Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Устинова И. А. Делопроизводственные документы Патриарших приказов 1-й по-ловины XVII в.: Приходная книга Патриаршего Казенного приказа 1640/41 г. Настоящая публикация продолжает начатую в предшествующих номерах журнала серию по изданию делопроизводственных документов Патриаршего приказного архива за 1640/41 г. – единственного за 1-ю половину XVII в. максимально полно сохранившегося комплекта ежегодных В этот раз начато издание образца самой объемной и сложной по составу приходной книги Патриаршего Казенного приказа 1640/41 Интерес к Патриаршему приказному архиву возник на исходе XIX в. Одну из первых и весьма успешных попыток анализа всего комплекса документов Патриаршего Казенного приказа за XVII в. осуществил И.И. В XIX в. отдельные отрывки из приходной книги 1640/41 г. и других книг Патриаршего Казенного и Дворцового приказов печатались в разнообразных тематических изданиях. Так, И.Е. Забелин, реализуя проект издания исторических источников, содержащих сведения по истории, географии и статистике Москвы, использовал, в том числе, и указанные Информация в «Материалах…» была сгруппирована по блокам, касающимся отдельных сторон быта глав Русской Церкви: расходы на одежду, организацию выходов, столовый обиход Патриархов, а также вопросам содержания на церковные доходы московских нищих и богаделен, строительство церковных и гражданских зданий и др. Данные по истории отдельных московских храмов, Патриаршего двора и других архитектурных памятников города также выделены в специальные разделы. В отношении церквей ближайших к Москве епархий и десятин работа была продолжена В.И. и Г.И. Холмогоровыми. Свет увидели сборники по Владимирской, Рузской, Звенигородской, Загороцкой, Селецкой, Радонежской, Вохонской, Переславской, Хотунской, Пехрянской, Дмитровской десятинам, и особой административно-территориальной единице – вотчинам Троице-Сергиева Все эти территории входили в 1-й половине XVII в. в состав Патриаршей области. В центре внимания составителей – история отдельных церквей в этих десятинах, сведения об истории их строительства, наличии церковной земли, размере дани и т.п. На большинство этих вопросов по XVII в. книги Патриарших приказов давали исчерпывающие ответы, поэтому в сборниках и помещены выдержки из этих документов.

http://sedmitza.ru/lib/text/4758339/

Святейший Патриарх Кирилл возглавил расширенное заседание Патриаршего совета по культуре 22 февраля 2012 г. 17:20 22 февраля 2012 года в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось расширенное заседание  Патриаршего совета по культуре . Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с приветственным словом. Краткий обзор деятельности Патриаршего совета за минувший год представил ответственный секретарь этого органа архимандрит Тихон (Шевкунов). «Одной из главных задач, которые ставились перед Патриаршим советом по культуре, было приведение в порядок взаимоотношений с музейным сообществом, с министерством культуры», — напомнил отец Тихон. Секретарь Патриаршего совета выразил надежду, что к сегодняшнему дню удалось в основном решить поставленную Его Святейшеством задачу. Итогом неоднократных встреч и обсуждения спорных моментов стало соглашение между Русской Православной Церковью и Министерством культуры РФ, которое может быть подписано в течение ближайшего месяца. По словам отца Тихона, в числе совместных проектов Церкви и министерства культуры — курсы повышения квалификации клириков и мирян в области сохранения памятников архитектуры и искусства, на которые предполагается направить десятки представителей Русской Православной Церкви, отвечающих за музейное дело. Еще одним направлением работы Совета стало взаимодействие с Федеральной службой исполнения наказаний в области воспитательной работы. Намечена задача обеспечить кабельное телевещание во всех местах лишения свободы, что позволило бы регулярно знакомить заключенных с учебными и просветительскими материалами, а также шедеврами киноклассики. «Взаимодействие с ФСИН происходит достаточно интенсивно, хотя есть и организационные проблемы. Но уже в 60% мест лишения свободы проведены телевизионные кабели, и основной вопрос сейчас касается сбора контента», — уточнил отец Тихон. «После принятия соответствующего закона (о возвращении религиозным организациям имущества религиозного назначения — Ред.), вокруг которого кипели такие страсти, я не получил ни одного негативного сигнала», — отметил Святейший Патриарх Кирилл, продолжая затронутую отцом Тихоном тему, и попросил заместителя министра культуры РФ А.Е. Бусыгина охарактеризовать текущий уровень отношений между Церковью и музейным сообществом.

http://patriarchia.ru/db/text/2030622.ht...

Как се появява теорията за «варварските земи»: Гръцката архиепископия в Америка и интерпретацията на 28 Правило на Халкидонския събор Статия на Матю Нейми , публикувана на сайта Orthodox History  През 1924 г. Леонтополският митрополит Христофор, бъдещ Патриарх Александрийски, публикува статия под надслов «Положението на Вселенската Патриаршия в Православната Църква».  В началото авторът посочва причината за написването : това е «тенденцията, според която Вселенската Патриаршия се стреми да разпространи своята духовна юрисдикция върху всички църковни територии или общини, които по една или друга причина са лишени или се струват лишени от постоянно духовно ръководство и надзор над тъй наречената «Църква на диаспората». Христофор представя тази мисъл като нещо ново, възникнало «през последните две години», т.е. след 1922 г. Една от ключовите привилегии, за които претендира Вселенската Патриаршия, е юрисдикцията над тъй наречената диаспора – териториите извън географските граници на другите автокефални Църкви. Много Църкви не признават тази претенция, за което свидетелства присъствието на антиохийска, руска, сръбска, румънска, българска и грузинска юрисдикции в Съединените щати и другите страни от диаспората. И все пак Вселенската Патриаршия настоява, че тази изключителна екстериториална юрисдикция е нещо древно и възхождащо към 28 Правило на Халкидонския събор – IV Вселенски събор, състоял се през 451 г. 28 Правило е един много интересен текст. Първо, в него се признава, че Константинополският епископ има равни права с Римския епископ по силата на това, че Константинопол е столица на империята и седалище на сената. Във втората половина на Правилото четем: «Митрополитите на областите Понтийска, Азийска и Тракийска, а също и епископите у другоплеменни от споменатите епархии да се поставят от гореспоменатия свети престол на светата Константинополска Църква». Думите «епископите у другоплеменни от споменатите епархии» са решаващи за каноничните претенции на Вселенската Патриаршия за изключителна юрисдикция над диаспората.

http://mospat.ru/bg/authors-analytics/89...

Глава пятая Образование С.-Петербургской Синодальной области и управление ей до открытия в ней самостоятельной епархии. Попытки назначения самостоятельного епископа в нее. Храмы и монастыри. Открытие (XXII) С.-Петербургский епархии (1742 г.). Ее состав и пределы. Кексгольм и Корельское викариатство. Отношение территории Петербургской епархии к территориям соседних епархий Новгородской и Псковской. Управление Синодальной Московской, бывшей Патриаршей областью до восстановления в Москве архиерейской кафедры и назначение туда самостоятельного архиепископа. Открытие Московской епархии в 1742 г. на территории Синодальной, бывшей Патриаршей, области. Состав и пределы Московской епархии. Распадение территории Московской епархии. Проект (1744 года) о выделении из нее четырех новых самостоятельных епархий: Владимирской, Костромской, Переяславль-Залесской и Тамбовской епархий. Открытие – XXIII – Переяславль-Залесской епархии (1744 г.); её состав и пределы. Викариатство Переяславль-Залесской епархии – Можайское. Открытие – XXIV – Коломенской епархии (1745 г.), её состав и пределы, XXV – Владимирской епархии (1748 г.), её состав, и пределы. Распределение в 1749 году городов, намеченных в 1744 г. в состав восстанавливаемой Тамбовской епархии, по соседним епархиям. Неудобство этого распределения. Открытие (точнее восстановление) XXV – Тамбовской епархии (1758г.), её состав и пределы. Состав Московской епархии после выделения из нее четырех епархий. Изменение в составе и территориях старых епархий в зависимости от открытия новых епархий и распадения Синодальной, бывшей Патриаршей области в половине XVIII в. Мысль об открытии Севской епархии в пределах Московской (1753 г.). Изменение состава и границ Воронежской и Белгородской епархий в зависимости от колонизации южной окраины России и населения там сербов, болгар, черногорцев и др., образовавших новую Сербию и Славяно-Сербию (1752 – 1753 гг.). Состав великорусских епархий перед учреждением великорусских духовных штатов в 1764 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

При участии Патриаршей комиссии по вопросам семьи в Общественной палате России прошли круглые столы, посвященные традиционным семейным ценностям 27 мая 2015 г. 19:48 26 мая 2015 года в Общественной палате Российской Федерации состоялись круглые столы «Роль системы образования в подготовке молодежи к созданию семьи и укреплении традиционных семейных ценностей» и «Семейные клубы и родительские сообщества — неформальное образование в области семейной культуры и семейных ценностей», организованные членом Общественной палаты РФ митрополитом Хабаровским и Приамурским Игнатием совместно с Патриаршей комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства  и общественными организациями. В работе круглых столов приняли участие специалисты в области образования, руководители и педагоги образовательных организаций, эксперты, представители религиозных и общественных организаций, журналисты. Первый круглый стол был посвящен рассмотрению существующих разработок специалистов, образовательных организаций разных уровней общего и профессионального образования, направленных на подготовку молодежи к созданию семьи и укреплению традиционных семейных ценностей в системе образования. Предметом рассмотрения стали перспективы внедрения в деятельность образовательных организаций подходов и элементов, направленных на повышение роли семьи, возрождение традиционных семейных и нравственных ценностей, повышение общественного престижа семьи, отцовства и материнства, многодетности. В 2014 году Правительством РФ была утверждена Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. К числу приоритетов государственной семейной политики на современном этапе Концепция относит «утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании». Среди заявленных задач государственной семейной политики — разработка дополнительных образовательных программ, реализуемых с целью «подготовки молодежи к созданию семьи и семейным отношениям на основе традиционных семейных ценностей, конструктивному разрешению конфликтных и трудных жизненных ситуаций, формированию ответственного отношения молодежи к браку и семье, старшему поколению, репродуктивному здоровью и поведению».

http://patriarchia.ru/db/text/4099411.ht...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святейший Патриарх Кирилл встретился с губернатором Ленинградской области А.Ю. Дрозденко 20 декабря в Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с губернатором Ленинградской области А.Ю. Дрозденко. В беседе приняли участие епископы Выборгский и Приозерский Игнатий, Гатчинский и Лужский Митрофан, Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав. 20 декабря 2013 года в Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с губернатором Ленинградской области А.Ю. Дрозденко. В беседе приняли участие епископы Выборгский и Приозерский Игнатий , Гатчинский и Лужский Митрофан , Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав . Приветствуя гостей, Святейший Патриарх Кирилл, в частности, сказал: «Очень рад встретиться с вами именно в таком составе. Большие перемены произошли в жизни нашей Санкт-Петербургской епархии — она стала митрополией, в ее пределах образованы три новых епархии. Ленинградская область занимает совершенно особое место среди субъектов РФ. Это весьма продвинутый в большинстве отношений субъект, и церковная жизнь здесь также находится в хорошем состоянии. Но для того и создавались новые епархии, чтобы эта жизнь стала еще более интенсивной. Как я часто говорю, мы создаем новые епархии для того, чтобы поглубже вспахать нашу религиозную почву. Потому что многое из того негативного, что еще происходит в жизни наших людей, в общественной жизни, упирается во внутреннюю жизнь человека, состояние его ума, сердца, совести; и никакими законами, никакими правоприменительными средствами невозможно отрегулировать то, что является производным от внутреннего состояния человека. И сейчас главная задача, которую я как Патриарх вижу, заключается в том, чтобы через интенсификацию церковной жизни реально повлиять на внутреннюю жизнь наших современников. Тогда очень многие проблемы уйдут сами по себе.

http://sedmitza.ru/patriarch/2013-12-20/...

I. Общие замечания о причинах и времени учреждения патриарших приказов, об их общем устройстве и числе Греция, просветив Россию христианством, в тоже время, вместе с христианством, передала ей свои церковные учреждения и законы; она сделалась образцом, который Русь постоянно имела в виду при устройстве своей религиозно-церковной жизни, вследствие чего эта последняя необходимо должна была слагаться под греческим влиянием 1 . Но если, с одной стороны, наша церковная жизнь устроилась по образцу греческому, то, с другой стороны, она не могла не подчиниться и особенностям собственно русской жизни. Последняя была непохожа на жизнь греческую, и потому-то, что было пригодно и уместно в Греции, не могло быть без переделок и применений перенесено на русскую почву. Вследствие этого некоторые церковные учреждения Греции, особенно те, которые выработались под влиянием особенностей чисто греческой жизни, будучи перенесены на Русь, необходимо должны были с некоторых сторон, в силу влияния особенностей русской жизни, потерпеть более или менее существенные изменения и явиться у нас в несколько ином виде, нежели как они были в Греции. Так, например, вместе с христианством Русские приняли от Греков и номоканон, который имел очень большое влияние на всю жизнь русского общества 2 . Но мы знаем, что только первая часть номоканона, содержащая в себе правила апостольские, вселенских и поместных соборов и правила св. отцов, была принята у нас вполне безусловно, без всяких изменений, как содержащая в себе законы церковные, обязательные для всех частных церквей. Напротив, что касается до второй части номоканона, в которой заключались законы гражданские по делам церковным, то эти законы не были приняты русскими безусловно, но, как показывают уставы Владимира и Ярослава, они подверглись у нас значительным изменениям, которые необходимо требовались особенностями и совершенно иными, нежели в Греции, условиями жизни русского общества 3 . Так было в области церковно-гражданского законодательства, так было и в области церковного управления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Состоялось II заседание Организационного комитета по подготовке к празднованию 100-летия канонизации преп. Серафима Саровского (комментарий в свете веры) 1 августа 2003 г. исполняется 100 лет со дня канонизации преподобного Серафима Саровского, одного из наиболее почитаемых русских святых. Для подготовки и проведения церковно-общественных торжеств в феврале нынешнего года был создан Организационный комитет. Его возглавили митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Белоруссии, и Полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе С.В.Кириенко. 5 марта состоялось первое заседание Организационного комитета, на котором было принято решение создать при Организационном комитете исполнительный комитет и комиссии по 7 направлениям подготовки к празднованию 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского. Сопредседателями исполкома были утверждены епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий и заместитель Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе С.А.Обозов. По поручению Организационного комитета исполком разработал проект Сводного плана по подготовке и проведению праздничных мероприятий. Проект плана был разработан семью рабочими группами: инвестиционной группой; группой по организации культурно-просветительских мероприятий; группой по подготовке основного мероприятия; группой по материально-техническому обеспечению; группой по информационному обеспечению всех событий и мероприятий празднования; группой по безопасности и экспертной группой. 2 апреля в гостиничном комплексе «Даниловский» состоялось второе заседание Организационного комитета по подготовке к празднованию 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского. В заседании приняли участие митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Белоруссии, епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, Полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе С.В.Кириенко, министр Правительства РФ В.Ю.Зорин, главный федеральный инспектор по Нижегородской области А.А.Козерадский, заместитель Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе С.А.Обозов и другие члены Оргкомитета. Организационный комитет рассмотрел следующие вопросы:

http://sedmitza.ru/text/396483.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Особое мнение» протоиерея Димитрия Смирнова Маститый протоиерей выразил несогласие с позицией Патриарха Кирилла и Владимира Путина о недопустимости уподобления сталинизма гитлеризму 28.05.2015 20010 Время на чтение 3 минуты Вчера официальный сайт Русской Православной Церкви сообщил, что 26 мая в Общественной палате Российской Федерации состоялись круглые столы «Роль системы образования в подготовке молодежи к созданию семьи и укреплении традиционных семейных ценностей» и «Семейные клубы и родительские сообщества — неформальное образование в области семейной культуры и семейных ценностей», организованные членом Общественной палаты РФ митрополитом Хабаровским и Приамурским Игнатием совместно с Патриаршей комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства и общественными организациями. В мероприятиях, в частности, принял участие председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи протоиерей Димитрий Смирнов. Он обратил внимание на исторические причины современного кризиса семьи, подчеркнув значение религиозных оснований нравственного воспитания. К сожалению, Патриархия.ру ничего больше не сообщила об исторической части выступления маститого клирика, о чем свидетельствует видеозапись круглого стола «Роль системы образования в подготовке молодежи к созданию семьи и укреплении традиционных семейных ценностей», размещенная на сайте Общественной палаты. А между тем, некоторые высказывания известного священника, касающиеся истории вопроса, по меньшей мере, звучат странно. С обстоятельным комментарием по этому поводу выступил православный портал «Благодатный огонь». Издание отмечает, что «протоиерей Димитрий Смирнов заявил, что деяния советской власти по отношению к российскому народу нанесли больший вред, чем деяния Адольфа Гитлера». «Если сравнить то, что сделала советская власть с нашим народом, и сравнить деяния Гитлера, то Гитлер отдыхает. Его усилия по уничтожению нашего народа вдвое отстают от наших отечественных, поменявших свое сознание людей, которые живут до сих пор», – полагает священник.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/05/28/os...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Президент признал, что вместе с разрушением СССР были порушены и нравственные устои» Писатель Владимир Крупин о призыве Владимира Путина укрепить духовные скрепы общества 14.12.2012 1120 Время на чтение 3 минуты Как сообщала в свое время РНЛ, 22 февраля сего года на расширенном заседании Патриаршего совета по культуре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла было принято обращение к будущему Президенту России. Как сообщил тогда ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), главная цель данного документа – подвигнуть государство разработать полноценную стратегию в области культуры, образования и воспитания. Отец Тихон также обратил внимание на то, что «система советского образования, отринутая у нас сегодня, давала намного более качественных специалистов, людей, укорененных в отечественной культуре (даже несмотря на идеологические пороки советского образования) и граждан своей страны, чем то, что делает Болонская система», которая «вообще не предусматривает воспитательного процесса, а лишь дает некий пакет знаний». «Достаточно ли этого? Сейчас, как подчеркивалось в речи Святейшего Патриарха, воспитание возложено лишь на родителей. А успевают ли родители это делать? Если государство полностью сняло с себя заботу о духовно-нравственном воспитании человека, в первую очередь подрастающего поколения, то почему мы удивляемся и возмущаемся тому, что происходит на наших улицах, в нравственной жизни общества, - что посеяли, то и пожинаем», - подытожил он. 12 декабря, Президент России, оглашая ежегодное Послание Федеральному Собранию , коснулся помимо прочего и проблемы, на которую ему ранее указывал Патриарший совет по культуре. В. Путин отметил, что российское общество испытывает «явный дефицит духовных скреп» - того, что «всегда нас скрепляло и чем мы гордились». Поэтому необходимо «всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение». Главное значение в этом смысле, по словам главы государства, приобретает школа: система образования должна строиться вокруг талантливого, одаренного учителя. Путин призвал «обновить содержание образования, сохранив при этом наши традиции и преимущества, такие, как фундаментальное математическое образование, не забывать об огромном значении качества преподавания русского языка, истории, литературы, основ светской этики и традиционных религий». «Качественное образование без воспитания невозможно», - подчеркнул Путин.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/12/14/pr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010