Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГАФОН (1-я пол. XVI в.), свящ. ц. Гурия, Самона и Авива при соборе Св. Софии в Новгороде , составитель сб. «Круг великий миротворный» , автор послесловия к таблице этого сборника. Сведения об А. исчерпываются тем, что он сам сообщил о себе в 3 редакциях послесловия к сборнику. 5 мая 1538 г. тяжелобольной А. присутствовал на перенесении мощей свт. Петра , митр. Московского, и дал обет «святому на целбоносный его гроб, написав, положити круг святыя Пасхи Господня»; 12 мая 1538 г. он дал такой же обет у гроба прп. Сергия Радонежского . 25 марта 1539 г. А. составил раннюю редакцию послесловия к «Миротворному кругу». 25 марта 1540 г. написал послесловие к рукописи, обещанной в Троицкий мон-рь, а 20 янв. 1541 г.- к рукописи, написанной по обету, данному у мощей митр. Петра. Оба манускрипта сохранились: РГБ. Троиц. 736; ГИМ. Муз. 1663-б. Имеющиеся в тексте послесловия и в составе и расположении таблиц отличия позволяют говорить о том, что это 2 различные редакции сб. «Миротворный круг» - наиболее значительной по масштабам пасхалии , созданной в Московской Руси. Ранняя (черновая) редакция послесловия к таблице пасхалии (1539) сохранилась только в составе указанной рукописи из собрания Троице-Сергиевой лавры , вложенной А. по обещанию в этот мон-рь. «Миротворный круг» состоит из неск. разновременных пластов текста. К наиболее раннему можно отнести послесловия к пасхалии, написанные в 1492 г. Зосимой (Брадатым) , митр. Московским («Изложение о пасхалии»), и Геннадием , архиеп. Новгородским («Начало пасхалии»), а также 3 сказания «О скончании седьмой тысячи лет» прп. Иосифа Волоцкого . Эти произведения восходят к кон. XV в. и тесно связаны с проблемой ожидания конца света на Руси ок. 7000 (1492) г. и составлением новой пасхалии «на восьмую тысячу лет». Основная, табличная, часть «Миротворного круга» включает в себя традиц. таблицы для расчетов времени Пасхи (для расчетов круга Солнца и круга Луны и связанных с ними данных, таблицу 532-летнего цикла Великого индиктиона , «зрячую пасхалию»), грандиозную таблицу пасхалии на 7980 лет от Сотворения мира (до 2472 по Р.

http://pravenc.ru/text/63250.html

118. 1492 г. Митрополита Зосимы извещение о пасхалии на восьмую тысячу лет Издано было по соловецкой Кормчей 1493 г. (ныне Казан. Дух. Акад.), 858, в Правосл. Собесед. 1860) г., ч. II, стр. 334–338. В настоящем издании памятник является тоже по современному списку, находящемуся в рукописи Троицкой Лавры 46, л. 93 об. Основной список сравнен с синодальным – в Следованной Псалтыри XV-XVI в. 713, л. 504 об.–507, и с волоколамским – в Богородичнике нач. XVI в. Москов. Епарх. Библ. 139, л. 219–221. Вместе с другими современными статьями о пасхалии ( Геннадия новгородского и Иосифа волоцкого ), «Извещение» Зосимы внесено в известный «Миротворный Круг» новгородского священника Агафона (1540), но без пасхальных распределений и с некоторыми поправками в тексте. Изложение пасхалии на восьмую тысячу лет, повелением государя великого князя Иоанна Васильевича всея Руси, преосвященным Зосимой, митрополитом всея Руси, в нейже чаем всемирного пришествия Христова Всесвятой и живоначальной единосущной и неразделимой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, всемилостивого и преблагого и человеколюбивого Бога милосердием и поспешеством, семитысячных лет края достигохом, и пасхалии седьмой тысячи 3031 последнее лето скончася, при державе благоверного и христолюбивого великого князя Ивана Васильевича, государя и самодержца всея Руси, в тридесять первое лето царства его, в третье же лето паствы пресвященного Зосимы, митрополита всея Руси. И якоже бысть в первые лета, тако и в последние, якоже Господь наш в Евангелии рече: «и будут перви последние и последние перви»; и якоже бысть в лето первое по вознесении Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на небеса, собрашася Апостолы воедино и засвидетельствоваше, утвержаше веру, яже в Христа Бога; и по сшествии Святого Духа на всех Апостолов, бывших тогда тут, утвердивше веру, яже в Христа Бога, и запечатлевше Святым Духом, предания Божьим церквам 3032 и всем православным, верующим в Христа Бога, и рассеяшася по всей вселенной, во все языки, проповедающе веру, яже в Христа Бога, учаше и предаваше 3033 божественные писания на утверждение православный веры, яже в Христа Бога 3034 , и крещаше во имя Отца и Сына и Святого Духа все языки: и прославися божественная вера Христова по всей вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_74317.html 02 апреля 2010 Протоиерей Артемий Владимиров Беседа о календаре и Пасхалии Источник:  линия Побеседуем о временах и сроках, о церковном летосчислении, о новом, так называемом григорианском календаре, ставшем календарем гражданским. Прислушайтесь, пожалуйста, к словам угодника Божия, имя которого вы должны узнать, едва лишь слуха вашего коснутся его глаголы: " Что приняла и облобызала Святая Церковь, все для сердца христианина должно быть любезно. Что Церковь положила на семи Вселенских Соборах – исполняй. Горе тому, кто одно слово прибавит к сему или убавит. Хранит Господь яко зеницу ока Своего людей Своих, то есть православных христиан, любящих Его и всем сердцем, и всею мыслию, и словом, и делом день и нощь служащих Ему. А таковые – суть хранящие всецело все уставы, догматы и предания нашей Восточной Церкви Вселенской и устами исповедующие благочестие его преданное " . Многие, наверное, узнали по сладким и верным словам, строгим и определительным в то же время, преподобного Саровского угодника и всея России чудотворца Серафима. Он, истинный сын Православной Церкви, повторяет мысль великой важности, утвержденную вселенским сознанием: никто в Церкви – ни патриарх, ни священник, ни мирянин не должен вводить что-либо новое, противоречащее Святому Писанию Ветхого и Нового Заветов и Преданию писаному и неписаному. О церковном календаре, церковном летосчислении прямо речь никогда не шла в древности. Но о чем подробно рассуждали святые Отцы на I Вселенском Соборе в Никее, равно как и на поместном Антиохийском Соборе, так это о Пасхалии, о времени празднования искупительных страдании Господа и Его Воскресения. Принят был святыми Отцами и юлианский календарь, на который наложена была Пасхалия: чудный дар Церкви александрийских Отцов – изрядных ученых и чистых богословов. По православной Пасхалии нам должно праздновать Пасху в первое воскресенье после пасхи иудейской, после весеннего полнолуния, случившегося в день весеннего равноденствия, или непосредственно за ним.

http://religare.ru/2_74317_1_21.html

Акция «Пасхальная весть» — Евангелие в каждый дом — присоединяйтесь! В дни Страстной седмицы в Москве стартует благотворительная просветительская акция «Пасхальная весть», организатор которой — издательство «Никея», а информационный партнер — портал «Правмир». Об акции рассказывает главный редактор «Никеи» Владимир Лучанинов. 20 апреля, 2011 В дни Страстной седмицы в Москве стартует благотворительная просветительская акция «Пасхальная весть», организатор которой — издательство «Никея», а информационный партнер — портал «Правмир». Об акции рассказывает главный редактор «Никеи» Владимир Лучанинов. — Владимир, суть Вашей акции в Великую Субботу – раздача специального издания Евангелия. Почему выбор пал именно на этот Священный для христиан текст? — Евангелие – это первая и основополагающая книга для любого христианина, это тот фундамент, на котором базируются каноны Церкви, православное вероучение, творения святых отцов. Без опоры на Евангелие невозможно понять значение Искупительной Жертвы Христа. Заметьте, сектанты различного толка упрекают нас, православных, в недостаточном знании текста Священного Писания. Они говорят, что мы соприкасаемся с Евангелием только тогда, когда Его выносят на литургии для чтения. Действительно, многие люди охотно читают житийную литературу, книги о чудесах, о старцах. Среди прихожан, к сожалению, нередко встречаются и такие, кто за всю жизнь ни разу не читал Евангелия. Поэтому мы хотим, чтобы с этой Книгой познакомилось как можно больше людей. К тому же, глубоко символично, что слово «Евангелие» с греческого переводится на русский язык как «Благая Весть» о воскресшем Мессии , что перекликается с названием нашей акции. — Скажите, а почему Вы остановились на Евангелии от Марка? — Этот текст отличается краткостью, ясностью, динамикой построения. Но от этого нисколько не страдает его содержание. Первоначально это Евангелие предназначалось для проповеди язычникам. Главная цель евангелиста – утвердить в обращённых язычниках веру в божественность Спасителя и власть Христа, Сына Божия, над всей тварью. Не случайно значительная часть повествования посвящена рассказу о чудесах . Автор представляет Христа в Его общении с учениками, показывает процесс их воспитания и научения вере, подготовке апостолов к общественному служению.

http://pravmir.ru/akciya-pasxalnaya-vest...

В Санкт-Петербурге пройдёт пасхальная благотворительная выставка прикладного искусства Санкт-Петербург, 8 апреля 2008 г. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира с 16 по 20 апреля в Санкт-Петербурге состоится Пасхальная благотворительная выставка изделий прикладного искусства. В программе выставки пасхальные подарки, открытки, рисунки, вышивка, резьба и роспись по дереву, керамика, игрушки, русский народный костюм. Участвуют епархиальные отделы, приходы храмов, воскресные школы, православные творческие коллективы. В программе выставки – встречи со священнослужителями, показ православных видеофильмов, работа лектория, выставка рисунков участников конкурса «Круг светлых дней», фотовыставка, уроки рукоделия и ремесла. Вход свободный. Время работы выставки с 12 до 19 часов, в субботу – до 18 часов. Выставка размещается в помещениях Митрополичьего корпуса Александро-Невской Лавры (ст. метро Пл. Александра Невского) Завершается Великий пост. Глубоко воспринимая призыв Святой Церкви к исправлению жизни и покаянию, все мы стремимся достойно пройти поприще Великого поста и с духовным трепетом и радостью встретить Светлое Христово Воскресение. Воскресение Христово – центральное событие мировой истории, ибо благодаря Крестному подвигу Спасителя преодолена пропасть, отделявшая людей от Бога, и человек, отпавший некогда от своего Небесного Отца, становится причастником Божественной жизни. Пасха «столько превосходит все торжества человеческие и земные – свидетельствует святитель Григорий Богослов, - сколько солнце превосходит звезды». Поэтому нет для христианина более торжественного и великого дня, чем день Воскресения Христова, несущее нам спасение и Жизнь вечную. Одной из страниц подготовки к этому Светлому дню для нас и нашей Епархии станет Пасхальная благотворительная выставка изделий прикладного искусства. Она, как и Рождественская выставка, традиционно проводится в течение последних восьми лет в Митрополичьем корпусе Александро-Невской лавры нашего города в преддверии последней, более строгой недели поста и самого праздника Воскресения Христова.

http://pravoslavie.ru/26342.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «КРУГ ВЕЛИКИЙ МИРОТВОРНЫЙ» («Великий миротворный круг»), древнерусский календарно-хронологический сб. энциклопедического характера. В Предисловии к сборнику (по А. А. Романовой, в Послесловии) указано, что его составителем был Агафон , священник придельной ц. святых Гурия, Самона и Авива новгородского Софийского собора. Создание «К. в. м.» относится к рубежу 30-х и 40-х гг. XVI в. Сборник содержит: календарные таблицы, относящиеся к пасхальным расчетам; богословско-полемические статьи преимущественно кон. XV - нач. XVI в., связанные с эсхатологическими ожиданиями ок. 1491/92 (7000) г. и с составлением новой пасхалии. Календарная часть «К. в. м.» охватывает 8 тыс. лет. «Великим миротворным кругом» свящ. Агафон называет только таблицы; название связано с установленным для расчета дней празднования Пасхи 532-летним циклом Великого индиктиона, иначе - миротворного круга (относящегося к сотворению мира). В сборнике представлена таблица с циклом в 15 Великих индиктионов (7980 лет, до 2472 г. по Р. Х.), по прошествии к-рого совпадают начала круга Солнца (28 лет), круга Луны (19 лет) и круга индиктиона (15 лет). Текстовая часть является дополнением к таблицам. Изначально в нее входили Предисловие свящ. Агафона, «Изложение пасхалии» митр. Зосимы , «Начало пасхалии» Новгородского архиеп. св. Геннадия (Гонзова) , 3 сказания «О скончании седьмой тысящи» прп. Иосифа Волоцкого , анонимные статьи «Исправление круга святыя Пасхи», «Вопрос, како тридневно воскрес Господь», «Собор Вселенский первый», хронологический трактат «Сказание известно, како считати пасхалия наусть». В одну из редакций «К. в. м.» включено Послание Д. М. Траханиота к Новгородскому архиеп. Геннадию. В сер. XVI в. в рус. книжности господствовала тенденция к объединению сочинений в комплексы. Большинство статей и таблиц, вошедших в «К. в. м.», были известны и ранее. Появление сборника обусловлено накопившимися к тому времени достижениями в области хронологии. Интерес к календарной проблематике в кон. XV в. был связан с ожиданием Второго пришествия в 7000 г. от сотворения мира и с завершением пасхалии. Несостоявшийся конец мироздания послужил причиной активизации пропаганды еретиков жидовствующих , многие из указанных сочинений стали ответом на нее. Со временем состав «К. в. м.» незначительно менялся за счет изменения количества статей или самостоятельного функционирования частей сборника: табличной, использовавшейся в практических целях, или текстовой - четьей.

http://pravenc.ru/text/2462049.html

Пасхальное богослужение: все о пасхальном богослужении Ровно в 12 часов по местному времени при закрытых Царских Вратах священнослужители тихим гласом поют стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити» 28 апреля, 2019 Ровно в 12 часов по местному времени при закрытых Царских Вратах священнослужители тихим гласом поют стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити» Что такое пасхальное богослужение? Как оно происходит? Что требуется делать прихожанину? На все эти вопросы Вы узнаете ответ из статьи! Как происходит пасхальное богослужение и крестный ход на Пасху? Пасхальные богослужения особенно торжественны. Христос бо воста: веселие вечное, — поет Церковь в каноне Пасхи. Еще с древних, апостольских времен христиане бодрствуют в священную и предпразднственную спасительную ночь Светлого Воскресения Христова, — ночь светозарную светоносного дня, ожидая времени своего духовного освобождения от работы вражия (Церковный Устав в неделю Пасхи). Незадолго до полуночи во всех храмах служится полунощница, на которой иерей с диаконом исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, при пении слов катавасии 9-й песни «Возстану бо и прославлюся» подъемлют Плащаницу и относят в алтарь. Плащаницу полагают на святой Престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи. Пасхальную утреню, «веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых» , начинают в 12 часов ночи. При приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у Престола. Священнослужители и молящиеся в храме возжигают свечи. На Пасху перед самою полночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. В алтаре начинается тихое пение, набирающее силу: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни льется ликующий пасхальный трезвон.

http://pravmir.ru/o-pasxalnom-bogosluzhe...

поиск:   разделы   рассылка Протоиерей Артемий Владимиров Беседа о календаре и Пасхалии Источник:  Русская линия Побеседуем о временах и сроках, о церковном летосчислении, о новом, так называемом григорианском календаре, ставшем календарем гражданским. Прислушайтесь, пожалуйста, к словам угодника Божия, имя которого вы должны узнать, едва лишь слуха вашего коснутся его глаголы: " Что приняла и облобызала Святая Церковь, все для сердца христианина должно быть любезно. Что Церковь положила на семи Вселенских Соборах – исполняй. Горе тому, кто одно слово прибавит к сему или убавит. Хранит Господь яко зеницу ока Своего людей Своих, то есть православных христиан, любящих Его и всем сердцем, и всею мыслию, и словом, и делом день и нощь служащих Ему. А таковые – суть хранящие всецело все уставы, догматы и предания нашей Восточной Церкви Вселенской и устами исповедующие благочестие его преданное " . Многие, наверное, узнали по сладким и верным словам, строгим и определительным в то же время, преподобного Саровского угодника и всея России чудотворца Серафима. Он, истинный сын Православной Церкви, повторяет мысль великой важности, утвержденную вселенским сознанием: никто в Церкви – ни патриарх, ни священник, ни мирянин не должен вводить что-либо новое, противоречащее Святому Писанию Ветхого и Нового Заветов и Преданию писаному и неписаному. О церковном календаре, церковном летосчислении прямо речь никогда не шла в древности. Но о чем подробно рассуждали святые Отцы на I Вселенском Соборе в Никее, равно как и на поместном Антиохийском Соборе, так это о Пасхалии, о времени празднования искупительных страдании Господа и Его Воскресения. Принят был святыми Отцами и юлианский календарь, на который наложена была Пасхалия: чудный дар Церкви александрийских Отцов – изрядных ученых и чистых богословов. По православной Пасхалии нам должно праздновать Пасху в первое воскресенье после пасхи иудейской, после весеннего полнолуния, случившегося в день весеннего равноденствия, или непосредственно за ним.

http://religare.ru/2_74317.html

     Христос Воскресе! Пришло время, братья и сестры, и мы вновь произносим эти долгожданные слова. Возможно ли в полной мере высказать, что они значат для нас? Пасхальное приветствие – это вхождение в иную реальность, всегда новую реальность Воскресения. Это погружение в океан радости, волны которого накрывают с головой и заставляют ликовать даже самого взвешенного, спокойного человека. На что похожа Пасха? На электрический разряд молнии, мгновенно освещающий все вокруг так, что нигде не остается никакой тьмы. На внезапно прорвавшую плотину, взрывающуюся брызгами пенящейся воды. На стремительный порыв весеннего ветра, с грохотом растворяющий заклеенные на зиму окна. Явилась сама жизнь, победившая смерть, – и все вокруг оживает, воскресает. И мы тоже, услышав пасхальное приветствие, отряхиваем накопившуюся усталость, отгоняем уныние и, еще не веря случившемуся, отвечаем: «Воистину Воскресе!» И, конечно же, красоту и глубину пришедшего праздника нам помогает ощутить богослужебное чтение из Священного Писания. С наступлением Пасхи Церковь открывает Книгу Деяний, которая отныне будет сопровождать нас в течение всего попразднства. Почему же именно эта книга и никакая другая? Ответ на этот вопрос, как и на многие другие, мы получим, рассмотрев сам текст Деяний. Итак, перед нами пасхальное апостольское зачало: первые восемь стихов из Книги евангелиста Луки Деяния Святых Апостолов. «Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала» (Деян. 1:1). В церковнославянской Библии переведено точнее: «Первое убо слово сотворих о всех, о Феофиле, яже начат Иисус творити же и учити». «Первое слово», о котором говорит Лука, есть его Евангелие, в котором он написал о том, «яже начат Иисус творити же и учити». Обратите внимание: Иисус начал творить и учить, а кто же продолжил? Продолжила Церковь, «которая есть Тело Его» (Еф. 1:23), и Она же будет продолжать это служение до конца времен. Дела и учение Церкви есть продолжение дел и учения Христовых. Творит ли Церковь милостыню – это благотворит Христос; священнодействует ли Церковь – Христос совершает Таинства; учит ли она – говорит устами Христовыми.

http://pravoslavie.ru/112077.html

Азбука веры Православная библиотека протопресвитер Иоанн Мейендорф Пасхальная тайна : Статьи по богословию Пожертвовать Вход протопресвитер Иоанн Мейендорф Пасхальная тайна : Статьи по богословию Источник Часть 14 Часть 16 Скачать epub pdf Оригинал: pdf 27 Мб СВОБОДНАЯ ВОЛЯ ( γνμη) У ПРЕПОДОБНОГО МАКСИМА ИСПОВЕДНИКА Учение о двух волях Христа, соответствующих его божественной и человеческой природе, которое стало основным предметом спора с монофелитами, нередко считалось несовместимым с пониманием Христа как единой ипостаси или лица. Разве «природа» может обладать волей? Не является ли акт воления личностным? Разве одно лицо может обладать двумя волями? Как ни парадоксально, но прп. Максим Исповедник , главный поборник учения о двух волях, обвинялся, помимо прочего, в отстаивании чисто абстрактного представления о сущности, или природе 277 . На деле вслед за Леонтием Византийским Максим формально противопоставляет понятие «сущности» ( οσα), которого придерживались «философы», считавшие ее «самоипостасной реальностью, не требующей ничего иного для своего существования» ( αθυπστατον πργμα μ δεμενον τρου προς σστασιν), концепции «отцов», видевших в ней «естество, принадлежащее множественным и ипостасно различным существам» ( κατ πολλν και διαφερντων ταις ποστσεσιν νττης φυσικ). Тем не менее, судя по контексту, использованное Максимом определение «сущности» ни в коем случае не означает возврата к аристотелизму. Следующее уточнение понятия ипостаси исключает такое предположение: Ипостась, согласно философам, это сущность с ипостасными характеристиками; согласно отцам, это каждый человек в отдельности, который отличен от других людей 278 . Определения «сущности» и «ипостаси» следует рассматривать в свете учения Максима об «энергии», или «движении» ( κνησις). Мы исповедуем, что природа не существует без движения; ибо без движения она уже не является природой 279 . Таким образом, треугольник «природа – ипостась – энергия (или воля)» является ключом к системе Максима. Цель моих заметок – пролить свет на принятое в этой системе отношение ипостаси и воли, особенно когда они рассматриваются в связи с концепцией свободной воли ( γνμη).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010