Будучи уроженцем г. Тулы, будущий жировичский настоятель в шестнадцатилетнем возрасте поступил послушником в Свято-Макариевскую пустынь Тульской епархии, где по прошествии двух лет принял иноческий постриг. В 1911 г. он был переведен в Успенскую Почаевскую лавру, пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона. В 1912 г. состоялась иерейская хиротония Тихона (Шарапова), после которой он получил назначение на должность помощника редактора журнала «Русский инок», а через два года возглавил редакцию журнала. Начало Первой мировой войны коренным образом изменило жизнь почаевского насельника. Распоряжением епископа Кременецкого Дионисия (Валединского) (1876–1960), викария Волынской епархии, в августе 1914 г. иеромонах Тихон был командирован в Галицию для участия в деле воссоединения униатов. В сентябре того же года священнослужитель был зачислен в санитарный отряд Государственной думы, а в апреле 1915 г. его прикомандировали к 177-му Изборскому пехотному полку. Не ограничиваясь исполнением обычных священнических обязанностей, он организовал полковое православное братство Христа Спасителя. В 1916 г. священнослужитель был награжден орденом св. Владимира с мечами, орденом св. Анны с мечами и золотым наперсным крестом, а в декабре 1917 г. удостоился благословения Всероссийского Поместного Собора и Патриаршей грамоты. После заключения Брестского мирного договора и выхода России из войны архиепископ Волынский и Житомирский Евлогий (Георгиевский) (1868–1946) направил иеромонаха Тихона на служение в подворье Почаевской лавры в г. Здолбунове (ныне райцентр Ровенской области, Украина). В кратчайшие сроки священнослужитель организовал на базе подворья Здолбуновское православное братство в честь Пресвятой Богородицы, за что был награжден Патриаршей грамотой. К 1919 г. братство стало центром антиуниатской миссии в регионе, успешность которой во многом была обусловлена изданием редактируемого иеромонахом Тихоном миссионерско-апологетического журнала «Православие» . В том же году деятельность братства обратила на себя внимание руководства Украинской Народной Республики, по распоряжению которого иеромонах Тихон (Шарапов) был заключен под стражу и сослан в греко-католический базилианский монастырь в местечке Бучача Тернопольского округа. На протяжении нескольких месяцев он разделял свое заключение с пребывавшими под арестом в этой же обители митрополитом Киевским Антонием (Храповицким) (1863–1936), архиепископом Волынским Евлогием (Георгиевским) (1868–1946), епископом Чигиринским Никодимом (Кротковым) (1868–1938) и архимандритом Виталием (Максименко) (1873–1960) . Поражение петлюровских войск в ходе боевых действий гражданской войны позволило бучачским узникам получить свободу и вернуться к церковному служению. По возвращении в Здолбунов иеромонах Тихон продолжил свою активную миссионерскую деятельность.

http://bogoslov.ru/article/6192400

Владимир Русак Скачать epub pdf Раскол Зарубежной Церкви Западно-Европейский Экзархат В конце гражданской войны, в феврале 1920 года, архиепископ Евлогий был в Сибири, откуда по поручению Высшего Церковного Управления на Юге России выехал в Европу. По его же просьбе в октябре 1920 года ВЦУ назначило его временно управляющим заграничными приходами в Западно-Европейской епархии (прежде бывшими в ведении Петроградского викария). Настоятель парижской посольской церкви о. Иоанн Смирнов , желая иметь подтверждение полномочий ВЦУ от центральной московской церковной власти, запросил Москву через Финляндского архиепископа. 2 марта 1921 года патриарший Синод в Москве, под председательством митроп. Евсевия, признал законными действия ВЦУ и факт назначения им архиепископа Евлогия на Западно-Европейскую епархию в таких словах: “В виду состоявшегося постановления Высшего Церковного Управления заграницей, считать церкви в Западной Европе временно под управлением Преосвященного Евлогия”. Закрывая ВЦУ в мае 1922 года, Патриарший Синод и Совет мотивировал свое постановление следующим образом: “Принимая во внимание, что за назначением тем же Управлением Преосвященного митрополита Евлогия заведывающим русскими православными церквами заграницей, собственно, для Высшего Церковного Управления там не остается уже области, в которой оно могло бы проявить свою деятельность, означенное Высшее Церковное Управление упразднить, сохранив временно Управление Русскими заграничными приходами за митрополитом Евлогием и поручить ему представить соображения о порядке управления названными церквами”. Патриаршее управление исходило из соображений, что права митроп. Евлогия, как управляющего Западно-Европейской епархией, покрывают права Управления (даже не расширяясь, а оставаясь в тех же рамках). Возможно, патриаршее управление не знало, что в ведении Заграничного Управления состояли 9 епархий при 12 правящих и викарных архиереях во всех частях мира. Митрополит Евлогий, в нормальном случае, должен был искать “соображения о порядке управления” (в пределах своей епархии) у того, от кого он и получил свои права (тем более, что патриарх в это время уже был арестован).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Давыдовское. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Покровская церковь 1714г. в селе Давыдовском Кольчугинского района известна как часть усадьбы Ильиных, включая колокольню, сторожку, остатки парка. Самой усадьбы не сохранилось, поэтому сегодня правомерно говорить об архитектурном ансамбле Покровской церкви. В настоящее время храм действующий. Состояние удовлетворительное. С использованием материалов сайта «Исторические усадьбы России» hist-usadba.narod.ru/links1-39.html Деревянная церковь Святителя Николая Мерликийского в селе Давыдовское известна с XVI века. В  XVII веке село во владении Отяевых. В XVIII-XIX веках здесь была усадьба Отяевых и Ильиных. В 1712 году построена новая деревянная церковь. В 1740-х годах селом владел полковник Иван Васильевич Отяев. Бывший его крепостной, крестьянин села Давыдовского, отпущеный на волю и причисленный в московское купечество, Иван Марков, в 1741 году построил каменную церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Она перестраивалась в 1792 и 1844 годах, колокольня возведена в 1741 году. На ней висит колокол в 128 пудов, изготовленный на заводе Анны Петровны Зенкович в Москве. Источник: О. Пэнэжко " Город Киржач, храмы Киржачского и Кольчугинского районов Владимирской области " . 2008 В XIX столетии Давыдовское было вотчиной помещиков Ильиных. Сведения о церкви села в первый раз встречаются в патриарших окладных книгах 1628 года, в которых она записана так: «церковь великаго Чюдотворца Николы в селе Давыдовском в вотчине Василия Петровича Отяева дани три алтына три денги десятильнича гривна». Дальнейшие сведения о церкви находим в отказных патриарших книгах 1645-1647 г.г., в них записано: «в селе (Давыдовском на Пекше) церковь Никола Чуд. да придел в.-муч. Феодора Стратилата древяна клецки, а в церкви образы и свечи и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение вотчинниково, а на церковной земле во дв. поп Тихон Данилов, во дв. пономарь Ивашко Иванов, в келье просвирница Ульяница»; церковной земли показано: «10 четвертей в поле, а в дву по тому ж, сена 20 копен»; дворов в селе: «1 двор вотчинников, 5 дворов людских, 16 дворов крестьянских, в них 60 человек, 8 дворов бобыльских, в них 20 человек, и 2 двора пустых».

http://sobory.ru/article/?object=04248

Закрыть itemscope itemtype="" > «Особое мнение» протоиерея Димитрия Смирнова Маститый протоиерей выразил несогласие с позицией Патриарха Кирилла и Владимира Путина о недопустимости уподобления сталинизма гитлеризму 28.05.2015 20015 Время на чтение 3 минуты Вчера официальный сайт Русской Православной Церкви сообщил, что 26 мая в Общественной палате Российской Федерации состоялись круглые столы «Роль системы образования в подготовке молодежи к созданию семьи и укреплении традиционных семейных ценностей» и «Семейные клубы и родительские сообщества — неформальное образование в области семейной культуры и семейных ценностей», организованные членом Общественной палаты РФ митрополитом Хабаровским и Приамурским Игнатием совместно с Патриаршей комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства и общественными организациями. В мероприятиях, в частности, принял участие председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи протоиерей Димитрий Смирнов. Он обратил внимание на исторические причины современного кризиса семьи, подчеркнув значение религиозных оснований нравственного воспитания. К сожалению, Патриархия.ру ничего больше не сообщила об исторической части выступления маститого клирика, о чем свидетельствует видеозапись круглого стола «Роль системы образования в подготовке молодежи к созданию семьи и укреплении традиционных семейных ценностей», размещенная на сайте Общественной палаты. А между тем, некоторые высказывания известного священника, касающиеся истории вопроса, по меньшей мере, звучат странно. С обстоятельным комментарием по этому поводу выступил православный портал «Благодатный огонь». Издание отмечает, что «протоиерей Димитрий Смирнов заявил, что деяния советской власти по отношению к российскому народу нанесли больший вред, чем деяния Адольфа Гитлера». «Если сравнить то, что сделала советская власть с нашим народом, и сравнить деяния Гитлера, то Гитлер отдыхает. Его усилия по уничтожению нашего народа вдвое отстают от наших отечественных, поменявших свое сознание людей, которые живут до сих пор», – полагает священник.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/05/28/os...

М.Б. Данилушкин Глава 5. Патриарх Московский и всея Руси Тихон и эпоха Гражданской войны 1. Сведения о жизни Патриарха Тихона до 1917 года По произволению Божьему, восстановление Патриаршества произошло не в период расцвета Российской Империи, когда Патриарший Престол для многих символизировал власть, почести, высокое положение в обществе. К Церкви вернулось Ее исконное право во времена, когда цинично и беспощадно попирались любые права, когда прежде завидный удел Патриарха теперь означал путь мученичества, страданий, горького бессилия перед невиданным произволом, боли за отпавших и бесконечной ответственности за свою измученную, раздираемую Гражданской войной, погибающую Родину. Эту горькую чашу и пришлось пригубить Российскому Патриарху Тихону. Патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Беллавин) родился 19(31) Января 1865 года в городе Торопце (тогда Псковской губернии, ныне Тверской области), где отец его всю жизнь прослужил священником. «Город этот тем замечателен, что похож на Москву необычайным обилием Церквей; в маленьком городке Церкви на каждом шагу, все старинные и довольно красивые. Есть в нём и местная святыня, древняя Корсунская икона Божией Матери, известная в русских летописях с самых первых времён христианства на Руси. Жизнь там была крайне патриархальная, со многими чертами старинного русского быта: ведь ближайшая железная дорога была тогда верстах в 200 от Торопца». 173 Василий Беллавин прошёл путь обычный для детей тогдашнего духовенства. Сначала он поступил в Торопецкое духовное училище, затем – в Псковскую Духовную Семинарию. Интересно отметить, что за молчаливый и кроткий нрав семинарские товарищи прозвали юного Василия «Патриархом». 174 Он отличался спокойной, не демонстративной религиозностью и, будучи одним из лучших учеников, охотно помогал всем, кто обращался к нему с просьбами проверить письменную работу или объяснить непонятный урок. Окончив семинарию в числе первых, Василий Беллавин поступает в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, которую заканчивает в 1888 году со степенью кандидата Богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание РПЦ, образована решением Синода от 26 июля 2012 г. путем отделения от Симбирской епархии. В тот же день временно управляющим епархией был назначен Симбирский митр. Прокл (Хазов) . Епархия входит в состав Симбирской митрополии, включает приходы в пределах Мелекесского, Новомалыклинского, Сенгилеевского, Старомайнского, Тереньгульского, Чердаклинского районов Ульяновской обл. Кафедральные населенные пункты - Димитровград (до 1972 Мелекесс) и пос. Чердаклы. Кафедральные храмы - Преображенский собор в Димитровграде и чердаклинская Покровская ц. Правящий архиерей - еп. Диодор (Исаев; 12 марта 2013 клирик Симбирской епархии игум. Диодор избран Синодом на Мелекесскую кафедру, 17 марта возведен в сан архимандрита, епископская хиротония состоялась 19 мая 2013). М. и Ч. е. разделена на 7 благочиннических округов: Центральный, Мелекесский, Новомалыклинский, Сенгилеевский, Старомайнский, Тереньгульский, Чердаклинский. К сер. 2016 г. епархия объединяла 79 приходов, в клире состояли 63 священника и 6 диаконов. При ЕУ работают отделы: информационно-издательский, общественных проектов, по взаимодействию с правоохранительными органами, МЧС, Вооруженными силами, казачьими обществами, по делам молодежи, по религ. образованию, катехизации и миссионерскому служению, по связям с учреждениями здравоохранения, по тюремному служению, по церковной благотворительности и социальному служению, экологии и природоохранной деятельности, а также комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства. С сер. XVI в. земли М. и Ч. е. входили в состав Казанской епархии (см. Казанская и Татарстанская епархия ). В 1648 г. был основан Симбирск (первоначально назывался Синбирск), а в 1651 г. Синбирский у., включавший территорию М. и Ч. е., вошел в Синбирскую десятину Патриаршей области . В 1658 г. Синбирская десятина была передана Казанскому митр. Лаврентию с условием ежегодной выплаты в патриаршую казну 50 р. В 1659 г. Синбирск с уездом были вновь приписаны к Патриаршей обл. В 1668 г. край был включен в состав Казанской епархии (с 1799 именовалась Казанской и Симбирской). В 1832-1851 гг. территория М. и Ч. е. входила в Симбирскую епархию. В 1851-1928 гг. большая часть земель относилась к Самарской епархии; территории совр. Тереньгульского и Сенгилеевского районов в церковном отношении продолжали подчиняться Симбирской (с 1924 Ульяновская) епархии. В 1923-1935 гг. существовало Мелекесское викариатство Самарской (1923-1928) и Ульяновской (1929-1935) епархий. В 1941-2012 гг. территория М. и Ч. е. вновь входила в состав Ульяновской (с 2001 Симбирская) епархии (в 1937-1941 существование последней прервалось в результате репрессий против духовенства; в 1959-1988 кафедра вдовствовала, епархией управляли Куйбышевские архиереи).

http://pravenc.ru/text/2562814.html

Мониторинг СМИ В Ферапонтов монастырь идут со своим уставом В Минкульте обсудят передачу РПЦ архитектурных памятников 09.10.2018 12:15 Сегодня в Министерстве культуры РФ двусторонняя комиссия по взаимодействию Русской православной церкви (РПЦ) с музейным сообществом рассмотрит проблему имущественных взаимоотношений государственных музеев-заповедников (ГМЗ) с епархиями. В повестку включены конфликтные вопросы о возможности передачи РПЦ архитектурных памятников Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей, Ростовского кремля и 12 объектов во Владимире и Суздале. Обсуждение судьбы двух храмов в крымском Херсонесе пока отложено. Все эти объекты находятся в управлении ГМЗ, часть из них входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Комиссия по взаимодействию РПЦ с музеями создана в 2013 году, но собирается, как заявлял год назад ее сопредседатель, глава патриаршего совета по культуре митрополит Тихон (Шевкунов), «в случае возникновения конфликтных ситуаций». Состав комиссии под названием «рабочая группа по вопросам взаимодействия музеев с РПЦ» был утвержден приказом главы Минкульта Владимира Мединского и с тех пор дважды корректировался (в 2015 и 2017 годах). Ее сопредседателем является директор Исторического музея Алексей Левыкин, в комиссию также входят президент Союза музеев РФ Михаил Пиотровский, депутат Госдумы Александр Шолохов (ранее директор музея-заповедника М. А. Шолохова), председатель экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин, а также священники, чиновники Минкульта, музейщики, эксперты и реставраторы. Предыдущее заседание, по данным сайта патриаршего совета по культуре, состоялось в декабре 2017 года — в частности, рассматривались взаимоотношения ГМЗ «Ростовский кремль» (кандидат на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО), расположенного на территории бывшего Ростовского архиерейского дома (Ростов Великий), с Ярославской епархией. В 2010 году тогдашний губернатор Ярославской области Сергей Вахруков в ходе визита патриарха Кирилла в Ростов предложил превратить его в «православный центр, столицу исторической Руси», пообещав передать кремль РПЦ, а для музея построить новое здание.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Московский храм Святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских ЖМП 4 апрель 2018 /  13 февраля 2019 г. 14:36 По молитве Черниговских святых Святейший Патриарх Кирилл 11 марта 2018 года освятил московский храм Святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских, реставрация которого завершилась минувшей осенью. Храм входит в состав Черниговского Патриаршего подворья, на территории которого уже семь лет располагается Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия (ОЦАД).  PDF-bepcuя. В помещения Черниговского Патриаршего подворья ОЦАД переехала в 2010 году. И сразу обрела здесь два древних храма — Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором XVI века и святых Михаила и Феодора Черниговских XVII beka. Службы в них шли, но оба здания нуждались в срочной и масштабной реставрации. По благословению ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополита Волоколамского Илариона, в том же году начались восстановительные работы, в которых были задействованы лучшие специалисты в области охраны памятников, археологии, церковной живописи и архитектуры. Сегодня эта сложная и многолетняя работа подошла к концу, и Черниговское подворье возрождено. Открывающиеся смыслы Митрополит Волоколамский Иларион, приветствуя Святейшего Патриарха Кирилла по окончании Литургии во вновь освященном храме святых Михаила и Феодора Черниговских, отметил, что реставрационные работы в нем проходили под непосредственным наблюдением Предстоятеля Русской Православной Церкви и при участии правительства Москвы. Митрополит Иларион также курировал всю реставрацию от начала и до конца. Художники-реставраторы, занимавшиеся восстановлением внутреннего убранства храма, сегодня рассказывают, что его поддержка и помощь выручала их в критические моменты. «Был сложный период, когда и сроки поджимали, и у всех было сильное физическое и эмоциональное напряжение, — делится своими воспоминаниями Александр Чорба, заместитель директора по реставрации компании «Арт-иконник», которая занималась внутренними восстановительными работами в Черниговском храме. — Приехал владыка, прошелся по храму, посмотрел и, выходя, улыбнулся, благословил. И все пошло легче».

http://e-vestnik.ru/reports/po_molitve_c...

Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в соборе Зарайского кремля и возглавил хиротонию архимандрита Феодора (Малаханова) во епископа Вилючинского Видео: Роман Самсонов, Платон Конухов. Звук: Александр Бригадов. 14 августа 2016 г. 17:11 14 августа 2016 года, в Неделю 8-ю по Пятидесятнице, праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в подмосковный город Зарайск. Патриарший визит приурочен к 870-летию города и празднованию в честь чудотворного образа святителя Николая, именуемого Зарайским. Древний образ святителя Николая Чудотворца пребывает в Иоанно-Предтеченском соборе Зарайского кремля. 11 августа отмечается принесение иконы из Херсонеса в Зарайск (1225); в этот же день в 2013 году  состоялось  возвращение святыни из Центрального государственного музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. У врат Иоанно-Предтеченского собора в Зарайском кремле Святейшего Патриарха встречали: Патриарший наместник Московской епархии  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ; губернатор Московской области А.Ю. Воробьев; временно исполняющий обязанности руководителя администрации Зарайского муниципального района О.А. Сынков. В Иоанно-Предтеченском соборе Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился чудотворной иконе святителя Николая, после чего возглавил служение Божественной литургии. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл и собор иерархов совершили хиротонию  архимандрита Феодора (Малаханова)  во епископа Вилючинского, викария  Петропавловской епархии . Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий;  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  архиепископ Петропавловский и Камчатский Артемий ;  епископ Илиан (Востряков) ;  епископ Серпуховской Роман ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Балашихинский Николай ;  епископ Искитимский и Черепановский Лука ;  епископ Карасукский и Ордынский Филипп ;  епископ Каинский и Барабинский Феодосий ;  епископ Зарайский Константин ;  епископ Анадырский и Чукотский Матфей ; архимандрит Никон (Матюшков), благочинный Шатурского округа, настоятель Пятницкого храма с. Туголес Шатурского района Московской области; архимандрит Нестор (Жиляев), благочинный Одинцовского округа, настоятель Георгиевского собора г. Одинцово Московской области; протоиерей Михаил Егоров, секретарь Московского областного епархиального управления; протоиерей Петр Спиридонов, благочинный Зарайского округа, настоятель Иоанно-Предтеченского собора Зарайского кремля; духовенство  Московской областной епархии .

http://patriarchia.ru/db/text/4584774.ht...

ЦВ 18 (439) сентябрь 2010 /  19 сентября 2010 г. На восточных рубежах России. Первосвятительский визит в Камчатскую епархию 16—20 сентября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил поездку в Камчатскую епархию. Предстоятель Русской Православной Церкви освятил места закладки храмов во имя Святителя Николая Чудотворца в селе Никольском (остров Беринга) и поселке Палану (Корякский округ), совершил чин великого освящения Троицкого кафедрального собора Петропавловска-Камчатского и посетил военную базу ВМФ в Вилючинске. Святейший Патриарх также провел встречи с местными жителями и наградил многодетных матерей Камчатской области Патриаршим «Знаком материнства». По прибытии в Петропавловск-Камчатский Предстоятель Русской Православной Церкви рассказал журналистам о целях своего визита. «Цель моего приезда — встретиться с православным народом, который живет здесь в непростых условиях, освятить православные храмы, поговорить с людьми, почувствовать биение сердца нашего народа здесь, на Дальнем Востоке», — сказал Святейший Патриарх Кирилл, отметив, что знакомство с регионом позволит сделать «необходимые выводы для дальнейшего служения Церкви на Русском Севере». На следующий день, 17 сентября, Патриарх Кирилл посетил остров Беринга. В селе Никольском Предстоятель совершил чин освящения места под строительство храма в честь Святителя Николая Чудотворца. Затем состоялась церемония награждения многодетных матерей села Патриаршим «Знаком материнства». Святейший Патриарх призвал жителей отдаленных регионов России создавать большие семьи, не обращая внимания на экономические трудности, и привел в пример российских крестьян, для которых многодетность на протяжении многих веков была обычным явлением. По окончании церемонии награждения Предстоятель обратился к собравшимся с проповедью. Поздравив местных жителей с началом возведения храма, Святейший Патриарх отметил силу духа людей, живущих на восточном пограничье Российской Федерации. «Живя в этом месте, нужно быть очень сильным человеком, потому что здесь много опасностей — для здоровья, для целостности человеческой личности. То, что вы здесь живете, свидетельствует о том, что вы сильные люди... Но для того чтобы быть духовно сильным, нужно обязательно хранить веру в сердце, обращаться к Богу с молитвой, потому что там, где не хватает наших человеческих сил, приходит сила Божия», — сказал Предстоятель Русской Церкви.

http://e-vestnik.ru/church/na_vostochnyh...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010