ПАСХАЛЬНОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ МИТРОПОЛИТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО И ЛАДОЖСКОГОВЛАДИМИРА января 2003 Клиру, насельникам и насельницам святых монастырей и всем верным чадам Санкт-Петербургской Митрополии Клиру, насельникам и насельницам святых монастырей и всем верным чадам Санкт-Петербургской Митрополии 2003 г. " Воскресения день, просветимся, людие, Пасха, Господня Пасха, от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия " (1-й ирмос Пасхального канона) Такими словами начинает святая Церковь во время пасхального богослужения воспевать воскресшего Господа. Факт восстания Христа из мертвых осмысляется Церковью прежде всего, как победа над смертью. Переживание ниспровержения последнего врага человека - смерти является основным духовным откровением пасхального богослужения. Господь по Своей великой милости дает нам возможность еще раз приобщиться той сокровенной тайне, что смерть после Его тридневного восстания из мертвых сокрушена и уничтожена. Пасхальная победа Христова каждого из нас делает новым творением и наполняет нас новым, сокровенным знанием о бытии человеческом. Тайное ликование нашего духа в день святой Пасхи говорит нам о жизни несравненно больше и раскрывает ее несказанно глубже, чем весь пережитый и накопленный годами опыт. Мы желаем во всей полноте насладиться этой победой Христовой над смертью, всецело проникнуться вселенским торжеством и приобщиться в эту ночь пасхального Агнца, Своей божественной силой утверждающего и укрепляющего нас в добре и правде. Нынешняя Пасха особенная для нас, потому что в этот пасхальный период мы празднуем 300-летие нашего города. Мы являемся свидетелями великих исторических свершений. Господь благословил нам быть современниками постепенного духовного воссоздания Санкт-Петербурга. Прежде всего надо отметить, что нашему городу было возвращено его историческое название. Он стал именоваться тем самым названием, какое получил при своем основании - градом святого апостола Петра. Наш великий город, теперь именуемый своим первоначальным христианским именем, полученным при своем рождении, вновь обрел своего небесного покровителя.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=173...

Патриарх Кирилл: Грех закрывает душу человека от благодати Святого Духа 24 апреля, 2014. Святейший Патриарх Кирилл Для Вечной жизни необходим внешний источник энергии, потому что сам в себе человек таковой энергии не содержит. Если бы не внешнее воздействие, то человек не мог бы жить не только физически, но и душа его умирала бы вместе со смертью тела. 24 апреля 2014 года, в четверг Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкую Сергиеву лавру. В Успенском соборе Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Ваше Высокопреосвященство, владыка архиепископ Феогност, наместник сей святой обители! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником — с Пасхой Божией спасительной. Радуюсь, что Господь привел меня в эти Пасхальные дни в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Духом скорбел, когда по обстоятельствам, от меня не зависящим, я в этом году не мог быть, по обычаю, в Троице-Сергиевой лавре на первой седмице Великого поста. Непременно богослужения той седмицы я завершаю в лавре, но как раз в дни первой седмицы был созван так называемый синаксис, то есть собрание Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Константинополе, куда я и должен был с великой скорбью отбыть. Потому что посещение лавры, как и других обителей на первой седмице Великого поста, связанное с особой молитвой и особым покаянным расположением духа, всегда оказывало — конечно, не только на меня, но и на каждого православного христианина, — особое духовное воздействие. Первая седмица была и остается благодатной пищей для души, дающей силы на долгие-долгие месяцы, поэтому, будучи лишенным радости общения с вами в те самые святые дни первой седмицы Четыредесятницы, с особым чувством сегодня вместе с вами прославляю Христа Воскресшего в стенах древней Троице-Сергиевой лавры.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-greh-z...

После богослужения. Храм Архистратига Божия Михаила в Куала-Лумпуре ЖМП 3 март 2023 /  22 марта 2023 г. 13:30 Нести благую весть до края земли К 10-ЛЕТИЮ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА В КУАЛА-ЛУМПУРЕ Столица Малайзии Куала-Лумпур — город, в котором уживаются люди разных веро­исповеданий. Здесь, рядом с небоскребами делового центра, районами с тесными традиционными жилищами, шумными уличными рынками, в непосредственной близости от самых высоких в мире башен-близнецов Петронас, расположен единственный православный храм в стране. Уже несколько лет настоятелю храма во имя Архистратига Божия Михаила в Куала-Лумпуре игумену Павлу (Хохлову) помогает монахиня Сергия (Идрисова). Она рассказала о жизни православной общины в современном азиатском мегаполисе.  PDF-bepcuя.   Как все начиналось  В 2009 году по просьбе российских соотечественников, находящихся в рабочих командировках и проживающих в Куала-Лумпуре, стали проводиться первые богослужения. По благословению епископа Солнечногорского Сергия (Чашина) (ныне митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий , Патриарший экзарх Юго-Восточной Азии ) каждый месяц приезжали клирики из соседнего Сингапура,   чтобы совершить Божественную литургию в Российском центре науки и культуры. Двадцать шестого декабря 2012 года решением Священного Синода архипастырское окормление прихода Архангела Михаила в городе Куала-Лумпуре было поручено епископу Солнечногорскому Сергию (Чашину). Владыка нашел помещение для общины — здание, в котором когда-то располагалось информационное агентство «РИА Новости». Помещение не использовалось почти десять лет и пришло в запустение.   Помню, наши постоянные прихожане в то время вздыхали: «Когда же у нас будет настоящий храм с красивыми иконами, подсвечниками…» Отделочные работы еще не начались, пол цементный, стены пустые. А на солее — два больших образа, Спасителя и Богородицы, на оргалите…   Первую пасхальную ночную Литургию решили совершать под открытым небом. В тропическом климате невозможно предугадать, когда пойдет дождь, и из-за этого мы очень переживали. Милостью Божией ливень прошел вечером и нашей молитве не помешал. Это была какая-то особо радостная Пасха.  

http://e-vestnik.ru/reports/kuala_lumhur...

прот. Владимир Успенский Вместо предисловия Христианское Богослужение состоит из пения священных песнопений, молитв и чтения Св. Писания. Пение церковных песнопений и псалмов составляло всегда главнейшую часть Богослужения. В древней Церкви пели все, собравшиеся на молитву: мужчины, женщины и даже дети. Св. Отцы и Учителя Церкви весьма восхваляют общее церковное пение (св. Игнатий Богоносец , св. Иустин Философ , св. Афанасий В., Василий В., Иоанн Златоуст и др.). В виду в высшей степени благотворного влияния общего церковного пения на умы и сердца молящихся, весьма желательно было бы, чтобы в пении церковных песнопений во время Богослужения участвовал, по возможности, весь народ, – равно, чтобы церковные песнопения пелись не только в храмах за Богослужением, но и в домах и вне их – на полях, лугах, в мастерских и вообще за работой. В этих целях составлен настоящий Сборник церковных песнопений, с разделением их на музыкальные строки, а для сознательного отношения к исполнению церковного пения – представлен параллельно перевод священных песнопений на русский язык. Так как миряне, занятые житейскими заботами, посещают Богослужение преимущественно в воскресные и праздничные дни и во дни Великого поста – во время говения, – то в означенный Сборник вошли все церковные песнопения, употребляющиеся в указанные праздники и дни первой и страстной седмиц на всенощном бдении, вечерни и утрени и на Литургии, а также – из молебных пений панихиды, погребения и некоторых таинств. В конце каждого отдела ц. песнопений заключаются краткие сведения о богослужении и таинствах Христианской Церкви (о всенощном бдении, литургии, великопостном и пасхальном богослужении и – некоторых двунадесятых праздников). Протоиерей В. Успенский. I. Церковные песнопения на всенощном бдении Вечерня По возгласе священника: Слава святей и единосущней... Троице. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Приидите, поклонимся и припадем Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» ( 19  голосов:  3.7 из  5) Словарь церковных терминов Авва (арамсйск. «отец») – молитвенное обращение к Богу Отцу. В восточных церквах аввами называют настоятелей монастырей и старцев-подвижников. Акафист (греч. букв.: не сидящий) – цикл хвалебных песнопений и молитв в честь Иисуса Христа, Богородицы святых, которые исполняются стоя. Акафист состоит из 25 песнопений, из них 13 завершаются возгласом «Аллилуйя», а 12 обращенных к Богородице – возгласом «Радуйся». Амвон (греч.: край горы) – возвышение перед иконостасом и Царскими вратами в церквах, с которого священники и диаконы (на амвон всходить разрешается только им) ведут богослужения. Аналой, налой (греч.) – в православных храмах стол, на который во время богослужений кладутся Евангелие, крест и иконы (для поклонения верующих). Антиминс (греч. вместопрестолье) – обязательная принадлежность богослужения: четырехугольный плат из льняной или шелковой материи, на котором изображено положение Иисуса Христа во гроб; по углам – лики евангелистов-благовестников Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а в центре плата помещаются частицы святых мощей. Апостол (греч. посол, посланник) – в древности так называли странствующих проповедников веры. В Новом Завете апостолами названы двенадцать ближайших учеников Иисуса Христа: Симон (Петр), Андрей, Варфоломей, Иоанн, Матфей, Симон Зилот (по другой версии – Симон Кананит), Фаддей (или Иуда, сын Иакова), Филипп, Фома, Иаков – сын Алфея, Иаков – сын Зеведея и брат Иоанна, Иуда Искариот, предавший Христа. Апостолом называл себя и Павел, хотя учеником Иисуса он и не был. Артос – «просфора всецелая»: квасной хлеб, освящаемый молитвой на Пасху; его хранят всю пасхальную неделю, а в субботу раздают верующим. Архиепископ – старший епископ (см.). Архимандрит – высший монашеский чин, присваиваемый настоятелям монастырей, а также монашествующим лицам, которые занимают в церкви высокие административные должности. Вечерня – первая часть суточного богослужения (церковные сутки начинаются вечером). Суточный круг богослужений состоит из 9 служб, посвящаемых церковным событиям: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1, 3, б и 9й часы, литургия. Вечерняя посвящается воспоминаниям о сотворении мира Богом, грехопадении и раскаянии людей, об их надеждах на Спасителя. В канун больших праздников служится Вечерня великая.

http://azbyka.ru/fiction/svjataja-rus-za...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 19. Христосование с усопшими Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! В светоносный день Воскресения Христа Бога нашего все призываются веселиться божественно, спраздновать любопраздными чинами Пасху Божию спасительную. Сейчас мы должны все свое внимание (как собственно и на Страстной) сосредоточить исключительно на радости Христова Воскресения, сократить прошения и пребывать, главным образом в славословиях Воскресшего вместе с ангелами: Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби… Тя славити. Во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о себе, для плача о грехах, для страха смерти. Вспомните слово Златоуста: «Никто же да рыдает о своем убожестве… никто же да плачет о прегрешениях, никто же да убоится смерти». Все покаянно-просительное исключается из богослужения, от слова «совсем». Трисвятое: Даже славословие Триединого Господа, “Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный”, обычно воспеваемое на каждой из суточных служб, во всю седмицу Пасхи не произносится ни одного раза, ни на одной службе, включая и домашнюю молитву. А все потому, что оно оканчивается смиренно-просительным “помилуй нас”. Псалмы: Опускаются почти все псалмы, входящие в состав богослужения в качестве основных неизменных частей, не исключая и постоянно употребляемого псалма 50-го. Сохраняются только хвалитные псалмы на утрени (148–150) и на вечерне (140, 141, 128, 116). Канон: Обратите внимание, что и в пасхальном каноне, не только нет чего-либо покаянного, но даже нет ни одного просительного выражения вроде “спаси”, “помилуй”, “сохрани”. Хотя… если быть точным, в нем есть два просительных обращения, но они чисто пасхальные. Посмотрите: “Сам мя спрослави. Спасе, во Царствии Твоем” (троп. 3й песни) и “О Пасха велия и священнейшая, Христе… подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего” (тр. 9й песни). Смерть. Однако, мы замечаем, что в сей нареченный и святый день, довольно часто вспоминается о смерти и о мертвых, даже гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху — это воспоминание победное — о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех.

http://azbyka.ru/video/19-hristosovanie-...

Разделы портала «Азбука веры» Что считается чудом в церковной жизни? Каждый христианин, сколько-нибудь ответственно живущий в Церкви, имеет опыт услышанных и исполненных молитв, осуществленных упований, такого вхождения в его жизнь Промысла Божия, которое несводимо к цепи причин и следствий, господствующих в падшем тварном мире. Эти чудеса могут быть неприметны. Они вовсе не всегда сопровождаются изменением законов природы или какими-то чрезвычайно эффектными внешними проявлениями в окружающем нас мире. Но это чудо, когда мать молилась об исцелении ребенка, и он выздоровел; когда невеста ждала солдата из армии, и он вернулся. Чудо, когда мы с холодным сердцем шли на Пасхальную заутреню и просили: «Господи, не оставь вне этого пира веры», — и не остались вне его, хотя до того в душе ничего, чем бы мы могли зацепиться за эту дивную радость, не обреталось. А есть чудеса и другого рода. Каждое таинство церковное — это чудо. Когда на литургии хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа Спасителя, сохраняя только вид хлеба и вина, — это та реальность, с которой сталкивается каждый христианин. Служебник, по которому совершаются богослужения, имеет, говоря современным языком, комментарии или примечания, как быть, если священник споткнется и частицы просфоры просыпятся с дискоса, то есть с блюда, на котором они лежат; как быть, если он отвлечется во время богослужения и забудет, прочитал или не прочитал ту или иную молитву?.. И вот среди этих вполне бытовых указаний есть и такое: как быть, если священник увидит вместо хлеба и вина в чаше — Кровь и Плоть? И пишется об этом не как о каком-то чрезвычайном событии, но как о могущем быть в любом приходе, с любым священником. А после этого вновь разъясняется, как надо поступить, если какое-либо насекомое залетит и упадет в чашу. Каждый из нас знает, что чудом является и крещенская вода, которая освящается благодатию Божией. И сохраняется она отнюдь не миллиграммами серебра, которым, по твердому убеждению некоторых далеких от церковной жизни людей, задолго и специально настаивают чистую воду (сколько же это нужно иметь серебра, чтобы приготовить воду для всех желающих!), а, набранная из обычного московского водопровода, после освящения на крещенском молебне она стоит потом год, у кого-то и годы. В иных же местах вода на Крещение просто из речки черпается. Так было до 1917 года, так кое-где происходит и сейчас. Мне довелось побывать в Тобольске, где на Крещение освящают воду в реке Тобол и все сходятся к проруби и черпают воду прямо из реки. Какие ж там ионы серебра, притекшие откуда-то, могут сделать эту воду сохранной? Дело не в ионах и не в катионах, а в благодати Божией.

http://azbyka.ru/voprosy-o-chudesax

Рассказы о мучениках Боль вынуждает убийцу признаться Пасху 1966 года я встречал в селении Мегалохори, которое находится в области Трикала 105 , в семье Димитрия Ювриса. Мне представилась возможность лучше узнать жителей Фессалии и особенно их пасхальные обычаи. Среди них я почувствовал себя иностранцем, несмотря на то, что мой близкий друг Василий постоянно был рядом. У фессалийцев пасхальное богослужение короткое, зато после него бывает много мелко нарубленного жареного мяса, много вина, игра на кларнете, местные танцы и песни. Вечером пасхального дня на некоторых площадях, после того как симпатичные поросята прекращали собирать там подножный корм, освобождалось место для танцевальной площадки. Всё это я видел впервые. Я удивлялся всеобщей охоте к такому шумному празднованию, на котором были все, не исключая старушек и маленьких девочек. Я неторопливо размышлял: «Эти люди пострадали от турецкого владычества больше нас, жителей островов. Так у них выходит наружу накопившиеся за века рабства усталость от летней жары и зимней слякоти, во время которых они поневоле работали». Моё юношеское воображение не могло остановиться в тот пасхальный вечер: оно унеслось во времена турецкого владычества, когда люди высчитывали оставшиеся до этого праздника дни и с нетерпением ожидали его, чтобы он хоть что-то изменил в их несчастной жизни. Вечером, когда мы сидели под керосиновой лампой, дядя Димитрий спросил о моих впечатлениях. Я тут же начал рассказывать ему о том, как встречают Пасху на островах, совершенно не думая о том, что такое сравнение может его утомить. – У нас, господин Димитрий, пасхальное богослужение длинное, и весь день не умолкает колокольный звон. Дети бросают свои качели и целый день раскачиваются на верёвках колоколов. Мясо на Пасху у нас не жарят, а запекают с овощами в горшочке. Баранки с четырьмя красными яйцами, которые бабушки украшают рисунками, символизируют четыре стороны света, омытые кровью Христовой. А радостное пасхальное приветствие «Христос воскресе! – Воистину воскресе!» слышится целый день, перекрывая любой шум и гомон.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Zumis...

Речь, произнесенная в торжественном годичном собрании Казанской духовной академии, 8 ноября 1894 года, экстраординарным профессором П. Юнгеровым Ваше Высокопреосвященство и Милостивые Государи! Из всех книг, подлежащих моему академическому изучению, несомненно наибольшей известностью и интересом среди христианского общества пользуется Псалтирь. Псалтирь, со времени своего появления, сделалась одной из драгоценнейших священных книг Мира. Она занимала первое место в богослужении иудейской церкви. Ею, более чем всякой другой ветхозаветной книгой, пользуются свят., новозаветные писатели. Пасхальные псалмы были воспеты Спасителем Мира после тайной вечери ( Мф. 26:30 ). Примечание. Главным источником, при составлении настоящей речи, служило собственное чтение и изучение Псалтири с общими толковательными на нее трудами, преимущественно святых отцов, вникавших в дух ее учения и его жизненное нравственное значение. Общих соображений в этом последнем отношении много высказано особенно св. Афанасием в послании к Маркеллину (цитировать его буду по русскому переводу. М. 1854 г. 4-й т. Твор. св. Афанасий), отчасти св. Григорием Нисским , в соч. «О надписании псалмов» (в рус. пер. Μ 1861 г. 2-я ч. Твор. св. Григория); затем свв. Василием Великим и Иоанном Златоустом в их толковании на псалмы. Под руководством этих толковников, делались мной выборы псаломских цитат и приводилось понимание их. На систематизацию выборов влияли общие системы православной догматики. В первые века христианства, псалмы на вечерях любви и вообще в богослужении служили обычными священными гимнами христиан. И до настоящего времени Псалтирь всегда была и есть непременнейшая часть богослужения всех христианских церквей и общин. И не только на священных собраниях, но и в обыденной жизни Псалтирь всегда была в чрезвычайном употреблении у христиан. О других книгах св. Писания, говорит бл. Феодорит, большинство людей почти не знают ничего. Но вы то и дело встретите, как псалмы повторяются и поются в частных домах, на рынках, на улицах, теми, которые заучили их наизусть и которые услаждают себя их божественной мелодией. Во время бл. Иеронима, псалмы распевались пахарями, виноградарями и жнецами Палестины при полевых работах. По свидетельству св. Григория Нисского и путешествующие, и плывущие морем, и занятые сидячими работами, и мужчины и женщины, здоровые и больные, почитают для себя утратой не иметь сего высокого псаломского учения. Даже пиры и свадебные торжества заимствуют себе здесь увеселение 1 . Псалтирь и ныне составляет обычную принадлежность, особенно праздничного, семейного чтения в набожных домах исповедников римской, англиканской, протестантской и иных западных церквей и общин. Наконец, в русской православной церкви Псалтирь есть самая употребительная книга во время богослужения и вместе с тем настольная книга всякого верующего христианина, и целые поколения русского народа приобретали и приобретают искусство чтения на псалмах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Святейший Патриарх Кирилл ЦВ 7 (428) апрель 2010 /  10 апреля 2010 г. Вера и любовь не требуют доказательств 4 апреля, в день праздника Светлого Христова Воскресения, Святейший Патриарх Кирилл совершил Пасхальную великую вечерню в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения митрополит Ювеналий от лица Священного Синода, всей полноты Русской Православной Церкви и представительств Поместных Православных Церквей при московском Патриаршем престоле поздравил Святейшего Патриарха Кирилла со светлым праздником Пасхи. Святейший Патриарх обратился к участникам богослужения с ответным словом. Затем Предстоятель Русской Церкви принял традиционные пасхальные поздравления. Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка митрополит Ювеналий, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые владыки, Ваши Высокопреподобия и Преподобия, всечестные отцы и матери, дорогие братья и сестры! Я хотел бы поблагодарить Вас за Ваши слова, Ваше Высокопреосвященство, и за то, что Вы обратили внимание на то, что я считал очень важным передать и Церкви, и миру в связи с праздником Святой Пасхи. Вера является великой силой, способной преобразовать человеческую личность и человеческое общество. Только что мы прослушали Евангелие от Иоанна о явлении Христа Спасителя после воскресения из мертвых — о том, как не было среди апостолов Фомы и как он не поверил в воскресение Господа. Ему нужны были доказательства, а доказательств не было. Вот это слово: «Не поверю» — вместе со словом: «Верю, Господи! помоги моему неверию» (см. Мк. 9, 24) — сопровождает всю человеческую историю. Всегда есть люди, которым нужны доказательства. И есть те, кому не нужны доказательства. Что же это за механизм такой, который в одних формирует веру, религиозный взгляд на жизнь, а других оставляет равнодушными в отношении веры? Некоторым кажется, что это склад ума, склонность людей к рациональному мышлению, которая принадлежит большому количеству людей и в связи с развитием науки, образования количество этих людей все время увеличивается. Есть мнение, что склонность людей к рациональному мышлению и предполагает необходимость требовать доказательств, и у многих складывается впечатление, что люди образованные, рационально мыслящие не могут быть людьми верующими. Это заблуждение особенно сильно в наше время. Но на самом деле это совсем не так, и склонность человека к рациональному мышлению совсем не означает невозможность веры.

http://e-vestnik.ru/church/vera_i_lyubov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010