Исх.12:47–51 . «Все общество Израиля должно совершать ее. Если же поселится у тебя пришлец и захочет совершить Пасху Господу, то обрежь у него всех мужеского пола, и тогда пусть он приступит к совершению ее и будет как природный житель земли; а никакой необрезанный не должен есть ее; один закон да будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами. И сделали все сыны Израилевы: как повелел Господь Моисею и Аарону, так и сделали. В этот самый день Господь вывел сынов Израилевых из земли Египетской по ополчениям их». То, что обрезанные могли вкушать от Пасхальной трапезы – это свидетельство, что мы можем причащать детей. Откуда это берется? Обрезание прообразовывало собой крещение, и обрезанный, сказано, может есть Пасху. А обрезали восьмидневных. Поэтому мы, православные христиане, в отличие от католиков, когда крестим младенцев, мы их и причащаем. А католики ждут, когда наступит совершеннолетие. Подтверждение тому, что обрезание было прообразом крещения, мы находим у апостола Павла в его Послании к Колоссянам: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении» ( Кол.2:11–12 ). И если крещен – можешь приступать к причастию, как в древности обрезанный мог вкушать от этой Пасхальной трапезы. А наша Пасха – Христос, закланный за нас! Свидетельство о древней Пасхе, которое мы сегодня изучаем, наглядно передает нам информацию и о том, что будет потом. Христос – единственный Агнец, Который может искупить грехи всего мира. И когда Божии суды последней брани Господней – Армагеддона – пойдут по всему миру, те дома, где сохранят верность кресту Христову, где будут осенять себя крестным знамением, где будут носить на груди крест – все те дома будут защищены даже в самые тяжелые дни пришествия антихриста, когда Сын Божий придет умертвить первенца диавола. Господь придет и умертвит его дыханием уст Своих и дарует Исход, освобождение верным из рабства греха диаволу и смерти! Читать далее Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Иуда (Мф.) Искариотский, [один из двенадцати] пошел к первосвященникам, чтобы предать Его им; И [пошедши, πελθων] говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Сказал: что вы дадите мне? и я вам предам Его. б. Подкуп предателя. Они [же], услышав, обрадовались, и согласились, и обещали дать ему денег: они [же] предложили ему тридцать сребреников. И он обещался; с того времени, удобного случая (εκαιραν), [чтобы] [как бы] [при удобном случае, εκαρως] предать (παραδψ), – предать (τον παραδοναι) Его им, тайно от народа. 3. Приготовление Пасхи. а. Вопрос, где приготовить Пасху. Настал [же] день опресноков: в первый опресночный, в который должно было закалать пасхального агнца, – когда пасхального агнца (и) закалали, – приступили ученики к Иисусу, говоря, – говорят Ему ученики Его: где велишь (πο θλεις) пойти (πελθντες) нам, приготовить (τοιμσωμεν) есть (Мф. φαγεν, Мк. να φγης) Пасху? посылает (Иисус Христос) двух их учеников своих, – послал Петра, и Иоанна, сказав: подите, приготовьте нам есть Пасху. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? б. Чудесное указание горницы для Пасхальной вечери. Он [же]сказал [и говорить] подите в город к такому-то; вот, когда войдете вы в город, встретится (Мк. παντσει, Лк. συναντσει) с вами человек, несущий в кувшине воду; подите за ним в дом, в который входит; куда он войдет; скажите (Мф. и Мк. επατε, Лк. ρειτε) хозяину дома того: Учитель говорит тебе [Учитель]: время Мое близко; у тебя совершу Пасху с учениками Моими. Где горница, в которой бы Мне есть Пасху с учениками Моими? И он (Мк. κα ατος, Лк. κακενος) вам покажет горницу большую, убранную, готовую: там приготовьте в. Приготовление Пасхи. И поступили ученики так, как повелел им Иисус: И пошли ученики Его, и [отшедши же], пришли в город, и нашли, как сказал (Мк. επεν, Лк. ερηκεν) им, и приготовили Пасху. Читать далее Источник: Подробный сравнительный обзор Четвероевангелия в хронологическом порядке, с картою Палестины и другими приложениями, как пособие к основательному изучению евангельской истории/Сост. законоучителем Имп. С.-Петерб. Николаев. сирот. ин-та и Александрин. сирот. дома, свящ. м. б. Василием Гречулевичем. Ч. 1-2. В 3-х том. - Санкт-Петербург : тип. Пряца, 1859-1860./Ч.1. - 1859. - XXXII, 518, 127 с., 2 л. ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Как однолетний агнец пасхальный, которого Евреи должны были съедать с строгим соблюдением узаконенных правил, изображал безлетного Агнца Иисуса Христа: так опресноки, которыми Евреи питались, празднуя пасху, в продолжение седьми дней, предызображали чистоту и святость жизни, какая требуется от верующих в Иисуса Христа. Евреи закаляли агнца пасхального каждогодно, и каждый раз, празднуя пасху, питались опресноками только в продолжение седьми дней: а Иисус Христос, как всесовершенный Агнец, вземляй грехи мира ( Ин.1:29 ), однажды был заклан за грехи мира, «с своею кровию однажды вошел во святилище», как учит Апостол «и приобрел вечное искупление» ( Евр.9:12 ). Кровь агнца пасхального, которою, по Божию повелению, помазаны были пороги домов еврейских, однажды спасла от погубления всех первенцов народа еврейского в то время, когда Ангел истребил всех первенцов египетских (Исход. глав. 12): а кровь Иисуса Христа, однажды пролитая на кресте за грехи мира, всегда спасает от вечной смерти всех верующих в Него, Спасителя мира. Так и мы должны праздновать «новую пасху», прославлять Христа Спасителя непорочною и святою жизнию не семь дней, но всегда, во все дни нашей жизни, в надежде совершеннее прославлять Его в нескончаемой вечности. 8. Темже да празднуем не в квасе ветсе, ни в квасе злобы и лукавства, но в бесквасиих чистоты и истины. «Посему станем праздновать не с старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины». «Посему станем праздновать не с старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства». Будем служить Господу Иисусу Христу, будем прославлять Его, вечного Агнца, закланного за грехи мира, будем веселиться и радоваться, воспоминая о величайших Его благодеяниях, будем восхвалять Его, нашего Спасителя, нашего вечного Ходатая ( Евр.7:24 ), «не с старою закваскою», удаляясь общения с худыми людьми, и бегая всякого нарушения заповедей Божиих; «не с закваскою порока и лукавства», удаляясь всякого худого дела, всякой злобы, коварства, обмана, хитрости, лицемерия.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками» ( Мф.26:17–20 ). По этому рассказу и рассказам евангелистов Марка («в первый день опресноков, когда закалали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его» и т. д., Мк.14:12 ) и Луки («настал день опресноков, в который надлежало заклать пасхального агнца, и послал Иисус» и т. д., Лк.22:7 ), с первого взгляда, кажется, что ученики, как и все евреи, приготовили и ели пасху в пятницу 14 низана вечером после солнечного заката – минута, с которой начинался праздник; что Иисус был схвачен в ночь с пятницы на субботу, был распят и погребен в этот последний день. Но что дело не могло произойти таким образом, и что указанные тексты должно истолковывать в смысле более обширном, это доказываю те же самые евангелисты: в самых точных выражениях они свидетельствуют, что Иисус был погребен в день приготовления к празднику, т. е. в пятницу до солнечного заката ( Мф.27:62 ; Мк.15:42 ; Лк.23:54 ). Значит, Он со Своими учениками совершил пасху в четверг вечером. Евангелист Иоанн ставит это вне всяких сомнений: «было утро, и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» ( Ин.18:28 ), т. е. с вечера этого дня они должны были начинать свой великий праздник. Господь Иисус был распят в этот самый день: «но как тогда была пятница, то иудеи» и т. д. ( Ин.19:31 ). И так совершенно ясно, что Господь Иисус совершил пасху в четверг, 13 низана, что могло соответствовать 29 марта. Отсюда время и порядок событий. В Субботу, за шесть дней до Пасхи, 8 низана (24 марта), Господь Иисус был в Вифании, здесь и ночевал. В первый день недели (теперь вербное воскресенье), утром, Он совершил свой царственный вход в Иерусалим; день провел в храме; вечером в Вифанию, где и ночевал. Во второй день недели (теперь понедельник страстной недели), утром, из Вифании возвратился в Иерусалим; день провел во храме; на ночь удалился в Вифанию. В третий день недели (теперь вторник) утром, возвращаясь в Иерусалим, беседовал с учениками на горе Масличной; часть дня провел в храме и оставил его навсегда; затем беседовал с учениками по выходе из храма, и в беседе с ними провел ночь на горе масличной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Когда настал вечер 14 нисана, Иисус Христос пришел вместе с двенадцатью учениками своими в горницу и сказал им: «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием» (которое наступит после Воскресения Христа из мертвых) ( Лк. 22, 15–16 ). Перед началом пасхальной трапезы надо было омыть ноги собравшимся, но ученики, согласно Преданию, не хотели услужить друг другу, а стали спорить, кто из них больше. Тогда Сам Господь встал, снял с себя верхнюю одежду, подпоясался полотенцем и стал омывать ноги ученикам. Когда Он подошел к Петру, тот воскликнул: – Господи! Мне ли Ты умываешь ноги? – Теперь ты не знаешь, но поймешь позже, – сказал Иисус. – Не умоешь моих ног вовек! – воскликнул Петр. – Если не умою тебя, то не имеешь части со Мной. – Тогда не ноги только, но и руки, и голову! – воскликнул Симон. – Омытому надо только ноги умыть, потому что чист весь, и вы чисты, но не все, – ответил Христос, показав, что Он знает предателя; апостолы же были очищены словом Его. После этого, надев обычные одежды, Господь сказал, что этим действием Он дал пример смирения всем Своим последователям, которые должны служить друг другу. Во время вкушения пасхальной трапезы Христос взял чашу с вином и, благодарив, сказал: – Примите ее и разделите между собой, ибо говорю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царство Божие. Взяв хлеб и благодарив Отца, Господь Иисус преломил его и дал апостолам, сказав: – Сие есть Тело Мое, которое за вас предается во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери благословил, говоря: – Пейте от нее все – это Кровь Моя Нового Завета, которая за вас и за многих проливается во оставление грехов. Так Христос установил Новый Союз между Богом и людьми в Своей Крови. Еще до предательства Иуды Он Сам приносит Себя в Жертву Богу, чтобы вкушающие Его Дары имели Вечную жизнь. Эта священная Вечеря, благодаря которой мы можем иметь общение со Спасителем, и доныне совершается во всех церквах.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Крест в руке Иоанна соотносится с одним из главных предметов его свидетельства о Христе: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ). В этих словах просматривается указание на Искупительную Жертву Христа: «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас» ( 1Пет. 1:18–19 ). Кроме того, данным свидетельством очерчивается прообразовательная связь между ветхозаветным пасхальным жертвенным агнцем и Новозаветным Агнцем – Сыном Марии, Иисусом Христом. (В общих чертах эта связь обнаруживается в следующем. Как ветхозаветный пасхальный агнец был чист и непорочен, так и Мессия был нравственно чист, чужд изъяна греха, Совершенный Бог и Человек. Как кровь пасхального жертвенного агнца избавила сынов Израиля от поражения ангелом губителем, так и драгоценною Кровью Христа мы спасены. Как сыны Израиля, потребив в пищу плоть пасхального агнца, при содействии благодати избавились от плена, так и сыны Матери-Церкви, питаясь духовно Телом и Кровью Новозаветного Агнца, в Таинстве Евхаристии, освобождаются от уз и оков греховного плена. Как поедание общим Собранием ветхозаветного агнца объединяло еврейский народ, так и совместное потребление христианами Плоти и Крови Мессии объединяет их в единое тело, единый организм: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор.10:17 ). Как потребление ветхозаветного агнца сопровождалось поеданием горьких трав, так и последователи Христовы на пути к Небу испытывают горечь скорбей). На некоторых изображениях Крещения Господня возле Его Предтечи отмечены: дерево и секира (топор). Этот предостерегающий символ обязан возникновением проповеди Иоанна Крестителя о грядущем суде: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» ( Лк. 3:9 ). Обозначаемый в верхней части композиции сегмент Небесной сферы с лучами знаменует разверзшиеся над Христом Небеса. Этим художественным решением высвечивается идея о Царственном достоинстве Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 5, 2008 год Пасхальная тайна Иисуса В то время был человек среди фарисеев, имя ему Никодим, иудейский старейшина. 2 Вот он пришел к Иисусу ночью и сказал: - Равви, знаем мы, что от Бога пришел Ты учителем. Ведь никому не совершить тех знамений, что совершаешь Ты, если Бог не с ним». 3 Ответил Иисус, сказав ему так: «Аминь, аминь, говорю Я тебе: кто не родится, не увидит тот Божьего Царства». 4 Спрашивает Никодим: «Как это можно человеку родиться, если он стар? Нельзя же ему в материнское чрево снова войти и родиться». 5 Ответил Иисус: «Аминь, аминь, говорю Я тебе: кто не родится от воды и Духа, тому не войти в Царство Божие. 6 От плоти рожденное - плоть, а от Духа рожденное - Дух. 7 Не удивляйся, что сказал Я тебе: «Нужно сверх вам родиться. 8 дышит где хочет. Голос слышишь его и не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так и со всяким рожденным от Духа». 9 И спросил Никодим: «Как это может быть?» 10 В ответ сказал ему Иисус: «Ты учитель Израиля, и этого не знаешь? 11 Аминь, аминь, говорю Я тебе: что знаем, о том говорим, что видели, о том свидетельствуем, но свидетельства нашего не принимаете. 12 О земном вам сказал, и не верите. Поверите ли, если скажу вам о небесном? 13 Но никто не взошел на небо, кроме Того, Кто с неба сошел, - Сына Человеческого, пребывающего на небе. 14 И как Моисей вознес змея в пустыне, так должен вознесен быть Сын Человеческий, 15 чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел в Нем жизнь вечную». Ин. 3, 1-15 Перевод Славянского Библейского фонда Греческое слово значит и «сверху», и «снова». Греческое слово значит и «дух», и «ветер» Евангелие от Иоанна отличает от предшествующих ему ряд характерных черт. На одну из них указывает его специфическое использование за богослужением: за малым исключением литургические зачала пасхального круга взяты из него. Значит, содержание этого Евангелия в высшей степени выражает пасхальную тайну Иисуса. Каким образом и что именно оно открывает нам?

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/5/48...

Лишь будь достоин. Сам иди, ищи Света, рвись к нему. Накопи ароматы души, понеси их Христу, как мироносицы несли ароматы помазания. И спадет пелена земного, и облистает тебя Свет Восстания, и с ним ты духовно совосстанешь Христу, выйдешь из пещеры гроба и обновишься для бессмертия и вечности. «Величит душа моя волею страдавша и погребена и воскресшаго тридневно от гроба» (припев 9-й песни пасхального канона). И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес ( Мк.16:5–6 ). Явление Воскресшего Господа предваряет явление ангела. Так благодатная Божественная Сила предваряет восстание души. Эта Сила дает первый свет душе, и она, запертая в пещере греха и смерти, как бы разбуженная облистанием манящего Божественного Света, ужаснется необычайности зрения и ужаснется своей темноты... А зовущий ангел Божий скажет душе: «Этот свет еще не Бог, Бога нет в пещере смерти. Он воскрес. Восстань и ты, выйди из пещеры и встретишь Воскресшего». «Ангел облистаяй женам вопияше: престаните от слез, яко Христос воскресе» (припев 9-й песни пасхального канона). Но идите, скажите ученикам Его (Христа) и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам ( Мк.16:7 ). Петр отвергся Христа, но и он не забыт. Он выделен из учеников и поставлен как бы вне апостольского лика: «Идите, скажите ученикам и Петру». Величайшее снисхождение! Беспредельная любовь! Пусть даже отвергшийся, но проливший слезы самоосуждения приобщается первой радости Воскресения. Воскресением все зовутся – души чистые и падшие, здоровые и больные, трудившиеся и ленивые. Всю нечистоту тления выжжет Свет Воскресения и вечности. Выйди из пещеры смерти, осияйся Божественным Светом и вкусишь блаженного бессмертия! И к тебе обращен евангельский зов: «Душа! Христос предваряет тебя в Галилее». Христос будет ждать тебя. Он будет ждать и непременно встретит. Не медли. Ты была с Петром, но Он «предварит» и тебя!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebed...

Мк.14:15 . И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую; там приготовьте нам. Мк.14:16 . И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху. На время великих праздников все дома Иерусалима были открыты для гостей. Горницу устланную – коврами, по восточному обычаю, со столом на средине и местами для возлежания при трапезе. Готовую, т. е. снабженную всем, что нужно для празднования пасхальной вечери, кроме конечно пасхального агнца, которого должны были приготовить сами, имеющие совершать пасхальную вечерю. В Иерусалиме каждый житель обязывался давать, если может, даже без платы, иногородним иудеям комнату для совершения пасхи. Господь, любивший простоту, совершает вечерю в большой убранной комнате, показывая тем, что таково должно быть место для святейшего таинства св. причащения (Филар. Черн.). Св. Златоуст замечает при сем: „неудивительно то, что горница была готова для известного человека; но удивительно то, что неизвестный человек решился принять Господа, несмотря на вражду к Нему и злобу на Него начальников народных“. Мк.14:17 . Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью. Вечеру бывшу (по наступлении вечера), т. е. когда посланные Господом, апостолы приготовили пасху, – купили в ограде храма пасхального агнца, дали священнику заколоть его, или сами закололи с благословения священника, и испекли агнца; приготовили и опресноки, и горькие травы, и прочее, что тут требовалось. Мк.14:18 . И когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня. Возлежащим им и ядущим (когда они возлежали и ели). Первоначально постановлено было есть пасху стоя, в дорожной одежде и с посохом в руках, для обозначения поспешного выхода из Египта ( Исх.12:11 ); но впоследствии времени и на пасхальной вечери, как и на других вечерях, стали возлежать. (О возлежании чит. в объясн. 15 ст. 2 гл.). „Есть стоя – обычай рабов, а Иудеи, вышед из Египта, освободились от рабства“, вот объяснение Талмуда, почему изменился древний обычай – есть пасху стоя. Еванг. Иоанн повествует, что пред совершением пасхи Иисус Христос совершил трогательный и весьма поучительный обряд умовения ног Своим ученикам, который заключил словами: Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу, т. е. служить один другому, когда нужно, несмотря и на свое старшинство ( Ин.13 ). Един от вас предаст Мя, ядый со Мною. Господь не указывает прямо Своего предателя, не говорит, что такой-то из Апостолов предаст Его. Это делает Он по Своему милосердию, щадя предателя и давая ему возможность раскаяться.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Мф.27:61 .  Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба. (Ср. Мк.15:47 ; Лк.23:55–56 .) Ссылка на женщин, о которых упомянуто в 56-м стихе. В то время как другие женщины удалились, две Марии сидели против гроба, наблюдая, как происходило погребение. Но Лука рассказывает несколько иначе. Мф.27:62 .  На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату Дальнейший рассказ до конца главы только у Матфея. Относительно времени посещения Пилата первосвященниками и фарисеями мнения сильно разнятся. Мейер думает, что пятницей ( παρασκευ) называется или день перед субботой, или – перед праздником. Из выражений евангелистов ( Мф.27:62 – μετ τν παρασακευν; Мк.15:42 – πε ν παρασκευ; Лк.23:54 – μρα ν παρασακευ; Ин.19:14 – ν δ παρασακευ το πσχα; Ин.19:31 – πε παρσακευ ν; Ин.19:42 – πε ον δι τν παρασκευν τν ουδαων) можно вывести, что все евангелисты говорят не о пятнице перед пасхальной вечерей, а перед субботой на пасхальной неделе. Потому что иначе их выражения можно было бы понимать в том смысле, что у иудеев были пятницы перед пятницами (когда в последние случался праздник), что еще не доказано. Иудеи пришли к Пилату не в ночь с пятницы на субботу, а в саму субботу, когда Спаситель был уже погребен. Предполагают,что это было вечером в саму субботу, когда она уже миновала. Но едва ли это было нужно. Приваливать камень, запечатывать гроб и приставлять стражу – все это не относилось к деятельности самих иудеев. Мф.27:63 .  и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; «Обманщик» – имеет непереходное и переходное значение: заблуждающийся сам и вводящий других в заблуждение (ср. 2Ин.1:7 ; 2Кор.6:8 ; 1Тим.4:1 ). «Еще будучи в живых» – слова эти, вопреки теории о воскресении, согласно которой Иисус Христос был снят с Креста и приведен в чувство, показывают, что Христос был теперь мертв. Дальнейшая речь служит припоминанием того, о чем говорил Сам Христос ( Мф.16:21, 17:23, 20:19 ; Мк.8:31, 9:31 и др.; Ин.2:19 ). Слово γερομαι поставлено в настоящем времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010