II. Что же касается до установления Литургии, то оно ведет свое начало от Самого Иисуса Христа. Это было на последней тайной Его вечери. Чтобы вам не затрудняться, братия в припоминании того, как совершена была эта вечеря, я нахожу не лишним изложить здесь, хотя вкратце, ее историю. В пятнадцатый день месяца Нисана (марта) по принятому у нас счислению – второго апреля, приступили ученики к Иисусу Христу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Иисус подзывает к Себе двух учеников – Петра и Иоанна и говорит им: «Подите в город (Иерусалим); при входе вашем встретится с вами человек, несущий кувшин воды; вы последуйте за ним, и когда войдете в тот дом 1 , в который войдет он, то скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: время Мое близко; где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую, устланную, там и приготовьте». Апостолы Петр и Иоанн пошли, нашли, как сказал им Иисус, и приготовили все, что нужно было для пасхи. Пасхальная вечеря у евреев обыкновенно отправлялась так: сначала, воздав хвалу Богу, они пили общую чашу вина, смешанного с водою, и вкушали понемногу испеченного агнца с пресным хлебом и горькими травами; затем пели псалмы и произносили краткую молитву; потом во второй раз пили общую чашу и опять вкушали агнца, травы и хлеб, и это повторяли до четырех раз, при чем вменялось в обязанность приготовленного агнца съесть всего сполна, не оставляя ничего. Но пасхальная последняя вечеря Иисуса Христа имела свои особенности. Она походила на праздничный ужин и состояла в возношении благодарения Богу, во вкушении общей чаши красного вина, растворенного водою, в снедении разных кушаний, приготовляемых в виде соуса из фиников, смокв, винограда и уксуса, в пении пасхальных гимнов и в разговорах о таких предметах, которые имели близкое отношение к празднику. Пасхального же агнца и опресноков на ней не было, так как обряд закалания и снедения пасхального агнца с опресноками и горькими травами в тот год, когда Иисус Христос совершал Свою тайную вечерю, иудеями совершен был в пятницу 16 под 17 марта, или, по-нашему, 3 под 4 апреля. Совершение подобного рода пасхи в установленные законом и древним преданием числа месяца у иудеев было в обычае, и синедрион этому не препятствовал 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

„Он (Моисей) говорит св. Ириней знал и день страдания Его и образно предсказал его под именем пасхи: и в этот самый праздник, за столько времени предуказанный Моисеем. Господь пострадал, совершая пасху“ 54 . ,,3аповедал же, говорит блаженный «Феодорит, закалять в четырнадцатый день к вечеру. Ибо в сей вечер и Владыка Христос предан был иудеям 55 . „В четырнадцатый же день агнец (пасхальный) заклан во образ Господа распятого на кресте” 56 . Затем самый образ печения пасхального агнца изображает, по воззрениям отцов церкви, именно крестную смерть Христа Спасителя. Святой Иустин, объясняя это, говорит: агнец оный, которого предписано изжарить всего, был образом и предзнаменованием крестной смерти, понесенной Христом. Ибо агнец был возлагаем на огонь, будучи сложен на подобие креста, так как один рожон продевали от нижних его частей до головы, а другой, на котором вешали агнца, проходил поперек спины 57 . Требовалось, чтобы кости агнца не были сокрушаемы. Не сокрушены были и кости Господа: „Ибо, объясняет святой Ефрем Сирин , хотя руки и ноги Господа нашего пронзены были гвоздями, и ребро прободено копием, но кость не сокрушена у Него” 58 . Запрещение сокрушать кости приводит нас к мысли о Христе и убеждает следовать глаголам боговещателя: ибо Божественный евангелист, принимая то изречение в телесном смысле о Христе, говорит: воины... не прободоша Ему голеней, да сбудется Писание: кость не сокрушится от него» ( Ин.19:33–36 ), ( Исх.12 ,:46) 59 . Далее – постановления о месте заклания пасхального агнца предуказывали, по учению отцов церкви, о месте распятия Христа. „Не можешь ты закалать пасху в котором-нибудь из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе; но только на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его, закаляй пасху вечером при захождении солнца, в то самое время, в которое ты вышел из Египта ( Втор.16:5–6 ). Как бы в ответ на такое предписание Иисус Христос говорит о себе: не возможно есть пророку погибнуть, кроме Иерусалима ( Лук.13:33 ), предсказывая этим свою смерть в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/drevne...

   С Моисеем вышло до шестисот тысяч человек, не считая жен и детей. Моисей взял с собою и кости Иосифа, как о том заповедал сам Иосиф перед своею смертью. Как только евреи выступили из Египта, перед ними явился столп, который днем был облачным, а ночью огненным. Он указывал им путь.    День избавления евреев от египетского рабства остался навсегда памятным для них. Господь установил в этот день главный ветхозаветный праздник, который Он назвал Пасхою. Слово «Пасха» означает: прохождение мимо, или избавление от беды (губитель прошел мимо еврейских жилищ). Каждый год вечером этого дня евреи закалывали и приготовляли пасхального агнца и ели его с пресным хлебом. Праздник этот продолжался семь дней.    Агнец пасхальный, кровью которого избавлены были первенцы еврейские от смерти, прообразовал собою Самого Спасителя Иисуса Христа, Агнца Божия, берущего на себя грехи мира, кровь Которого избавляет всех верующих от вечной погибели.    Сама же ветхозаветная еврейская Пасха прообразовала собою нашу новозаветную, христианскую Пасху. Как тогда смерть прошла мимо жилищ евреев, и они освобождены были от египетского рабства и получили обетованную землю, так в христианскую Пасху, Воскресение Христово, смерть вечная прошла мимо нас: Воскресший Христос, освободив нас от рабства диавола, дал нам вечную жизнь.    Христос умер на кресте в день, когда закалывали пасхального агнца, и воскрес непосредственно после еврейской Пасхи; вот почему воскресение Христово празднуется Церковью всегда после еврейской Пасхи и называется также Пасхою.    ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию, в кн. «Исход» (Исх.4:29-31; Исх.5-13). Переход евреев через Чермное (Красное) море и другие чудеса...    Евреи, по выходе из Египта, направились к Чермному, или Красному морю. Египтяне же, похоронивши умерших первенцев, стали жалеть, что отпустили евреев. Фараон, собрав войско с колесницами и всадниками, отправился в погоню за евреями. Он догнал их у берега моря. Увидев позади себя грозные полчища фараона, евреи пришли в ужас. Вместо того, чтобы просить у Бога помощи, они стали роптать на Моисея за то, что он вывел их из Египта. Ободряя их, Моисей в душе своей молился Богу. Господь услышал его молитву. Облачный столп стал позади евреев и скрыл их от египтян. Господь сказал Моисею: «возьми жезл твой, простри руку твою на море и раздели его». Моисей протянул руку свою с жезлом на море. И поднял Господь сильный восточный ветер на всю ночь, и расступились воды. И пошли евреи по сухому дну, вода же была им стеною по правую и по левую сторону. Слыша в стане еврейском движение, египтяне погнались за евреями по дну морскому и уже достигли середины моря. В это время евреи вышли на другой берег. Моисей снова, по повелению Божию, простер руку свою с жезлом на море. Вода морская слилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, и потопила египтян.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

  I.4. Календарь и православная Пасхалия   I.4.1. Зависимость православной Пасхалии от иудейской Для точного определения дня празднования христианской Пасхи желательным является знание точной даты воскресения Господа. Однако дата эта, по мнению профессора В.В. Болотова «осталась и вероятно навсегда останется для истории неизвестной» 20 , поскольку документально подтвержденных данных о времени голгофских событий не сохранилось. Попытка же установить датировку распятия и Воскресения Христова, ссылаясь на косвенные данные, содержащиеся в Евангелиях, «покоится на положениях, которые исторически обосновать очень трудно» 21 . Опираясь на Евангелия, можно только со всей достоверностью утверждать, что Христос воскрес 16 нисана (авива) по иудейскому исчислению, то есть в первый день недели, следующий за ветхозаветной пасхальной субботой. Именно поэтому ранние христианские общины в вопросе определения дня Пасхи строго придерживались иудейской пасхалии.   I.4.2. Иудейская пасхалия и календарная традиция Постановление о праздновании иудейской Пасхи содержится в текстах Моисеева Пятикнижия. «Наблюдай месяц Авив, и совершай Пасху Господу Богу твоему, потому что в месяце Авиве вывел тебя Господь, Бог твой, из Египта ночью […]. Месяц сей да будет у вас началом месяцев […]. В десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца […] и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца […]. В первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня; и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу» ( Втор. 16, 1–6 ; Исх. 12, 2–6 ; Лев. 23, 5–6 ). Таким образом, иудейская Пасха празднуется в ночь с 14 на 15 нисана (авива) по еврейскому лунному календарю. Календарь этот состоит из 12 синодических (лунных) месяцев, определяемых как промежуток времени между двумя последовательными одинаковыми фазами Луны 22 . Синодический месяц составляет 29,530588 солнечных суток, что делает лунный год короче солнечного на 11,25 суток. Для удобства исчислений, месяца в иудейском календаре чередовались количеством дней от 29 до 30. Во время Вавилонского пленения (586–539 гг. до Р.Х.) евреи заимствовали у вавилонян лунно-солнечный календарь. Поскольку лунный год короче солнечного на 11 дней, каждый третий год у вавилонян был високосным и насчитывал 13 месяцев. Такой календарь согласовывал лунные циклы с годичным движением Солнца 23 . В 432 г. до Р.Х. греческий астроном Метон разработал 19-летний календарный лунный цикл, получивший название «Метоновский цикл», который, внес значительное усовершенствование в иудейскую календарную и пасхалическую систему. В Метоновом цикле вставки дополнительного месяца производятся в 3-м, 6-м, 8-м, 11-м, 14-м, 17-м и 19-м годах, что делает его цикличным в сочетании с солнечным календарем. Это значит, что по истечении цикла все фазы Луны повторяются в те же самые числа 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  Кириос Диакон Августин: Иисус не был человеком биографов. Явление Иисуса в силе и славе пасхальной победы, о которой свидетельствуют Евангелия, приносит нам слово о Господе Иисусе, поставленном в Своем достоинстве Кириоса – властелина истории в силу Его пути и Его Креста в кульминации события Воскресения. Иисус становится сакраментальным переводом на язык человеческой конечной реальности той правды, о которой Бог свидетельствовал о Себе словом Библии и словом Истории. Во Иисусе делается очевидным откровение о реальности, реалистичности, достижимости и единственной важности Божией правды здесь и сейчас. Именно поэтому Его господство, наименование Иисуса Господом, Кириосом становится не статичной константой метафизической данности события Боговоплощения, но исполненной драматизма историчности, неповторимости и неочевидности координатой диалога Бога и человека, становящегося гравитацией повседневности и превращающей Рождество Христово в момент начала истории мира и человека. Исповедание первых христианских общин Иисуса Кириосом утверждает это, свидетельствуя о единстве и единственности господства в мире и отрицая претензии политических образований, роль каковых в ту эпоху выполняла власть римской империи – император, который обожествлялся и именовался владыкой, господином. Исповедание веры провозглашает упразднение господства этого мира в славословии единственного Господа: «Из уст Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: " Царь царей и Господь господствующих» (Апок. 19, 16). Иеромонах Иосиф: «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк 2:13,14) Именно пастухам была явлена и приоткрыта слава Христа-Кириоса, господство Христово, плод Его пасхальной победы. Вплоть до наших дней достоинство и слава Христа может оспариваться, иногда отвергаться, но для верующего оно открывается в знамении «младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк 2:12). И знамение это было не просто явлено когда-то две тысячи лет назад где-то в Палестине, но совершается ежедневно в Таинстве Евхаристии, когда архиерей либо священник произносит слова: «И пришедши звезда, ста вверху, идеже бе Отроча» (Мф. 2, 9).

http://bogoslov.ru/article/2345043

Агнец берется единолетен, как солнце правды ( Мал.4:2 , Григорий Богослов ). В заклании пасхального агнца отцы Церкви видят соответствие с великой Жертвой. И прежде всего время заклания совпало с временем распятия Христа. «Он (Моисей), – говорит святой Ириней Лионский , – знал и день страдания Его и образно предсказал его под именем Пасхи. И в этот самый праздник Господь пострадал, совершая Пасху». «В четырнадцатый день агнец пасхальный заклан во образ Господа, распятого на кресте», – замечает Ефрем Сирин . Кропление кровью пасхального агнца – образ нашего искупления кровью Христа ( Кирилл Александрийский ). «Вкушение пресных хлебов, по его словам, – указание на то, что сделавшиеся причастниками Христа должны питать душу свою не заквашенными, чистейшими пожеланиями, приучая себя к чуждой коварства и свободной от порочности жизни». Горькие травы – образ страданий, которые мы должны переносить по любви к Тому, Кто ради нас пошел на смерть. Исх.12:15 .  Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля. Началом семидневного праздника опресноков является следующий за Пасхой день, т.е. 15-e число авива ( Лев.23:6 , Чис.28:17 ). В ночь на это число евреи покинули Египет ( Исх.12:29–34 ). В знак начавшейся с данного момента новой жизни ( Исх.12:17 ) отрешения от египетской закваски, евреи должны изгнать из своих домов все квасное. Нарушитель постановлений богоизбранного народа исключает себя из среды этого последнего – наказывается смертью ( Быт.17:14 , Исх.4:24 , Исх.31:14 ). Исх.12:16 .  И в первый день да будет у вас священное собрание, и в седьмой день священное собрание: никакой работы не должно делать в них; только что есть каждому, одно то можно делать вам. Начало и конец праздника освящаются собраниями при скинии ( Лев.23:6 , Чис.28:17 и др.). Отрешившиеся от всего дурного предают себя Господу, не отвлекаясь от служения Ему житейскими занятиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Албанская/Официальные документы/Послания и заявления Предстоятеля HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Пасхальное послание Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия Вестью о Воскресении непрестанно возвещается свобода от всякого страха. Победой Христовой сокрушена власть демонских сил, исчезла пропасть между Богом и людьми, и восстановлены их отношения. Онтологическое значение Креста и Воскресения уникальным образом разъяснил Апостол Павел: Иисус вочеловечился и принял страдания на Кресте, «дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2:14-15). «Не бойтесь», сказал Ангел Господень женам-мироносицам, которых перед пустым гробом объял «страх и ужас». «Знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь – Он воскрес, как и сказал» (Мф. 28:6). Спустя некоторое время уже Сам Воскресший Христос «говорит им, не бойтесь», а затем, обращаясь к кругу напуганных и поверженных ниц учеников, подчеркивает: «что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?» (Лк. 24:38). И, показывая им следы распятия на руках и ногах, уверяет их Своим присутствием в истинности дивного события Воскресения. «Не бойтесь!» Вестью о Воскресении непрестанно возвещается свобода от всякого страха. Победой Христовой сокрушена власть демонских сил, исчезла пропасть между Богом и людьми, и восстановлены их отношения. Онтологическое значение Креста и Воскресения уникальным образом разъяснил Апостол Павел: Иисус вочеловечился и принял страдания на Кресте, «дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2:14-15). Воскресший Христос положил начало новому человечеству «Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» (Кол. 1:18-22). С Воскресения Христова для людей начался новый способ существования. Уверенность в Воскресении, убеждение в том, что «дана Ему всякая власть на небе и на земле» (Μф. 28:19), освободили учеников от всякого страха и томительного ожидания, сделав их смелыми и мужественными проповедниками новой жизни во Христе.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Апостол Павел не ходил за Христом, не был на Тайной Вечери, не провожал возносящегося Христа долгим взглядом. Однако вот, что он говорит: «Но благодатью Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился; не я, впрочем, но благодать Божия, которая со мною» (1 Кор. 15:10). Павел открывает собою новую страницу в истории Церкви. Начиная с Павла, о Христе свидетельствуют те, кто не ходил за Ним и не знал Его по плоти. Узнавший Христа уже после Воскресения и Вознесения, Павел всех зовет к пасхальной радости и свободе от греха во Христе Иисусе. Он не знал Христа в качестве Учителя, не говорил Ему «равви». Он узнал Его уже прославленным, и говорит даже: «Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» (2 Кор. 5:16) До чего сильна его связь с прославленным Христом, до чего сильно в нем дерзновение! Можно ли при такой благодатной смелости вести речь об оставлености, отдаленности, одиночестве? Скажут, Павел уникален. Кто дерзнет спорить, что Павел уникален! Но разве только на Павловом опыте строится жизнь Церкви? Не Христос ли явился Георгию в темнице, исцеляя его от ран? Не Тот же ли Христос уневестил Себе в видении Екатерину и укрепил в страдании Варвару? Не Тот же ли Христос явился очам Серафима Саровского, тогда еще в сане дьякона сослужившего при Литургии? Не Христос ли являлся Тихону Задонскому в тишине кельи посреди ночных молений? Не Христа ли видел Силуан на Афоне, когда после кратко мига Боговидения жизнь его преломилась на две части: «до» и «после» этой встречи? Вознося Чашу и Дискос при словах «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся» Иоанн Кронштадский чувствовал себя держащимся за стопы Христовы. Как много этих чудных примеров! Все, чем Церковь жива, это переживание Пасхальной победы и общение с Господом Иисусом в Духе Святом. Ради полноты свидетельства можно дать слово и «внешним». Наполеон уже в ссылке, осмысливая опыт прожитых лет, говорил, что солдаты любили его и верили ему до самозабвения. Они бросались на явную смерть, видя своего императора. «Но они видели меня», — говорит Наполеон. А за Христа умирали тысячи и сотни тысяч, хотя перед их глазами Его в это время не было. Эта мысль убеждала Наполеона в Божестве Иисуса. И все так. Но действительно ли не видели умиравшие за Христа Самого Христа? Может быть, опыт мученичества и исповедничества именно и объясняется тем, что Церковь вкладывает в Воскресную песнь после Евангелия: «Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу»

http://pravmir.ru/voznesenie-xristos-ush...

б) Когда незадолго до предательства Мария помазала Господа миром, Иуда счел это помазание за безрассудную трату денег. Он говорил с озлоблением: « для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? » (Иоан. 12:5) Спаситель отвечал: « оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда » (Иоан. 12:7–8). Такой поразительно величественный ответ должен был огорчить Иуду, сердце которого с этого времени более и более охлаждалось к Спасителю. Такие Иуды есть «всегда и везде.» Они не хотят ничего делать для Бога и для Богослужения; они говорят о бедных, о которых они именно менее всего думают! в) Ненависть архиереев и фарисеев к Спасителю возрастала все сильнее и открытее. Решено было убить Господа. Но днем не могли схватить Его, a Его ночное пребывание было неизвестно. «О, если бы только узнать об этом!» возглашали они. Тогда « во время вечери … диавол … вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его » (Иоан. 13:2). Решимость Иуды еще не созрела; он не думал ни о каких дурных последствиях для Господа, он хотел только получить побольше денег и вступил в переговоры. « Что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников » (Мат. 26:15). Иуда и до ныне стоит не одиноким в мире. Тысячи людей ради ничтожной суммы готовы тотчас продать и своего Бога, и свою веру, и свою честь, и все святое. Деньги и имущество для многих выше всего! 2. Многие обстоятельства, внутренние и внешние, понуждали его к ужасному предательству. Какие? а) Спаситель видел его насквозь. В иерусалимской горнице, в святом кругу, вкушали пасхального агнца. Спаситель сказал: « один от вас предаст Меня » (Иоан. 13:21). « Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам » (Иоан. 13:26). «Что делаешь, делай скорее.» (Иоан. 13:27). Если бы Иуда тут же пал в ноги Спасителя и исповедал свою вину; то ему было бы прощено. Но он подумал: «я узнан! Иисус проник в мой замысел. Честь моя пред соапостолами потеряна. Ее не спасти более.» И он отправился к иудейским первосвященникам, чтобы предать Господа. (Очень вероятно, что он вкушал только ветхозаветного пасхального агнца, но не принимал участия в евхаристии).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Благословениями Бога начинаются послания апостола Павла (см. 2Кор. 1, 3 , и Еф. 1, 3). В Откровении Иоанна Богослова предстоящие престолу Агнца ангелы восклицают: «Благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь» ( Откр. 7,12 ). Нет никаких оснований допускать, чтобы Иисус Христос пренебрег этой благочестивой традицией. Насколько сильна была у Него связь молитвы с Писанием, можно судить по тому, что, вися на кресте, Он молился словами псалма: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?» ( Мф. 27, 46 ; Мк. 15, 34 ; ср. Пс. 21, 2 ), и последние Его слова, с которыми Он скончался, – «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» ( Лк. 23, 46 ), – были перифразом слов Псалтири «в Твою руку предаю дух мой» ( Пс. 30,6 ). Несомненно, Он также благословлял каждое блюдо, читая соответствующий бераках и после вечери – зиммун, которые текстуально могли отличаться от зафиксированных в Талмуде, но по общей их цели прославления Бога как Творца и Источника всякого блага, а также и по форме обращения в них к Богу были идентичны талмудическим. Поэтому евангелисты обошли этот момент молчанием и сообщили только то, что было новым, а именно: что благословляемый хлеб Он назвал Своим Телом предаваемым, а общую чашу – Своей Кровью, Кровью Нового Завета, которая проливается за учеников и за многих во оставление грехов. Это новое в тот вечер, как и вся прощальная трапеза, скорее воспринималось чувством, нежели постигалось разумом 38 . Последовавшее вскоре после Тайной вечери Его распятие открыло ученикам смысл Его слов «сие есть Тело Мое, которое за вас предается», а Его смерть, совпавшая с праздником пасхи, раскрыла им, о каком завете в Его Крови Он говорил им накануне. Еврейская пасха (passover) посвящалась воспоминанию избавления этого народа от рабства египетского, и пасхальная трапеза носила характер сугубо священный. Главное блюдо этой трапезы – агнец – было «пасхальная жертва Господ у, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал египтян» ( Исх. 12, 27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010