Была в ветхозаветные времена одна ночь, во все продолжение которой целый народ с трепетным чувством радости бодрствовал, выжидая благоговейно знамения, которое Господь вскоре обещал явить ему для избавления его от тяжкой неволи. Ему повелено было в совершенной готовности к дороге выжидать обещанного знамения: «Да будут чресла ваши препоясаны и сапоги на ногах ваших и жезлы ваши в руках ваших» ( Исх. 12:11 ). И памятной с тех пор осталась для Израиля ночь эта: «Нощь оная стражда Господу, яко всем сыном Израилевым быти в роды их» (42 ст.) 1 Почти подобное явление происходит ежегодно и в православной Церкви в ночь, предшествующую дню Светлого Христова Воскресения. Подобно древнему Израилю, и новый израиль бодрствует в священную и всепразднественную ночь Воскресения, ночь светозарную светоносного дня, как бы ожидая своего освобождения от рабства греха – духовного плена. Наконец, в глубокую полночь раздается торжественный, радостный звон, призывающий верных праздновать Пасху Божию, спасительную. Зачем так рано? Мы желаем, по прекрасному выражению одного святителя нашей Церкви, уловить началом нашего торжества беспримерно высокую и чудесную минуту воскресения Христова, которая, должно полагать, сокрыта в первых послеполунощных часах дня после субботнего. 2 Храм Божий уже горит от света и блеска тысяч свечей, в эти моменты он по преимуществу – храм света и сияния; весь ослепительный блеск его как нельзя более отвечает теперь ореолу той небесной святыни, которая в эту ночь, воссиявши из гроба Христова, озарила небо и землю, и преисподнюю. Начинается богослужение, но первые звуки его еще не поражают торжественностью. Среди храма покоится еще плащаница, и с клироса раздается еще великосубботний канон: «Волною морскою». Но это уже последние незабвенные отзвуки незабвенной субботы. Отверзаются царские врата: как ангелы-небожители являются в светлых, блистающих облачениях священники и, возложивши на главы свои плащаницу, скрываются в алтаре. Напряженному вниманию верующих слышатся первые радостные звуки воскресного гимна, но слышатся еще издалека, из закрытого алтаря, – это еще далекий для земли отголосок ангельского торжества в небесах, это еще «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси»; а мы устами тех же священнослужителей, еще только молим: «и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Повторяя слова этой молитвы, священнослужители, а за ними и верующие, с крестом, с хоругвями, с иконами, – исходят из храма и в величественной процессии обходят его кругом 3

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Быть свободным значит поступать согласно тобой самим установленным принципам. Поэтому в Церкви естественным образом был выработан свод канонических нормативных актов, ее собственных правил, отличных от государственных или общественных. Что же в этих правилах говорится о животных? Не очень много. Еще «Апостольские правила» (текст IV beka, восходящий к более раннему времени) запрещают вносить к алтарю, использовать в литургических целях мясо животных и вообще любые продукты животного или растительного происхождения, за исключением колосьев и винограда (Ап. Пр. 3). Любой запрет базируется на конкретной жизненной потребности. И существование данного канона указывает, что жертвоприношения животных были распространены в христианском мире.Исторические источники показывают, что эта практика не является специ-фикой IV beka. Например, известно, что при освящении храма Святой Софии в 527 году «22 декабря, царь [Юстиниан] перед храмом заклал волов 1000, овец 6000 и оленей 600 и свиней 1000, кур и петухов по десять тысяч... И в наутрие совершил отверстие храма, столько же и более всесожжений заклав» (Повествование о строительстве храма великия Божия церкве, наименнованныя Святыя Софии, 27; пер. В.М.Лурье). Чинопоследования, связанные с жертвоприношениями животных и раздачей мяса вне храма, имели место по всей христианской ойкумене: их можно встретить в Греции, Болгарии, Грузии, Египте, Армении. Армянские священники даже вносили вареное мясо в алтарь во время Литургии, о чем свидетельствует 99-й канон Трулльского собора. Не был исключением и Рим. Ратрамн Пикардийский (IX bek), перечисляя мнимые (как он думал) обвинения византийцев против латинян, упоминает среди них и о жертвоприношении ягненка во время пасхального богослужения. Действительно, освящение агнца и вкушение его мяса сразу после пасхальной Литургии было частью папского богослужения вплоть дo XII beka. В одном из греческих евхологиев Х века присутствует «Молитвы над агнцем на Пасху», и в современном пасхальном богослужении есть молитва «На благословение брашна мяс», являющаяся отзвуком древней практики.

http://old.aquaviva.ru/archive/2011/10/9...

В.А. Никитин Скачать epub pdf 4 ноября 2008 года исполнилось пять лет со дня кончины митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима, с именем которого связана целая эпоха в жизни Русской Православной Церкви. В памяти всех, кто его знал и любил, образ Владыки не может потускнеть. Особенно памятно совершенное им по благословению Святейшего Патриарха Алексия пасхальное богослужение в Храме Христа Спасителя в 2003 году, на которое Владыка привез Благодатный огонь из Иерусалима... Однако, как это ни странно, даже ревнителям памяти митрополита Питирима биография его известна лишь в самых общих чертах. И это немудрено: лишь люди близкие знали доподлинного Владыку – во всей его многогранности и в то же время удивительной цельности, несмотря на всю сложность и противоречивость характера; остальным лишь казалось, что они его знают. Подвижнический путь выдающегося иерарха и проповедника, общественного и государственного деятеля, его молитвенное предстояние и труды безусловно заслуживают самого глубокого внимания и изучения. Миссионер и апологет христианства, пастырь Божией милостью, митрополит Питирим достойно потрудился во славу Святого Православия в трудные годы государственного атеизма и в последующие постсоветские годы. Усердно, умело и успешно распространял он свет духовного просвещения, более тридцати лет руководя Издательским отделом Московского Патриархата. Но в еще большей степени этому содействовал его личный пример благочестия, смирения и терпения, его удивительное обаяние, внутренняя собранность, истинное благородство носителя многовековой отечественной традиции, не только духовной, но и культурной. Благодаря этим качествам он облагораживал всех вокруг себя, в той мере, в какой они могли воспринять это благотворное влияние. Скольких людей, среди которых было немало весьма известных, привел он к вере и Церкви! Активная деятельность митрополита Питирима на общественном и государственном поприще (публичные выступления, участие в дискуссиях и т. п.), конечно, не отражали в полной мере его духовной сущности и его глубокой личной религиозности. И внешняя деятельность, живая и кипучая, не являлась данью духу времени; скорее, наоборот, отражала противоборство с ним. Митрополит Питирим был и оставался бесценным реликтом дореволюционного православного уклада, со всеми его старомосковскими традициями и обычаями.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

В Великий Четверг епископ Игнатий совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе Всеволожска апреля 2018 Его Преосвященство совершил священническую хиротонию иеродиакона Никиты (Ефремова) во иеромонахи В Великий Четверг - воспоминание Тайной Вечери, 5 апреля, епископ Выборгский и Приозерский Игнатий совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе города Всеволожска . Правящему архиерею сослужил сонм клириков епархии. Его Преосвященство совершил священническую хиротонию иеродиакона Никиты (Ефремова) во иеромонахи. Преосвященнейший Игнатий также совершил древний Чин омовения ног. В настоящее время чин вошел в богослужебную практику ряда епархии Русской Православной Церкви и Поместных Православных Церквей, совершается он и в Выборгской епархии. По образу Христа, умывшего ноги своим ученикам-апостолам за Тайной Вечерей, Его Преосвященство омыл в храме ноги 12 сидящим священнослужителям, в знак глубокого смирения и служения народу Божию. После заамвонной молитвы архиерей вышел из алтаря на кафедру, куда потом спустились 12 священников, севших на приготовленные скамьи. Преосвященнейший владыка снял с себя часть облачения, препоясался лентием (длинным белым полотенцем) и по очереди умыл ноги одиннадцати священникам. Двенадцатый священнослужитель, по чину символизирующий апостола Петра, сначала отказывается от умовения, но потом, после евангельских слов " Аще не умые тебе, не имаши части со Мною " , просит омыть не только его ноги, но и руки и главу, затем произносится ответ Спасителя: " Измовенный не требует токмо нозе умыти " . После омовения ног последнего священника Преосвященнейший владыка облачился в снятые прежде облачения и обратился с молящимся архипастырским словом, рассказав о значении богослужения: " Всех вас, дорогие отцы, братия и сестры, я поздравляю с Великим Четвергом! Этот день поистине сравним с двунадесятым праздником: именно в этот день много веков назад Спаситель установил Таинство Святой Евхаристии! В ветхозаветной истории праздник Пасхи праздновался так, что необходимо было возлежать за пасхальным столом, читать определенные молитвы. Произошедшее же в день Тайной Вечери… нарушило иудейские традиции. Иудеи по сей день особо чтят обычаи предков, и вот Господь, соблюдая традиционную трапезу, изменил установленные нормы. Он преломил хлеб и сказал слова, которые и сейчас с трудом понимаются, а тогда просто не могли уместиться в уме человеческом - Он называет хлеб Телом и говорит: " Это Тело приносится за вас " . Берет Чашу с вином и говорит: " Эта Чаша - Кровь Моя Нового Завета, за вас изливаемая во составление грехов " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

В затворе помимо молитв и богослужений М. С. занимался учеными изысканиями, связанными с хронологией Свящ. истории. С 1072 г. и до кончины работал над «Хроникой» - единственным известным сочинением М. С. (обоснование датировки см.: Baran-Kozlowski. 2008. P. 328-335). Отправной точкой его изысканий стали расхождения между основными трудами по библейской хронологии и истории Церкви, такими как «Хроника» Евсевия Кесарийского (ок. 303), переведенная с греч. языка на латынь и продолженная блж. Иеронимом (до 378), более поздние хроники Проспера Аквитанского (455), Кассиодора (519), Исидора Севильского (1-я версия закончена ок. 615) и Беды Достопочтенного («Малая хроника» (703) и «Большая хроника» (725)). Сохранился рукописный сборник, который М. С. использовал при расчетах (Paris. lat. 4860, сер. IX в.; ркп. создана в мон-ре Райхенау; вероятно, с Х в. хранилась в б-ке архиепископа Майнцского). Рост интереса к проблемам хронологии в кон. Х - XI в. был вызван, в частности, завершением в 1063 г. 2-го после Рождества Христова 532-летнего пасхального «великого цикла», что требовало продолжения существовавших таблиц для определения дат Пасхи и др. переходящих праздников. Работая над ними, нек-рые ученые осознавали несовершенство общепринятой в католич. мире пасхалии Дионисия Малого и предложенной им даты Рождества Христова. Так, Аббон из Флёри († 1004), составивший пасхалию на 1064-1595 гг., приравнял «реальный» год Страстей Христовых к 13-му г. «эры Дионисия»; при этом дата Рождества отодвигалась на 21 год назад по сравнению с датой, предложенной Дионисием Малым (In circulos beati Cyrilli et Dionysii Romani ac Bedae studiosi cuiusdam praefatio//PL. 139. Col. 573-577). Современник Аббона Херигер, аббат мон-ря Лоб († ок. 1007), предложил др. хронологическую систему, расходившуюся с дионисиевой на 7 лет ( Herigeri abbatis Lobiensis Epistola ad quemdam Hugonem monachum//PL. 139. Col. 1129-1136). Однако их труды не получили широкой известности в отличие от сочинения М. С. ( Cordoliani A. Abbon de Fleury, Hériger de Lobbes et Gerland de Besançon sur l " ère de l " Incarnation de Denys le Petit//RHE. 1949. Vol. 44. P. 463-487; Verbist. 2010).

http://pravenc.ru/text/2562008.html

В Китае встретили Пасху Христову В праздник Воскресения Христова в Успенском храме на территории посольства России в Пекине священником Сергием Ворониным были совершены Пасхальные богослужения. 23 апреля, 2014 В праздник Воскресения Христова в Успенском храме на территории посольства России в Пекине священником Сергием Ворониным были совершены Пасхальные богослужения. В Пасхальную ночь с 19 на 20 апреля 2014 года благочинный первого округа Владивостока, клирик Покровского кафедрального собора священник Димитрий Федорин принял участие в Пасхальном крестном ходе, который совершила китайская православная община Покровского храма города Харбина (КНР). После совершенной китайскими верующими молитвы священник Димитрий обратился к собравшимся с кратким приветственным словом, в котором поздравил верных чад Китайской Православной Церкви с праздником праздников и торжеством торжеств – Светлым Воскресением Христовым – и заверил собравшихся в молитвах о них Святейшего Патриарха Кирилла, который совершал в этом храме Божественную литургию во время своего визита в Китай в 2013 году. В день Пасхи 20 апреля священник Димитрий Федорин совершил в Покровском храме Божественную литургию с Пасхальным крестным ходом. Несмотря на то, что о богослужении стало известно только 16 апреля, более 130 православных соотечественников пришли разделить Пасхальную радость, более шестидесяти из них приступили к причастию Святых Христовых Таин – Тела и Крови Господних. 21 апреля священник Димитрий Федорин и члены русской православной общины посетили три больницы Харбина, где находятся на излечении дети из России и стран СНГ. Отец Димитрий поздравил малышей и их родителей с Пасхой Господней; двадцати одному ребенку были преподаны Христовы Таины. О регулярной пастырской поддержке детей, проходящих лечение в медицинских учреждениях Харбина, а также их родителей последние горячо просили Святейшего Патриарха Кирилла во время его пребывания в Харбине в мае 2013 года. Тема поднималась в ходе официальных встреч Предстоятеля Русской Православной Церкви с властями провинции Хэйлунцзян и города Харбина.

http://pravmir.ru/v-kitae-vstretili-pash...

В Неделю о Фоме митрополит Ювеналий совершил архипастырский визит в Коломну 27 апреля 2009 г. 18:44 В Неделю о Фоме 26 апреля митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий по традиции посетил свой кафедральный город Коломну. Перед началом Божественной литургии у храма Архангела Михаила митрополита встречали благочинный Коломенского церковного округа протоиерей Владимир Пахачев, представители администрации города Коломны, многочисленные горожане, среди которых были и новобрачные, подошедшие к архипастырю за благословением. Во время богослужения огромный храм был заполнен верующими. Митрополит Ювеналий возглавил Божественную литургию в сослужении епископа Илиана и епископа Серпуховского Романа . В богослужении приняли участие настоятели мужских монастырей города Коломны, священнослужители Коломенского и Ступинского благочиний. За Литургией пели три хора: Коломенской духовной семинарии, Свято-Троицкого Ново-Голутвина женского монастыря и православной гимназии при храме Пресвятой Троицы в Щурово. На малом входе владыка вручил Патриаршие и митрополичьи награды клирикам Коломенского и Ступинского церковных округов. Митрополит Ювеналий рукоположил студента Коломенской духовной семинарии диакона Владимира Мартона в сан священника, а насельника Богородице-Рождественского Бобренева монастыря монаха Леонида (Шамьюнова) — во иеродиакона. В конце Литургии духовенство и молящиеся с ликующим пением пасхальных ирмосов обошли крестным ходом Михаило-Архангельский храм. По окончании богослужения с приветственным словом к владыке Ювеналию обратился благочинный Коломенского церковного округа протоиерей Владимир Пахачев. От имени всех жителей города и района отец Владимир преподнес митрополиту Ювеналию пасхальное яйцо с изображением Воскресения Христова и Успенского кафедрального собора — символа 20-летия возрождения духовной жизни на Коломенской земле. В ответ архипастырь обратился к духовенству и прихожанам со словом поздравления: «Возлюбленные братья архипастыри, дорогой отец благочинный, всечестные отцы, дорогой отец ректор Коломенской духовной семинарии, студенты семинарии, матери настоятельницы, наши дорогие гости, возлюбленные братья и сестры! Христос воскресе!

http://patriarchia.ru/db/text/630041.htm...

В Общецерковном туре, прошедшем в стенах Сретенской духовной академии на Светлой седмице 27-29 апреля 2022 года, приняли участие 46 человек. Перед началом Олимпиады был отслужен торжественный молебен, который возглавил и.о. ректора Сретенской духовной академии протоиерей Вадим Леонов в сослужении первого заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви иеромонаха Аполлинария (Панина) и и.о. проректора по учебной работе Сретенской духовной академии иеромонаха Иринея (Пиковского). Программа Общецерковного тура состояла из двух частей: написания творческой работы (эссе) и выполнения тестовых заданий. В рамках первой части тура, прошедшей 27 апреля, участникам были предложены на выбор следующие темы творческого задания: Тестовая часть, над которой участники работали во второй день, 28 апреля, содержала в себе 75 вопросов, касающихся основных областей богословского знания: догматики, истории Церкви, библеистики, литургики. Работы участников Олимпиады были оценены экспертами из числа преподавателей ведущих высших духовных учебных заведений. Помимо непосредственного участия в Олимпиаде в конкурсные дни студентам была предложена обширная культурная программа, включавшая в себя экскурсии по Сретенскому монастырю и Сретенской духовной академии, посещение Храма Христа Спасителя, экскурсия на смотровую площадку башни «Федерация», пешие прогулки по вечерней Москве. Было предоставлено и свободное время для самостоятельного осмотра достопримечательностей пасхальной столицы. Завершающий день мероприятия, в Светлую Пятницу, 29 апреля, начался с Божественной литургии в храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской на крови, что на Лубянке. Богослужение возглавил управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий в сослужении председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерея Максима Козлова , и.о. ректора Сретенской духовной академии протоиерея Вадима Леонова, наместника Сретенского монастыря иеромонаха Иоанна (Лудищева), братии обители и гостей. За богослужением молился ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Силуан .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5922306...

В память этого чуда в день иконы Божией Матери «Живоносный источник» совершается малое освящение воды В пятницу Светлой седмицы празднуется день иконы Божией Матери «Живоносный источник». Появление этой иконы связано с чудесным событием исцеления Богоматерью слепца в середине V века у источника недалеко от Константинополя. Содержание статьи Икона Божией Матери «Живоносный источник» Воин Лев, ставший впоследствии императором (455- 473), в роще, посвященной Пресвятой Богородице, встретил слепца, который попросил подать ему воды. Лев долго не мог найти водного источника, как вдруг он услышал голос Пресвятой Богородицы, которая указала ему на источник и велела приложить тину из тех вод на глаза слепцу. После этого слепой прозрел, а воин, став императором, дивясь и радуясь о чудесном исцелении, велел очистить источник и воздвиг на его месте храм. Назван был храм — свидетельство о чудесной силе источника. После падения Константинополя храм был разрушен и воздвигнут вновь только в 1834-1835 гг. В память этого чуда в день иконы Божией Матери «Живоносный источник» совершается малое освящение воды — оно происходит в течение года неоднократно, великое освящение воды совершается только в праздник Крещения (Богоявления). Иконографически образ Божией Матери «Живоносный источник» восходит к византийским изображениям типа «Владычица Победодательница», который в свою очередь восходит к изображению типа «Знамение». Первоначально икона «Живоносный источник» передавалась в списках без изображения источника, позднее в композицию была включена чаша (фиала), а после — также и водоем и фонтан. На Светлой седмице богослужение наполнено радостными пасхальными песнопениями, отменяется пост в среду и пятницу, вся литургия служится с открытыми Царскими вратами и после каждой литургии совершается крестный ход. В этот же день на литургии читается Евангелие об изгнании торгующих из храма. Явление иконы Божией Матери «Живоносный источник» В V веке в Константинополе, близ так называемых «Золотых ворот», находилась роща, посвященная Пресвятой Богородице. В роще был источник, с давних пор прославленный чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной.

http://pravmir.ru/ikona-bozhiey-materi-z...

В пасхальном номере Американского Православного Вестника, официального органа Русской Церкви в Америке 8, 15­–28 апреля, за 1900 год) было опубликовано Послание святителя Тихона, в то время епископа Алеутского и Северо-Американского, новопоставленному иерею Владимиру Александрову. Архипастырь напутствовал священника, которого ждала многонациональная и в большинстве своем нецерковная паства. Прошло более ста лет, но слова наставления звучат как будто для нас сегодняшних. PDF-bepcuя.   26 мая 2023 г. 16:00 В Центре Императорского православного палестинского общества в Москве 10 марта 2023 года прошла презентация серии книг «Корпус христианских текстов и исследований» Центра изучения патристики и христианской древности при Московской духовной академии. Соорганизаторами мероприятия выступили Московская духовная академия, ИППО и Центр культурного сотрудничества имени святителя Спиридона Тримифунтского. Идея «Корпуса христианских текстов и исследований» как Приложения (Supplementum) к журналу МДА «Библия и христианская древность» заключается в подготовке ориентированного на русскоязычного читателя издания текстов отцов и христианских писателей Церкви. Данный проект предполагает работу с рукописями оригинального текста, который сопровождается переводом, вводной статьей (исследованием), комментарием, индексами и словарем терминов с использованием всего имеющегося на данный момент научного отечественного и зарубежного исследовательского материала. Среди представленных работ было исследование кандидата филологических наук Армана Егишевича Акопяна «Введение в арамеистику и сирологию», выпущенное в свет издательством Московской духовной академии в серии «Современные переводы и исследования». «Журнал Московской Патриархии» попросил автора рассказать о его книге.   PDF-bepcuя. Арман Акопян 23 мая 2023 г. 16:30 В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-bepcuя.

http://e-vestnik.ru/jmp/2023/5/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010