Глава третья Малочисленность и вдовство епархий перед учреждением Св. Синода. Тяжелое положение местоблюстителя м. Стефана и неудовлетворительность епархиального управления в бывшей Патриаршей области, временно порученной ведению крутицкого митрополита. Мысль об учреждении Духовной Коллегии для исправления великих церковных дел. Работы Петра по введению коллегиального управления в Государстве и по второму переделу России на губернии (1719 г.), предшествующие учреждению Духовной Коллегии. Составление Регламента для духовной Коллегии и меры к упорядочению епархиального управления (епископские дела), выработанные составителем Регламента. Непригодность этих мер для достижения цели без увеличения числа самостоятельных епархий или, в крайнем случае, викариатств. Сомнительный проект увеличения числа русских епархий, приписываемый Петру историком В. Н. Татищевым. Открытие Св. Синода (14 февр. 1721 г.). Вопрос о состоянии епархий на первом заседании Св. Синода. Возвращение управления церковными вотчинами духовным властям, осложнившее епархиальное управление. Духовное инквизиторство, введенное Св. Синодом в целях упорядочения епархиальной жизни. Разделение епархий по двум протоинквизиторским округам. Вред от инквизиторства, ослабившего права епархиальных архиереев. Неосуществившийся проект учреждения викариатств у синодальных членов для заведывания земскими делами. Бывшая Патриаршая, теперь Синодальная, область в ведении Св. Синода, но без самостоятельного архиерея. Неудобства управления ей «чужестранных архиереев» и поручение её Леониду (Крутицкому). Сложность обязанностей последнего по управлению двумя епархиями. Увеличение состава Синодальной области по смерти м. Стефана Яворского (27 ноября 1722 г.) присоединением к ней от Рязанской епархии Тамбовской (1723 г.) и г. Борисоглебска от Воронежской, а также 19 ржевских приходов из Новгородской (1725 г.); образование в 1738 г. новой Ивановской десятины. Состав Синодальной области в 1724 году. Отношение донских казаков к Воронежской епархии в начале существования Св. Синода. Состав Воронежской епархии в 1724 г. и расширение южных пределов её вследствие колонизации придонских областей. Смежность границ Воронежской и Астраханской епархий в нижнем придонском бассейне. Расширение южных границ Астраханской епархии, особенно вследствие персидских походов, по побережью Каспийского моря. Малочисленность церквей Астраханской епархии. Спорное дело о вновь поселенных казачьих слободах, принадлежавших Астраханской епархии. Колонизация в пределах Казанской епархии (Оренбургский край). Состав Казанской епархии. Присоединение городов Синодальной области (Арзамас, Гороховец, Яропольч, Вязниковская слобода) к Нижегородской епархии. Колонизация в Приуралье и Вятская епархия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект Российской Федерации. Территория 587,4 тыс. кв. км. Центр: Архангельск (основан в 1584). География: область расположена на севере европ. части России в тундровой, лесотундровой, таежной и арктической зонах. В состав области, к-рая омывается Белым, Баренцевым и Карским морями, входят острова архипелагов Сев. Ледовитого океана: Земля Франца-Иосифа, Нов. Земля, Соловецкие о-ва и др. Крупные реки А. о.: Сев. Двина, Печора, Вага, Пинега, Онега, Мезень. Территорию области занимают: леса - 37%, оленьи пастбища - 24, сельскохозяйственные угодья - 1,3, острова - 10,2, болота - 12,5, озера и реки - 3,2%. Население: 1 459,2 тыс. чел. (нач. 2000). Национальный состав: русские - 93%, коми - 1,5, народности Севера (ненцы, саамы и др.) - 1%, остальные - украинцы, белорусы, татары и др. Адм. устройство. В 1708 г. по указу имп. Петра I была учреждена Архангелогородская (с дек. 1796 Архангельская) губ., в 1929-1936 гг. территория А. о. входила в Сев. край (в 1936-1937 Сев. обл.), 23 сент. 1937 г. создана А. о. В состав области входят Ненецкий АО и 20 адм. районов. Религия В янв. 2001 г. в А. о. было зарегистрировано 127 религ. орг-ций. Большая часть рус. населения области исповедует Православие, представители др. христ. конфессий и религий немногочисленны. Русская Православная Церковь А. о. совпадает с границами Архангельской и Холмогорской епархии РПЦ (центр - Архангельск). В епархии - 93 прихода, 52 действующих храма, 3 муж. ( Антониев Сийский , Артемиев Веркольский и Кожеезерский ) и 1 жен. ( Иоанно-Богословский ) мон-рь. На территории А. о. расположен ставропигиальный Соловецкий в честь Преображения Господня муж. мон-рь . В Двинской земле (старое название территории А. о.) Православие получило распространение с нач. XII в. В христ. просвещении края особую роль играли архангельский во имя арх. Михаила и корельский во имя свт. Николая Чудотворца мон-ри . Двинская земля подчинялась Новгородской кафедре, вост. часть Двинской земли (по рекам Пинеге и Мезени до Печоры), а также Архангельск (Нов. Холмогоры) со 2-й пол. XV в. входили в Митрополичью (с 1589 Патриаршую ) обл. , в 1674 г. эти территории вновь отошли к Новгородской епархии. В 1571-1584 и 1613-1617 гг. земли по рекам Двина и Вага были подчинены Вологодской кафедре. В 1682 г. территория А. о. вошла в состав новообразованной Холмогорской и Важской епархии (с 1799 Архангельская и Холмогорская). Старообрядчество

http://pravenc.ru/text/76434.html

ЦВ 15-16 (436-437) август 2010 /  28 августа 2010 г. Состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви 26 июля в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. В заседании приняли участие: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир; Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Белоруссии; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир; председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион; митрополит Одесский и Измаильский Агафангел; архиепископ Новгородский и Старорусский Лев; архиепископ Абаканский и Кызылский Ионафан; архиепископ Сурожский Елисей; епископ Бельцкий и Фэлештский Маркелл; управляющий делами Московский Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий. Заслушав сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о Первосвятительских визитах в епархии Русской Православной Церкви, Священный Синод выразил благодарность митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру, митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию, митрополиту Тульскому и Белевскому Алексию, архиепископу Тверскому и Кашинскому Виктору, архиепископу Петрозаводскому и Карельскому Мануилу, архиепископу Владимирскому и Суздальскому Евлогию, епископу Смоленскому и Вяземскому Феофилакту, губернатору Смоленской области С.В. Антуфьеву, губернатору Владимирской области Н.В. Виноградову, губернатору Тульской области В.Д. Дудке, губернатору Тверской области Д.В. Зеленину, бывшему главе Республики Карелия С.Л. Катанандову, губернатору Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко за внимание и теплый прием, оказанные Святейшему Патриарху Кириллу и сопровождавшим его лицам. Также Священный Синод выразил признательность председателю Попечительского совета целевой комплексной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России», председателю Оргкомитета по празднованию Дня семьи, любви и верности С.В. Медведевой за поддержку церковных и общественных инициатив, направленных на укрепление семейных ценностей. Священный Синод приветствовал распространение практики церковно-общественного празднования Дня семьи, любви и верности в день памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских в епархиях Русской Православной Церкви.

http://e-vestnik.ru/docs/sostoyalos_zase...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАТРИАРШАЯ ОБЛАСТЬ епархия патриарха Московского и всея Руси в 1589-1721 гг. В период существования П. о. ею управляли патриархи и местоблюстители Патриаршего престола: патриарх свт. Иов (11 дек. 1586 (до 1589 в Митрополичьей области ) - июнь 1605), патриарх Игнатий (30 июня 1605 - май 1606), патриарх сщмч. Ермоген (3 июня 1606 - 17 февр. 1612), митр. Казанский и Свияжский Ефрем (весна 1612 - 26 дек. 1613), митр. Сарский и Подонский Иона (Архангельский ; янв. 1614 - июнь 1619), патриарх Филарет (Романов ; 24 июня 1619 - 1 окт. 1633), патриарх Иоасаф (6 февр. 1634 - 28 нояб. 1640), патриарх Иосиф (27 марта 1642 - 15 апр. 1652), патриарх Никон (Минов ; 25 июля 1652 - 10 июля 1658), митр. Сарский и Подонский Питирим (10 июля 1658 - 5 авг. 1664), митр. Ростовский и Ярославский Иона (Сысоевич ; 2 сент. 1664 - 18 дек. 1664), патриарх Иоасаф II (10 февр. 1667 - 17 февр. 1672), патриарх Питирим (7 июля 1672 - 19 апр. 1673), патриарх Иоаким (Савёлов ; 26 июля 1674 - 17 марта 1690), патриарх Адриан (24 июля 1690 - 16 окт. 1700), митр. Рязанский и Муромский, экзарх Патриаршего престола Стефан (Яворский ; 16 окт. 1700 - 22 окт. 1721). Территория П. о. сформировалась в 1589 г. из земель Митрополичьей области. Рост земель П. о. продолжался до 60-х гг. XVII в. С учреждением в 1721 г. Святейшего Правительствующего Синода П. о. была преобразована в Синодальную область . По Деулинскому перемирию 1618 г. Россия утратила г. Смоленск с пригородами. Города Смоленской епархии (см. Смоленская и Дорогобужская епархия ), оставшиеся в составе Московского гос-ва,- Брянск, Карачев, Севск - и Комарицкая вол. перешли в П. о. Территория области, а также объем полномочий патриарха в П. о. были оформлены жалованной грамотой царя Михаила Феодоровича от 20 мая 1625 г. (подтверждена царем Алексеем Михайловичем на имя патриарха Никона 25 февр. 1657). Согласно этому документу, в состав П. о. вошли более 40 городов с уездами: «...в городех и десятинах… в нашем царствующем граде Москве и в Московском уезде, в Володимере, в Переславле Залесском, в Юрьеве Польском, на Костроме, на Плесе, в Юрьевце Повольском, в Нижнем Новгороде и в Нижегородских пригородех и в уездех, на Болахне, на Кинешме, в Луху, в Гороховце, в Ядрине, и в уездех тех городов, в Галиче и в Галицких пригородех, и в Арзамасе, и на Алатаре, на Курмыше, в Темникове, на Вятке с пригороды, в Кайгородке, на Пинеге и в Кевроле, и в Мезени, во Ржеве Володимеровой, в Торопце, в Боровску, в Звенигороде, в Рузе, в Волоку Ламском, в Можайску, в Мосальску, в Дмитрове, в Серпухове, во Брянску, в Корачеве, в Севску и во всей Комарицкой волости, в Путивле, в Курску, в Рыльску, на Осколе, в Белгороде, на Волуйке, в Медушской, и в Пехрянской, и в Белозерской десятинах, и тех городов в пригородех и в уездех монастыри, и соборные церкви, и ружные, и приходские храмы» (ААЭ. Т. 3. 164. С. 231).

http://pravenc.ru/text/2579756.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Епископ Тихон: Первые результаты исследования вскоре представят обществу В Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялось совещание по вопросу «екатеринбургских останков» 15.06.2017 1053 Время на чтение 3 минуты В среду, 14 июня, представители Следственного комитета рассказали Святейшему Патриарху Кириллу на совещании в Даниловом монастыре о промежуточных итогах опознания останков, которые, предположительно, принадлежат расстрелянным членам Семьи последнего русского Царя Николая II. В заседании приняли участие члены специальной Патриаршей комиссии для изучения результатов исследования останков. Об итогах совещания в Даниловском монастыре, отношении Русской Православной Церкви к дискуссии вокруг подлинности «Екатеринбургских останков» и ближайших планах Патриаршей комиссии по обнародованию результатов экспертизы в коротком интервью ТАСС после совещания рассказал секретарь комиссии, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), сообщает Православие.ru. «Совещание у Святейшего Патриарха было посвящено обсуждению промежуточных результатов расследования Следственного комитета Российской Федерации об убийстве Царской Семьи и результатов работы Комиссии Московского Патриархата, изучающей ту же тему в рамках поставленных Святейшим Патриархом задач, - рассказал владыка. - С 2015 года проводятся новые и изучаются прежние экспертизы по этому вопросу. Особым образом уделяется внимание самой тщательной исторической экспертизе, вопросы к которой подготовлены как самими экспертами-историками, так и Следственным комитетом. Список вопросов представлен Патриаршей комиссии также и от представителей общественности». Епископ Тихон отметил, что представители общественности представили вопросы в комиссию. «Это известные в своей области исследователи: Леонид Болотин, Анатолий Степанов. Они передали список вопросов в Патриаршую комиссию. Это очень интересные темы и вопросы . Они взяты к изучению наряду с остальными», - заявил владыка.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/06/15/ep...

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Всеволод Чаплин: " Церковная жизнь стала гораздо более динамичной " Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества подвел итоги первого года патриаршества Святейшего Патриарха Кирилла 27.01.2010 597 Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин считает, что первый год патриаршества Святейшего Патриарха Кирилла открыл для очень многих верующих людей " время возможностей " - для реализации собственных талантов и инициатив. Такие слова он высказал в интервью информационному порталу Интерфакс-Религия. По его словам, за первый год патриаршества " церковная жизнь стала гораздо более динамичной. Многие люди увидели новые возможности для раскрытия своих Богом данных талантов, для того, чтобы осуществлять свои надежды, реализовывать давно копившиеся инициативы. В первую очередь это касается миссионерской, молодежной, информационной работы, деятельности православных общественных организаций, совместных церковно-государственных трудов " . " Люди стали в большей степени осознавать и то, что вся эта деятельность должна координироваться, что нужно избегать распрей, нездоровой конкуренции, попытки делать одно и то же дело на одной и той же площадке, порой выталкивая с нее друг друга. Святейший Патриарх Кирилл не приемлет такого подхода к церковной деятельности, и эта его позиция все больше и больше становится понятной разным частям церковного организма " , - подчеркнул отец Всеволод. Также глава синодального отдела ответил на вопрос корреспондента о том, каким было самое главное событие первого года патриаршества Святейшего Патриарха Кирилла. " Главное событие выделить сложно. Это и появление новых форм общения Святейшего Патриарха с молодежью, и прорывные решения в области церковно-государственного диалога, которые были приняты во многом благодаря мудрости, мирному духу и знанию мирового опыта, свойственным Святейшему, а также благодаря его добрым отношениям с государственными руководителями не только России, но и многих других стран. Это и яркие визиты Святейшего Патриарха, мысли, которые он высказывает в своих выступлениях. Все это я считаю в каком-то смысле главным, потому что для одних людей главное одно, для других - другое. Для кого-то самое главное - это то, как Святейший Патриарх совершает богослужение, отдавая все свое сердце и весь свой ум молитве, обращаясь ко Господу вдохновенно и искренне, объединяя при этом в молитве всех, кто находится в храме " , - подчеркнул отец Всеволод.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/01/27/pr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ († 4.01.1692), митр. Сибирский и Тобольский (1678-1692). Происхождение и мирское имя П. неизвестны. Первые сведения о его церковной карьере относятся к 1663 г., когда он стал архимандритом Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря , участвовал в заседаниях Большого Московского Собора 1666-1667 гг. и был послан к бывшему патриарху Никону (Минову) с пригласительной грамотой патриархов. В мае 1671 - сент. 1674 гг. П. являлся архимандритом московского Симонова монастыря. 15 сент. 1674 г. переведен на архимандритию в Чудов в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужской монастырь (ДАИ. Т. 5. 26. С. 153; Дворцовые разряды. Т. 3. Стб. 1037) и управлял обителью до 1678 г. Не позднее дек. 1674 г., о чем свидетельствует патриарший указ от 3 дек. 1674 г., адресованный «архимариту Чюдовскому Павлу да боярину Ивану Федоровичю Лызлову, да дьяком Льву Ермолаеву да Тимофею Симоновскому» (Дворцовые разряды. 1852. Т. 3. Стб. 1122), П. стал судьей Патриаршего Разрядного приказа. Вдовых попов др. епархий, служивших без отпускных грамот, было «велено имать на патриаршей двор и… роспрашивать». В тот же день те же лица получили еще одно распоряжение патриарха - об освящении новых церквей в дальних городах Патриаршей области . На освящение таких церквей надлежало получать грамоту в Разрядном приказе, а о постройке новых церквей «велено изо всех городов десятинникам присылать книги… по вся годы… и с теми отписками и с книгами велено явиться в Патриаршем Розрядном приказе» (Там же. Стб. 1124). В 1675 г. была проведена реформа Патриаршего Разряда: Духовный приказ, учрежденный решением Собора 1668 г., был вновь объединен с Разрядом, но в руководящий состав последнего был введен заведовавший судом над духовными лицами представитель от духовенства, назначавшийся лично патриархом из московских архимандритов. Его статус был уравнен с др. судьями приказа ( Каптерев Н. Ф. Светские архиерейские чиновники в Др. Руси. М., 1874. С. 204, 208). Первым «приказным старцем», вероятно, стал П., имевший судебный и адм. опыт. В июле 1676 г. П. руководил ремонтом печей в кельях патриарха Никона в Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре , постройкой для опального патриарха особой поварни (ААЭ. Т. 4. 213. С. 290). П. участвовал в борьбе с распространением раскола. Напр., 4 дек. 1677 г. из Патриаршего Разрядного приказа во исполнение патриаршего указа от 1 дек. 1677 г. Новгородскому митр. Корнилию была направлена грамота об изъятии из мон-рей и церквей епархии «харатейных» (пергаменных) книг, не употребляемых в богослужении, и отправке их в Москву. Кроме того, надлежало выдать с Московского Печатного двора книги, «какими… у них (новгородских священников.- И. У.) недоволство» (ДАИ. Т. 7. 63. С. 305).

http://pravenc.ru/text/2578475.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 июля 2005 года Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru 16 июля под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке началось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. После молитвы перед началом заседания, приветствуя членов Священного Синода, Святейший Патриарх Алексий, в частности, сказал: «Я приветствую всех членов Священного Синода, поздравляю всех с праздником. Сегодня – день памяти святителя Филиппа, Митрополита Московского и всея Руси, одного из Первосвятителей Русской Православной Церкви. Сегодня мы молились в Успенском соборе Кремля перед его святыми мощами. Верим, что молитвы святителя Филиппа укрепляют и помогают всем нам в наших трудах и в нашем служении. Я хочу также поздравить Владыку Ювеналия с прошедшим Днем его Ангела. Вчера Церковь совершала память святителя Иувеналия, Патриарха Иерусалимского, это был день тезоименитства Владыки. Хочу пожелать ему доброго здоровья и помощи Божией в трудах. Сегодня у нас будут два заседания – дневное и вечернее». Публикуются по мере поступления ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира о благословении на открытие в г.Старая Ладога Волховского района Ленинградской области Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря и о назначении монахини Ангелины (Васильевой) настоятельницей обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1) Благословить открытие в г.Старая Ладога Волховского района Ленинградской области Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря. 2) Назначить монахиню Ангелину (Васильеву) настоятельницей Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря г.Старая Ладога Волховского района Ленинградской области с возложением наперсного креста по должности.

http://sedmitza.ru/lib/text/429889/

Архив Пн В праздник Преображения Господня Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию на центральной площади Котласа 19 августа 2018 г. 17:36 19 августа 2018 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Котласскую епархию Архангельской митрополии . На центральной площади города Котласа Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил ; архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Котласский и Вельский Василий ; епископ Плесецкий и Каргопольский Александр ; епископ Великоустюжский и Тотемский Тарасий ; протоиерей Николай Карпец, настоятель храма Святой Троицы д. Вондокурье Котласского района, духовник Котласской епархии; протоиерей Василий Карпец, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери п. Урдома Ленского района (Котласская епархия); протоиерей Андрей Марущак, клирик кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы; духовенство Котласской епархии. На богослужении присутствовали: полномочный представитель Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе А.Д. Беглов; губернатор Архангельской области И.А. Орлов; глава муниципального образования «Котлас» А.В. Бральнин; главы муниципальных образований и руководители предприятий Архангельской области. Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор Нижегородской епархии (регент — К.А. Молева). На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. Проповедь перед причастием произнес клирик Котласской епархии иерей Константин Порохин, старший священник храма преподобного Лонгина Коряжемского г. Коряжмы Архангельской области. По традиции в праздник Преображения Господня Предстоятель Русской Православной Церкви совершил освящение плодов нового урожая.

http://patriarchia.ru/db/text/5253660.ht...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Комитета по премиям памяти митрополита Макария (Булгакова) 19 июня 2013 г. 15:57 19 июня 2013 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в  Даниловом монастыре  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил заседание Комитета по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова). В мероприятии приняли участие: председатель  Фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова)   митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий ;  архиепископ Истринский Арсений ; и.о. руководителя Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями г. Москвы Ю.В. Артюх; заместитель руководителя Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями г. Москвы К.Л. Блаженов; и.о. заместителя мэра Москвы по вопросам региональной безопасности и информационной политики А.Н. Горбенко; декан исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, председатель Экспертного совета Макариевского фонда академик РАН С.П. Карпов; руководитель Церковно-научного центра  «Православная энциклопедия»   С.Л. Кравец ; главный ученый секретарь Президиума РАН, академик РАН И.А. Соколов; заместитель главного ученого секретаря Президиума РАН, член-корреспондент РАН А.Г. Толстиков; ответственный секретарь Экспертного совета Макариевского фонда Э.Ф. Гамаюнова. Открывая заседание, Святейший Патриарх Кирилл, в частности, сказал: «Хочу напомнить, что премия, которую мы с вами присуждаем, была учреждена митрополитом Московским Макарием в 1867 году и, по замыслу, должна была стать наградой для всех талантливых ученых — гуманитариев и не только гуманитариев. Митрополит Макарий имел полное моральное право выступать с такой инициативой: он был создателем большого количества фундаментальных трудов по отечественной истории, по истории Русской Церкви и пользовался непререкаемым авторитетом в ученых кругах. До 1917 года, действительно, премии вручались как ученым-гуманитариям, так и специалистам в области естественных наук. К сожалению, революция пресекла эту замечательную традицию. В 1995 году по инициативе Церкви, Правительства Москвы и Академии наук Макариевская премия была возрождена, и было принято решение, что в первую очередь эта премия будет присуждаться тем, кто проявляет себя наилучшим образом в сфере исторических исследований — как в области отечественной истории, истории Церкви, москвоведения (в чем было особенно заинтересовано Правительство Москвы), так и в области истории славянских государств, Православных Церквей в славянских странах.

http://patriarchia.ru/db/text/3054350.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010