иоанна 5:23 ). Разве не один Господь будет судить вселенную? Разве не один только Создатель обладает этим Божественным правом? В исламе только Аллах будет вершить последний суд (Коран 6:62). В Ветхом Завете также говорится, что судить людей будет один лишь Господь Бог (Псалтирь 9:5; 49:6; Исайя 33:22; Иеремия 11:20). Следовательно, обладая подобными полномочиями, Христос не может не быть Богом. 4) «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца» (Св. Евангелие от Иоанна 10:15 ). Разве мог подобные слова произнести обычный пророк? Разумеется, нет. Ни один смертный человек не знает Бога так же хорошо, как Бог знает человека. Это было бы так же абсурдно, как если бы глина знала своего горшечника (Исайя 45:9; Римлянам 9:20–21). Господь ведает все наши мысли и помышления ( Деяния 1:24 ). Мы же не разбираемся ни в Его мыслях, ни Его путях (Исайя 55:8–9). Следовательно, утверждая, что знает Отца так же хорошо, как и Отец знает Его, Спаситель указывает нам на Своё абсолютное знание, присущее одному лишь Богу. 5) «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек…» (Св. Евангелие от Иоанна 10:28 ) Все мы знаем, что никакой смертный человек не сможет даровать ближнему жизнь вечную. Жизнь вечную даёт один только Господь Бог, а пророк может лишь поведать нам об этом. Иногда мусульмане говорят, что под вечной жизнью понимается само учение Христа, дающее Рай. «Мухаммад тоже дал людям “жизнь вечную”, поведав им об исламе!» — говорят они. Однако же, если мы откроем шестую главу Евангелия от Иоанна, то увидим, что жизнь вечная непосредственно связана с Таинством Евхаристии и всеобщим воскресением из мертвых: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (От Иоанна 6:53-54 ). Таким образом, Христос не просто дает нам Своё учение, Он дает нам Самого Себя в Таинстве Евхаристии. Эта мысль подтверждается и другими библейскими цитатами (От Иоанна 1:4 ; От Иоанна 14:6 ; Первое послание Иоанна 1:2 ; Деяния Святых Апостолов 3:15), характеризующими Христа как ‘жизнь’. Поэтому, говоря о власти даровать жизнь вечную, Спаситель в очередной раз подверждает Своё Божественное достоинство. Учение о том, что только Бог даёт жизнь, подтверждается и Кораном, в котором Аллах называется единственным существом, имеющим подобную власть (Коран 40:68).

http://azbyka.ru/naibolee-rasprostranyon...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010