Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРСОНОФИЙ (Чертков Василий Григорьевич; † 18.05.1688, Крутицкое подворье в Москве), митр. Сарский и Подонский (Крутицкий). 9 апр. 1671 г. В. был хиротонисан во архиепископа Смоленского из архимандритов московского Нового Симонова мон-ря . В 1672 г. возил из Смоленска в Москву 2 чудотворные иконы Богоматери «Одигитрия» (из Успенского собора и Надвратного храма) для поновления, был представлен царю Алексею Михайловичу . В марте 1676 г. поставлен в сане митрополита на Сарскую и Подонскую (Крутицкую) кафедру. С 6 сент. по дек. 1681 г. являлся Тверским митрополитом. Это назначение было частью задуманной царем Феодором Алексеевичем в 1681 г. обширной реформы епархиальной структуры Русской Церкви; одной из мер реформы, по сообщению Сильвестра (Медведева) , должно было стать упразднение Крутицкой кафедры, для чего В. был переведен в Тверь. Однако большая часть преобразований не была проведена в жизнь, в частности, в отношении Крутицкой кафедры, и в дек. 1681 г. В. вновь стал Крутицким митрополитом. В. присутствовал на церковных Соборах (в т. ч. на Большом Московском Соборе 1666-1667 г. , будучи еще архимандритом Симонова монастыря), в сане митрополита Сарского и Подонского принимал участие в торжественных богослужениях в присутствии Патриархов и царей, в венчаниях на царство Феодора Алексеевича, Петра и Иоанна Алексеевичей , погребении Патриарха Иоасафа , епископских хиротониях и др. В 1682 г. В. присутствовал на Земском соборе, отменившем местничество. 5 июля того же года вместе с др. архиереями во главе с Патриархом Иоакимом участвовал в прениях со старообрядцами (см. Старообрядчество ) в Грановитой палате Кремля. В 1682 г. на Крутицком подворье по инициативе В. началось строительство Успенского собора (на месте старого). Нижний храм нового собора (во имя апостолов Петра и Павла) стал усыпальницей Крутицких владык, первым здесь был погребен В. (в юж. стене храма справа от арки сохр. надгробная плита).

http://pravenc.ru/text/154363.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВСЕРОССИЙСКИЙ СОЮЗ ОБЪЕДИНЕННЫХ ПРИХОДОВ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (ВСОППЦ) (1918-1919) предыдущая статья ВСЕРОССИЙСКИЙ СОЮЗ ОБЪЕДИНЕННЫХ ПРИХОДОВ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (ВСОППЦ) (1918-1919) общественная церковная орг-ция. После Февральской революции 1917 г. происходило образование кружков, союзов и об-в верующих. В Москве в мае 1917 г. учрежден Совет соединенных общин православных приходов России для объединения деятельности местных приходских общин. Председателем совета и его исполнительного комитета был избран В. С. Полянский, товарищами председателя - священники Г. Н. Чиннов, В. А. Ювалов, С. А. Пивоваров, Н. С. Ваганов и Д. А. Бём, членами исполкома - протоиереи П. И. Недумов, Н. И. Чанцев, А. П. Лицов, М. В. Славский, священники К. Н. Левкиевский, В. К. Смирнов, Н. В. Толгский, Н. Д. Филиппов, А. Г. Базыкин, В. Ф. Зайцев. Как сообщал 27 мая «Московский листок», «в члены новой организации вступили многие представители московского и иноепархиального духовенства, союзов, корпораций и общественных организаций». После Октябрьской революции 1917 г. шел поиск форм организации приходской жизни в новых условиях. 30 янв. 1918 г. на собрании представителей приходских советов под председательством еп. Иоасафа (Каллистова) было объявлено о создании Совета объединенных приходов г. Москвы, его председателем избран А. Д. Самарин , товарищами председателя - протоиереи С. В. Успенский и Н. В. Цветков , секретарями - свящ. А. А. Полозов и Г. В. Сапожников. Вместе с Г. А. Рачинским, М. Л. Богоявленским, М. А. Новосёловым, Н. Д. Кузнецовым они составили исполнительное бюро совета. От каждого благочиния в совет избирались по 2 представителя (духовных лиц или мирян). Совет координировал в Московской епархии действия по охране церквей от насильственного захвата, ходатайствовал о защите приходов и мон-рей, информировал о событиях церковной жизни, проводил общедоступные лекции по церковно-общественным вопросам, на Троицком подворье организовал из прихожан невооруженную охрану свт. Патриарха Тихона. 11 июня архиеп. Кишинёвский Анастасий (Грибановский) открыл Союз православных женщин (на правах отдела совета).

http://pravenc.ru/text/155538.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ НОС мастер древнерус. церковнопевч. искусства XVII в. Происходил из г. Вологды. Согласно документам, местный архиерейский хор был одним из лучших в России. Так, составленные в авг. 1666 г. «Показания» вологодских певчих дьяков и подьяков, «чему учены они церковного трехстрошного пения», свидетельствуют, что мн. певцы могли петь 2 соседние или все строки (партии) демественного и строчного репертуара (СПбФИРИ РАН. Ф. 238. Оп. 1. Ед. хр. 349. Л. 75). Вероятно, служба Г. Н. проходила при этом хоре; к 1668 г. он числился церковным дьячком и был известен как один из знатоков певч. искусства. В том же году по благословению патриарха Иоасафа II царь Алексей Михайлович повелел «богомолцу своему преосвященному Павлу, митрополиту Сарскому и Подонскому», руководившему работой Московского Печатного двора , «мастеров собрати, добре ведущих знаменное пение» ( Парфентьев. 1986. С. 133). Им предстояло продолжить дело исправления «раздельноречных» певч. книг, начатое в 1652-1654 гг. 1-й комиссией, состоявшей из 14 дидаскалов. В документах Книгопечатного приказа сообщается, что с 1 янв. 1669 г. вместе с др. мастерами Г. Н. был зачислен в состав новой комиссии «праворечного пения справщиков» с жалованьем, «поденным кормом по два алтына на день» (РГАДА. Ф. 1182. 68. Л. 152 об.- 153). 8 февр. в эту комиссию вошли Александр Мезенец и Александр Печерский . 2-я комиссия из 6 дидаскалов проработала до 1 мая 1670 г., и итогом ее деятельности стали подготовка исправленных певч. книг к изданию и написание трактата «Извещение… требующим учитися пения» (1670). О судьбе Г. Н. после комиссии сведений нет. В переписной книге Вологды 1678 г. встречается имя диак. Софийского собора «Григория Гаврилова сына», жившего «позади» архиепископского двора (к времени переписи его двор был пуст) (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. 14741. Л. 35 об.). Однако, относятся ли эти сведения к Г. Н., неизвестно. Соч.: Азбука знаменного пения («Извещение о согласнейших пометах») старца Александра Мезенца (1668)/Изд.: С. В. Смоленский. Каз., 1888. С. 1-24 [трактат]; Александр Мезенец и прочие. Извещение... желающим учиться пению (1670 г.)/Введ., публ. и пер. памятника, ист. исслед.: Н. П. Парфентьев; коммент. и исслед. памятника, расшифр. знам. нотации: З. М. Гусейнова. Челябинск, 1996. С. 27-382 [трактат].

http://pravenc.ru/text/166857.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Еп. Никон (Пурлевский). Фотография. Нач. 30-х гг. XX в. (Пурлевский Николай Александрович; 5.02.1886, Житомир Волынской губ.- 9.01.1938, Казань), архиеп. Казанский и Свияжский. Из семьи чиновника. Сын статского советника А. Н. Пурлевского, управляющего губ. Палатой гос. имуществ. Брат еп. Омского Фотия (Пурлевского) . Сильное влияние на Н. Пурлевского оказало знакомство с Волынским и Житомирским еп. Антонием (Храповицким; впосл. митрополит). По окончании Житомирской 1-й гимназии поступил в Волынскую ДС, к-рую окончил в 1906 г. по 1-му разряду. В том же году поступил в КазДА. 18 окт. 1907 г., во время учебы в академии, пострижен в монашество с именем Никон. 25 мая 1910 г. рукоположен во иерея. В том же году окончил КазДА со степенью кандидата богословия за соч. «Святейший патриарх Никон как церковный деятель». 16 авг. 1910 г. назначен преподавателем Житомирского пастырского училища. Одновременно был преподавателем Волынской ДС в Житомире. С 3 нояб. 1911 г. состоял помощником смотрителя Кременецкого ДУ Волынской епархии, с 23 авг. 1913 г.- смотрителем Бельского ДУ Смоленской епархии. 12 авг. 1914 г. назначен помощником начальника Пастырской миссионерской семинарии при Бизюковом Пропасном во имя священномученика Григория, просветителя Армении, мужском монастыре Таврической епархии. С 11 нояб. 1916 г. служил инспектором Вифанской ДС Московской епархии. В 1918 г., после закрытия семинарии, назначен наместником Донской иконы Божией Матери московского монастыря . В этот период Н. был одним из ближайших помощников патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина). 14 апр. 1920 г. патриарх Тихон возглавил хиротонию Н. во епископа Рыльского, викария Курской епархии. В 1921 г. (по др. данным, в 1920) Н. был назначен епископом Белгородским, викарием Курской епархии. В янв. 1921 г. отказался подписать протокол об изъятии мощей свт. Иоасафа (Горленко), еп. Белгородского и был за это избит чекистами.

http://pravenc.ru/text/2577555.html

Послание Святейшего Патриарха Алексия в связи с 10-летием учреждения Белгородско-Староосколькой епархии 19 сентября 2005 г. 14:25 ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННОМУ ИОАННУ, АРХИЕПИСКОПУ БЕЛГОРОДСКОМУ И СТАРООСКОЛЬСКОМУ Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Воздавая молитвенное благодарение Пастыреначальнику и Совершителю нашего спасения Господу за Его щедрые милости, ниспосылаемые ныне нашей Святой Церкви, сердечно поздравляю всех вас со знаменательной датой — 10-летием учреждения Белгородско-Староосколькой епархии Русской Православной Церкви и днем памяти святителя Иоасафа, епископа Белгородского. За минувшие годы трудами правящего архипастыря, священнослужителей и благочестивых мирян в епархии произошло становление церковная жизнь на основе древних православных традиций, заложенных здесь в прошлом нашими достойными предшественниками, среди которых Святитель Иоасаф занимает особое место. Мы помним о вкладе священнослужителей и верующих в благое дело стояния за святую православную веру в минувшем XX веке. Мужество, терпение и верность Святой Матери-Церкви во многом способствовали сохранению церковного единства в годы гонений и испытаний. Отрадно видеть, что в новых исторических условиях значительно возросло число епархиальных приходов, а совместные усердные труды во благо и утверждение Православия приносят добрые плоды. Ныне с надеждой и любовью восстанавливаются порушенные в прошлом святыни, строятся новые храмы, возрождается церковноприходская жизнь во всем ее многообразии, люди возвращаются к своим духовным истокам, храня верность Богу и Церкви. В епархии издается периодическая и другая литература духовно-нравственного содержания, осуществляется социальное служение в больницах, домах престарелых и местах заключения, осуществляется душепопечительство среди военнослужащих. Развивается образовательная и просветительская деятельность. В Белгороде успешно действует единственная в нашей Церкви духовная семинария с миссионерским уклоном, во многих приходах действуют воскресные школы, голос Церкви звучит на радио и по телевидению.

http://patriarchia.ru/db/text/40636.html

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией на Соборной площади Белгорода 17 сентября 2011 г. 16:00 17 сентября 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на Соборной площади г. Белгорода. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Сегодня, в день воспоминания перенесения мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского, мы торжественно отмечаем столетие со дня его прославления. Мы собрались в таком множестве на центральной площади Белгорода для того, чтобы вспомнить его святое имя, обратиться к нему с молитвой, попросить его ходатайства пред Богом об Отечестве нашем, о всей исторической Руси, о Церкви нашей, о народе, о святой Белгородской земле и о граде сем. И верим, что святитель Иоасаф слышит наши молитвы, потому что, по слову Божиему, он был пастырем верным и добрым (см. Ин. 10:11-16), и как великий угодник, как святитель, как заботящийся о своей пастве архиерей, душу свою полагавший за овцы , он вошел в историческую память Церкви и в память народа нашего. Для того чтобы понять смысл служения, которое совершил святитель Иоасаф, нужно обратить особенное внимание на слова апостола Павла, которые сегодня читались всем нам в назидание. Апостол пишет к Коринфянам: «Каждый да разумеет нас как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих; домостроители же трудятся для того, чтобы каждый оставался верным» (см. 1 Кор. 4:1-2). Эти великие слова апостола прямо относятся к святителю Иоасафу, который был верным служителем Христовым, домостроителем таин Божиих, и трудился для того, чтобы каждый оставался верным. Понятие домостроительства неслучайно используется апостолом Павлом, ведь речь идет, конечно, не о строительстве обычного дома — речь идет о чем-то другом. Почему же апостол использует образ строительства дома для того, чтобы сказать о чем-то самом важном? Потому что речь идет о строительстве Царствия Божия, речь идет о созидании человеческого спасения, речь идет о достижении главной цели человеческого бытия. И для того чтобы людям была понятна важность достижения этой цели то есть спасения, апостол предлагает нам образ строительства дома.

http://patriarchia.ru/db/text/1625502.ht...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Благоверный князь Довмонт, во святом крещении Тимофей, Псковский (+ 1299) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 20 мая в день преставления, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых Св. благоверный князь Довмонт, в святом Крещении (1265) Тимофей, принадлежал к литовскому княжескому роду. Когда в Литве произошел государственный переворот, он должен был со своими родственниками (см. житие прп. Харитина — 5 окт.) оставить родину. Он нашел убежище в вольном городе Пскове, и псковичи избрали его своим князем. Он окружил город высокой стеной, называемой Довмонтовой, и счастливо воевал с врагами своего города — немцами и литовцами. Перед боем он приходил в церковь, клал свой меч на престол, молился со слезами, принимал благословение духовного отца своего и его рукой надевал свой меч. По утверждению уроженцев города Пскова, это был тот самый меч с надписью: «Honorum meum nebus davo», то есть «Чести моей никому не отдам», который впоследствии лежал на гробнице князя Довмонта и своей величиной и тяжестью свидетельствовал о росте и силе св. князя. Псковичам князь Довмонт говорил: «Добрые мужи псковские! Кто из вас стар — тот мне отец, кто молод — тот брат!» Он был женат на княжне Марии Димитриевне (в св. схиме Марфа, память ее 8 нояб.), внучке св. вел. князя Александра Невского (память его 30 авг.), и заботился об отце ее князе Димитрии Александровиче, изгнанном братом своим вел. князем Андреем, до его смерти, а после, как удельный князь, был верен Андрею. За все эти добродетели любили его псковичи. В самый последний год жизни князь Довмонт отбил Псков от немцев, неожиданно захвативших его (см. житие прмч. Иоасафа и Василия — 4 марта). Когда же он умер, была во Пскове «туча великая» — пишет летописец. Св. князь Довмонт погребен в Троицком соборе, и в XIV в. ему уже была посвящена церковь, а в XVI в. после его явления с другими угодниками и во время осады Пскова Стефаном Баторием (1581) ему была написана служба.

http://sedmitza.ru/lib/text/437231/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Александр, игумен Куштский (+ 1439) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 9 июня в день преставления Прп. Александр, в миру Алексий, был уроженцем города Вологды и поступил в юности в Спасо-Каменный монастырь, что на Кубенском озере, при игумене Дионисии Святогорце. Избегая похвалы человеческой за свои подвиги, он оставил монастырь и поселился на реке Сянжеме, которая протекала в глухом лесу среди болот. Но и там нашли его миряне, и он ушел еще дальше — на реку Кушту, туда, где она впадает в Кубенское озеро. Там он нашел отшельника-инока Евфимия (память его 20 янв.). Подвижники обрадовались друг другу и ради безмолвия решили обменяться пустынями: прп. Евфимий ушел на Сянжему, а Александр остался на Куште. Рядом со своей кельей прп. Александр воздвиг большой крест. Вскоре к нему пришли два ученика, Савва и Симеон, которые и были его единственными сподвижниками до самой его кончины. Тогда бывший настоятель прп. Александра, архиепископ Ростовский Дионисий (память его 23 сент.), в епархии которого находилась пустынь, благословил его соорудить церковь во имя Успения Божией Матери и снабдил его иконами, книгами и всей богослужебной утварью. Местный князь Димитрий Васильевич Кубенский и супруга его, княгиня Мария (родители прп. Иоасафа, память которого 10 сент.), благотворили бедной Куштской обители. Но во время набега татар князь Димитрий был убит при защите Ярославля; пятеро татар прискакали к пустыни прп. Александра, но преподобный спокойно вышел к ним навстречу, осенил их крестом, и татары упали мертвыми. Преподобный же воскресил их именем Святой Живоначальной Троицы и отпустил с миром. После этого овдовевшая княгиня Мария посетила Куштскую пустынь. Преподобный не ожидал ее, и, когда она вошла в церковь, он молился, полуобнаженный и терзаемый комарами. Сильно огорчился старец и сказал ей: «Не подобает тебе, княгиня, наблюдать втайне наше странничество!» Она же испросила у него прощения, и старец посоветовал ей не оставлять своего дома и у себя творить милостыню и кормить нищих. За 20 дней до ее кончины прп. Александр послал предупредить ее о ее грядущем исходе.

http://sedmitza.ru/lib/text/437306/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси (+ 1563) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 30 дек. в день преставления Святитель Макарий, митрополит Московский, родился в Москве около 1482 г. в семье благочестивых родителей и при крещении был наречен именем Михаил в честь Архистратига Небесных Сил Господних. Род его не отличался знатностью, но было в нем много людей духовного сословия; сам святитель поминал среди них «инокиню Наталию, инока Ананию, инока Иоасафа, игумена Вассиана, архимандрита Кассиана, священно-иерея Игнатия, инока Селивана и инока Макария». Отец его умер рано, а мать, возложив упование о воспитании сына на Бога, постриглась в инокини. Юный Михаил уже в то время решил посвятить себя Богу; он поступил послушником в монастырь Пафнутия Боровского (память его 1 мая), принял постриг с именем Макарий в честь православного св. аскета-пустынника Макария Египетского. В этой обители будущий святитель приобщился к подвижническому деланию, к книжной мудрости, к иконописанию. В 1523 г. инок Макарий, пройдя все духовные степени чтеца, иподиакона, диакона и пресвитера, был поставлен в архимандриты в лужецкий монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, основанный прп. Ферапонтом Можайским (память его 27 мая). Приняв попечение об обители, архимандрит Макарий установил в ней традицию соборного поминовения всей преждепочившей монастырской братии. 4 марта 1526 г. архимандрит Макарий хиротонисан во архиепископа Новгородского и Псковского, летом святитель приехал на Новгородскую кафедру, которая в то время, по словам летописца, находилась без епископа 17 лет и 7 недель. Много трудов приложил святитель для миссионерской деятельности среди соседствовавших с Новгородской землей северных народов, проявляя глубокое внимание к пастве новгородской. При святителе Макарии строились новые храмы, украсился кафедральный Софийский собор, решался вопрос об обеспечении храмов книгами.

http://sedmitza.ru/lib/text/438017/

Америка Эрнесто Че Гевара – Дон Кихот ХХ века В Латинской Америке Эрнесто Че Гевара давно стал больше, чем национальным героем. Количество сложенных про него песен сопоставимо с количеством наших анекдотов про Василия Ивановича. Когда боливийские крестьяне узнали о смерти Че, в его честь зажгли свечи. Место его гибели имеет статус чуть ли не священного, а сам Че почитается в народе как святой мученик – покровитель бедняков. Американец с неамериканской судьбой. Памяти архимандрита Иоасафа (Маклеллана) Необычное сочетание: коренной американец, выпускник Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле, регент, доктор наук в области славянской филологии, преподаватель университетов в Миссури, в Принстоне... А в последний год своей жизни – послушник, иеродиакон, архимандрит, начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Странная судьба? В США морпех избил греческого священника, приняв его за арабского террориста На сайте города Тампа, в котором был избит греческий священник, простые американцы оставили комментарии - мнения по поводу случившегося и размышления о причинах этой, с одной стороны, нелепой, а с другой, в какой-то мере логичной для американского общества трагедии. Митрополит всея Америки и Канады начал визит в Грузию Митрополит всея Америки и Канады Иона/Джеймс Паффхаузен/впервые прибыл сегодня во главе делегации в Грузию с официальным визитом. Как сообщили представители Грузинской православной церкви/ГПЦ/, эта поездка осуществляется по приглашению Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии Второго. Сегодня вечером Илия Второй принял Иону в своей резиденции в Тбилиси. Католикос-Патриарх всея Грузии отметил на встрече необходимость «восстановления […] Американские протестанты обретают свой дом в Антиохийском Православии «Это было христианство, с которым я никогда не сталкивался прежде,» - говорит 55-летний Орен, консультант по маркетингу в коммерческом строительстве. “Я словно остолбенел, я чувствовал настоящее присутствие Бога, как будто бы я был на небесах. И ведь я совсем не такой восторженный человек, который все встречает с ликующим ого-го.”

http://pravmir.ru/tag/amerika/page/6/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010