И обстоятельства установления Евхаристии указывают в ней жертвоприношение. Ибо Иисус Христос установил сие Таинство непосредственно по совершении ветхозаветного жертвоприношения, по заклании и снедении агнца пасхального. Ибо заклание агнца пасхального было истинным жертвоприношением Богу, получившим силу чрез преобразовательное свое отношение к Агнцу, предвечно закланному за грехи мира. Так истинно и бескровное жертвоприношение, совершающееся в Евхаристии, которое умилостивляет Бога силою своего существенного отношения к той же великой жертве, принесенной Иисусом Христом в Самом Себе Отцу Своему ради спасения мира. И еще: Иисус Христос установил Евхаристию в утверждение Нового Завета. Ибо, подавая чашу с вином, Он свидетельствовал: Сия есть Кровь Моя, Нового Завета. Сему так и надлежало быть, по учению апостола Павла, ибо и Ветхий Завет утверждался жертвенною кровью. Святой апостол Павел пишет: Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя... Почему и первый завет был утвержден не без крови (Евр. 9: 16, 18). И Моисей говорил о жертвенной крови телячьей: Се кровь Завета, который завещал вам Господь (Исх. 24, 8). Так и Спаситель почти теми же словами сказал о Своей Крови, из вина претворенной: Сия есть кровь Моя, Нового Завета. Как Моисей утверждал Завет между Богом и избранным народом несомненно жертвенною кровью, так и слова Иисуса Христа свидетельствуют о истинном жертвоприношении в Таинстве Евхаристии. Только надобно при этом помнить наставление апостола Павла: Образы небесного должны были очищаться сими жертвами, самое же небесное — лучшими сих жертвами (Евр. 9, 23). Там приносились в жертву овны, тельцы и проч., а здесь приносится в жертву самое Тело и Кровь Господа Спасителя, Творца неба и земли. Апостол Павел, отклоняя коринфских христиан от общения с язычниками, писал к ним: Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвоприношения?... язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и трапезе бесовской (1 Кор. 10: 18, 20, 21). Апостол трапезу или алтарь христианский противополагает трапезе или алтарю языческого идолослужения. Отселе видно, что в совершении Евхаристии указывает он истинное жертвоприношение, участвующие в котором должны удаляться общения в жертвоприношениях языческих как нечистых и богопротивных.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2331...

И, по мнению св. Кирилла Александрийского , «сеннописуемо было древним таинство Христово в то время, когда приносим был в жертву агнец, по образу которого и Сам Еммануил истинно претерпел заклание ради жизни всех. Так и Божественный Павел пишет: „Пасха наша за ны пожрен бысть Христос” ( 1Кор.5, 7 )» (тв. ч. 3, стр. 252). Гл. 12, 2 мéсяц сéй вáм начáло мéсяцей, пéрвый бýдет вáм в мéсяцех лета месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года «В начале года и в первом месяце является таинство Христово, – говорит тот же св. Отец, разумея пасхального агнца, как прообраз Его. Потому что для нас служит новым веком время пришествия Спасителя нашего, изменившее всё к лучшему, а обветшающее, и стареющее, и близкое к исчезновению, пременяющее в обновление твари ( 2Кор. 5, 17 )» (тв. ч. 3, стр. 238–239). Гл. 12, 3 рцы ко всемý сóнму сынóв Изрáилевых, глагóля: в десятый мéсяца сегó да вóзмет кийждо овчá по домóм отéчеств, кийждо овчá по дóму Скажите всему обществу [сынов] Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство «Агнец пасхальный есть образ Господа нашего, Который в десятый день месяца Низана нисшёл в утробу Девы, – замечает св. Ефрем Сирин по поводу поведения Божьего об избрании в этот день пасхального агнца и разъясняет, – поскольку от 10 дня 7 месяца, в который Захария приял благовествование о рождении Иоанна, до 10 дня 1 месяца, в который ангел благовествовал Марии, протекло шесть месяцев, то ангел сказал Марии: „Сей месяц шестый есть ей нарицаемый неплоды” ( Лк.1, 36 ). Итак, в 10 день агнец заключён, а Господь зачат» (ч. 6, стр. 483). А св. Епифаний Кипрский говорит, что «вземлем овча с 10 дня, по йоте (которой изображается греческая цифра 10) узнавая имя Иисусово» (тв. ч. 2, стр. 336). Гл. 12, 5 овчá совершéнно, мýжеск пóл, непорóчно и единолетно бýдет вáм, от áгнец и от кóзлищ приимете Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку (Зах.14:4) Гора тучная, гора, на которую сошел дождь – яркий образ псалма 67-го (ст.16-17). Свт. Афанасий Великий говорил об этом псалме: «В этом псалме пророк изображает пришествие Господне, низложение мысленных врагов и окончание духовного плена; а также учит, что Господь есть изведший древле сынов израильских из Египта. Сверх сего приявшим проповедь обещает дарование Духа Святого, присовокупляет утешение и Апостолам обетованием избавления от всякой скорби, постигшей их за проповедь» В некоторых изводах иконы в складках риз Младенца угадываются очертания чаши, из которой, от чрева Его, струями золотого гиматия текут потоки живой воды, обещанной Христом в Евангелии (Ин.7:38). «И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима» (Зах.14:8) Христос обновляет тех, кто ждал Его, кто рад Ему, кто сострадал Ему – обновляет возлюбленных Своих и мир Свой. И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино. (Зах. 14:9 Отрок делает шаг – Он грядет. «Я есмь Альфа и Омега, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр.1:8) «Христос грядет! Маранафа!» – это возглас ранних христиан запечатлен в словах Откровения Иоанна Богослова, и полон пасхальной радости. Наш Бог идет переплавить мир – и нам уже знакома заря новой жизни, познанной нами в преломлении Его Хлеба. И прекрасные слова пасхальной службы, взятые из 67-го псалма, где речь идет о Божией Горе – плодоносной, напоенной дождем Духа Горе Тучной, скоро будут воспеты нами, встречающими Воскресшего из гроба: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его (67:1)  Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/ikona-bogorodicy-tuchn...

И теперь в этот день, как и прежде, каждый православный христианин, каждый верующий спешит прийти в храм Воскресения. Тысячи и тысячи людей приезжают из разных стран, чтобы увидеть своими глазами Благодать Божию. Благочестивые паломники приходят с вечера и всю ночь прибывают в храме, стремясь занять удобное место поближе к Кувуклии во время Пасхальной службы и стать свидетелями великого торжества. Из России в этом году к Пасхальной Субботе прибыло 450 наших соотечественников. Каждый покупает специальные пучки свечей — по 33 в каждом (по числу лет Спасителя). В Великую Пятницу вечером, после службы Погребения Господа Иисуса Христа, во всем храме и в Часовне гасят свечи, лампады. Не остается ни одного огонька. Храм погружен в полную темноту. Арабские стражники (кавасы) и еврейские охранники наблюдают за этим и располагаются возле Кувуклии и по всему храму в целях обеспечения порядка. На Ложе Живоносного Гроба, рядом с неугасимою, постоянно стоящею здесь Лампадою, ставят большую золотую лампаду, заправленную маслом, но не зажженную, а также кладут вату; а по краям Ложа прокладывается лента. После осмотра охранниками, хранитель Гроба Господня Митрополит Даниил закрывает Кувуклию и запечатывает ее двери восковой, так называемой, Кустодиевой печатью. Опечатывание Кувуклии происходит во исполнение евангельских слов об опечатании Гроба с телом Христовым: на другой день, который следует за пятницей собрались первосвященники и фарисеи и стали просить Пилата чтобы приказал охранять гроб до третьего дня, ибо Он, еще, будучи в живых, сказал: «После трех дней воскресну». Ученики Его могут придти ночью и украсть Его и сказать народу, что Он воскрес из мертвых. И получив разрешение, «пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать» ( Мф. 27:62-66 ). Вместе со священнослужителями из России (в количестве 16-ти человек) я находился всю оставшуюся часть ночи (до самого прихода Патриарха и Сошествия Благодатного Огня) в алтаре храма Воскресения Христова в преддверии величественного Торжества, в объемлющей душу радости светлого его ожидания, выбрав заранее удобное для обзора место.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/dushepol...

Из этого сказанного самым очевидным образом обнаруживается, что не только мы не должны сомневаться в том, квасным или бесквасным был хлеб таинственной вечери, но и необходимо должны признать, что он был квасный. Но о первой из твоих посылок довольно, а опять перейдём к остальным, по порядку. Впрочем, уже и вторая расшатана, когда ниспровержена первая, от которой зависит. Ибо принимая, что значение слова " хлеб " обоюдно, она навлекала сомнение из наведений по сему значению; а когда речь наша прогнала сию двусмысленность, и в противность твоему мнению представила несомненность, то я уверен, ты сознаёшь, внимательно рассуждая, что весь строй речи у тебя покоится на гнилом основании. Однако же рассмотрим её и саму по себе. Был день опресноков, говорит, и это показывают Евангелия. Сам я очень бы желал узнать это, и как в Евангелиях указывается. У Матфея, говорит, так. " В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу, говоря Ему: где велишь приготовить Тебе пасху? " (Мф.26:17). А у Марка: " И в первый день опресноков, когда закалали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? Мы пойдём и приготовим " (Мк.14:12). У Луки же: " настал же день опресноков, в который надлежало закалать пасхального агнца, и послал [Иисус] Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху " (Лк.22:7-8). Тогда же была и вечеря. Потому что говорит: " когда настал вечер, Он возлёг с двенадцатью учениками " (Мф.26:20). И немного дальше: " И когда они ели, Иисус взяв хлеб и, благословив, преломил и раздал ученикам, и сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое " (ст.26). Так говорят Матфей и Марк (Мк.14:17,18,22). Да и Лука говорит: " когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания " (Лк.22:14-15). И вскоре: " и взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание " (ст.19). Это, конечно, знаю, речения Евангельские; но если допустим, что день, в который была Владычня вечеря, был одним из семи дней, в которые определялось ядение опресноков, первым именно, то не знаю, как признать согласие у первых трёх Евангелистов и с самими собой, и с истиной, и особенно с Иоанном Богословом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/573/...

Имеющий поразить всех первенцев в Египте от человека до скота и тем самым, поскольку некоторые породы последнего считались за богов, доказать бессилие их ( «произведу суд над богами Египетскими») ( Исх.12:12 ), Господь пройдет мимо домов еврейских. Отсюда «песах», Пасха – прохождение мимо. Исх.12:14 .  И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; как установление вечное празднуйте его. Значением праздника объясняется его постоянное совершение за все то время, в течение которого будет сохранять свою силу ветхозаветный культ. Только в этом смысле Пасха – «установление вечное» (см. 1Кор. 5:7 ). Подобно другим праздникам и установлениям, ветхозаветная Пасха является тенью, прообразом будущего ( Кол.1:15–17 ). В пасхальных постановлениях тень будущего прозревали еще ветхозаветные писатели. Грядущему Мессии они усвояли такие названия, которые, очевидно, заимствованы от пасхального агнца. Так, пророки Исайя и Иеремия уподобляют Его агнцу ( Ис. 53:7 , Иер. 11:19 ), и в этом уподоблении новозаветные писатели видят ясное указание на Иисуса Христа ( Деян.8:32–35 ). Сообразно с этим название агнца прилагается к Нему и в Новом Завете ( Ин. 1:29 , 1Пет. 1:19 ), а святой Иоанн Богослов, рассказывая, что воины не перебили голеней Христа, замечает: «сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» ( Ин.19:33–36 , Исх.12:10 ). Более подробно раскрывают прообразовательное значение Пасхи отцы и учители Церкви. «Агнец, – говорит Кирилл Александрийский , – долженствовал быть предварительно избран и отделен от стада для жертвы: так и Христос от вечности предопределен к страданию за род человеческий». От пасхального агнца требовалось, чтобы он был совершен, без порока, мужеского пола, однолетен ( Исх. 12:5 ). Все эти черты, по указанию отцов Церкви, ясно изображают Иисуса Христа. Совершенство агнца – совершенство Христа не только по божеству, но и по воспринятому естеству, которое помазано божеством. Непорочность агнца – непорочность Христа, потому что Он врачует от позора и недостатков и скверн: сам Он воспринял на Себя наши грехи и болезни, но сам не подвергся ничему требующему врачевания.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ин.13:2 .  И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, «И во время вечери». Евангелист не определяет, когда, в какой день происходила эта вечеря. Но принимая во внимание обстоятельство, что на этой вечери происходит открытие предателя, которое, согласно синоптикам, совершилось именно на последней пасхальной вечери, когда была установлена Евхаристия, мы имеем право заключать, что и Иоанн здесь говорит о последней пасхальной вечери Христа. K этому нужно прибавить, что и там, и здесь ученикам дается от Христа наставление относительно смирения. Но почему Иоанн ничего не сообщает о вкушении Христом с учениками пасхи и об установлении Таинства Евхаристии? Вероятно, потому, что он находил вполне достаточным повествование об этом синоптических Евангелий. (О дне Тайной Вечери по Евангелию Иоанна – см. комментарии к Ин.18:28 ). «Диавол вложил...». См. комментарии к Лк.22:3 . Ин.13:3 .  Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, «Иисус, зная, что...». Эти слова обыкновенно толкуются как уступительное предложение: «хотя Иисус знал... однако» и т.д. Но такое толкование едва ли правильно. Согласнее с контекстом речи видеть здесь обстоятельство причины и передать мысль всего стиха так: «Иисус, так как Ему было известно, что Отец всё – и, следовательно, прежде всего этих двенадцать апостолов, которые должны стать свидетелями о Христе – отдал в руки Его и, следовательно, Он обязан приготовить их к исполнению назначенной им от Бога задачи, а, с другой стороны, зная, что Ему через несколько часов предстоит возвратиться к Отцу Своему, от Которого Он пришел и что, следовательно, Ему остается немного времени для научения учеников самым главным добродетелям – смирению и любви друг к другу, которые им так необходимы будут в деле их будущего служения, «встал с вечери», т.е. преподал им последний урок смирения и любви». Ин.13:4 .  встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. По обычаю, перед вечерей служитель умывал ноги пришедших на трапезу. В настоящий раз служителя не оказалось, а из учеников никто, очевидно, не пожелал оказать Христу и сотоварищам соответственной услуги. Тогда Сам Господь встает с вечери и приготовляется к совершению омовения, которое должен бы сделать простой слуга. Очень вероятно, что поводом к этому послужил спор, происшедший между учениками о первенстве (см. Лк.22:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ин. 21:24 . И видевший: т. е. стоявший сам в это время при кресте и своими глазами видевший, следовательно, свидетель достоверный вполне. Это – сам Иоанн (ст. 26), который обыкновенно говорит о себе в своём Евангелии в третьем лице. – Истинно свидетельство его: нет в нём неправды, ибо оно свидетельство непосредственного очевидца события. – Он знает и пр.: Иоанн уверяет сим, что он не только не вводит в обман других, но и сам не обманывается, он в этом убеждён: он знает, что говорит истину. Такое усиление свидетельства и уверения показывает, что Иоанн говорит об этом событии как о необыкновенном, неожиданном, чудесном; иначе уверение это не имело бы цели. Ибо, зачем было бы уверять, если бы это явление было естественное, известное, которое не могло не быть известно Иоанну и которому всякий мог поверить без особого уверения? 36. Ин. 19:36 . Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится. Исх. 12:46 ; 1Кор. 5:7 . 37. Ин. 19:37 . Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили. Зах. 12:10 ; Откр. 1:7 . Сие произошло и пр.: сие относится не только к прободению ребра Господа, но и к тому, что у него не были перебиты голени. Оба эти события – перебитие голеней и прободение копием были предуказаны ещё в Ветхом Завете и исполнились теперь на распятом Христе, чем и показывается, между прочим, что он есть истинный Мессия, несмотря на крайнее Его уничижение. Первое место Писания взято из книги Исход ( Исх. 12:46 ). По закону пасхальному у агнца пасхального не должны быть сокрушаемы кости, а всё оставшееся от снедения его должно быть предано огню. Иоанн указывает причину сего, непонятную в отношении к агнцу пасхальному самому по себе, в том, что он прообразовал истинного пасхального Агнца – Христа, у которого не должно быть сокрушено кости в пречистом теле Его. «В прообразе было так наперёд ради истины» (Злат.). Второе пророческое место Писания, исполнившееся теперь на Христе, находится в книге пророка Захарии ( Зах. 12:10 ). В этом месте Иегова в лице Мессии представляется как пронзённый народом Своим, и этот самый народ при взгляде на пронзённого представляется приносящим пред Ним покаяние с плачем и рыданием.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Иначе не могло быть, потому что бытовавшие во время Иисуса Христа в традиции устной передачи и затем зафиксированные в Талмуде барахи и киддуши были созданы на основе священных книг, в частности пророческих и Псалтири, и часто представляли дословное заимствование из этих книг. Как сильна была эта связь Писания с молитвой у Самого Иисуса Христа, можно судать по тому, что, вися распятым на кресте, Он молился словами псалма: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» ( Мф. 27:46 ; Мк. 15:34 ; ср. Пс. 21:2 ), и последние слова Его, с которыми Он скончался, – «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» ( Лк. 23:46 ), – были перифразом слов Псалтири «в Твою руку предаю дух мой» ( Пс. 30:6 ). В свете сказанного будет понятно, почему евангелисты так подробно передают слова Господа, с которыми Он обращался к апостолам, преподавая им хлеб – Божественное Тело и чашу – Божественную Кровь Его, и не упоминают ни одного выражения из тех благословений и благодарений, которые Он возносил в связи с тем же хлебом и чашей Богу. Они передают то, что было «новым заветом» Господа, и не повторяют того, что было известно в подробностях их современникам. Последняя, предсмертная трапеза Иисуса Христа с Его учениками явилась основой главнейшего христианского богослужения – Евхаристии, или литургии. Чтобы понять, как это произошло, надо остановиться на некоторых обстоятельствах Тайной вечери и последующих за ней событиях смерти и Воскресения Иисуса Христа. Еврейский праздник пассовер (passover), а в греческом произношении пасха ( πσχα), посвящался воспоминанию избавления этого народа от рабства египетского, и пасхальная трапеза, как сказано было выше, носила сугубо религиозный характер. Главное блюдо этой трапезы – агнец – являлось не просто праздничным кушаньем. Это была «пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал египтян» ( Исх. 12:27 ). Так гласил закон Моисея. Именем Иеговы было узаконено даже приготовление этого блюда, связанное с ритуалом помазания кровью агнца косяков и перекладин дверей жилищ евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Исх.12:1–14 ). Моисей передал это повеление Божие Израильтянам, и они совершили пасху в пустыне синайской в 14-й день первого месяца, под сумерки; но оказалось, что некоторые Израильтяне были нечисты от прикосновения к телам умерших и потому не могли совершить пасхи в это время. Они пришли к Моисею и Аарону и говорили: «мы нечисты от прикосновения к мертвым телам человеческим; для чего же нас лишать того, чтобы мы принесли приношение Господу в назначенное время среди сынов Израилевых» (ст. 4–7)? Моисей обратился к Богу для разрешения этого вопроса, и Бог дал такой закон: всякий, кто из сынов Израилевых будет нечист от прикосновения к покойнику, или будет в дальней дороге, а потому не возможет совершить пасхи вò-время, пусть совершить ее чрез месяц, т. е. в 14-й день второго месяца под вечер и во всем сообразно с законом, т. е. должен есть ее с горькими травами, ничего не оставлять до утра, не сокрушать костей пасхального агнца и проч. (ст. 8–12 ср. Ин.19:36 ). Но если кто без указанных уважительных причин не совершить пасхи вò-время, то «потребится душа та от людей своих» (ст. 13). Закон о пасхе пусть будет один для всех, как для пришельца, так и «для туземца» (ст. 14). _______________ 1. Какие известны в Писании пополнения и измнения в уставе о пасхе, данном в первый раз при исходе ( Ucx.XII ) из Египта? При праздновавнии пасхи у Синая первый устав о пасхе пополнился постановлением о двояком времени совершения пасхи в случаях исключительных ( Чис.9:10–11 ). В это же время вероятно изменен был и первый закон о частном заклании пасхального агнца в каждом доме и о помазании кровью его дверных косяков; так как в это время уже существовала скиния, где должны были закалаться все жертвы ( Лев.17:1–9 ), были и законные священники, которые одни имели право кропить кровью. Посему заклание пасхальных агнцев совершилось у Синая вероятно при скинии (см.Вт.16:5–6), а вместо помазания косяков дверных священники совершили кропление жертвенною кровью алтаря и сожжение на нем туков, как при жертвах спасения и греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010