во имя сщмч. Владимира Медведюка и новомучеников и исповедников Российских в Петровском парке в Москве был выполнен художником-мозаичистом С. Д. Голышевым в 2006-2008 гг. Ок. 2010 г. в Казанской ц. Дивеевского монастыря была создана композиция с изображением посещения государем и Александрой Феодоровной блж. Паши Саровской. Ок. 2013 г. в ц. св. Царственных страстотерпцев Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря Московской обл. был выполнен цикл росписей, в к-ром Н. А. представлен в житийных сценах: «Миропомазание на царство», «Прославление прп. Серафима Саровского», «Последняя обедница», «Убиение Царственных страстотерпцев», «Видение о раздаянии манны» и др. В 2017 г. фреску с образами Царственных страстотерпцев написали в ц. во имя Новомучеников на Крови в Екатеринбурге. Тем же годом датируется мозаичная икона из часовни во имя Н. А. в Клину Московской обл. В декоративно-прикладном искусстве Образы Н. А. встречаются на шитых иконах (напр., работы Е. Черкашиной, 2012-2013), а также на пасхальных яйцах (напр., работы Б. С. Мельника, ок. 2010, частное собрание - Н. А. держит свиток с надписью: «Несть жертвы юже аз не принесох бы во спасение России», на противоположной стороне - имп. Александра Феодоровна). На серебряном панно «Царственные страстотерпцы» (нач. XXI в., Художественно-производственное предприятие «Ростовская эмаль», ювелир В. С. Маленкин, худож. Т. Ф. Маркина), выполненном в технике росписи по эмали и скани, миниатюрный портрет Н. А. восходит к эмалевому портрету государя 1913 г. (ГЭ). Памятники Наиболее значительный из памятников Н. А. воздвигнут 26 мая 1996 г. в с. Тайнинском (ныне в черте г. Мытищи Московской обл.). Через это село проходил древний царский «путь к Троице», по к-рому в кон. XVI - XVII в. цари направлялись паломниками в Троице-Сергиев мон-рь (скульптор В. М. Клыков). 1 апр. 1997 г. памятник был взорван активистами левоэкстремистской орг-ции РВС («Реввоенсовет»). 20 авг. 2000 г. Клыков восстановил памятник на прежнем месте. Государь представлен в полный рост, на нем парадный мундир, мантия, на голове имп.

http://pravenc.ru/text/2566092.html

Летом 2004 года в домике был открыт музей блаженной Параскевы. Первоначально его экспозицию составляла только воссозданная келья Паши Саровской, в остальных комнатах размещался паломнический центр. Автор проекта реставрации архитектор В.В. Коваль. В настоящее время реконструкция интерьеров пустыньки полностью завершена и создана большая мемориальная экспозиция. Неоценимую помощь в работе над проектом реставрации оказали встречающиеся в библиографических документах 1890-х–1926 г.г. описания планировки пустыньки, порой противоречащие друг другу. 23 октября 2022 года состоялось освящение нового собора Серафимо-Дивеевского монастыря – Благовещенского. Накануне в новосозданном соборе при закрытых царских вратах перед алтарем состоялась служба Обновления храма. Богослужение совершил клирик обители игумен Серафим (Дубровский). Новый собор является воплощением пророчества преподобного Серафима Саровского, который благословил поставить собор внутри Канавки, на одной линии с Троицким собором и колокольней. С тех пор минуло почти два столетия, и в наше время это благословение исполнилось. Новый Благовещенский собор уникален своим внутренним убранством. Весь его периметр, который включает два храма: верхний – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и нижний – в честь Ее Успения, украшен мозаичными композициями площадью восемь тысяч квадратных метров. Строительство собора началось в 2012 году. За архитектурную основу был взят соборный храм московского Заиконоспасского монастыря. Этот стиль, близок к русскому барокко, которое было характерным для архитектуры начала XVIII века. В этом же стиле выстроен и первый дивеевский храм – Казанский. Пропорции Благовещенского собора определены золотым поясом Спасителя, длина которого 1,2 метра, и составляют двадцать поясов в ширину (двадцать четыре метра), тридцать в длину (тридцать шесть метров), пятьдесят в высоту (шестьдесят метров). На трех уровнях Благовещенского собора разместились двенадцать престолов. Начиная с 2015 года, одиннадцать постепенно были освящены.

http://sobory.ru/article/?object=00902

Итак, поступок Леонида Михайловича Чичагова требовал определенного мужества. Поначалу его не понимали даже домашние. «Ходить достойно своего звания» Сделав важнейший выбор, о. Леонид Чичагов приложил все усилия к тому, чтобы послужить Церкви данными ему талантами. Первые награды, полученные им, были даны ему «за усердную заботу  об украшении придельной церкви во имя апостола Филиппа, что при Синодальной церкви Двенадцати апостолов в Кремле». Л.М.Чичагов с женой Н.Н.Чичаговой (урожд. Дохтуровой). Первый год службы оказался для о. Леонида осложнен личным испытанием – тяжело заболела его супруга, матушка Наталия. В 1895 г. ее не стало – близкого человека, матери четырех дочерей. В тот тяжелый для него период с болью помогала справиться музыка. Когда в начале 90-х годов в Российском Фонде культуры впервые были исполнены музыкальные сочинения Священномученика Серафима (Чичагова), все были потрясены, настолько это было прекрасно. Но в первые годы служения о. Леонид навыкал церковному послушанию. Возложенные на него поручения требовали по большей части обязательности, а не творчества. Было время, когда он служил в церкви Святителя Николая на Старом Ваганькове, которая окормляла артиллерийские части и учреждения Московского военного округа. Но одновременно он открыл для себя и новую стезю, обратившись от привычной для него военной – к церковной истории. Добросовестно изучал он документы, и вот, из под его пера выходят замечательные описания истории Серафимо-Дивеевского и древнего Спасо-Ефимьего монастыря в Суздале, Зосимовой пустыни, и главный его труд  – «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Собранные им материалы о жизни и духовном подвиге Преп. Серафима Саровского – воспоминания Мотовилова , многочисленные свидетельства о помощи по молитвам к старцу – послужили основанием для канонизация святого, т.е. установления официального почитания в церкви. Благословение на этот труд о. Леонид Чичагов получил от одной из дивеевских стариц, блаженной Паши, приветствовавшей его словами:

http://pravmir.ru/mitropolit-serafim-chi...

«Не знай преподобный, не знай мученик» Как глупо и кощунственно звучат слова о том, что Царская семья прославлена лишь за последний период своей жизни в заточении. Разве не вся молитвенная и глубокая христианская жизнь Царственных страстотерпцев подготовила их к этим последним месяцам пребывания в заточении? Разве может человек проявить такое поистине царственное величие в смирении и несении скорбей, которое явила вся Святая седмерица, если не подготовлен к этому подвигом предыдущей жизни? Мы от близких не можем понести малейших обид и поношений. Кто из нас способен даже представить, что означало для Царственных страдальцев измена облагодетельствованных ими генералов и придворных, некоторых членов Дома Романовых, малодушное предательство или равнодушие значительной части народа? Того народа, который они до последнего мига, как видно из дневниковых записей Государыни, считали своими детьми, ради которых они шли на смерть. Как страдали Царственные страстотерпцы от хулы, клеветы, грубости. И при этом поражали всех ненавидящих и злобствующих своим величественным смирением. Как-то Сазонов заметил, что никто никогда не слышал от Государя даже оттенка раздражения в ответ на слова тех, кто Его злословит. Государь ответил: «Эту струну личного раздражения мне удалось уже давно заставить в себе совершенно замолкнуть. Раздражительностью ничему не поможешь, да к тому же от меня резкое слово звучало бы обиднее, чем от кого-нибудь другого». Все, кто читал святых отцов, понимают, что значит победить страсть гнева. Безгневие - одна из высоких монашеских добродетелей. Современники отмечают поразительное самообладание и выдержку Государя, изумительную ровность в обращении с людьми, удивительную простоту, соединенную с царственным величием. Подобное поведение не может быть только свойством природного характера и результатом воспитания - это плоды глубоко молитвенного настроя. В свое время сестры Дивеевской обители были удивленны словами блаженной Христа ради юродивой Паши Саровской. Святая ставила портрет Государя, делала перед ним земные поклоны и говорила: «Не знай преподобный, не знай мученик?» В нижегородском говоре это означает: «Не знаю, преподобный или мученик?». Блаженная, предвидя будущую мученическую смерть Государя, говорила, что Государь при жизни готов к венцу преподобного.

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/21/...

Монахини рассказывали, что в ночь с 4 на 5 июля 1918 года, ночь мученической кончины царской семьи, матушка Мария бушевала и кричала: «Царевен штыками! Проклятые жиды!» Неистовствовала страшно, и только позже все поняли, о чем она говорила. Истинная подвижница и богоугодный человек, Мария Ивановна была наделена даром исцеления и прозорливости. В годы тяжелых для России революционных испытаний увеличился поток нуждающихся в наставлении и молитвенной помощи. Пророчества и предсказания старицы помогли многим избежать опасности или гибели, найти верный путь в непростых обстоятельствах. Блаженная Мария говорила быстро и много, иногда стихами. Временами громко ругалась, особенно после 1917 года, да так сильно, что монахини, дабы не слышать, выходили на улицу. Келейница схимонахини Параскевы Дуня как-то спросила ее: «Мария Ивановна, почему ты ругаешься? Маменька так не ругалась». «Хорошо ей было блажить при Николае, а поблажи-ка при советской власти» – отвечала старица. Но потом выяснилось, что в тех местах, где она ругалась, поселились люди, которые сквернословили. Матушка Мария предсказала закрытие Дивеева в 1927 году и возрождение через много десятилетий. Кто-то сказал ей: «Ты все говоришь, Мария Ивановна, монастырь! Не будет монастыря! «Будет! Будет! Будет!» — возражала блаженная, стуча при этом изо всех сил по столу. Она всегда по нему так стучала, что разбивала руку, и ей подкладывали подушку, чтоб смягчить удар. Всем сестрам она назначала послушания в будущей обители: кому сено сгребать, кому Канавку чистить, а Соне Булгаковой никогда ничего не говорила. И та однажды спросила: «А я доживу до монастыря?» «Доживешь», — тихо ответила матушка и крепко сжала ей руку, до боли придавив к столу. Народ вереницей шел к ней за утешением, и когда посетителей стало слишком много, игумения перевела Марию Ивановну в домик Паши Саровской, который стоял у ворот монастыря. Советские власти, видя большое стечение верующих, воздвигли на старицу гонения. В итоге ее перевели в отдельную комнату при богадельне, где она и прожила до закрытия обители.

http://pravoslavie.ru/95755.html

Иоанном. Вскоре я уехал из Дивеевского монастыря и, возвращаясь в Москву, невольно обдумывал слова Паши... и вдруг однажды меня пронзила мысль, что ведь можно записать все, что рассказывали о преподобном Серафиме помнившие его монахини, разыскать других лиц из современников преподобного и расспросить их о нем, ознакомиться с архивами Саровской пустыни и Дивеевского монастыря и заимствовать оттуда всё, что относится к жизни преподобного и последующего после кончины периода, привести весь этот материал в систему и хронологический порядок. Затем этот труд, основанный не только на воспоминаниях, но и на фактических данных и документах, дающих полную картину жизни и подвигов преподобного Серафима и значения его для религиозной жизни народа, напечатать и поднести Императору, чем и будет исполнена воля преподобного, переданная мне в категоричной форме Пашей. Такое решение еще подкреплялось тем соображением, что царская семья, собираясь за вечерним чаем, читала вслух книги богословского содержания, и я надеялся, что и моя книга будет прочитана. Таким образом зародилась мысль о ‘Летописи”. Для приведения ее в исполнение я вскоре взял отпуск и снова отправился в Дивеево. Там мне был предоставлен архив монастыря, так же как и в Саровской пустыни. Но прежде всего я отправился к Паше и стал расспрашивать ее обо всех известных эпизодах жизни преподобного, тщательно записывал все, что она передавала мне, а потом ей записи прочитывал. Она находила все записанное правильным... Возвратившись в Москву с собранным материалом о преподобном Серафиме, я немедленно приступил к своему труду» 50 . Вернувшись в Москву, Леонид Михайлович неоднократно обращался к своему разговору с блаженной Прасковьей. Ознакомившись с обширными архивами Саровской пустыни и Дивеевского монастыря, о. Серафим начал работу над «Летописью» 51 . Она увидела свет в Москве в 1896 г. В статье В. В. Черной отмечалось, что «Летопись» не только увековечила все духовно значимые события в монастырях Сарова и Дивеева в период с 1705 по 1895 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Насколько нам известно, первым Христа ради юродивым на Руси считается монах Киево–Печерской обители Исаак (XI век), чье сумасшествие было, скорее, настоящим, чем показным. Любопытно отметить, что многие русские юродивые имели иностранное происхождение. Так, святой Прокопий Устюжский (начало XIV века) был принявшим православие немцем; святой Исидор Твердислов Ростовский (XIII век) также, вероятно, происходил из немецкой семьи. Несомненно, иностранцем был святой Иоанн «Власатый» Ростовский (умер в 1581); еще в XVIII веке на его раке оставалась нетленной принадлежавшая святому латинская Псалтирь. Все эти примеры подтверждают высказанную ранее мысль о том, что юродивый — всегда пришелец и чужак. Но тут может возникнуть вопрос: так неужели юродство — это особое призвание пришедшего в Православную церковь западного человека? Впрочем, я сам мог бы привести несколько подобных примеров из жизни британского православия. Золотой век российского юродства приходится на писанное Флетчером XVI столетие. Два наиболее известных юродивых того времени — святой Василий Блаженный (+ 1552) и святой Николай Псковский (+ 1576); оба были связаны с Иваном Грозным. После XVII века юродивых в русской культуре становится значительно меньше, да и реформированной на европейский лад России Петра Великого и его преемников «дураки Божьи» были не очень нужны. Но все же традиция не прервалась: в XVIII столетии прославилась блаженная Ксения Петербургская, вдова полковника, погибшего во время одной из петровых оргий (студенты до сих пор приходят помолиться на ее могиле перед экзаменами); в XIX — Феофил Китаевский, которого посетил император Николай I и духовная дочь преп. Серафима Саровского Пелагея, давшая пощечину епископу  , а XX век открыл знаменитую Пашу Саровскую, которая в 1903 г., в дни прославления преп. Серафима принимала у себя последнего российского государя, У Паши был обычай класть много сахара в чай посетителям, если она прел видела их несчастную судьбу. Когда же к ней пришел будущий царственный мученик, юродивая положила в его чашку столько кусочков, что чай перелился через край. Но остались ли юродивые в Советском Союзе? (Статья написана в 1984 г. — Прим. пер. ) По словам недавних эмигрантов, Христа ради юродивых в России можно найти и по сей день: «Они скрываются или их скрывают», потому что, как только такого «странного человека» заметят, его тут же упекут в психбольницу  . У нынешних тиранов есть немало причин бояться свободы юродивых.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

За Марией Ивановной тотчас отправили посыльных. Она себя не заставила ждать и вернулась в монастырь в то время, когда Прасковья Ивановна лежала в гробу в церкви. Блаженная вошла и, оборотясь к старшей ризничей монахине Зиновии, сказала: – Ты меня, смотри, так же положи, вот как Пашу. Та рассердилась на нее, как она смеет себя сравнивать с Пашей, и дерзко ей на это ответила. Мария Ивановна ничего не сказала. С тех пор она окончательно поселилась в Дивееве. Сначала она жила у монахини Марии, а затем игумения дала ей отдельную комнату. Комната была холодная и сырая, особенно пол, в ней блаженная прожила почти восемь лет; здесь она окончательно лишилась ног и приобрела сильнейший ревматизм во всем теле. Почти с первого года ее жизни в монастыре к ней в послушницы приставили Пашу (в монашестве Дорофею), которая поначалу не любила Марию Ивановну и пошла к ней служить за послушание. Мария же Ивановна еще прежде говорила, что к ней служить приведут Пашу. Сильно скорбела Паша, видя, как постепенно Мария Ивановна наживает мучительную болезнь и лишается ног, но сделать ничего не могла. Лишь тогда, когда народу, приходящего к блаженной, стало столько, что невозможно было поместиться в тесной комнате, игумения разрешила перевести ее в домик Паши Саровской. Домик этот стоял у самых ворот, и советские власти, видя большое стечение людей, воздвигли гонение на блаженную, так что в конце концов ее перевели в отдельную комнату при богадельне, где она прожила до закрытия монастыря. Не довольно было блаженной подвигов предыдущей скитальческой жизни, болезней, молитвы, приема народа. Однажды послушница Марии Ивановны мать Дорофея ушла в кладовую за молоком, довольно далеко от келии старицы, а самовар горячий подала на стол. Возвращается и слышит неистовый крик Марии Ивановны: «Караул!». Растерянная послушница сначала ничего не поняла, а потом так и осела от ужаса. Мария Ивановна в ее отсутствие решила налить себе чаю и открыла кран, а завернуть не сумела, и вода лилась ей на колени до прихода матери Дорофеи. Обварилась она до костей, весь перед и ноги, а колени сплошь покрылись волдырями, потом все прорвалось и начало мокнуть.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

На это Паша сказала: – Я ничего не знаю, передала только то, что мне повелел преподобный. В смущении я покинул келью старицы… Вскоре я уехал из Дивеевского монастыря и, возвращаясь в Москву, невольно обдумывал слова Паши. В Москве они опять пришли мне в голову, и вдруг однажды меня пронзила мысль, что ведь можно записать все, что рассказывали о преподобном Серафиме помнившие его монахини, разыскать других лиц из современников преподобного и расспросить их о нем; ознакомиться с архивами Саровской пустыни и Дивеевского монастыря и заимствовать оттуда все, что относится к жизни преподобного и последующего после его кончины периода. Привести весь этот материал в систему и хронологический порядок; затем этот труд, основанный не только на воспоминаниях, но и на фактических данных и документах, дающих полную картину жизни и подвигов преподобного Серафима и значение его для религиозной жизни народа, напечатать и поднести императору, чем и будет исполнена воля преподобного, переданная мне в категорической форме Пашей. Такое решение еще подкреплялось тем соображением, что царская семья, как было известно, собираясь за вечерним чаем, читала вслух книги богословского содержания, и я надеялся, что и моя книга будет прочитана… Когда летопись была окончена, я просматривал корректуру последней. Это было поздно вечером. Внезапно увидел налево от себя преподобного Серафима, сидящим в кресле. Я как-то инстинктивно к нему потянулся, припав к груди, и душу мою наполнило неизъяснимое блаженство. Когда я поднял голову, никого не было. Был ли это кратковременный сон или действительно мне явился преподобный не берусь судить, но я понял это так, что преподобный благодарил меня за исполнение переданного мне Пашей его повеления. Остальное известно. Я понес свой труд императору, что, несомненно, повлияло на решение прославления преподобного Серафима. Вскоре я овдовел и принял монашество с именем Серафима, избрав его своим небесным покровителем». В Святейшем Синоде кампания по официальному прославлению преподобного вызвала определенную обеспокоенность. Однако после тщательного исследования жития преподобного и его чудес все разногласия были устранены. Тем паче, что идея официального прославления преподобного Серафима была горячо поддержана императором Николаем II.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Прасковья Ивановна редко ходит теперь в церковь , лишь посылает своих сожительниц к каждой службе. Молится она своими словами, как малое дитя, но знает наизусть и некоторые молитвы. Любовь у нее к Богу и святым своеобразная; так, она кладет к ним любимые свои вещи, украшает их цветами. Богородицу она часто называет «Маменькой за стеклышком». Если она упрекает людей за проступки, то часто выражается так: «Зачем обижаешь Маменьку!» – то есть Царицу Небесную. Но когда Прасковья Ивановна идет в церковь , то еще накануне особенно омывается и приготовляется к такой радости. В храме становится у двери или на крыльце, чинно, с благоговением и трепетом. Приобщается она сравнительно редко и очень любит Саровского духовника. Иногда всю службу в церкви стоит на коленях. Она вообще любит все делать не в определенное время, а по внушению сердца; так, иногда вдруг становится как вкопанная перед образом и молится или станет где ни попало на колени, в поле, в горнице или среди улицы, и усердно, со слезами молится. Бывает, что и ночью вскакивает вдруг, скажет себе: «Молись!» Другой раз в церковь войдет и начнет тушить свечи и лампады у образов или не позволяет зажигать в келье лампадки. С иконами, Господом, Богоматерью и святыми она разговаривает по-своему. Испрашивая на каждый шаг и действие благословение у Господа, она иногда громко разговаривает и тут же громко отвечает себе: «Надо мне идти? Или погодить? Иди, иди скорей, глупенькая!» – и пойдет. «Еще молиться? Или кончить? Николай Чудотворец, батюшка, хорошо ли прошу? Не хорошо, говоришь? Уйти мне? Уходи, уходи, скорей, маменька!» «Ушибла я пальчик, маменька! Полечить, что ли? Не надо? Сам заживет!» и т. д. Действительно кажется, что блаженная Паша разговаривает с невидимым для нас миром. Поднося гостинцы к Божией Матери, лепечет: «Матушка! Царица Небесная! Какой младенец-то у Тебя – Батюшка! На, на, на, вот возьми, покушай, наш дорогой!» Обыкновенно она говорит про себя в третьем лице: «Иди, Прасковья! Нет, не ходи! Беги, Прасковья, беги!»

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010