Дом блаженной Паши Саровской возвращен Дивеевскому монастырю Москва, 26 июля 2004 г. Дом блаженной Паши Саровской возвращен Серафимо-Дивеевскому женскому монастырю и будет отреставрирован к празднованию 250-летия со дня рождения покровителя этой обители - преподобного Серафима Саровского (1 августа), сообщает РИА " Новости " . В Оргкомитете Серафимовских торжеств сказали, что уже в конце июля, когда на Нижегородской земле начнутся праздничные мероприятия, в доме Паши Саровской будет восстановлен интерьер ее кельи и откроется музей Дивеевского монастыря. Именно в дом Паши Саровской в 1903 году, после канонизации преподобного Серафима, приехали император-страстотерпец Николай II и императрица-страстотерпица Александра Федоровна. Перед приходом гостей блаженная Паша велела вынести все стулья и усадила императорскую чету на ковер. Блаженная предсказала надвигавшуюся на Россию катастрофу: гибель династии, гонения на Церковь и море крови. Предсказала и рождение наследника, подарив царской семье куклу. До последнего времени в доме Паши Саровской находилась детская молочная кухня, для которой в этом году администрация села Дивеево выделила новое помещение. Теперь в доме-музее Паши Саровской можно будет увидеть личные вещи блаженной, а также других сестер Дивеевской обители, их посуду и мебель, фотографии и архивные документы по истории монастыря. Блаженная Паша Саровская (в миру Ирина) родилась в начале XIX века в селе Никольском Спасского уезда Тамбовской губернии в семье крепостного крестьянина. Она стала экономкой, и однажды прислуга оклеветала ее в краже. Господа отдали Ирину на истязание солдатам. Не выдержав несправедливости, она ушла в Киев и тайно постриглась в схимницы с именем Параскевы, после чего стала называть себя Пашей. 30 лет блаженная прожила в пещерах в Саровском лесу. А в 1884 году поселилась в Дивееве. Все ночи она проводила в молитве, а днем после церковной службы жала серпом траву, вязала чулки и выполняла другие работы, непрестанно творя Иисусову молитву. Видя ее подвижническую жизнь, люди стали обращаться к ней за советами и молитвой. Блаженная Паша обладала даром прозорливости. Кого-то она обличала в тайных грехах, кому-то в точности предсказывала будущее. Скончалась Паша Саровская 5 октября 1915 года в возрасте примерно 120 лет. Примечательно, что после ее смерти в ее доме поселилась другая дивеевская блаженная - Мария Ивановна. Сейчас уже поданы документы и рассматривается вопрос об общецерковном прославлении блаженной Паши Саровской, а также двух других дивеевских блаженных конца XIX - начала XX веков (Марии Ивановны и Пелагеи Серебренниковой). 26 июля 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/10563.html

Архиерейский Собор благословил к общецерковному прославлению дивеевских блаженных Нижний Новгород, 6 октября 2004 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви благословил к общецерковному прославлению Христа ради юродивых блаженных Пелагии (Серебренниковой; 1809-1884), схимонахини Параскевы (Паши Саровской, + 1915) и Марии (Фединой, +1931), ранее прославленных как местночтимые святые Нижегородской епархии, сообщает пресс-служба Нижегородской епархии . Вопрос об общецерковном прославлении дивеевских блаженных был поставлен на соборе в докладе митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви По благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода в Повестку дня Собора был внесен вопрос об общецерковном прославлении четырнадцати подвижников, канонизированных ранее как местночтимых святых. «Особую известность Серафимо-Дивеевский монастырь получил и благодаря сонму святых жен, подвизавшихся в подвиге юродства ради Христа: блаженных Пелагии (Серебренниковой; 1809-1884; память 30 января/12 февраля), схимонахини Параскевы (Паши Саровской; +1915; память 22 сентября/5 октября) и Марии (Фединой; +1931; память 26 августа/8 сентября), – отметил в своем докладе митрополит Ювеналий. - Из всех подвигов христианского жительства - подвиг юродства ради Христа один из самых трудных. Священномученик Серафим (Чичагов) в составленной им " Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря " о служении дивеевских блаженных сказал: " ...Назначение блаженных в обители: спасать души монашествующих от натисков врага человечества, от искушений и страстей, им ведомым по прозорливости... " Смирение, с которым блаженные Пелагия, Параскева и Мария пронесли подвиг Христа ради юродства, обильные благодатные дары Духа Святого, явившиеся в них преизобильно, чудеса по их молитвенному предстательству при жизни и после кончины, - все это дало основание для их канонизации». Напомним, что вопрос о прославлении дивеевских блаженных в лике местночтимых святых Нижегородской епархии рассматривался Комиссией по канонизации святых 1 октября 2001 года. Дав положительное заключение, члены Комиссии тогда отметили, что " есть основания ставить вопрос об их и общецерковном прославлении на ближайшем Архиерейском или Поместном Соборе " . Святейший Патриарх благословил совершить прославление дивеевских блаженных как местночтимых святых Нижегородской епархии во время празднования 250-летия со дня рождения преподобного Серафима и освящения восстановленной Казанской церкви Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря, что и было совершено сонмом архипастырей 31 июля этого года. 6 октября 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/11325.html

ПОСТАНОВИЛИ:   ЖУРНАЛ 35 СЛУШАЛИ: Прошение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира о почислении его на покой в связи с достижением 75-летия. ПОСТАНОВИЛИ: Просить Преосвященнейшего митрополита Владимира продолжить архипастырское служение в Санкт-Петербургской епархии .   ЖУРНАЛ 36 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по подготовке юбилея Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. ПОСТАНОВИЛИ: ЖУРНАЛ 37 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых , о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся почитания в различных епархиях Русской Православной Церкви святой блаженной Матроны Московской (Никоновой; 1881-1952), местночтимой святой Московской епархии. Справка: Святая блаженная Матрона Московская прославлена в лике местночтимых святых Московской епархии в 1999 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. ПОСТАНОВИЛИ:   ЖУРНАЛ 38 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся почитания в различных епархиях Русской Православной Церкви Христа ради юродивых блаженных Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря Пелагии (Серебренниковой; 1809-1884), схимонахини Параскевы (Паши Саровской; +1915) и Марии (Фединой, +1931). Справка: Христа ради юродивые блаженные Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря Пелагия (Серебренникова; 1809-1884), схимонахиня Параскева (Паша Саровская; +1915) и Мария (Федина, +1931) по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II прославлены в лике местночтимых святых Нижегородской епархии 31 июля 2004 года. ПОСТАНОВИЛИ:   ЖУРНАЛ 39 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления Новомучеников и Исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1495815...

На сегодняшний день в Соборе новомучеников поименно прославлено 1588 святых. 1.2. Согласно канонической практике имена общецерковно прославляемыхсвятых сообщаются Предстоятелям Поместных Православных Церквей длявключения в их Святцы. Святые, прославленные в других Поместных Православных Церквях, включаются в Месяцеслов Русской Православной Церкви. В межсоборный период Священный Синод рассмотрел сообщения по этим вопросам Предстоятелей Константинопольской, Александрийской, Грузинской, Сербской и Польской Православных Церквей. В результате в Месяцеслов Русской Православной Церкви были включены имена 22 святых и установлены три соборные памяти мучеников, в различное время убиенных (сведения по этому вопросу представлены в приложении 3). 1.3. За это время Комиссия рассматривала материалы и к прославлению местночтимых святых. Святейшему Патриарху было доложено, что члены Комиссии не нашли препятствий для прославления в лике местночтимых святых подвижников, сведения о которых были представлены от следующих епархий: - от Астраханской: архиепископа Феодосия (+1607), первого святителя Астраханского, - от Воронежской: архиепископа Воронежского и Задонского Антония(Смирницкого; 1773-1846), - от Вятской: иеросхимонаха Стефана (Куртеева; 1830-1890), - от Екатеринбургской: монаха Василиска Сибирского (сер. XVIII в. -29 декабря 1824) и схимонаха Илии (Чеботарева; 1829-30 ноября 1900), - от Костромской: иеромонаха Тимона, старца Надеевского (1763-1840), - от Львовской: архидиакона Никифора (Кантакузена; +1599), - от Московской: иеромонаха Филарета (в схиме Феодора; Пуляшкина,1758-1842) и иеросхимонаха Аристоклия (Амвросиева; 1846-1918), - от Мурманской: 116-ти мучеников братии Печенгского монастыря, вместе с преподобномучеником Гурием Печенгским в 1589 году убиенных, - от Нижегородской: Христа ради юродивых блаженных Пелагии (Серебренниковой; 1809-1884), схимонахини Параскевы (Паши Саровской, + 1915) и Марии (Фединой, +1931), - от Псковской: иеросхимонаха Симеона (Желнина; 1869-1960),

http://sedmitza.ru/lib/text/429622/

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2. Включить в повестку дня предстоящего Архиерейского Собора вопрос об общецерковном прославлении святой блаженной Матроны Московской (Никоновой; 1881-1952). ЖУРНАЛ 38 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся почитания в различных епархиях Русской Православной Церкви Христа ради юродивых блаженных Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря Пелагии (Серебренниковой; 1809-1884), схимонахини Параскевы (Паши Саровской; +1915) и Марии (Фединой, +1931). СПРАВКА: Христа ради юродивые блаженные Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря Пелагия (Серебренникова; 1809-1884), схимонахиня Параскева (Паша Саровская; +1915) и Мария (Федина, +1931) по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II прославлены в лике местночтимых святых Нижегородской епархии 31 июля 2004 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2. Включить в повестку дня предстоящего Архиерейского Собора вопрос об общецерковном прославлении блаженных Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря Пелагии (Серебренниковой; 1809-1884), схимонахини Параскевы (Паши Саровской; +1915) и Марии (Фединой, +1931). ЖУРНАЛ 39 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления Новомучеников и Исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. СПРАВКА: Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора Новомучеников и Исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении Новомучеников и Исповедников Российских).

http://pravoslavie.ru/10766.html

СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся почитания в различных епархиях Русской Православной Церкви Христа ради юродивых блаженных Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря Пелагии (Серебренниковой; 1809-1884), схимонахини Параскевы (Паши Саровской; +1915) и Марии (Фединой, +1931). СПРАВКА: Христа ради юродивые блаженные Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря Пелагия (Серебренникова; 1809-1884), схимонахиня Параскева (Паша Саровская; +1915) и Мария (Федина, +1931) по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II прославлены в лике местночтимых святых Нижегородской епархии 31 июля 2004 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2. Включить в повестку дня предстоящего Архиерейского Собора вопрос об общецерковном прославлении блаженных Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря Пелагии (Серебренниковой; 1809-1884), схимонахини Параскевы (Паши Саровской; +1915) и Марии (Фединой, +1931). ЖУРНАЛ 39 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления Новомучеников и Исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. СПРАВКА: Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора Новомучеников и Исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении Новомучеников и Исповедников Российских). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного Митрополита Ювеналия. 2. Включить в Собор Новомучеников и Исповедников Российских XX века имена подвижников, материалы о которых представлены:

http://mospat.ru/archive/86335-zhurnaly-...

2. Выразить благодарность Президенту Российской Федерации В.В.Путину, Правительству Российской Федерации, Государственной Думе, церковным, государственным и общественным организациям, иностранным представительствам, всем, кто почтил высокого Юбиляра в дни проведения торжеств. 3. Благодарить Синодальную Комиссию по подготовке юбилея Святейшего Патриарха и ее Председателя Преосвященного Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия за предпринятые труды по организации и проведению юбилейных торжеств. ЖУРНАЛ 37 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся почитания в различных епархиях Русской Православной Церкви святой блаженной Матроны Московской (Никоновой; 1881-1952), местночтимой святой Московской епархии. СПРАВКА: Святая блаженная Матрона Московская прославлена в лике местночтимых святых Московской епархии в 1999 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия П. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2. Включить в повестку дня предстоящего Архиерейского Собора вопрос об общецерковном прославлении святой блаженной Матроны Московской (Никоновой; 1881-1952). ЖУРНАЛ 38 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся почитания в различных епархиях Русской Православной Церкви Христа ради юродивых блаженных Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря Пелагии (Серебренниковой; 1809-1884), схимонахини Параскевы (Паши Саровской; +1915) и Марии (Фединой, +1931). СПРАВКА: Христа ради юродивые блаженные Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря Пелагия (Серебренникова; 1809-1884), схимонахиня Параскева (Паша Саровская; +1915) и Мария (Федина, +1931) по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II прославлены в лике местночтимых святых Нижегородской епархии 31 июля 2004 года.

http://sedmitza.ru/lib/text/429529/

Примерно к этому времени Канавка с двух сторон была обсажена деревьями, некоторые из них сохранились. В 1904 году в день получения известия о рождении наследника престола Российского Алексея, на Канавке была посажена лиственница, которая растёт и сейчас. После закрытия монастыря Канавку во многих местах засыпали, вал сровняли. Особенно большие повреждения Канавка претерпела в послевоенное время; во многих местах её перерезали различными коммуникациями, а в южной части в Канавку были заложены канализационные трубы. Несмотря на запреты, по Канавке продолжали ходить и совершать молитвенное правило и в советское время. С восстановлением Дивеевского монастыря возродилась и молитвенная жизнь на облагороженной Святой Канавке. Из книги: Агапов А.А. Саров-Дивеево: Путеводитель. - Саров; Саранск: Типография " Красный Октябрь " , 2002 Пустынька блаженной Прасковьи Ивановны в Серафимо-Дивеевском монастыре Блаженная Прасковья Ивановна (известная также как Паша Саровская) занимает особое место среди Дивеевских святых. В Серафимо-Дивеевскогом монастыре она, совершая духовный подвиг, проживала с 1884 по 1915 г.г. За это время в ее келии побывало множество людей. В том числе был и государь Николай II, приезжавший на открытие мощей преподобного Серафима Саровского. Именно в келье Паши Саровской в 1903 году царю были предсказаны многие радостные и трагичные события его жизни, от рождения наследника, до революции и падения престола.Прасковья Ивановна умерла 22 сентября 1915 года в возрасте около 120 лет. Келья блаженной стала после ее смерти местом паломничества и почитания верующих. Вплоть до закрытия монастыря в 1927 году в келье читалась неусыпаемая псалтирь. После 1927 года, в здании дома-кельи разместилась сберегательная касса, что когда-то было предсказано самой Пашей, а позднее - молочная кухня. В результате этого исторический облик памятника исказился: оказалось полностью утрачено крыльцо на северном фасаде, на южном крыльце отсутствовали декоративные резные элементы, были пробиты новые оконные проемы, а внутри здания выполнена перепланировка помещений. Пустынька расположена в южной части Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Построена в конце XIX в. Материал стен - бревенчатый сруб с обшивкой тесом покоящийся на кирпичном цоколе. Здание одноэтажное, прямоугольное в плане, с подвальным помещением, перекрыто вальмовой крышей со слуховыми окнами на каждом скате. В ходе натурных изысканий в марте 2004 года были выявлены остатки исторической планировочной структуры, а также сохранившиеся детали и элементы декоративного убранства. В ходе архивных и библиографических изысканий обнаружены материалы дореволюционного периода истории памятника, в основном представленные фотографиями внешнего вида здания 1890-х–1904 г.г.

http://sobory.ru/article/?object=00902

Батюшка Серафим говорил, что блаженные никогда не переведутся в Дивееве. Так оно и получилось. Когда была близка кончина Пелагеи Ивановны, в Дивеев пришла Параскева Ивановна, но блаженная Пелагея, выглянув в окно, погрозила ей кулаком. Параскева спросила: «Что, еще рано, матушка?» И последовал ответ: «Еще рано». Когда мы были у Марии Ивановны, то ее послушница рассказывала нам, как блаженные сменяют друг друга. Вот когда Параскева Ивановна умерла, ей на смену пришла Мария Ивановна. Слушая наш разговор, Мария Ивановна заявила: «Да, я тогда и заявилась». Это было в 1915 году, в год смерти Параскевы Ивановны, известной Паши Саровской. Рассказывали сестры, что в ночь с 4-го на 5-е июля 1918 года, то есть в ночь мученической кончины Царской Семьи, Мария Ивановна страшно бушевала и кричала: «Царевен штыками! Проклятые жиды!» Неистовствовала страшно, и только потом выяснилось, о чем она кричала. Значит, она знала, кто приказывал и кто был исполнителем этого чудовищного преступления, искупление за которое до сих пор несет русский народ, допустивший это! Про Марию Ивановну говорили, что она сорок лет перед приходом в Дивеев прожила под мостом в непрестанной молитве. Матушка-игумения Александра часто посылала спрашивать Марию Ивановну по разным недоуменным вопросам. Сестры ее очень почитали не только потому, что имели в своей обители опыт трех предшествовавших блаженных. Я видел, как от нее выходил какой-то партийный, крестился со страхом и говорил: «Великая раба Божия!» Со страхом и мы входили первый раз к Марии Ивановне. Я шел последним, и Мария Ивановна, приподнявшись, указала рукой на меня: «Вот тот высокий парень на моего свояка похож!» Послушница говорит: «У тебя никакого свояка нет». «Ты там много знаешь», – ответила она. Только позже выяснилось, о чем говорила Мария Ивановна. Обнимая мою супругу Капитолину Захаровну, она произнесла: «Машенька, доченька!» Тем самым предрекала ее монашеское имя. Если она доченька, то ее муж вроде бы как свояк. Так это или не так, у блаженных ведь не допросишься.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Отпилив сук, кощунники потрясенно ахнули: на срезе проявился лик Божией Матери Тогда активисты не остановились в своем рвении, принявшись пилить мученическое тело березы частями. Но, отпилив сук, деятели потрясенно ахнули: на срезе проявился лик иконы Божией Матери «Умиление». Только после этого были прекращены терзания дерева. Стоит красавица и по сей день. Когда мы гладили ее черно-белый ствол, с тонких окончаний плакучих веток уже свисали молодые, свежие сережки. Мягенькие, они тоже легко доставались рукой. Поклонились мы и святым могилам, расположенным восточнее Свято-Троицкого храма, на пути к Канавке. Годы жизни блаженной Паши Саровской, указанные на кресте, впечатляют: 1795–1915. Почитаемая многими еще при жизни, обладавшая даром прозорливости и предрекавшая в иносказательной, аллегорической форме события и судьбы, во время странствий по саровским лесам до прихода в монастырь знаменитая блаженная «имела вид Марии Египетской. Худая, высокая, совсем сожженная солнцем и потому черная, страшная, носила в то время короткие волосы… босая, в мужской рубашке, свитке, расстегнутой на груди, с обнаженными руками… она приходила в монастырь и наводила страх на всех, не знающих ее». А впоследствии, располнев в монастыре, одевалась в несколько сарафанов сразу, на голове носила старушечий чепец и крестьянский платок. Именно она в 1903 году, на торжествах прославления преподобного Серафима, вручила письмо 70-летней давности от преподобного Серафима Императору Николаю Александровичу – «Царю, который приедет в Дивеево». Серо-голубенький домик, где инокиня принимала Помазанника Божия, расположен в непосредственной близи от обители и хорошо был виден нам сквозь еще голые кусты и чугунную воздушную монастырскую ограду. Рассказывают, что при подготовке ко встрече Паша попросила вынести из домика мебель и застелить пол коврами: новость для адресата должна была оказаться сокрушительной. Действительно, в послании говорилось о трагической судьбе России и Царской Семьи. Царь Николай сильно восскорбел по прочтении письма. Это откровение было тяжелым, но, как показало время, оно помогло Семье достойно выдержать тяжкие испытания и сподобиться неувядаемого венца славы в Царствии Небесном.

http://pravoslavie.ru/112124.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010