XVII в.; он же. Пафнутьев-Боровский мон-рь: страницы истории. Боровск, 2018; Пуцко В. Г. Боровские иконы 16 в.//Боровский краевед. Боровск, 1990. С. 16-28; он же. Серебр. литург. сосуды из Пафнутьев Боровского мон-ря//Боровск: страницы истории. Боровск, 2002. 4. С. 28-36; Сафонова Г. Б. Худож. шитье 17-19 вв. из Пафнутьев-Боровского мон-ря//Боровский краевед. Боровск, 1990. Вып. 2. С. 66-71; Осипова А. И. Миссионерская деятельность церк. Братства Прп. Пафнутия Боровского Чудотворца среди старообрядцев (посл. четв. XIX - нач. ХХ вв.)//Боровский краевед. Боровск, 1991. Вып. 3. С. 35-42; Зайцев А. А. Археол. исследования Свято Пафнутьев-Боровского мон-ря: предварительные итоги (1961-1991 гг.)//Вопросы археологии, истории, культуры и природы В. Поочья. Калуга, 1993. С. 38-39; Антипов А. А. Живые корни России. Боровск, 1994, 20073; он же. Монастырские были. Боровск, 2002; Баталов А. Л. Моление о чадородии и обетное строительство царя Феодора Иоанновича//Архив архитектуры. М., 1994. Вып. 5(1). С. 117-140; Подъяпольский С. С. О малоизвестном типе папертей кон. XV- нач. XVI в.//Рос. Арх. 1994. 3. С. 186-207; Болдин И. В. Археол. раскопки в Пафнутьев-Боровском мон-ре (1993 г.)//Монастыри в жизни России. Боровск; Калуга, 1997. С. 218-220; Лошкарёва Н. П. Гос. ист.-худож. и краевед. музей на территории Пафнутьев-Боровского мон-ря (1924-1930 гг.)//Там же. С. 195-212; она же. Из истории Боровского музея. 1919-1954 гг.//Боровский краевед. Боровск, 1997. Вып. 7. С. 5-36; она же. Пафнутьевская сельскохозяйственная коммуна на землях Пафнутьев-Боровского мон-ря//Монастыри в жизни России. Боровск; Калуга, 1997. С. 191-194; Миркина И. А. Гос. политика по отношению к Пафнутьев-Боровскому мон-рю в 1920-30 гг. (по док-там ГА РФ)//Там же. С. 213-217; Никулина С. А. Некрополь Пафнутьев-Боровского мон-ря XVI-XVIII вв.: Исслед. последних лет//Вопр. археологии, истории, культуры и природы В. Поочья. Калуга, 1998. С. 135-138; Добров С. А. Пафнутьев-Боровский мон-рь как ист.-культ. центр России XV-XIX вв.//Уваровские чm.-III.

http://pravenc.ru/text/2579798.html

Муром, 2001. С. 178-182; Козлов В. Ф. Трагедия Пафнутьев-Боровского мон-ря в 1931-1932 гг.//Малоярославец: Проблемы истории и возрождения. Малоярославец, 2001. С. 211-216; Бессонова Т. Ф., Гребёнкин А. Р. Княжеский список Шемячичей в синодике Пафнутьево-Боровского мон-ря//Вопр. археологии, истории, культуры и природы В. Поочья. Калуга, 2003. С. 156-163; Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье. М., 2004; Королёв Г. И. Занятия жителей подборовских слобод Пафнутьева мон-ря в XVII в.//Боровск: Страницы истории. Боровск, 2005. Вып. 5. C. 87-93; Печников М. В. Сборник XVI в.: Вклад митр. Макария в Пафнутьев-Боровский мон-рь//Там же. С. 94-107; Хохлова Т. М. Вкладные дары в Пафнутьев Боровский мон-рь из собр. Калужского обл. краевед. музея//Там же. С. 108-113; Алексеев А. И. О «Просветителе» и посланиях прп. Иосифа Волоцкого//ВЦИ. 2008. 2(10). С. 121-220; Болдин И. В., Массалитина Г. А., Бессонова Т. Ф. Белокаменные надгробия Пафнутьев-Боровского мон-ря кон. XV - нач. XVIII вв.//Вопр. археологии, истории, культуры и природы В. Поочья. Калуга, 2008. С. 33-37; Сарабьянов В. Д. Прообразовательные и ветхозаветные темы в росписях трапезной ц. Пафнутиева Боровского мон-ря//Иконогр. новации и традиция в рус. искусстве XVI в. М., 2008. С. 199-216; он же. Росписи сер. XVI в. в трапезной ц. Пафнутиева Боровского мон-ря//Царский храм: Благовещенский собор Моск. Кремля в истории рус. культуры. М., 2008. С. 116-143; Синодик священнослужителей, монашеств. братии и благотворителей. Калуга, 2008. Кн. 1. Ч. 2: Боровский у.; Святые свидетели вечности: Храмы и мон-ри г. Боровска. Калуга, 2009; Рус. святые в иконе, шитье, книжной миниатюре, мелкой пластике из собр. Музея им. А. Рублева. М., 2011; Сорокина Л. Б. Святыни окрестностей Обнинска. Калининград, 2011; Синелобов А. П. Я. Змеев и А. Челищев: история одной «измены»//Рос. ист. 2013. 6. С. 105-110; Забелин И. Е. Домашний быт рус. царей в XVI и XVII ст. М., 2014; Кириллин В. М. Соц. воззрения прп. Иосифа Волоцкого//ДРВМ. 2015. 4(62). С. 44-50; Легостаев В.

http://pravenc.ru/text/2579798.html

1860. Ч. неофиц. 51. С. 658-662; Попроцкий М. Мат-лы для географии и статистики России, собр. офицерами Ген. штаба. Калужская губ. СПб., 1861. Ч. 2; Поликарп, архим. Геннадий [Горнецкий Герасим, 1789-1867], настоятель 1-кл. Пафнутьева-Боровского мон-ря//Странник. 1867. Т. 4. 11. С. 45-51; Хрущов И. П. Исслед. о соч. Иосифа Санина, прп. игум. Волоцкого. СПб., 1868; Ключевский В. О. Древнерусские жития; Марков С. М. Протопоп Аввакум в Боровском Пафнутьевом мон-ре//Калужские ЕВ. 1882. Ч. неофиц. 23. С. 675-684; 24. С. 701-709; Жизневский А. К. Поход вел. государя святейшего Никона патр. моск., всея Великия, Малыя и Белыя России, в 1656 г., в Тверь, Вязьму и Иверский мон-рь. Тверь, 1889; Преображенский М. Т. Памятники древнерус. зодчества в пределах Калужской губ. СПб., 1891; Строев П. М. Описание рукописей мон-рей: Волоколамского, Нов. Иерусалим, Саввина-Сторожевского и Пафнутиева-Боровского. СПб., 1891; Токмаков И. Ф. Пафнутиев мон-рь (Боровского у., Калужской губ.). Калуга, 1893; Мат-лы для истории, археологии и статистики церквей Боровского у. с пригородами. Калуга, 1898; Яцимирский А. И. Мелкие тексты и заметки по старинной слав. и рус. лит-ре//ИОРЯС. СПб., 1906. Т. 11. Кн. 2. С. 295-331; Абрамович Д. И. Софийская б-ка. СПб., 1907. Вып. 2; Голубцов А. Мат-лы для истории древнерус. иконописи//БВ. 1910. Т. 2. 5. С. 182-195; Малинин Д. И. Опыт ист. путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. Калуга, 1912; Машков И. П. Доклад о изысканиях погребений князей Репниных в Боровском Пафнутьевском мон-ре//Древности: Тр. комис. по сохранению древних памятников МАО. М., 1912. Т. 4. С. 308-312; он же. Крепостные сооружения Боровского Пафнутиевского мон-ря Калужской губ.//Там же. С. 313-321; Смирнов И. И. К вопросу о суде над Максимом Греком//ВИ. 1946. 2/3. С. 118-126; Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV- нач. XVI в. М.; Л., 1955; Алексеева А. О кладе из Пафнутьева мон-ря//Калужский краевед. Калуга, 1958. Вып. 1. С. 62; Косточкин В.

http://pravenc.ru/text/2579798.html

В. П. Выголов считал, что его формы повторяют архитектуру раннемосковских памятников -Успенского собора в Звенигороде и соборов Саввина Сторожевского, Спасо-Андроникова, Троице-Сергиева мон-рей. Он предположил, что собор Пафнутиева Боровского мон-ря имел «позакомарное покрытие с дополнительными ярусами закомар и кокошников на ступенчатом постаменте барабана главы» ( Выголов. 1988. С. 42). Каменным, по преданию, был собор Вознесенского мон-ря в Козельске (рубеж XV и XVI вв.; совр. храм на этом месте более поздний). Собор Преображения Господня Спасского Воротынского мон-ря. 1558–1562 гг. Собор Преображения Господня Спасского Воротынского мон-ря. 1558–1562 гг. Особое место в архитектуре К. и Б. е. занимает ц. прор. Илии в с. Ильинском Малоярославецкого у. (ныне Жуковского р-на; сохр. фрагменты фундаментов), построенная скорее всего князьями Репниными, к-рым эти земли принадлежали с XV в. По описаниям и чертежам кон. XIX в. ( Преображенский. 1891. С. 40-41. Табл. 2), крестообразный план церкви напоминал план Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, но без внутренних столпов. Одноглавый, бесстолпный храм с равновысокими четверику рукавами-папертями и высоким объемом 3-частного алтаря авторы XIX в. датировали XV в. или нач. XVI в., авторы более позднего времени - 1-й третью XVI в. ( Баталов А. Л. К истории храмового строительства в Москве 1-й трети XVI в. и проблема топографической локализации Ивановского мон-ря//Древнерус. и поствизант. искусство: 2-я пол. XV - нач. XVI в.: К 500-летию росписей собора Ферапонтова мон-ря. М., 2005. С. 454-466. Ил. 8-10). Благодаря ступенчатой форме перекрытия в виде взаимоперекрещивающихся сводов и пропорциям памятник отличался стройностью, к-рую усиливала особая обработка фасадов: неглубокие арочные ниши в высоту каждой грани здания. Политическая стабилизация после окончательного перехода этих территорий от Литвы к Московскому гос-ву в кон. XV - нач. XVI в. обусловила масштабный характер каменного зодчества. Самая ранняя постройка XVI в.- трапезная палата (1511) Пафнутиева Боровского монастыря: 2-этажная, с подвалами, со скупым декором (частично изменен в XVIII в.) и с небольшими окошками на фасадах.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Арх.: Сказание о прп. Пафнутии//РГБ. Ф. 113. Вол. 219(638). Л. 238 об.- 242. Ист.: Письма рус. государей и др. особ царского семейства, изданные Археогр. комис. М., 1848. Т. 1; Дворцовые разряды. СПб., 1851-1852. Т. 2-3; Досифей (Топорков), мон. Слово надгробное прп. игум. Иосифу//ЧОЛДП. 1865. Кн. 2. Прил. С. 153-180; Записка Иннокентия о последних днях учителя его Пафнутия Боровского// Ключевский В. О. Древнерусские жития. С. 439-453; Житие и пребывание въкратце прп. отца нашего игум. Иосифа, града Волока Ламскаго//ВМЧ. 1868. Сент. 9-й день. С. 453-615; Писцовые книги XVI в. М., 1877. Отд. 1. Ч. 2; Боровск: Мат-лы для истории города XVII-XVIII ст. М., 1888; Кадлубовский А. П. Житие прп. Пафнутия Боровского, писанное Вассианом Саниным//Сб. ист.-филол. об-ва при Ин-те кн. Безбородко в Нежине. К., 1899. Т. 2. Отд. 2. С. 98-149; Житие прп. Иосифа Волоколамского, составленное неизвестным//ЧОИДР. 1903. Кн. 3. Отд. 2. С. 1-48; Аввакум [Петров], протопоп. Житие протопопа Аввакума, написанное им самим. СПб., 1904; Времянник, еже нарицается летописец Российских князей//Тр. Вятской УАК. 1905. Вып. 2. Отд. 2. С. 1-67; Утверженная грамота об избрании на Моск. гос-во Михаила Федоровича Романова. М., 1906; Смутное время Моск. гос-ва, 1604-1613 гг. М., 1918. Вып. 2: Акты времени правления царя Василия Шуйского; ДДГ; Послания Иосифа Волоцкого. М.; Л., 1959; Судные списки Максима Грека и Исака Собаки. М., 1971; Российское законодательство X-XX вв. М., 1985. Т. 3: Акты Земских соборов; Боровский у. в XVII в.: Мат-лы дозора 1613 г./Сост.: С. С. Ермолаев. М., 1992; Вкладная и кормовая книга Моск. Симонова мон-ря/Ред.: A. И. Алексеев//ВЦИ. 2006. 3. С. 5-184; Дневник Я. П. Сапеги (1608-1611)//Памятники истории Вост. Европы. М.; Варшава, 2012. Т. 9. Лит.: ИРИ. Ч. 3; Леонид (Кавелин), иером. Ист. описание Боровского Пафнутиева мон-ря. М., 1859; он же (Леонид (Кавелин), архим.). Историко-археол. и стат. описание Боровского Пафнутиева мон-ря. [Калуга], 1907; Зерцалов В. Мат-лы для ист. описания Боровского Пафнутиева мон-ря//Калужские ГВ.

http://pravenc.ru/text/2579798.html

Кременском и с. Федотове под Боровском (фототека ИИМК РАН). К старейшему типу колоколен относились постройки с нижним невысоким четвериком и верхним 6- или 8-гранным столпом (иногда ярусным), завершенным шатром. Однако встречались старинные колокольни и с квадратными ярусами, как в храме в с. Передоль: верхний ярус с небольшими слуховыми окнами архаичной конструкции, которые заслоняли изнутри щитами от непогоды; над 4-скатной крышей помещались «фонарь» и высокий шпиль, возведенные уже в XVIII в. Церковь свт. Николая Чудотворца в с. Каменском. 1-я четв. XV в., кон. XIX в. Церковь свт. Николая Чудотворца в с. Каменском. 1-я четв. XV в., кон. XIX в. Деревянные храмы 3-частной композиции (с основным объемом типа «восьмерик на четверике», пониженными алтарем и трапезной и примыкавшей с запада колокольней), копировавшие формы каменной архитектуры, часто строились в XVIII в. Эти храмы уже не имели подклетов и галерей, как, напр., церкви Рождества (1745) в с. Гостье (Гостья, Мещовский р-н) и Смоленской иконы Божией Матери (1747) в с. Хрустали (Малоярославецкий р-н; обе не сохр.). Церковь в Хрусталях имела кубический 2-светный четверик, невысокий и широкий световой восьмерик и на вершине граненой крыши - 8-гранный барабанчик с главкой. Равноширокая четверику квадратная 2-столпная трапезная и более узкий 5-гранный алтарь были высотой в половину четверика. В с. Горохове (Мещовский р-н) не сохранился Никольский храм (1777) с основным объемом в форме крупного четверика. Собор Рождества Пресв. Богородицы Пафнутиева Боровского мон-ря. 1586 г. Рис. фасада по М. Т. Преображенскому Собор Рождества Пресв. Богородицы Пафнутиева Боровского мон-ря. 1586 г. Рис. фасада по М. Т. Преображенскому Древнейшие известные каменные храмы К. и Б. е. XIV-XVI вв. немногочисленны и уникальны по типологии. Большинство было построено не ранее XVI в., за исключением Рождественского собора (1466, датировку см.: Выголов. 1988. С. 39-42) Пафнутиева Боровского мон-ря; в наст. время нек-рые из этих храмов датируют более ранним временем.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

21. 81. С. 92-103; Ист. описание Козельской Введенской Оптиной пуст. и состоящего при ней скита св. Иоанна Предтечи. СПб., 1847. Ч. 1: Описание обители; Ч. 2: Описание скита, с прил. вида его; Мат-лы для ист. описания мон-рей Калужской епархии: Калужская Тихонова пуст.//Калужские ГВ. 1857. 42. Ч. неофиц. С. 124-127; Обозрение Козельского Оптина мон-ря и бывших в нем до нач. XVIII ст. храмов. Калуга, 1857; Опись старопечатных и редких книг, состоящих в церквах и б-ке Козельской Введенской Оптиной пуст.//Калужские ГВ. 1857. Ч. неофиц. 31. С. 86-91; 32. С. 94-98; 33. С. 100-102 (отд. отт.: Калуга, 1857); Ист. описание Боровского Пафнутиева мон-ря. М., 1859; Последние дни Оптинского старца иеросхим. Макария//ДБ. 1860. 47. С. 587-594; 48. С. 599-604 (отд. изд.: М., 1860); Ист. описание Тихоновой Калужской пуст. СПб., 1862; Ист. описание Белевского девичьего Крестовоздвиженского третьекл. мон-ря. СПб., 1863; Ист. описание Малоярославецкого Черноостровского Николаевского общежит. мон-ря. СПб., 1863; Летопись градо-калужских церквей//Калужские ЕВ. Ч. неофиц. 1863. 5. С. 76-91; О упраздненных мон-рях в пределах нынешней Калужской епархии//Там же. 1863. 8. С. 127-131; 9. С. 145-153; 10. С. 167-171; Церковно-ист. описание упраздненных мон-рей, находящихся в пределах Калужской епархии//ЧОИДР. 1863. Кн. 1. Отд. 1. С. I-VIII, 1-170; Ист.-стат. описание Белевской Жабынской Введенской муж. общежит. пуст. Тула, 1865; Ист. описание Коренной Рождества Богородицы пуст. СПб., 1865; Обозрение рукописей и старопечатных книг в книгохранилищах мон-рей, городских и сельских церквей Калужской епархии//ЧОИДР. 1865. Кн. 4. Отд. 4. С. 1-115; Волоколамская Левкиева пуст. и ее основатель прп. Левкий. М., 1870; Иерусалим, Палестина и Афон по рус. паломникам XIV-XVII вв.: Сводные тексты оных, с объяснительными примеч., основанными на местных исслед.//ЧОИДР. 1871. Кн. 1. Отд. 2. С. 1-122 (отд. изд.: М., 1871); Описание славяно-рус. рукописей книгохранилища ставропиг. Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, мон-ря и заметки о старопечатных церковнослав.

http://pravenc.ru/text/2463435.html

Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы на Высоком в Боровске (1-я четв. XVII в.) и часовня на месте погребения родителей прп. Пафнутия Боровского. Фотография. 2011 г. 29 дек. 1990 г. исполком Калужского областного Совета народных депутатов принял решение о передаче П. Б. м. Калужской епархии РПЦ ( Антипов. 2007. С. 147). 29 янв. 1991 г. на заседании Синода, согласно прошению архиеп. Калужского Климента (Капалина) , было принято решение об открытии П. Б. м. Первыми насельниками обители стали схиархим. Власий (Перегонцев) и игум. Никон (Худяков). С 1991 г. священноархимандритом возрожденной обители является архиеп. Калужский и Боровский Климент (Капалин; с 2004 митрополит), духовником обители - схиархим. Власий (Перегонцев). 13 апр. 1991 г. состоялось освящение храма во имя прор. Божия Илии (Там же). 14 мая того же года состоялся крестный ход вокруг мон-ря в память прп. Пафнутия, в тот же день архиеп. Климент освятил источник прп. Пафнутия. С 20 июня 1991 до 20 февр. 1992 г. должность наместника занимал насельник Троице-Сергиевой лавры игум. Вадим (Рындюк), с 12 марта 1992 по 15 окт. 1999 г. и. о. наместника состоял игум. Гавриил (Москаленко). 27 июля 1992 г. освящен храм свт. Митрофана, патриарха Цареградского (Там же), в П. Б. м. из ризницы Псково-Печерского мон-ря передана частица мощей прп. Пафнутия, а от прихода храма прп. Сергия Радонежского в дер. Передоль Жуковского р-на Калужской обл.- икона Рождества Пресв. Богородицы. В 1992 г. российско-амер. компания «ЛТД Коди» подарила мон-рю 16 новых колоколов весом до 750 кг (подняты на колокольню в 1996). С 1993 г. возобновлена традиция проведения ежегодного крестного хода из Благовещенского собора Боровска в П. Б. м. в день памяти прп. Пафнутия Боровского. В 1994 г. фондом «Сохранение» мон-рю переданы 24 иконы XVII - нач. XX в. (Культура: Газ. 1994. 23). 12 июня того же года патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) возглавил торжества, посвященные 550-летию основания П. Б. м. и 600-летию рождения прп. Пафнутия, посетив обитель и совершив в ней литургию. 23 марта 1997 г. устроен и освящен придел прп. Пафнутия Боровского в соборе Рождества Пресв. Богородицы. С 1998 г. еженедельно издается «Вестник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря», с 2007 г.- детский ж. «Кораблик».

http://pravenc.ru/text/2579798.html

Образ кремлевского столпа развит в 7-ярусной К. Воскресенского собора Новоиерусалимского мон-ря (1658-1685). Верхний восьмерик, водруженный на мощном квадратном основании, завершен луковичной главой. Колоссальная 10-ярусная К. Иосифова Волоколамского мон-ря (кон. XVII в.; не сохр.) имела в основании древний столпообразный храм XVI в. Верхние ярусы К. были богато украшены в стиле узорочье; ни в одном из ярусов мотивы не повторялись. Нарышкинский стиль вобрал в себя достижения предыдущего периода и в то же время привнес много нового. Шестиярусная К. Новодевичьего монастыря (1683-1689) во многом повторяет архитектуру колокольни «Иван Великий». Равномерно убывающие по ширине ярусы и богатый ордерный декор создают классически гармоничный торжественный образ. К. Высокопетровского монастыря (1694) и построенная по ее образцу К. при трапезной Пафнутиева Боровского мон-ря (90-е гг. XVII в.) представляют собой упрощенный вариант ярусной композиции из неск. восьмериков на четверике. В посадских храмах применялись шатровые К. (ц. Воскресения в Кадашах, 90-е гг. XVII в.). Колокольня московского Новодевичьего мон-ря. 1683–1689 гг. Колокольня московского Новодевичьего мон-ря. 1683–1689 гг. Вотчинные храмы строились по типу «иже под колоколы». Получила распространение ярусная центрическая композиция из неск. восьмериков на четверике, обычно с 4-лепестковым планом. Над большим световым восьмериком расположен малый восьмерик звона, на который попадали по внутристенной лестнице. Наиболее ранняя постройка такого типа - Успенский храм в Петровском-Дурневе близ Москвы (1684-1688; не сохр.) с 12-лепестковым планом. Четырехлепестковая ц. Покрова в Филях (1690-1694), 3-частная ц. Св. Троицы в с. Троице-Лыкове (1690-1695; ныне в черте Москвы), а также Преображенская ц. в с. Уборы близ Москвы (1694-1697) стали образцами стиля. Более поздняя вариация на эту тему - 8-лепестковая ярусная надвратная Тихвинская ц. Донского мон-ря (1713). Кроме того, существовали экзотические варианты К. Напр., в московской ц.

http://pravenc.ru/text/1841778.html

XVIII в. образ был перенесен на новую бронзовую раку (1720), устроенную вместо деревянной. Нагробный образ был поновлен и украшен новой ризой на средства помещика Д. В. Давыдова. По описи 1857 г., «сия дска обложена серебром в 1841 году при Настоятеле Архимандрите Агапите» (Там же. Л. 24). Образ и его драгоценный убор были утрачены после закрытия мон-ря в 20-х гг. XX в. В собрании ГРМ находится прорись (обратный перевод) с иконы XVI в. (вверху листа поздняя приписка: «Пр. Иосиф Волоцкий»), где И. представлен прямолично в рост, в монашеской одежде, с непокрытой головой, волосы короткие и слегка вьющиеся, на лбу залысины, округлая борода средней длины. Обе руки согнуты перед грудью: правая - в благословляющем жесте, в левой - свернутый свиток ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 294-295, 630. 144). Известны изображения И. в паре с прп. Пафнутием Боровским на полях икон: «О Тебе радуется» из Пафнутьева Боровского мон-ря (2-я пол. XVI в., ГТГ) - в рост, в монашеском одеянии, с непокрытой головой, в 3/4-ном повороте влево, симметрично ему, на правом поле,- прп. Пафнутий Боровский; Спасителя, находившейся в Успенском соборе Кириллова Белозерского мон-ря ( Алексеев. 2010. С. 70). Во 2-й пол. XVI в. появились т. н. иконы основателей монастырей (напр., икона «Обитель преподобных Зосимы и Савватия Соловецких», кон. XVI в., ГТГ). Их традиц. извод предполагает изображение святого в молении Спасителю (или Богоматери) за основанную им обитель, показанную тут же, в среднике иконы. Упомянутые в описях Иосифова Волоколамского мон-ря иконы с молением И. Спасителю «во облаце» не содержат уточнений об изображении мон-ря. К наст. времени исследованы 2 иконы такого извода, обе датированы в пределах 90-х гг. XVII - нач. XVIII в. На одной (ГМЗК; Полякова О. А. Архитектура России в ее иконе: Города, мон-ри и церкви в иконописи XVI-XIX вв. из собр. ГМЗК. М., 2006. С. 84-87) И. помещен в левой части иконы, обращен к Иисусу Христу в облачном сегменте справа в верхнем углу средника, правая рука в молении, в левой - развернутый свиток с текстом: «    ()      ».

http://pravenc.ru/text/578410.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010