2Ин.1:5 .  И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга. 2Ин.1:6 .  Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. " Не как новую заповедь». И это согласно с тем, что говорится в первом послании ( 1Ин.2,7 ). Прибавляет и требование заповеди: «чтобы мы любили друг друга». И объясняет о любви, что сущность ее заключается в хождении по ней, и заповедь о ней есть заповедь от начала, и дана не для чего иного, как для того, чтобы вы поступали по ней. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней. 2Ин.1:7 .  Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: Постоянно говорит об одном и том же. Заповедью о любви убеждает к единению, к тому, чтобы они не переходили к обольстителям. Которые уже ходят по миру и отвергают пришествие Господа во плоти. Говоря о хождении по заповеди, данной от начала, показывает, что мнение заблудившихся еретиков ново, и убеждает верных держаться этой изначальной заповеди, а не увлекаться обманом еретиков. Ибо и Христос Своим ученикам относительно обольстителей заповедал: «многие придут под именем Моим, говоря, что это Я... не ходите вслед их» ( Лк. 21,8 ). Итак, всем, соблюдающим заповеди, повелевает не обманываться, но почитать антихристом того, кто скажет это. В греческом тексте сказано: «не исповедающие Иисуса Христа грядущего ( ρχμενον, а не «пришедшего» – λθντα) во плоти " , из чего видно, что были некоторые, отвергавшие второе пришествие Христово. И Сам Господь, когда говорит, что многие придут под именем Его, говорит не о первом Своем пришествии, а о втором. Впрочем, совершенно справедливо, что отвергающие второе пришествие не признают и первого. Ибо если Господь приходил уже во плоти и обещал еще прийти; то, очевидно, отвергающий второе пришествие отвергает и первое. Кто верует, что Господь приходил, тот с верой примет и обещание Его. А кто отвергает обещание, тому ничто не препятствует отрицать и первое пришествие. Посему-то, полагаю, и выразился апостол: «грядущего», а не «пришедшего», чтобы одним словом обнять отвергающих оба пришествия Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

И вот, когда мы стали размышлять, какой бы частью Писания заняться с вами (насколько Господь соизволит дать) в течение этой недели в соответствии с радостью настоящих дней, и чтобы можно было довести толкование до конца в течение этих семи-восьми дней 1 , пришло мне на ум послание блаженного Иоанна: мы оставили на время его Евангелие, но не отступимся от него, толкуя его Послание; прежде всего потому, что в этом послании — столь сладостном для всех, у кого здорово нёбо сердца 2 , которым он может ощутить вкус Божиего хлеба, и столь достопамятном в святой Церкви Божией — более всего восхваляется любовь. Многое скажет Иоанн — и почти все — о любви 3 . У кого есть чем слушать, тот непременно будет радоваться тому, что слышит. Для него это чтение будет как масло для огня: если в нем есть огонь, который можно питать, он будет питаться, расти и пребудет. А для кого-то это чтение будет как пламя, подносимое к фитилю: если он не горел прежде, то зажжется от приближающегося слова. В ком-то это слово будет питать огонь, который там уже есть, в ком-то разожжет его, если его еще нет, и все мы будем радоваться в единстве любви. А где любовь, там мир, и где смирение, там любовь. Теперь послушаем самого Иоанна, и к его словам прибавим то, что даст нам Господь, чтобы и вы хорошо понимали. 2. И мы видели, — говорит Иоанн, — и мы свидетели. Может быть, некоторым из братьев, тем, которые не знают по-гречески, неизвестно, как по-гречески будет “свидетели”. А слово это часто говорится и окружено благоговейным почтением, потому что то, что мы по-латински называем testes (свидетели), по-гречески А кто не слышал про мучеников? У кого из христиан не обитает каждодневно на устах имя мученик? И если бы оно обитало также и в сердце, чтобы мы подражали страданиям мучеников, а не устраивали им новых преследований возлияниями 10 . Вот что, значит, сказал Иоанн: “Мы видели и мы свидетели”, мы видели, и мы мученики. Ибо те, кто нес свидетельство на основании виденного собственными глазами, и те, кто нес свидетельство на основании слышанного от видевших, из-за того, что их свидетельство было неугодно тем, против кого оно звучало, претерпели все, что претерпели мученики.

http://pravmir.ru/pervoe-rassuzhdenie-na...

При написании Евангелия имелось в виду, через сообщение истинного и полного учения об Иисусе Христе, как истинном Сыне Божием и Спасителе мира, противодействовать распространению ложных учений о Христе, рассеивавшихся еретиками. С этою же целью написано Иоанном и его первое послание, как видно из обстоятельств написания послания и содержания его. Обстоятельства написания первого послания Иоанна К концу жизни Апостола Иоанна, в Малой Азии, под влиянием языческой философии и Иудейства, развились разные лжеучения относительно множества высших истин христианского вероучения и жизни. По свидетельству Иоанна: тогда «антихристи мнози быша» ( 1Ин.2:18 ), срвн. ( 2Ин.1:7 ). И еще раньше появившиеся еретики вызывали Апостолов на письменное опровержение их и предохранение христиан от заблуждений. Но те еретики, с которыми боролись Апостолы Петр и Иуда, относились вообще отрицательно к догматам христианским, не входя в частнейшее рассмотрение их, а еретики последующего времени входили в решение основного христианского догмата – о Богочеловечестве Иисуса Христа, причем одни приходили к рационалистическому отрицанию Божества в Иисусе Христе, а другие – к докетическому отрицанию Его человечества. Того и другого рода еретики были известны под общим именем гностиков, разнообразившихся в частностях своих учений до бесконечности. По свидетельству святого Иринея, епископа Лионского, Иоанн Богослов вел борьбу преимущественно с последователями Керинфа и Докетами. Керинф разделял в Иисусе Христе Божество от человечества так, чтобы соединение их было только временное, начавшееся при крещении и окончившееся при страданиях (которые посему не могли быть достаточными для искупления и не могли усвоиться людям). Докеты же учили, что человечество в Иисусе Христе и все страдания Его были только кажущимися, лишь одним представлением (из чего для дела искупления выходило то же, что и из учения Керинфа, т. е. отрицание действительности искупления). Лицо и дело Иисуса Христа этими учениями совершенно извращались. И по отношению к жизни из сего учения могли выводиться и действительно выводились самые противохристианские правила жизни. Очевидно, это должно было подвигнуть возлюбленного ученика Христова к защите Божественного лица своего Учителя и всего дела величайшей любви Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Неверно было бы думать, что это послание является не более чем опровержением ереси. Существует и другая цель, о которой сам Иоанн говорит нам. Он пишет: «…чтобы и вы имели общение с нами… чтобы радость ваша была совершенна» (1:3,4). Более того, он говорит: «Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную» (5:13). Все это можно сравнить с основной целью Евангелия: «…сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» ( Ин. 20:31 ). Итак, Евангелие носит больше характер благовестил, тогда как послание обращено к утверждению христиан в истинном знании, которое несет в себе вера. «В Евангелии даны «указания» к пробуждению веры (20:30,31), а в послании – критерии ее проверки» (J. R. W. Stott, The Letters of John, TNTC [IVP, 1988], p. 26). Иоанн пишет с целью помочь читателям правильно понимать, что значит быть истинным христианином. «В Первом послании Иоанн излагает три основные положения истинного знания Бога и близких взаимоотношений с Богом… Это, во–первых, праведная жизнь, во–вторых, любовь к братьям и, в–третьих, вера в Бога, воплотившегося в Иисусе» (Search the Scriptures, 1967, p. 289). Эти три основные темы постоянно повторяются. В послании доминируют две величайшие мысли: Бог есть свет (1:5) и Бог есть любовь (4:8,16). Бог является источником света для разума и теплом для сердец Его детей. И здесь делается особый акцент на то, что Его дети должны жить в соответствии с величайшим образцом (напр.: 2:1–6; 3:3,6,9; 5:1–3). Писавший обращается к читателям с отеческой заботой и нежным участием: «дети мои», «возлюбленные», «дети! да не обольщает вас никто», «дети! храните себя от идолов». Датировка О дате написания послания существует очень мало сведений. Неизвестно, какое отношение послание имеет к Евангелию, поэтому ученые расходятся во мнениях, было оно написано до или после Евангелия. В любом случае дата написания Евангелия точно не известна. Многие относят Первое послание Иоанна к концу I в., но Дж. Робинсон настаивает на 60–65 гг. н. э. (Redating the New Testament [SCM, 1976]). Возможно, эта дата и верна, точно сказать нельзя. См. также статью «Читая послания». Дополнительная литература

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

V. СОДЕРЖАНИЕ В послании подчеркивается необходимость обращения от мира и указывается на возможность обретения жизни с Богом во всей ее полноте и целостности только через рождение от Бога. Вера, дела, спасение, любовь к Богу, любовь к ближнему и надежда – все это неразрывно взаимосвязано. В этом живом единстве, согл. посланию, заключена суть нового человека, и если называется лишь одна из составляющих его частей, то одновр. подразумеваются и все остальные. О несовместимости любви к Богу и к миру автор говорит столь резко, что в начале своего послания ему приходится даже обосновывать подобный тон ( 1Ин. 1:1–4 ). VI. КОМПОЗИЦИЯ Первое соборное послание ап. Иоанна имеет 5 глав: Введение: подлинность и достоверность благовествования ( 1Ин. 1:1–4 ): 1 . Условия, необходимые для общения с Богом ( 1Ин. 1 – 1Ин. 2:17 ): а) очищение от грехов ( 1Ин. 1 – 1Ин. 2:2 ); б) единство веры и дел ( 1Ин. 2:3–11 ); в) неприятие мира ( 1Ин. 2:12–17 ). 2 . О постоянстве ( 1Ин. 2 – 1Ин. 3:24 ): а) отпадение антихристов ( 1Ин. 2:18–23 ); б) пребывание в правде ( 1Ин. 2:24–29 ); в) пребывание в праведности ( 1Ин. 3:1–10 ); г) пребывание в любви ( 1Ин. 3:12–18 ); е) уверенность в спасении ( 1Ин. 3:19–24 ). 3 . Сущность любви ( 1Ин. 4:1–21 ): а) Дух, исповедающий Иисуса, и дух, отрицающий Его ( 1Ин. 4:1–6 ); б) откровение Божьей любви в воплощении Христа ( 1Ин. 4:7–11 ); в) значение нашей любви ( 1Ин. 4:12–15 ); г) пребывание в любви Божьей ( 1Ин. 4:16–21 ). 4 . Вера ( 1Ин. 5:1–21 ): а) истинная вера и ее воздействие ( 1Ин. 5:1–5 ); б) главное свидетельство нашей веры ( 1Ин. 5:6–12 ); в) общение с Богом в вере ( 1Ин. 5:13–21 ). VII. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ 1) для того чтобы обрести новую жизнь в мире Божьем, человеку необходимо пережить ⇒ возрождение. О том, пережил ли человек истинное возрождение, окружающие могут судить исключит. по внешним признакам. Поэтому внимание автора послания сосредоточено на том, как рождение от Бога воздействует на человека ( 1Ин. 3:9.14 ; 1Ин. 4:7 ; 1Ин. 5:1.4.18 ). Послание призвано укрепить возрожденного человека, которому следует всегда помнить о спасит. миссии Иисуса Христа и о ее воздействии на рожденного от Бога ( 1Ин. 2:1.2 ; 1Ин. 3:1.8.14 ; 1Ин. 4:9.10 и др.);

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Домашнее задание 1. Найти две основные версии, почему послания Иакова, Петра, Иоанна и Иуды называются Соборными (см. Приложение 3). 2. Сопоставить высказывания Иак. и Евр. о вере и делах. Дать объяснение имеющимся параллелям (см.: Кассин (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. М., 2001. С. 355 – 356). 3. возможные решения вопроса авторства Послания Иакова (см. Приложения 3, 4), разобрать аргументацию каждой версии. 4. При помощи святоотеческих толкований (например, у блж. Феофилакта – см. Приложение 1) выяснить, какие диаметрально противоположные понятия вкладывает ап. Иаков в понятие «искушение» ( Иак. 1:2; 1:12 – 13 ). 5. Найти в тексте Иак. все места, говорящие о богатстве и богатых. При помощи святоотеческих и иных комментариев выяснить, какое место занимали состоятельные люди в первенствующей Церкви (бл. Феофилакт, Лопухин и др.). 6. Найти объяснение, к кому обращает ап. Иаков слово об опасности учить других ( Иак. 3 ) (см. Приложение 5). План семинара I. Общие сведения о Соборных посланиях 1. Какие послания называются Соборными и почему? (см. Домашнее задание) 2. Место Соборных посланий в каноне Нового Завета Две древние традиции: 1) Соборные послания после книги Деяний и 2) Соборные послания после Павловых посланий (см. Приложение 3) 44 II. Авторство, адресаты Послания Иакова, время, место и повод написания 1. Личность апостола Иакова брата Господня (см. Приложение 2) 2. Священное Писание о личности ап. Иакова (см. Послание к галатам и др.) 3. Предание Церкви об авторстве Иак. (см. основную литературу) 4. Современные предположения об авторстве Иак. (см. Приложения 3, 4) а) псевдоэпиграф конца I века б) самый ранний законченный христианский текст (47 – 48 гг.) в) устные проповеди ап. Иакова, записанные неким христианином, хорошо знавшим греческий язык 5. Повод написания Иак. а) утешение гонимым иудеохристианам б) опровержение неправильных взглядов на скорби, значение добрых дел и др. в) Иак. как ответ на Послание к евреям (en. Кассиан. С. 356 – 360)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ситуация. Если в 1 Ин. речь идет о той же ситуации, что и в четвертом Евангелии, то оно предназначено вселить бодрость, поддержать христиан, изгнанных из синагог, при том что некоторые вернулись в синагогу, отрицая мессианство Христа (2:19,22; 4:2,3). Послание можно рассматривать и в таком ключе. Но Иоанн был озабочен обстановкой, сложившейся в городах, а не проблемами, к которым он обращается в своем Евангелии. Христиане были изгнаны из синагог и преданы своими иудейскими общинами в Смирне ( Отк. 2:9,10 ) и Филадельфии ( Отк. 3:7–9 ), они поддавались искушению пойти на компромисс с ересью, в том числе с идолопоклонством, к которому склоняли их лжепророки ( Отк. 2:14,15,20–23 ; ср.: 1Ин. 4:1; 5:21 ). Особой формой идолопоклонства был культ императора, которому народ на Востоке должен был выказывать свою преданность, в противном случае это было чревато серьезными последствиями (ср.: Отк. 13:14,15 ) – вплоть до смерти ( 1Ин. 3:16 ). Первое послание Иоанна может быть адресовано общине, например, в Эфесе, где церковь исключила из своих рядов лжеучителей, но нуждалась во взаимной любви собратьев ( Отк. 2:2–4 ). С одной стороны, главной темой могут быть просто лжепророки ( 1Ин. 4:1–6 ), которые призывали к компромиссу с культом императора во имя спасения собственной жизни. С другой стороны, речь может идти о ересях, которые развивались в среде сторонников набиравшего полную силу гностицизма. Приверженцы докетизма считали, что природа Христа была божественной и что создавалась лишь видимость того, что Он стал человеком (ср.: 4:2); последователи Керинфа верили, что Христос – Дух и просто сошел на Иисуса, но отрицали, что Иисус и был единственным Христом (ср.: 2:22). Гностики также давали разные определения греха, отсюда некоторые из них верили, что они не способны совершать реальные грехи, хотя их тела и могли быть вовлечены в дела, которые христианами, не разделяющими гностических воззрений, рассматривались как греховные. Все из перечисленных основополагающих истин имеют отношение к данному посланию. Но одна из них бесспорна: первыми нарушителями спокойствия были, несомненно, «сепаратисты», отступники, входившие ранее в состав христианской общины, к которой обращается Иоанн, но изгнанные из нее. Иоанн призывает испытывать духов на основании двух принципов: нравственного (соблюдение заповедей, особенно отношения между христианами) и вероучительного (правильное представление об Иисусе).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

2) Все внутренние признаки послания убеждают, что писатель Первого послания Иоаннова есть вместе и писатель Евангелия от Иоанна, и если это последнее, как выражается Евсевий, бесспорно всею поднебесною Церковию принято за Иоанново, то Иоанново же должно быть и Первое послание. Тот же образ и характер представления и изложения, тот же дух и тон особенной любви и теплоты сердечной, соединенной, однако же, с отеческою важностию, такая же, наконец, глубина и сила чувств и в Евангелии, и в послании. Примечательны суждения о сем еще древнего писателя церковного Дионисия Александрийского . «Евангелие (Иоанново) и послание,– говорит он, – согласны между собою и одинаково начинаются... Иоанн верен себе и не отступает от своей цели; он раскрывает все в одинаковых периодах и одинаковыми словами. Внимательный читатель в каждой из упомянутых книг часто встретит слова: жизнь, свет, прохождение тьмы, непрестанно будет видеть: истина, благодать, радость, плоть и кровь Господа, суд, оставление грехов, любовь Божия к нам, заповедь о взаимной нашей любви и что должно соблюдать все заповеди; также – осуждение мира, диавола, антихриста, обетование Святого Духа, усыновление Богу, во всем требуемую от нас веру, везде Отца и Сына. Вообще, при непрерывном внимании к отличительным чертам, невольно представляется одинаковый образ речи Евангелия и послания» 24 . Вообще множество мест послания сходством содержания и изложения напоминают о том, что читается в Евангелии от Иоанна, и указывают на одного и того же писателя и Евангелия, и послания. 2. Время и место написания Несомненно нужно полагать, имея в виду сведения о времени и месте написания послания, а равно и характер его, что оно первоначально предназначено было для ефесских или вообще малоазийских христиан, для всех тех обществ христианских в Малой Азии, которые хорошо были известны великому апостолу по его многолетнему пребыванию между ними, с тех пор как он принял их под особенное покровительство и руководство после кончины их великих апостолов Петра и Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

(68) Кроме этого еще и Послание Иуды и два вышеупомянутого (или, носящие имя) Иоанна считаются (или используются) во вселенской [Церкви] 693 ; и [книга] Премудрость, (70) написанная друзьями Соломона в его честь. (71) Мы принимаем только апокалипсис Иоанна и Петра, (72) хотя некоторые из нас не желают, чтобы последний читался в церкви. (73) Но Ерм написал Пастыря (74) очень недавно, в наши дни, в городе Риме, (75) в то время как Пий, его брат, занимал [епископскую] кафедру (76) церкви в городе Риме. (77) И поэтому его следовало бы читать; но (78) его нельзя читать людям публично в церкви ни среди (79) пророков, чье число полно 694 , ни среди (80) апостолов, так как написан после [их] времени. (81) Но мы не принимаем ничего из того, что писали Арсиной, Валентин или Мильтиад, (82) который также составил новую книгу псалмов для Маркиона, (84–85) вместе с Василидом, азиатским основателем катафригийства… 2. Канон Оригена (ок. 185–254) По разным источникам, сведенным воедино Евсевием в его Церковной ucmopuu,VI. 25, 3–14. Обсуждение см. в гл. V. 4, 3. В первой книге его [ Оригена ] Комментариев на Евангелие от Матфея, защищая канон Церкви, он свидетельствует, что знает только четыре Евангелия, и пишет приблизительно так: (4) Среди четырех Евангелий, которые только безоговорочно и принимаются в Церкви Божьей, находящейся под небом, как я узнал из предания, первое было написано по Матфею, который некогда был сборщиком податей, (5) а впоследствии апостолом Иисуса Христа, который опубликовал для тех, кто обратился к вере из иудейства, составил его, как оно и существовало, на еврейском языке. (5) Второе, от Марка, который составил его в соответствии с наставлениями Петра, который в соборном послании называет его сыном: «Приветствует вас, избранная подобно вам, Церковь в Вавилоне, и Марк, сын мой» ( 1Пет.5:13 ). (6) Третье – от Луки, Евангелие, которое одобряет Павел (ср. 2Кор.8:18 ), и составленное для тех, кто от язычества [пришел к вере]. После всех них идет Евангелие от Иоанна».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

Весь Константинополь пришел в смятение, когда узнал историю святого Иоанна, и сочувствовал скорби его родителей. На похороны добровольного мученика у его хижины собрались толпы людей, а позднее на том месте построили церковь, где молитвами преподобного Иоанна Кущника благодать Божия совершает множество чудес. 28 января 2013 г. скрыть способы оплаты Комментарии Лариса 28 января 2021, 20:11 Преподобный Иоанн Кущник! Помоги мне, грешной Ларисе, выдержать все невзгоды и гонения. Научи терпению. Помолись о здравии и жизнеустроении моей семьи. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Благодарю. Надежда 27 января 2020, 13:18 Завтра 28 января, у моего духовного отца, батюшки, протоиерея Иоанна день Ангела. Он в больнице Сергиева Посада. Люди добрые, помолитесь о его здравии. Батюшка, Иоанн Кущник, моли Бога о Протоиерее Иоанне. Татиана 1 апреля 2019, 07:05 14Душевный человек не принимает того, что " от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. 15Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. (Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, глава 2). Святый преподобный Иоанне, моли Бога о нас! виталий 28 января 2019, 12:23 Слава Богу за великих святых! дивен Бог в святых Его! спаси Господи и помилуй многих из нас обольстившихся желанием богатств неправедных. моли Бога святой Иоанн- о константинопольском патриархе Варфоломее- о вразумлении его Вадим 30 января 2018, 15:16 Дорогой Илья(27.01.2016),ни кто за два года нисчел нужным тебе отвечать,значит не перебор! Святый Иоане моли Бога о нас грешных Михаил. 28 января 2018, 19:36 Моли Бога о нас грешных,Святой Иоанне.Да укрепит нас Господь в духовной брани, против сил поднебесных.И дарует нам всем на земле живущим, по твоим молитвам,мир и Любовь от Бога.Слава тебе Господи. Аминь... Мария 28 января 2018, 14:02 Святой Иоанн Моли Бога о моих детях посл. Максима, дочери Иларии, муже Николае. ДА Господь дарует нам все потребные ко спасению. Фаина 26 января 2017, 11:31

http://pravoslavie.ru/59059.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010