Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 • Том 9 • Том 10 • Том 11 • Том 12 • Том 13 • Том 14 • Том 15 • Том 16 • Том 17 • Том 18 • Том 19 • Том 20 Содержание Вступление. Литература «обобщающих предприятий» Летописец Поучение святого отца Феодора, игумена Студийского, о том, чтобы не терять надежды на Божию милость из-за своих грехов Слово похвальное Филолога черноризца о святых великомучениках черниговских, славном Михаиле великом князе и Феодоре его советнике Слово об убиении злочестивого царя Батыя В тот же день празднуем Покров Святой Богородицы. О видении святого Андрея и Епифания, когда видели они в воздухе святую Богородиц Слово похвальное честному Покрову пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Творение смиренного иеромонаха Пахомия От жития преподобного отца Саввы, который жил над Вишерою-рекою и там общежительный монастырь создал. Сочинено священноиноком Пахомием Житие и подвиги преподобного отца нашего игумена Никона, ученика блаженного Сергия чудотворца Освящение церкви святого мученика Георгия, что в Киеве, пред вратами святой Софии Отца нашего Святого Иоанна Златоуста, архиепископа Константинополя, Слово на Рождество Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа Воспоминание творим святого Богоявления Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа В этот день житие и подвиги преподобного отца нашего Макария чудотворца, игумена, создавшего обитель Святой Живоначальной Троицы, Колязино именуемой Того же месяца в 25 день творим воспоминание Божественного Благовещения Пресвятой Богородицы Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего епископа в Перми, составленное преподобным во священноиноках отцом нашим Епифанием В лето 6985 (1477) мая 1 преставился преподобный игумен Пафнутий за час до ночи... Слово об Антонии черноризце, бывшем в Руси, основателе Печерского монастыря Слово из патерика (о том), как полезно трудиться своими руками Перенесение мощей святого и преподобного отца Николы чудотворца архиепископа Мирской Ликии в Бар град Память святого Сидора, юродивого Христа ради, по прозвищу Твердислов, ростовского чудотворца Житие и жизнь святого отца нашего Исайи епископа ростовского чудотворца Слово (о том), как подобает в церкви стоять со страхом и боязнью Слово из Патерика о пьянстве Память благоверного царя Константина и матери его Елены Мучение святого и прославленного великомученика Христова Гергия Нового, пострадавшего в болгарском городе Средце Преподобного и богоносного отца нашего и исповедника Феодора, игумена Студийского, слово похвальное на рождество святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна Слово о Мартине монахе, что пребывал в Турове в церкви Святых Мучеников, живя один во Боге Деяние и мучение святых и славных и всехвальных апостолов Петра и Павла Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы Из Степенной книги царского родословия Повествование о святом благочестии первых российских властодержцев Житие...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

УСТАВ ПРЕПОДОБНОГО ВЕНЕДИКТА «...Он написал для монахов правила, отличающиеся определенностью и изяществом речи. Если кто хочет подробнее узнать его обычаи и жизнь, может в этом начертании правил найти все способы, его учительства, потому что святой муж никак не мог учить иначе, нежели как сам жил» 33 . Устав, написанный преподобным Венедиктом в 530–540 годах в Монтекассино, часто издававшийся и подвергавшийся толкованиям 34 , является его единственным дошедшим до нас творением. Преподобный Венедикт создавал свой Устав на основе уже существовавших в его время монашеских правил преподобного Пахомия, преподобного Иоанна Кассиана и святого Василия Великого . Но западное монашество имело по сравнению с восточным менее пассивный и созерцательный характер. Эта характерная черта рельефно отражена в Уставе преподобного Венедикта, и именно это обеспечило ему быстрое распространение по всей Европе. «Из монастыря Монтекассино бенедиктинский устав с необычайной быстротой распространяется по христианскому Западу; он воспитывал из века в век дисциплинированную армию монахов, способную корчевать пни и распахивать целину в необжитых местах, поддерживать в правильном состоянии раз налаженное хозяйство, систематической пропагандой обращать в новую веру языческое население. Эта равномерная, бесперебойная, согласованная работа многих людей, каждый из которых приносил свою личную своеобычность в жертву сверхличному распорядку, во многом заложила основы средневекового духовного строя» 35 . Преподобный Венедикт разделил свой Устав на 73 главы, которые можно сгруппировать по определенным темам: 1.    О монашеских обязанностях – 9 глав; 2.    О богослужении – 13 глав; 3.    О дисциплинарных мерах и административных принципах – 39 глав; 4.    О различных частых проблемах – 12 глав. В сущности каждый из этих разделов представляет собой небольшой устав, и представляется целесообразным рассмотреть творение преподобного Венедикта именно в такой последовательности. 1.    О монашеских обязанностях Прежде всего следует отметить, что этот Устав был первым из написанных на Западе и для Запада.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

монах Павел Эвергетинос О том, что во всякое время нужно бодрствовать и спать лишь столько, сколько требуется для поддержания тела; и о том, что начавшие совершать подвиг должны разными ухищрениями приучать себя к бодрствованию А. Из жития преподобного Ефрема Ночи часто заставали Ефрема Великого бодрствующим и не сомкнувшим глаз передавали свету дня. Он страшился начальника тьмы дьявола, чтобы тот не застиг его обезоруженным сном и потому бодрствовал, ожидая нападения. Ему хватало очень краткого сна, он только немного перехватывал его, не допуская, чтобы высыпаться вдоволь. Сон ему был нужен только для восстановления сил и сохранения тела, измученного трудом до пота. Много чего он предпринимал, чтобы гнать сон с глаз долой. Прежде всего он избрал сон на земле, суровый образ жизни и всяческое угнетение тела, не знающего никакого снисхождения. Б. Из жития святого Пахомия Преподобный Паламон, учитель Пахомия Великого , если видел на ночных молитвенных бдениях, что Пахомия одолевает сон, выходил с ним на гору. Они там набивали мешки песком, перетаскивали их в какое-нибудь другое место и высыпали. Так они заставляли своё тело и косный ум трезвиться в молитвах и псалмопениях. Старец говорил ему: – Трезвись, Пахомий, чтобы не искусил тебя лукавый, и не обратился весь твой труд в ничто. Обычно Пахомий, стоя на службе, простирал руки к небу и уже не опускал их, но в исступлении, словно распростершись на Кресте, истощал своё тело и тем самым отрезвлял душу. Об авве Сармате говорили, что он всегда постился и ограничивал себя, пока не обрел такую власть над сном, что говорил сну: «Ступай прочь», и тот уходил. А когда говорил сну: «Приходи», тот приходил. В. Из аввы Исаии Авва Исаия говорил: «Брат, совершай бдение с достоинством. Не лишай своё тело необходимого отдыха, исполняй службу умеренно и разумно, а то начнешь бодрствовать ночами кряду, а душа твоя на всё это разозлится и убежит прочь с поприща. Достаточно тебе пока мыслить, что дело добродетели – это разумный телесный труд, а всякие плоды страстей возникают от нерадивости. Если ты возлюбишь вольготную жизнь, то ведение от тебя уйдет, а если возлюбишь труд, то страсти к тебе близко не подойдут. Стоит тебе облениться, как страсти без труда в тебя проникнут. Не ищи успокоения, брат, пока ты скован телом, и не доверяй себе, если увидишь себя расслабившимся, но при этом не подвергающимся нападениям страстей. Ведь твои враги могут коварно выжидать время, не вступая в бой, пока человек полностью ослабит своё сердце, считая, что достиг покоя. Тогда они внезапно ворвутся в несчастную душу. Точнее они поймают её, как дети ловят воробьев. Они её пересилят, начнут грабить и безжалостно топтать, вводя во всё новые грехи, о прощении которых ты молился в начале своего пути.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Пахомия Великого Память 15 мая Пахомий родился в Верхнем Египте – в Фиваиде, именно в окрестностях города Эсне 3240 , в последнем десятилетии III в. 3241 Родители его были ревностные язычники. С христианами он познакомился гораздо позднее, во время своей кратковременной службы в войске. Задатки чистой жизни сказались в нем очень рано, еще до познания Христа. Однажды родители поручили Пахомию отнести рабочим котелок с говядиной. Заночевав по необходимости в том месте, Пахомий встретил искушение. Одна из дочерей хозяина, девушка очень красивая, убеждала его согрешить с нею. Целомудренный Пахомий ответил ей строго: «Невозможно мне совершить это худое дело; разве глаза мои – глаза собаки, чтобы мне согрешить с моею сестрою?» Немедленно он пошел домой. Впоследствии он сам рассказывал об этом случае монахам, убеждая их тщательно предусматривать соблазны и побеждать искушения. Святой Пахомий не был чужд книжного образования. Его последующая деятельность доказывает это. Притом родители его были люди состоятельные, а среди египтян была развита любовь к просвещению. Детей очень рано, в возрасте пяти-восьми лет, посылали в школу. Здесь они учились читать и писать, причем преподавались им и правила нравственности: эти правила заключались в самых прописях. Когда Пахомию исполнилось двадцать лет, он был взят в войско. В это время у императора Константина была война с каким-то «тираном», вероятно с Максенцием, в 315 г. Пахомий со своими товарищами – новонабранными воинами отправился в путь. К вечеру достигли города Эсне. Здесь Пахомий и его товарищи были оставлены в здании темницы под охраной стражи. Скоро явились сюда христиане с запасами хлеба и всяких кушаньев и усердно просили путников подкрепить свои силы. Когда Пахомий потом спрашивал, почему эти люди так заботятся о них, совсем не зная их, ему отвечали, что это христиане, и что они поступают так ради Бога. Это оказало сильное действие на впечатлительную душу Пахомия. На другой день Пахомий и его спутники отправились далее, к городу Антиноэ 3242 . Здесь очень многие молодые воины предавались всяким утехам и чувственным удовольствиям. Они хотели соблазнить и Пахомия, но он стал выше соблазна и настойчиво отвлекал от зла своих товарищей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Люсьен Реньё Глава десятая. Старцы и их ученики «Если человек не скажет в сердце своем: “Только я и Бог есть в мире этом”, не найдет он упокоения» 782 . Воистину, это изречение Антония Великого – ключ, открывающий нам дверь во вселенную Отцов пустыни. Оно объясняет и причины их удаления от мира, и их полный отказ от его благ, и их любовь к тишине и уединению, и их жизнь в келье, и их душевные тревоги. Все их существование – это попытка приблизиться к одной-единственной цели: скрыться от людских взоров и постоянно пребывать перед очами Божиими. Большей части отшельников это, безусловно, удалось, но не всегда тем самым образом, каким они предполагали это сделать. Источники, которые знакомят нас с их жизнью, намного чаще показывают их контакты друг с другом, чем их исключительные отношения с Богом. Среди таких контактов особо выделяются те, на которые мы уже довольно часто ссылались, но которые тем не менее заслуживают отдельной главы. Это отношения между старцами и их учениками. Первые старцы Среди первых монахов, которые пришли в пустыню, лишь немногие смогли полностью реализовать свой замысел: прожить и умереть в полном уединении, не зная о существовании остальных. Это – исключения, а не правило. Все те, кого мы знаем, стали знамениты именно потому, что сияние их славы привлекло к ним многих других, упорных и отважных, желающих жить по их примеру и под их духовным руководством. Именно таким образом возникли монашеские «объединения» в Нитрии, Келлиях и Скиту, а еще раньше мы можем различить среди монахов, живущих здесь, старцев и учеников. Первые назывались «старцами», «отцами» или «аввами», тогда как другие – «молодыми», «братьями», «начальными». Подобно тому как земля оказалась постепенно заселена, поскольку от поколения к поколению людей рождалось все больше и больше, так же и пустыня наполнилась своими обитателями в процессе их духовного рождения, которое всегда неповторимо и индивидуально. Монахи, жившие в общине, киновиты, собирались вокруг отца, который ее основал (например, Пахомия Великого в Верхнем Египте) и который воспитал у них уважение к авторитету настоятеля. После кончины основателя общины ему наследовал другой игумен, назначенный им или избранный общиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 Ваше Преосвященство, милостивый Архипастырь! Позвольте встретить Ваше Преосвященство моим усерднейшим поздравлением на новом месте, с прибытием к своей пастве и с приближающимся днем Вашего Ангела. Премилосердый Господь да сохранит Ваше здравие на многие лета и ниспошлет Свою помощь в многотрудном Вашем служении Церкви Его. Спаси Вас Господи, что и еще изволили удостоить меня получить Ваше архипастырское и отеческое писание от 20 числа ноября, из которого видим о времени Вашего отъезда из Петербурга, и потому пишу благонадежно в С-ь, к Вашему Преосвященству. Вы изволите спрашивать о книгах преподобного Исайи и преподобного Марка Подвижника , будут ли они напечатаны на русском языке? Доложу Вам, что последняя переведена на русский язык и представлена к Высокопреосвященнейшему Владыке на благорассмотрение, с испрашиванием позволения представить в цензуру и напечатать; но на это решения еще не получали. А рукопись преподобного Исайи еще не поправлена в русском переводе, думаем заняться, – есть братия желающие; я же, хотя и буду участвовать в сем деле, но так мало имею времени, что не надеюсь назначить срока для окончания сего труда. Я все нахожусь в неоплатном долгу ответами на письма; к этому же чувствую часто большую слабость и немощь; а между тем думаем заняться, – на перевод старца Паисия сделать в некоторых неудобопонятных словах примечания, подобно тем, какие сделаны в книге св. Исаака Сирина , тем паче, что оная книга более приличествует монашествующим, а для них славянский язык понятен, и, если дозволят, то и напечатать; а со временем можно и в русском переводе напечатать. Испрашиваем на сей труд Вашего архипастырского благословения. Вы изволите упоминать о слове преподобного Орсисия, – ученика Пахомия Великого ; хорошо бы перевести оное на русский язык и напечатать. Отец N книги свои оставил пока здесь, только теперь нет в виду человека, который бы мог заняться сим делом. Хотел побывать к нам К. К. мой крестник; он довольно сведущ и в латинском и греческом языках, им переведена книга аввы Дорофея с греческого, только язык перевода после у нас поисправлен; если ему будет время, попрошу его заняться сим переводом. Книгу аввы Исайи Вашу, по сей же почте имею честь препроводить к Вашему Преосвященству. Когда будет отпечатана книга преподобного Марка Подвижника , то за первый долг сочту оную доставить Вашему Преосвященству и Высокопреосвященнейшему архиепископу К-у. Испрашивая Вашего архипастырского благословения и святых молитв с глубочайшим моим высокопочитаем имею честь пребыть Вашего Преосвященства, милостивейшего Архипастыря, нижайший послушник, многогрешный И. М. 3 ноября 1857 года. 2

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Антология коптской литературы христианского или околохристианского характера. «“Копты” (от араб. «аль-кубт», «аль-кобт» или «аль-кыбт») — это принявшие христианство египтяне, прямые потомки народа фараонов, татке удержавшие в литературном обиходе язык своих предков […] одно создание коптского христианства получило международный резонанс неимоверной широты по всей христианской «ойкумене» — от Ирана до Атлантики: речь идет о монашестве. Конечно, монашество было предвосхищено в практике аскетов ессейско-кумранитского, а затем и раннехристианского круга; но становление монашеской формы жизни невозможно представить себе без инициативы одного копта — отшельника Антония Великого (того самого, чьи «искушения» стали одним из самых распространенных мотивов европейской литературы и европейского искусства) и без организаторских усилий другого копта — Пахомия, или Пахона (копт. “Орел”; и тот и другой умерли в середине IV в.). Тому, что такое христианское монашество, мир учился у коптов. Монастыри Фиваиды — пустынной области на юге Египта, невдалеке от древней столицы Фив, — стали целью паломничества для пришельцев издалека, спешивших на месте познакомиться с новым образом жизни. Блестящие, образованные, утонченные господа из Константинополя отрекались от приманок цивилизации, чтобы пойти на выучку к грубоватым и хмурым египетским мужикам, являвшим на деле ту цельную, бескомпромиссную простоту сосредоточения воли, что так трудно давалась всем этим “последним эллинам” и “последним римлянам”». С. С. Аверинцев «Многоценная жемчужина» В сборник «Изречения Египетских Отцов» вошли тексты самого разного характера. Это прежде всего сами «Изречения» — знаменитые апофтегмата патрум, один из центральных текстов христианства. Это знаменитый «Алфавитный патерик» («Изречения Отцов», «Апофтегмата Патрум» или «Геронтикон», или, наконец, просто «Патерик»). Одна из центральных книг Церкви, вобравшая в себя опыт величайших подвижников. Никакая другая книга (кроме Библии) не переписывалась христианами так часто, как «Патерик». Это собрания крайне простых, лаконичных слов. Доступный всем, Патерик напоминает самые основы христианской этики — написанный огнем Духа, «Патерик» содержит величайшие Его откровения. Древний Патерик — по сути ряд коротеньких историй или высказываний Отцов Пустыни. Интересно, что эти Отцы — почти все копты (коренные жители Египта), часто просто безграмотные — однако именно к ним стремились попасть лучшие представитель античной интеллигенции. Хаушер, исследователь восточнохристианской духовности писал о значении «Патерика»: «если изучаете историю духовности или духовной жизни Церкви, уведите, что каждый раз, когда в Церкви наступает духовное возрождение, отцы пустыни становятся заново актуальными, либо вследствие этого возрождения, либо как его причина, или и то, и другое одновременно».

http://predanie.ru/book/82914-izrecheniy...

Карбасова Т. Б. О Второй Пахомиевской редакции Жития Варлаама Хутынского   В предшествующей историографии интересующая нас редакция называлась иначе – «Пахомиевская». Л. А. Дмитриев считал, что именно эта редакция была составлена знаменитым книжником Пахомием Сербом, и так представлял процесс ее создания: «Во время своего первого приезда в Новгород, вскоре после составления “Слова похвального” Варлааму, Пахомий Логофет по поручению архиепископа Евфимия II в начале 40-х гг. XV  в. составляет на основе второй (здесь и далее курсив мой.– Т. К .) редакции жития Варлаама Хутынского новую редакцию произведения. В 70-х гг. Пахомий добавляет к своей редакции жития рассказ о чуде с Тумганом, воспользовавшись сказанием об этом событии митрополичьего дьяка Родиона Кожуха .   К сожалению, предложенное Л. А. Дмитриевым описание литературной истории Жития не совпадает с современными представлениями о рукописной традиции памятника. Во-первых, вопреки предположению Дмитриева, до сих пор не удалось обнаружить ни одного списка «Пахомиевской» (по Дмитриеву) редакции без добавления чуда о Родионе Кожухе (такой состав должна была иметь редакция, составленная в 40-х гг.). Во-вторых, в схеме Дмитриева отсутствуют точные характеристики второй редакции – не установлен ее автор, время создания и принципы редактирования, тогда как она является самой распространенной в древнерусской письменности. Последние текстологические и источниковедческие исследования позволяют считать эту вторую редакцию написанной Пахомием, поэтому возникает ситуация, когда две редакции могут быть названы «Пахомиевскими» и ее необходимо разъяснить. Кратко опишу литературную историю Жития Варлаама Хутынского с учетом результатов последних исследований. В XIII в. была составлена Проложная реакция На ее основе в 30-х гг. XV в. (до 1438 г.) Пахомий Серб создал агиографический цикл, состоящий из Жития, Службы и Похвального Редакция Жития, которая в него вошла, имела инципит: « Сеи преподобнии отець нашь Варлаам родися вь Великомь Нов-град», и названа «Первой Недавно обнаруженный автограф Пахомия Серба содержит именно этот цикл с Первой Пахомиевской редакцией Жития Варлаама

http://sedmitza.ru/lib/text/9494835/

Скачать epub pdf Религия Египта Мы направляемся теперь от востока к западу древнего мира... Изнутри пустынь Африки, на южный берег того моря, которое соединяло запад с востоком, по течению впадавшей в него реки, выступала замечательная в истории древнего мира страна, известная грекам под именем Египта 940 . Страна эта, составлявшая, и по своему географическому положению, и по своему внутреннему строю, – как бы переход от востока к западу, была не менее, если не более своеобразна, чем страны отдаленного востока. Египетская мудрость и египетское искусство возбуждали изумление в древних греках. Ни одна страна мира, говорит греческий историк, совершивший путешествие по Египту, не представляет таких диковин, таких поражающих произведений искусства, как Египет 941 . Доныне эта «страна пирамид» служит предметом особенного научного интереса и усиленных научных изысканий. Доныне она вызывает в нас чувство чего-то таинственного, оставаясь во многом все еще неразгаданной. Доныне еще, говоря словами одного из историков, – «покров из песчаных облаков Сахары, облегающий эту царицу Ливийских пустынь, все еще не снят» 942 . Своеобразна территория этой страны – с её великой и священною рекой, которая питала Египет и от которой зависела его культурная жизнь и цивилизация. Своеобразен обусловленный этой местностью и быт загадочного народа, оставившего по себе, через тысячи лет, несокрушимые временем памятники своего изумительного искусства. Но весь этот своеобразный строй нравственного быта египтян был только внешним выражением того внутреннего душевного строя их, который дала им их религия. Своеобразный и в высшей степени замечательный строй религиозных воззрений лежал в основе всего того, что поражает нас в жизни этого древнего народа. В истории религии Египту суждено занять одно из самых видных мест. В новом, христианском мире Египет был отечеством высшего созерцательного Богословия и созерцательной жизни. Здесь положено начало для христианской философии. Здесь, прежде всего, человеческая мысль пыталась проникнуть в тайны откровения и уяснить себе высокие истины христианства. Из Александрийской школы, древнейшей в истории христианского Богословия, вышли первые знаменитые отцы и учители церкви с созерцательно-философским направлением, – стремившиеся выяснить высокие догматы Евангелия из начал высшего ведения 943 и отделить от христианства примешивающийся к нему чуждый, языческий элемент. Здесь же, – в пустынях, окружающих долину Нила, – положено начало и христианскому подвижничеству. В лице Павла фиваидского, Антония и Пахомия, земля Египта впервые явила миру высокие, чудные подвиги созерцательной жизни великих последователей Христовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

[Греч. Παλμων] (III-IV вв.), прп. (пам. в Неделю всех преподобных отцов; пам. греч. 12 авг.; пам. зап. 25 янв.; пам. копт. 30 тобе (25 янв.); пам. эфиоп. 17 сане (11 июня)), египетский подвижник, наставник прп. Пахомия Великого . Сведения о П. содержатся только в древнейшей версии Жития Пахомия Великого, т. н. Vita Prima (BHG, N 1396). Этот текст сохранился в нескольких дополняющих друг друга редакциях, в т. ч. на греческом (G1; S. Pachomii vitae graecae/Ed. F. Halkin. Brux., 1932) и на коптском (Bo (бохайский диалект); S. Pachomii vita bohairice scripta/L.-Th. Lefort. Louvain, 1925. (CSCO; 89. Copt. 7)) языках. Согласно Житию, по прошествии нек-рого времени после принятия крещения Пахомий узнал, что неподалеку, на окраине заброшенной деревни Шенесет, живет отшельник П., древний старец, «идеал и отец для многих, живущих по соседству (монахов)» (Bo. 10). Пахомий отправился к нему и стал просить о духовном наставничестве. Желая предостеречь Пахомия от непосильного подвига, П. подробно рассказал новоначальному иноку о своей аскезе: у него был особый пост, заключавшийся в раздельном вкушении пищи и воды; ел подвижник очень мало, иногда раз в неск. дней, и только хлеб с солью, исключал овощи и масло (G1. 13). Особым образом были организованы у П. ночные молитвенные бдения, которые состояли из чтения 50 псалмов с молитвой, днем он прочитывал ок. 60 псалмов. Кроме духовных упражнений П. много занимался рукоделием: изготавливал одежду, корзины и веревки; он посвящал этой работе часть ночного бдения. Чтобы побороть сон, П. переходил с одного места на другое, перетаскивая за собой тяжелую корзину с песком. Все деньги, к-рые ему удавалось выручить за свои изделия, он раздавал бедным. Описание такого образа жизни не оттолкнуло Пахомия, он, напротив, захотел во всем подражать учителю и, получив согласие Пахомия, стал жить под его духовным руководством. В греч. тексте не сказано, как долго Пахомий оставался у П., а в копт. тексте есть сведения, что они прожили вместе 7 лет (Bo. 17), после чего Пахомий решил поселиться отдельно, услышав голос, к-рый призывал его самого стать наставником для др. монахов. Узнав от ученика о видении, П. попросил Пахомия оставаться с ним до тех пор, пока его душу не призовет Господь. Через нек-рое время П. заболел и скончался на руках у Пахомия в кругу ближайших учеников. Его честные останки были погребены рядом с кельей подвижника.

http://pravenc.ru/text/2578702.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010