С XVI в. П. Б. м. имел подворье в Москве, в Китай-городе. Оно располагалось между улицами Ильинка и Варварка в Посольском (ныне Никольском) пер. (Переписные книги г. Москвы 1737-1745 гг. М., 1881. Т. 1. С. 11). На подворье находились каменная ц. во имя прп. Пафнутия (построена ок. 1640 на средства кн. Б. М. Лыкова, разобрана в 1836), а также 2 жилых корпуса с подвалами и палатками, построенные на средства князей Лыковых. Сохранились палаты подворья - вытянутое в длину здание протяженностью 26,5 м. Палаты состояли из 5 помещений, перекрытых сводами с распалубками. В 1967 г. палаты передвинули к Ипатьевскому пер., при этом поздний 2-й этаж был разобран (Памятники архитектуры Москвы: Кремль и Китай-город. М., 1982. С. 455-456). После секуляризации церковных имуществ 1764 г. П. Б. м. утратил свои земельные владения. Ему была установлена гос. субсидия по штату мон-ря 1-го класса и отведено 63 дес. 251 кв. саж. земли (свыше 68,9 га), в т. ч. участок площадью 22 дес. 1817 кв. саж. (свыше 24,8 га) при самом мон-ре, на котором находились гостиный двор, сады, пруды, конюшенный двор (РГАДА. Ф. 1354. Оп. 150. Д. П-1), а также на хуторе Суслове в Боровском у. площадью 40 дес. 834 кв. саж. (свыше 44 га), на котором находились монастырские дом и двор. В 1798 г. П. Б. м. по указу имп. Павла I были отведены озеро для рыбной ловли под Высоковской слободой в 3 км от мон-ря, а также мельница на р. Протве близ мон-ря. Также мон-рь владел мельницей на р. Истерьме. 8 мая 1871 г. по указу Калужской духовной консистории П. Б. м. были даны пустоши примерно в 10 км от мон-ря площадью 86 дес. 2149 кв. саж. (ок. 95 га) ( Осипов. 2018. С. 268). Монастырская земля сдавалась в аренду, также в нач. XX в. обитель сдавала свое подворье в Боровске за 15 тыс. р. ежегодно и монастырскую мельницу за 509 р. ежегодно (Там же. С. 268-269). Эти поступления составляли основной доход мон-ря. Банковский капитал П. Б. м. к 1 янв. 1914 г. составлял 83 062 р. (Там же. С. 268). Библиотека П. Б. м. и развитие книгописания

http://pravenc.ru/text/2579798.html

Численность братии П. Б. м. в разные годы составляла: 95 чел. (сер. 70-х гг. XIV в.), 80 чел. (1610), 37 чел. (1763; из них 6 послушников), 45 чел. (1860), 52 чел. (1913). Материальное обеспечение Уже при прп. Пафнутии П. Б. м. имел большое хозяйство: в обители действовали поварня, трапезная для братии и паломников, хлебопекарня, больница (Житие. 1903. С. 16-17), подсобное хозяйство, скорее всего была гостиница и др. хозяйственные помещения. О развитии хозяйства мон-ря и социальной роли обители свидетельствует Житие прп. Иосифа Волоцкого, в к-ром говорится, что в П. Б. м. «множество ядущих беша, иже в манастыри сущих и иже наемник работающих, но и приходящих множество к отцу ползы ради, и мимоходящих странных и нищих приходящих; всем бо тем ядущем ту, множицею же некоим и на путь приемлющим, так бо Пафнутию хотящу» (Там же. С. 16). Особую статью хозяйства составлял рыбный промысел. У стен монастыря, на р. Истерьме, прп. Пафнутий «создал многым трудом своим» пруд (Записка. С. 439), лично плел рыболовные сети. Стремясь расширить рыбный промысел, прп. Пафнутий отправлял служителей на различные водоемы с целью поиска пригодных для рыбного промысла. Со 2-й пол. XV в. в мон-рь стали поступать земельные вклады (в 1531 прп. Максим Грек обвинял прп. Пафнутия в том, что тот «держал села»; см.: Судные списки. 1971. С. 112). Одним из первых подобных вкладов стало завещанное обители в 1472 г. удельным кн. дмитровским Юрием Васильевичем с. Бронницы в Коломенском у. «з деревнями, и с луги с пожнями, и с озеры, и что к нему потягло… и с хлебом, что в земли опрочь стоячего хлеба, и з животиною», а также с половиной налогов с его жителей (ДДГ. 68. С. 223). Удельный кн. верейский Михаил Андреевич не позднее 1486 г., незадолго перед смертью, завещал мон-рю «сельцо Кукеповское» в Малоярославецком у. «по своем отце, и по своей матери, и по своей души, и по своей княгини, и по своем сыне, по князе Иване… и с хлебом, и з деньгами… со всем с тем, что тому селцу и к деревням изстарины потягло» (Там же. 80. С. 303). В 1503 г. удельный кн. рузский Иван Борисович перед смертью завещал обители «десять рублов, да кожух камчат на черевех на лисьих» (СГГД. Т. 1. 132. С. 342), а его брат - удельный кн. волоцкий Федор Борисович - в 1506 г. завещал мон-рю «по десяти рублов на престол» (Там же. 151. С. 420). Во 2-й четв. XVI в. И. И. Колычев пожертвовал с. Беницы в Лужецком стане Боровского у. (РГАДА. Ф. 1198. Оп. 1. Д. 293. Л. 3).

http://pravenc.ru/text/2579798.html

Богородичен: Коренесекательным серпом Твоея молитвы/посецы, Отроковице, лукавая помышления души моея/и плодоносну покажи, молюся,/всех бо Вседетеля, Бога и Спаса породила еси. Ин Ирмос: Пророка Иону подражая, вопию:/живот мой, Блаже, свободи из тли/и спаси мя, Спасе мира, зовуща: слава Тебе. Страхом Христовым утвердився, преподобне,/тело, и душу, и ум очистил еси от всякия скверны,/имиже зарю прият трисолнечную, Богомудре отче Пафнутие всеблаженне. Весь распялся еси мирови, отче Пафнутие, Крест Христов на рамо взем, блаженне,/и Того страстем подобяся, причастник был еси воскресения и славы лучшия,/в нейже нас поминай. Храм тя, вси вернии, Святаго Духа вемы,/храм бо благолепен воздвигл еси Богу, и Того Рождшей именовал еси,/и ограду велию устроил еси, и монахов множество совокупил еси./И ныне молитвами твоими всяк недуг отгоняется. Богородичен: Видевши, Егоже родила еси, Бога, от мертвых воставша,/радости исполнилася еси, Дево Мати Марие./Того убо моли всяку печаль, Чистая, нашего сердца до конца потребити. Кондак, глас 8. Подобен: Взбранной: Божиим светолитием просвещен, отче,/постническое стяжал еси жительство, преподобне,/иноком предобрый наставниче и постником благое украшение./Сего ради Господь, труды, твоя видев,/чудес даром обогати тя,/источаеши бо исцеления./Мы же, радующеся, вопием ти:/радуйся, отче Пафнутие. Икос: Песнь от устен скверных к похвалению подвиг твоих, отче, приносится:/не имам бо сердца моего чистаго,/яко сие срамными деяньми оскверних/и душу лукавыми помыслы осмрадих./Но ты подаждь ми слово, преподобне, чистое твое воспети житие,/взывающу тебе таковая, преблаженне:/радуйся, преподобных всех похвало;/радуйся, постников подражателю и пустыни насадителю;/радуйся, яко в ней пречестен храм Богородице воздвигл еси;/радуйся, яко в нем тобою Бог славится;/радуйся, добре пасый стадо твое от навет вражиих;/радуйся, яко смирил еси злоначальнаго врага;/радуйся, яко посрамил еси бесов полки;/радуйся, монашествующих светильниче пресветлый и столп терпения;/радуйся, яко собрал еси монахов множество во спасение;/радуйся, о немже хвалимся вси;/радуйся, егоже ради избавляемся от бед;/радуйся, отче Пафнутие.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ново-Спасского мон-ря. СПб., 1883; Титов А. А. Вкладные и кормовые книги Ростовского Борисоглебского мон-ря в XV, XVI, XVII и XVIII ст. Ярославль, 1881; он же. Вкладная книга Нижегородского Печерского мон-ря//ЧОИДР. 1898. Кн. 1. Отд. 1. С. I-VIII, 1-93; он же. Синодики XVII в. Переславского Горицкого мон-ря. М., 1902; он же. Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского мон-ря XVI в.//Рукописи слав. и рус., принадлежащие И. А. Вахрамееву. М., 1906. Вып. 5. С. 1-115; Памятники древней письменности Спасского мон-ря в г. Муроме: (Лицевой синодик и вкладная книга)/Предисл. Н. Добрынкина. Владимир, 1892; Покровский Н. В. Древности Костромского Ипатьевского мон-ря//ВАИ. 1885. Вып. 4. С. 1-34 [на с. 4-5 отрывки из вкладной книги]; Воронцова Л. Д. Вкладная книга Серпуховского Высоцкого мон-ря//Древности: Тр. Археогр. Комис. МАО. 1899. Т. 1. Вып. 2. Стб. 321-346; Голубинский. История РЦ. Т. 2. Ч. 2. С. 577-580 [фрагмент вкладной и кормовой книги Троице-Сергиева мон-ря кон. XVI в.]; Вкладная книга Брянского Свенского мон-ря//ИРГО. 1911. Вып. 4. С. 392-433; Апухтин В. Р. Псково-Печерский Успенский мон-рь и его вкладная книга 1558 г. М., 1914; Изюмов А. Ф. Вкладные книги Антониева Сийского мон-ря 1576-1694 (7084-7202) гг.//ЧОИДР. 1917. Кн. 2. Отд. 1 С. 1-104; АСЭИ. Т. 2. 339. С. 337-338; Т. 3. 479. С. 465; Вкладная книга 1674-1675 (7183) года Моск. Новодевичьего мон-ря//Источники по соц.-экон. истории России XVI-XVIII вв.: Из архива Моск. Новодевичьего мон-ря/Подгот. В. Б. Павлов-Сильванский. М., 1985. С. 152-210; Вкладная книга Троице-Сергиева мон-ря. М., 1987; Вкладные книги Далматовского Успенского мон-ря/Предисл. И. Л. Маньковой. Свердловск, 1992; Козляков В. Н. Толгский мон-рь XVII в. и его вкладчики//Ярославская старина: Из архива рус. провинции. Ярославль, 1992. С. 14-22; Вкладная книга Серпуховского Высоцкого мон-ря. М., 1993; Хозяйственные книги Чудова мон-ря 1585/86 г. М., 1996. С. 31-53; Вкладная книга Анзерского скита//Прп. Елеазар, основатель Св.-Троицкого Анзерского скита/Подгот.

http://pravenc.ru/text/158928.html

XIV в.); в ц. Преображения мон-ря Зрзе (Македония, 1368/69); в ц. свт. Николая в Рамаче (Сербия, ок. 1385); в ц. Введения во храм Пресв. Богородицы в Нова-Павлице (Сербия, до 1389); в соборе Христа Спасителя в Цаленджихе (Грузия, 1384-1396); в минологии ц. Св. Троицы мон-ря Козия (Румыния, 1391); в ц. свт. Николая Чудотворца «тис Стегис» близ Какопетрии (Кипр, 2-я пол. XIV в.); в ц. Св. Троицы мон-ря Ресава (Манасия, 1418); на окладе иконы «Христос Пантократор» из афонского мон-ря Ватопед (кон. XIV-XV в.). В поствизант. памятниках изображения О. В. встречаются: в ц. арх. Михаила в Педуласе (Кипр, 1474); в ц. Св. Креста в Пелендри (Кипр, 2-я пол. XV в.); в ц. Св. Креста близ Платанистасы (Кипр, 1494); в ц. Введения во храм Пресв. Богородицы (Склаверохори, Крит, XV-XVI вв.); в ц. св. Созомена (Галата, Кипр, 1513); в ц. Успения Пресв. Богородицы в Курдали (Кипр, 1-я четв. XVI в.); в церкви афонского скита Моливоклисья (1536); в соборе Рождества св. Иоанна Предтечи афонского мон-ря Дионисиат (1546/47); в ц. вмч. Георгия мон-ря Воронец (Румыния, 1547); в соборе в честь Преображения Господня Большого Метеорского мон-ря (Греция, 1552); в минологии нартекса ц. св. Апостолов в Печской Патриархии (1561); в ц. свт. Николая в Дубочице (Сербия, 1565); в ц. Пресв. Богородицы мон-ря Студеница (1568); в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Морача (1577/78); в ц. Преображения Господня в Палеохоре (Крит, XVI в.); в трапезной афонского мон-ря Дионисиат (1603); в ц. свт. Николая Чудотворца «тис Феологинас» в Кастории (1609); в трапезной афонского мон-ря Хиландар (1621); в минологии ц. свт. Николая в Пелинове (Сербия, 1717/18); в ц. 40 мучеников афонского мон-ря Ксиропотам (1783) и др., а также на иконах: «Онуфрий Великий» из епископии в Морфу (Кипр, XV-XVI вв.); «Онуфрий Великий и Петр Афонский» из афонского мон-ря Пантократор (кон. XVI в.); «Гостеприимство Авраама, Уготованный престол, Вознесение Христово и святые» Андреаса Рицоса в Музее изящных искусств (Токио, XVI в.); «Онуфрий, с житием» Еммануила Скордилиса (50-70-е гг. XVII в.) из мон-ря св. Иоанна Крестителя на о-ве Патмос; на створке триптиха из того же мон-ря (2-я пол. XVI в.). По иконографическому образцу др. преподобных во 2-й пол. XVI в. писали иконы с композицией «Успение св. Онуфрия», напр. икона из Музея визант. и христ. искусства в Афинах. Об изводе кончины О. В. в памятниках укр. и белорус. иконописи, а также в рус. иконописи синодального времени см.: Зеленина Я. Э. Икона «Кончина прп. Онуфрия со сценами жития»//Рус. иконы на Синае: Жалованные грамоты, иконы, произведения декоративно-прикладного искусства из собр. мон-ря вмц. Екатерины на Синае. М., 2014. Кат. 49. С. 353-357.

http://pravenc.ru/text/2581421.html

От многих людей враг творяше пакости тебе и обители твоей, ты же, ученик сый Христов, любил еси враги твоя, добро творя ненавидящим и моляся о них, темже и побеждал еси благими злая. Сего ради Церковь Святая восхваляет тя: Радуйся, боровская свеще, присногорящая пред Богом; Радуйся, благодатная луче сияющая от солнца Христа Бога; Радуйся, непоколебимый терпения столпе; Радуйся, образе кротости и незлобия; Радуйся, молитвенниче за враги твоя; Радуйся, яко уста еси Божия, изводящая от недостойнаго достойное; Радуйся, миротворче, томужде боголепно и нас научаяй. Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче. Кондак 6 Проповедник веры и упования на Бога дивный явился еси, преподобне Пафнутие егда бо скорбяху братия, яко не имеяху рыб ко дню Светлаго Воскресения Христова, глаголал еси о уповании на Бога; в навечерии же Светлаго дне явишася на малом потоце рыбы мнози. Тако упование на Господа не посрами тя, и прославивше Бога, вси вопияху: Аллилуиа. Икос 6 Возсиял еси, преподобне, свет ангельския чистоты: во плоти яко безплотен, преподобне, ревнителю целомудрия. Сего ради восхваляем тя: Радуйся, похвале Творца всяческих и Приснодевы; Радуйся, подражавши Иосифу целомудрием; Радуйся, Моисею Угрину собрате; Радуйся, Крестителю Господню поревновавый; Радуйся, соблазны и искушения далече отринувый; Радуйся, юным покрове и старцем светлосте; Радуйся, недремлющий блюстителю монахов и постников украшение; Радуйся, яко светило небесное земным бывый; Радуйся, сожителю ангелом; Радуйся, боровская похвало и заступниче наш пред Богом; Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче. Кондак 7 Хотяй отгнати от святыя Церкве всякое богомерзкое злосмрадие, явился еси яко благовонное миро житием твоим и словом истины, апостольских же и соборных учений, отче, исполненный сосуд был еси, изгоня из обители глаголющих противная. Тем же святая Церковь ублажает тя и мы спасеннии вопием Богу: Аллилуиа. Икос 7 Новаго тя Ноя спасенного ковчега обители твоей показа Бог хотящим спастися: наказуя потопом гнева своего преслушающих тя и паки милуя кающихся, мы же благоговейно молим тя: покрый немощи наша, отче, милосердием твоим и смиренною любовию, и сподоби пети: Радуйся ревностный учениче Христов;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

О. Власий и Афон О. Власий всей душой полюбил Афон во время своего пребывания там, и эту любовь пронёс всю свою жизнь. Туда стремилась его душа, покорная благословению оставаться в Пафнутие-Боровском монастыре и принимать людей. Это было видно все годы моего общения с Батюшкой. Он не раз говорил, что Афонские монастыри отстоят от русских как небо от земли. Любовь Батюшки к Афону проявилась и в жизни Боровского монастыря – в монастырском пении и устройстве в храме стасидий. О. Власий хотел, чтобы Пафнутие-Боровский монастырь стал «маленьким Афоном». Батюшка всегда благословлял онкологическим больным молиться Божией Матери «Пантанассе» и святителю Нектарию Эгинскому, почитаемым на Афоне. Я думаю, что о. Власий делился своим опытом молитвы. Ведь именно на Афоне он получил исцеление от рака, и избежал озвученного ему приговора врачей о близкой смерти в 1996 году. О. Власий во всём чувствовал живую связь с Афоном. Даже в мелких деталях это проявлялось: когда я подарил Батюшке книгу об архимандрите Софронии (Сахарове), Батюшка рассказал, как он видел его на Афоне. Но особенно это чувствовалось через сугубое почитание Иверской иконы Матери Божией, находящейся в храме. Батюшка рассказывал, как простая старушка подарила ему две иконы, и предсказала, что одна Иверская икона отправит его на Афон, а другая – в Иерусалим. Когда через 25 лет Батюшку отправили на Афон, а потом и в Иерусалим, о. Власий понял, что эта простая старушка была человеком святой жизни (её святость и была заключена в простоте жизни). В руках о. Власия всегда были афонские чётки, не только понуждавшие его на молитву, но и напоминавшие Батюшке об афонских подвижниках и духовных наставниках. О. Власий переживал, чтобы после смерти ему положили эти афонские чётки, потому что они будут оправдывать перед Господом… Сейчас Батюшка находится уже в Небесном Афоне и Небесном Иерусалиме, и мы надеемся, что его наставлениями и молитвами, и мы достигнем вожделенных обителей и встретимся там со своим духовным отцом. На фото: о. Власий передаёт подарок для о. Иоанна Миронова: «Я пошлю ему своё сердце!» (2018 год)

http://ruskline.ru/analitika/2021/12/13/...

196. Оп. 1. 1710 [Синодик, кормовая и вкладная книги коломенского Голутвина мон-ря, нач. XVIII в.]; РГБ. Ф. 178. 8299 [Вкладные, кормовые книги и синодик лихвинского Анастасова мон-ря, 1558 г. XVII в.]; 8298. [Вкладные книги белёвского Спасо-Преображенского мон-ря, нач. XVIII в.]; 8539 [Вкладная книга и синодик Водожской пуст., XVIII в.]; 7174 [Кормовая книга и записи вкладов Коряжемского во имя свт. Николая мон-ря, XVII-XVIII вв.]; 10933 [Вкладные 1668/69-1702 (без начала), приходо-расходные (1628-1745 гг.) и описные (посл. треть XVII в.) книги Белогостицкого мон-ря, XVII-XVIII вв.]; Ф. 256. 387 [Выписи из синодиков, вкладных книг и описей церковного имущества древнерусских мон-рей, 1815 г.]; РГБ. Ф. 304/I. 40-42 [Синодики и вкладные записи Троице-Сергиева мон-ря, 1575 г.- кон. XVI в.]; 821 [Вкладная и кормовая книги Троице-Сергиева мон-ря, 1591/92 г.]; Ф. 200. 18 [Денежная вкладная книга 1860-1865 гг. и синодик Нилово-Столобенской пуст.]; РГБ. Ф. 711. 31 [Вкладная книга и синодик Махрищского мон-ря, XVI-XVII вв.]; ЮПКМ. 2394 [Вкладная и кормовая книга Михаило-Архангельского мон-ря в Юрьеве-Польском, кон. XVI-XVII в.]; СИХМ. 1673 [Вкладная книга серпуховского Высоцкого мон-ря, 1648]; РИАМЗ. КП-8835 [Вкладная книга Солотчинского Рождество-Богородицкого мон-ря, XVII в.]. Публ.: Карамзин Н. М. История гос-ва Российского. М., 1995. Т. 5. С. 262-263. Примеч. 122 [Вкладные и кормовые книги московского Симонова мон-ря]; Сахаров И. П. Кормовая книга Кирилло-Белозерского мон-ря//ЗОРСА. 1851. Т. 1. Отд. 3. С. 46-139; Выписки из рукописной вкладной книги Александро-Свирского мон-ря 1566-1743 гг.//Олонецкие ГВ. 1853. 10-27; Вкладная книга Владимирского Рождественского мон-ря/Сообщ. К. Н. Тихонравов//Тр. Владимирского губ. стат. ком. Владимир, 1864. Вып. 3. Стб. 338-369; Горский А. В. Ист. описание Св.-Троицкой Сергиевой лавры. Ч. 2: Прил. архим. Леонида. VI. С. 45-64; Леонид (Кавелин), архим. Махрищский мон-рь: Синодик и вкладная книга//ЧОИДР. 1878. Кн. 3. С. 1-38; он же. Вкладная книга Моск.

http://pravenc.ru/text/158928.html

В 70-80-х гг. XX в. не прекращалось молитвенное почитание прп. Кирилла. У стены Кирилловского храма молились местные жители, над местом погребения преподобного читали акафист сотрудники Кирилло-Белозерского музея. 22 июня 1991 г., в день памяти прп. Кирилла, состоялось 1-е богослужение в К. Б. м.: всенощное бдение и литургию совершил иером. Арсений (Шастель), настоятель Богоявленской ц. в с. Ферапонтове. 15 авг. 1992 г. молитву прп. Кириллу над местом его погребения прочитал патриарх Московский и всея Руси Алексий II . 22 июня 1993 г. состоялся 1-й архиерейский крестный ход на территории обители во главе с Вологодским и Великоустюжским еп. Максимилианом (Лазаренко) . Указом Президента РФ от 2 апр. 1997 г. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник включен в Гос. свод особо ценных объектов культурного наследия. «Малый» Иоанновский мон-рь передан в бессрочное пользование РПЦ. В том же году над могилой прп. Кирилла была установлена дубовая резная рака. В 1998 г. восстановлено регулярное богослужение на территории бывш. мон-ря, Кирилловская ц. передана Вологодской епархии. 6 окт. 1998 г. на территории Иоанновского мон-ря была открыта муж. обитель. С 10 окт. 2009 г. по 22 окт. 2015 г. наместником мон-ря являлся игум. Игнатий (Молчанов). К 2014 г. в помещениях старого Успенского мон-ря работал музей. Ист.: Сахаров И. П. Кормовая книга Кирилло-Белозерского мон-ря//ЗОРСА. 1851. Т. 1. С. 46-105; Куприянов И. К. Выписки из кормовой книги Кирилло-Белозерского мон-ря//ИИАО. 1863. Т. 4. Вып. 1. Стб. 18-23; Извлечения из архивных книг и дел Кириллова Белозерского мон-ря/Сообщ.: архим. Иаков (Поспелов)//Древности: Тр. МАО. М., 1880. Т. 8. С. 135-154; Дебольский Н. Н. Из актов и грамот Кирилло-Белозерского мон-ря. СПб., 1900; АСЭИ. 1958. Т. 2; Вотчинные хозяйственные книги XVI в.: Вытные книги, хлебные оброчники и переписная книга вотчин Кирилло-Белозерского мон-ря 1559-1601 гг./Сост.: А. X. Горфункель, З. В. Дмитриева. М.; Л., 1983. 3 вып.; Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. СПб., 19942; Летопись событий Кирилло-Белозерского Успенского мон-ря: 1397-1893 гг./Публ.: Г. О. Иванова, А. В. Смирнова//Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 1997. Вып. 2. С. 273-347; Дмитриева З. В. Уставные грамоты Кирилло-Белозерского мон-ря XVI-XVII вв.//Российское гос-во в XIV-XVII вв.: Сб. ст., посвящ. 75-летию со дня рожд. Ю. Г. Алексеева. СПб., 2002. С. 261-269; она же. Вытные и описные книги Кирилло-Белозерского мон-ря XVI-XVII вв. СПб., 2003; она же. Келарские приходные и расходные книги старца Кирилло-Белозерского мон-ря Матфея Никифорова (1645-1660 г.)//Времена и судьбы: Сб. ст. в честь 75-летия В. М. Панеяха. СПб., 2006. С. 442-463; Энциклопедия рус. игумена XIV-XV вв.: Сб. прп. Кирилла Белозерского (РНБ. Кир.-Бел. XII)/Ред.: Г. М. Прохоров. СПб., 2003; Приходные и расходные денежные книги Кирилло-Белозерского мон-ря 1601-1637 гг./Сост.: З. В. Дмитриева. М.; СПб., 2010.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

421. Василисса Семеновна, единственная дочь Симеона Ивановича Гордого, в иночестве Созонта, великого князя московского 176), от первого брака с Анастасией Гедиминовной, до принятия св. крещения Айгустой, княжной литовской 16), жена Михаила Васильевича, князя кашинского ), – Род. вернее, в Москве, около 1335 г.; потеряла мать в,1345 г.; выдана, замуж в 1350 г.; оставив одного сына, Василия 479), ум. в Кашине. 20 апреля 1368 г. Тело её погребено там же, в Воскресенском соборе. 422. Василисса Семеновна, жена Семена Владимировича, в иночестве Саввы, князя боровскаир ), второго из шести сыновей Владимира Андреевича Храброго, князя боровско-сернуховского 52), дочь Семена Романовича, князя новосильского ). – Венчана с князем Семеном, на Москве, в феврале 1405 г.; овдовела, бездетной, в 1426 г.; по духовному завещанию своей свекрови (мужниной матери) Елены Ольгердовны, в иночестве Евпраксии ), благословлена «селом (подмосковным) Ногатинским и луги, что к нему потягло, и городскими Ногатиньцы с пошлинами, что к ним потягло.... в Луже селы Бубольским да Беньским з деревнями, и что в них и что к ним потягло» (Собр. Гос. Грам, и Догов. ч. I. 82. Изд. 1813 г.), в 1437 г.; была жива ещё в 1462 г., как видно это из относящегося к тому году завещания Василия Васильевича Тёмного, великого князя московского 44), где, между прочим, сказано; «... да овесле княгинина живота Василисино, Ногатипьское – моей княгини, и з дворы и со всем, что к нему потягло. (Собр. Гос. Грам, н Догов, ч. I 86). – Никаких других сведений о ней нет. 423. Василисса Федоровна 423. Василисса Федоровна, единственная дочь Федора Олеговича, князя рязанского ), от брака с Софией ), старшей дочерью Дмитрия Ивановича Донского, великого князя московского 71), жена Ивана Владимировича, князя серпуховского 320), старшего из шести сыновей Владимира Андреевича Храброго, князя боровско-серпуховского 52). – Обвенчана с князем Иваном в Москве, весной 1401 г. – Никаких других сведений о ней нет, кроме того, что она ум., неизвестно где и когда, оставив дочь Марию ), за князем Александром Федоровичем Ростовским 263). 424. Василий

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010