Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВЛАСФИМИЯ» [греч. βλασφημα - поношение, кощунство], древнерус. компилятивный трактат, составленный не ранее 1-й четв. XIV в., большая часть входящих в него статей объединена темой обличения симонии . Известны 2 списка «В.». Древнейший (РНБ. Соф. 1262. Л. 63 об.- 113, нач. XV в.) находится в составе полемического «Трифоновского сборника», данного вкладом в Троицкий Видогощский мон-рь близ Новгорода. 2-й список содержится в «Потребнике митрополита Макария» (РНБ. Сол. 1085/1195. Л. 628-684), написанном «дьячишко Алексеем» в 1504 г. для игум. новгородского Лисицкого мон-ря Иоакима. В оглавлениях списков указаны 67 глав, однако «Трифоновский сборник» содержит 62 главы (пропущены главы 63-67), состоящие из 105 статей, «Потребник» - 65 глав (пропущены главы 22-я и 63-я), состоящие из 64 статей. Полностью совпадают в списках тексты 53 глав. А. С. Павлов, П. Л. Соколов, В. А. Кучкин связывают происхождение «В.» с Переяславским Собором 1311 г., на к-ром сторонники вел. кн. св. Михаила Ярославича Тверского хотели осудить свт. Петра . «В.» содержит единственный известный список «Написания о поставляющих мзды ради», созданного противником митр. Петра мон. Акиндином между 1310 и 1314 гг. и адресованного кн. Михаилу; ему же адресовано послание Патриарха Нифонта I в составе «В.», что может свидетельствовать о создании и первоначальном бытовании трактата в Твери. Имеются аргументы в пользу московского происхождения «В.» (упоминание в 66-й гл. вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты). А. И. Клибанов вслед за А. Д. Седельниковым настаивал на том, что «В.» сформировалась среди стригольников . Во «В.» приведены правила Вселенских и Поместных Соборов, св. апостолов и св. отцов, Прохирон, отрывки из книг Исаии и Иезекииля, толковых Евангелий, Деяний святых апостолов, Посланий ап. Павла к Коринфянам с толкованиями святителей Григория I Великого (Двоеслова) и Иоанна Златоуста , выписки из трудов святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого , Григория Богослова , преподобных Ефрема Сирина , Анастасия Синаита , Исидора Пелусиота , отрывки из посланий К-польских Патриархов святых Тарасия и Геннадия I , отрывки из «Лествицы» Иоанна, игум. синайского, житий свт. Иоанна Златоуста, прп. Пахомия Великого , апокрифическое правило 165 св. отцов «об обидящих Божия церкви» и др.

http://pravenc.ru/text/155025.html

Павел Владимирович (2.02.1859, С.-Петербург - 13.09.1918, Петроград), рус. историк-византинист, прозаик, публицист. Один из ближайших сотрудников В. Г. Васильевского . Сын экономиста акад. В. П. Безобразова и писательницы Е. Д. Безобразовой; двоюродный племянник М. А. Бакунина. После окончания историко-филологического фак-та С.-Петербургского ун-та (1883) был командирован ИППО в Турцию, Грецию, Италию и Францию для ознакомления и работы над греч. рукописями. С 1887 г. приват-доцент Московского ун-та. В 1890 г. за дис. «Византийский писатель и государственный деятель Михаил Пселл» (ЧОИДР. 1889. 4; отд. отт. М., 1890) получил степень магистра всеобщей истории. Написал и в 1894 г. опубликовал биографию С. М. Соловьёва (Б. был женат на его дочери). В 1908-1913 гг. архивариус канцелярии Гос. думы. Профессор (1918) Петроградского ун-та. В работах по внутренней истории Византии (Материалы для истории Византийской империи. 1887-1889) Б. доказывал, что наряду с общинной собственностью (т. зр. Васильевского) существовала и собственность крестьянина на отведенную ему полосу (тем самым Б. подготовил появление концепции Б. А. Панченко ). Б. занимался также вопросами истории визант. культуры в различных ее аспектах (Византийская Мессалина//Наблюдатель. 1889. Кн. 9; Черты византийских нравов и культуры//Там же. 1890. Кн. 8-9 и др.), исследованием греч. житий (прп. Антония Великого, прп. Ипатия, игум. Руфинианского, Кирилла Скифопольского, прп. Пахомия Великого и прп. Паисия Великого). Участвовал в работе по подготовке к печати трудов еп. Порфирия (Успенского) (Материалы для биографии епископа Порфирия (Успенского): В 2 т./Изд. Имп. АН под ред. П. В. Безобразова. СПб., 1910). В 1916 г. подготовил перевод «Истории» Льва Диакона (к-рый не был издан; об этом см. в обзоре Тункиной И. В. в ст.: В. В. Латышев: жизнь и ученые труды (по материалам рукописного наследия)//Рукописное наследие русских византинистов. СПб., 1999. С. 213-214). Стремясь к распространению исторических знаний, писал научно-популярные очерки, повести и исторические романы, открывшие для широкого рус. читателя Византию (Византийский царь на Московском престоле//ИВ. 1889. 5-6 и др.). Выступал с публичными лекциями о состоянии образования и положении женщин в России.

http://pravenc.ru/text/77814.html

Велико-Тырново. Церковь Петра и Павла. Църква " Свети апостоли Петър и Павел " Карта и ближайшие объекты Храм Св. Петра и Павла находится в северном подножии крепости на холме Царевец. Его возведение связано с актом переноса мощей св. Иоанна Поливотского царем Калоян в столичный Тырновград в 1204 году. Впоследствии вокруг церкви образовался монастырский комплекс. Его строительство было по воле и ктиторстве Анны-Марии (1221-1237 гг.), жены царя Ивана Асен II. После завоевания столичного Тырновграда турками-османами в 1393 году монастырь выполняет функцию патриаршей резиденции. После понижения самостойной болгарской патриархии в ранге митрополии, подчиненной Царьградской патриархии (в период 1416-1439 г.), комплекс вокруг храма становится Митрополитской резиденцией, а церковь Св. Петра и Павла – митрополичьей кафедрой. В архитектурном отношении храм является представителем группы, считающейся переходной между так называемым царьградским и провинциальным вариантом крестовокупольной церкви. С запада и юга она покрыта галереей, заканчивающейся на ее восточном краю скевофилакием. Первоначально в галерее была открытая аркада. В конце XVI в. междуарковые пространства замурованы. Что касается зографии, то были установлены три этапа росписи. Первая стенная роспись была проведена в начале XIII в. От нее уцелели написанные в медальонах образы св. Гурия, св. Самона и св. Авива. Масштабное обновление настенной росписи в наосе и притворе храма было проведено в 40-х годах XV в. В то время он уже выполнял функцию кафедры митрополита. От того времени в алтарной конхе сохранились фрагменты сцены Евхаристии, цикла так называемого утреннего воскресного евангелия, образы церковных отцов - св. Григория Богослова, Иоанна Милостивого, Германа Великого и др. Вверху на северной стороне восточной стены находится фресковая сцена " Христос во гробе”, в которой ощущаются отчетливые западно-европейские влияния. В первом ряду наверху южной стены сохранились композиции “Деисис”, изображены богословы и отшельники – Герасим, Харитон, Варлаам, Иоасаф, Иоаникий. В этом ряду на северной стене находятся изображения пустынножителей Павла Тивейского, Пахомия с ангелом и Онуфрий. Наверху столбов, отделяющих наос от притвора, представлены изображения самого почитаемого болгарского святого Иоанна Рыльского, покровителей храма Св. Петр и Св. Павел, Христос Богоносец, архангел Михаил и архангел Гавриил. Междуарковые пространства были заняты генеалогическим древом рода Христа – Древо Иессеево и медальоны с изображениями святых Бориса и Глеба. На западной стене над образами Иосиф песнопевец и св. Козма Творец расположена сцена " Успение Св. Богородицы”. В притворе храма сохранился фрагмент изображения Шестого Вселенского Собора, проведенного в Константинополе в 680-681 г.

http://sobory.ru/article/?object=47290

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСКИТИРИЙ АСКИТИРИЙ [греч. σκητριον], небольшой уединенный мон-рь или жилище отшельника-аскета. Термин «А.» впервые встречается в «Житии прп. Антония Великого», написанном свт. Афанасием Великим ( Athanas. Vita Antonii//PG. 26. Col. 845), и означает место, где прп. Антоний начинал свои аскетические подвиги. Церковные историки Палладий (Hist. Laus. (Bartelink). 14. 3) и Сократ Схоластик (Hist. eccl. IV 23; VI 7) употребляют понятие «А.» применительно к нек-рым Нитрийским обителям для обозначения небольшого мон-ря, что соответствует рус. понятию «скит». Свт. Василий использовал понятие «А.» в значении «обители» или «кельи» ( Bas. Magn. Prolog. 5 (sermo asceticus)//PG. 31. Col. 888). Тот же смысл вкладывает в термин «А.» свт. Григорий Богослов в надгробном слове свт. Василию Великому , упоминая о том, что свт. Василий не противопоставлял «аскитирии и монастирии» (σκητρια κα μοναστρια) «общинам и общежитиям» (κοινωνικν κα μιγδων) ( Greg. Nazianz. Or. 43. 62). Часто А. употреблялось как синоним понятия «монастырь», напр., у Палладия в отношении киновии прп. Пахомия Великого в Тавенниси (Hist. Laus. (Bartelink). 18, 12). В «Чудесах святых Кира и Иоанна», приписываемых Софронию I , Патриарху Иерусалимскому, слово «А.» используется в аллегорическом смысле - для характеристики душевно-нравственных качеств прародительницы Евы ( Miracula Cyri et Joannis. 34//PG. 87. Pars. 3. Col. 3535-3542). В средневизант. и поздневизант. периоды понятие «А.» использовалось и как синоним слова «монастырь» (напр., Пселл. Хронография. С. 44, 157; Григора. История. IV 9; VI 10), и в своем первоначальном значении наряду с понятиями «исихастирий» (συχαστριον) и «эримитирий» (ρημητριον). В отличие от этих терминов А. означал место особо суровых аскетических подвигов (напр., А. прп. Афанасии Эгинской ); часто А. находился в труднодоступных пещерах (напр., А. прп. Афанасия Метеорского ). Из наиболее известных в наст. время в Греции А. многие являются пещерными кельями или храмами (напр., А. свт. Спиридона , еп. Тримифунтского - свт. Николая Чудотворца и А. ктитора Тимофея в древних каменоломнях горы Пендели, Афинская архиепископия). На Афоне А. находятся в юж. части полуострова в Карулии и представляют собой хижины или пещеры, расположенные в скалах и ущельях и соединенные друг с другом узким тропами, лестницами и цепями ( Καδς Σ. Τ λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος. Τ μοναστρια κα ο Θησαυρο τους. Αθνα, 1995. Σ. 21 (рус. пер.: Святая Гора Афон: монастыри и их сокровища. Афины, 1998. С. 21)). На Кипре наиболее знаменит А. св. Созомена, расположенный около дер. Потамия (к юго-востоку от Никосии), к-рый представляет собой пещеру-часовню и существует с X в. ( Stylianou A. and J. The Painted Churches of Cyprus. L., 1985. P. 511-514).

http://pravenc.ru/text/76624.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. ПАИСИЙ (Гавренев Павел Иванович; 1397 (?) - 1504), Угличский, прп. (пам. 8 янв., 6 июня, в Соборе Ростово-Ярославских святых - 23 мая и в Соборе Тверских святых - в 1-е воскресенье после 29 июня) ПАИСИЙ (Яроцкий Прокопий Григорьевич; 1821 - 1893), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры, прп. (пам. 17 апр. и в Соборах Киевских и Полтавских святых), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры ПАИСИЙ ВЕЛИКИЙ Паисий Великий (IV - нач. V в.), прп. (пам. 19 июня; пам. копт. 8 эпепа/абиба (2 июля)), егип. подвижник ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1924-1994), церковный деятель, проповедник, писатель, один из наиболее известных монахов и духовных наставников Св. горы Афон кон. XX в. , прп. (пам. 29 июня) ПАИСИЙ ХИЛАНДАРСКИЙ (Хилендарский)(в миру Петр или Пенко; ок. 1722 - после 1775), прп. (пам. 19 июня), болг. иером., просветитель ПАЛАМОН (III-IV вв.), прп. (пам. в Неделю всех преподобных отцов; пам. греч. 12 авг.; пам. зап. 25 янв.; пам. копт. 30 тобе (25 янв.); пам. эфиоп. 17 сане (11 июня)), египетский подвижник, наставник прп.Пахомия Великого ПАЛЛАДИЙ (ок. 364 - между 420 и 430), еп. Еленопольский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных) ПАЛЛАДИЙ Иванович Попов (1879 - сент. 1937), свящ., сщмч. (пам. 10 сент., в Соборе Коми святых и Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАМВА (ок. 303 - 373/4), прп. Нитрийский (Египетский) (пам. 18 июля; пам. зап. 1 июля), подвижник и наставник монахов ПАМВА (Памво; 2-я четв. XIII - 1-я треть XVII в. (?)), прп. (пам. 18 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, иером., затворник, Послушливый, в Дальних пещерах почивающий ПАНКРАТИЙ (I в.?), сщмч. (пам. 9 февр., 9 июля; пам. зап. 8 июля), почитается как 1-й епископ Тавромения (ныне Таормина, Сицилия)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_55.html

Примечания 1 С целью сокращения сносок на творения св. отцов иногда приводятся лишь цифры, разделенные двоеточием. Цифры, стоящие перед двоеточием, означают том или часть, а после двоеточия — страницы. 2 а. Из другого канонического послания к Амфиохию. б. Послание к Диодору, еп. Тарскому. г. Послание к Григорию пресвитеру. г. К хорепископам каноническое послание. д. К подчиненным ему епископам. См. Книгу Правил, с. 346–358, а также с. 312–345 и 359–364. 3 На основании того, что в одном из писем (? 59) св. Амвросий говорит о себе как имеющем 53 года от рождения, годом рождения считают 333 или 340, смотря по тому, как понимают упоминающуюся в этом же письме войну Феодосия с претендентами на престол Западной Римской империи — с Максимом ли в 387–388 гг. Или с Евгением в 393–394 гг. 4 Стоящая в скобках цифра (или цифры) указывает страницу творений преподобного Кассиана по книге: Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. Перевод с латинского. Репринтное издание. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. РФМ. 1993. — VI — 654 с. Прочие сноски даются внизу под чертой. 5 Преподобный Кассиан именует Германа «святым аввой» и свидетельствует: с ним «у меня с самого начала монашеской жизни, с первых опытов духовного воинствования было нераздельное пребывание как в киновии, так и в пустыне, так что все для означения дружества и одинакового намерения нашего говорили, что в двух телах находятся один ум и одно сердце» (167). 6 Устав преподобного Венедикта. Гл. 73. Цит. по книге: Святитель Феофан (Говоров). Древние иноческие уставы преподобного Пахомия Великого, святого Василия Великого, преподобного Иоанна Кассиана и преподобного Венедикта. М., 1892. С. 653. 7 См.: (Преподобный) Нил Сорский. Предание и Устав со вступительной статьей М. С. Боровковой — Майковой. 1912. XXXIX+91+XXXI с. Впрочем, преподобный Нил, в основном, ссылается на суждения преподобных Исаака Сирина (VII), Иоанна Лествичника (+649) и Григория Синаита (+ ок. 1346). 8 Ср. следующее свидетельство семнадцатого «Собеседования»: «Ибо правильнее будет под таким видом солгать, нежели… высказать суетность вредного тщеславия, если станем говорить истину от своего лица» (486. См. и с.485).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2273...

21. Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника. Глас 8-й. Прп. Иакова исп., еп. Прп. Пахомия Нерехтского. Прп. Серафима Вырицкого . Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди. Примечание. Служба прп. Иакова исп. переносится на великое повечерие в пятницу вечера (см. 20 марта). На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 7, и Триоди (прп. Иоанна), глас тот же – 3. «Слава» – Триоди (прп. Иоанна), глас 5-й: «Преподобне отче…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небесный…». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу стихиры храма, от стиховных. На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава» – Триоди (прп. Иоанна), глас 2-й: «На земли ангела…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О чудесе новаго…». По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь Триоди (прп. Иоанна), глас 1-й: «Пустынный житель…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гавриилу вещавшу…». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Непорочны (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 8-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези…». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже…», и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных…». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, Триоди – 1-й (о впадшем в руки разбойников) на 4 и 2-й (прп. Иоанна) на 4. Примечание. «Каноны: воскресный с Богородичным на 6: и Триоди на 4, глас 5-й: и святаго на 4, глас 8-й» (Типикон, гл. 49, «Неделя 4-я святых постов»). Данное предписание Устава может быть истолковано как указание на пение трех канонов: воскресного со ирмосом и Богородичнами на 6 (ирмосы единожды), Триоди – 1-го (о впадшем в руки разбойников) на 4 и 2-го (прп. Иоанна) на 4. (Ср.: Типикон, гл. 49, «В Неделю 5-ю святых постов».)

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-03/

Arhiva La Mânstirea Cuviosului Antonie de Sia s-au desfurat solemnitile cu prilejul aniversrii a 500 de ani de la fondarea aezmântului monahal 6 august 2020 11:52 5 августа 2020 года митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий  совершил Божественную литургию в Свято-Троицком Антониево-Сийском мужском монастыре. В этот день обитель отметила 500-летие со дня своего основания преподобным Антонием. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Котласский и Вельский Василий , епископ Плесецкий и Каргопольский Александр , духовенство Архангельской митрополии . Богослужебные песнопения исполнил Архиерейский хор Архангельской епархии под управлением Татьяны Горшковой. По запричастном стихе было зачитано приветствие управляющего делами Московской Патриархии митрополита Воскресенского Дионисия участникам фестиваля «К сердцу Севера: от Ладоги до Онеги», прибывшим в обитель для участия в юбилейных торжествах. Они передали в монастырь резную деревянную икону с изображением преподобных Сергия Радонежского, Александра Ошевенского, Антония Сийского, Кирилла Белозерского и Пахомия Кенского на фоне Антониево-Сийского монастыря. Образ был  изготовлен в Москве из красного дерева резчиком Максимом Петровым по инициативе Елены Кутуковой, заместителя губернатора Архангельской области — руководителя представительства региона при Правительстве Российской Федерации. По окончании Литургии митрополит Корнилий освятил главный колокол обители — двухтонный благовестник, приобретенный благодаря поддержке Владимира Крупчака. Верхняя часть колокола украшена традиционными узорами и надписью: «Благовествуй, земле, радость велию…» В центральной части колокола по четырем сторонам света отлиты четыре иконы: благоверного князя Александра Невского, великомученика Димитрия Солунского, мученицы Фотинии и равноапостольного Кирилла. Затем митрополит Корнилий обратился ко всем участникам торжеств: «По милости Божией мы отмечаем пятисотлетие со дня основания Свято-Троицкого Антониево-Сийского мужского монастыря.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5673640...

В 1997 г. поступил послушником на московское подворье Троице-Сергиевой лавры (ТСЛ). В 1998 г. принят в число братии ТСЛ. В том же году поступил на заочный сектор МДС. 1 апр. 1999 г. на московском подворье ТСЛ игум. Лонгином (Корчагиным ; ныне митрополит) пострижен в монашество с наречением имени в честь прп. Пахомия Великого. На московском подворье ТСЛ нес послушание казначея. 23 июля 2000 г. в храме Всех святых на Соколе г. Москвы Бронницким архиеп. Тихоном (Емельяновым ; ныне митрополит) рукоположен во диакона. В 2002 г. окончил МДС. В 2003 г. переведен в Саратовскую епархию. 28 авг. того же года в соборе Сошествия Св. Духа в г. Саратове Саратовским и Вольским еп. Лонгином (Корчагиным) рукоположен во иерея. С 29 авг. служил на Архиерейском подворье в храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова. 3 дек. того же года назначен экономом, 23 янв. 2004 г.- настоятелем Свято-Троицкого собора г. Саратова. За время настоятельства организовал масштабные работы по реставрации внешнего облика и внутреннего убранства собора, благоустройству прилегающей территории и на протяжении неск. лет руководил ходом этих работ. На прилегающей к собору территории было построено здание для воскресной школы и административно-хозяйственных служб, разбит парк. Произведена уникальная реставрация чтимых икон - Нерукотворного образа Спасителя (XVII в.), Казанской иконы Божией Матери (XVIII в.) и мн. др. старинных икон; написаны новые иконы. Из запасников Саратовского обл. музея краеведения собору возвращена уникальная святыня - ковчег с частицами мощей 132 святых угодников, для к-рого в реставрационных мастерских ТСЛ была изготовлена драгоценная риза. При П. получили развитие приходская жизнь в соборе, просветительская деятельность и церковно-певч. традиции. За время настоятельства была организована запись муз. дисков с песнопениями хора Свято-Троицкого собора, создан приходский веб-сайт и стала выходить газ. «Троицкий листок». В 2005-2011 гг. являлся духовником Саратовского регионального об-ва трезвости и здоровья. С 11 янв. 2006 по дек. 2011 г. был председателем архитектурно-реставрационного отдела Саратовской епархии. С 2007 г.- член Президиума регионального отд-ния Всероссийского об-ва охраны памятников истории и культуры. 8 апр. того же года возведен в сан игумена. С 2007 по 2011 г. вел в Саратовской ДС курс «Правовые и экономические основы деятельности прихода». В 2008-2010 гг. член Общественной палаты Саратовской области. В 2011-2013 гг. обучался в СПбДА, где 9 дек. 2013 г. защитил магистерскую диссертацию на тему «Имущественное положение православного прихода».

http://pravenc.ru/text/2579848.html

Двадцать второй день. Священномученик Василий, пресвитер Анкирский. (Чем мы можем заменить мученичество за веру?) I. Св. Василий, память коего ныне совершают, был ревностный защитник веры Христовой и часто обличал в заблуждениях еретиков и язычников. При Юлиане отступнике за безбоязненную проповедь Христа он был подвергнут тяжким мучениям. Из кожи его каждый день выкраивали по семи ремней и, когда вся кожа была истерзана, его пронзили раскаленными рожнами, после чего он и скончался (в 363 г.). Так верен был до смерти Христу Богу св. священномученик Василий. Великую награду он получил от Бога, ту награду, которая обещана всем мученикам за веру Христову, при одном представлении которой нужно радоваться и веселиться, ибо мзда их многа на небесех. II. Ныне нет уже, братия, гонителей за веру, нет и гонений и мучений за нее. Как же нам можно исполнять сию заповедь? Ужели должно идти в такие страны, где мы можем найти себе смерть за Христа, чтобы достигнуть такой высокой награды? Просил некогда один инок преподобного Пахомия великого , чтобы он помолился о нем, дабы сподобил его Господь быть мучеником за веру, и вот что отвечал ему преподобный: «ты поддаешься тщеславному помыслу, ищешь искушения, когда Господь повелел нам молиться, да не будем введены во искушение. Но терпи лучше всякий подвиг избранный тобою добровольно, неси безропотно труды, возложенные на тебя, старайся угодить Богу непорочным житием, и удостоишъся чести вместе с мучениками на небесах». Итак можно, братия, достигнуть высокой степени блаженства и без мученичества за веру, а ревностным исполнением своих христианских обязанностей и упражнением себя в высоких подвигах евангельских добродетелей, при постоянной борьбе с миром, плотию и диаволом, которые заменят для нас древних мучителей. а) Всматриваясь в свою жизнь, много ли мы видим в себе и других расположения к борьбе с миром и его соблазнами? Есть ли у нас стремление к добровольному отречению от благ мира? Терпеливы ли бываем к лишениям и невзгодам этой жизни? Безропотно ли переносим ее недостатки, нужды, скорби, озлобления? Посмотрите, какая почти всеми овладела страсть к богатству, к стяжанию, к приобретению благ этого мира, с какою жадностию и неразборчивостию средств рвем мы их друг у друга, как надмеваемся богатея, как отчаяваемся беднея?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010