5)        Соборное послание св. ап. Иакова: сведения об авторе, время и место написания послания. Учение о терпении  в искушениях. Другие темы послания. 6)        Соборные послания св. ап. Петра. Время и место написания посланий. Учение о святости христианской жизни. Нравственные наставления христианам. 7)        Соборные послания св. ап. Иоанна Богослова. Время и место написания посланий. Учение о любви в Первом послании св. ап. Иоанна Богослова. 8)        Житие св. апостола Павла. Св. ап. Павел об апостольском служении. 9)        Послание св. ап. Павла к Римлянам: время и место написания послания. Учение об оправдании верой. Жизнь по Духу. 10)    Первое послание св. ап. Павла к Коринфянам (время, место и повод к написанию). Нравственные наставления коринфянам (о спорах, о поведении в церкви, о браке, о блуде, об идоложертвенном) 11)    Послание св. ап. Павла к Галатам. Время и место написания послания. Основные темы послания. 12)    Послание св. ап. Павла к Ефесянам (время, место и повод к написанию). Учение о Церкви. Обязанности мужа и жены. Духовная брань. 13)    Послание св. ап. Павла к Колоссянам. Время и место написания послания. Учение об Иисусе Христе как истинном Боге. Опровержение гностиков и иудействующих. Нравственные наставления. 14)    I , II Послания св. ап. Павла к фессалоникийцам. Учение о Воскресении мертвых, Втором пришествии и Антихристе. 15)    Послание св. ап. Павла к Евреям. Обстоятельства написания. Учение об Иисусе Христе, о превосходстве Нового Завета над Ветхим. Учение о вере.   Отрывки из Апостола: 1) Определить, из какого послания взят отрывок. 2) Кратко изложить учение, которому посвящен отрывок. У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

Но кто эта ε κλεκτ κυρα, толкователи не соглашаются. Одни, например, Афанасий Великий (в Синопсисе), принимают слово κυρα за собственное имя, очень употребительное в древности, и думают, что это была какая-нибудь диаконисса в Малой Азии; а некоторые (Карпцов) хотят даже доказать, что эта Кирия есть не кто иная, как Марфа, сестра Лазаря, так как Сирийское имя Martha есть то же, что κυρα, domina, и что сестра её, о детях коей говорится в 13-м стихе, есть Мария. Другие, следуя мнению Климента александрийского (Adumbr. in 2 Ioann.), принимают за такое же собственное имя ε κλεκτ и считают её Вавилонянкой, и притом той самой, от которой будто писал приветствие апостол Пётр ( 1Пет.5:13 ): но в таком случае и сестра её, о которой упоминается в конце Послания (стих 13), носила бы то же имя. Гораздо справедливее принимать оба этих слова за нарицательные имена, как это сделано в нашем славянском и русском переводах и как в Вульгате: старец избранней госпоже, где под именем избранной госпожи разумеется некая почтенная женщина, уверовавшая во Христа через апостола Иоанна и наставляемая потом от него через Послание. Климент александрийский (Adumbr. in 2 Ioann.) и за ним другие (Hieronym. ep. ad Ageruch) под этой избранной госпожой разумеют Церковь , как у апостола Петра ( 1Пет.5:13 ); а детей её сестры считают членами Церкви ефесской, откуда Иоанн писал это Послание. Однако для такой точки зрения нет достаточных оснований. [Примечание. Ни из Послания, ни из Предания нельзя определить времени и места написания Послания. Так как Послание упоминает о тех же лжеучителях, о которых была речь в первом Послании, и притом почти теми же словами (Сравните 1Ин.4:1–3 ; 2Ин.1:7 ), то происхождение второго Послания Иоанна можно относить к тому же времени и месту, к которым относится и первое Послание]. Общее содержание Послания Так как апостол не хотел писать на бумаге всего того, что имел в уме написать, то Послание содержит в себе только краткий очерк, только отрывочные истины, не строго связанные между собой и не развитые последовательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

К тому склоняются и сами Евсевий (Demonstr. Evang. III:5. Ц. Ист. II:23) и блаж. Иероним (epist. ad. Euagr. 80). И хотя сирский перевод Пешито не имеет этого послания однако св. Ефрем Сирин цитирует его, как подлинное. Самый дух и характера послания и заметное, несмотря на его краткость, сходство содержания и языка с первым посланием тоже должны убеждать читателя послания в принадлежности его великому Апостолу любви. Включение же его в конце IV века Церковью в канон священных книг (на соборах: Лаодикийском 364 г. прав. 60 и Карфагенском 397 г. прав. 47) устраняет всякие сомнения в написания послания св. Апостолом и евангелистом Иоанном Богословом. Кто была εκλεκτ κυρα, «избранная госпожа», к которой с ее детьми первоначально было направлено 2-е послание Иоанна, достоверных сведений о том не имеется. Если одни (напр., св. Афанасий Великий ) считали имя Кириа собственным именем какой-л. малоазийской диакониссы, другие – греческим именем Марфы, сестры Лазаря (сербское Марта по значению равно греч. Κυρα), иные же (вслед за Климентом Александрийским ) считали таким собственным именем εκλεκτ и считали эту христианку вавилонянкою, тожественною будто бы с упомянутою в 1Пет 5:13 , то все это – чистые предположения. Необходимо поэтому видеть в Кириа нарицательное имя христианки, обращенной ко Христу св. Апостолом Иоанном и наставляемой им через это послание. Не представляется возможным принять мнение Климента Апекс. и блаж. Иеронима, разумеющих под «избранной Госпожой» Церковь – как у Ап. Петра ( 1Пет. 5:13 ). Такой аллегоризм в адресе послания едва ли допустим. Соборный характер послания не уничтожается частным назначением его: сходство содержания и языка второго послания с первым посланием обозначает характер соборности и за вторым посланием, каковой характер и признан за ним всею Церковью . По времени написания второе послание должно быть отнесено, как и первое послание, к старческому периоду жизни св. Иоанна Богослова. Место написания – город Ефес. Глава I Написание, похвала избранной госпоже и детям ее и приветствие (1–3). Выражение радости и преподание заповеди к любви и благочестию (4–6). Предостережений от лжеучителей (7–11). Известия и приветствия (12–13).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2 . О времени написания вступление послания дает основание предполагать, что оно написано после Евангелия Иоаннова (ст. 1–3). Это вступление указывает на другое писание того же писателя, и заимствует выражения из Евангелия, или самыми выражениями указывает на единство писателя и последовательность писаний. «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели»... поведаем вам (ст.1–3), говорит Апостол. Но о том, что было в начале, что видели и слышали Апостолы, святой Иоанн раскрыл уже в Евангелии; а в послании только напоминает, для утверждения христиан в истинной вере и жизни по духу веры. Поэтому издревле утвердилось в Церкви такое предание, что эго послание написано Иоанном после Евангелия его. А потому по времени оно должно относиться к последним годам его служения Церкви, или к концу первого христианского века. Самые выражения: чадца мои, или старец ( 2Ин.1:1 ; 3Ин.1:1 ), как называет себя Иоанн во втором и третьем своем послании, также указывают на глубокую старость писателя, которая, по общему преданию Церкви, сближается с концом первого христианского столетия. И, как последние годы жизни святой Иоанн проводил во Ефесе, где он и окончил поприще своего апостольского служения, потому надобно полагать, что и это послание также написано было во Ефесе, как здесь же написано и его Евангелие. 3 . К кому было написано первое послание Иоанна Богослова? Повсеместное древнее предание разрешает этот вопрос причислением сего послания к соборным посланиям, т.е. таким, которые написаны не к одному лицу или обществу верующих определенного города или страны, но вообще к христианам или ко многим Церквам, рассеянным по разным странам. И в самом послании можно видеть этому подтверждение в том, что послание не надписывается к определенному лицу или Церкви, а относится вообще к верующим во Христа. Нет сомнения, что Апостол преимущественно имел в виду тех христиан, которым он проповедал Евангелие и для которых он написал Евангелие, т.е. христиан малоазийских стран, так как о них он имел непосредственное попечение в продолжение своего долговременного апостольского служения. Но это не исключает и той цели, чтобы послание служило к поучению и назиданию всех верующих в Иисуса Христа, Сына Божия, как видим это на деле.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Специально для местной церковной истории 18–18 вв. среди рукописей о. прот. И.В. Ливанского есть немало интересного. Так, здесь сохранился том указов, касающихся одной из церквей г. Орла – Смоленской Одигитриевской церкви – с 1777–1828 г. Среди указов циркулярного характера есть указы о перестройке церкви, опись ее имущества и вообще много материалов для истории церкви, причта и прихода. Наконец, в сборниках проповедей собрания о. Ливанского сохранились слова и поучения местных проповедников с 1783 г. До 50-х годов 19 ст. Проповедники эти следующие: 1) Гавриил Руфинов (1783 г.), 2) свящ. Василий Тимонов, 3) священник Говоров, 4) священник с. Острова Николай Острогорский, 5) священник Николай Федоров (говорил в 1814 г. В Богоявленской и Михаило-Архангельской церкви г. Орла). Будущий историк церковной проповеди в Орле и орловской епархии должен будет сказать большое спасибо нашему почтенному собирателю за его труды для потомства по сохранению среди других документов – образцов орловской проповеди с 18 в. до доступного нашему наблюдению времени! Как бы для полноты картины проповеднического облика нач. 19 в. в одном сборнике дается курс богословских лекций в орловской семинарии 1833 г. на латинском и русском языках. Собрание о. протоирея И. В. Ливанского – третье коллективное поступление в наш Музей 1 . В нем нет каких-либо исключительных редкостей, как и в первых двух собраниях, но для местного провинциального собрания оно представляет несомненный вклад. Мозаика прошлой орловской жизни еще не заполнена, и наше третье рукописное собрание даст для нее немало ценных крупиц разной величины и обликов. 1. Апостол. Рукопись 16 в., 4, 429 л., в кожаном переплете. Пред всеми книгами помещены вводные статьи-сказания; отмечены начала. Книги следующие: 1) Книга Деяний святых Апостол, 2)Соборное собрание Яковле, 3) Святого Апостола Петра Соборное послание. 4) Того же святого Апостола Петра послание второе, 5) Святого Апостола Иоанна Богослова Соборное послание первое, 7) Святого Иоанна Богослова послание Соборное третье, 8) Соборное послание Иудино; Послания св. Апостола Павла – 9) к Римлянам, 10) к Коринфянам 1-ое, 11) к Коринфянам 2-ое, 12) к Галатам, 13) к Ефесам, 14) к Филистимлянам, 15) к Каласеям, 16) к Селунянам, 17) к Селунянам второе, 20) к Титу, 21) к Филимону, 22) к Евреям. – В конце помещено указание начал апостольских, антифонов, прокимонов, аллиуариев; полностью помещены непорочны. (пс.118).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

3. Качества пастыря, передающего Предание (2:1 – 13) 4. Обличение лжеучителей (2:14 – 26) III. Последние времена: эсхатология (3:1 – 9) IV. Наставления о твердости в гонениях (3:10 – 17) 1. Верность Тимофея примеру ап. Павла в страданиях ( 3:10 – 13) 2. Твердость Тимофея, о богодухновенности Священного Писания (3:14 – 17) V. Последнее обращение ап. Павла (4:1 – 18) 1. О проповеди Слова Божия (4:1 – 5) 2. Ап. Павел о своей кончине (4:6 – 8) 3. Личные просьбы, предостережение от Александра, о первом слушании судебного дела и апостола (4:9 – 18) VI. Заключение с прощанием и благословением (4:19 – 22) Семинар 19. 2 Тим. Домашнее задание 1. Ознакомиться с историческим контекстом написания 2 Тим., найти в тексте Послания места, указывающие на то, что данное Послание является предсмертным (см. При ложения 1 и 2). 2. Выделить в Послании отрезки текста, позволяющие проследить его богословие (Христология, сотериология, пневматология, апологетика, эсхатология, учение о Свящ. предании). Проследить связь богословия с Посланиями из уз, а также 1 Тим. и Тит. (см. еп. Кассиан (Безобразов) . Христос и первое христианское поколение; архиеп. Аверкий (Таушев) . Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета, соответствующие главы). План семинара I. Общие сведения об историческом фоне 2 Тим. 1. Сведения Священного Предания о последних днях ап. Павла: вторые узы, их место и время. Об основных моментах правления Нерона: нарастание политической напряженности, начало гонений на христиан. Казнь Павла и Петра. Судьба прочих апостолов (см. Приложение 2) Авторство Послания, обстоятельства его написания, его адресат 1. Ап. Павел как автор 2 Тим. Освобождение из уз, дальнейшие события 2. Место и время написания Послания 3. Цели и задачи Послания 4. Тимофей как ближайший друг и соратник ап. Павла Учение Послания Ап. Павел о себе, узы и страдания апостола 1. Апостольство: «Я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников» ( 2Тим. 1:11 ) 2. Страдание. «По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день» ( 2Тим. 4:6 ); «Бла говестие... за которое я страдаю даже до уз, как злодей», «все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою» ( 2Тим. 2:8 – 10 )

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

CXXIII, см. 1Ин 3:1 ), автора «Послания к Диогнету» (гл. II, см. 1Ин 4:9–10 ). К концу II-ro же века или к первой половине III века относятся важные и авторитетные свидетельства общепризнанного канонического достоинства первого послания Иоанна – т. н. Мураториева канона, Сирского перевода новозаветных священных книг Пешито и древне-латинского перевода. Подобные же свидетельства о подлинности и каноничности послания встречаются у Климента Александрийского (Стром. II, см. 1Ин 5:16 ), у Тертуллиана (Adv. Ргах. с. 15 1Ин I1), у Оригена (Евсев. Ц. И. VI24) Дионисия Александрийского (у Евсев. Ц. И. VII25) и др. Вообще из приведенных свидетельств очевидно, что каноническое достоинство и подлинность первого послания Иоанна были общепризнаны и никаким сомнениям и оспариваниям не подвергались. И все внутренние признаки послания, все характерные черты его содержания, тона и изложения убедительно свидетельствуют о принадлежности послания тому же великому апостолу любви и возвышенного христианского созерцания, которым написано и четвертое Евангелие. И в послании, как в Евангелии, причисляет себя к самовидцам Слова, и все содержание послания проникнуто живым воспоминанием о данном Спасителем примере христианам всею жизнью Своею земною ( 1Ин 2:6, 3:3, 5, 7, 4:17 ), о Его слове и заповедях ( 1Ин 1:5, 3:23, 4:21 ), о событиях при Его крещении и крестной смерти ( 1Ин.5:6 ). В послании веет тот же дух любви и вместе огненной ревности по славе Божией и чистоте Богопочтения, та же глубина и сила чувства, тот же образ и характер представления и изложения, что и в Евангелии. Эта внутренняя близость и родство содержания послания и Евангелия св. Иоанна хорошо были подмечены и оценены в смысле доказательства подлинности еще в древности, напр., св. Дионисием Александрийским в III в. «Евангелие (Иоанна) и послание, говорит он, согласны между собою и одинаково начинаются; первое говорит: » вначале бе Слово», последнее: « еже бе исперва»; в том сказано: « и Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко единародного от Отца» ( Ин.1:14 ), то же и в этом, с небольшим лишь изменением: « еже слышахом, еже видехом очима нашима, еже узрехом и руки наша осязаша, о Словеси животным, и живот явися»… ( 1Ин.1:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дальше. Сказав это, он говорит в 18-м стихе: «Бога [добавим: по Его природе] не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» , – нам эту божественную природу. И вот насколько каждый из нас удостоится воспринять эту природу, об этом скажет Иоанн Богослов тот же в своём Первом Соборном Послании. Поэтому откройте Первое Соборное Послание от Иоанна (за книгой Деяний) и найдите 3-ю главу. И вот, в этой 3-й главе, во 2-м стихе, мы читаем такие поразительные слова: «Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист». – Вот что ожидает верующих людей. Если наше упование не посрамит нас. Мы спасены – верно; но мы добавляем одно слово, которое не добавит ни один сектант. Они скажут: мы спасены. Вопрос решён. Мы добавляем одно слово, которое они опускают из текста. Мы спасены в надежде (см. Рим. 8:24 ) – мы надеемся, что будем спасены. Но если под эту надежду не будем работать, то эта надежда нас посрамит. И мы не увидим Его так, как Он есть. Потому что 3-й стих указывает как раз на то условие, при котором мы и можем Его увидеть, как Он есть.              3-й стих: «И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя» – вот если не будет этого очищения, мы и не увидим. Как вот на иконе запись одна на другую ложится и скрывает первозданный лик, так и наш образ повреждён, на нём также оседает слой за слоем в течение жизни вот эта духовная накипь, и, для того чтобы в нас явился тот образ и подобие, которые мы получили вначале, надо без конца себя чистить, чистить так, как Он чист. Только при таком условии мы увидим Его, как Он есть. Теперь откройте Послание к Филиппийцам. Это Послание читается всегда, когда отмечается какой-нибудь Богородичный праздник. Послание к Филиппийцам или Послание к Евреям, где речь идёт об устройстве Скинии, потому что Скиния Ветхозаветная прообразовала собою Богоматерь. Храм Господень прообразовал собою Божию Матерь, Которая явилась Храмом Божества. И вот здесь говорится (во 2-й главе) следующее – 5-й стих:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

После Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа св. Иоанн 15 лет не оставлял Иерусалима — до блаженного успения порученной его попечению Божией Матери. Вместе с Петром и Иаковом он принимал деятельное участие в устроении Иерусалимской церкви, так что вместе с ними считался одним из столпов ее (Гал. 2:9). Когда были крещены новообращенные самаряне, для низведения на них Духа Святого к ним отправился св. Иоанн вместе со св. Петром (Деян. 8; 14). Позже и он направился с евангельской проповедью в римские провинции Малой Азии, а по смерти свв. Петра и Павла основал свое постоянное местопребывание в Ефесе. Отсюда он управлял всеми церквами Малой Азии в качестве верховного их пастыря. Из Ефеса он был сослан на остров Патмос при императоре Домициане, после того, как чудесным образом сохранил свою жизнь, быв ввержен в котел с кипящим маслом. В этой ссылке он написал свой Апокалипсис о будущих судьбах Церкви Божией и всего мира. При императоре Нерве он возвратился в Ефес и там уже в конце I века христианской эры, по убедительным просьбам многих, написал свое Евангелие и затем три послания. Всю жизнь он оставался девственником и почил своею, несколько загадочною, смертью уже в начале II века, будучи более 100 лет возрастом, в городе Ефесе, который до сего времени сохранил воспоминание о нем в своем современном названии " Айя Селук " , что значит " Святой Богослов " . Подлинность первого послания Иоаннова Хотя св. Иоанн и не называет себя по имени в начале послания, но говорит о себе как об очевидце и самовидце событий земной жизни Господа Иисуса Христа (1:1-4). Вся христианская древность единодушно признавала это послание писанием св. Иоанна Богослова. Особенно важны показания св. Поликарпа и Папия Иерапольского, которые были учениками св. Иоанна Богослова, а также св. Иринея, бывшего учеником св. Поликарпа. Свидетельства о его подлинности мы находим и у Климента Александрийского, у Тертуллиана, у Оригеиа, у Дионисия Александрийского и др. Есть оно и в так называемом Мураториевом каноне, и в сирском переводе Пешито. Евсевий причисляет это послание к несомненно каноническим. Никаких сомнений в подлинности его в древней Церкви не было.

http://sedmitza.ru/lib/text/430604/

Вместо Клавдия – император римский Нерон Обратное путешествие Павла из Коринфа в Эфес, Кесарию, Иерусалим и Антиохию Третье апостольское путешествие Павла Аполлос александрианин в Эфесе и Ахаие Павел в Эфесе (три года) Послания к Галатам и первое – к Коринфянам 811–812 Путешествие Павла из Эфеса по Македонии и Ахаие Послания: второе – к Коринфянам, первые – к Тимофею и к Римлянам Обратное путешествие Павла из Греции через Македонию и морем в Финикию и Иерусалим Последнее пребывание Павла в Иерусалиме: свидание с Иаковом праведным и старейшинами, возмущение против него иудеев, узы Павла, печи его к народу и синедриону, умысел иудеев убить его 812–814 Павел – узник в Кесарии (в продолжение двух лет) Новый прокуратор – Фест. Первосвященник – Измаил, сын Фаби. Агриппа 2-й и Вереника в Кесарии Дело Павла в Кесарии при Фесте: обвинения его и оправдательная речь перед Агриппой и Фестом Путешествие узника Павла в Рим на суд Кесаря Прибытие Павла в Рим 815–817 Двухлетнее пребывание Павла в Риме (под стражей) Послания к Эфесянам, Филиппийцам, Колоссянам, Филимону и Евреям Мученическая кончина Иакова, брата Господня, в Иерусалиме. Прокуратор – Альбин. Первосвященник иудейский – Иосиф, сын Каби; потом – Анан, сын Анана Окончание начатой Иродом 1-м перестройки храма иерусалимского 817–821 Вероятное освобождение Павла от уз и апостольское путешествие в Испанию Начало (64 г.) Неронова гонения на христиан Возвращение Павла в Рим. Петр в Риме. Послания Павла к Титу и второе – к Тимофею. Мученическая кончина апп. Петра и Павла в Риме Переселение ап. Иоанна Б. В Эфес и его апостольская там деятельность Заточение ап. Иоанна Б. На остров Патмос и Апокалипсис Начало войны иудейской. Прокуратор – Гессий Флор. Первосвященник иудейский – Матфий, сын Феофила Веспасиан – предводитель римских войск, воюющих в Палестине; сын его Тит Смерть Нерона. Гальба – римский император. Иудейская война продолжается Смерть Гальбы. Оттом император и его смерть. Императорами провозглашены от войск Вителлий и Веспасиан, из коих последний и занимает императорский престол. Сын его Тит продолжает войну в Иудее.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010