икона Божией Матери Игумения Всечестнейшая обителей иноческих», на к-рой преподобные Н., Сергий Радонежский, Афанасий Высоцкий (Старший) и Афанасий Высоцкий (Младший) показаны в коленопреклоненном молении перед стоящей на облаках над обителью Пресв. Богородицей (в типе «Игумения Св. Горы Афонской»). Н. представлен крайним слева за спиной прп. Сергия, у него высокий лоб с залысиной и короткие седые волосы, куколь опущен на плечи. Кроме того, Н. изображен в одном из картушей в стенописи Покровской ц. обители (поясной образ святого вполоборота влево). В соборе Рождества Пресв. Богородицы Пафнутиева Боровского мон-ря находятся 2 иконы Н. кон. XX - нач. XXI в.: «Прп. Никита Серпуховской» в древнерусской стилистике из трапезной храма (Н. в рост, прямолично, на золотом фоне, голова непокрыта, руки возле груди, в левой четки); «Преподобные Пафнутий Боровский и Никита Серпуховской, на фоне Пафнутиева Боровского монастыря» из четверика собора (образ решен в живописной манере, Н.- справа, в небольшом повороте к центру, куколь лежит на плечах, волосы короткие, седая окладистая борода на конце раздвоена, правая рука прижата к груди, в левой - четки). Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ (2-я пол. XIVb.), прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАРФОЛОМЕЙ И НАУМ (2-я пол. XIV в.), прп. Радонежские (пам. 11 июня, 1 дек. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ДАНИИЛ (ок. 1350? - ок. 1430), прп. (пам. 13 июня святых, в Андрониковом мон-ре подвизавшихся; 6 июля - в Соборе Радонежских святых; воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), древнерус. иконописец

http://pravenc.ru/text/2565350.html

Перетц. 524. Л. 144, 30-е гг. XIX в.); «Стар, брада с Никонову, на конце остра, риза преподобническая и в схиме, правая рука благословенна, в другой свиток» (РНБ. Погод. 1931. Л. 136, 20-е гг. XIX в.- см. также: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 85, 314; Большаков. Подлинник иконописный. С. 87). Эта же традиция изображения сохраняется и в «академическом» справочнике 1910 г.: «Типа русскаго, старец с бородой более, чем средней величины, на конце острой и раздвоенной, волосы просты, одежды монашеския и епитрахиль; в руках модель монастыря, так как он был строителем. В хартии ему можно писать слова из Патерика на этот день…» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 242-243). Прп. Даниил Переславский с избранными святыми. Икона. 1997 г. Мастерская Никольского мон-ря в Переславле-Залесском (частное собрание) Прп. Даниил Переславский с избранными святыми. Икона. 1997 г. Мастерская Никольского мон-ря в Переславле-Залесском (частное собрание) Уникальным образцом иконографии Д. является икона «Преподобные Сергий Радонежский и Даниил Переславский» 1708 г., происходящая из Преображенской ц. с. Усолья Переславского р-на (ПЗИХМЗ). Образ выполнен иконописцем переславского Данилова монастыря М. Н. Бахлычёвым по заказу усольского крестьянина Стефана Деньгина ( Кочетков. Словарь иконописцев. С. 77-78). Д. и прп. Сергий изображены в рост, в небольшом повороте к центру, в молении Пресв. Троице в облаках. Возможно, данная иконография должна была подчеркивать общность монашеского подвига особо почитаемых в Переславле-Залесском святых, основавших обители во имя Св. Троицы. Вместе с др. известным святым - прп. Иосифом Волоцким Д. изображен на иконе сер. XVIII в., занимающей крайнее место справа от царских врат в местном ряду иконостаса Успенского собора Горицкого мон-ря в Переславле-Залесском. Д., принявший монашеский постриг в Пафнутиевом Боровском мон-ре, когда там еще жил прп. Иосиф, изображен с книгой - монастырским уставом, составленным для переславских Горицкого и Троицкого мон-рей по образцу аналогичных текстов волоцкого святого.

http://pravenc.ru/text/171193.html

Нек-рые приходы и мон-ри публикуют листки информационного и катехизаторского содержания. С 1996 г. калужская газ. «Весть» выпускает правосл. приложение «Благовест». В Калуге проходят многочисленные мероприятия, способствующие утверждению в российском обществе традиционных для христианской культуры ценностей и нравственных идеалов, укреплению межнационального единства. 23-24 мая 2001 г. Калуга стала центром всероссийского празднования Дней славянской письменности и культуры. В 2003 г. в областном центре состоялся XII Международный кинофорум «Золотой Витязь», а в 2006 г.- I Международный кинофестиваль семейных и детских фильмов «Верное сердце». С 2006 г. в Обнинске и других городах епархии проходит ежегодный Международный православный кинофестиваль «Встреча». В 2006 г. в Калуге состоялся международный церковно-общественный форум «Братская Сербия: История и современность», подготовленный Калужским православным молодежным движением. С этого же года в Оптиной пуст., Калуге и Москве проводится Оптинский форум «Наследие России и духовный выбор российской интеллигенции». Значимыми событиями в духовной жизни региона стали визиты на Калужскую землю Предстоятелей Русской Церкви. Восемь раз посетил Калужскую обл. Святейший патриарх Алексий II. 6 мая 2009 г. в К. и Б. е. находился Святейший Патриарх Кирилл (Гундяев) . Он освятил кресты для строящегося храма во имя вмч. Георгия Победоносца в дер. Романово Медынского р-на. 26 мая 2010 г. Патриарх Кирилл побывал в Шамордине и в Оптиной пуст. Святыни, крестные ходы Наиболее почитаемыми святынями К. и Б. е. являются почивающие под спудом мощи прп. Пафнутия Боровского (под Рождественским собором Пафнутиева Боровского мон-ря), прп. Тихона Калужского (под Преображенским собором Тихоновой пуст.) и прав. Лаврентия Калужского (на территории разрушенного Рождественского собора калужского Лаврентиева мон-ря, над предполагаемым местом захоронения в 1993 установлен крест). Множество паломников привлекает источник прп. Тихона, в 3 км от Тихоновой пуст., на территории скита в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

http://pravenc.ru/text/1320155.html

П. часто изображали в составе сонма преподобных или избранных святых. Напр., он представлен на иконе-трехряднице с Воздвижением Креста, Покровом Пресв. Богородицы и избранными святыми 1565 г. письма Д. И. Усова (ГТГ), на иконе «Вознесение Господне, с избранными святыми» нач. XVII в. (с прописями) строгановского мастера (ЦМиАР). Как покровитель рода Годуновых П. предстает в памятниках с соименными святыми семьи царя Бориса Феодоровича (створки складня с избранными святыми, кон. XVI в., ГТГ; серебряный окладень-кузов, кон. XVI - нач. XVII в., из коллекции Г. А. Покровского, ЦМиАР). В описи 1651 г. ц. прор. Илии в Ярославле значится образ П. вместе с преподобными Александром Свирским и Макарием Калязинским письма государева иконописца Истомы Савина, работавшего по заказам Строгановых. В описи Пафнутиева Боровского мон-ря и его вотчин 1701 г. указан местный «обр[аз] Спасителев, в подножии Сергий и Пафнотий Боров[ский], писаны на красках» в ц. свт. Николая Чудотворца в с. Русиново (Боровск. 1888. С. 247). Преподобные Иосиф Волоцкий и П. были изображены на полях пядничной иконы Спасителя, находившейся в Успенском соборе Кириллова Белозерского мон-ря (Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г.: Коммент. изд./Сост.: З. В. Дмитриева, М. Н. Шаромазов. СПб., 1998. С. 81). Образ П. помещен среди фигур рус. святых, вышитых на вставной полосе XVIII в. к саккосу митр. Казанского Лаврентия 60-х гг. XVII в. (НМРТ). На иконе-пяднице посл. четв. XIX в. (ЦМиАР (под записью?)) П. представлен вместе со свт. Николаем Чудотворцем в молении Св. Троице (в сегменте на верхнем поле). Одно из ранних изображений П. в составе минейного цикла имеется на иконе-святцах на май нач. XVII в. из Патриаршего музея церковного искусства при храме Христа Спасителя в Москве (вместе с прор. Иеремией); в более позднее время - на годовой минее с избранными святыми (кон. XVIII - нач. XIX в., с дополнениями 2-й пол. XIX в., ЦМиАР). В качестве приписного святого П. запечатлен на Владимирской иконе Божией Матери кон. XVI в. (вклад Александра (Булатникова) в Соловецкий мон-рь; ГММК). Ростовой образ П. встречается на списках Колочской иконы Божией Матери (1897, ЦАК МДА).

http://pravenc.ru/text/2579804.html

15 окт. 1999 г. игум. Гавриил (Москаленко) был назначен духовником Богородично-Рождественской девичьей пуст. в с. Барятине Дзержинского р-на Калужской обл., на его место и. о. наместника определен игум. Серафим (Савостьянов ; с 2009 архимандрит, с 2015 епископ Тарусский, викарий Калужской епархии). С 2000 г. при П. Б. м. действует детская воскресная школа. 14 мая 2005 г. освящен главный престол собора Рождества Пресв. Богородицы. В 2005-2006 гг. на колокольне установлены новые часы. В апр. 2009 г. завершена реставрация фресок собора Рождества Пресв. Богородицы. 17 дек. 2010 г. состоялось освящение здания Миссионерско-просветительского центра, в к-ром располагается монастырская гостиница. 21 сент. 2012 г. состоялось освящение музея рус. иконы, разместившегося под колокольней. В июле 2015 г. на территории П. Б. м. снесено построенное в 1933-1935 гг. здание учебного корпуса школы. 16 апр. 2016 г. еп. Серафим освобожден от должности наместника обители, а и. о. наместника назначен иером. Пафнутий (Архипов). К 2019 г. братия обители насчитывала 29 насельников. В наст. время среди святынь обители - частицы мощей прп. Пафнутия, прп. Нила Столобенского, блгв. кнг. Анны Новгородской, мч. бессребреника Иоанна, камень от гробницы Божией Матери в ковчеге. Иконы с частицами мощей прп. Феофила, блгв. кнг. Анны Кашинской , патриарха Московского и всея Руси свт. Тихона (Беллавина) , св. прав. Симеона Верхотурского, прп. Нила Столобенского, священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого) , прмц. Елисаветы, прп. Серафима Саровского, прп. старцев Оптинских и Глинских. В П. Б. м. хранится частица мантии свт. Игнатия (Брянчанинова) . П. Б. м. имеет 2 подворья и скит. 27 сент. 1993 г. РПЦ был возвращен храм Преображения Господня в Калуге, к-рый 19 февр. 1994 г. определен подворьем обители (с 15 авг. 2011 настоятель - иером. Дорофей (Соколов)). 7 нояб. 2000 г. подворьем П. Б. м. стала деревянная церковь Покрова Пресв. Богородицы на Высоком в Боровске (1-я четв. XVII в.) - бывший монастырский храм приписного к П. Б. м. боровского Высокого Покровского мон-ря (с 22 нояб. 2008 настоятель - иером. Иосиф (Королёв)). За алтарем храма находится часовня, построенная на месте, где, по преданию, погребены родители прп. Пафнутия. 29 дек. 2011 г. открыт монастырский скит во имя прп. Никиты Боровского близ дер. Колодези Боровского р-на (скитоначальник - иером. Макарий (Комогоров)).

http://pravenc.ru/text/2579798.html

Самым древним сооружением в К. и Б. е. является небольшой белокаменный Никольский храм в с. Каменском бывш. Боровского у., расположенный при впадении р. Каменки в р. Нару (ныне Наро-Фоминский р-н Московской обл.). В XIV в. это село часто упоминалось в духовных грамотах Московских вел. князей. К кон. XIX в. облик храма был искажен переделками и пристройками. Преображенский, обративший внимание на уникальность его архитектуры, предположительно датировал его XV-XVI вв. ( Преображенский. 1891. С. 42-43). В процессе исследования и реставрации 1958-1964 гг. было установлено, что здание было построено в 1-й четв. XV в. и относится к кругу памятников раннемосковской школы ( Давид, Огнев. 1956; Воронин Н. Н. Зодчество Сев.-Вост. Руси XII-XV вв. М., 1962. Т. 2. С. 321-324; Альтшуллер. 1972; Раппопорт. 1993. С. 127-128); нек-рые исследователи считали, что это храм 2-й пол. XIV в. (Памятники. 1975. Т. 2. С. 55). Одноглавый бесстолпный 3-апсидный храм имеет план в виде равноконечного креста с короткими ветвями, вписанного в квадрат,- форма, необычная для рус. архитектуры. Очертания сводов в ветвях креста параболические; барабан опирается на своеобразный конический свод. Первоначальные перспективные порталы имели килевидные архивольты, узкие щелевидные окна и, вероятно, позакомарное покрытие. Церковь прор. Илии в с. Ильинском. Нач. XVI в. Рис. фасада по М. Т. Преображенскому Церковь прор. Илии в с. Ильинском. Нач. XVI в. Рис. фасада по М. Т. Преображенскому Крупнейшим сооружением этого периода был белокаменный собор Рождества Пресв. Богородицы (1466) Пафнутиева Боровского монастыря, фрагменты которого были исследованы археологами в сер.- 2-й пол. ХХ в. ( Маркелова. 1982; существующий собор - кон. XVI в.). Храм, возведенный по инициативе основателя мон-ря прп. Пафнутия Боровского, относился к московскому типу больших монастырских соборов. Крестовокупольный 4-столпный одноглавый храм имел квадратную основную часть (шириной по фундаментам ок. 14 м) и 3 апсиды, средняя из к-рых была более выдвинута вперед.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Имя П. не обойдено вниманием в агиографических сочинениях известного соловецкого книжника сер. XVII в. Сергия (Шелонина): в «Похвальном слове русским преподобным» ( Панченко О. В. Из археогр. разысканий в области соловецкой книжности. I: «Похвальное слово русским преподобным» - соч. Сергия Шелонина//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 566, 588: «Вем Пафнотия, Боровскую красоту, на потоце низ обитель сотворша, и число доволно ученик собравша, и сих учаща от низости земныя на небесную преселятися гору, еже и сохраниша блаженнии») и в каноне русским преподобным - песнь 5 ( Он же. Из археогр. разысканий в области соловецкой книжности. II: «Канон всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим» - соч. Сергия Шелонина//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 470). Мощи П. почивали под спудом в соборе Рождества Пресв. Богородицы Пафнутиева Боровского монастыря (у Сергия (Спасского) ошибочно указано, что почивают открыто в Пафнутиевском приделе, см.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. 1997. Т. 2. С. 127 (1 мая)). В 1610 г., во время разорения обители войсками Я. П. Сапеги, по устному преданию, мощи были скрыты монахами. В «Известии о начале патриаршества в России» (1619) содержится информация о великих основателях рус. мон-рей и их св. мощах («...Сергия глаголю, и Варлама, и Кирилла, Никиту же и Макария, и Пафнотия, и Димитрия, и Зосима и Савватия, и инех многих, ихъже целбоносныя мощи и до ныне невредимы бывают, и безчисленная чюдеса на исцеление верным благодатию Божиею источают...» - см.: ДАИ. Т. 2. С. 189-190), однако она, вероятно, является анахронизмом. В 2009 г. при замене полов в соборе Рождества Пресв. Богородицы было раскопано место под ракой, однако мощи П. обнаружены не были. В 1992 г. из Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря в Пафнутиев Боровский мон-рь была передана частица мощей П. Сценам из жизни П. посвящен нижний регистр росписи собора Рождества Пресв. Богородицы Пафнутиева Боровского мон-ря (датируется 1644). В 1673 г. рака над местом нахождения мощей П. была обложена золоченым серебром (на средства кн. И. Б. Репнина). В 1747 г. над ракой была устроена сень. Рака была конфискована во время кампании по изъятию церковных ценностей в 20-х гг. XX в. В 90-х гг. XX в. рака возобновлена над местом первоначального погребения П., перед иконостасом, у юж. дверей собора.

http://pravenc.ru/text/2579804.html

В 1783 г. в Москве колокололитейный завод был основан купцом 1-й гильдии Н. А. Самгиным (1750-1838). Деятельность предприятия в XVIII в. по документам не прослеживается. В 1816 г. попечением архим. Филарета (Дроздова ; впосл. митрополит Московский и Коломенский) на заводе был перелит большой К. из Новоспасского монастыря (827 пудов, мастер Г. Е. Астраханцев - брат М. Е. Астраханцева), в 1826 г. отлит К. для Пафнутиева Боровского мон-ря (315 пудов, мастер А. Воробьёв). В 1831 г. А. Воробьёв изготовил 2 К. (261 и 125 пудов) для Саввинова Сторожевского мон-ря. На заводе Самгина отливали не только отдельные К., но и целые наборы. В 1827 г. по заказу настоятеля Юрьева новгородского мужского монастыря архим. Фотия (Спасского) для обители были отлиты 16 К. разного веса (от 22 фунтов до 532 пудов). Большинство К. по желанию заказчика получили имена в честь имевших отношение к мон-рю лиц: «Великий князь Ярослав», «Великий князь Всеволод», «Святой Феоктист, архиепископ» и др. В 1828 г. на заводе был изготовлен набор из 6 К. для Оптиной пуст., самый большой из к-рых весил 100 пудов. В 1838 г. предприятие перешло к младшему сыну Н. А. Самгина Д. Н. Самгину (1797-1872), впосл. купцу 1-й гильдии, потомственному почетному гражданину Москвы. На предприятии продолжали отливать К. разного веса для храмов и мон-рей Москвы и др. городов Российской империи. В 1847 г. был отлит К. (50 пудов) для ц. прор. Илии в с. Ильинском, в 1857 г.- 3 К. для московской ц. бессребреников Космы и Дамиана в Шубине, больший из к-рых весил 205 пудов. Особым событием стало изготовление в 1869 г. 770-пудового К. для ростовского Спасо-Иаковлевского Димитриева мужского монастыря . Новый благовестник стал одним из самых больших К. не только Ростова, но и всего уезда. В 1872-1893 гг. заводом владел и управлял сын Д. Н. Самгина А. Д. Самгин, купец 1-й гильдии и потомственный почетный гражданин Москвы. В 1872 г. для московской ц. св. Иоанна Воина на Якиманке был отлит большой благовестный К. (303 пуда), в 1874 г.- благовестник для ц. Вознесения Господня («Малое Вознесение») на Б. Никитской ул. в Москве (206 пудов, мастер А. Ф. Воробьёв). Много К. изготавливали на заводе и для Австрии, Германии, Турции, Палестины, стран Америки и Африки. В 1886 г. был отлит 360-пудовый благовестник для Иерусалима, являющийся самым большим К. на Св. земле (находится на колокольне храма Гроба Господня). Сохранился 153-пудовый К. завода Самгина в храме Рождества Христова в Вифлееме. Наиболее крупные К. отливали для храмов и монастырей России, напр. 700-пудовый К. для Давидовой Вознесенской пуст. (1892).

http://pravenc.ru/text/1841774.html

ГМИР. М., 2006. С. 46. 46, 47; Сарабьянов В. Д. Росписи сер. XVI в. в трапезной ц. Пафнутиева Боровского мон-ря//Царский храм: Благовещенский собор Моск. Кремля в истории рус. культуры/ГММК. М., 2008. Вып. 19. С. 116-143; Кочетков. Словарь иконописцев. 20092. С. 65, 184, 569, 572, 666; Клевцова Р. И. Икона «Богоматерь Владимирская, с предстоящим прп. Пафнутием Боровским» и ее вкладчик соловецкий старец А. Булатников//Мат-лы и исслед./ГММК. М., 2010. Вып. 20. С. 50-64; Святые земли Русской: [Кат. выст.]/ГРМ. СПб., 2010. С. 146-149, 230-231. Ил. 85-87, 143; Слово и образ: Рус. житийные иконы XIV - нач. XX в.: Кат. выст. М., 2010. С. 140-141. Кат. 55; Чугреева Н. Н. Рус. святые в иконе, шитье, книжной миниатюре, мелкой пластике из собр. Музея им. Андрея Рублёва. М., 2011. С. 8-9; Иконописец мон. Иулиания: Посвящ. 30-летию со дня кончины/Авт.-сост.: Н. Е. Алдошина, А. Е. Алдошина. М., 2012. С. 85-87, 98, 100, 102; Юхименко Е. М. Старообрядческий центр за Рогожской заставою. М., 20122. С. 232, 255-256, 265. Кат. 21; «И свеча не угасла…»: Произведения изобр. и декор.-прикладного искусства XV - нач. XXI в., памятники истории и археологии: Кат. выст./СПГИАХМЗ. М., 2014. С. 62; Обитель прп. Сергия: Кат. выст./ГИМ. М., 2014. С. 112. Кат. 83; Прп. Сергий Радонежский: Образ простоты, правды, святости: Иконография XV - нач. XX в.: Альбом-кат. М., 2014. С. 216-217. Кат. 18; Русские иконы Синая: Жалованные грамоты, иконы и произведения декоративно-прикладного искусства XVI-XX вв. из России, хранящиеся в мон-ре св. Екатерины на Синае. М., 2014. С. 181-183. Кат. 6; Русские святые: Кат. выст./КБМЗ; авт.-сост.: М. Н. Шаромазов, О. В. Силина. Ярославль, 2014. С. 125, 175, 259, 265. Кат. 54, 134; Три описи Иосифо-Волоколамского мон-ря XVI в./Публ.: Т. И. Шаблова. СПб., 2014. С. 34, 79, 81-82, 84; Борис Годунов: От слуги до государя всея Руси: Кат. выст./ГММК. М., 2015. С. 114-115. Кат. 16; Образы рус. святых в собр. Исторического музея/ГИМ; авт.-сост.: Л. П. Тарасенко. М., 2015. С. 250-253, 390-399.

http://pravenc.ru/text/2579804.html

Из известных по документам и связываемых с именем Д. можно назвать сохранившиеся фрагменты росписи собора Пафнутиева Боровского мон-ря (Дионисий «живописец пресловущий». 2002. С. 252-261. Кат. 69-81), остатки росписи алтарной преграды Воскресенского собора в Волоколамске с фрагментами иконографии IV и V Вселенских Соборов ( Попов. 1977. С. 237-244) и росписи собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря. Сложнее решается вопрос с датировкой и атрибуцией росписи алтарной преграды кремлевского Успенского собора (часть исследователей связывает их не с работами в 1481, а с общей росписью храма в 1513-1515). Среди икон - «Одигитрия» из Иосифова Волоколамского монастыря (1485, ЦМиАР; с большими утратами, важна как документированное произведение - Дионисий «живописец пресловущий». 2002. Кат. 1, 4), безусловно Д. по манере исполнения принадлежат образы из иконостасов Павлова Обнорского и Ферапонтова мон-рей (ГТГ, ГРМ, КБМЗ), «Успение» из местного ряда Успенского собора в Дмитрове (ЦМиАР; Дионисий «живописец пресловущий». 2002. Кат. 36), ростовая нагробная икона «Прп. Кирилл Белозерский» (ГРМ), поясные житийные иконы «Прп. Сергий Радонежский» в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры (ок. 1492) и «Прп. Димитрий Прилуцкий с житием» (ок. 1503, ВГИАХМЗ), по-видимому, более раннее (80-90-е гг. XV в.) произведение мастерской - житийный ростовой образ прп. Сергия Радонежского в Успенском соборе Московского Кремля ( Лифшиц, Попов. 2006. Ил. 20, 21). Вероятно, Д. неоднократно работал в Успенском соборе - митрополичьем храме Московской Руси, поэтому представляется возможным связать с ранним периодом его творчества сохранившиеся фрагменты царских врат и датировать их ок. 1481 г. (ГРМ; Толстая. 2005), с его завершающим этапом - парные житийные иконы «Митр. Петр» (ГММК, Успенский собор) и «Митр. Алексий» (ГТГ; Дионисий «живописец пресловущий». 2002. Кат. 2, 3). Датировка последних ок. 1481 г. сомнительна. Сведения о деятельности Д. в области рукописной иллюстрации подтверждены стилистическим анализом и атрибуцией.

http://pravenc.ru/text/178357.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010