Молитесь о всех. Вам врученных, со слезами, каждому испрашивая благопотребного... и себе просите вразумления. – И потом не беспокойтесь, ни что сказали, ни что еще сказать, ни что из того вышло... Разве Бог отказался от учеников ваших?! Они Его суть, и Вы не можете о них пещись, сколько Он. Припомните, что малоуспешность иногда скорбь причиняет потому, что от этого гонор старческий страдает. – И поопаситесь сего. Читайте – Варсануфия и Иоанна, «Лествицу», Кассиана. Шлю вам «Добротолюбия» 2-й том. Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан. 3. Приятно вести беседу в чаянии научиться духовному деланию Приятно вести беседу в чаянии научиться духовному деланию. Без покаяния же никакой дар не дает плода. 23 июля 1886 г. Милость Божия буди с Вами, достопочтеннейший о. Агапий! Был у нас о. Михаил и доставил мне Ваше письмо. Вы укоряете меня, что не ответил Вам на два письма. На одно письмо я ответил, и подробно. Но потом получил второе, где Вы пишете, что я не ответил вам на первое. Из сего я заключил, что письмо не дошло до Вас. Почему, считая писание бесполезным, когда письма не доходят, не ответил на второе. Если я плохо поступил, прошу извинения. Мне не неприятно вести с Вами беседу, в чаянии научиться от Вас духовному деланию. Вы нашли драгоценную бисеринку. Слава Богу! Теперь держите ее и по какой-либо ошибке не продайте или не променяйте ее на глиняные тетерки. Пребывайте в том, что есть, болезненно припадая к Господу, да соблюдет Он в Вас великий дар сей неутраченным. Я не имею, что сказать Вам, и пишу, чтоб приложить прошение – помолитесь, чтобы и мне многомилостивый Господь даровал сию бисеринку. А прежде того помолитесь, чтоб даровал Господь мне дух покаяния и утвердил в нем: ибо без этого никакой дар не дается и плодов не приносит. Вы что-то упоминали о порядках в монастыре. Какое нам с Вами дело до тех порядков? Они не на нашей шее лежат. Тот и пусть кряхтит от них, кому они поручены. Спасайтесь! Е. Феофан. 4. Как пагубны в духовной жизни неподходящие указания 2 окт. 1886 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Отныне день этот в Церкви и называется Богоявлением, потому что Христос стал известен миру: отныне приходят к нему апостолы, совершаются Его чудеса, отныне звучит слово Нового Завета. Так началось наше возрождение в купели обновления Святым Духом (см.: Тит. 3: 5). Таково событие этого праздника, и таковы его обстоятельства. Но пройдут времена, и придет час другого Богоявления, второго, которое совершится при конце дней мира. О нем говорит апостол Павел в послании ученику своему апостолу Титу: «Ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (Тит. 2: 13). Что же делать нам, чтобы эта надежда была действительно блаженной, счастливой? Чтобы не прозвучало для нас страшное обличение: «Вы ходили на праздники в храмы, но Бога не знали, Он открылся вам, но сердце ваше было закрыто, и в нем не нашлось места для Него»? Надо жить в Церкви – этом Богом установленном и освященном союзе единоверцев, жить Законом Божиим и жить в церковных таинствах. Она, Церковь, хранительница светлой, святой воды жизни (см.: Откр. 22: 1). Она дает человеку благодатную возможность начать вторую жизнь, начать новое, преображенное бытие в таинстве Святого Крещения и продолжить это крещение в таинстве покаяния, о котором первое было слово Иоанна Предтечи: «Покайтесь!» Это таинство – начало всех таинств, через него открываются врата Царства Небесного уже здесь, на земле. Для каждого из нас это таинство в начале его христианского пути было Богоявлением, явлением благодати Божией, спасительной для каждого человека, научающей, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские желания, чисто, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке (см.: Тит. 2: 11–12). Только однажды в нашей жизни – во время совершения над нами таинства Крещения – священник в молитвах выражает наше желание «быть сраслену (т.е. срастись) и причастнику (т.е. быть участником) Смерти и Воскресения Христа Бога нашего» (Последование Святого Крещения. Дополнительные прошения мирной ектении). Это наше стремление в вере, надежде и любви умереть со Христом, Залогом нашей собственной жизни, и воскреснуть с Ним из мертвых.

http://pravoslavie.ru/58871.html

По естественному соображению, например, из слов евангелиста Иоанна, который говорит: «И Слово стало плотию, и обитало с нами» ( Ин.1:14 ). Если же Слово стало плотью, то очевидно, что Оно как Слово неописуемо, а как плоть описуемо. «И обитало с нами»; иное – Обитающий, а иное – обиталище, по одному Он может быть описуем, а по другому – выше описания. Ибо по каким признакам видно будет, что Он стал Человеком, если Он естественно не получил свойства изображаемости, которое есть первое в действительном человеке и по уничтожении которого не будет человека? Но Он есть истинный Человек; следовательно, как человек Он описуем, оставаясь неописуемым как Бог. Таким же образом Он стал Посредником между Богом и людьми, как соединяющий в Себе обе крайности, как являющийся и тем, и другим и имеющий свойства обоих естеств, из которых состоит, в одном Лице без недостатка, получив от Отца вместе со всем и неописуемость, как Он Сам сказал: «И все Мое Твое, и Твое Мое» ( Ин.17:10 ), а от Матери вместе со всем и описуемость, как написано: «Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово» ( Евр.2:16 ). Поэтому Ему надлежало во всем уподобиться братьям. Если уничтожить одно свойство в каком-либо естестве, то вместе по необходимости уничтожаются и все однородные свойства; а по уничтожении свойств, очевидно, уничтожаются и самые естества, которым они принадлежат. Об этом свидетельствует мученик Иустин, который в одном месте говорит: «Ничто из существующего не останется тем, что оно есть, если не достанет одного и только одного из существенных свойств его». И, следовательно, по этому новому предположению было бы тщетно учение нашей веры. Согласно с евангелистом и апостол говорит следующее: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба» ( Флп.2:6–7 ). Если же Он, будучи образом Божиим, принял образ раба, то, без сомнения, как «будучи образом Божиим», Он не изображается, – потому что Божество непостижимо; а как принявший образ раба, Он изображается, потому что образ раба подлежит постижению, ибо его можно осязать и видеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Среди богословских сочинений патриарха важнейшим является «Слово об исхождении Святого Духа», направленное против латинян. Авторство Фотия приписываемого ему в рукописях сочинения «К говорящим, что Римский престол первый» оспаривается. Кроме того, следует выделить и антипавликианский трактат, схолии к «Лествице» Иоанна Синайского («Лествичника»), каноны. Из других памятников выдающимся является так называемый «Мириовивлион» («Тысячекнижие»), или «Библиотека» Фотия, где даются краткие сведения о греческих историках, античных и византийских, с аннотацией содержания их сочинений (в том числе не дошедших до нас и сохраненных лишь в выписках Фотия), а также «Лексикон» Фотия. Корпус писем патриарха Фотия включает в себя десятки объемных и важных по содержанию посланий, содержащих материалы по политической и церковной истории, богословию, философии. В важнейшем из посланий – «Окружном» («Энциклике») 867 г. – вспоминается об осаде росами Константинополя в 860 г., при этом подчеркивается, что «народ, ставший у многих предметом частых толков, превосходящий всех жестокостью и склонностью к убийствам, – так называемый (народ) рос» стал ныне «подданным и дружественным» Византии 2. P. 50. 293–296). В одном из писем «Рос» фигурирует в качестве антропонима 103. Р. 143. 125, 129). Издание: Photii epistulae/Ed. L. G. Westerink. Lipsiae, 1983. Vol. 1 Mango 1958. Перевод: Кузенков П. В. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках//ДГ, 2000 г. М., 2003. С. 15–84; Кузенков П. В. Святитель Фотий, патриарх Константинопольский . Окружное послание//Альфа и Омега. 1999. N 3 (21). С. 85–102. Литература: Hergenröther 1860; Hergenröther 1867–1869. Bd. 1–3: De Boor 1895. Bd. 4. S. 445–466; Krumbacher 1897. S. 73–79, 515–524. Palmieri 1901. Vol.2. P. 133–161; Gerland 1903. S. 718–722; Papadopulos-Kerameus 1903. C. 357–401; Россейкин 1915; Dvornik 1948; Shepard 1974. P. 12–16; Beck 1977. S. 520–528; Буланин 1981. С. 35–54; Hanak 1993. 250 ff.; Литаврин 2000.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. Нам неизвестно, как велико было число христиан в первое время по Вознесении Христовом. Несомненно однако, что оно не ограничивалось тесным кругом ближайших учеников Христовых. На это есть ряд указаний в Евангелгях, в книге Деяний и в посланиях Апостольских. Так, известно, что за Иисусом Христом с самого начала его общественного служения следовало «множество народа» 6 . Когда Он произносил нагорную проповедь , Его окружало множество учеников Его и много народа 7 . Разсказ о поставлении 12 Апостолов свидетельствуетъ о том, что они были избраны из более обширного круга учеников 8 . Существование этого более широкого круга подтверждается также фактом избрания семидесяти Апостолов 9 . Более того, мы знаем некоторых учеников Христовых, не принадлежавших ни к числу 12-ти, ни к числу 70-ти; таковы Иосиф Аримафейский и Никодим, Закхей и Лазарь со своими сестрами, Мария Магдалина, Иоанна, жена Хузы, Сусанна и многие другие женщины 10 . В некоторых случаях евангельские рассказы упоминают о таких последователях Христовых, не принадлежавших к числу ближайших учеников, не называя их однако по имени 11 . К числу таких последователей принадлежали часто лица, исцеленные Спаситслем. Вспомним, например, бесноватаго в стране Гергесинской, который по исцелении проповедует об Иисусе Христе по всему Десятиградию 12 . Наконец, Евангелисты упоминаютъ также о случаях обращения ко Христу «многих». Так, вовремя проповеди Спасителя в Иерусалиме, в праздник Кущей «многие уверовали в Него» 13 . После беседы Спасителя с самарянкою «многие самаряне» уверовали в него по слову этой женщины, а потом «еще большее число уверовали по Его слову» 14 . Конечно, далеко не все такие лица, обращавшиеся к Христу, оставались ему верными до конца. Известно, что многие из таких учеников Его соблазнились, например, Его словом о хлебе жизни, и оставили Его 15 . Однако есть основание полагать, что по крайней мере некоторая часть этих, сравнительно многочисленных последователей Христовых, не утратила своей веры и вошла в состав первоначальной христианской церкви. Так, мы знаем, что воскресший Спаситель явился однажды «более нежели пятистам братий в одно время» 16 , а на одном из первых собраний Иерусалимской церкви после Вознесения Христова присутствовало около 120 человек 17 . Очевидно, в состав первоначальной христианской церкви вошли не одни ближайшие ученики Христовы, но и довольно значительное число других Его последователей.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

Анатолий Артюх, я вас не оскорблял, я просто дал вам совет. Вы же пример подаёте, не хороший. И зачем вы посещаете сайт " педерастов " , есть обычные новостные ленты. Аргументы и факты, например: http://www.spb.aif.ru/society/news/97930Цитирую: " Накануне вечером 17 активистов ЛГБТ-организации, задержанных во время первомайских демонстраций, вечером были отпущены из полиции Всем задержанным инкриминируют статью 20.2 («участие в несанкционированном митинге») и статью 19.3 («неповиновение требованию полиции прекратить митинг»). Обвинения по статье о пропаганде гомосексуализма никому предъявлено не было. " Или вот:http://www.snob.ru/p...le/10815/blog/48669Тут даже скан протокола есть.Вы меня не знаете, а так оскорбляете. Может я вашу статью в газете написать хотел, и решил вас поправить. А вы, эх...Почитайте этот стих: Откровение Иоанна Богослова 21:8, там про лжецов написано. или этот: Первое послание к Тимофею 1:10, там лжецы в одной строчке с теми, с кем вы боретесь.И старайтесь по жизни жить с самой главной заповедью: Св. Евангелие от Матфея 22:39 (возлюби ближнего твоего, как самого себя), и люди к вам потянутся. Вы меня не оскорбляли, а просто обвинили во лжи.... Я писал статью основываясь на той информации которая у меня была на тот момент. Я посещаю разные сайты, в том числе и вражеские. Скажу вам больше, педерасты тоже посещают РНЛ но православными от этого не становятся, к сожалению. Видите ли, я не могу бороться с педерастами и при этом информацию получать не от педерастов. Откуда же я узнаю о их коварных планах по растлению наших детей? Вот и Вы цитируете Евангелие, а попахиват шестицветиком. Вам педерастам постоянно хочется всех обвинить во лжи, но при этом вы сами уводите людей от истины, передёргиваете факты и лжёте. Как и сейчас, обвиняя меня во лжи и при этом прикрываясь благочестивыми намерениями. Вы лучше честно скажите, - " Нас полиция хотела задержать на ночь, но отпустила.... " Я об этом узнал позже. Но статья не о том, а о краденой радуге. Вы о главном забыли!

http://ruskline.ru/news_rl/2012/05/02/kr...

Впрочем, самые последние слова я запомнил, так как были они краткими и отрадными для нас: «Вот Бог Сил, который невидимою Силою и великим Своим Разумом сотворил мир, и славным Светом Своим благоукрасил тварь, и всесильным Словом Своим утвердил небо, и землю основал на водах, и всемощною Силою Своею создал Свою святую Церковь , которую и благословил. Вот Он изменит небеса и горы, холмы и моря, и все уравняется для избранных Его, чтобы исполнить обещание, которое Он дал, с великою славою и торжеством, если они соблюдут заповеди Божии, полученные ими с великою верою». IV. Окончив чтение, она встала с кафедры; и пришли четверо юношей и понесли кафедру на восток. А она подозвала меня к себе и, коснувшись груди моей, спросила: – Понравилось ли тебе мое чтение? – Госпожа, самые последние слова мне нравятся, но предыдущие страшны и жестоки. И она сказала: – Эти последние слова относятся к праведным, а первые – к отступникам и язычникам. В это время явились два каких-то мужа, подняли ее на плечи и отправились вслед за кафедрой, на восток. Она удалилась веселая и на прощание произнесла: – Мужайся, Герма! 1 Под двоедушием подразумевается совмещение веры в Иисуса Христа и его учения, с одной стороны, и стремление к мирским благам – с другой. 4 Возможно, Герма был разорен из-за расточительности своих домашних (предположительно, он занимался торговлей). 5 «Книга жизни», согласно представлениям христиан, – список праведников, которым даровано вечное блаженство. Упомянута в Послании апостола Павла к Филиппийцам ( Флп.4:3 ); Павел говорит о людях, благовествовавших вместе с ним, имена которых записаны в «Книге жизни». В Откровении Иоанна ( Ин.20:15 ) сказано, что во время Страшного суда тот, чье имя не внесено в «Книгу жизни», будет брошен в огненное озеро. Читать далее Источник: Писания мужей апостольских : [Сборник]/[предисл., пер. с древнегреч., латин. и примеч. прот. Петра Преображенского ; сост., общ. ред., введ., пер. с древнегреч. и латин., предисл., коммент., библиогр. и указ. А.Г. Дунаева ; пер. с древнегреч. прот. Валентина Асмуса ; пер. с древнеармян. и коммент. В.М. Лурье ; пер. с араб. М.В. Грацианского]. - [Изд. 2-е, перераб. и доп. Воспр. изд. 1895 г. с доп.]. - Москва : Издательский совет Русской православной церкви, 2008. - 670, с. (Творения святых отцов и учителей церкви)./«Пастырь» Ерма. 189 (191) - 247 (309) с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Erm/pastyr_her...

Государственная проблема об индивидуальных номерах налогоплательщика стараниями врага Божьего, ложными слухами о введении в ИНН трех шестерок обрела в духовном мире великую силу смуты и стала для нас той проверкой, которая проявила в верующих отсутствие веры Богу и доверия Матери-Церкви… Дорогие мои, а ведь именно эту цель и преследовал враг, вводя в штрихкод число “666”, а никакое иное. Но с какой легкостью и как безболезненно это роковое число было удалено, когда оно сделало свое дело! Число убрали, заявление о присвоении номеров исключили, а смута и раскол в Церкви продолжают углубляться. И разговоры о печати антихриста, о безблагодатности нашей Церкви, о близком конце мира будоражат умы. И сектантские, и противоцерковные настроения и речи звучат уже и с амвонов церковных. В истории Церкви такие настроения прослеживались уже не раз, особенно в периоды политических потрясений, катастроф, войн и всякого рода “перестроек”. Даже великие столпы Церкви ошибались. Вот как описывает подобные события насельник нашей святой Псково-Печерской обители великий подвижник благочестия митрополит Вениамин (Федченков) : причина подобных явлений лежит “в душе человеческой… ее всегда соблазняет все таинственное, необыкновенное, сверхъестественное, чудесное; а особенное — страшное. А при этом появляется ложная “ревность” о Боге… Это все давно известно в духовной жизни. Но периодически подобные движения, как извержения вулканов, — начинают выходить наружу. Обычно это связано с какими-либо политическими потрясениями, катастрофами, войнами, притеснениями. Необходимо бороться с этой язвой духовной. Сам ап. Павел начал эту борьбу — написав целое 2е послание к Солунянам( а отчасти и первое), где он запрещает верить “духу, или слову, или посланию” ( 2Фес.2-4 ). Несмотря на это, подобные движения в истории возникали снова и снова. И даже великие столпы Церкви ошибались в назначении сроков “конца Вселенной”. Например, св. Иоанн Златоуст прямо писал, что конца мира нужно ожидать около “четырехсотого” года. “Я не погрешу”(!), — говорил он, указывая приблизительную дату около 400 г. … И погрешил: прошло 1548 лет с этого дня, конца мира нет. Писано это в 8м томе его сочинений, в объяснении Христа с самарянкой (Евангелие от Иоанна, гл.4).

http://azbyka.ru/apokalipsis/arkhimandri...

Еф.1:4 .  так как Он избрал нас в Нем пре­жде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, «Благословение» – это не первое дело, за которое Ап. хочет благодарить Бога. В основе этого «благословения» лежит «избрание» (так как – по греч. стоит κατς собственно: согласно с тем как, но здесь, как можно заключать из контекста речи, этот союз имеет значение союза причины ср. Рим. 1:28 ). – «В Нем», т. е. во Христе. Христос, Сын Божий, уже от вечности был избран Богом для совершения спасения людей, и мы точно также, благодаря этому, уже от вечности были предизбраны Богом к тому, чтобы составить общество верующих. – «Святы и непорочны» – не в смысле нашего нравственного самоусовершенствования, а, как видно из контекста речи, в общем смысле: мы предназначены составить из себя общество избранных Божиих, которые освящаются кровью Христа. – «Пред Ним», т. е. назначены на служение Богу. – «В любви». Так как здесь речь идет вообще об отношении Бога к нам, то лучше разуметь здесь не нашу любовь, а любовь Бога к людям. Многие древние и новые толкователи относят это выражение к 5-му стиху, что представляется более вероятным, так как иначе это выражение слишком было бы отдалено от глагола, к которому оно только и могло бы относиться ( «избрал»). Еф.1:5 .  предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благо­воле­нию воли Своей, «Предопределив». В одно время с избранием совершилось и наше предназначение к усыновлению Богу во Христе. О «предопределении» – см. Рим.8:29 . Здесь Ап. прибавляет, что это предопределение основано на любви Бога к нам. – «Усыновить». Понятие «усыновления» было известно и в Ветхом Завете ( Исх.4:22 ; Втор.14:1 ), но там это усыновление было уделом народа как единого целого, а в Новом Завете оно дается каждому верующему в отдельности ( Гал.4:7 ). – «По благоволению воли Своей». По толкованию св. Иоанна Злат., под «благоволением» нужно разуметь «сильное хотение нашего спасения». При этом нужно сказать, что это «хотение» или решение является совершенно свободным (ср. Лк.2:14 ). По отношению к «хотению» любовь Божия, о которой Ап. сказал в начале стиха, является его внутреннею основою.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

З) Аргументы библейско-исторические – административное значение пресвитеров подтверждается 1 послан. Петра 5 гл. (1 – 4) и 1 и к Римл. 16. 9 , где пресвитер называется сотрудником апостолов, словами Игнатия Богоносца (к Трал. 2 и Смирн. 8), блаженного Иеронима , Киприана (письмо 6, 27 и 28), Златоуста (о священстве 3, 15) Епифания (Против ересей 69. З) 118 . 4) Канонические: – отсутствие какого бы то ни было канона, запрещающего участие пресвитеров на соборе. – «Пресвитер рукополагается, но не рукополагает; епископ рукополагается и рукополагает». Где же сказано, что епископ может и должен участвовать на соборе, а пресвитер, диакон или мирянин не могут и не должны? 119 На вселенских соборах не значится участия пресвитеров, даже в таких случаях, когда епископы привозили с собою клириков в качестве нотариев и свиты, которые так и оставались в качестве нотариев и свиты; они не были членами собора в силу императорского повеления, призывавшего одних только епископов, а потому обладали не только совещательным голосом в противоположность решающему голосу епископов, но совсем не имели никакого голоса». «На седьмом вселенском соборе оказываются участвующими многочисленные иноки, игумены и архимандриты, – и картина получает иной вид. Иноки наравне с епископами принимают в общение инокоборствующих иерархов, принесших свое покаяние, и одинаково с епископами определяют способ и меру принятия их на основании канонов и отеческих изречений (деяние первое)» 120 . Поэтому-то Н. П. Аксаков , отрицая разделение голосов на совещательные и решающие, как мирянам, так и пресвитерам усвояет право решающее. Право пресвитеров самостоятельное и независимое пресвитерского служения от епископов Аксаков доказывает особенно выразительно правом пресвитера обращаться за судом на епископа к собору и правом уличать его в отступлении от веры. Ссылаясь на правила и слова свв. отцев, напр., Василия Великого , Иоанна Златоустог о, Феодорита, Факундита Гармианского и др., Аксаков утверждает даже право и обязанность обличить епископа судом, если замечено за епископом что-либо противное «благочестию, праведности или справедливости», что худых пастырей, хотя бы и епископов, следует отвращаться, а не следовать за ними и покоряться им, причем «при нормальном состоянии церкви бесспорно лучше прервать общение с епископом, обличив его судом» 121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Aksako...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010