Год назад состоялось второе обретение святых мощей преподобного Пахомия, Нерехтского чудотворца. Святые мощи преподобного Пахомия были обретены в 1675 году при строительстве в монастыре каменного Троицкого храма под алтарем старой церкви, но до настоящего времени находились в земле под спудом. Над могилой преподобного была установлена каменная сень, которая указывала точное местоположение святыни. Второе обретение святых мощей было осуществлено по благословению архиепископа Костромского и Галичского Алексия,а также отныне совершать память об этом событии 3 апреля. Для установления их подлинности была проведена специальная экспертиза. На всенощном бдении 19 марта 2011г, которое возглавил архиепископ Костромской и Галичский Алексий, перед полиелеем святые мощи Нерехтского подвижника были изнесены из алтаря на середину храма. Все молящиеся перед помазанием святым елеем поклонились мощам преподобного. Во время пения Великого славословия мощи преподобного Пахомия были перенесены в Пахомиевский придел Троицкого храма обители и помещены в раку. Преподобный Пахомий, Нерехтский чудотворец, родился во Владимире в начале XIV века в семье священника. При Святом Крещении он получил имя Иаков. После кончины своего отца, будучи 12-летним отроком, Иаков по благословению матери ушел в Богородице-Рождественский монастырь близ Владимира, а в 21 год принял монашеский постриг с именем в честь преподобного Пахомия Великого. Через несколько лет инок Пахомий был рукоположен во диаконы святителем Алексием, будущим митрополитом Московским, пребывавшим тогда на Владимирской кафедре. В 1360 году митрополит Алексий, зная благочестивую жизнь своего ставленника, назначил преподобного Пахомия настоятелем основанного им монастыря во имя святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены. Устроив порученную его попечению обитель и духовную жизнь насельников, преподобный Пахомий, тяготясь властью над братией и стремясь к уединенным подвигам, удалился в нерехтские пределы. Здесь, на берегу реки Солоницы, в месте, издавна называемом Сыпаново,

http://pravmir.ru/godovshhina-obretenia/

Троица. Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский женский монастырь. Троице-Сыпанов женский монастырь (Троицы Живоначальной) Храмы монастыря: Собор Троицы Живоначальной Часовня в юго-западной башне ограды Карта и ближайшие объекты На протяжении веков Троице-Сыпанов-Пахомие-Нерехтский монастырь является одним из наиболее почитаемых на Костромской земле. Обитель расположена в двух километрах от города Нерехты при впадении р. Гридевки в р. Солоницу. Монастырь основан учеником прп. Сергия Радонежского прп. Пахомием Нерехтским чудотворцем. Прп. Пахомий принял постриг в Рождественском монастыре во Владимире, затем он был священноиноком в монастыре св. Алексия в 16 километрах от Владимира. Однако душа преподобного жаждала подвигов уединения, и Пахомий удалился на р. Солоницу. Сначала инок воздвиг деревянный храм в честь св. Троицы. К подвижнику быстро стала стекаться братия, и к смерти преподобного Пахомия (в 1384 г.) в монастыре уже проживало большое число насельников. В дальнейшей истории монастырь претерпел много лишений и материальных потрясений. В 1764 г. обитель была обращена в приходскую церковь. Самой драгоценной святыней обители были мощи прп. Пахомия, обретенные при устройстве нового храма. Тогда же была устроена и церковь в честь святого. Целебноносные святые мощи прп. Пахомия привлекали в Сыпаново многих паломников. В монастыре хранились остатки можжевелового посоха св. Пахомия. Святыней считалась икона, лежавшая на раке с мощами преподобного и изображавшая его в человеческий рост. Ежегодно 15 мая в обители совершалось празднование преподобному. В обители находился храм во имя Живоначальной Троицы и колокольня. Обитель была окружена каменной оградой с воротами и башнями. В советское время монастырь был закрыт. После передачи комплекса обители Русской Православной Церкви здесь находится женский монастырь. Информация с сайта Святые мощи преподобного Пахомия были обретены в 1675 году при строительстве в монастыре каменного Троицкого храма под алтарем старой церкви, но до настоящего времени находились в земле под спудом. Над могилой преподобного была установлена каменная сень, которая указывала точное местоположение святыни. Второе обретение святых мощей было осуществлено по благословению архиепископа Костромского и Галичского Алексия,а также отныне совершать память об этом событии 3 апреля. Для установления их подлинности была проведена специальная экспертиза. На всенощном бдении 19 марта 2011 года, которое возглавил архиепископ Костромской и Галичский Алексий, перед полиелеем святые мощи Нерехтского подвижника были изнесены из алтаря на середину храма. Все молящиеся перед помазанием святым елеем поклонились мощам преподобного. Во время пения Великого славословия мощи преподобного Пахомия были перенесены в Пахомиевский придел Троицкого храма обители и помещены в раку.

http://sobory.ru/article/?object=00157

монах Павел Эвергетинос О том, что верующий, продает ли он, покупает или делает нечто подобное, должен всегда иметь перед своими глазами Бога и при этом не допускать, чтобы ближний потерпел ущерб, даже если сам ближний уверяет, что всем доволен; и о том, что нужно с любовью поддерживать в себе скромность, особенно это относится к молодым, потому что создавать в общежительном монастыре компании губительно и этого надо остерегаться А. Из жития святого Пахомия Был голод, и у братьев, учеников Пахомия Великого , не осталось муки, и ее невозможно было достать нигде во всем Египте. Тогда святой велел одному брату обойти все города и села, найти муку и купить на сто монет. Брат обошел много мест и добрался до города под названием Ермоф. Там он встретил одного знатного господина, к тому же весьма благоговейного и богобоязненного, которому было вверено обеспечивать народ хлебом и который был наслышан о житии святого Пахомия и его братии. Брат из монастыря святого Пахомия подошел к нему и попросил продать ему муки на сто монет. Тот ответил: – Поистине, брат, – ответил господин, – была бы у меня мука, я бы у детей своих отнял и отдал вам, ибо наслышан о вашей богоугодной и добродетельной жизни. Послушай, что тебе скажу. У меня есть общественные запасы зерна, и начальник его не затребовал. Хочешь, возьми, сколько тебе нужно, кроме меня об этих общественных запасах никто не знает. После помола зерна, будь совершенно уверен – ты сможешь вернуть мне мукой сполна. – Нет, – сказал брат, – мне не хотелось бы так поступать. Что будет, если я не смогу вернуть то количество, которое взял? Лучше продай мне зерна на сто монет, а потом после помола на эти деньги и купишь себе муки. Так будет надежнее. Знатный господин ответил, что может продать не только на сто, но и на двести монет, только бы иноки помолились за него. Но монах сказал, что денег у него таких нет. Тогда господин предложил: он отгрузит ему весь хлеб, а потом монахи вернут деньги за дополнительную часть. Итак, на корабль погрузили тринадцать артавов 38 муки, когда во всем Египте не набралось бы и пяти. Брат поплыл в монастырь, преисполненный радости.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Разделы портала «Азбука веры» Иноческая жизнь при первоначальном своем образовании на Востоке почти одновременно проявилась в двух видах: в форме иночества отшельнического, или скитского, и в форме иночества общежительного. Люди, желавшие благоугождать Богу, поставившие целью своей жизни спасение и достижение вечной, блаженной жизни, уходили из городов и селений в пустыни и там подвизались в правилах благочестия или поодиночке, образцом каковой жизни могут служить святые Павел Фивейский, Онуфрий Великий и  Антоний Великий , или же в сообществе с другими, себе подобными ревнителями, как, например, богоугождали святые Пахомий, основатель общежительных монастырей в Тавенне, Василий Великий и другие. Очевидно, что для иноков, проводивших уединенную, отшельническую жизнь, не требовалось никаких внешних предписаний и постановлений, по которым они могли бы устроять свое спасение. Каждый отшельник руководствовался в своих подвигах или своими собственными соображениями, или же наставлениями и советами старцев, около которых в большинстве случаев селились новоприходящие иноки, как более опытных и более зрелых мужей в деле спасения. Напротив, в общежительных монастырях, где несколько иноков подвизались вместе, имея у себя общее имущество, общую пищу и одежду, необходимо требовалось установление тех или других правил на разные случаи жизни, тех или других предписаний, которыми бы ограждалось стройное течение жизни иноков, в особенности когда число таковых было значительно. Как во всяком общественном учреждении, государственном, например, в военных и учебных заведениях, в правительственных и присутственных местах, является необходимой известного рода дисциплина, введение известного рода правил и предписаний, чтобы не нарушались порядок, стройность и гармония в общем ходе дел, так точно и в духовных учреждениях (в общежительных монастырях) необходимо введение дисциплины, установление различных правил и узаконений. Так действительно и было на самом деле. С основанием каждого общежительного монастыря вводился тот или другой устав, предписывающий, как нужно поступать иноку в различных случаях его жизни, и ведущий свое начало по большей части от самого основателя монастыря. По той же самой причине и той же необходимостью было вызвано и появление устава св. Василия Великого , положившего начало общежительным монастырям в Понте и Каппадокии, и еще ранее — появление устава св. Пахомия, первого учредителя общежительных монастырей на Востоке. Что касается устава иноческой жизни Василия Великого, то он настолько важен по своему значению в деле устроения монашеской жизни вообще, настолько полно и всесторонне выражает собою идею подвижничества, что вполне заслуживает того, чтобы на нем остановиться и рассмотреть, как составлялся этот устав и в каком отношении он стоит к другим иноческим уставам, и главным образом к уставу св. Пахомия, как первому по времени появления.

http://azbyka.ru/ustav-inocheskoj-zhizni...

монах Павел Эвергетинос О том, что смиренномудрие совершенно недосягаемо для бесов, о том, как оно рождается, в чем его сила и что оно выше всех добродетелей, ибо только смиренномудрие быстро спасает человека А. Из жития святого Пахомия Мимический актер 103 по имени Сильван решил отречься от мира и пришел в монастырь святого Пахомия. Когда настоятелю сказали о приходе Сильвана, он позвал его и предупредил: – Подумай, брат, какой это труд. Нужна благоразумная душа и трезвый ум, чтобы с помощью Божией благодати противостоять тому, кто нас терзает, особенно когда прошлые привычки тянут к дурному. Сильван согласился делать все по наставлениям великого святого, и тот принял его. Бывший мим подвизался довольно продолжительное время, но потом вдруг опять перестал заботиться о своем спасении. Его потянуло к удовольствиям. Он соблазнял братьев пошлой болтовней, распевал при всех непристойные театральные куплеты. Святой Пахомий позвал его к себе и несмотря на то, что Сильван подвизался уже двадцать лет, велел ему при всех снять монашескую одежду, взять свою мирскую и покинуть монастырь. Несчастный пал в ноги и стал умолять его: – Еще раз прости меня, отче. Я верю, что Владыка, спасающий немощных, поможет и мне раскаяться за все то время, которое я провел в нерадении, и ты сам порадуешься перемене в моей душе и возблагодаришь Бога. – Ты же видишь, – сказал святой, – сколько я тебя терплю. Не раз приходилось даже бить тебя. А ведь так я никогда ни с кем не обращался. У меня даже в мыслях не было поднять на кого-либо руку. Ты один вынуждал меня прибегать к таким мерам. Но даже когда я тебя бил, страдал в душе больше, чем ты, и сочувствовал тебе. Я думал, что иду на это только ради твоего спасения, чтобы хоть так отвратить тебя от греха. Но после стольких уговоров ты не исправился и после побоев ты не осознал, что для тебя полезно. Как же я могу допустить, чтобы такая паршивая овца паслась в стаде Христовом? Ведь она перепортит остальных, и немало братьев пострадает. Но Сильван продолжал настойчиво уговаривать Пахомия, обещая исправиться. Тогда святой потребовал поручительства, что бывший мим опять не возьмется за старое. Святой дивный муж по имени Петроний взял Сильвана на поруки. Блаженный Пахомий одобрил такое решение и, благословив, передал несчастного Петронию. Сильван, получив прощение, начал смирять себя так, что для многих, а лучше сказать для всей братии, стал образцом и правилом для подражания во всякой добродетели и благочестии, особенно же в плаче по Богу. Часто даже во время трапезы из его глаз слезы лились ручьем, и он не мог удержать их, и они смешивались с его скудной трапезой. Так исполнилось на нем слово Давида: Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами ( Пс. 101:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Н. Пальмов Пострижение в монашество Предисловие Предметом настоящего исследования являются чины пострижения в монашество по литургическим памятникам Греческой Церкви. Первый вопрос, который возникает у исследователя после предварительного ознакомления с греческими чинами и последованиями монашеского пострижения, это – вопрос о происхождении обрядов пострижения в монашество. Монашество возникло в Египте; с Востока оно было принято и Византией. Естественно, что взор исследователя, в поисках основ чина пострижения в монашество, должен обратиться к Египту и в обрядах приема в знаменитейшие египетские монастыри усматривать первоначальные элементы церковного чина пострижения в монашество. Исторические документы свидетельствуют, что в обители преп. Пахомия Великого уже были определенные правила приема в монастырь. Желающего подвизаться в Тавеннисиотской обители тщательно испытывали, а когда испытание показывало способность человека вести подвижническую жизнь в монастыре, его облекали в принятые здесь одежды и вводили в собрание братий. Это не был собственно церковный чин пострижения в монашество. Церковный чин пострижения в монашество возник уже после преп. Пахомия, но несомненно, что порядки приема в монастырь, практиковавшиеся во времена преп. Пахомия, оказали свое влияние при создании чина пострижения в монашество. Когда именно, при каких условиях и где возник церковный чин пострижения в монашество, – неизвестно. Но важно то, что св. Василий Великий , в одном из своих канонических правил, определенно выражается, что каких-либо обетов, произносимых мужами, он не знает. К ревности этого святого отца по благоустроению монастырской дисциплины надо отнести введение в церковную практику требования от вступающих на путь подвижнической безбрачной жизни заявить об этом в храме всенародно, вслух. За торжественным обрядом произнесения обета безбрачной жизни, введенным в практику церковную св. Василием Великим , не замедлил появиться и чин пострижения в монашество, судя по тому, что уже в Ареопагитиках, которые должны быть отнесены к первой половине V века, мы имеем сформировавшийся чин пострижения в монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕНЕДИКТ АНИАНСКИЙ [лат. Benedictus Anianensis] (ок. 750 - 11.02.821, мон-рь Инден (совр. Корнелимюнстер)), св. (пам. зап. 11 февр.), реформатор католич. монашества. Основным источником сведений о святом является житие, написанное его учеником Ардоном Смарагдом вскоре после смерти Б. А. Вестгот по происхождению, он род. в семье Айгульфа, каролингского гр. Магелона (Септимания) и был назван именем Виттица. Образование получил при дворе франк. кор. Пипина Короткого . Потом находился на военной службе у Пипина и Карла Великого . В 773/74 г., во время военной кампании Карла в Италии, Виттица чуть не утонул, спасая своего брата, и дал обет уйти от мирской жизни. В тот же год он принимает постриг в мон-ре св. Секвана в Бургундии, взяв имя Бенедикт. После смерти настоятеля (779) ему было предложено занять это место, но он отказался и удалился из мон-ря. В одном из фамильных владений, на р. Аньян (близ совр. Монпелье), основал мон-рь в честь Спасителя (общепринятое название Аниан), где поначалу пытался установить строгое общежитие, основанное на правиле прп. Пахомия Великого . Его первые сподвижники, не вынеся строгости устава и требовательности настоятеля, разбежались по др. мон-рям. Вторая община, собравшаяся в Аниане, оказалась более стойкой. Б. А. оставался приверженцем традиций вост. аскетов: прп. Пахомия Великого, свт. Василия Великого , Иоанна Кассиана Римлянина , однако неск. смягчил строгость монастырского устава как в части распределения времени (братии отводилось больше личного времени на размышление и занятия), так и в том, что сохранялись определенные права на имущество, к-рым обладал каждый до вступления в мон-рь. Имя настоятеля Аниана становится со временем известно в мон-рях на юге Франкского королевства, Б. А. посещал окрестные мон-ри, повсюду проповедуя и увещевая монахов обратиться к строгому аскетическому образу жизни. После того как Б. А. стал настоятелем и его первый идеалистический опыт потерпел неудачу, при устройстве своей второй анианской обители Б. А. склоняется к уставу св. Венедикта Нурсийского. Грамота Карла Великого, данная Анианской обители в 787 г., свидетельствует, что к этому времени мон-рь жил уже по бенедиктинскому уставу. Анианское аббатство постепенно начинает выполнять функции образцового мон-ря в Каролингском гос-ве. В 787 г. Б. А. выстроил прославившуюся за пределами Септимании новую ц. Св. Троицы, отличавшуюся богатством украшения, к-рую современники сравнивали с храмом Соломона. В дальнейшем Б. А. стал одним из главных лидеров каролингской церковной реформы, суть к-рой состояла в стандартизации церковной жизни во всех областях - догматической, литургической, этической, экономической и т. п.

http://pravenc.ru/text/78058.html

16-е число Преподобного Феодора Освященного, ученика Пахомия Великого Феодор, называемый Освященным, потому что он один во всей обители имел сан священства, был любимым учеником великого учителя. С детства обнаружилось в нём призвание к исключительному посвящению себя Богу. Родившийся в богатом и знатном семействе (в округе Латопольском, в Верхней Фиваиде), он никогда не вкушал радостей – ни свойственных положению богатых людей, ни свойственных детскому возрасту, любящему игры и забавы. Ему было одиннадцать или двенадцать лет, когда, увидев однажды в доме приготовления по случаю праздника Богоявления, безотчётно уже сознававший суету земных пиршеств, он скрылся в самом отдалённом углу дома и там, припав на землю, со слезами взывал: «Боже мой! ничего я не хочу на земле... я желаю только Тебя, Твоего милосердия!» И несмотря на то, что мать уговаривала его быть и веселиться вместе со всеми, он остался один и весь день провёл в молитве... И излил же Господь на такого необыкновенного отрока – необыкновенные дарования духовные впоследствии! До 14-ти летнего возраста Феодор жил в доме родительском, посещал школу, где отличался и поведением, и успешным учением; 14-ти лет, он, с согласия родителей, удалился к пустынникам в округе Латопольском; услышав здесь о подвижнике Пахомии и об его новом учреждении, юноша пожелал жить под руководством такого учителя. Увидев его, Пахомий прозрел в нём «сосуд избрания, полный Духа Божия». Принял Феодора, как добрый отец, и с самого начала относился к нему, как к сыну и как к любимому своему ученику. Вскоре беспредельно-ревностным подвижничеством Феодор оправдал ожидания Пахомия. Особенно отличался он чистотой сердца, строгим соблюдением молчания и безукоризненным повиновением. Преуспевая на иноческом пути, он так всецело отрешился от всего мирского, что даже не пожелал встретить мать свою, пришедшую в обитель, чтобы повидаться с сыном. Но эта суровая твёрдость искреннего отрешенца от мира не могла обратиться во зло... напротив, она привела к тому, что и мать его – ради того, чтобы не лишиться надежды увидеться с сыном, решилась поселиться в женском монастыре, основанном преп. Пахомием. – Братья Феодора – Пафнутий и Макарий, по примеру его, также поступили в Тавеннскую обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Н. Примогенов. Устав иноческой жизни Василия Великого и сравнение его с уставом святого Пахомия 494 Иноческая жизнь при первоначальном своем образовании на Востоке почти одновременно проявилась в двух видах: в форме иночества отшельнического, или скитского, и в форме иночества общежительного. Люди, желавшие благоугождать Богу, поставившие целью своей жизни спасение и достижение вечной, блаженной жизни, уходили из городов и селений в пустыни и там подвизались в правилах благочестия или поодиночке, образцом каковой жизни могут служить святые Павел Фивейский, Онуфрий Великий и Антоний Великий , или же в сообществе с другими, себе подобными ревнителями, как, например, богоугождали святые Пахомий, основатель общежительных монастырей в Тавенне, Василий Великий и другие. Очевидно, что для иноков, проводивших уединенную, отшельническую жизнь, не требовалось никаких внешних предписаний и постановлений, по которым они могли бы устроять свое спасение. Каждый отшельник руководствовался в своих подвигах или своими собственными соображениями, или же наставлениями и советами старцев, около которых в большинстве случаев селились новоприходящие иноки, как более опытных и более зрелых мужей в деле спасения. Напротив, в общежительных монастырях, где несколько иноков подвизались вместе, имея у себя общее имущество, общую пищу и одежду, необходимо требовалось установление тех или других правил на разные случаи жизни, тех или других предписаний, которыми бы ограждалось стройное течение жизни иноков, в особенности когда число таковых было значительно. Как во всяком общественном учреждении, государственном, например, в военных и учебных заведениях, в правительственных и присутственных местах, является необходимой известного рода дисциплина, введение известного рода правил и предписаний, чтобы не нарушались порядок, стройность и гармония в общем ходе дел, так точно и в духовных учреждениях (в общежительных монастырях) необходимо введение дисциплины, установление различных правил и узаконений.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Основателем Успенского соборного храма в Ярославле, как мы уже сказали, был князь Константин Всеволодович, названный Мудрым. Летописи не объясняют, что расположило князя соорудить это святилище. Но так как древние князья строили храмы большей частью в память каких-нибудь событий, то нельзя думать, чтобы построение и этого первого каменного храма в Ярославле не имело своей особенной причины. Для правильного взгляда на это дело, лучшее средство – обратиться к истории. Что же она повествует? Из происшествий, относящихся ко времени построения Собора, представляются нашему вниманию следующие довольно важные события. Великий князь Всеволод, приближаясь к смерти, объявил Константина, как старшего сына, наследником своего престола с тем, чтобы он уступил Ростов младшему брату своему Георгию. Но Константин не послушался отца, – не оставил своего удела, желая быть обладателем и целого великого княжества Суздальского. Раздраженный столь явным неповиновением, отец в многочисленном собрании бояр и духовенства назначил своим наследником второго сына, Георгия. Константина любили и уважали сановники и народ, но воля великого князя была для всех законом: все дали присягу Георгию. После смерти Всеволода братья ссорились между собой, оба считая себя обиженными. Наконец неудовольствие дошло до того, что они решились для Суздальской и Ростовской областей иметь особых епископов, тогда как эти области издревле принадлежали к управлению одной духовной власти, имевшей кафедру в Ростове 4 . Ростовский епископ Иоанн много скорбел о таком положении дел и, наконец, отказался от епархии и удалился в Боголюбский монастырь где и умер в 1213 году 5 . По смерти Иоанна, Константин избрал в епископы ростовского и суздальского духовника своего, ярославского Петровского монастыря игумена Пахомия. Рукоположение его в этот сан совершал в 1214 г. киевский митрополит Матфей. Но, по прибытии Пахомия из Киева на паству ростовскую, князь Георгий в 1215 году без согласия Константина учредил особенную епархию для Суздальской области, независимую от Ростовской 6 . С того времени Константин, по словам одного старинного сказания, «вельми возлюби Ярославль и созда близ дворца своего первую в сем граде каменную соборную церковь , посвятив ее Небесной Владычице, покровительнице и заступнице нашей пред Богом» 7 . Вот события, которые могли подвигнуть князя к построению храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010