Открытое обращение в связи с письмом представителей музейного сообщества на имя Президента России Д.А. Медведева Икона живет там, где совершается молитва, где она является органичной частью церковного убранства, призванного создавать особую атмосферу, настраивающую душу и сердце человека на общение с Творцом. Пребывание икон, подобно другим экспонатам, в музейных запасниках, на полках и стеллажах противоречит самому замыслу их создателей. 25 марта, 2010 Икона живет там, где совершается молитва, где она является органичной частью церковного убранства, призванного создавать особую атмосферу, настраивающую душу и сердце человека на общение с Творцом. Пребывание икон, подобно другим экспонатам, в музейных запасниках, на полках и стеллажах противоречит самому замыслу их создателей. «Церковь обладает многолетним опытом в области сохранения произведений религиозного искусства и при современном уровне развития технологий консервирования и реставрации способна взять на себя ответственность за все, что ей передается». Об этом говорится в открытом обращении , под которым поставили свои подписи председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин , председатель Информационного отдела Московского Патриархата В.Р. Легойда и ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре , наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) . Уважаемые представители музейного сообщества! Хотелось бы отреагировать на Ваше письмо, направленное Президенту России и продолжающее дискуссию вокруг законопроекта о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения. Ваше обращение свидетельствует в первую очередь о том, что существует серьезная проблема сохранности зданий и предметов, являющихся важной частью отечественного культурного наследия. В этом подходе позиции музейных работников и Церкви совпадают. Однако аргументы, которые вы приводите, в ряде случаев вызывают серьезные возражения. Вами утверждается, что ни один православный храм России сам по себе не способен обеспечить правильное хранение древних икон и фресок, а также то, что в церковном обиходе древние иконы ранее не сберегались. Невольно возникает вопрос: если все обстояло так, то каким же образом огромное количество старинных икон, входящих ныне в музейные собрания, сохранилось до XX века? Ведь большинство этих памятников, среди которых подлинные шедевры изобразительного искусства русского средневековья, до двадцатых-тридцатых годов прошлого столетия находилось в действующих храмах. Именно оттуда иконы, как правило, насильственно изымались в послереволюционные годы. Церковь обладает многолетним опытом в области сохранения произведений религиозного искусства и при современном уровне развития технологий консервирования и реставрации способна взять на себя ответственность за все, что ей передается. Свидетельством тому — многие и многие современные храмы и монастыри.

http://pravmir.ru/otkrytoe-obrashhenie-v...

поиск:   разделы   рассылка Рост доверия между Московским патриархатом и старообрядцами налицо, вопреки " правозащитным " протестам волонтеров- " ревнителей " лечения недугов раскола Интервью с диаконом Иоанном Миролюбовым Источник:  Интерфакс-Религия Секретарь комиссии Московского патриархата по взаимодействию со старообрядчеством диакон Иоанн Миролюбов в интервью порталу " Интерфакс-Религия " подробно описал причины и характер потепления отношений между Русской православной и Русской православной старообрядческой церквами и дал оценку сохраняющимся проблемам в их диалоге. – В чем состоит деятельность комиссии Московского патриархата по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством, секретарем которой Вы являетесь? Каких результатов удалось достичь за время ее существования? – Комиссия создана решением Архиерейского Собора Русской православной церкви 2004 года при Отделе внешних церковных связей с целью реализации постановлений Соборов и синодальных определений в области взаимоотношений со старообрядчеством и координации служения собственных старообрядных приходов, в сотрудничестве с епархиальными преосвященными. Она состоит из 13 назначенных Синодом членов, включая семь архиереев. Председателем комиссии является митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Под старообрядными приходами имеются в виду приходы Русской православной церкви, использующие во время богослужений древние церковные обряды и книги. Ранее такие приходы назывались единоверческими и объединяли приверженцев церковной старины, не желающих находиться в расколе. В числе основных задач, которые призвана решать вновь созданная комиссия, – обобщение опыта деятельности этих приходов, выявление проблем и содействие их участию в общецерковной жизни, издательской, информационной, образовательной и культурной деятельности. Например, силами комиссии была организована секция " Старый обряд в Русской православной церкви: прошлое и настоящее " в рамках Рождественских образовательных чтений. Работа секции возглавлялась членом комиссии, архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием, и вызвала большой интерес участников чтений, в том числе и старообрядцев. Определенные надежды на активизацию деятельности комиссии в области координации служения старообрядных приходов Московского патриархата возникают в связи с благословением Святейшего Патриарха Алексия на открытие в Москве Патриаршего старообрядного центра.

http://religare.ru/2_38377.html

ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси, Председателя Синодальной Богословской комиссии, о результатах Международной Богословско-философской конференции «Пресвятая Троица», состоявшейся в Москве 6-9 июня 2001 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить результаты Международной Богословско-философской конференции «Пресвятая Троица», особо отметив необходимость дальнейшего развития диалога православного богословия с важнейшими направлениями современной научной мысли. 2. Считать полезной публикацию трудов означенной конференции. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о поступивших в Комиссию материалах, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. Справка: Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной комиссией по канонизации святых» (п. 14 Деяния о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских ХХ века). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. 2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века следующие имена: от Астанайской епархии: от Кировоградской епархии: от Латвийской Православной Церкви: от Московской епархии: от Орловской епархии: от Самарской епархии: от Тульской епархии: от Чебоксарский епархии: от Ярославской епархии: 3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы. СЛУШАЛИ: Рапорт митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о замене настоятеля Богоявленского Старо-Голутвина монастыря в городе Коломна Московской области. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить игумена Кирилла (Федотова) от должности настоятеля Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря в городе Коломна Московской области и назначить на эту должность насельника этой обители иеромонаха Григория (Щелкунова) с возведением в сан игумена.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4896109...

преосвященного Тихона, архиепископа Алеутского и Северо-Американского, от 24 ноября 1905 года Суждения по вопросам, предположенным к рассмотрению на Поместном Соборе всероссийской Церкви 1. О разделении российской Церкви на митрополичьи округа Определением Св. Синода от 18–22 марта 1905 г. предположено восстановить в России патриаршество. Это не только бы отвечало достоинству и величию русской Церкви, но и управление её более бы приближало к строю, начертанному в канонах. Желание соблюсти этот строй вызывает и другую реформу в нашей Церкви – разделение её на митрополичьи округа. Как известно, у нас и теперь есть митрополиты; но от прочих епископов они отличаются титулом, а не правами. Между тем, по канонам митрополит есть «начальствующий в области», и епископы каждой области должны почитать его, яко главу, и ничего превышающего власть их не делать без его рассуждения. Кроме канонических оснований, за разделение на митрополичьи округа говорят и практические соображения: русская Церковь слишком обширна, а высшее церковное управление обременено массой дел, из которых многие можно передать в округа. Вполне также можно присоединиться и к мысли, высказанной в предложении г. обер-прокурора от 28 июня 1905 г. за 100, что «нельзя отрицать существования особливых задач, подлежащих церковному управлению в разных территориях империи и служащих жизненным основанием к установлению областных или окружных автономий (как например, в Западном крае, в восточных губерниях, на Кавказе)». Опасаться при этом, что разделение на митрополичьи округа будет находиться в противоречии с началом государственного единства, нет достаточных оснований: округа эти – только части одной и той же Церкви, высшее управление которой находится в столице империи; несмотря на некоторые местные особенности, в областях всё же остаётся едина вера, а единство её есть уже само по себе крепкий нравственный цемент, сплачивающий разноплеменное население в единую семью. Что касается самого деления России на митрополичьи округа, то положить в основу его какой-нибудь один принцип, например географический или этнографический, конечно нельзя: в одних случаях необходимо и вполне естественно класть в основу деления первый, в других – второй, в третьих – иметь в виду минувшую историю входящих в состав империи православных народностей. Сообразно с сим, небезосновательным представлялось бы разделение России на такие митрополичьи округа:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Состоялось второе заседание Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Эфиопской Церковью Служба коммуникации ОВЦС, 19.02.2023. 11-16 февраля по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Святейшего Патриарха Эфиопского Абуны Матфия в Москве прошло второе заседание Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Эфиопской Церковью.    В заседании со стороны Московского Патриархата участвовали: Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид, сопредседатель Комиссии; секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), секретарь Комиссии; заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.В. Кипшидзе; директор Издательства Московской духовной академии диакон Димитрий Серов; сотрудник ОВЦС С. Г. Алферов. Эфиопскую сторону представляли: ректор Свято-Троицкой богословской академии в Аддис-Абебе архиепископ Южного Омо Абуна Филипос,сопредседатель Комиссии; руководитель Департамента внешних связей Эфиопской Церкви священник Даниэль Сейфемихаэль,секретарь Комиссии; руководитель Департамента церковных проектов Эфиопской Церкви, благочинный приходов Аддис-Абебы архимандрит Уэлдейесус Сефугалато.  В ходе заседания Комиссия рассмотрела совместные проекты, реализованные за период, прошедший со времени ее предыдущего заседания в Аддис-Абебе (21-25 января 2019 г.) и обсудила дальнейшие планы взаимодействия. Сегодня в рамках двустороннего диалога развивается сотрудничество по целому ряду актуальных направлений, среди которых: противодействие христианофобии; поддержка традиционных нравственных ценностей в современном мире; взаимное оказание содействия в пастырском окормлении верующих двух Церквей, проживающих в России и Эфиопии; координация взаимодействия между двумя Церквами на уровне зарубежных общин и международных площадок; контакты в академической и молодежной сферах; взаимодействие в области церковного искусства и производства церковной утвари; обмен опытом работы в медиапространстве; взаимодействие в области церковного социального служения; контакты между представителями русского и эфиопского монашества; развитие паломнических программ в Эфиопии и России.

http://mospat.ru/ru/news/90068/

Разделы портала «Азбука веры» Патриархат — поместная, автокефальная Церковь , предстоятель которой носит титул « Патриарх » (πατριρχης — от греческого «πατρ» — отец, и «ρχ» — власть).  Патриархатами являются девять из пятнадцати Поместных Православных Церквей. В православии патриархаты не имеют принципиальных отличий от других автокефальных Церквей, однако, титул патриарха почетен. Православные патриархаты Исторически патриархаты первого тысячелетия по Р. Х. (Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский) сложились на основе административного деления Римской Империи рубежа III–IV в., когда император Диоклетиан с одной стороны создал вместо 57 Римских провинций около 100 новых уменьшенных (Рим приобрел особый статус 101й административной единицы), с другой — объединил провинции в 12 диоцезов («διοκησις» – управление, область), в свою очередь образовавших 4 префектуры (Восток, Иллирик, Италия, Галлия). Возвышению Римской, а впоследствии и Константинопольской, кафедр до Патриарших способствовало также уникальное положение этих городов не просто как центров территорий, а отдельных административных образований. О диоцезах (в русском переводе — областях) как о церковно-административных единицах говорит 2 правило Второго Вселенского Собора (381 г.), запрещая епископам вмешиваться в дела чужой области: “…Александрийский епископ да управляет Церквами токмо Египетскими; епископы восточные да начальствуют токмо на востоке, с сохранением преимуществ Антиохийской Церкви, правилами Никейскими признанных; также епископы области Асийской да начальствуют токмо в Асии; епископы Понтийские да имеют в своем ведении дела токмо Понтийской области; Фракийские токмо Фракии”. Заметим, что кафедры Рима, Александрии и Антиохии были упомянуты как особые уже в 6 правиле Первого Вселенского Собора (325 г.): «Да хранятся древние обычаи, принятые в Египте, и в Ливии, и в Пентаполе, дабы александрийский епископ имел власть над всеми сими. Понеже и римскому епископу сие обычно. Подобно и в Антиохии, и в иных областях да сохраняются преимущества церквей». Основанный же после Первого Вселенского Собора Константинополь, естественно, не был там упомянут, но статусу кафедры этого города специально посвящено знаменитое третье правило Второго Вселенского Собора: “Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что город оный есть новый Рим”. Иерусалиму, который при Константине Великом только начал возрождаться как крупный административный и религиозный центр, Первый Вселенский Собор (7 правилом) усваивает статус митрополии (равен статусу главного города провинции, а не диоцеза), несмотря на то что главным городом провинции Палестина Первая, к которой принадлежал Иерусалим, была Кесария Палестинская.

http://azbyka.ru/patriarxat

Само собою понятно, что с нарождением христианства, с распространением на Руси христианского просвещения, жизнь её начала перестраиваться на иной лад, где уже не было более места духу язычества и правовому(?) порядку, основанному на началах язычества: восходила и ширилась на небосклоне Руси заря христианства, а вместе с ним нарождался и укреплялся новый уклад жизни, основанный на новых началах, на принципах и идеалах христианства: в соответствии этому и прежний, темный и самоуправный, суд языческий должен был уступить место новому суду – христианскому, и прежде всего – духовному, церковному. Во главе этих судов стал суд местный архиерейский и общий – высший, сначала митрополичий и затем патриарший. Этому суду, как показывают источники положительного права, принадлежала среди прочих дел и юрисдикция по делам брачным и, в частности, по делам о расторжении браков. С течением времени, с постепенным ростом Руси как правового государства, по мере выяснения определенных и твердых начал во взаимных отношениях Церкви и государства, объем введения церковного суда стал все более и более сокращаться; многие доселе ведомые им предметы общегражданского характера постепенно перешли в суд светский, и области ведения того и другого суда, постепенно размежевываясь, стали очерчиваться все яснее и определеннее. В этом отношении особенно должно быть отмечено время царствования Императора Петра Великого, при котором многие дела, находившиеся до него в ведении духовной власти, переданы были в суд светский, и при котором произошло радикальное переустройство и самого церковного управления и церковного суда: патриаршее управление и суд уступили место управлению и суду Синодальному, наступил новый и доселе продолжающейся период в истории Русской Церкви – Синодальный. Останавливаясь в частности на делах, коим посвящается наш настоящий исторический очерк, мы видим, что при всех переменах в области ведения суда светского и духовного, при постепенном и последовательном размежевании их, дела брачные и бракоразводные всякий раз оставлялись в ведении суда духовного; в нем остались они и в дни преобразовательного царствования Петра Великого, в нем остаются и в наше время.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/o-razv...

Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение храма преподобного Сергия Радонежского на Федеральном военном мемориальном кладбище Операторы: Л. Брусенцов, Р. Самсонов, А. Леднев. Звукооператор: А. Бригадов 5 ноября 2014 г. 18:15 5 ноября 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма преподобного Сергия Радонежского на Федеральном военном мемориальном кладбище в Мытищинском районе Московской области и Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , Патриарший наместник  Московской областной епархии ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Димитрий Оловянников, благочинный Мытищинского округа, настоятель храма прп. Сергия; духовенство Московской областной епархии. На богослужении присутствовали министр обороны Российской Федерации С.К. Шойгу, губернатор Московской области А.Ю. Воробьев, депутат Государственной Думы ФС РФ, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресин, статс-секретарь — заместитель министра обороны РФ генерал армии Н.А. Панков, заместитель министра обороны РФ генерал армии Д.В. Булгаков, глава Мытищинского муниципального района В.С. Азаров, вице-президент ГК «Мортон», осуществлявшей финансирование работ по строительству храма, О.Н. Колченко.   Пел хор духовенства Московской областной епархии (регент — священник Сергий Голев). За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан иерея диакона Константина Банникова, клирика храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще г. Москвы. После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. Также были вознесены молитвы о упокоении душ усопших рабов Божиих, покоящихся на этом кладбище. Проповедь перед причастием произнес священник Олег Мумриков, клирик Московской областной епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/3832027.ht...

Священник Илья СОЛОВЬЕВ Священник Илья СОЛОВЬЕВ, клирик Крутицкого патриаршего Подворья в Москве, редактор журнала " Церковно-исторический вестник " полагает, что это не так, и настаивает на том, что участие мирян в Соборах -- дело вполне традиционное. «Участие мирян в Поместных Соборах, -- говорит он, -- определено не только Уставом Русской Православной Церкви, но и Преданием Церкви, ее историей, да и вообще всем церковным строем. Мы верим в Святую Соборную и Апостольскую Церковь, соборность является характерной чертой, можно сказать свойством нашей православной Церкви. Св. апостол Павел, называя Церковь Телом Христовым, говорит не только о тесной связи между ее членами, но и о том, какую важность и значение представляет каждый из этих членов (См., например, 1 Кор. 12: 21-22). А из книги Деяний видно, что как только в тех или иных случаях у христиан возникали вопросы, имевшие важное значение для Церкви, апостолы отдавали дело на суд всей церковной общины. Всмотревшись в описанную в книге Деяний нравственную атмосферу мы увидим, что здесь нет ни начальников, ни подчиненных в юридическом смысле слова, нет внешних авторитетов и рабского подчинения этим авторитетам, то есть здесь не может идти речи о каких-то «решающих» или «совещательных» голосах». Распространение христианства по всему миру и увеличение числа верующих, естественно, создало условие, когда участие в Соборе всех членов хотя бы одной церковной области стало физически невозможно. Поэтому для участия в Соборах стали делегировать представителей тех или иных общин или церковных областей, каковыми, прежде всего, стали, конечно же, поставленные по выбору народному в свой сан епископы, облеченные доверием своей паствы. Однако участниками Соборов были не одни лишь епископы. Церковные историки и канонисты XIX -- начала ХХ столетий доказали, что наряду с архиереями в Соборах участвовали и представители клира и мирян. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в случае невозможности епископа прибыть на Собор лично, его мог заменить иной представитель его церковной области, не имевший архиерейского сана».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Содержание I. Падение Западной Империи. Герулы и готы. Завоевание Италии Иустинианом. Нашествие лангобардов II. Святой папа Григории Великий III. Рим под управлением императоров Восточных, династии Ираклия и Исаврийской до папы Григория II IV. Борьба Рима с лангобардами. Папы Григорий III, и Захария; первые сношения с франками V. Папа Стефан II. Пипин – король франков; его дарственная грамота всего экзархата римскому престолу VI. Последняя борьба Рима с Лангобардами до их падения. Папы Павел, Стефан III и Адриан VII. Отношения римского престола к Карлу Великому. Папа Лев III венчает его императором VIII. Отношения римского престола к империи Каролингов     При рассмотрении вопроса, о главенстве римского епископа и притязаниях его на патриаршие престолы Востока, едва ли довольно обращали внимания на то обстоятельство: каким образом составилась мирская область первосвященников, которая теперь почитается необходимою для прочности их духовного владычества? Постепенно, в течении столетий, привыкали на Западе к той мысли, что духовная его глава должен быть не только независим от всякой светской власти, но и державным государем особой области, которую возвеличили громким именем наследия Петрова, как будто бы что либо, кроме мрежей, было земным достоянием апостольским. Мысль сия до такой степени укоренилась, что она сделалась как бы непременным условием, можно почти сказать догматом нынешней римской церкви, на земном основании коего развито, если не духовное учение о её единстве, и вселенстве, то по крайней мере вещественное их осуществление. Если, однако, этот новый догмат, или, чтобы выразиться скромнее, это необходимое условие для римского престола, основано на несправедливом присвоении чуждого достояния, то может ли давность узаконить незаконное, в таком вопросе, где тесно связано с вещественным и духовное? Это мне подало мысль рассмотреть, в историческом порядке, каким образом мало-по-малу составилась церковная область римская в средние века, во время брожения варварских народов, когда вся Италия перешла из-под власти Восточных императоров под власть Западных, ибо тогда собственно положено начало светской державе епископов римских, которая разрослась в следующие века, их политикой и даже оружием. Мнимое наследие Петрово могло ли перейти к ним от апостола? Мы отстраним все догматическое и займемся одним вещественным. 1

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010