Предисловие Но время обозрения церквей г. Старицы, настоятелем Рождество-Богородицкой (Пятницкой) церкви священником Михаилом Казанским, 19 июня 1904 г., была вручена мне рукопись в (переплете), под заглавием: «История о Иове, патриархе Московском и всея России». Священник же Казанский, как видно из надписи на заглавном листе, рукопись эту получил «на память от (преданной) прихожанки Евдокии Нилус... 1902 г. августа 10 дня». Рукопись написана, вероятно, в начале 19 столетия; она в четверть листа, листов в ней 23 с полулистом. По библиографическим исследованиям оказывается, что «История о первом патриархе Московском Иове» довольно известна по указаниям С.М. Соловьева («История России», том VIII, примечание 42 и заключение 1-й главы) и в особенности Московского митрополита Макария («История русской церкви», том X, примеч. 34 и следующие). Преосвященный Макарий дал общую характеристику этого памятника и не раз пользовался его показаниями 1 . Рукопись, принадлежащая старицкому священнику Мих. Казанскому, 18 августа сего 1904 r., в заседании Комиссии Тверского Церковно-Археологического Комитета, в присутствии моем, была сверена с напечатанною в XIII томе Русской Исторической Библиотеки, издаваемой Археографическою Комиссиею (С.-Петербург, 1892 года, 928–950 стр.), членами Комитета, священниками Николаем Сердобольским и Александром Петропавловским, и обе они оказались почти во всем своем составе сходны. В рукописи (л. 3) патриарх назван Германом, вместо Гермогена; на листе 11 напечатано «на Туле», а в рукописи «на Туше» (стал самозванец); на том же листе в рукописи не упомянуто имя царицы, а в печатном имя царицы – Мария (супруга Бориса Годунова). Во 2-м чуде в рукописи не упомянуто имя исцеленной при гробе Иова девицы, а в печатном она поименована Иулитою, Харитоновою дочерью; в третьем чуде в рукописи упомянуто имя женщины, получившей исцеление, а в печатном, кроме отчества, она названаТарасовою дочерью. В рукописи опущено перечисление чудес (чудо первое, второе...), а в печатном – пред описанием каждого чуда говорится: «чюдо первое Иова патриарха»... «чюдо второе»... Всех чудес описано четыре. Как печатная повесть о патриархе Иове, так и рукописная заканчиваются словами: «А честные его мощи положены в соборной церкви (в Большом Московском Успенском соборе) подле Иоасафа патриарха».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

II. Патриарх Иоасаф I К оглавлению Об избрании и поставлении преемника патриарху Филарету Никитичу сохранилось следующее краткое, но знаменательное свидетельство современника: «В лето 7142 (1634) поставлен бысть на великий престол Московского государства в патриархи Пскова и Великих Лук Иосаф, архиепископ по изволению царя Михаила Федоровича всея Русии и по благословению Филарета патриарха, понеже был дворовой сын боярской, во нравах же и житии добродетелен был, а ко царю не дерзновен» . Патриарх Филарет, без сомнения, понимал, что то необыкновенно высокое значение, каким он пользовался в Церкви и в государстве, не вполне приличествовало бы другому патриарху, что если царь Михаил Федорович с покорностию подчинялся советам своего отца и богомольца и благодушно переносил силу его власти, то наверно не согласится того же переносить от его преемника, и что, следовательно, если этот преемник будет смелый и «ко царю дерзновенный» и захочет подражать своему предместнику, то между царем и новым патриархом неизбежны будут столкновения ко вреду Церкви и государства. Потому-то, может быть, и решился пред своею кончиною сам указать и благословить преемника себе в лице смиренного и благочестивого архиепископа Псковского Иоасафа. Иоасаф, родом из боярских детей, принял монашеское пострижение в Соловецком монастыре, потом служил при Новгородском митрополите Исидоре († 1619), бывшем прежде соловецким игуменом, в 1621 г. сделан архимандритом Псково-Печерского монастыря, а 1 генваря 1627 г. посвящен в сан Псковского архиепископа. Здесь пришлось ему однажды подвергнуться царскому гневу. В 1632 г. приехали в Псков из Москвы немцы с грамотою, которою дозволялось им ставить в Пскове немецкий двор, свободно входить в город и торговать в нем. Псковичи не согласились и послали к государю челобитную, чтобы немцам в Пскове не быть, под челобитною подписался и архиепископ Иоасаф. Это признали в Москве за сопротивление верховной власти, и у архиепископа патриарх «отнял благословение и службу». Скоро, однако ж, псковичи собрали три тысячи рублей и отправили к государю, и немцам велено было копать рвы для гостиного двора около Пскова, а не в самом городе.

http://sedmitza.ru/lib/text/436128/

А.И. Никольский Епитимейник 888. Епитимейник , в восьмушку, 46 лл., новейшим полууставом, без переплета. Заглавие рукописи: «Выписано из книги печатныя в осмую доль листа, из духовного потребника, в житии блаженного памяти святейшаго кир-Иоасафа патриарха, заповеди святых отец о епитимьях». 889. Молитва к Пресвятей Богородице умилительная покаянная, в восьмушку, 4 л., полууставом XIX в., без переплета. Начало: «Откуду начну плакати о Пречистая Дево, откуду начну аз молитися». 890. Молитва Пресвятей Богородице , в четвертку, 2 л., скорописью XVIII в. Начало: «О Пресвятая Богородице, Дево, владычице, известное всего мира спасение, благодати неисследимая пучина, милости неизмеримая глубино, щедрот неизчерпаемая бездна». В этой молитве читаем: «Молим тя вси: рассеянныя в злочестии и суверии в един православия союз собери, заблуждшыя в ереси на путь правый настави, отпадшыя от благочестия в соединение веры паки возврати, старость подкрепляй … Церковь кровию Сына Твоего искупленную невредиму соблюди: в долготу дний сохрани и прослави в победе врагов видимых и невидимых славящую Тя Благочестивейшую Самодержавнейшую великую Государыню нашу Императрицу Елисавет Петровну всея России и наследника ея, внука Петра Первого, благоверного государя вели князя Петра Феодоровича и супругу его благоверную государыню великую княгиню Екатерину Алексиевну и благоверного государя вели князя Павла Петровича и благоверную государыню великую княжну Анну Петровну, спаси и сохрани раб твоих Святейший Правителствующий Синод и вели господина нашего преосвященнейшаго Арсения митрополита Ростовского и Ярославского и прочия преосвященныя митрополиты». 891. Молитва святителю Николаю чудотворцу , в восьмушку, 4 л., полууставом начала XIX в., без переплета; 1-й лист чистый. Начало: «О освященная главо Николае, иже имый апостольская дарования, покажи ныне и на нас нищих и смиренных рабех твоих свое отеческое благоутробие». 892. Молитва святаго Иоанна Дамаскина яко во образ исповедания, в восьмушку, 8 лл., полууставом XVIII в., в бумажном переплете. Начало: «Яко на страшнем и нелицепием твоем предстою судищи Христе Боже».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этом году с именем преподобного отца Матфея Яранского связаны две значимые даты: 29 мая исполняется 90 лет со дня преставления старца, в ноябре — 20 лет со дня его канонизации. О жизни преподобного Матфея можно сказать немного — его жизнь была сокрыта от мирского взгляда, но по плодам их узнаете их (Мф. 7, 20). Спустя 90 лет его молитвенное заступничество чудодейственно, а помощь скора и крепка. Так кем был преподобный Матфей, и почему его имя с каждым годом становится все более известным? Начало пути Иеромонах Матфей Яранский. Портрет работы сотаинника старца игумена Иоасафа (Сычева, 1889-1961). Преподобный старец Матфей (Швецов) родился 23 мая (4 июня) 1855 года в Вятке. Через шесть дней новорожденного крестили в Спасо-Хлыновской церкви и нарекли Митрофаном — в честь святителя Митрофана, патриарха Константинопольского. Отец Митрофана, Кузьма Федорович Швецов, происходил из крестьян. Он работал мастером цеха башмачников. Мать, Надежда Варфоломеевна, была из мещанского сословия. В семье у Швецовых было шестеро детей: четыре мальчика и две девочки. Митрофан был четвертым. Благочестивое семейство каждое воскресенье посещало храм. Мать и отец любили молиться и дома и с раннего возраста приучали к этому детей. Безмятежное детство оборвала внезапная кончина отца. Митрофана отдали обучаться башмачному ремеслу. Надежда Варфоломеевна была знакома с семьей вятского купца Ивана Васильевича Столбова, и это помогло определить Митрофана к нему в услужение. У Столбова молодой человек прошел путь от простого посыльного до приказчика, заслужил своим трудолюбием и кротостью уважение и любовь своего хозяина. Иван Васильевич доверял помощнику ведение важных дел, и впоследствии при его поддержке молодой приказчик завел свое небольшое дело. А сам Митрофан за эти годы научился грамоте и общению с людьми. В дальнейшем все это ему очень пригодится в монашеской жизни. Духовник Преподобный Стефан Филейский В это время в губернской Вятке получил большую популярность преподобный Стефан Филейский.

http://pravoslavie.ru/103850.html

Валуйки. Успенский Валуйский монастырь. /// Епархия неизвестна Храмы монастыря: Карта и ближайшие объекты По преданию, основатель монастыря Корнилий или сам устроил небольшую деревянную часовню, или поселился около выстроенной уже часовни на месте явления иконы святителя Николая. Часовня эта со временем была превращена в храм, около которого были построены монашеские кельи. Неизвестно, каким был этот храм, сколько в нем было приделов, но в 1642 г. в монастыре действовал храм во имя Успения Божией Матери с одним приделом во имя святителя Николая. Храм, вероятнее всего, по обычаю того времени, был деревянный, крытый тесом, имел необходимую для богослужения утварь, большая часть которой была прислана правительством по указу царя Федора Ивановича. В 1633 г. (автор ошибочно указывает 1635 г.) «литовские люди и черкасы» разорили монастырь «и церковь осквернили и престол порушили, а от разорения осталось в церкви: образы местные, царские двери и деисусы». Все остальное — книги богослужебные, ризница, четыре колокола — было разграблено. После этого разгрома монастырская церковь была вновь освящена по благословению патриарха Иоасафа, по повелению которого был прислан антиминс. После того как строитель монастыря Кирилл с братией просил о помощи паря Михаила Федоровича, в монастырь из Москвы были присланы книги, ризы, сосуды, колокола. Обстановка Успенского храма в 1642 г. описывается так: «…а в церкви церковное строение оброз Николае Чудотворец з житием, местной образ Пресвятые Богородицы Одегитрии, царские двери с сенми деисусы без праздников и без пророков, оброз Николае Чудотворец пристанской поесной оклад серебреной золочен» . Как видно, и в это время главными святынями монастыря были образы Пресвятой Богородицы и святителя Николая. В 1733 г. строитель монастыря игумен Пахомий вместо обветшавшей церкви построил другую. Через два года, в 1735 г., церковь с одним престолом была освящена во имя Успения Божией Матери. В ведомостях монастыря XVIII в. она называлась «настоящая церковь». Деревянная Успенская церковь требовала частого ремонта, в ней часто образовывалась течь, иногда она даже оставалась без глав, которые падали то от ветхости, то от сильного ветра. В 1760 г. она имела такой вид: «настоящая церковь Успения Пресвятыя Богородицы о трех главах, на них три кресты железныя, позлащенный, покрыты тесом». В 1816 г. эта деревянная церковь была разобрана и заменена каменной, освященной 31 октября 1826 г. К западной стене церкви была пристроена теплая трапезная, на правой стороне которой находился придел во имя святителя Николая. В то же время в монастыре существовала и другая церковь, время построения которой неизвестно, но в ведомости монастыря за 1739 г. указывается две церкви: Успенская и Никольская, а «в них два престола».

http://sobory.ru/article/?object=50835

Вячеслав Пономарев Скачать epub pdf Основные праздники церковного года (кроме пасхального цикла) Сентябрь 1 (14) сентября. Начало индикта – церковное новолетие. Преподобного Симеона Столпника (около 390–459 гг.) и матери его Марфы. 2 (15) сентября. Святителя Иоанна Постника , патриарха Цареградского (595 г.). Преподобного Антония (1073 г.) и Феодосия (1074 г.) Печерских. 4 (17) сентября. Пророка Боговидца Моисея (около 1531 г. до P. X.). Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Обретение мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского (1911 г.). Собор Воронежских святых. 5 (18) сентября. Пророка Захарии и праведной Елизаветы (I в.), родителей Иоанна Крестителя. Убиение благоверного князя Глеба, во святом крещении Давида (1015 г.). 6 (19) сентября. Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах). 8 (21) сентября. Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 48 . 9 (22) сентября. Святых праведных Богоотец 49 Иоакима и Анны. 11 (24) сентября. Преподобного Силуана Афонского (1938 г.). 14 (27) сентября. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. 16 (29) сентября. Святителя Киприана, митрополита Московского, всея России чудотворца (1406 г.). 17 (30) сентября. Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (около 137 г.). 18 сентября (1 октября). Молченской иконы Божией Матери, именуемой «Целительница». 19 сентября (2 октября). Благоверных князей Феодора Смоленского (1299 г.) и чад его Давида (1321 г.) и Константина, Ярославских чудотворцев. 20 сентября (3 октября). Мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и его болярина Феодора, чудотворцев (1245 г.). Собор Брянских святых. 21 сентября (4 октября). Обретение мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1752 г.). 23 сентября (6 октября). Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Прославление святителя Иннокентия, митрополита Московского (1977 г.). 25 сентября (8 октября). Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Иван Васильевич Грозный правил Россией полвека – с 1533 по 1584 год. Это была целая эпоха в жизни нашей страны. Если говорить точнее, то внутри правления Ивана Грозного можно увидеть несколько разных эпох. Для меня лично правление этого государя памятно следующими великими делами: первое в русской истории венчание великого князя Московского на царство, Стоглавый Собор, «Домострой», Макарьевские Соборы 1547–1549 годов, во время которых к 22 русским святым было добавлено 39, составление Степенной книги и Лицевого летописного свода, Великих Миней Четьих, кодификация церковных правовых норм в Сводной Кормчей, государственных норм – в Судебнике 1550 года, реформы Избранной рады: упорядочение местничества, создание единой приказной системы, начало земских соборов, судебная, финансовая, таможенная и военная реформы – все это темы, о которых можно и нужно говорить отдельно. Великий князь Иван Васильевич – первый русский правитель, который официально стал именоваться царем: в грамоте Вселенского патриарха Иоасафа, утвердившей его на царстве, к нему было применено титулование, которое было присуще византийским василевсам: «Се же сия наша благочестная грамота непоколебимо и твердо дана, еже благочестивому, боговенчанному и христолюбивому царю нашему господину Ивану» . В числе дел, которые были призваны упорядочить и систематизировать русскую жизнь, – составление в 1550 году Тысячной книги, куда были включены лучшие люди страны (чуть более 1000 человек). Иногда бывает так, что история твоего рода оказывается тесно связана с историей того исторического предмета, который исследуешь. Такое было со мной не раз. Сегодня я приведу вам два примера того, как, изучая русскую историю, я выходил на следы собственных предков. Дело в том, что в Тысячную книгу «лутчих людей» попали не только 24 человека из потомков Захарии Чета – Сабуровы, Пешковы, Мусины, Вислоуховы, Пильемовы, Папины, Годуновы и Вельяминовы, но и мой прямой предок – Сила-Савин Захарович-Федорович Лукьянчиков, новгородский помещик Оксотского погоста Деревской пятины . Как тысячник, он получил поместье в Московском уезде – это стало началом 200-летнего пути Лукьянчиковых на юг, вслед за отступающим Диким полем.

http://pravoslavie.ru/58844.html

Кабаново. Церковь Никиты мученика. Никитская церковь Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь Никиты Мученика перевезена из дер. Дубровки и поставлена в 1890 г. на средства местного фабриканта А.В. Смирнова. Церковь действующая. На рубеже XX-XXI вв. стены храма облицованы кирпичом. Многое испытал Никитский храм за свою долгую историю – ведь храмовое здание гораздо старше самого прихода, и Кабаново было уже третьим селением, в котором этот разборный деревянный храм был приходским – до этого с начала XVIII века до середины XIX храм стоял на Выркинском погосте близ Нестерово, а с 1860-х гг. до 1890 г. – в Дубровке (ныне район «Карболит» г. Орехово-Зуево). Само Кабаново известно еще с XVII века. В Российском Государственном Архиве Древних Актов хранится переписная книга князя Крапоткина и дьяка Лукина по Владимирскому уезду, датируемая 1637-1643 годами. В ней имеется описание деревни Кабаново, относящееся к этому времени: «Стан Сенег. Святейшего Иоасафа Патриарха Московского и всея Руси домовая Пречистыя Богородицы и великих Московских чудотворцев Петра и Алексея, и Ионы вотчина Сенежская волость. В Возминской половине… деревня Кобаново (именно так, через «о» - Е.С.) на суходоле, а в ней крестьян: Ивашко Карпов сын Богданов, во дворе Степанко Степанов да сын его Ивашко, да бобылей: во дворе Петрушка Потапов да сын его Ивашко, во дворе Ивашко Юрьев сын кузнец да сын его Фомка, во дворе Степанко Сидоров да сын его Тимошка, во дворе Ортюшка Степанов да сын его Стенька». Собственный храм в Кабанове появился лишь в 1890 году. До этого времени несколько веков Кабаново относилось к ореховскому приходу. Об основании кабановского прихода сохранились две выписки из церковно-приходской летописи, считающейся ныне утраченной. Приведем одну из них по акту обследования Кабановского храма благочинным Василием Лебедевым (1961 год): «Храм во имя Св. Великомученика Никиты в селе Кабанове выстроен в 1890 году и 30 января того же года освящен. Храм старый деревянный, перевезен из деревни Дубровки Богородского уезда, Московской губернии, одноэтажный на каменном фундаменте, снаружи обшит тесом, а внутри оштукатурен; выстроен с разрешения Его Высокопресвященства, Высокопреосвященнейшего Феогноста, архиепископа Владимирского и Суздальского. Строитель храма Покровский 1-й гильдии купец Алексей Васильевич Смирнов, житель деревни Ликина, Кудыкинской волости, Покровского уезда».

http://sobory.ru/article/?object=02464

Коллектив авторов Скачать epub pdf От редакции. Патерик новоканонизированных святых 1 Канонизация святых в Русской Православной Церкви (Исторический обзор канонизации святых в Русской Православной Церкви) Период от крещения Руси до макариевских Соборов Характерная особенность православного вероучения – почитание святых. Святые – это друзья Божии, которые своими подвигами воплотили Евангельский идеал совершенства ( Мф 5:48 ). И ныне они сияют своими добродетелями и чудесами на духовном небосводе, сподобившись Благодати Божией и прославляемые земной Церковью , своими соотечественниками. Как на небе многие звезды сияют ярко, а другие видны только вооруженным глазом, так и помимо святых, канонизированных в Церкви, много и таких, имена которых ведает только Сам Господь. Святые – это радость Церкви, они своими непрестанными подвигами постоянно “осоляют” ( Мф 5:13 ) нашу жизнь. Особая радость в Церкви – канонизация ее членов, то есть причисление их к лику святых; это неотъемлемая сторона жизни Церкви. История канонизации русских святых в XX столетии, можно сказать, уже нуждается в своем осмыслении. Конец XIX – начало XX вв. – это царствование последнего Всероссийского самодержца Николая II (†1918). В сравнении с государями, его предшественниками, при нем в Русской Церкви было совершено более всего канонизаций. Первым в этом столетии был причислен к лику святых преподобный Серафим Саровский (†1833; пам. 2 января), затем последовало прославление в 1911 г. епископа Иоасафа Белгородского (†1754; пам. 10 декабря), в 1913 – патриарха Ермогена (†1612; пам. 17 февраля), в 1914 – святителя Питирима Тамбовского (†1698; пам. 28 июля), в 1916 – митрополита Иоанна Тобольского (†1715; пам. 10 июня). На Поместном Соборе 1917–1918 гг. были канонизированы святитель Иосиф Астраханский (†1672; пам. 10 мая) и Софроний Иркутский (†1771; пам. 30 марта). Важным литургическим и канонизационным соборным деянием явилось установление общей памяти в честь Всех святых в земле Российской просиявших во вторую неделю после Святой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР (Петровский Александр Феофанович; 23.08.1851, г. Луцк Волынской губ.- 24.05.1940, Харьков), сщмч. (пам. 11 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архиеп. Харьковский. Род. в семье диакона. Окончил 4 класса Волынской ДС, служил учителем народной школы. Рано потеряв родителей, вел рассеянную жизнь. Во сне ему явилась покойная мать и сказала: «Оставляй эту жизнь и поступай в монастырь». В 1900 г. принял монашеский постриг в Донском в честь иконы Божией Матери мон-ре в Москве и был рукоположен во иеромонаха. Вскоре был назначен наместником Донского мон-ря с возведением в сан архимандрита. С 1903 г. эконом и казначей туркестанского архиерейского дома, член Туркестанского учительского совета, консистории и имп. Палестинского об-ва. В 1906 г. назначен казначеем жировицкого Успенского мон-ря , в 1910 г. переведен настоятелем Лубенского мон-ря. В 1911 г., после прославления свт. Иоасафа Белгородского , А. организовал крестный ход из Лубенского мон-ря в Белгород, в к-ром участвовало неск. сот человек. С 1917 г. настоятель Псково-Печерского мон-ря , с 1919 г. настоятель скитской церкви бывш. Козельщинского жен. мон-ря Полтавской губ. В 1932 г., после закрытия храма, А. уехал в Киев. 30 окт. 1932 г. в Киеве хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской епархии, 7 сент. 1933 г. назначен епископом Винницким. В 1934 г. был членом Временного Патриаршего Свящ. Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергии (Страгородском) , с 2 июня 1937 г. архиепископ Харьковский. К 1937 г. в Харькове сохранилась единственная Никольская ц. на Холодной горе. Представители властей предложили А. поделить храм с обновленцами, чтобы в одно воскресенье служил А. с правосл. клиром, в другое - обновленцы. Паства была категорически против обновленцев, и, чтобы избежать столкновения, А. предложил поделить храм: отдать обновленцам один из его приделов, с тем чтобы он был отделен стеной. Несмотря на запрет властей, через 2 недели стена была сооружена. Радея о богослужении, церковном пении, А. умел передать свою любовь прихожанам. Во время пения ектении «Подай, Господи» А. говорил: «Да вы и человека не станете так просить, чтобы он подал, разве так холодно просят? Пойте все!»

http://pravenc.ru/text/64132.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010