Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В Таиланде издали последование пасхального богослужения на тайском языке Издание включает текст пасхальных часов, утрени и Божественной литургии ПХУКЕТ. В Таиланде по инициативе представителя Русской Православной Церкви в королевстве и благочинного патриарших приходов архимандрита Олега (Черепанина) выпущено последование пасхального богослужения на тайском языке, сообщает " Рублев " со ссылкой на сайт представительства. Издание включает текст пасхальных часов, утрени и Божественной литургии, бываемых в день Пасхи. Перевод и издание осуществили учащиеся духовного училища на острове Пхукет под руководством иеромонаха Паисия (Ипате). По нескольку экземпляров последования пасхального богослужения на тайском языке направят на все приходы патриаршего благочиния в Таиланде для использования за праздничным богослужением, а также передадут православным тайцам для более осознанного их участия в пасхальном богослужении. Финансовую поддержку изданию оказал Фонд Православной Церкви в Таиланде. Королевство Таиланд страна в Юго-Восточной Азии, омываемая с одной стороны Индийским океаном, а с другой Сиамским заливом. В ней проживает 65 миллионов человек, подавляющее большинство из которых – буддисты. Православие стало распространяться на территории Таиланда с XX века. В настоящий момент его исповедует около 0,002 % населения страны (около тысячи человек). Первые контакты русских и сиамцев состоялись в 1863 году — моряки двух кораблей России посетили столицу Сиама Бангкок. В последующие десятилетия на сиамской земле побывали моряки, путешественники и дипломаты из России, представители царствующего дома Романовых и руководители буддийской сангхи Восточной Сибири. Применительно к рубежу XIX и XX веков можно говорить о контактах двух стран в целенаправленном изучении культурных феноменов друг друга. Тем не менее среди побывавших в Сиаме русских, почти не было представителей православного духовенства. В стране не велась проповедь православия и не существовало православной общины. По этой причине в российском взгляде на Сиам отсутствовал христианско-миссионерский подход.

http://sedmitza.ru/text/8016350.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Эта странная Пасхальная ночь Впечатления участника богослужения 21.04.2020 1354 Время на чтение 4 минуты Это была самая странная Пасхальная ночь. Это была самая драгоценная Пасхальная служба. Тёплый сумрак храма. Темноту под церковными сводами едва рассеивают горящие красные свечи, да на пюпитрах у хора светлячками поблёскивают лампочки, освещающие ноты. Свечей немного, совсем немного для Пасхального торжества. В полутьме молча и спокойно стоят люди, иногда лишь шепотом повторяя слова молитв и песнопений. Люди стоят в защитных масках. Все. Если маски на ком-то нет, к нему тихой тенью подходит служительница, что-то говорит, и человек закрывает лицо. Если у кого-то нет маски, женщина даёт её из своей сумки. Нас мало. Намного меньше, чем всегда. Все мы – нарушители. Преступники. Разбойники перед Престолом Божиим. Праведников здесь нет. Мы пришли сюда вопреки всем запретам, предписаниям и увещеваниям. Как древние римляне собирались в катакомбах на свои первые литургии, так мы тайком пробирались по улицам замершего города, бесплотными призраками выскальзывая из городских щелей, по одному, по двое неслышными шагами стекались на главный праздник туда, где нас не должно было быть. Повторяя в мыслях слова Спасителя: «Приходящего ко мне не изжену вон». И нас впустили и не выгнали из храма. Впервые в жизни надев медицинскую маску, сразу начинаешь задыхаться. Потом привыкаешь, потому что иначе нельзя. В масках священники, принимающие исповедь, алтарники, проходящие по храму с церковной утварью, девушка, протирающая праздничную икону после каждого подходящего к ней прихожанина. Только хор и батюшки в алтаре и на амвоне с открытыми лицами. Во мраке храма мы не узнаём друг друга, подслеповато щурясь на соседей и пытаясь разглядеть знакомые черты под масками. Мы не привыкли к такому. Не мы это придумали. Нам это не нужно. Но мы не можем подвести тех, кто сегодня принял нас под сводами Божьего дома. Мы – грешники, которые должны оплакивать свою греховную участь. Праведников здесь нет. Сегодня праведники встречают Воскресшего Христа перед телевизором. По приказу, по запрету, по благословению. А мы – не бунтовщики, не дерзкие нарушители спокойствия и порядка. Мы – те, кого Господь призвал на покаяние, для которых немыслимо жить без ощущения Царства Небесного, открывающегося нам через отверстые Царские Врата. Что лучше – быть разбойником перед Крестом Божиим или праведником перед экраном гаджета – каждый решает сам по своей совести. Мы – не лучше тех. Мы сегодня несчастнее их, и это внушает нам безумство дерзости. Но почему так печален лик Спасителя на иконе? Из-за нашего непослушания? Или оттого, что нас так мало?

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/21/et...

Пасхальный благовест (Исторический очерк) Кому не знаком (хотя по описаниям и рассказам) московский благовест к светлой заутрене? Еще задолго до наступления полуночи несметные толпы «всенароднаго множества» собираются на кремлевской площади. Православные с благоговением стремятся насладиться хотя бы чудным благовестом к тем дивным службам, которые исстари совершаются в московском Успенском соборе. В толпе во множестве ждут того же момента и иностранцы, желающие пережить удивительный, по их мнению, «эффект» православной обрядности, равного которому нет ни в жизни, ни в художественных созданиях западноевропейского человека. Едва часы пробили двенадцать, на Иване Великом раздается первый удар пасхального благовеста. Несколько мгновений глубокого благоговейного внимания, – и на Иване Великом следует второй удар большого колокола, а вслед за ним разом отзываются все многочисленные колокольни Москвы: величественный момент, уже достаточно отмеченный и в литературе. В русской церковной жизни еще поразительнее это влияние кремлевского благовеста. Много ли на Руси храмов, с которых бы в эту полночь не раздался благовест, как бы в ответ Ивану Великому! Пусть часы захолустного звонаря не отличаются точностью, но замечательно: в эту ночь ожидают именно 12 часов, чтобы благовестить наступление самого первого момента великого дня. Этот единодушный отзыв русских колоколен на благовест Ивана Великого представляет знаменательное явление. В исторической судьбе пасхального благовеста найдутся основания для самой разнообразной практики, но для полночного благовеста остается лишь единственное основание – пример Ивана Великого. В отдаленную эпоху господства Студийского устава, по разным начертаниям его, в православном богослужении время пасхального благовеста определялось неодинаково. В начертании устава преп. Афанасия афонского († 980) замечено по этому поводу: «Да будет ведомо, яко, по миновании третьей стражи нощи, или в 9 часов, падает знамение водяных часов, и по знаку его немедленно встают и стучат в била».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Формирование суточного богослужебного круга Истоки христианского богослужения суточного и седмичного кругов следует искать в храмовом и синагогальном богослужении эпохи Иисуса Христа. Как мы уже говорили, обычаем Иисуса было посещать синагогу по субботам; кроме того, не менее одного раза в год, на пасху, Он вместе с учениками участвовал в храмовом богослужении в Иерусалиме. Богослужебная практика учеников Христа вне храма и синагоги, вероятно, основывалась на пении псалмов (именно в этом смысле следует понимать слово «воспев» в Мф. 26:30 ; Мк. 14:26 ), проповеди и чтении Писания (Ветхого Завета). Иисус давал ученикам наставления о том, как следует молиться: эти наставления касались как молитвы наедине с Богом, так и молитвы общественной, возносимой от лица группы верующих. Примером последней является молитва «Отче наш», созданная Самим Христом, прочно и навсегда закрепившаяся в христианском богослужении. Тайная Вечеря Особым, уникальным и судьбоносным событием в жизни учеников стала Тайная Вечеря, совершенная Христом накануне Своей крестной смерти. Именно эта пасхальная трапеза, на которой Христос преломил хлеб и разделил с учениками чашу вина, стала основой евхаристического богослужения в раннехристианской общине. А вокруг Евхаристии стала постепенно выстраиваться вся богослужебная жизнь Церкви. О том, как происходила пасхальная вечеря во времена Иисуса Христа, мы узнаем из книги Исход, где описано установление Богом праздника пасхи и перечислены основные правила, по которым должна совершаться пасхальная трапеза. Эта трапеза представляет собой семейный ужин, совершавшийся 14 нисана. Основным блюдом пасхальной трапезы является агнец, «без порока, мужеского пола, однолетний»: он должен быть запечен на огне и съеден всеми членами семьи с пресным хлебом и горькими травами. Есть его надо «с поспешностью»: члены семьи должны быть препоясанными и обутыми, с посохами в руках. Пасхальное празднование после вечери должно продолжаться семь дней, в течение которых в домах не должно быть квасного хлеба.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

— Как прошло празднование Пасхи в Юго-Восточной Азии? Эпидемиологическая обстановка в регионе оставляет желать лучшего. Были ли открыты храмы? — Пасхальные богослужения в странах Патриаршего экзархата Юго-Восточной Азии совершались так же, как и во всех православных храмах Русской Православной Церкви, по уставу и с соблюдением предписанных мер, учитывающих эпидемиологическую ситуацию в каждом конкретном регионе. В ряде стран частично введен локдаун. Так, в Камбодже запрещено перемещаться между районами, а в Таиланде была отменена общая традиционная трапеза после праздничного богослужения. Многие приходы вели предварительную запись на богослужения, чтобы количество прихожан в храмах не превышало рекомендуемое. Из отличий празднования Пасхи в странах Юго-Восточной Азии и в России — это повсеместный жаркий климат и высокая влажность. Но главное — что храмы были открыты, и мы имели возможность славить Воскресшего Творца и совершать уставные великопостные богослужения, а также радостные службы первых пасхальных дней. — В экзархат входят территории нескольких государств. Каково общее число православных христиан в экзархате? — В Юго-Восточной Азии проживает почти миллиард человек, но нужно понимать, что абсолютное большинство из них являются последователями традиционных для каждой страны религий. Мы с уважением относимся к многовековым культурным, историческим и религиозным традициям народов стран пастырской ответственности Патриаршего экзархата. Наше служение здесь было организовано в первую очередь для православных верующих из стран канонической территории Русской Православной Церкви, которые по роду своей деятельности оказались вдали от дома и были лишены возможности посещать храм и приступать к таинствам Церкви. Сам по себе экзархат является далеко не новым церковным образованием Русской Православной Церкви в Азии. Появление и распространение Православия в Азиатско-Тихоокеанском регионе во многом связано с освоением Сибири и Дальнего Востока в XVII веке и установлением торговых и дипломатических отношений России с Китаем, Кореей и Японией.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5811433...

Предисловие 1. Предмет, задача и план исследования Последование часов и изобразительных, составляющее предмет нашего исследования, включает в свой объем несколько вполне самостоятельных церковных служб. И прежде всего здесь нужно различать два совершенно независимых друг от друга последования с особыми названиями, а именно – последование часов и последование изобразительных. В свою очередь последование часов подразделяется на четыре отдельных часа – первый, третий, шестой и девятый, из которых каждый имеет свое особое «междочасие» или «почасие». Эти часовые службы вместе с изобразительными составляют особый круг дневного богослужения, почему и называются иногда: α μερινα προσευχα 1 . Последование изобразительных, за исключением пасхальной службы, почти не изменяет своего состава. Что же касается часовых служб, то из них одни лишь междочасия остаются всегда неизменными, а часы видоизменяются соответственно различным временам церковного года: в Уставе различаются часы повседневные, великопостные, царские и пасхальные. Все эти виды часов входят в состав нынешнего богослужения. Но древние памятники знакомят нас еще с так называемыми «песненными» часами и с архаическим чином «тритекти», который также обычно причисляется к песненным часам. Наконец, те же памятники говорят об особых «ночных» часах, имеющих непосредственную связь с известным и в современной келейно-монастырской практике «чином 12-ти псалмов». Историческое изучение всей совокупности названных служб составляет задачу нашего исследования, А так как история часов и изобразительных естественно сливается с историей всего суточного богослужения, то, по связи, приходится так или иначе касаться всех суточных служб, и даже литургии. Важное значение истории богослужения вообще и тех или других последований, в частности, не подлежит сомнению, и потому нет, надобности оправдывать выбор указанного предмета и доказывать необходимость постановки и решения намеченной выше задачи последования. Расширяя и углубляя понимание смысла и значения церковных чинов и обрядов, история вводит нас в самый процесс их развития, уясняет условия и законы этого развития и таким путем ведет к возрождению как бы угасшего и перешедшего в скрытое состояние, но все еще живого и всегда живительного церковно-богослужебного творчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

План Постной триоди Постная триодь представляет собою сборник переменных частей богослужения для первой половины круга т.н. подвижных дней, начиная от недели мытаря и фарисея и кончая великой субботой. Прежде чем приступить к рассмотрению того, как создавались составные элементы триоди и как составлялся самый этот сборник, необходимо предварительно ознакомиться с тем, как возникли те памяти, которые давали повод к появлению указанных элементов, и как образовалась та система этих памятей, которая теперь служит планом Постной триоди, – словом – необходимо ознакомиться с историей календаря Постной триоди. В этом календаре различаются три группы памятей: 1. пасхальный пост, или страстная седмица, к которой примыкает пост 40-цы с предшествующими ей тремя приготовительными седмицами, 2. памяти дней воскресных 40-цы: в настоящее время в нашем календаре их нет, о них говорится лишь в содержании самогласнов и некоторых воскресных канонов, согласно этому содержанию во вторую, например, неделю поста вспоминается притча о блудном сыне, в третью – о мытаре и фарисее и т.д., и, наконец, 3. группа памятей минейных, перенесенных в подвижной круг из неподвижного, каковы, например, памяти св. Феодора Тирона в субботу первой седмицы поста, св. Марии египетской – в 5-ю неделю и т.п. Самая древняя из вышеуказанных память это – пасхальный пост. Несомненно, он установлен еще апостолами по заповеди Христа – поститься в тот день, когда отнимется у них Жених ( Мф. 9,15 ). Как видно из истории пасхальных споров к. II в., его одинаково соблюдали и христиане, праздновавшие Пасху вместе с евреями 14-го нисана, и христиане, праздновавшие этот праздник в день воскресный 1 . Продолжительность его во II в. в различных местах была различна. Св. Ириней Лионский в письме к папе Виктору сообщает, что, «по мнению одних, следует поститься один день, по мнению других – два дня, по мнению третьих – даже больше; некоторые продолжают пост сорок часов дня и ночи 2 ». От первой половины III-ro века Тертуллиан в своем уже монтанистическом (после 202 г.) сочинении «О посте» сообщает, что современные ему православные считали «назначенными Евангелием для поста лишь те дни, в которые отнят был Жених, и признавали их единственно обязательными для христиан постом, после того как отменены были ветхие, законные и пророческие, установления (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Сортировать по Исключить новости Великая суббота Великая Суббота — день, исполненный тишины и покоя. И ветер в этот день утихает, молчит небо, молчит земля… Но для нас это день, исполненный не только печали, но и надежды, и ожидания. Повисают в воздухе капли святой воды, священник проходит, освящая куличи, яйца, пасхальную снедь. 14 апреля, 2012 Великая Суббота — день, исполненный тишины и покоя. И ветер в этот день утихает, молчит небо, молчит земля… Но для нас это день, исполненный не только печали, но и надежды, и ожидания. Повисают в воздухе капли святой воды, священник проходит, освящая куличи, яйца, пасхальную снедь. Еще кругом ночная мгла. Еще так рано в мире, Что звездам в небе нет числа, И каждая, как день, светла, И если бы земля могла, Она бы Пасху проспала Под чтение Псалтыри. Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго», опубликованный в 1957 году за границей, принятый там на ура и в первые же два года переведенный на 24 языка, в Советском Союзе имел хождение в списках и нелегальных копиях, впервые он был опубликован для российского читателя только в 1988 году, в перестройку. Из-за этого романа Пастернак подвергся жестокой травле советской общественности и властей. А многие российские деятели культуры, науки, политического андерграунда, пережившие то время, 60-е и 70-е годы, эпоху хрущевского самодурства и брежневского застоя, вспоминают: к христианству нас привел Пастернак. Стихи, написанные им от имени главного героя, Юрия Живаго, и присоединенные к роману, для многих людей в атмосфере свинцового атеистического давления стали окном в православную духовность … Одно из замечательных стихотворений этого цикла — «На Страстной», оно хорошо знакомо тысячам читателей, в наши дни вошло в школьные хрестоматии и антологии христианской лирики. И со Страстного четверга Вплоть до Страстной субботы Вода буравит берега И вьет водовороты. И лес раздет и непокрыт, И на Страстях Христовых, Как строй молящихся, стоит Толпой стволов сосновых. К какому именно дню Страстной недели относится стихотворение, читателю, хорошо разбирающемуся в православном богослужении, его реалиях и особенностях, нелегко определить точно. В нем есть приметы и седмиц Великого поста, когда за богослужением, кафизма за кафизмой, неоднократно прочитывается вся Псалтырь, и Великого Пятка — крестный погребальный ход с Плащаницей совершается именно в пятницу, да и та же Псалтырь, особенно 118 кафизма, традиционно читается при погребении… Что ж, «На Страстной» — поэтическое произведение, а не отрывок из Типикона, изучать по нему богослужебный устав было бы нелепо.

http://pravmir.ru/velikaya-subbota-3/

Сортировать по Исключить новости Митрополит Иларион: Пасхальная ночь – самая прекрасная ночь на земле Я очень хорошо чувствую, какая проповедь сказана мною просто по долгу службы, а какая сказана вдохновенно – когда ты говоришь, и мысли приходят одна за другой. 16 апреля, 2014 Я очень хорошо чувствую, какая проповедь сказана мною просто по долгу службы, а какая сказана вдохновенно – когда ты говоришь, и мысли приходят одна за другой. В преддверии Пасхи, которая в этом году совпадает у православных верующих и у католиков, наш корреспондент встретился с Митрополитом Иларионом. На Страстной неделе Владыко посетит Барселону, где 15 апреля в исполнении Московского Синодального хора и Российского национального оркестра прозвучит его сочинение «Страсти по Матфею». Для участия в знаменательном проекте РНО были приглашены лучшие мировые исполнители, в числе которых болгарская оперная дива Веселина Казарова и швейцарский дирижер Миша Дамев. — Ваше Высокопреосвященство, католические храмы уже не раз «принимали» такие концерты. Почему это не практикуется у нас? – В виде исключения это возможно. Недавно, в Храме на Ордынке, в богослужении, где прозвучала «Всенощная» Рахманинова, которую исполнил Московский Синодальный хор под управлением А. Пузакова, принял участие Хор Винчестерского колледжа из Великобритании. Они исполнили «Богородица, дева радуйся», а после службы выступили для прихожан. Концерт в соборе Sagrada Familia, построенном великим архитектором Гауди, – этот проект имеет не литургическое, а исключительно культурное значение. — Почему для исполнения своего сочинения вы выбрали именно эти коллективы? – Это не я их выбрал, это они «выбрали» мою музыку. Выступление в Барселоне – проект Российского национального оркестра. Поскольку у меня давно был запланирован визит в Испанию для встречи с ведущими иерархами Римско-католической церкви, я участвовал только в подборе даты. Когда руководство оркестра, в лице его исполнительного директора Олега Полтевского, меня проинформировало о том, что планируется этот концерт, я предложил приурочить его к моему посещению Мадрида и Барселоны, с тем, чтобы я смог присутствовать на нем, а также пригласить своих испанских друзей.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-pas...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Пасха белорусская: ковчег посреди многовирусной стихии Часть 3. Либеральная фронда 19.05.2020 451 Время на чтение 16 минут Источник: Телескоп В этот раз лукавому не удалось в Белоруссии обратить против Церкви силу государства. Напротив, последнее выступило оградой и даже стимулом для великопостно-пасхального церковного богослужения: если кого-то в церковной среде и будоражил соблазн «церковного карантина и самоизоляции», то в данных условиях у него не было возможности материализоваться. Но, конечно, это никак не могло означать для Церкви покоя. Традиционный вой и истерику негодования (как и в России и на Украине ) подняли либерально-националистические силы во главе с интеллигенцией (о неразрывном союзе либералов и националистов по принципиальным вопросам, как и о сущностном единстве либеральной и националистической идеологий требуется отдельный разговор). Их требования можно выстроить в иерархию: в норме – «храмовая самоизоляция» священства от мирян; программа-максимум – закрытие храмов и отмена богослужений как таковых; программа-минимум – максимальная адаптация богослужений под глобальный « коронавирусн ый культ» вплоть до облачения священников в белые перчатки и «дезинфекции» святых Христовых Таин. Разумеется, требования эти зиждутся не на любви и болезновании сердца о людях: например, когда на Донбассе массово погибали (и погибают доселе уже 7-й год подряд, несмотря ни на какие карантины!) под артобстрелами и при карательных зачистках старики, женщины и дети (не говоря уже об народных ополченцах), никакой печали за «колорадов и ватников» ни у кого из них не было замечено. Не слышно от «гуманистов» и призывов запретить внутриутробные детоубийства (аборты), абортивное ЭКО, не говоря уже о многообразных форм духовного убийства «свободной» секулярной культурой. Что же является причиной громыхания? Причины многообразны и, хотя и едины по духу, составляют у каждого сторонника «церковной самоизоляции» своё сочетание в разных мерах. Первая: осознанный, а чаще подспудный, переносимый на других страх смерти и, соответственно, культ земной жизни из здоровья как, подчеркнем, высшей и безусловной ценности, которой ничего не должно вредить. И если первая и имеет свои оправдания человеческой немощью, то только не последующие. Вторая: отношение к церковным священнодействиям как к «каким-то» там религиозным ритуалам, которые (как и Христианство в целом) для них – нечто периферийное и рудиментарное, часто достойное насмешки и пренебрежения и уж точно не составляющее конкуренции материальной науке, которой (и международным представителям которых) у них полное доверие, «почет и слава во веки».

http://ruskline.ru/opp/2020/05/19/pasha_...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010