Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПАРАСКЕВА ДИВЕЕВСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Блж. Параскева Дивеевская Параскева Дивеевская (Паша Саровская; 1795 - 1915 ), блаженная Память 22 сентября , 7 сентября - обретение мощей трёх блаженных жен Дивеевских в 2004 году (Дивеев. ) и в Соборах Дивеевских и Нижегородских святых В миру Ирина, родилась в 1795 году в селе Никольское Спасского уезда Тамбовской губернии. Родители ее, Иван и Дария, были крепостные крестьяне господ Булыгиных. Когда девице минуло семнадцать лет, господа выдали ее замуж за крестьянина Федора. Ирина стала примерной женой и хозяйкой, и семья мужа полюбила ее за кроткий нрав, за трудолюбие, за то, что она усердно молилась дома и в храме, избегала гостей и общества и не выходила на деревенские игры. Так они прожили с мужем пятнадцать лет, но Господь не благословил их детьми. Через восемь лет муж Ирины умер. Будучи несправедливо обвиненной своими хозяевами в краже, подверглась тяжким испытаниям и бежала в Киев , где скрывалась у старцев. Дважды по заявлению помещика ее находили, заключали в острог, а затем эпатировали обратно в поместье. Во время второго побега Ирина тайно приняла постриг с именем Параскева и получила благословение старцев на юродство Христа ради . Вскоре хозяева сами выгнали девушку. Пять лет она бродила по селу, а затем около 30 лет жила в вырытых ею пещерах в Саровском лесу, проводя время в молитве. Временами ходила то в Саров , то в Дивеево . Окрестные крестьяне и паломники, приходившие в Саров, глубоко чтили подвижницу и просили ее молитв. Осенью 1884 года подвижница пришла в Дивеевский монастырь и осталась в обители до конца своих дней. Имя Прасковьи Ивановны было известно не только в народе, но и в высших кругах общества. Многие из высокопоставленных лиц, посещая Дивеевский монастырь, считали своим долгом побывать у нее. Собрано и описано много случаев прозорливости блаженной Паши.

http://drevo-info.ru/articles/18530.html

Отпилив сук, кощунники потрясенно ахнули: на срезе проявился лик Божией Матери Тогда активисты не остановились в своем рвении, принявшись пилить мученическое тело березы частями. Но, отпилив сук, деятели потрясенно ахнули: на срезе проявился лик иконы Божией Матери «Умиление». Только после этого были прекращены терзания дерева. Стоит красавица и по сей день. Когда мы гладили ее черно-белый ствол, с тонких окончаний плакучих веток уже свисали молодые, свежие сережки. Мягенькие, они тоже легко доставались рукой. Поклонились мы и святым могилам, расположенным восточнее Свято-Троицкого храма, на пути к Канавке. Годы жизни блаженной Паши Саровской, указанные на кресте, впечатляют: 1795–1915. Почитаемая многими еще при жизни, обладавшая даром прозорливости и предрекавшая в иносказательной, аллегорической форме события и судьбы, во время странствий по саровским лесам до прихода в монастырь знаменитая блаженная «имела вид Марии Египетской. Худая, высокая, совсем сожженная солнцем и потому черная, страшная, носила в то время короткие волосы… босая, в мужской рубашке, свитке, расстегнутой на груди, с обнаженными руками… она приходила в монастырь и наводила страх на всех, не знающих ее». А впоследствии, располнев в монастыре, одевалась в несколько сарафанов сразу, на голове носила старушечий чепец и крестьянский платок. Именно она в 1903 году, на торжествах прославления преподобного Серафима, вручила письмо 70-летней давности от преподобного Серафима Императору Николаю Александровичу – «Царю, который приедет в Дивеево». Серо-голубенький домик, где инокиня принимала Помазанника Божия, расположен в непосредственной близи от обители и хорошо был виден нам сквозь еще голые кусты и чугунную воздушную монастырскую ограду. Рассказывают, что при подготовке ко встрече Паша попросила вынести из домика мебель и застелить пол коврами: новость для адресата должна была оказаться сокрушительной. Действительно, в послании говорилось о трагической судьбе России и Царской Семьи. Царь Николай сильно восскорбел по прочтении письма. Это откровение было тяжелым, но, как показало время, оно помогло Семье достойно выдержать тяжкие испытания и сподобиться неувядаемого венца славы в Царствии Небесном.

http://pravoslavie.ru/112124.html

На сегодняшний день в Соборе новомучеников поименно прославлено 1588 святых. 1.2. Согласно канонической практике имена общецерковно прославляемыхсвятых сообщаются Предстоятелям Поместных Православных Церквей длявключения в их Святцы. Святые, прославленные в других Поместных Православных Церквях, включаются в Месяцеслов Русской Православной Церкви. В межсоборный период Священный Синод рассмотрел сообщения по этим вопросам Предстоятелей Константинопольской, Александрийской, Грузинской, Сербской и Польской Православных Церквей. В результате в Месяцеслов Русской Православной Церкви были включены имена 22 святых и установлены три соборные памяти мучеников, в различное время убиенных (сведения по этому вопросу представлены в приложении 3). 1.3. За это время Комиссия рассматривала материалы и к прославлению местночтимых святых. Святейшему Патриарху было доложено, что члены Комиссии не нашли препятствий для прославления в лике местночтимых святых подвижников, сведения о которых были представлены от следующих епархий: - от Астраханской: архиепископа Феодосия (+1607), первого святителя Астраханского, - от Воронежской: архиепископа Воронежского и Задонского Антония(Смирницкого; 1773-1846), - от Вятской: иеросхимонаха Стефана (Куртеева; 1830-1890), - от Екатеринбургской: монаха Василиска Сибирского (сер. XVIII в. -29 декабря 1824) и схимонаха Илии (Чеботарева; 1829-30 ноября 1900), - от Костромской: иеромонаха Тимона, старца Надеевского (1763-1840), - от Львовской: архидиакона Никифора (Кантакузена; +1599), - от Московской: иеромонаха Филарета (в схиме Феодора; Пуляшкина,1758-1842) и иеросхимонаха Аристоклия (Амвросиева; 1846-1918), - от Мурманской: 116-ти мучеников братии Печенгского монастыря, вместе с преподобномучеником Гурием Печенгским в 1589 году убиенных, - от Нижегородской: Христа ради юродивых блаженных Пелагии (Серебренниковой; 1809-1884), схимонахини Параскевы (Паши Саровской, + 1915) и Марии (Фединой, +1931), - от Псковской: иеросхимонаха Симеона (Желнина; 1869-1960),

http://sedmitza.ru/lib/text/429622/

Вот посмотрите – 2–я глава – что здесь говорится: «Неправо умствующие говорили сами в себе: коротка и прискорбна наша жизнь, и нет человеку спасения от смерти, и не знают, чтобы кто освободил из ада. Случайно мы рождены и после будем как не бывшие: дыхание в ноздрях наших – дым, и слово – искра в движении нашего сердца [вот как искра вылетает из костра и растворяется в темноте], когда она угаснет, тело обратится в прах и дух рассеется, как жидкий воздух; и имя наше забудется со временем, и никто не вспомнит о делах наших; и жизнь наша пройдет, как след облака и рассеется как туман, разогнанный лучами солнца и отягченный теплотою его. Ибо жизнь наша – прохождение тени, и нет нам возврата от смерти: ибо положена печать и никто не возвращается. Будем же [вывод] наслаждаться настоящими благами и спешить пользоваться как юностью; преисполнимся дорогим вином и благовониями, и да не пройдет мимо нас весенний цвет жизни; увенчаемся цветами роз прежде, нежели они увяли; никто из нас не лишай себя участия в нашем наслаждении; везде оставим следы веселья, ибо это наша доля и наш жребий». 11-й стих: «Сила наша да будет законом правды, ибо безсилие оказывается безполезным». Вот – философия, и вот её разделяет большинство людей. В этот поток и втягивается христианское общество. И оно рафинировано так, что в нём найдёте все бездны зла и порока и всю высоту . Вот сегодня блаженная Ксения. Преподобный Серафим Саровский , благословляя Пелагию на подвиг юродства, беседовал с нею шесть часов, а потом вышел и отвесил ей земной поклон, и сказал, что невелик таков полк. Я не знаю, после кого ставить-то блаженных. Вот Ксения блаженная: здравый, разумный человек берёт на себя безумие этого и обличает это безумие. Берёт на себя всё поношение, все гонения, всю эту тесноту. И вот этих блаженных не так-то и много. Но они-то и были подлинной закваской. Вот Ксения блаженная останется на все века для нас вот таким примером: невелик этот полк! И вот в Дивеевской обители одна блаженная сменяла другую – до Паши Саровской включительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Вовнутрь дома не пускали никого. Мне позволили войти, как священнику. Я вошел. В келье я встретил другого священника из Донской области, с которым познакомился еще дорогою в Саров. Я повидался поклоном с блаженною Пашею. Она так взглянула на меня необыкновенным, пронизывающим насквозь взглядом, что я смутился, и сказала мне, не то спрашивая, не то уверяя: «Что, схоронили?» Эти слова поразили меня. Я недоумевающе глядел кругом. Батюшка и другие говорят мне: «Это у Вас кто-нибудь умрет в скором времени». Меня, признаюсь, более всего тревожила мысль: «А что, если теперь, в мое отсутствие, умрет кто?» И сердце, естественно, сжималось болью... Но кто же эта Паша? Она уже очень старая, но довольно полная, одета в одну рубашку. На вид как простенькая, глупенькая. В это время она сидела за столом и угощала чаем раньше меня прибывших батюшку с матушкою, потом предложила молча и мне стакан. Я не буду подробно касаться того, что она еще говорила,– некоторые намеки и иносказания были мне понятны. После чаю она пошла в свою моленную комнату, куда последовали и мы. Там, посредине комнаты, у стены стоит большое Распятие, по сторонам везде большие иконы. Помолившись, мы приложились к Распятию. При прощании я хотел поцеловать руку Паши. Она с негодованием отдернула ее, сорвала с себя платок и бросила его наземь, при сем сказала: «У Вас у самих будут мощи». Ровно чрез год наше семейство постигло большое несчастиё: у нас утонул в реке сын... И вспомнил я тут взгляд и все слова Паши, и понял, и уразумел их смысл и значение... По выходе от Паши-юродивой я заходил в келью монахини Александры, основательницы Дивеевского монастыря, и на ее могилку, где отслужил панихиду. Монахини все твердо веруют, что скоро будет открытие мощей преподобной Александры. Отсюда я был в келье Пелагии Ивановны – юродивой, где служил также панихиду. Здесь показывают цепь, которою прикована была блаженная, здесь в витрине лежат: ее платье, часть волос, ноготочки. Много страданий и мучений перенесла блаженная Пелагия за свое юродство. И ее так же, как и матушку Александру, считают святою. В обеих этих кельях ощущается какое-то особенное благоухание.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Глава XXXII. Жизнеописание блаженной Прасковьи Ивановны, так называемой Паши Саровской. Современное состояние Серафимо-Дивеевского монастыря Монахиня Анна Герасимовна, прожившая 45 лет вместе с Христа ради юродивой Пелагеей Ивановной Серебренниковой, рассказывала об общении ее с другими юродивыми так: «Забегали к Пелагее Ивановне и прочие, бывавшие в обители, блаженные рабы Божий, – такие же, как и она, дурочки, как себя они величали. Раз, например, зашла так всеми называемая блаженная Паша Саровская. Она потому и называлась Саровского, что несколько лет спасалась в Саровском лесу. Взошла и молча села возле Пелагеи Ивановны. Долго смотрела на нее Пелагея Ивановна да и говорит: «Да! Вот тебе-то хорошо, нет заботы, как у меня: вон детей-то сколько!» Встала Паша, поклонилась ей низехонько и ушла, не сказавши ни слова в ответ. Спустя много лет после того сестра обители нашей Ксения Кузьминична, старица прежних Серафимовских времен, однажды во время обедни осталась одна с Пелагеей Ивановной и, сидя на лавке у окна, тихонько расчесывала у ней голову, а Пелагея Ивановна спала. Вдруг Пелагея Ивановна вскочила, точно кто ее разбудил, так что старицу Ксению испугала, бросилась к окну, открыла его и, высунувшись на половину, стала глядеть в даль и на кого-то грозить. «Что такое?» – подумала старица Ксения, подошла к окну поглядеть и видит: отворяется обительская калитка, что у Казанской церкви, и в нее входит блаженная Паша Саровская с узелком за плечами, направляется прямо к Пелагее Ивановне и что-то бормочет про себя. Подойдя ближе и заметив, что Пелагея Ивановна ей что-то таинственное говорит, Паша остановилась и спросила: «Что, матушка, или нейти?» «Нет», – говорит Пелагея Ивановна. «Стало быть, рано еще? Не время?» «Да», – подтвердила Пелагея Ивановна. Молча на это низко поклонилась ей Паша и тотчас же, не заходя в обитель, ушла в ту самую калитку. И после этого года полтора не была у нас. Вот они, блаженные-то, как разговаривают, – говорила Анна Герасимовна. – Поди и понимай их, как хочешь... А они, дурочки-то, все знают, лишь друг на друга только взглянут, все и понимают. Что же, вы думаете, значили эти таинственные их разговоры? А вот что: лет за шесть до смерти Пелагеи Ивановны явилась к нам опять Паша с какою-то детской куклой, а потом еще немного погодя и со многими куклами; нянчится, бывало, с ними, ухаживает за ними, называя их детьми. И стала Паша по нескольку недель, а потом уже и по нескольку месяцев проживать у нас в обители, где день, где ночь. За год до кончины Пелагеи Ивановны почти весь год прожила у нас. А как скончалась Пелагея Ивановна, то осталась даже и совсем в нашей обители. Была несколько раз она у меня, и я пробовала предложить ей остаться. «Нет, нельзя, – говорит, – вон маменька-то не велит», – отвечает мне, показывая на портрет Пелагеи Ивановны. «Что это, – говорю, – я не вижу!» «Да ты-то, – говорит, – не видишь, а я-то вижу, не благословляет!» Так и ушла, и поселилась у клиросных в корпусе».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

«Она была очень чистый доверчивый человек и работящая, – рассказал мне историю Енюшки батюшкин духовный сын, священник соседней епархии. – Она торговала в керосиновой лавке, и заведующий обманул её, сделал растрату, а списал на неё. И она целый год работала бесплатно. «Чем она питалась?» – говорил батюшка. На самом деле Енюшка была честнейший человек». Отец Павел очень высоко отзывался о ней: «Никогда я не видел, чтобы она кого-нибудь осудила». На первых порах Енюшка помогала ему в церковной жизни, но потом они вместе съездили в Почаев, и Енюшка получила там как благословение куклу блаженной Паши Саровской. Рассказывают, что еще в Почаевской Лавре Енюшка куда-то исчезла, и отец Павел долго искал её. А после этой поездки она и вовсе почти перестала разговаривать, часто надолго исчезала и совершала такие поступки, что, по свидетельству соседей, как бы сошла с ума, стала глупая. Но по другим признакам, она юродствовала и благословение на юродство получила именно в Почаевской Лавре вместе с куклой Паши Саровской. И она играла с этой куклой так же, как играла с куклами блаженная Паша в Сарове. И очень много озорничала и досаждала отцу Павлу. Но у юродивых это озорство всегда имеет какой-то смысл. И надо сказать, отец Павел понимал этот смысл и терпеливо переносил причуды Енюшки. «14 декабря 1966 года. Сегодня целый день занят был тасканием дров с кладбища, вырубал сухие кусты и сучки и т. д., вычистил прорубь, наносил воды, устал ой как. Пришел и забрался на печь, тепло так и задремал. В это время тетка Еня загрела самовар, опустила лучину, а трубу-ту и не наставила. Столькё начадила, даже во рту горько, лежу да и думаю: «Господи, а огонь-то неугасаемый, а адо-ть кромешный, а черьвё-ть неусыпаемый. Да прости ты меня, Господи!» – и бегом с печи правило читать, а то завтра заказная обедня. Игумен Павел». Частенько, как только уйдет в баню о. Павел, Енюшка юродивая закроет все двери и не пускает его обратно: – Я тебя не знаю. Ты кто такой? Он потом стал форточку открытой оставлять и лазал в дом через форточку.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Иногда Божие призвание к подвигу юродства связано с каким-то трагическим событием в жизни человека. Безымянный автор жития св. Паши Саровской пишет по этому поводу: «Несчастье действует на людей различно, смотря по степени их ума, а главное – нравственных сил: одних оно убивает, повергает в апатию или ожесточает. Других людей несчастье возвышает и очищает. В них спят не сознанные ими лучшие душевные силы; чтобы пробудить эти силы, нужен иногда сильный толчок, который, разрывая связь человека с окружающим его внешним миром, принудил бы его оглянуться на себя и привести в известность свое внутреннее достояние. Таким толчком бывает несчастье. После него люди становятся любвеобильнее к другим: они полнее понимают чужие страдания и живее сочувствуют чужим радостям» 114 . Так случилось с блаженной Ксенией: в 26 лет в связи с внезапной (без христианского приготовления) кончиной любимого мужа она осталась бездетной вдовой. Это событие так потрясло Ксению, что она ради спасения мужа раздала все свое имущество бедным, подарила дом и приняла на себя тяжелый крест юродства Христа ради 115 . Как уже ранее отмечалось, существует мнение, что святая блаженная Ксения несколько лет находилась в Алексеевской женской обители около Арзамаса. Возможно, именно там она получила благословение на трудный путь юродства Христа ради. Так произошло с крепостной Ириной (в дальнейшем – святой блаженной Пашей Саровской), которая после 15-летней тихой семейной жизни была продана вместе с мужем новым хозяевам, а те по навету прислуги обвинили её в краже; по их просьбе становой отдал приказ своим солдатам побить Ирину, «а эти в излишнем усердии порвали ей уши и пробили голову» 116 . Ирина, влекомая религиозным чувством, убегает в Киев, где в пещерах, при гробах подвижников-страстотерпцев, находит покой и отраду. Несколько раз в результате розыска полиция возвращает её к хозяевам. Во второй раз «господа встретили её сурово и жестоко обошлись с ней. Разутую, полураздетую, без куска хлеба её выгнали на улицу и запретили показываться на глаза» 117 . Автор жизнеописания святой блаженной Паши Саровской отмечает, что духовные отцы в Киеве благословили её на юродство Христа ради. Там же она тайно приняла монашеский постриг. Все основные вехи жизненного пути святой Параскевы находят отражение в молитве к святой: «О великая Христа ради юродивая мати Параскево, подвиги многоразличными просиявшая: яко супруга верная и вдовица честная, за правду изгнанница и странница, тайно в мантию постриженная монахиня и узница, саровская пустынница и мученица, вторая обителиДивеевския блаженная старица...» 118 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Облекаясь в сарафаны, она, как превратившаяся в незлобивое дитя, любит яркие, красные цвета и иногда надевает на себя несколько сарафанов сразу, — как, например, когда встречает почетных гостей или в предзнаменование радости и веселия для входящего к ней лица. На голове носит старушечий чепец и крестьянский платок. Летом ходит в одной рубахе. Чрезвычайно чистоплотная, порядочная, любит, чтобы в келье было опрятно». После смерти блаженной Пелагеи Паша Саровская периодически меняла места жительства, и ее келья часто пустовала. Обстановка кельи была несравненно лучше, чем у Пелагеи Ивановны, сидевшей на полу у печки между тремя дверьми. Деревянная, прочная кровать Паши с громадными подушками редко занималась ею, а больше на ней покоились куклы. Да и некогда ей было лежать, так как ночи напролет она молилась перед большими иконами в кивотах. Изнемогая под утро, ложилась и дремала, но чуть брезжил рассвет, уже мылась, прибиралась или выходила на прогулку для молитвы. От живущих с ней и от тех, у кого она ночевала иногда в клиросном корпусе по старой привычке, блаженная требовала, чтобы в полночь вставали помолиться, и если кто не исполнял этого монашеского правила, то она начинала так сильно шуметь, воевать и браниться, что поневоле все поднимались ее унимать. Строго следила Паша также, чтобы сестры ежедневно ходили на службы. Если она оставалась в келье, то, выпив чаю после обедни, садилась за работу: вязала чулки или делала пряжу. Это занятие сопровождалось Иисусовой молитвой. Пашина пряжа так ценилась в обители, что из нее плели пояски и четки. В иносказательном разговоре блаженная называла вязанием чулок упражнение в непрестанной Иисусовой молитве. Так, однажды приезжий подошел к ней с мыслью, не переселиться ли ему поближе к дивному Дивееву, и она сказала ему в ответ: «Ну, что ж? Приезжай к нам в Саров, будем вместе грузди собирать и чулки вязать!» – то есть класть земные поклоны и учиться молитве Иисусовой. Привычка Паши жить на природе, в лесу, заставляла ее летом и весной удаляться в поле, в рощи и там проводить в молитве и созерцании по нескольку дней. Молилась она своими словами, но некоторые молитвы знала и наизусть. Богородицу называла «Маменькой за стеклышком». Иногда останавливалась как вкопанная перед иконой или становилась на колени, где придется – в поле, в горнице, посреди улицы – и усердно, со слезами молилась.

http://pravoslavie.ru/95755.html

Господа встретили ее сурово и жестоко обошлись с ней. Разутую, полураздетую, без куска хлеба ее выгнали на улицу и запретили показываться на глаза. Идти ей теперь в Киев, конечно, было непосильно и даже бесполезно в духовном смысле; участь ее решилась, и при помощи прозорливых подвижников Киевской Лавры она знала волю Божию… Несомненно, эти духовные отцы благословили ее на юродство ради Христа. Пять лет она бродила по селу как помешанная, служа посмешищем не только детей, но всех крестьян. Тут она выработала привычку жить все четыре времени года на воздухе, голодать, терпеть и стужу и зной. За неимением личных сведений от блаженной Паши, мы не можем сказать, где она жила до переселения в Саровский лес, или она прямо удалилась туда из господской деревни. Несомненно одно, что в Киеве она приняла тайный постриг с именем Параскевы и оттого называет себя Пашей. В Саровском лесу она пребывала, по свидетельству монашествующих в пустыни, около 30 лет, жила в пещере, которую себе вырыла. Говорят, что у нее было несколько пещер в разных местах обширного непроходимого леса, переполненного хищными зверями и медведями. Ходила она временами в Саров, в Дивеев, и ее часто видели на саровской мельнице, куда она являлась работать на живущих там монахов. Безропотно переносила она здесь много различных лишений. Притерпелась и к одиночеству, и к ночным страхам, какие так естественно испытывать человеку в дремучем лесу среди непроглядной тьмы ночи. Пройдет, прокричит зверь, сломится ветка, зашумит буря в лесу, грянет гром, ливень забарабанит по листьям девственного Саровского леса — все пугало и наводило страх. Кроме этих естественных страхов, было немало и необычных, которые наводил на подвижницу враг рода человеческого. Но все терпеливо переносила подвижница. Не ушла она со своего поста, что ни случалось с нею. Терпеливо несла она и труды, которые были необходимы для пропитания себя. Необычайные лишения и молитвенные труды Паши походили на покаянный подвиг Марии Египетской, да и самый вид ее напоминал египетскую отшельницу. Окрестные крестьяне и странники, приходившие в Саров, глубоко чтили подвижницу; прося ее молитв, они приносили ей пищу и деньги, а она тотчас же раздавала это неимущим. Недобрые люди напали на подвижницу, надеясь найти у нее много денег. «Нет у меня денег», — отвечала разбойникам Паша.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010