Блаженная вдруг вскочила на скамейку, схватила портрет Государя Императора Николая II, висевший на стене, и швырнула его на пол, а затем быстро схватила и портрет Государыни Императрицы Александры Федоровны и бросила туда же. Затем приказала келейнице вынести портреты на чердак. Это было за шесть лет до революции 1917 года, когда Государь отрекся от престола и началась великая разруха. Возвратившись в Таврическую (Крымскую) епархию, Владыка счел необходимым довести до сведения Государя Императора то, что открыл Господь блаженной Христа ради юродивой Паше Саровской и что она показала без слов, одними действиями. Епископ Феофан попросил у Государя аудиенцию. «Когда я, – вспоминал Владыка Феофан, – пересказывал Государю все действия блаженной Христа ради юродивой, Государь стоял молча, наклонив голову. Он ни слова не сказал по поводу сообщенного мною. Ему, видимо, было очень тяжело слушать это пророчество прозорливой. Только в самом конце он поблагодарил меня. И это провидение дивной рабы Божией, данное ей Богом, сбылось через шесть лет. Но Государь был заранее предупрежден многочисленными пророчествами Преподобного Серафима Саровского , старцами Оптинскими, Глинским старцем, схиархимандритом Иллиодором, прозрениями отца Иоанна Кронштадтского и многими прозрениями ясновидцев российских. Этим и должно объяснить усвоенную Государем свою полную обреченность. » Об аудиенции у Государыни было сказано прежде. Она произошла в том же году вскоре за Высочайшей аудиенцией у Государя. Горечь от разговора с Государыней была очень сильная, но она тонула в великой скорби от грядущих и страшных потрясений в России. Второе предсказание дивной рабы Божией блаженной монахини Параскевы, или Паши Саровской, как было сказано выше, относилось лично к Владыке Феофану и потому имело частный характер... Блаженная бросила какой-то комок белой материи на колени Преосвященному. Когда он развернул его, то увидел саван. «Значит, смерть!.. Но да будет воля Божия!» – подумал Владыка. Но в этот момент Паша подбежала и вырвала саван из рук, – при этом она быстро повторяла своим бормочущим говорком:

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Но главные интересы его по-прежнему сосредоточивались на религиозно-философских и национальных вопросах: старокатолическом движении в Германии, движении в пользу балканских славян. Бурачок выступал в печати с резкой критикой католицизма и протестантства. В совет Общества духовного просвещения им были предоставлены книги: «Слово к западным христианам», «Папство, протестантизм, кальвинизм и православие», «Римский истукан». – 117. Варсонофий – Оптинский старец, схиархимандрит, скитоначальник. 5 июля 1845 † 1 апреля 1913. В мире Павел Иванович Плиханков. Родился в Самаре, в купеческой семье, род его происходил из оренбургских казаков. Учился в Оренбургском военном училище и на офицерских курсах в Петербурге. В чине полковника служил при штабе Казанского военного округа. В миру жил по-монашески, проходил Иисусову молитву. В 1889 г. впервые был в Оптиной; по благословению старца Амвросия, после чудесного исцеления от смертельной болезни, поступил 25 декабря 1891 г. в Иоанно-Предтеченский скит. 24 марта 1892 г. пострижен в рясофор, десять лет провел в затворе под руководством старцев оо. Анатолия и Иосифа. В 1900 г. по болезни келейно пострижен в мантию, назначен письмоводителем скита и участвовал в подготовке к изданию рукописей духовных книг. 13 декабря 1902 г. мантия была открыта, 29 числа того же месяца о. Варсонофий рукоположен в иеродиакона, а 1 января 1903 г. – в иеромонаха. В этом же году он назначен помощником скитоначальника и старца и духовником Предтеченского скита, Шамордина и богомольцев. В 1904–1906 гг. служил военным священником в действующей армии в Манчжурии. По возвращении в Оптину 14 мая 1907 г. назначен скитоначальником и старцем с возведением в сан игумена. В его управление Предтеченский скит упрочился материально и процвел духовно. 11 июля 1910 г. о. Варсонофий в тяжелой болезни был пострижен в тайную схиму. В апреле 1912 г. вследствие нестроений в монастыре и несправедливых обвинений был переведен настоятелем в Старо-Голутвин Богоявленский монастырь под Москвой с возведением в сан архимандрита. Скончался там ровно через год по предсказанию блаженной Паши Саровской. Погребен у южной стены Введенского собора Оптиной Пустыни. О. Варсонофий находился в духовном общении со св.прав. Иоанном Кронштадтским , старцем Варнавой Гефсиманским , митрополитом Петербургским Антонием, митрополитом Московским Трифоном. Господь сподобил его даров прозорливости, способности изгонять бесов и исцелять телесные и душевные болезни. О. Варсонофий зрел наяву бесов, его видели озаренным светом на молитве, многим он являлся по своей смерти. Его «Беседы с духовными детьми» представляют замечательный духовный и литературный памятник эпохи. – 67.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Отдельно следует рассматривать сравнения, которые отсылают не столько к источнику цитирования, сколько к определенной традиции интерпретации этого источника. Приведем пример. Среди русских эмигрантов, а с конца 80-х годов XX века – и в России, широкое распространение получили пророческие тексты, связанные с царской семьей и революционными событиями. Достоверность большей части этих текстов сомнительна, однако они охотно тиражируются в околоцерковных, а иногда и в церковных публикациях. В Службе царственным страстотерпцам имеется отсылка к подобным пророчествам: оугдницы предрекоша вамъ пть коже пал пррокъ агавъ [МО 2011: 199]. О чем здесь идет речь? В первую очередь, здесь имеются в виду пророчества блаженной Паши Саровской (1903), предсказавшей Николаю II грядущую катастрофу. Сюда же можно отнести и легендарное пророчество монаха Авеля (Васильева, 1757(55?)–1841), согласно которому последний российский император Николай II «искупитель будет, искупит собой народ свой – бескровной жертве подобно» [Житие Авеля 1995: 42, цит. по: Каверин 2005: 4]. На пророчества Авеля опирается так называемое «царебожие» – квазиправославное течение, приверженцы которого полагают, что последний русский царь своей смертью искупил грех русского народа. Мы не будем здесь останавливаться на полемике, связанной с почитанием Николая II 64 . Любопытно, что отголоски этих взглядов мы обнаруживаем и в службе царственным страстотерпцам: тайнаг, внецъ терновый сплетше, возложиша на т, царственна главо [МО 2011: 197]. Наше внимание привлекает здесь выражение терновый венец. С одной стороны, выражение надеть терновый венец – почти фразеологизм, регулярно встречающийся и в литературных текстах. Однако в религиозном дискурсе терновый венец является атрибутом страданий Спасителя, и влияние светской литературы здесь маловероятно. Поэтому, на наш взгляд, выражение «возложить терновый венец» вводит сравнение ситуаций страданий и смерти Иисуса Христа и смерти царя. Наличие традиции подобного сближения, пусть и отвергнутой Церковью , дает основания интерпретировать этот тропарь таким образом. 8.2. Использование цитат из Священного Писания и из других источников

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Прасковья Ивановна жила в домике, очень небольшом, слева от монастырских ворот. Там у нее была одна просторная и светлая комнатка, замечательно опрятная. Вся стена этой комнатки против дверей была закрыта большими иконами. В центре – Распятие, по сторонам его – справа Божия Матерь, слева – ап. Иоанн Богослов. В этом же домике, в правом от входа углу, имелась крохотная келья-чуланчик, служащая спальной комнаткой Прасковьи Ивановны. Простая деревянная кровать юродивой Паши Саровской с громадными подушками редко занималась ею, а больше на ней покоились куклы. Да и не было времени ей лежать, так как ночи напролет она молилась перед большими образами. Изнемогая под утро, Прасковья Ивановна ложилась и дремала, но чуть забрезжит свет, – она уже моется, чистится, прибирается или выходит на прогулку – для молитвы. После обедни она садилась за работу, вязала чулки или делала пряжу. Это занятие сопровождалось, конечно, внутренней молитвой, и потому пряжа Прасковьи Ивановны так ценилась в обители, что из нее делались пояски и четки. Народ почитал в Прасковье Ивановне прорицательницу. Под окнами ее домика по целым дням стояла толпа богомольцев, с благоговением ожидавших, не даст ли она им добрый совет, не помолится ли за них. Имя Прасковьи Ивановны было известно не только в народе, но и в высших кругах общества. Почти все из высокопоставленных лиц, посещая Дивеевский монастырь, считали своим долгом побывать в гостях у Прасковьи Ивановны. Случаев прозорливости Прасковьи Ивановны невозможно собрать и описать. Положительно, она знала каждую мысль обращающегося к ней человека и всего чаще отвечала на мысли, чем на вопросы. В беспокойные для нее дни, несомненно вследствие борьбы ее с врагом человечества, она без умолку говорила, но невозможно было ничего понять, ломала вещи, била посуду, точно боролась с духами, волновалась, кричала, бранилась и бывала вся вне себя. В обители все почитали ее за «маменьку». О прозорливости Прасковьи Ивановны рассказывали: «Когда наша мать настоятельница и игуменья Мария, – рассказала мать Анфия, заведующая монастырской гостиницей, – текущей зимой была тяжело больна, мы, сестры, сильно скорбели и опасались за конец болезни. Неоднократно мы спрашивали Прасковью Ивановну, выздоровеет ли наша мать настоятельница, и она каждый раз говорила нам, что ее ждет скорое выздоровление. Предсказание Прасковьи Ивановны сбылось. Мать настоятельница оправилась от своей тяжелой болезни, и опасность миновала».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

По всем колониям Нижегородской области будут пронесены иконы с частицами мощей дивеевских святых 23 октября 2007 г. 15:07 Иконы с частицами мощей дивеевских святых побывают во всех исправительных учреждениях Нижегородской области. Об этом сообщил помощник руководителя отдела по взаимодействию с уголовной исправительной системой Нижегородской епархии священник Евгений Панюшкин. Объезд колоний планируется в ноябре. Изготовлено две иконы с частицами мощей. Одна — с мощами преподобной Александры Дивеевской (Мельгуновой), преподобной Марфы Дивеевской, преподобной Елены Дивеевской (Мантуровой), вторая — с мощами блаженной Пелагеи Дивеевской (Серебренниковой), блаженной Параскевы Дивеевской (Паши Саровской), блаженной Марии Дивеевской (Фединой). Частицы мощей были выделены по благословению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия , а иконы изготовлены силами отдела по взаимодействию с уголовной исправительной системой Нижегородской епархии. У каждой иконы будет свой маршрут посещения колоний, но каждая из них побывает во всех исправительных учреждениях Нижегородской области. «Не так давно во всех исправительных колониях области побывала икона преподобного Серафима Саровского с частицей мощей. Тогда это имело огромный миссионерский эффект: многие осужденные после этого начали регулярно посещать молельные комнаты, участвовать в жизни религиозных общин своих колоний. Поэтому мы решили продолжать подобные проекты», — рассказал отец Евгений. По словам руководителя отдела по взаимодействию с уголовной исправительной системой протоиерея Вячеслава Сеничева, для осужденных, находящихся в колониях, очень важна возможность приложиться к иконам с частицами мощей святых. Поэтому Нижегородская епархия будет продолжать реализовывать подобные проекты. «В долгосрочной перспективе мы мечтаем изготовить икону с частицами мощей оптинских старцев и проехать с ней по колониям», — сообщил отец Вячеслав. По опыту стало ясно, что недельного пребывания иконы в колонии бывает недостаточно, чтобы к ней могли приложиться все желающие. В этот раз было решено, что в каждой колонии иконы будут находиться около месяца. Сайт Нижегородской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/312258.htm...

   21 декабря 1993 года в Серафимо-Дивеевском монастыре игумен Феодорит принял схиму с именем Феодор (в честь преподобного Феодора Начертанного исповедника).    Пострижение в великий ангельский чин совершил митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай.    Схиигумен Феодор скрывал от людей свои духовные дарования. В последние годы он исповедовал людей, сидя в инвалидной коляске. Подолгу, иногда до 30—40 минут, держал епитрахиль на голове кающегося и внимательно смотрел в даль. Были случаи, когда он отворачивался от собеседника и рассматривал что-то в окошке. Человек приходил к нему как к прозорливцу, ожидая пророчеств, а возле него сидел молчаливый батюшка, который иногда кивал головой, говорил одну-две фразы, и всё. Его ответы на вопросы были очень просты, и некоторых это вводило в смущение.    Один будущий духовный сын схиигумена Феодора усомнился в его прозорливости, думая, что он глухой и многого не слышит. Во время своего отпуска он решил посетить протоиерея Николая Гурьянова. Когда он приехал и спросил старца Николая: “Слышит ли схиигумен Феодор, прозорливый ли он?”, то получил от него твердый ответ: “Да”.    Схиигумен Феодор имел дар исцеления. Духовная дочь Татьяна из Осиновки как-то пожаловалась батюшке, что часто болеет ангиной. Он сказал ей: “После Пасхи пройдет”. Так и получилось: после Пасхи она уже никогда не вспоминала об ангине.    Другая верующая женщина привела в келью к батюшке недавно повенчавшуюся пару. У молодой жены руки были покрыты как бы экземой. Пояснили, что это появилось после свадьбы. Перепробовали все лекарства, которые выписывали врачи – не помогли. Батюшка побеседовал с ними, а руки молодой женщины держал в своих руках. После посещения батюшки руки очистились.    Умер схиигумен Феодор ранним утром 30 июня 1995 года. Чин погребения совершал митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай. Владыка при погребении сказал такие слова: “Схиигумен Феодор был невидимым дивеевским духовником”.    В течение сорока дней на его могиле ежедневно совершались панихиды. Сороковой день после смерти схиигумена Феодора совпал с памятью блаженной дивеевской старицы схимонахини Параскевы (Паши Саровской), могила которой находится напротив батюшкиной.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Иконы с частицей мощей дивеевских святых объедут все колонии Нижегородской области Нижний Новгород, 23 октября 2007 г. Иконы с частицами мощей дивеевских святых побывают во всех исправительных учреждениях Нижегородской области. Об этом епархиальному сайту сообщил помощник руководителя отдела по взаимодействию с уголовной исправительной системой Нижегородской епархии священник Евгений Панюшкин.    Объезд колоний планируется в ноябре. Изготовлено две иконы с частицами мощей. Одна – с мощами преподобной Александры Дивеевской (Мельгуновой), преподобной Марфы Дивеевской, преподобной Елены Дивеевской (Мантуровой), вторая – с мощами блаженной Пелагеи Дивеевской (Серебренниковой), блаженной Параскевы Дивеевской (Паши Саровской), блаженной Марии Дивеевской (Фединой).    Частицы мощей были выделены по благословению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия, а иконы изготовлены силами отдела по взаимодействию с уголовной исправительной системой. У каждой иконы будет свой маршрут посещения колоний, но каждая из них побывает во всех исправительных учреждениях Нижегородской области.    «Не так давно во всех исправительных колониях области побывала икона преподобного Серафима Саровского с частицей мощей. Тогда это имело огромный миссионерский эффект: многие осужденные после этого начали регулярно посещать молельные комнаты, участвовать в жизни религиозных общин своих колоний. Поэтому мы решили продолжать подобные проекты», – рассказал отец Евгений.    По словам руководителя отдела по взаимодействию с уголовной исправительной системой протоиерея Вячеслава Сеничева, для осужденных, находящихся в колониях, очень важна возможность приложиться к иконам с частицами мощей святых. Поэтому Нижегородская епархия будет продолжать реализовывать подобные проекты.    «В долгосрочной перспективе мы мечтаем изготовить икону с частицами мощей оптинских старцев и проехать с ней по колониям», – сообщил отец Вячеслав.    По опыту стало ясно, что недельного пребывания иконы в колонии бывает недостаточно, чтобы к ней могли приложиться все желающие. В этот раз было решено, что в каждой колонии иконы будут находиться около месяца.   23 октября 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/24526.html

Отдельно следует рассматривать сравнения, которые отсылают не столько к источнику цитирования, сколько к определенной традиции интерпретации этого источника. Приведем пример. Среди русских эмигрантов, а с конца 80-х годов XX века — и в России, широкое распространение получили пророческие тексты, связанные с царской семьей и революционными событиями. Достоверность большей части этих текстов сомнительна, однако они охотно тира­жируются в околоцерковных, а иногда и в церковных публикациях. В Службе царственным страстотерпцам имеется отсылка к подобным пророчествам: енда угодницы Божии предрекоша вам путь мученический, якоже Павлу пророк Агав [МО 2011: 199]. О чем здесь идет речь? В первую очередь, здесь имеются в виду пророчества блаженной Паши Саровской (1903), предсказавшей Николаю II грядущую катастрофу. Сюда же можно отнести и легендарное пророчество монаха Авеля (Васильева, 1757(55?)–1841), согласно которому последний российский император Николай II «искупитель будет, искупит собой народ свой — бескровной жертве подобно» [Житие Авеля 1995: 42, цит. по Каверин 2005: 4]. На пророчества Авеля опирается так называемое «царебожие» — квазиправославное течение, приверженцы которого полагают, что последний русский царь своей смертью искупил грех русского народа. Мы не будем здесь останавливаться на полемике, связанной с почитанием Николая II . Любопытно, что отголоски этих взглядов мы обнаруживаем и в службе царственным страстотерпцам: служителие беззакония тайнаго, венец терновый сплетше, возложиша на тя, царственная главо [МО 2011: 197]. Наше внимание привлекает здесь выражение терновый венец. С одной стороны, выра­жение надеть терновый венец — почти фразеологизм, регулярно встречающийся и в литературных текстах. Однако в религиозном дискурсе терновый венец является атрибутом страданий Спасителя, и влияние светской литературы здесь маловероятно. Поэтому, на наш взгляд, выражение «возложить терновый венец» вводит сравнение си­туаций страданий и смерти Иисуса Христа и смерти царя. Наличие традиции подобного сближения, пусть и отвергнутой Церковью, дает основания интерпретировать этот тропарь таким образом.

http://bogoslov.ru/article/4562110

Русские бабушки встречают Христа. Верное воскресение, Душанбе, 5 апреля 2015 г. Человек, в силу испорченности своей природы, легче верит плохому, чем хорошему. Но когда «плохое» превышает возможности восприятия, срабатывает защитная реакция. «Я вам не верю!» – воскликнула святая мученица царица Александра на страшные пророчества блаженной Паши Саровской о судьбе России и Царской Семьи. «Это твоему сынишке на штанишки – когда родится, тогда и поверишь», – ответила блаженная, подавая императрице кусок красной материи. Вот так и я не верил жутким историям о массовых убийствах русских бабушек, пока однажды на территорию собора в Душанбе въехал покоцанный «Опель» Вот так и я не верил жутким историям о массовых убийствах русских бабушек в Таджикистане, чьи трупы в лучшем случае привозят к нам в храм на отпевание, а в худшем – находят на далеких свалках, а квартиры оказываются в собственности алчных соседей. Ну, или, во всяком случае, считал эти рассказы сильно преувеличенными. Но вот одним осенним утром на территорию Свято-Никольского кафедрального собора в Душанбе въехал покоцанный «Опель», из багажника которого ловкие местные парни извлекли голый труп нашей пожилой прихожанки, завернутый в старое покрывало. «Она ваша!» – нагло заявили далеко не лучшие представители титульной нации. В ходе непростого разговора выяснилось, что почившая бабушка жила, по непонятным причинам, в подвале их дома. Позднее от прихожан удалось узнать, что у бабушки была своя квартира, которую она отдала «заботливым» соседям, поселившим ее у себя в подвале. В воскресенье бабуля была на Литургии в храме, живая и здоровая, а во вторник ее труп привезли в тот же храм в багажнике. В справке из морга, которую нам удалось вытребовать у «счастливых» обладателей бабушкиной квартиры, значилось, что она скончалась от цирроза печени. Справедливости ради следует отметить, что большинство местных жителей, взявших на себя опекунство над одинокой русской бабушкой, действительно заботятся о ней, а по смерти берут на себя все расходы по церковному погребению.

http://pravoslavie.ru/88485.html

«Вот его лапти, – это он сам, кормилец, трудился, плел их; а вот его одежа – вся в заплаточках, – это он сам, батюшка, платил. Вот рукавички, топорик – всё то он трудился, работал»... Так с умилением говорят друг другу простые богомольцы. Из Преображенской церкви мы заходили в ближнюю пустыньку, также целиком перевезенную из Сарова. В этой келье преподобный Серафим пробыл 15 лет в затворе. Здесь протекли его великие подвиги, приведшие его в окончательное изнурение, изнеможение. Здесь являлась ему Матерь Божия со святыми Климентом Римским и Петром Александрийским (25 ноября 1825 г.) и велела ему выйти из затвора. И теперь тут чувствуется какое-то особенное благоухание, веяние благодатной тишины, как будто в этих стенах остался и тот же воздух, исполненный небесной сладости, которым дышала святая душа смиренного, убогого старца и великого молитвенника. Прозрачный сумрак, луч лампады, Кивот и крест, символ святой... Все полно мира и отрады Вокруг тебя и над тобой. Как-то невольно приходят на мысль эти слова, когда стоишь в этой келье, погруженный в созерцание окружающей тайны. Из ближней пустыньки я на минуту зашел в живописный корпус и был воочию убежден, как широко поставлено живописное дело в сем монастыре. Со всей России шлют сюда заказы, и вот уже сколько времени их даже и не принимают, потому что принятые-то приходится исполнять, за большим накоплением, не раньше как чрез год. Иконы в деле – все преподобного Серафима. Живопись их особенная. Теплая, сердечная любовь всего монастыря и каждой монахини в отдельности к «Батюшке»,отцу Серафиму, передается, сообщается и в художественном изображении его лика. Здесь всё до мельчайших подробностей выполняется с истинным благоговением к «Батюшке». Монахини так глубоко погружены в свое дело, что не только не обращают внимания на приходящих, но даже молчат, или, как видно, с неохотою отвечают на те или другие вопросы любопытствующих. Выйдя из живописного корпуса, я направился к дому Паши-юродивой. Около дома толпилось много народа, который ждал выхода наружу юродивой, чтобы посмотреть на нее и послушать: может быть, она что скажет.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010