Прп. Никита Боровский. Икона. Нач. XXI в. (собор Рождества Пресв. Богородицы Пафнутиева Боровского мон-ря) Прп. Никита Боровский. Икона. Нач. XXI в. (собор Рождества Пресв. Богородицы Пафнутиева Боровского мон-ря) Прп. Никита Боровский. Роспись ц. арх. Михаила в г. Пущино Московской обл. Нач. XXI в. Прп. Никита Боровский. Роспись ц. арх. Михаила в г. Пущино Московской обл. Нач. XXI в. Из Жития прп. Пафнутия Боровского следует, что после пребывания в Троицкой обители Н. нек-рое время был настоятелем Высоцкого серпуховского в честь Зачатия Пресвятой Богородицы мужского монастыря , основанного в 1374 г. по желанию серпуховского и боровского кн. Владимира Андреевича прп. Сергием Радонежским. Первым настоятелем обители стал его ученик, прп. Афанасий Высоцкий (Старший). Осенью 1382 г. тот, поставив игуменом монастыря Афанасия Высоцкого (Младшего; 12 сент. 1395), вместе с митр. Киприаном отправился в Киев, а затем в К-поль. После кончины Афанасия Младшего Н. стал архимандритом серпуховского мон-ря, как свидетельствует прп. Иосиф Волоцкий в своем соч. «Отвещание любозазорным и сказание въ кратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже в Рустей земли сущих»: «...видехом и отца нашего святаго Пахнотиа, иже бяше ученик ученика Сергиева старца Никиты, архимандрита манастыря Высоцкого...» (ВМЧ. 1869. Сент. Дни 1-13. Стб. 559). В старости Н. ослеп, поэтому оставил настоятельство и удалился в боровский Покровский мон-рь. Далее в Житии говорится, что через 7 лет после пострига прп. Пафнутия (совершив «седморичное обхожение времен») его старец «по смотрению же Божию, или за некое неудобство оставляет... обитель, и отходит тамо, идеже преже пасый Христово стадо словесных овец. Восхоте же и ученик последовати ему, настояи же обители не поволи быти тому...». Т. о., из Жития следует, что ок. 1421 г. Н. вернулся в серпуховский Высоцкий мон-рь, где прежде был настоятелем. Сведения Жития подтверждаются и сообщением прп. Иосифа Волоцкого в упоминавшемся «Отвещании любозазорным...». Среди костромских краеведов в XIX в.

http://pravenc.ru/text/2565350.html

Древнейшие рус. иконы «О Т. р.»: псковская, перевезенная в суздальский Покровский мон-рь (2-я пол.- кон. XV в., ГТГ); московская, созданная в кругу Дионисия (ок. 1480, ГММК, Успенский собор Московского Кремля); новгородская икона-таблетка (кон. XV в., НГОМЗ); икона из местного ряда иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (ок. 1497, КБМЗ; ее композиция близка к псковской иконе, на к-рую мог ориентироваться иконописец еще до перемещения последней в Суздаль). Эти произведения стали образцами для мастеров XVI в. В XVI в. иконография «О Т. р.» развивалась преимущественно в иконописи. Памятники московской школы 1-й пол. XVI в. демонстрируют влияние образа из Успенского собора Московского Кремля. К нему близки икона из Успенского собора Дмитрова (нач. XVI в., ГТГ), а также композиция Дионисия в Рождественском соборе Ферапонтова мон-ря, в нек-рых деталях цитирующая и новгородский извод. Среднерус. мастера XVI в. создавали крупные образы, больше ориентируясь на новгородский извод, но знали и псковский. Иконы из Пафнутиева Боровского мон-ря (ГТГ), из Мурома (МИХМ), из ГМЗК - образцы творческой переработки композиции предыдущего столетия. В Новгороде иконография «О Т. р.» обогатилась новыми элементами, претерпела стилистические изменения. В Пскове известен лишь один памятник XVI в., сочетающий новгородский и московский изводы. В Вологде сюжет развивался в живописи и в мелкой пластике на основе уже известных композиций. В сер.- 2-й пол. XVI в. в Московской Руси иконография «О Т. р.» обогатилась космогоническим элементом - чином Небесных сил, в виде полукольца обрамляющим сферу «словесного рая». Сотериологический элемент иконографии - образы душ праведных или невинноубиенных в виде младенцев - встречается на иконе из Соловецкого мон-ря (кон. XVI в., ГММК) и на иконе из Илиинской ц. Вологды (3-я четв. XVI в., ВГИАХМЗ). В композициях появились и др. отличия: новгородские, а затем и среднерус. иконописцы стали изображать храм фронтально, а не в изометрической проекции (икона из Пафнутиева Боровского мон-ря), крылья ангелов, поддерживающих сферу с Богоматерью, теперь писали раскрытыми, акцентируя роль Небесных сил как посредников между Богом и человеком.

http://pravenc.ru/text/ О Тебе радуется ...

Вместе с родным братом Герасимом Димитрий ушел из Переславля и, надеясь стать учеником прп. Пафнутия Боровского, направился в Пафнутиев Боровский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь , но не застал основателя обители в живых (прп. Пафнутий скончался 1 мая 1477). Димитрий принял постриг в Боровском мон-ре с именем Даниил и был в послушании у прп. Левкия Волоколамского . 10 лет Д. прожил в Боровском мон-ре, затем вместе с прп. Левкием удалился в основанную последним Успенскую пуст. на р. Рузе (см. Левкиев в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь ), где прожил еще 2 года (об этом сообщает «Сказание вкратце...», в первоначальном Житии говорится, что Д. остался в Боровском мон-ре и прожил там еще 2 года после удаления прп. Левкия в Успенскую пуст.). Братия любила Д. и удивлялась, что в столь юном возрасте он превзошел мн. сверстников в стремлении к добродетели. Впосл. Д. воспринимали как ученика прп. Пафнутия, о чем свидетельствуют 2-я редакция Жития прп. Герасима Болдинского, грамота Рязанского и Муромского еп. Леонида царю Феодору Иоанновичу 1584-1585 гг. (АИ. Т. 1. С. 410). Ок. 1489 г. Д. «Божиею волею» оставил мон-рь. Как и прп. Иосиф Волоцкий , Д. «обхожаше многия монастыря, внимая благым обычаем и ползуяся добродетельных отец житием» ( Смирнов. Житие. С. 11), затем вернулся в Переславль (по преданию, с собой из Боровской обители он принес список Тихвинской иконы Божией Матери, к-рый впосл. хранился в Троицком соборе Данилова мон-ря). К тому времени отец святого умер, а мать приняла монашеский постриг. В Переславле Д. сначала нес послушание пономаря в Никитском мон-ре, потом перешел в переславль-залесский Горицкий в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь , игумен к-рого Антоний был родственником святого. Это произошло незадолго до 1495 г. (святой подвизался в Горицкой обители 30 лет, в 1525 он был уже игуменом Данилова мон-ря). Брат преподобного Герасим служил диаконом в Горицком мон-ре и вскоре скончался, др. брат, Флор, принял здесь постриг с именем Феодор.

http://pravenc.ru/text/171193.html

Аввакум. Икона из Никольского единоверческого мон-ря. Нач. XVIII в. (ГИМ) Аввакум. Икона из Никольского единоверческого мон-ря. Нач. XVIII в. (ГИМ) В Москве А. был весьма благосклонно принят царем и его ближайшим окружением, познакомился и вел полемику с Симеоном Полоцким и Епифанием (Славинецким) , получал подарки от царедворцев, беседовал с царским духовником Лукьяном Кирилловым, Рязанским архиеп. Иларионом, окольничими Р. М. Стрешневым и Ф. М. Ртищевым , спорил с ними «о сложении перстов, и о трегубой аллилуйи, и о прочих догматах», стал духовным отцом боярыни Ф. П. Морозовой , ее сестры кнг. Е. П. Урусовой и мн. др. московских «старолюбцев». Несмотря на подношения и посулы со стороны властей (в т. ч. обещание сделать его справщиком на Печатном дворе), А., относившийся к новым обрядам с прежней нетерпимостью, «паки заворчал» - написал царю гневную челобитную, «чтоб он старое благочестие взыскал», и стал открыто проповедовать свои взгляды. В авг. 1664 г. было принято решение сослать А. с семьей в Пустозерск. С дороги, из Холмогор, он написал в окт. 1664 г. челобитную царю с просьбой из-за трудности зимнего пути оставить его «зде, на Холмогорах». Благодаря заступничеству Ивана Неронова, к тому времени уже примирившегося с Церковью, а также из-за отказа кеврольских и верховских крестьян дать прогонные деньги и подводы местом ссылки А. стала Мезень (прибыл сюда с семьей и домочадцами 29 дек. 1664). В кон. 1665 - нач. 1666 г. в связи с подготовкой к Собору (начался в февр. 1666) были арестованы вожди старообрядческой оппозиции. 1 марта 1666 г. был привезен в Москву и А., к-рого отдали на увещание Крутицкому митр. Павлу. «Он же меня у себя на дворе,- вспоминал А.,- привлачая к своей прелестной вере, томил всяко пять дней, и козновав, и стязався со мною». 9 марта А. перевели «под начал» в Пафнутиев боровский монастырь . После бурной полемики на Соборе А. и его единомышленники, диак. Федор Иванов и суздальский свящ. Никита Добрынин , были 13 мая 1666 г. лишены сана и анафематствованы в Успенском соборе, после чего их, закованных в цепи, поместили в Никольский Угрешский мон-рь , где 2 июня Федор и Никита раскаялись и подписали требуемые от них грамоты. В нач. сент. А. вновь был переведен в тюрьму Пафнутиева боровского мон-ря, где его безуспешно уговаривали покаяться и примириться с Церковью. В этих увещаниях принимали участие А. С. Матвеев и дьяк Д. М. Башмаков.

http://pravenc.ru/text/62574.html

Иконы письма А. Р. необыкновенно ценились. По свидетельству «Сказания о святых иконописцах», все они считались чудотворными. Среди знатоков и собирателей рублёвских икон был прп. Иосиф Волоцкий, из 4 икон, к-рые он принес с собой на Волок из Пафнутиева боровского мон-ря как вклад в буд. обитель, 3 были «Рублева письма Андреева» ( Жмакин В. Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1881. С. 57). Впосл. неск. рублёвских икон волоцкий игумен получил в дар от сына иконописца Дионисия - Феодосия (Послания Иосифа Волоцкого. М.; Л., 1959. С. 212). Иконы «Рублева письма» упоминаются во вкладных книгах и описях Иосифо-Волоколамского мон-ря ( Казакова. С. 311). В 41-й гл. Стоглава (1551) сказано о том, что икона Св. Троицы, написанная А. Р., наряду с древними изображениями, созданными греч. и др. «преславущими» художниками, является образцом для иконописцев (С. 304). Уважение, к-рым при жизни был окружен А. Р., «муж превосходящий всех в мудрости», «иконописец преизрядный», вскоре после смерти переросло в почитание его как преподобного. В XVI в. появились изображения А. Р. в нимбе на миниатюрах: лицевое житие прп. Сергия Радонежского (РГБ. Ф. 304/111. 21. Л. 229об.- 230об., кон. XVI в.) и прп. Никона Радонежского (БАН. 34.3.4. Л. 269об.- 270, XVII в.). «Сказание о святых иконописцах» сообщает об А. Р. и Данииле как о преподобных иконописцах. В числе святых иноков Андроникова мон-ря А. Р. и Даниил названы в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в.: «Преподобнии иконописцы, иж церковь святыя Троицы подписаша, а потом в Андроневе монастыре церковь подписаша и, произвидевше от Бога конец своему житию, к Богу отидоша, имяна ж им инок Данило, инок Андрей» (РГБ. МДА. 201. Л. 332об.- 333). А. Р. также упомянут в «Описании о российских святых» (известно в списках кон. XVII-XVIII в.). А. И. Успенский отмечал: «В памятниках древней письменности, а также на иконах... Андрей и его спостник называются святыми преподобными» (Переводы с древних икон, собранные и исполненные иконописцем и реставратором В. П. Гурьяновым/Текст А. И. Успенского. М., 1902. С. 22). Архим. Никодим (Кононов) в списке «святых русских Москвы и Владимира» указывал, без ссылки на источник сведений, день памяти А. Р.- 4 июля ( Никодим . С. 59).

http://pravenc.ru/text/115312.html

П. Б. м. стал первым известным рус. мон-рем, занимавшимся социальной благотворительной деятельностью ( Кириллин. 2015. С. 48). Архиеп. Вассиан II (Санин) отмечал, что прп. Пафнутий особое внимание уделял милостыне и во время голода «всех окрестных препита, яко до тысящи на всяк день и множе собиратися, и ничто же остави в обители» ( Кадлубовский. 1899. С. 141). Духовный авторитет прп. Пафнутия и строгая иноческая жизнь братии сделали П. Б. м. известным и почитаемым. Великие и удельные князья, а также члены их семей высоко чтили игумена, приезжали к нему для исповеди и духовного окормления. Мон-рь посещали вел. княгини Московские Мария Ярославна и София (Зоя) Палеолог, верейский кн. Михаил Андреевич и дмитровский кн. Юрий Васильевич. В апр. 1477 г. Иоанн III Васильевич дважды посылал гонцов к Пафнутию с грамотами и золотыми деньгами. 1477-1922 гг. 1 мая 1477 г. скончался прп. Пафнутий, не оставивший завещания о назначении преемника ( Иосиф (Королёв). Настоятельство. 2019. С. 89-92). По воле Иоанна III Васильевича и «умолением братии» настоятелем П. Б. м. стал прп. Иосиф (Санин) Волоцкий ( Досифей (Топорков). 1865. С. 168). Вскоре у нового игумена возник конфликт с вел. князем Московским из-за «монастырских сирот» (крестьян), к-рые оказались «иные проданы, а иные биты, а иных в холопи емлют» (Послания. 1959. С. 144). Для решения этого вопроса Иосиф лично ездил в Москву, но ничего не добился. После этого он покинул П. Б. м. с целью посещения рус. мон-рей, при этом авторы его Жития называли причиной оставления им обители отказ братии принять введенный им строгий общежительный устав. После ухода Иосифа братия обратилась к Иоанну III Васильевичу с просьбой назначить им нового игумена, однако вел. князь Московский ответил: «Нет вам игумена, опричь Иосифа» - и повелел его искать (Житие и пребывание. 1868. Стб. 464). Иосиф ненадолго возвратился, но в мае 1479 г. оставил П. Б. м. уже насовсем. В кон. XV - нач. XVI в. обитель превратилась в крупнейший центр подвижничества и просветительства на Руси ( Макарий (Веретенников). 1986. С. 69). После смерти прп. Пафнутия в великокняжеской семье продолжалось почитание боровского подвижника и его мон-ря. В глазах современников рождение в 1530 г. Иоанна IV Васильевича Грозного связывалось в т. ч. с молитвой и предстательством прп. Пафнутия. 8 дек. 1542 г. вел. кн. Московский Иоанн IV Васильевич приезжал на богомолье в П. Б. м. со своим братом, угличским кн. Юрием Васильевичем Глухим, и с двоюродным братом, старицким кн. Владимиром Андреевичем (ПСРЛ. Т. 29. С. 44). В 1544 г. обитель посетил ее постриженик митр. Московский и всея Руси свт. Макарий (Там же. С. 45).

http://pravenc.ru/text/2579798.html

в XV-XVI вв., где заметное развитие получило землевладение княжеских слуг (см.: Тихомиров. 1938. С. 135; Алексеев Ю. Г. Аграрная и социальная история Северо-Вост. Руси XIV-XVI вв.: Переяславский у. М.; Л., 1966. С. 42-57). На принадлежность К. к этой среде косвенно указывает и состав братии Волоколамской обители в кон. XV-XVI в., когда в мон-ре значительную роль играли выходцы из названных социальных слоев: Санины, Полевы, Ступишины, Ленковы и др. ( Тихомиров. 1938. С. 135-136; Зимин. 1977. С. 112-122, 153-165; Чернов С. З. Волок Ламский в XIV - 1-й пол. XVI в.: Структуры землевладения и формирование военно-служилой корпорации. М., 1998. С. 135-140, 172-182, 193-202; Dykstra T. E. Russian Monastic Culture: «Josephism» and the Iosifo-Volokolamsk Monastery, 1479-1607. Münch., 2006. P. 121-148). «Дошед съвершена возраста», Косма поступил на службу, по-видимому в Москве: «И съводворяяся с жывущими в царской полате; и его ради мужества, и крепости, и силы позна его и самодержець, князь велики Иван Васильевич всея Русии, иже и научи его, самодержьца, праволучно стрелы пущати по знамени (цели.- А. У.), и сего ради бысть от дръжавнаго в чести и в брежении» (Древнерус. патерики. 1999. С. 213). Учитывая возраст как К., так и вел. кн. Иоанна III Васильевича (род. в 1440), к-рого Косма учил стрелять из лука, можно полагать, что преподобный оказался на службе у Московского вел. князя в 50-х гг. XV в. Упоминание о «мужестве» святого (если, конечно, речь не идет об агиографическом топосе) дает основания предположить, что он участвовал в военных походах. Через нек-рое время Косма пришел в Пафнутиев Боровский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь и принял постриг от прп. Пафнутия . Это произошло не позднее 1477 г. (год кончины прп. Пафнутия). Судя по тому что в составленной Иннокентием вскоре после смерти прп. Пафнутия «Записке», где упоминаются наиболее видные монастырские старцы ( Ключевский. Древнерусские жития. Прил. С. 439-453), К. не назван, можно предположить, что он принял постриг незадолго до смерти основателя Боровского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/1681241.html

Изучая жития, К. стремился «усматривать более или менее ясное отражение мировоззрения, образа мыслей и понятий среды, из которой вышел данный памятник» (Там же. С. 327). Исследователь сделал вывод о существовании в Московской Руси различных взглядов на «идеал монашества»: от культа внешнего подвижничества до стремления к внутреннему совершенствованию, от апологии тесного сотрудничества со светской властью до желания сохранить независимость от нее. К. сделал наблюдение о «географических, областных видоизменениях» рус. агиографической лит-ры. Первая позиция, по мнению К., с наибольшей полнотой воплотилась в произведениях, созданных в Центр. России: Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресв. Богородицы , Пафнутиевом Боровском в честь Рождества Пресв. Богородицы , Троице-Сергиевом (см. Троице-Сергиева лавра ) мон-рях. Др. идеал отразился в произведениях, вышедших из севернорус. и поволжских обителей, гл. обр. из Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря и связанных с ним обителей. Исследователь полагал, что стремление иосифлян «к порядку, организации» было востребовано гос-вом и получало поддержку власти. Потому «те идеальные начала, которыми не раз готовы были пожертвовать иосифляне, развиваются... в стороне: противники иосифлян... уходят от очага современной государственной жизни, оттуда, где осуществляются практические задачи, на отдаленный и малонаселенный север, стараясь в тишине служить этим идеалам» (Там же. С. 350, 371-372). Сосуществование течений в рус. монашестве исследователь связывал с тем, что они были представлены также в визант. традиции; развитие различных течений монашеской жизни в России было результатом «продолжительного и широкого взаимодействия условий русской жизни с культурными влияниями, шедшими... с византийского и славянского юга» (Там же. С. 373). К. подчеркнул значение исихазма для формирования одного из направлений рус. монашества. Исследователь выделил не только общие с визант. произведениями мотивы в рус. житиях, но и сходные приемы изложения.

http://pravenc.ru/text/1319778.html

На службе в Москве В. возвышаются во 2-й пол. XVI в., в т. ч. благодаря многолетней воеводской службе представителей младшей ветви В.- кн. Андрея Романовича († после 1599) и его племянника кн. Григория Константиновича Кривого († 1634), отстоявших, в частности, находясь в осаде 27-29 авг. 1592 г. во время русско-шведской войны, Соловецкий в честь Преображения Господня муж. мон-рь . Окольничий кн. Г. К. Кривой, видный рус. дипломат, при Патриархе Филарете стал начальником Патриаршего двора, был главой Челобитного приказа (1628). Его родной брат, кн. Михаил Хромой, в 1594 г. построил в Сибири г. Берёзов, в 1598 г. был на воеводстве в Тобольске, в нач. XVII в. принимал участие в борьбе с интервентами. В 1610 г. он погиб при обороне Пафнутиева Боровского мон-ря от войск Яна Сапеги. В том же году один из В., Федор Федорович Меринок († 1665), вместе с Патриархом сщмч. Ермогеном принял активное участие в свержении царя Василия Иоанновича Шуйского. В 1634 г. за героическую оборону крепости Белой от польск. войск Меринок получил от царя Михаила Феодоровича чин окольничего. В 1648 г. он стал членом комиссии по составлению нового «Уложения», а в 1650 г. за участие в «сыске» и подавлении восстания в Пскове получил звание боярина, первым из В. удостоившись высшего думного чина. В XVII в. многие В. служили в моск. дворянах, стольниках и стряпчих, часто исполняя воеводские должности и посольскую службу, а со 2-й пол. XVII в. В. стали постоянно получать думные чины. При имп. Петре I Алексеевиче род В. окончательно вошел в число наиболее знатных фамилий России. Из старшей ветви рода В. происходит кн. Григорий Семенович (1742-1824), оренбургский ген.-губернатор, член Гос. совета. Его сын кн. Сергей (1788-1865) был героем войн 1807-1814 гг. с имп. Наполеоном, в 1825 г. принял участие в восстании декабристов. Ист.: ПКМГ. Ч. 1: Писцовые книги XVI в. Отд. 1-2 (по указ.); ТКиДТ; АФЗХ. Ч. 2-3; Описи Царского архива XVI в. и архива Посольского приказа 1614 г. М., 1960; Разрядная книга 1475-1598 гг. М., 1966; АРГ, 1505-1526 гг.; ПСРЛ. Т. 8. М., 2001; Т. 12-14. М., 2000; Т. 35. М., 1980; ВКТСМ; АСЗ. Т. 1-2; Станиславский А. Л. Труды по истории Государева двора в России XVI-XVII вв. М., 2004 (по указ.).

http://pravenc.ru/text/155156.html

Не ранее 1585 г. составлена 3-я редакция минейного Жития И. Она включила предисловие из «Надгробного слова», 2-ю редакцию минейного Жития, «Похвальное слово» И., текст 46-го Апостольского правила, «Сказание мало и отчасти поведание чюдес преподобного отца нашего игумена Иосифа бывших преж преставления его». В 3-й редакции отсутствуют рассказы о борьбе И. с ересью жидовствующих и о конфликте с Новгородским архиеп. Серапионом, что является ее главной особенностью. В то же время добавлены нек-рые подробности о жизни и быте мон-ря и рассказ о монашеской жизни матери преподобного (текст этой редакции не изд.; по мнению А. И. Плигузова, древнейшим является список: РНБ. Соф. 451/1. Л. 89-128 об. ( Плигузов. Вторая редакция минейного жития Иосифа Волоцкого. 1984. С. 30)). Биография И. происходил из дворян-вотчинников Волоцкого у. Видимо, в 1408 г. его прадед Александр Саня выехал на Русь из Литвы в свите кн. Свидригайло и в числе проч. выходцев был пожалован вотчиной (ПСРЛ. Т. 11. С. 204). Деда И. звали Григорий, впосл. он и его супруга приняли иноческий постриг предположительно под именами Герасим и Ирина (ГИМ. Епарх. 1. Л. 5). Родовой вотчиной Саниных являлись с. Язвище и дер. Спировская близ г. Волока Ламского ( Зимин. 1977. С. 170-171. Примеч. 3). Родители И. Иван и Марина приняли монашество вскоре после пострижения сына (1460): отец - под именем Иоанникий в Пафнутиевом Боровском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре , мать - инокиня Мария прожила в мон-ре во имя св. Власия на Волоке 30 лет ( Досифей (Топорков). 1865. С. 162, 164; ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 459). Известно о 3 младших братьях преподобного: Вассиане II (Санине) (в 1506-1515 архиепископ Ростовский), Акакии и Елеазаре, а также о 3 племянниках: Досифее и Вассиане Топорковых и Кассиане. Архим. Макарий (Веретенников), отождествив племянника И. Кассиана, бывшего в 1508-1514 гг. архимандритом Симонова монастыря, с архим. Кассианом, имя которого встречается в поминании рода митр. Московского Макария, высказал гипотезу о возможном родстве И. и митр. Макария ( Макарий (Веретенников). 1996. С. 123-133).

http://pravenc.ru/text/578410.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010