Имена родителей Космы, Игнатия и Евдокии, упомянуты в синодиках Лукиановой пуст. и Успенского мон-ря (ГИМ. Барятин. 337. Л. 44, кон. XVII-XVIII в.; ГИМ. Епарх. 776. Л. 21, кон. XVII-XVIII в.). Отец был купцом, тяглецом московской черной слободы Троице-Сергиева мон-ря, располагавшейся за Земляным городом, на р. Неглинной. Семья отличалась благочестием: в роду К. упомянуто 4 схимника, 8 монахов, 3 схимницы и инокиня. Отрок рано выучился грамоте, в 23 года Косма поступил в московский Чудов в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужской монастырь , где принял постриг и прожил 5 лет. Ища уединения, он поселился во Флорищевой Успенской пуст., основанной в кон. 40-х гг. XVII в. Здесь К. исполнял клиросное послушание, однако из-за конфликта с настоятелем свт. Иларионом (впосл. митрополит Суздальский и Юрьевский) К. перешел в Лукианову пуст. Вероятно, К. был одним из первых насельников Флорищевой пуст., и стремительное возвышение Илариона (в 1653 поступил в мон-рь, в 1654 рукоположен во иерея, в 1655 назначен настоятелем) вызвало его недовольство. В 1656/57 г. К. был рукоположен во иерея. 13 мая 1658 г. грамотой патриарха Никона по выбору братии его утвердили строителем и духовником Лукиановой пуст. (ГИМ ОПИ. Ф. 195 (Стром.). 600. Л. 1-3). В 1659 г. в обители построили по благословению патриарха Никона деревянный трапезный храм в честь Богоявления (церковь возобновили в 1669 по благословению патриарха Иоасафа II ; в 1680, при К., был заложен новый, каменный храм в честь Богоявления с приделом во имя вмч. Феодора Стратилата и шатровая колокольня). В дек. 1669 г. К. получил разрешение от патриарха Иоасафа II на строительство деревянной ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. В первые годы настоятельства К. монахи пустыни жили бедно, о чем повествует «Чудо о преизобиловании муки ржаной въ сусеке» (ГИМ ОПИ. Ф. 195 (Стром.). 616. Л. 10 об.- 11). Однажды пекарь пришел к К. и сообщил, что муки осталось на одну выпечку, однако по молитвам игумена запасы хлеба в обители не оскудевали. В 1661 г. К. обратился к патриарху с челобитной, в к-рой просил не взимать с пустыни казенные платежные пошлины, поскольку «платить стало нечем, мсто скудное», а «приходу де у той их монастырьской церкви никого нтъ» (Там же. 600. Л. 6). По указу патриарха пошлины были отменены, а монастырский храм исключен из окладных книг.

http://pravenc.ru/text/2458671.html

Замечания на 23-ю статью: о изменении в чине св. крещения Денисов обвиняет здесь св. церковь за некоторые несходства новопечатных Потребников со старопечатными в чинопоследовании св. крещения. Но если Денисов нашёл возможным обвинять св. церковь за некоторые несходства новопечатных Потребников со старопечатными, то почему же он не обвиняет русскую церковь до патриарха Никона за несходства старопечатных Потребников между собою, – даже Потребников, печатанных при одном и том же патриархе в разные годы его патриаршества? Ибо известно, что, наприм., Потребники, напечатанные при патриархе Иоасафе 1-м в третие и шестое лето его патриаршества, имеют как в чине крещения, так и в последовании прочих таинств великие несходства, о чём хотяй да зрит в книжице игумена Филарета «Сличение Потребников». Мы укажем здесь лишь некоторые их сих различий в изложении чина крещения. В Потребнике, напечатанном при патр. Иоасафе 7147 (1639) г., положено до десяти огласительных молитв, а во всех прежних, до сего года напечатанных Потребниках их положено только пять. В наставлении иереям о крещении в Иоасафовском Потребнике 1636 г. повелено: «аще случится два, или три младенца крестити, то коемуждо младенцу особь молитвы глаголати и все возследование св. крещения»; а в Потребнике того же патриарха Иоасафа, напечатанном в 1639 году, повелевается: «аще случится младенца два, или три крестити и множае, то глаголем молитвы обще всем и все возследование святаго крещения, точию имя в молитвах глаголеши коемуждо свое. А во единой купели не крестити, но изменяти воду из купели: коемуждо вода своя» 106 . При отречении сатаны во всех Потребниках повелевается крещаемому руце воздети горе, а при обращении Христу – долу; в Потребнике же, напечатанном при патриархе Иосифе, повелевается, напротив, иметь руце долу при отречении сатаны, а горе – при обращении Христу. В Потребнике Иоасафовском 1636 г. и во всех предшествовавших положено в ектениях на крещении только двенадцать прошений, а в Потребнике того патриарха Иоасафа, напечатанном в 1639 г., прибавлено ещё шесть прошений.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Исторические документы. Время соловецкой осады (сидение Соловецкое) 1668–1676 гг. 69 . Сказка архимандрита Варфоломея о приезде его в Соловецкий монастырь с архимандритом Иосифом. Февраль 1668 г. 957 176-го года, февраля в 19 день, по указу великаго господина святейшаго Иоасафа, патриарха Московскаго и всея Русии, велено мне, Соловецкого монастыря бывшему архимариту Варфоломею, принести скаску за рукою, про наш в монастырь приезд и что в монастыре ныне деетца. И в прошлом во 175 году, сентября в 13 день, с архимаритом Иосифом приехали мы в Заецкое становище, не доезжая монастыря пять верст, и приехали к нам из монастыря келарь Азарей и казначей Геронтей, и с ними соборные старцы и иныя братья, человек з дватцать, а мирских людей человек с пятьдесят, и почели архимарита Иосифа спрашивать: с чем ты едешь, с каким указом, и как ты рукою благословляешь? И архимарит Иосиф сказал: еду де я по указу великаго государя, царя и великого князя Алексей Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, и по благословению великого господина святейшаго Иоасафа, патриарха Московскаго и всея Русии, и преосвященнаго Питирима, митрополита Новгородцкого и Великолуцкого с настолною грамотою, а крещуся я, как изложено на соборе, а служу, как соборная апостольская московская церковь содержит. И они, келарь Азарей и казначей Геронтей, и братья и слушки, которые с ними были, к архимариту Иосифу к благословению не пошли, и учинили шум многой, и в монастырь взяли с лодьею силно, со всяким безчестьем. И тое ночи у нас у лодьи учинили караул, поставили человек с пятьдесят, а на другой день после заутрени взяли нас в соборную церковь , а сами собралися и мирские люди все, и казначею Геронтию поставили среди церкви стул, и он на нем стал и учал свои написные писма, каковы у них до нас написаны были, чести с великим шумом, и на святый вселенский собор, на святейших вселенских патриархов многие хулы износить, и после того с стула сшел, а каковы нам даны книги от святейших патриархов, и он их чести не почел, – яз де в них и посмотрить не хочу, – возложил на них всякую хулу; а архимарита Иосифа на место не взвели, а которые ему архимариту Иосифу грамоты святейшаго патриарха и преосвященнаго Питирима митрополита, и они те грамоты у нево взяли; и у меня великого государя грамоту взяли жь, и меня тут в соборной церкви гилем мало не убили, a клобук у меня на голове изодрали и волосы выдрали, и я ис соборной церкви ушел к чюдотворцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

19. 1660 г., март. Выписки из сказок об оставлении Никоном патриаршего престола для доклада царю и собору, митрополита Питирима, митрополита Сербского Михаила, архиепископа Тверского Иоасафа, боярина князя А.И. Трубецкого и прочих лиц и передопроса некоторых из них В сказке Питирима, митрополита Сарского и Подонскаго, написано: В прошлом 166 году, Июля в 10 день, праздновали многоцелебной Ризы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И в соборной церкви пречистой Богородицы бывший Никон патриарх служил литургию, а он Питирим митрополит служил с ним вместе. И по заамвонной молитве патриарх Никон вышел из алтаря на амвон и чёл поучение, а в поучении своём речью говорил: ленив де я учить вас был, и не стало де меня столько, и лености де моей ради окрастовел, я и вы де, видя моё к вам неучение, от меня окрастовели; и говорил патриарх с клятвою: от сего времени не буду вам патриарх, аще и помыслю быть патриархом, и я де анафема буду; и сак с себя святительский сложил, а говорил: уже де я вам не пастырь. И собором его стали молить со слезами: кому ты нас сирых оставляешь? И патриарх им стал говорить: кого де вам Бог даст и пречистая Богородица изволит. И хотел на себя патриарх надеть чёрное платье, и собором ему чёрного платья надеть не дали, и он надел на себя мантию с источниками, а клобук чёрный, а посох пастырский Петра чудотворца поставил на месте святительском, а взял клюку простую и пошёл из церкви вон. И собором патриарха молили и из церкви не пустили. И великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержец, прислал в соборную церковь боярина князя Алексея Никитича Трубецкого. И боярин князь Алексей Никитич, придя в церковь , просил у патриарха благословения, и патриарх его боярина не благословил, а сказал: прошло де моё благословение, недостоин де я быть в патриархах. И боярин князь Алексей Никитич говорил патриарху: чего де ты ради, бежав, престол свой святительский оставляешь, живи де, не оставляй престола своего. И патриарх, не отпустив обедни, пошёл из соборной церкви вон.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

игумен Тихон (Ципляковский) Период первый 1. Сведения об основании Санаксарского монастыря и о первоначальнике его Игумене Феодосии Начало свое Санаксарский монастырь, – или Санаксарская пустынь, получил в 1659 году, в Царствование Благочестивейшего Царя Алексея Михайловича. Некто житель г. Темникова писец, служилый дворянин, Лука Евсюков, владея местом, где теперь монастырь, по любви и усердию к монашескому чину, нашел дачу свою весьма удобною для уединенной жизни иноческой, а потому и вздумал основать на ней монастырь. Для этой цели пригласил он, из опустелого монастыря, находившегося близ посада Кадома, в селе старом Кадоме, старца игумена Феодосия, который пришедши, и пленившись прекрасным уединенным местом, согласился остаться здесь. С помощью г. Евсюкова, и вероятно пришедших из Старо-Кадомской обители братий, и еще присоединившихся пустыннолюбцев, игумен Феодосий, сначала построил часовню, для отправления в ней молитвенного богослужебного чина, потом стали расчищать лес и место для устройства Монастыря, построили необходимые для жилья хижины – келлии. Собравшееся о Господе малое братство, под руководством игумена Феодосия прожило таким образом, в убожестве, около десяти лет. Смиренная, благочестивая жизнь подвижников Санаксарской пустыни привлекла к ним внимание и любовь жителей города Темникова и окружных – уездных боголюбивых людей. Прибывали по не многу и братия, любители пустынного жития. И вот, в 1669 году, городские Темниковские и уездные, разных чинов и звания люди обще со старцем игуменом Феодосием, просили Святейшего Патриарха Иоасафа 2-го благословить и разрешить им, построить в Санаксарской пустыни церковь , во имя Пречистой Богородицы, Сретения Чудотворной Иконы Её Владимирской, и быть тут пустынному для иноков монастырю, выставляя, кроме насущной нужды для собравшихся пустынников в церкви, еще и ту причину, что по близости к ним нет, ни мужских, ни женских монастырей, а желающим, пострижения негде исполнить это желание. По этому общему прошению, в том же году, 30 октября, от св. Патриарха Иоасафа дана благословенная грамота, на построение церкви и монастыря. Подлинный текст этой грамоты приводится здесь в точности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Г.М. Прохоров Содержание Предисловие Ианна Кантакузина к его «опровержениям» Прохора Кидониса Перевод Предисловие к «переписке» Иоанна-Иоасафа Кантакузина с легатом Павлом Письмо Иоанна Кантдкузина епископу Иоанну на Кипр     В Москве, в Государственном Историческом музее, в Синодальном собрании, под 233 (143/CXLIV) хранится греческая рукопись, содержащая богословское полемическое сочинение (ντιητικ) экс-императора монаха Иоанна-Иоасафа Кантакузина, направленное против иеромонаха Прохора Кидониса. В Москву эта рукопись была привезена в 1655 г. из афонского монастыря св. Дионисия Арсением Сухановым 1 , ездившим за книгами на Афон по поручению патриарха Никона . Листы 3–20 кодекса содержат изложение взглядов Прохора Кидониса по теологическим вопросам, касающимся божественной сущности, энергии и Фаворского света, листы 21–98 об. заключают указанное сочинение Иоанна Кантакузина , к коему приложены выдержки из «Слов на Преображение» Иоанна Златоуста , Афанасия Великого , Иоанна Дамаскина и Андрея Критского , а также из богословских глав Дамаскина на Пятидесятницу (лл. 99–105 об.); лист 106–106 об, – чистый; лист 107 начинается с середины фразы на четвертом пункте оглавления или конспекта из 14 пунктов (лл. 107–109); этим открывается вторая часть кодекса, в которой счет тетрадей начинается с начала и которая содержит богословский «диалог» между императором (Кантакузином) и Прохором (Кидонисом) (лл. 109–164). Архимандрит Владимир, автор каталога греческих рукописей Синодального собрания, ошибочно отнес эту рукопись к XV в. 2 По водяным знакам бумага кодекса датируется 60 – 70 гг. XIV в. 3 , т. е. рукопись современна ее автору, Кантакузину (ум. в 1383 г.). Кроме этой рукописи сейчас известно еще девять, сохранивших списки того же сочинения Кантакузина 4 . Пять из них (Paris, gr. 1241, Paris, gr, 1242, Vatic, gr. 673, Vatic, gr. 674 и Метеорская 23) относятся к XIV в. и четыре (те же, кроме Paris, gr. 1242) писаны рукой Мануила Цикандилиса. (Μανουλ Тζυκανδλης) на Пелопоннесе 5 , в Мистре, в промежутке между сентябрем 1369 и июнем 1370 г., когда Кантакузин гостил при дворе сына, морейского деспота Мануила. Мануил Цикандилис – известный писец сочинений Иоанна Кантакузина , Григория Паламы , античных авторов, человек, «который служил секретарем интеллектуалов, группировавшихся вокруг Иоанна Кантакузина » 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; янв. 1550, сел. Калориана (совр. Калогриана) близ г. Трикала (Фессалия, Греция) - 29.04. 1625, Суздаль), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), архиеп. Суздальский и Тарусский. Основные сведения об А. Э. содержатся в его сочинениях и греч. житии святителя, написанном человеком, хорошо знавшим А. Э. (житие было найдено А. А. Дмитриевским в мон-ре Сумела под Трапезундом). А. Э. род. в семье священника Феодора, мать Хрисанфи была сестрой Ларисского митр. Неофита и племянницей св. Виссариона Ларисского, ктитора св. Виссариона мон-ря (Дусику), после смерти мужа она приняла постриг с именем Христодула. Старшими братьями А. Э. были Иоасаф, еп. Стагонский, Марк, еп. Димитриады, иеромонахи Афанасий (посетил Москву в 1591 вместе с Тырновским митр. Дионисием, доставившим в Россию акт К-польского Собора 1590 г. об учреждении Московского Патриархата) и Пахомий (в миру Панайотис) - «слава иеромонахов», по выражению А. Э. После смерти отца (ок. 1560) А. Э. воспитывался в доме брата еп. Иоасафа, под рук. к-рого получил первоначальное образование. В 1568-1572 гг. А. Э. учился в Трикале в школе известного дидаскала мон. Матфея, основанной Ларисским митр. Иеремией (см. Иеремия II , Патриарх К-польский), а также у выдающегося церковного деятеля Дамаскина Студита . В 1572 г. Арсением, митр. Патр, А. Э. был пострижен в монашество, через неск. дней митр. Иеремия рукоположил его во иеродиакона. В 1572-1575 гг. А. Э. вновь жил у еп. Иоасафа, после смерти последнего поселился в мон-ре Дусику, где в 1579 г. Фанарским еп. Митрофаном был рукоположен во иеромонаха. В кон. 1579 г. Иеремия, ставший к тому времени Патриархом, вызвал А. Э. в К-поль и поставил чередным священником Патриаршего храма Паммакаристос. Живя в 1579 - нач. 1584 г. в К-поле, А. Э. посещал лекции дидаскалов. 21 февр. 1584 г. он был избран архиепископом Димоника и Элассона, в XVI в. входивших в Ларисскую митрополию, и с февр. 1584 г. до марта - апр. 1585 г. жил в Элассоне. В мае 1585 г. Патриарх Феолипт II вызвал А. Э. в К-поль. Здесь в это время находился посол царя Феодора Иоанновича Б. Благово, к-рый привез Патриарху богатую милостыню на помин души почившего царя Иоанна IV Васильевича Грозного . В благодарность Патриарх Феолипт отправил посольство в Москву, в состав к-рого был включен А. Э. В Москве участники посольства были приняты царем и, получив значительную милостыню, покинули рус. столицу.

http://pravenc.ru/text/76326.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИЛОВА СОРСКАЯ В ЧЕСТЬ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ Нилова Сорская пустынь. Фотография. 2018 г. Нилова Сорская пустынь. Фотография. 2018 г. Нилова Сорская в честь Сретения Господня мужская пустынь находилась в Кирилловском у. Новгородской губ., в 5 верстах от г. Кириллова (ныне дер. Пустынь Кирилловского р-на Вологодской обл.). XV-XVIII вв. Основана прп. Нилом Сорским в нач.- сер. 80-х гг. XV в. Точная дата возникновения монастыря неизвестна: после 1471-1475 гг. прп. Нил покинул Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь и отправился на Афон. До периода между 2 и 28 июня 1488 - февр. 1489 г. он вернулся на Русь и поселился в отшельнической келье близ Кириллова мон-ря. Приблизительную дату его возвращения фиксирует грамота архиеп. Новгородского и Псковского свт. Геннадия (Гонзова), к-рый, обращаясь к бывш. архиеп. Ростовскому, Ярославскому и Белозерскому Иоасафу (Оболенскому), просил прислать к нему старцев Нила и Паисия (Ярославова), чтобы посоветоваться с ними по поводу ереси жидовствующих (Н. А. Казакова и Я. С. Лурье на основании приписки о копировании грамоты («В лето 6997 февраля 23, 24, 25 преписах сие послание…») датировали ее февр. 1489; поскольку отставка архиеп. Иоасафа, как показал Н. К. Голейзовский, состоялась между 2 и 28 июня 1488, О. Л. Новикова предложила датировать грамоту периодом между отставкой Иоасафа и 23 февр. 1489 ( Новикова. 2010. С. 257. Примеч. 54); С. Н. Кистерев посчитал возможным сузить временные границы документа: по его мнению, архиеп. Геннадий написал грамоту между 1 сент. 1488 и 1-ми числами янв. 1489). После возвращения старца Нила из паломничества должно было пройти еще значительное время, чтобы он сам и его скит стали известны на Руси. Место для мон-ря было выбрано труднодоступное, «маловходное для мирской чади» и малопригодное для жизни - в болотистой низине между реками Сорой и Бродью. Повесть «О пришествии преподобнаго отца нашего Нила, Сорскаго чюдотворца» (самый ранний из известных списков: Гос.

http://pravenc.ru/text/2577651.html

А.В.Преображенский Вопрос о единогласном пении в русской церкви XVII веке Постановление Стоглава о единогласии, Приговор о поповских старостах и наказная грамота митрополита Макария. 1551 г – Домострой – Послание патриарха Гермогена 1606–1612 г – Списание о единогласии Агафоника 1634–1637 г -Память патриарха Иоасафа 1636 г – Челобитная неизвестного патриарха Иосифу 1649 г – Кружок ревнителей церковного благочиния – Собор о единогласии 1649 г – Челобитная собора – Грамота патриарха Иосифа архиепископу Вологодскому Маркеллу – Письмо патриарха Иосифа о церковных потребах Константинопольскому патриарху и ответ патриарха Парфения II, 1650 г – Собор 1651 г – Распросные речи о единогласии – Служебник 1651 г – Царские и патриаршие грамоты о единогласии после Собора 1651 г – Слово о единогласии Мартемьяна Шестака 1652 г – Грамоты, челобитные, и проч. 1666–1667 г – Протопопы Неронов и Аввакум о единогласии – Единогласие и наречное пение около времени Собора 1666–1667 г. – Глава церковного Устава о единогласии – Брозда духовная – о единогласии, 1683 г – Духовный Регламент о единогласии Документальная история вопроса о единогласном пении начинается с постановлений Стоглавого Собора. Отсутствие каких бы то ни было известий о не единогласном пении вплоть до Стоглавого Собора, отвергнувшего его, едва ли, впрочем, может представляться странным в виду немногочисленности данных об исполнении церковного богослужения в века, предшествовавшие Собору. Даже и в его постановлениях, равно как и в речи царя, предлагавшей на обсуждение различные другие недостатки русской жизни, вопрос о не единогласном пении затронут довольно слабо. У нас нет оснований выводить отсюда заключение, что многогласное пение было еще недостаточно распространено в то время, чтобы вызвать более или менее выразительное трактование о нем на Соборе, равно нет права заключать, что многогласие – наоборот – считаюсь вопиющим бесчинством на основании того лишь соображения, что о нем говорил Собор, а не отдельная личность. Двоение и троение церковной службы в рассуждениях Стоглава является только одним из признаков «безчинства» распространившегося не на способ исполнения исключительно, но и на лиц, совершающих богослужение, и на поведение приходящих в храм мирян. Стоглавый Собор еще не выделяет вопроса о единогласии из целого ряда других вопросов о чинном совершении богослужения, как это произошло несколько позже, в начале XVII в. Поэтому и соборный ответ, и постановление заключает в себе упоминание и о церковном звоне, и о неполноте – вместе с непорядком – в богослужении, и, наконец, увещание «церковное пение (т. е. службу) правити сполна и по чину о всем, по преданию св. апостол и св. отец, по божественному уставу и по священным правилом, ничтоже претворяюще».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

22 июня 1663 г. П. получил от царя Алексея Михайловича через иеродиак. Мелетия Грека 300 золотых флоринов на поездку в Москву для участия в Соборе по делу патриарха Никона. 25 июня 1663 г. П. написал об этом письмо К-польскому патриарху Дионисию III Вардалису , которое из Александрии в К-поль доставил Мелетий Грек ( Фонкич. 1997. С. 166). П. выехал из Египта 25 мая 1665 г., наземным путем через Эрзурум 10 окт. прибыл в Тбилиси, где ожидал Антиохийского патриарха Макария III , 30 нояб. 1665 г. находился в Шемахе. В это время К-польский патриарх Парфений IV указом от нояб. 1665 г. под давлением Порты поставил патриархом Александрийским Иоакима, епископа Родосского (см. Иоаким II ; Τζουμρκας. 2010. Σ. 32). 21 июня 1666 г. П. и патриарх Макарий прибыли в Астрахань; до Москвы их сопровождал Мелетий Грек, к-рый одалживал П. деньги на дорожные расходы (РГАДА. Ф. 52. Оп. 4. 52). 4 июля в Астрахани Иоанн Сакулис, эконом Антиохийской Церкви и греческий писец из окружения патриарха Макария, передал П. переписанную им рукопись с «Воспоминаниями о Ферраро-Флорентийском Соборе» Сильвестра Сиропула (Ath. Vatop. 664; Фонкич. 2003. С. 328-329). 2 нояб. 1666 г. патриархи прибыли в Москву, и через 2 дня состоялась их встреча с царем. 7 нояб. патриархи возглавили работу Большого Московского Собора 1666-1667 гг. , на к-ром было санкционировано осуждение и низложение патриарха Никона. П. принимал активное участие во всех 8 заседаниях Собора. 12 дек. 1666 г. в кельях вост. патриархов в Чудовом мон-ре был зачитан написанный по-гречески и по-русски соборный приговор. На Рождество 1666 г. П. произнес речь с панегириком Москве, унаследовавшей скипетры Палеологов и освященной служением 2 вост. патриархов (изд.: Τζουμρκας. 2010. Σ. 152-155). 26 февр. 1667 г., после избрания нового Московского патриарха Иоасафа II , Собор продолжил работу до июня 1667 г.: П. участвовал во всех заседаниях для рассмотрения поставленных царем Алексеем Михайловичем вопросов. 1 сент. 1667 г. П. произнес речь на новолетие (изд.: Ibid. Σ. 151-152), 1 янв. 1668 г.- на начало года, праздновавшееся вост. Церквами (изд.: Ibid. Σ. 149-150).

http://pravenc.ru/text/2578657.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010