Вы должны принять во внимание, что о некоторых происшествиях, древле бывших у нас в России, даже самых достоверных, в летописных книгах не было записано. Так, например, о чудеси, бывшем в великом Новегороде от иконы Пресвятой Богородицы, именуемой Знамение, в летописях не говорится; но событие это не подлежит ни малейшему сомнению, ибо о нем свидетельствуют самые храмы, воздвигнутые в память того чудеси. А с другой стороны, необходимо иметь в виду, что иные сказания, внесенные в наши старопечатные книги, оказываются неточными и неверными, и как таковые опровергаются теми же старопечатными книгами. Например, – об Еремии попе болгарском, еретике, и его сочинениях были ложные сказания, в которых, между прочим, приписывалось ему составление священнического погребения, и сказаниям этим верили сами наши московские древние патриархи. Так, патриарх Иоасаф при издании Потребника, напечатанного в шестое лето его патриаршества, на основании таких ложных сказаний об Еремии болгарском попе, повелел из оного Потребника священническое погребение исключить, а священника отпевать простым мирским погребением. В этом Потребнике, на листе 301-м на обороте, напечатана следующая оговорка, с пометою на поле «зри»: «А поповское погребение оставлено по повелению великого господина святейшего Иоасафа патриарха Московского и всея Руси, потому что это погребение учинено от еретика Иеремии, попа болгарского, а в греческих переводах его нет, такожде и в старых харатейных и в письменных в старых и Малыя России, яже в киевских, нет же, и того ради положено зде в сей книзе погребати священника мирским погребением, и никтоже о сем да соблажняется». А потом патриарх Иосиф, в напечатаниых по его благословению Потребниках, оное, отставленное и опороченное патриархом Иоасафом, поповское погребение паки напечатать повелел, и сим явственно показал, что не признавал оное поповское погребение произведением Еремея попа болгарского, сущего еретика, ибо патриарх Иосиф, если бы признавал его произведением еретика, в Потребниках, при нем изданных, печатать его не повелел бы. Значит, мнение патриарха Иосафа, что священническое погребение составлено будто бы попом Еремеем еретиком, патриарх Иосиф признал неправильным и сказания, на которых оно основывалось, ложными. Однако Иосиф патриарх, за поречение поповского погребения еретическим патриарха Иоасафа не обвинял в ереси и никакого похуления на него за сие поречение не изнес, потому что оно но касалось существа веры. Также и того патриарх Иосиф не испытывал: где и когда оный Еремия поп болгарский, еретик, жил и сочинения свои писал? Это видно из того, что доказательств на то, почему священническое погребение нельзя назвать сочинением этого Еремея попа, никаких он не представил. Значит, он рассмотрел только со вниманием, что в оном погребении ничего еретического нет, и снова ввел его в церковное употребление, невзирая на то, что прежний патриарх считал его произведением еретика.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Определение Архиерейского Собора о лишении сана запрещенных в священнослужении архимандритов Валентина (Русанцова), Адриана (Старины) и игумена Иоасафа (Шибаева) Освященный Архиерейский Собор, рассмотрев деятельность запрещенных в священнослужении клириков - архимандритов Валентина (Русанцова), Адриана (Старины) и игумена Иоасафа (Шибаева), констатирует следующее. Архимандрит Валентин (Русанцов), запрещенный в священнослужении в 1990 году архиепископом Владимирским и Суздальским Валентином, пренебрег правомерным прещением законной церковной власти, продолжая совершать бесчинные «священнодействия»; вслед за тем он был принят в общение Синодом Русской Православной Церкви Заграницей и незаконным образом хиротонисан «во епископа» для служения на канонической территории Русской Православной Церкви. В 1995 году ввиду его образа жизни, несовместимого с монашеством и священным саном, он был запрещен в служении тем же Синодом, но пренебрег и этим запрещением, объявив себя главой «Российской Православной Свободной Церкви». Запрещенный в священнослужении архимандрит Валентин не внял неоднократным увещеваниям своего правящего архиерея архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия принести покаяние и вернуться в лоно Матери-Церкви, продолжая раскольническую деятельность, совершая кощунственные лжехиротонии и тем умножая раскол. Архимандрит Адриан (Старина), запрещенный Святейшим Патриархом в священнослужении за отказ подчиниться выданному ему Указу, продолжая кощунственно совершать «богослужение» и вести жизнь, несовместимую с монашеским званием, неоднократно переходил из одной раскольнической юрисдикции в другую. В феврале 1994 года он был святотатственно «хиротонисан во епископа» монахом Филаретом (Денисенко), ныне отлученным от Церкви. Одним из последних его преступных деяний явилось кощунственное действо «коронации» лица, именующего себя императором Николаем III.

http://sedmitza.ru/lib/text/429340/

В концерте под сводами храма приняли участие сразу три хоровых коллектива 27 марта 2018 г. 14:30 В Москве состоялась премьера концертного исполнения великопостной поэмы святителя Иоасафа Белгородского В Неделю преподобной Марии Египетской 25 марта в столичном храме во имя святителя Тихона Патриарха Всероссийского при участии трех приходских хоров (праздничного, народного и детского из воскресной школы «Лествица») прошла премьера концертного исполнения поэмы святителя Иоасафа Белгородского «Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными, происходящая в человеке-путнике всегда, особенно в дни святой великой Четыредесятницы, описанная по порядку ее седмиц поэтическим образом». Этому выдающемуся, хотя до сих пор не очень широко известному памятнику отечественной духовной словесности исполняется 281 год. На Пасху 1737 года будущий белгородский чудотворец, а тогда преподаватель Киевской духовной академии иеромонах Иоасаф (Горленко) преподнес ее в качестве подарка прибывшему в Киев новому правящему архиерею — митрополиту Рафаилу (Заборовскому). В прошлом веке текст написанной по-церковнославянски поэмы затерялся. Забыли и о самом ее существовании, пока в 2001 году ее первое типографское издание 1892 года не обнаружил в фондах Российской государственной библиотеки ведущий научный сотрудник Белгородского областного государственного историко-краеведческого музея Андрей Папков. Вскоре свет увидел перевод сочинения святителя на русский язык, выполненный клириком белгородского Николо-Иоасафовского собора протоиереем Игорем Кобелевым. Нынешнее представление поэмы в форме великопостного концерта состоялось по инициативе бывшего студента отца Игоря, а ныне настоятеля упомянутого московского храма в Ильинском благочинии Викариатства новых территорий священника Максима Мельниченко. Прочитанные клириком храма священником Алексием Сафоновым стихотворные главы перемежались духовными стихами, кантами, знаменными песнопениями восточнохристианской гимнографии и авторскими сочинениями. Регенту Ирине Зыковой удалось найти деликатную грань музыкального аккомпанемента, не доставляющего слушателям поэмы помех в восприятии ее текста (не слишком, признаемся, простого для понимания современными слушателями). В финале сводный хор исполнил хоровую миниатюру монахини Иулиании (Денисовой) «Всего-то навсего» на слова костромского поэта протоиерея Андрея Логвинова.

http://e-vestnik.ru/culture/bran_semi_do...

В Белгородской области пройдут Образовательные чтения Центрального федерального округа Белгород, 6 августа 2007 г. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и поручению полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Георгия Полтавченко в Белгородской области с 17 по 19 сентября состоятся Образовательные чтения Центрального федерального округа «Современные основы образования и духовно-нравственное здоровье общества». В чтениях примут участие более 350 делегатов и 40 почетных гостей из 18 субъектов Центрального федерального округа, сайт Белгородской епархии 16 сентября в 15 часов в Николо-Иоасафовском соборе будет совершена малая вечерня с акафистом святителю Иоасафу, после которой мощи святителя будут крестным ходом перенесены в Преображенский кафедральный собор, где будет совершено всенощное бдение. 17 сентября, в очередную годовщину прославления (1911 г.) и второго обретения мощей (1991 г.) святителя Иоасафа, епископа Белгородского, в Преображенском кафедральном соборе Белгорода будут совершены три Божественные литургии (в 3 часа утра, в 6 часов и в 9 часов). В 9 часов утра Управляющий делами Московского Патриархата митрополит Калужский и Боровский Климент, архиепископ Курский и Рыльский Герман, архиепископ Сумской и Ахтырский Марк, архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, архиепископ Полтавский и Кременчугский Филипп, архиепископ Изюмский Онуфрий, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий и епископ Брянский и Севский Феофилакт в сослужении духовенства совершат Божественную литургию и молебен у мощей святителя Иоасафа. В 14 часов в актовом зале Центра молодежного творчества Белгородского государственного университета состоится торжественное открытие и пленарное заседание чтений. Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II огласит управляющий делами Московского Патриархата митрополит Калужский и Боровский Климент. С приветствиями к участникам чтений также обратятся Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко, губернатор Белгородской области Е.С. Савченко, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, ректор Белгородского государственного университета Л.Я. Дятченко и другие официальные лица. Будут прочитаны тематические доклады. После перерыва, в 16 часов начнется второе пленарное заседание и в 16.30 состоится торжественная церемония вручения премий Центрального федерального округа «За нравственный подвиг учителя».

http://pravoslavie.ru/23807.html

[Рец. на:] Алмазов А. И. Неизданные канонические ответы константинопольского патриарха Луки Хрисоверга и митрополита Родосского Нила. Он же. Канонические ответы Иоасафа, митрополита Ефесского Источник Названные произведения принадлежат Профессору Церковного права Новороссийского Университета А. И. Алмазову , автору громадного и капитального труда под заглавием: Тайная Исповедь в православной Восточной церкви. Одесса. 1894 г. Это прекрасная и весьма желательная новинка в литературе Православно-церковного права, вообще скудной се­рьезными работами. Оба – издания памятников канонического византийского права, доселе вовсе или почти неизвестных в печати, между тем весьма интересных по содержанию. Канонические ответы Луки Хрисоверга (1155­­­–1169 г.) числом 20 касаются духовнической и богослужебной практики и содержат некоторые интересные черты средневекового быта Византии и оценку их патриархом. Таков, например следующий вопрос-ответ: „Слышу, что в (некоторых) селениях маленькие девочки, около 5–6 лет, входя в алтарь, берут кадильницы и помогают священнодействующему, между тем как канон говорит – недоступно есть женам находя­щееся в алтаре: могут ли таковые девочки как либо пониматься вне разряда женщин?”. Ответ: Женского пола, (лицо) в каком бы ни было оно возрасте, не может устра­нить своей натуры; посему так как вообще женщинам закрыто (все) неприступное божественное, то да не входит кто либо из них внутрь (алтаря), хотя бы они были и в весьма малом возрасте. Ибо если мы допустим это (вход в алтарь), то из сего последует большое недоумение: ибо если находящихся в браке не допускать по причине самого брака, то где же тогда брак честен сам по себе и не скверно ложе общения? Не будем же допускать грех девочек при их неведении и целомудрии в виду возможного сомнения в таковых. (Прав. 4.). Из правил Нила, митрополита Родосского (1357–1369) заслуживает внимания следующее: „Вопрос: что должно делать после смерти какой либо из прелюбодейц?» „Ответ: не быть им погребаемыми от священника, если не покаялись и не оставили прелюбодейную связь при жизни, как говорит и Василий Великий в 34 правиле: “связанная прелюбодеянием, не разрешается грех её, если не престанет, и даже после смерти законного мужа“. Посему и на острове Родос по случаю, когда один духовник благо­словил прелюбодейцу, он был подвергнут заточению от начальника острова на шесть месяцев и были извержен от архиерея. Ввиду же особенной просьбы за него всего народа и ради его многих слез, особенно же в виду отсутствия духовников и так как он жил в монастыре при горах, дозволено было ему исповедывать. И обрати внимание: прелюбодеи под отлучением не вкушают антидора или причастия, пока не покаются (ищи выше и ответ кири Иосафа, которого начало: Державший блудницу....) (прав. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Широков Андрей Алексеевич; 25.11.1893, Казань - 19.08. 1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), еп. Волоколамский. Отец был преподавателем химии и естествознания реального и промышленного училищ в Казани. По окончании в 1913 г. гимназии выразил желание принять монашеский постриг, но по настоянию родителей поступил на историко-филологический фак-т Казанского ун-та, к-рый окончил в 1917 г.; был оставлен профессорским стипендиатом на кафедре истории Церкви. В 1920 г. поступил в КазДА, а после закрытия академии в апр. 1921 г.- в организованный преподавателями ДА казанский Богословский ин-т. Учился с буд. архиереями Питиримом (Крыловым) , Палладием (Шерстенниковым) и Серафимом (Шамшевым) , в июле 1922 г. вместе с ними был принят послушником в братию казанского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-ря, являвшегося тогда центром духовной жизни епархии и оплотом борьбы с обновленчеством . 4 янв. 1923 г. временно управлявшим Казанской епархией Чистопольским еп. сщмч. Иоасафом (Удаловым) пострижен в монашество с именем Иоанн, вскоре рукоположен во иерея. В апр. того же года И. в числе братии Иоанно-Предтеченского монастыря поддержал еп. Иоасафа в борьбе с обновленцами, захватившими ЕУ. В мае обновленческим ЕУ был запрещен в священнослужении. 14 июня арестован ГПУ в числе наиболее деятельных иноков Иоанно-Предтеченского мон-ря по обвинению в распространении «контрреволюционных прокламаций» (воззваний еп. Иоасафа с обличениями обновленцев) и в связях с сосланным Казанским митр. сщмч. Кириллом (Смирновым) . В защиту монахов выступали с коллективными обращениями прихожане - рабочие местной слободы. 30 июня И. за недостатком улик был освобожден под подписку о невыезде, но в нояб. того же года вновь арестован. Проходил по одному делу с игум. Питиримом (Крыловым) и иеродиак. Серафимом (Шамшевым). 14 дек. 1923 г. вместе с ними приговорен Комиссией НКВД по адм. высылкам к 3 годам заключения в Соловецком лагере особого назначения. В лагере сблизился с Курским архиеп. сщмч. Иувеналием (Масловским) . В 1926 г., после освобождения, направлен для проживания под надзором ОГПУ во Владимир.

http://pravenc.ru/text/469562.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ Еп. Великопермский и Вологодский (не ранее 1.09.1567-1576/77). Сведений о раннем периоде жизни М. не имеется. Согласно Вычегодско-Вымской (Коми-Вымской, Мисаило-Евтихиевской) летописи кон. XVI - нач. XVII в., составленной священником Архангельской ц. Усть-Выми Мисаилом, М. занимал кафедру с 7073 (1564/65) по 7085 (1576/77) г. Однако этому противоречит ряд свидетельств о предшественнике М., еп. Иоасафе. Он находился на кафедре еще 19 июля 1567 г., когда по его благословению была составлена опись Николо-Коряжемского мон-ря (Архив П. М. Строева. Пг., 1915. Т. 1. Стб. 458. (РИБ. Т. 32)). Кроме того, согласно вкладной надписи на иконе мастера Д. Д. Гринкова «Воскресение Христово - Сошествие во ад, с 52 клеймами земной жизни Иисуса Христа, праздниками и Древом Иессеевым», этот образ написан в 7076 (1567/68) г. «при епископе Иасафе Пермьском и Вологоцком» ( Виноградова Е. А. Дионисий Дмитриев Гринков//ПЭ. Т. 15. С. 339). Т. о., свидетельство Вычегодско-Вымской летописи ошибочно, М. должен был занять кафедру не ранее 1 сент. 1567 г. Уход с Вологодской и Великопермской кафедры еп. Иоасафа можно связать с поездкой царя Иоанна IV Васильевича Грозного на богомолье в 1-й пол. 1567 г., к-рая сопровождалась посещением Вологды с целью «досмотрити градского основания на Вологде и всякого своего царского на Вологде строения» ( Колобков. 2004. С. 120). Не исключено, что М., сменивший Иоасафа, являлся насельником одного из мон-рей, к-рые посетил Иоанн IV. Согласно Житию свт. Филиппа II (Колычева) , митр. Московского, Иоанн Грозный вызвал в Москву на «совет» об учреждении опричнины епископа «Валогоцкаго Макария и прочия святители». На «совете» свт. Филипп (Колычев) выступил против опричнины, а М. согласно тексту Жития был в числе тех архиереев, которые «ни по Филиппе побарающе, ни по царе, но яко царь восхощет, тако и они» (Житие митр. Филиппа//БЛДР. 2005. Т. 13. С. 722, 724). Но поскольку учреждение опричнины в 1565 г. произошло раньше и архиерейской хиротонии М., и поставления во митрополита свт. Филиппа, то речь в Житии идет, вероятно, о сопротивлении свт. Филиппа какому-то др. царскому начинанию, для чего был созван архиерейский Собор, на к-ром и присутствовал М. Данный Собор должен был заседать в кон. нояб.- нач. дек. 1567 г. ( Колобков. 2004. С. 129).

http://pravenc.ru/text/2561370.html

Пахомий, архиепископ Астраханский и Терский Достоверные биографические данные о преосвященном Пахомии имеются только с 1638 года, когда он был определен архимандритом Новгородского Хутынского Спасо-Варлаамиева монастыря. О более раннем времени жизни Пахомия сохранилось известие, будто до назначения в Новгород он жил в Вологде при местном архиепископе Варлааме. 17 июня 1641 года хиротонисан во епископа Астраханского и Терского с возведением в сан архиепископа. Архиепископ Пахомий после смерти патриарха Иоасафа I был в числе кандидатов на патриаршество. Скончался 31 мая 1655 года во время жестокого морового поветрия, опустошившего край. Архиепископ Пахомий принимал активное участие в жизни своей епархии: защищал ногайских татар от притеснений астраханского воеводы Телятевского, по приказу царя вместе со вторым воеводой Иваном Траханиотовым посадил Телятевского «за приставы» и управлял делами края, пока не прибыл в Астрахань новый воевода Репнин. Своей деятельностью он снискал уважение паствы и иноверцев. Архиепископ Пахомий упоминается в связи с делом самозванца Тимофея Акундинова, который выдавал себя за сына царя Василия Шуйского. Сторонник самозванца Костка Конюховский под пыткой показал, что владыка Пахомий и его дворовые люди хотели помочь Акундинову, «потому что архиепископ ему давно знаком и дружен, с тех пор как были на Вологде вместе». На этот донос не обратили внимания, так как владыка Пахомий сохранил за собой кафедру. Двоюродным братом архиепископа Пахомия был Федор Злобин – известный книжник второй половины XVII века. Архиепископ Пахомий – духовный писатель, известен как составитель «Хронографа». Владыка задумал писать свой труд в 1649 году и в течение года выписывал статьи «на столбцы» из Божественных книг и летописцев. Предполагается, что изложение событий 1619–1650 годов принадлежит самому архиепископу Пахомию. Интересны оценка владыки Пахомия деятельности патриархов Филарета и Иоасафа I и рассказ о смоленском походе боярина Шеина. Труды: Хронограф//Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в хронографы русской редакции/Собр. и изд. А. Попов . – М., 1869. – С. 315–321.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иосиф, Патриарх Московский и всея Руси Дата смерти: 15 апреля 1652 г. Страна: Россия Биография: Патриарх Иосиф был родом из Владимира, где его родной брат служил соборным протоиереем. В 1639 г. стал настоятелем московского Симонова в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря. После смерти Патриарха Иоасафа I Русская Церковь более года оставалась без Первосвятителя, т.к. царь Михаил Феодорович хотел привлечь к участию в выборе Патриарха не только архиереев, но и всех наиболее достойных представителей духовенства. 20 марта 1642 г. царь предложил участникам Собора шесть запечатанных жребиев, из них с молитвой был выбран жребий с именем Иосифа. Поставление новоизбранного Патриарха состоялось 27 марта. Вскоре после избрания Патриарх Иосиф вступил в прения о вере с лютеранами. Его оппонентом был пастор Фильгобер, приехавший в Москву в 1643 г. вместе с датским принцем Вольдемаром. Целью их приезда было предполагаемое бракосочетание царевны Ирины Михайловны с датским принцем. Патриарх Иосиф настаивал на переходе Вольдемара в Православие, от чего последний решительно отказался, таким образом, переговоры о браке были сорваны. Большое внимание уделялось делу духовного просвещения. По благословению Патриарха в 1648 г. в Москве было основано духовное училище при Андреевском монастыре — «Ртищевское братство» (по имени боярина Феодора Ртищева, пригласившего ученых монахов из Киева). При Патриархе Иосифе, также как и при его предшественниках, издавались богослужебные и церковно-учительные книги. Кроме нескольких изданий богослужебных книг впервые были изданы жития русских святых (преподобных Сергия и Никона Радонежских, преподобного Саввы Сторожевского), творения святых отцов и учителей Церкви: «Слова преподобного Ефрема Сирина», «Лествица» преподобного Иоанна, «Поучения» Аввы Дорофея, «Толкования на Четвероевангелие» блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. Издавались книги апологетические и полемические — против латинян и протестантов: «Кириллова книга», «Книга о вере» и другие. Были напечатаны «Грамматика Славянская» Мелетия Смотрицкого, «Кормчая» — сборник церковных законов и правил. Всего при Патриархе Иосифе за десять лет было издано 36 наименований книг, из которых 14 ранее на Руси не издавались.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198591...

Архив Пн Состоялось очередное заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви 15 апреля 2009 г. 19:38 14 апреля в резиденции предстоятеля УПЦ под председательством Блаженнейшего митрополита Владимира состоялось очередное заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви. Члены Синода заслушали рапорт архиепископа Белоцерковского и Богуславского Митрофана , управляющего делами Украинской Православной Церкви, председателя Комиссии по подготовке визита на Украину Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, о ходе подготовки к визиту Предстоятеля Русской Церкви, который будет проходить с 27 июля по 5 августа 2009 г. Синод утвердил состав комиссии по подготовке визита на Украину Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (журнал Синод также принял решение обратиться к президенту Украины, главе Правительства, представителям государственных ведомств и епископату УПЦ с просьбой оказать всемерное содействие в подготовке визита Святейшего Патриарха на Украину. Синод утвердил представленный эскиз юбилейного знака по случаю 450-летия принесения на Волынь Почаевской чудотворной иконы Божией Матери (журнал а также план мероприятий по случаю 450-летия принесения на Волынь Почаевской иконы и 350-летия обретения мощей преподобного Иова Почаевского (31 июля — 6 августа 2009 г.) (журнал Заслушав рапорт епископа Новокаховского и Бериславского Иоасафа , Синод определил утвердить новый титул правящих архиереев Новокаховской епархии «Новокаховский и Генический» (журнал Заслушав рапорт архиепископа Запорожского и Мелитопольского Василия (Злотолинского) об увольнении его от управления Запорожской епархией и почислении на покой по состоянию здоровья, Синод принял решение удовлетворить просьбу владыки Василия и освободить его от управления, почислив на покой и выразив благодарность за понесенные труды (журнал Местом пребывания архиепископа Василия (Злотолинского) назначен город Запорожье. На Запорожское епархиальное управление возложено обеспечение и содержание архиепископа Василия.

http://patriarchia.ru/db/text/618089.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010